- Поиск
- Модернизированное пианино «Sonette»
- Рубрики
- Выбираем пианино — смотрим колки (вирбели)
- Что такое колок
- Принцип работы колка
- Почему колок перестает работать?
- Износ вирбельбанка
- Разрушение вирбельбанка
- Низкое качество вирбелей (колков)
- Заключение
- Средство PIN–TITE для укрепления вирбельбанка фортепиано
- Что такое вильбербанк у пианино
Пианино и рояли для Вас
дорогие и дешевые
роскошные и строгие
старинные и современные
Поиск
Модернизированное пианино «Sonette»
Рубрики
Выбираем пианино — смотрим колки (вирбели)
Для того чтобы правильно оценить состояние колков на пианино, прежде всего, необходимо знать что это за детали и какую функцию они несут в инструменте.
Что такое колок
Колок или вирбель, это деталь пианино или рояля с помощью которой натягивается и остается в натянутом состоянии струна инструмента.
Количество вирбелей (колков) в фортепиано зависит от модели инструмента и количества струн на нем.
Принцип работы колка
Диаметр колка немного больше чем диаметр отверстия в которое он запрессовывается, за счет этой разницы в дереве он сидит очень плотно. Настолько плотно, что исправное фортепиано расстраивается не столько из за ослабления самих колков, сколько из за изменения влажности в помещении.
Изменение влажности в летний и зимний (отопительный) период влияет на деку (деталь фортепиано отвечающюу за передачу звука). Ее гигроскопичность (свойство позволяющее принимать в себя и отдавать влагу) и является основной причиной расстраивания инструмента.
Почему колок перестает работать?
Однако со временем и сам колок перестает справляться с нагрузкой. Сочетание этих двух факторов (изменение купола деки и потеря работоспособности колков) приводит к тому, что инструмент перестает держать строй, то есть расстраивается во первых не равномерно, а во вторых очень быстро.
Причин, почему колки перестают держать строй, несколько
Износ вирбельбанка
Первая, и самая распространенная причина, это износ вирбельбанка. Как и дека, вирбельбанк сделан из дерева, а значит способен, хоть и в меньшей степени чем дека, реагировать на изменение влажности.
Дерево рассыхается и со временем отверстие в которое запрессован колок становится немного больше. На глаз это совершенно не заметно, но этого достаточно для того чтобы колок перестал справляться со своей нагрузкой.
Конечно, это не значит, что инструмент совсем не пригоден. Достаточно заменить колки на ремонтные, диаметр которых немного больше, чем у тех что стояли прежде и фортепиано снова будет в рабочем состоянии, но такая работа достаточно обременительна и стоит сравнительно дорого.
Разрушение вирбельбанка
Причин разрушения вирбельбанка, тоже несколько. Это может быть и фабричный брак, и неквалифицированный ремонт (чаще всего на роялях), и несоблюдение условий хранения фортепиано.
Низкое качество вирбелей (колков)
Колки, несмотря на кажущуюся простоту конструкции, в изготовлении сложны. Они должны быть идеального размера по всей своей длине, причем речь идет и о диаметре, и о размере резьбы. Разница в несколько микрон уже скажется на его качестве.
Если колок имеет даже небольшие расхождения от своих характеристик, при настройке (повороте колка в вирбельбанке) он изнашивает дерево неравномерно, что приводит к более быстрому износу отверстия.
Заключение
Нюансов влияющих на работоспособность колков много, и определить причины по которым он не работает может только мастер.
Однако есть несколько признаков, по которым вы можете самостоятельно, в той или иной степени, судить о состоянии этих деталей.
1. Инструмент может быть расстроен, но расстроен равномерно. Попробуйте поиграть на нем. Если две или три клавиши звучат грязно (очень сильно отличаются от общего строя), то страшного в этом нет, замена двух трех колков не будет стоить дорого, но если таких клавиш больше, то есть вероятность проблем со строем.
2.Расстояние от деревянного вирбельбанка до витков струн должно быть 3-5 мм.
Одним из способов укрепления строя является подбивка колков. Запресовывая колки глубже в вирбельбанк можно продлить их работоспособность на срок от 3-х до 10-и лет (если конечно не разрушен вирбельбанк).
Если Вы встретите инструмент у которого колки забиты и расстояния между деревом и витками струн нет совсем, можно быть уверенным, что у него были проблемы со строем.
Смотреть надо внимательно. Часто настройщики подбивают только те колки которые вызывают у них подозрение и общий вид может быть привлекательным, но присмотревшись Вы можете обнаружить значительное количество забитых колков.
Вряд ли Вы сможете узнать когда была проведена эта работа, поэтому, несмотря на то, что его ресурс может быть значительным, определить это сможет только мастер.
Покупка такого инструмента, это риск, кроме того в таком случае нужно смотреть в каких условиях хранится данное фортепиано.
В теме выбора пианино планируются и опубликованы следующие статьи:
Выбор пианино — износ и ресурс молотков
Дека — как влияет состояние деки на звук
Механика — возраст, износ и обслуживание
Выбираем пианино по внешнему виду
Этаж, возраст и условия хранения пианино — немного о хранении и перевозке
Источник
Средство PIN–TITE для укрепления вирбельбанка фортепиано
При ослабленном строедержании вирбельбанка пианино и роялей мастера настройщики практикуют разные методы укрепления строя. Один из таких методов укрепления – это пропитка шприцом вокруг оси вирбеля средством «PIN-TITE».
Если просто пропитать вокруг оси вирбеля жидкостью «PIN–TITE» то она впитывается в древесную часть вирбельбанка максимум на глубину 1 см. В связи с чем такая частичная пропитка мало эффективна — она частично закрепит вирбеля, но не крепко и не на долго. Остальная часть вирбеля в глубине вирбельбанка как была сухой и слабой — такой она там и остается.
«PIN–TITE» является неплохим укрепляющим средством, но только его надо правильно использовать, а не просто заливать им весь вирбельбанк. Хочу дать совет начинающим мастерам как правильно и эффективно использовать средство «PIN-TITE».
А именно: следует до конца вывернуть вирбель, полностью пропитать стенки гнезда вирбеля средством «PIN–TITE», дать просохнуть. После чего установить вирбель на место, поднять строй и настроить. Только такое укрепление строя и будет достаточно эффективным. Я вообще считаю, что если инструмент не держит строй (при этом вирбельбанк крепкий и не имеет никаких микро трещин), то лучше заменить весь затц вирбелей. Только тогда будет гарантия крепкого строедержания.
«PIN–TITE» так же можно применять к капсюлям пианино и роялей. Если капсюль целый и не изношено капсюльное сукно, но штифт внутри капсюля имеет какой то свободный люфт, в этом случае можно применить средство «PIN–TITE». Шприцом вокруг оси капсюльного сукна следует аккуратно нанести данную жидкость, дать просохнуть 10 – 15 минут. В результате — капсюль закрепится и люфт уйдет.
Примечание (иногда такое случается): в результате таких действий, которые описаны выше, капсуль может закрепиться до такой степени что придется капнуть жидкость «PROTEK» на штифт — чтобы открыть ход работы капсюля. Но все это индивидуально и определяется с наработкой опыта.
Читайте также:
Источник
Что такое вильбербанк у пианино
Добавил бы- изящейших по звуку производимых пианино и роялей.
Эта тема огромна и будет всегда актуально, поскольку подвиги и труды Основателя фабрики и его потомков останутся навсегда в сердцах тех, кто играл на их инструментах.
Практически все из них, что дожили до наших дней , при восстановлении отличаются безукоризненнным звуком.
Я знаю рояль в семье профессиональных музыкантов, уникальность которого в том, что у него за лет 120 существования нет ни одной трещины в деке !
Это показатель удивительного отбора и обработки дерева.
Из интернета :
Основатель фирмы, потомок выходцев из Германии, купец Фридрих (Фёдор Фёдорович) Дидерихс (1779-1846), открыл первую в России фортепианную фабрику в 1810 году в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове. В дальнейшем дело продолжили два его сына – Роберт и Андрей. Контора и музыкальный салон располагались на Владимирской улице. Фирма имела звание Поставщика Двора Его Императорского Величества, о чём свидетельствует изображение Герба Российской Империи (высшего знака качества в России до 1917 года)
Живы еще потомки славной фабрики и мне бы мечталось, чтобы они нашлись и поделились сведениями о предках.
А пока выложу видео и фото о восстановлении пианино Дидерихс.
http://youtu.be/bFAo20V0F_o
Это оно почти закончено.
А начиналось так :
87263
Пианино не держало строй и при вскрытии оказалось, что колковая доска- вирбельбанк практически цела, но я принял силовое решение его менять 🙂 Поскольку мой опыт говорит о том, что от ремонтных колков следуют расслоения и дефекты, которые при подобном уровне ремонта, во имя стабильности для пианистов , вирбельбанк следует менять, особенно такого рода, как у этого Дидерихса, тонкий- 30 мм и практически двухслойный .
У становлен кленовый пятислойный.
Акустическая часть оказалась изумительной — пара тоненьких трещин в деке без малейших отслоений — вот послушайте, дека, это же — звук !
В ремонте пианино непростые- приходится отламывать часть декора стенки, чтобы работать с ВБ и колками, штифтами .
Механика поставила много задачь — что-то забухло, что- то пришлось штифтовать, заменили все бентики.
Подправили систему заднего друка, подстраховали шайбами.
Укрепили ноги саморезами, на каподастре поставил современные саморезы 5Х 60 . Колки 6.90.
8726487265
Продолжение следует
Шикарнейшие пианино ! И Дидерихсов пока еще очень много. Владельцы годами пытаются пристроить хоть как-то. Десятками в год истребляют, а они все живут.)
http://s001.youpic.su/pictures/1404244800/76dfcffd6aa58480207183a47148cf64.jpg
Как правило крепкие и основательные, а звучат как !
Но увы проблема та же. Очень мало их в действующем состоянии, некому их чинить, а те, что выходят как бы после ремонта, лучше бы и оставались как бы и без него, а то необратимо. Мало талантливых и порядочных мастеров, любящих свое дело и уважающих свой труд. А тут тем более уже тонкие сферы, духи предков, сакральность. Проще красить, перепродавать, гайками торговать. Проблема, если глубоко капнуть, экзистенциальная.
Да, нашлись бы потомки, с купеческим размахом свезли бы пару сотен оставшихся под одну крышу, скупив до единого по всей стране, хозяйской бы рукой, наладили бы обучение реставраторов, молодых не порченных. Обошлось бы все по нынешним временам не дороже ремонта небольшого фасада. Жаль, несбыточно. Красота так просто не дается.
Шикарнейшие пианино ! И Дидерихсов пока еще очень много. Владельцы годами пытаются пристроить хоть как-то. Десятками в год истребляют, а они все живут.)
http://s001.youpic.su/pictures/1404244800/76dfcffd6aa58480207183a47148cf64.jpg
Как правило крепкие и основательные, а звучат как !
Но увы проблема та же. Очень мало их в действующем состоянии, некому их чинить, а те, что выходят как бы после ремонта, лучше бы и оставались как бы и без него, а то необратимо. Мало талантливых и порядочных мастеров, любящих свое дело и уважающих свой труд. А тут тем более уже тонкие сферы, духи предков, сакральность. Проще красить, перепродавать, гайками торговать. Проблема, если глубоко капнуть, экзистенциальная.
Да, нашлись бы потомки, с купеческим размахом свезли бы пару сотен оставшихся под одну крышу, скупив до единого по всей стране, хозяйской бы рукой, наладили бы обучение реставраторов, молодых не порченных. Обошлось бы все по нынешним временам не дороже ремонта небольшого фасада. Жаль, несбыточно. Красота так просто не дается.
Что добавить к этому? Может, это и произойдет, и не такие проекты проворачиваются в нашей стране.
Хотя, по отношению к образцам нашей музыкальной истории массовости не слышно никак.
В этом пианино все оригинальное- молотки, струны, дека.
Именно по мензуре струн я во многом сужу о взглядах создателей фортепиано на акустику.
мензуры дидерихсовских струн похожи на Стейнвей, Блютнер и похоже, не потому что копировали, а творчески искали свой путь — это видно по оригинальному строению рамы, деки.
Классно ! А изготовлен наверное к конце 19 в. ? Да уж, Дидерихсы бодрят даже видавших виды ремонтников.
Вот , может и стоит собрать тут все Дидерихсы, какие кто видел, ремонтировал, имеет фото или сведения, чтобы составить хороший видеоподбор моделей и чтобы проанализировать, в какие периоды производились какие конструкции, а их, мне кажется , десятки за более чем 100 лет существования фабрики.
Этот Дидерихс- 8950 №. Честно говоря, хотелось бы самому подучиться запоминать, какой номер в каком году.
87267
Вот и клеймо финского литейщика на раме
87273
Бентики от Баугартеля
87270
872718727287268
Толстый(43 мм ВБ — в дисканте срезано на мм 7, как в оригинале.
После вклейки ВБ укреплен саморезами прим 6Х130мм к шпрейцам футора, по 2 в каждый
самое удивительно, у Дидерихса всегда- набирает долго звук после ремонта. рекорд- года полтора 🙂
87269 .. и самая тонкая штифтовка 1.225 в шпилерах
Тогда вот сюда, что есть:
http://s6.hostingkartinok.com/upload. 2c39daaa37.jpg (http://s6.hostingkartinok.com/uploads/images/2014/04/6b86c75bf62c95e8b3bf752c39daaa37.jpg)
http://s001.youpic.su/pictures/13969. 389b8b6303.jpg (http://s001.youpic.su/pictures/1396900800/a5b557bda5c1f209d80ecb389b8b6303.jpg)
http://s001.youpic.su/pictures/13969. 9e5660e1a1.jpg (http://s001.youpic.su/pictures/1396900800/ad8b4ad35a9b4b729769a09e5660e1a1.jpg)
http://ib3.keep4u.ru/b/2014/04/08/c4. ab35c6e605.jpg (http://ib3.keep4u.ru/b/2014/04/08/c4/c492d949e51ed48624c889ab35c6e605.jpg)
http://images.vfl.ru/ii/1396904389/ef1471d4/4755069.jpg
http://jpegshare.net/images/42/a8/42. 95b0264907.jpg (http://jpegshare.net/images/42/a8/42a8d2a44f60d2ef8e034d95b0264907.jpg)
http://savepic.ru/5100431.jpg
http://ib3.keep4u.ru/b/2014/04/08/32. c84f31ff2c.jpg (http://ib3.keep4u.ru/b/2014/04/08/32/323c73e3aa2aaad716ee6fc84f31ff2c.jpg)
http://i.imgur.com/JZLyuhy.jpg
http://i59.fastpic.ru/big/2014/0408/. 2ce7f81296.jpg (http://i59.fastpic.ru/big/2014/0408/96/248942d8ab8ea0ff8704e12ce7f81296.jpg)
http://s14.directupload.net/images/140407/qzs9llxn.jpg
http://ib3.keep4u.ru/b/2014/04/08/3a. de014d5a85.jpg (http://ib3.keep4u.ru/b/2014/04/08/3a/3a3e81b5fd86cf37ef7d01de014d5a85.jpg)
http://i.imgur.com/Bz2n2c6.jpg
http://ib3.keep4u.ru/b/2014/07/03/84/840a6c67f1098a6b7511167718fb86c7.jpg
http://jpegshare.net/images/18/e0/18e04d22ac3f7bd4db0d214a0271a0ea.jpg
http://savepic.ru/5242521.jpg
http://i.da.am/2394.jpg
http://s14.directupload.net/images/140702/p2azj3rm.jpg
http://pix.am/Hbg6.jpg
http://st.datapic.ru/img/14-07/02/xW3zHS5BdxRAEUYt9pNI3Q9PY.jpg
http://i.imgur.com/PFo5N7z.jpg
http://pix.am/cDKE.jpg
http://i.imgur.com/HYw2QE4.jpg
http://jpegshare.net/images/8c/56/8c56d2128fe9ac0c0416694b6fb117a8.jpg
И этот тоже — холим и любим.http://www.forumklassika.ru/attachment.php?attachmentid=87308&stc=1&thumb=1&d=1195370191 (http://www.forumklassika.ru/attachment.php?attachmentid=87308&d=1404318798) http://www.forumklassika.ru/attachment.php?attachmentid=87309&stc=1&thumb=1&d=1195370191 (http://www.forumklassika.ru/attachment.php?attachmentid=87309&d=1404318801)
Вот Шух и напомнил, что в роялях Дидерихс в эраровских вариантах механики стояли швандеровские, с rue de l’ Evangil , что в Париже. Точно такие стояли на самых популярных тогда европейских роялях — Bechstein.
Должен добавить, для будущих восстановителей Дидерихсов, что особенно внимательно следует исследовать футор, поскольку многие модели изготавливались с как-бы облегченным футором, с одним внутренним шпрейцем и это иногда кажется, что маловато.
Зато , на моей памяти, трещин в рамах роялей случалось немного и совсем ужасных не видел. У пианино тоже.
Вот продолжение маленькой пробы пианино, правда, первый фотик сел батарейкой, а второй хуже пишет звук, а пианист после концерта тут же уехал в гастроль 🙂
Прдолжу с пианино.
На предыдущих снимках я показал основное, что следует применить при ремонте с упорными/полурамными конструкциями пианино. Это связка футора и вирбельбанка.
забивка колков
87349
приклейка басового штапика со штифтами под струны.
87350
клеймо на клавише
87351
Изначально был задний друк(ограничение хода клавиш) , позже доложили в ближние штифты фильцевые полоски, мы поменяли на друкшайбы.
87352
На деле это лёгкое описание , что сделано.
Вот шикарный дидерихс http://euro-piano.ru/royals/?id=1628
я уже выставлял подобный в теме»рос. фортепиано до 17 года». А на подобные» реставрации»» мне больно смотреть, поскольку это все убитые по звуку и искалеченные экземпляры.
Интересно! Выходит шпрейц параллелен прямой стенке, это что у всех Дидерихс или «по-разному бывает»?
Бывает, кажется и поперек, в зависимости от длины рояля . У меня был малый концертный, около 240см, а не помню, каков футор. Это сейчас такая редкость, большие Дидерихсы ! Да еще не убитые перечистками деки !
И заметьте, как интересно идут рипки слева направо, с расширением .
Рояль «Дидерихс» 170 см, № 3021, английская механика. Коллеги, подскажите год рождения!
Увы , точно не знаю. Вот фотку бы..
А я ремонтируют опять Дидерихса с загадочными номерами92166
92167
Не мог ли бы кто, дать фото и/или чертёж модераторной кулисы для этого рояля?
Не мог ли бы кто, дать фото и/или чертёж модераторной кулисы для этого рояля?
Спасибо!
Я посмотрю у себя, но кажется не сохранилась или стоит на рояле. Там просто. Всё деревянное — сама планка + кронштейны. Размер последних вымеряете по радиальному ходу от оставшегося отверстия для крепежа. Остальные нюансы корректируете на месте. Басовую часть планки отдельно от дискантовой с накладкой последней «внахлёст» на первую так, чтобы басовая подалась выше ( ближе к струнам). так соединить обе клеем.
С загадочными номерами92166
Особой загадки нет, если это № 13030 , то 1908 год. Автор демпферов, наверное тот же Уткин. Посмотрите надпись на демпферлейстике.[/QUOTE]
Спасибо !
а ДО МЕНЯ ДОШЛО !
19 21/1 07 ГОДА, а то я думал, что 19 -21? 1. 07 ?
Т.е. 21 января 1907 года . Номера буду еще доснимать.
Не мог ли бы кто, дать фото и/или чертёж модераторной кулисы для этого рояля?
от Дидерихса посмотрю. Но не 100 % что есть
Не мог ли бы кто, дать фото и/или чертёж модераторной кулисы для этого рояля?
Спасибо!
Ремонтировал лет 9 назад такой же № 8239. Авторство то же — Егоровъ. Только этот был с именем » Ф» ( Фёдор ? ). Было написано » О «с волнистым росчерком посредине. Это «ферт» по старорусски. А здесь «Иванъ». Может брат или сын ( отец ) ?
Буква Θ- точный аналог английского Th по произношению- межзубная.
Очень важно иметь ввиду, что звуки и буквы — это не одно то же. Алфавит — это графический способ отображать звуки. Всегда приблизительно.
Более-менее понятно, если иметь ввиду то, что и нотная запись отображает музыку с той или иной степенью допущения. Впрочем, сравнение очень относительное.
Важно, что алфавит в большой степени фиксирован, звуки — подвижны. Фонология таким образом не обладает достаточным материалом, чтобы говорить о подобных параллелях убедительно. С графикой проще, можно попытаться отследить историю по имеющимся источникам.
А со звуками куда больше допущений. Вот хоть:
А со звуками куда больше допущений. Вот хоть:
http://en.wikipedia.org/wiki/Pronunciation_of_English_%E2%9F%A8th%E2%9F%A9
Какие уж тут допущения, когда в этой статье ниже ясно сказано, что эта английская Th заимствована из греческого произношения и соответствует «тэте» греческой (у нас она произносится ка фита)- букве Θ!
Здесь Вы путаете жаргонное произношение и общепринятое
В большинстве диалектов восточно-славянского языка звук, который мы сейчас обозначаем «ф», долгое время отсутствовал. Долгое время этот звук был совершенно нам чужд.)
Заимствованные слова с этой фонемой / и целым рядом других фонем, которые носителями языка не различались / требовали привычного произношения по уже сложившимся законам родного языка. В частности это касалось многих слов, пришедших из греческого. Так Федор и стал Хведором. Такое произношение можно проследить как весьма устойчивое в ряде регионов. Что естественно, если иметь ввиду фонетику древнерусского языка на момент «вхождения» этих слов. А также пути-дороги.
Но Фекле , например, по этой же причине повезло больше, в этой позиции заглавная буква ассоциировалась с оглушенной формой привычного звука который на письме обозначался как «веди», третьей буква кириллических азбук.
Но опять же не тем звуком, что мы видим в греческом.
Однако слова проникали в восточно славянский не только из греческого. Из арабского, тюркских, персидского и европейских языков. Потребовалось время, чтобы звук был освоен во всех позициях.
Принципиально, что теперь русское «Ф» отображает звуки самого разного генезиса. Как говорилось, и те, что писались когда-то через ферт, и через фиту. Но не только эти.
Такая категория как «общепринятое произношение» не может быть применено к древнему русскому языку. Даже в современном языке есть варианты произношения, а условная норма определяется учеными мужами для прикладных целей. Радио, телевидение и публичные речи царственных особ.
Надо обратить внимание, что часто путают старославянский язык / он же «церковно-славянский» / и древне-русский. Это принципиально разные языки, с разной историей. Прежде всего, старославянский язык — язык «книжный», а условный древний русский / он же восточно славянский / — живой и подвижный. Он состоял из нескольких ветвей и множества диалектов.
К слову, в основе церковно-славянского тоже был живой язык: македонский диалект древне-болгарского языка. Но оказавшись на страницах книг, он «зафиксировался», стал «мертвым».
Источник