Что такое вертушка для гитары

Как сделать вертушки на гитаре — обучение приему игры с упражнениями

Чтобы совершенствовать мастерство исполнения, не нужно заучивать все существующие аккорды и бои. Можно действовать иначе. Например, развивать скорость пальцев левой руки и чувство ритма. Но набивать руку на упражнениях скучно и непродуктивно, ведь они никогда не понадобятся в реальной музыке.

Вертушки на гитаре. Общая информация

Я предлагаю практиковаться на приемах, которые требуют серьезной подготовки. Их отличие от упражнений на развитие скорости в том, что подобные вещи встречаются в настоящих музыкальных композициях.

Поначалу они кажутся сложными, но с опытом вы сможете не только применять этот прием, но и играть увереннее в общем. Сегодняшняя тема – вертушки на гитаре.

Что такое гитарные вертушки

Это быстрый зацикленный пассаж, чаще всего электрогитарный. Такие фразы вставляют в кульминации сольных партий. Они драйвовые, выделяются на фоне остального звучания.

Их используют в разных жанрах:

Это эффектный прием, который создает впечатление виртуозной игры. Но это лишь аудио иллюзия. Для игры вертушек на гитаре нужно не так много усилий, как кажется слушателю. Этот прием стоит выучить, чтобы иметь возможность покрасоваться и разнообразить размеренную игру.

Принцип исполнения

Главный трюк игры вертушками на гитаре в зацикливании. Музыкант придумывает фразу (чаще всего на высоко звучащих ладах) так, чтобы она была простой. В ней не очень много нот. Обычно полтакта – такт, то есть 4-8.

Наступает время практики: нужно отточить технику так, чтобы исполнять на большой скорости.

Теперь такт повторяют несколько раз. Чтобы он не казался однообразным, в одном ключе создают больше одной последовательности нот и чередуют отрывки.

Мы получаем отрывок соло, который звучит «сложно», хотя не требует больших затрат. Этого достигают за счет маленькой длины отрывка и использования одной струны.

Это не значит, что усилия прилагать не нужно. Потребуется практика, чтобы нарастить скорость – самый впечатляющий элемент исполнения.

Как придумать гитарную вертушку

В прошлом абзаце вы встретили слово ключ. Оно могло быть непонятным.

Как и любая музыка, кроме намеренно диссонансной, вертушка для гитары создается в определенной гамме – мажорной или минорной. Кроме того, она строится вокруг определенной ноты – тоники. Все остальные должны с ней сочетаться. Легче всего искать соответствия по кварто-квинтовому кругу.

Смотрите по нему, какие звуки сочетаются и расставляйте их рядом.

  1. Пассаж не существует в пустоте, а является частью соло. Поэтому он должен гармонировать с остальной частью произведения. Например, если вся песня написана в ля-миноре, а вертушку вы сочинили в до-мажоре, сочетания не выйдет.
  2. Фразу легко придумать на основе аккордов самой композиции, упростив их или разложив на отдельные звуки.
  3. Гораздо проще технически выполнить задуманное на верхних ладах гитары, потому что они короче нижних.
  4. Для легкости располагайте ноты на соседних ладах и ближайших струнах гитары. Так вы сэкономите время, которое могли потратить на то, чтобы дотянуться до нужного места.

Как применять вертушки

Чаще всего вертушки используются в соло-частях и в их кульминациях, чтобы сделать акцент. Их проигрывают несколько тактов, добиваются высшей точки напряжения, потом его снимают и переходят к более размеренному ритму.

Упражнения на отработку

Для развития мастерства подойдут любые упражнения с возвратом:

  1. Гаммы. Это еще и способ заучить ноты. Возьмите табы гаммы (или выучите ее) и проиграйте под метроном. Начните с 60 ударов в минуту, постепенно увеличивайте темп до максимально возможного. Не переходите на более быстрый, не исполняя уверенно предыдущий.
  2. Адаптации известных произведений, где есть готовые табулатуры пассажей. Тот же Паганини никогда не писал свою музыку для гитары, но переложений есть немало.
  3. Легато или пулл-офф. Это вариант игры на гитаре, при котором струну дергают один раз, а потом снимают палец и оставляют ее звучать. Натренировавшись, можно сократить себе работу. Вместо нескольких касаний струны вы сделаете одно или два с пулами и обратными постановками пальца.
  4. Выступления известных гитаристов. Есть много записей выступлений рок-легенд, где видно их гитары и какие приемы используются. Попробуйте понять или даже повторить.

Несколько табулатур для тренировки:

Это адаптированный для гитары фрагмент из каприса Паганини. Попрактикуйтесь, обязательно под метроном.

А это второй фрагмент оттуда же.

Теперь сыграйте их поочередно. Менять позицию руки на гитаре после каждых 4 нот неудобно, поэтому лучше менять через каждые 2 такта (то есть 8 нот). Чтобы композиция стала совсем логичной, каждый фрагмент повторим по 4 раза. Постепенно увеличивайте количество ударов в минуту, и вот – ваша первая вертушка сыграна.

Примеры композиций с вертушками

  1. Stairway to Heaven – Led Zeppelin – легче разобрать известные примеры. Переслушайте знаменитое соло и найдите в нем нужные моменты. Кстати, здесь используется именно легато.
  2. На видео ниже вы найдете трек гитаристов-виртуозов метал-музыки и находящихся рядом с ней жанров. Не раз участники используют прием, который мы разбирали сегодня. К тому же это отличный вдохновляющий пример.

Мы разобрали вертушки – драйвовый и эффектный прием. А какие ваши любимые фишки на гитаре, сложные ли они? Делитесь статьей с друзьями-гитаристами, надеюсь, она будет полезна! Сохраняйте текст в закладки, чтобы вернуться к нему во время обучения.

Видеоурок игры на гитаре — как играть вертушки на гитаре (рок импровизация):

Растяжка пальцев для игры на гитаре — эффективные упражнения. Об этом можно почитать у нас на сайте.

Источник

Как Играть Вертушки на Гитаре. Часть 1. Что такое Вертушки.

Начнем с того, что определим – что такое «вертушки».

Итак, вертушки — это короткие зацикленные фразы, как правило, исполняемые в быстром темпе.

Для чего они исполняются?
Первая и главная цель, о которой наверное знают все – это создание эффекта крутой скоростной игры, впечатление виртуозности гитариста.

Первое, но не единственное – о других целях скажу позднее.

Заметьте, я употребил слова «эффекта», «впечатления» — так чем же исполнение вертушек отличается от реальной виртуозной игры?

Когда мы говорим о реально виртуозной игре, то подразумеваем, что играть действительно технически сложно. А исполнитель, демонстрируя виртуозность, играет какое-то технически сложное произведение — например, какой-нибудь каприс Паганини.

И слушатель, помимо того, что получает эстетическое удовольствие от музыки, еще и восхищается тем, как исполнитель ловко справился с этими техническими сложностями.
А вертушка – как раз наоборот, заранее так составлена, чтобы вызывать наименьшие технические проблемы. Она изначально предполагает логичную и экономную работу пальцев левой (и правой) руки.

При помощи игры вертушек эффект «стены звука» достигается «малой кровью» — Это гитарный трюк. Этот трюк основан на однотипной последовательности движений – так называемом «динамическом стереотипе». О нем отдельно скажу позднее.

А теперь я сделаю маленький трюк.
Мы возьмем начало этого каприса Паганини в трактовке Стива Вая. И отрежем четыре ноты в самом начале . И зациклим их — вот так.

Алле… Ап! Получается вертушка!

То же самое можно сделать и со следующими четырьмя нотами. И еще одна вертушка:

А теперь скомбинируем их. Конечно, играть по одному циклу вертушки и сразу же менять — это сложно. Слишком часто придется скакать с позиции на позицию. Но это и не нужно. Достаточно играть по два цикла каждую:

Если говорить об боксах — а это поможет нам просто перенести (транспонировать) эту вертушку в другую тональность, пользуясь не абсолютной (нотной) а относительной (аппликатурной) шкалой на грифе — то вертушка располагается на стыке четвертого и пятого боксов минора:

И вот практический вывод номер один.

— Чтобы сотворить приличную вертушку, можно взять кусочек какого-нибудь произведения, отрезать несколько (три-четыре) ноты – и зациклить их.

Только обратите внимание на то, чтобы их удобно было играть, особенно стыковку конца и начала цикла.

И поскольку мы уже заговорили сегодня о Стиве Вае – то вот его крутая вертушка, которой он едва не размазал Юджина в сцене дуэли:

Вертушку можно сыграть в различных вариантах звукоизвлечения — в том числе и полностью легатно — пуллами (pull off) и хаммерами (hammer on).

Если ее зациклить, то получается что период в четыре цикла полностью укладывается в ТРИ такта. Вот так:

И в относительной шкале на грифе (боксах) вертушка располагается в аппликатуре стыка второго и третьего боксов:

В продолжении мы поговорим о том, для чего еще нужны и особо ценны вертушки – и где их применять.

Источник

Вертушки на гитаре — часть 1: технические хитрости Джимми Пейджа и Марка Нопфлера

Вертушка — небольшая повторяющаяся мелодическая фраза. Является излюбленным приёмом многих гитаристов, играющих блюз и рок. Закрученная до «сверхзвуковой» скорости, она умножает энергетику гитарного соло в разы, а иногда придаёт ему агрессивности и напористости. Вертушки на гитаре не знают стилевых границ. Баллада на 12/8 или пульсирующий дабл-тайм трэш-метала за 200 ударов в минуту — не важно! Зацикленные в определённых ритмических рамках «фишки», обёрнутые в хорошую музыкальную идею, всегда звучат ярко и красиво.

Воспевать хвалу и дифирамбы вертушкам на гитаре можно бесконечно. Но теперь, самое время приступить к практике. Впереди нас ждёт исследовательский экскурс по знаменитым соло от гитаристов, чьи имена на слуху у почитателей струн и ладов всей планеты.

Вертушки Джимми Пейджа в Stairway to Heaven

Великий гуру Пейдж в этой теме постарался по-особенному, изысканно разукрасив гармонический двухтактовый квадрат Am G/ F. В 9-11 тактах соло, она самая и есть — вертушка. Давайте послушаем:

А теперь проанализируем технику исполнения и сыграем:

Фраза основана на ля минорной пентатонике. Она вращается вокруг ноты С (III ступени от ля): начинается этим звуком и заканчивается. Изюминка вертушки — повторяющийся бэнд от D (ре) на 1 тон до E (ми) и обратно до D (ре) без удара медиатора. Секстольные фигуры (для удобства чтения разбиты на триоли) проносятся через все аккорды последовательности, меняя их тональный окрас.

Освоить эту вертушку поможет замедленная запись. Сначала прослушайте, а затем попробуйте сыграть синхронно.

Финал соло небесной баллады заканчивается триольной вертушкой-арпеджио ля минора:

медленно это звучит так:

Начало — E, затем пул от С к A (удар медиатора вниз) и снова на 2-й струне E (удар медиатора вверх)

Вертушки от Марка Нопфлера из Sultans of Swing

Эта вертушка из заключительного соло по ля минорной пентатонике красиво подчёркивает аккорд С в гармонии темы: Dm / Bb / C.
Раскачивание фразы начинается с ноты E из-за такта. Затем предшествующий лик и — «вращение»: C на 1-ой струне — удар медиатора вниз; пул от A к G на 2-ой струне — вверх; E на 3-ей струне — снова удар медиатора вверх (получается свип).

Стоит отметить, что этот вариант штриха является вольной трактовкой. На самом деле в оригинале Нопфлер играет пальцами, а не медиатором.

Но это лишь только начало: в кульминации соло Sultans of Swing вертушкам в виде арпеджио отведена главная роль:

Существуют различные варианты их исполнения:

1 Вариант:

Скольжение ударом вверх с первой на вторую струну и затем удар вниз. Этот способ извлечения трудней в плане исполнения, но позволяет добиться более чёткой, ритмичной фразировки.

2 Вариант:

Стандартный двухструнный свип: 1 удар вверх — 2 удара вниз. Играется сравнительно легко, но даёт более «размытое», сглаженное звучание.
Определившись с техникой, можно приступать:

Вертушки 16-ми по аккордам последовательности: 1 такт — арпеджио Dm, 2т. — в той же X позиции Bb (в аппликатуре изменяется всего лишь одна нота: А на Bb), 3 и 4 такты — С в XII позиции.

Источник

Что такое вертушка для гитары

Я решил записать небольшую серию видео о вертушках в соло-гитаре в стиле «Рок». Ее цель – не показ собственно вертушек, хотя и это тоже будет, а дать полное понимание – что это, для чего они по-настоящему нужны, на чем они основаны, как их исполнять и как сочинять самостоятельно. То есть, это будет краткая энциклопедия по этому исполнительскому приему.
Начнем с того, что определим – что такое вертушки.

Итак, вертушки это короткие зацикленные фразы, как правило, исполняемые в быстром темпе. Для чего они исполняются? Первая и главная цель, о которой наверное знают все – это создание эффекта крутой скоростной игры, впечатление виртуозности гитариста. Первое, но не единственное – о других целях скажу позднее.
Заметьте, я употребил слова «эффекта», «впечатления» — так чем же исполнение вертушек отличается от реальной виртуозной игры?

Когда мы говорим о реально виртуозной игре, то подразумеваем, что играть действительно технически сложно. А исполнитель, демонстрируя виртуозность, играет какое-то технически сложное произведение — например, какой-нибудь каприс Паганини.

И слушатель, помимо того, что получает эстетическое удовольствие от музыки, еще и восхищается тем, как исполнитель ловко справился с этими техническими сложностями.
А вертушка – как раз наоборот, заранее так составлена, чтобы вызывать наименьшие технические проблемы. Она изначально предполагает логичную и экономную работу пальцев левой (и правой) руки. При помощи игры вертушек эффект «стены звука» достигается «малой кровью» — Это гитарный трюк. Этот трюк основан на однотипной последовательности движений – так называемом «динамическом стереотипе». О нем отдельно скажу позднее.

А теперь я сделаю маленький трюк. Мы возьмем начало этого каприса Паганини в трактовке Стива Вая. И отрежем четыре ноты в самом начале . И зациклим их — вот так.

Алле… Ап! Получается вертушка!

То же самое можно сделать и со следующими четырьмя нотами. И еще одна вертушка:

А теперь скомбинируем их. Конечно, играть по одному циклу вертушки и сразу же менять — это сложно. Слишком часто придется скакать с позиции на позицию. Но это и не нужно. Достаточно играть по два цикла каждую:


А еще проще — без ущерба для эффекта — играть по четыре цикла:

Если говорить об боксах — а это поможет нам просто перенести (транспонировать) эту вертушку в другую тональность, пользуясь не абсолютной (нотной) а относительной (аппликатурной) шкалой на грифе — то вертушка располагается на стыке четвертого и пятого боксов минора:

И вот практический вывод номер один.
Чтобы сотворить приличную вертушку, можно взять кусочек какого-нибудь произведения, отрезать несколько (три-четыре) ноты – и зациклить их. Только обратите внимание на то, чтобы их удобно было играть, особенно стыковку конца и начала цикла. И поскольку мы уже заговорили сегодня о Стиве Вае – то вот его крутая вертушка, которой он едва не размазал Юджина в сцене дуэли:

Вертушку можно сыграть в различных вариантах звукоизвлечения — в том числе и полностью легатно — пуллами (pull off) и хаммерами (hammer on). Если ее зациклить, то получается что период в четыре цикла полностью укладывается в ТРИ такта. Вот так:

И в относительной шкале на грифе (боксах) вертушка располагается в аппликатуре стыка второго и третьего боксов:

>>> В ПРОДОЛЖЕНИИ мы поговорим о том, для чего еще нужны и особо ценны вертушки – и где их применять.

Еще на ту же тему:

Подписывайтесь на мой канал Youtube:

И в мою группу в социальной сети ВКонтакте где также много полезной и интересной информации.

Особенно рекомендую подписаться на сообщения от группы. Это поможет Вам не упустить ничего важного.

Источник

Оцените статью