Старое пианино
Старое пианино, равно как и рояль, всегда вызывает множество дискуссий относительно его плюсов, минусов и иных моментов. Давайте немного разберемся в этом вопросе.
Итак, если старое пианино является нашим отечественным, то брать его не стоит никогда. «Жигули» старые делались чуть лучше, чем новые, но все равно ездить хорошо не умели. А теперь они еще и пенсионного возраста.
С импортными инструментами ситуация несколько иная и немного более сложная. Какое старое пианино имеется в виду? 70-х годов XX века? Многие логично подозревают, что это пианино старое, сравнивая его возраст с возрастом все того же автомобиля, к примеру. Но, тем не менее, это не старое пианино, в том понимании, о котором идет речь. Правда, и не новое. Данные инструменты считаются современными, как бы скептически к этому ни относились некоторые люди. Их современность заключается в том, что при их изготовлении использованы все конструктивные разработки, которые используются и по сей день. А так как срок службы пианино или рояля при нормальной эксплуатации и должном обслуживании десятилетия и десятилетия, то фортепиано, которому сорок-пятьдесят лет, совсем еще не старое. И если оно в приличном рабочем состоянии, то послужить может не хуже нового, а порой и лучше, учитывая тот момент, что раньше все сборки были родными, а не китайскими, малайзийскими и т. д.
Теперь заглянем чуть глубже в историю фортепианного производства. Рассмотрим довоенный период. Вот здесь уже речь идет о действительно старых инструментах. Они изготовлены несколько иначе. Кстати, гораздо более качественно, так как в те времена такого массово-машинного производства практически не существовало, и каждый инструмент можно спокойно охарактеризовать как «ручная сборка». Именно поэтому эти пианино и рояли снискали мировую славу, например немецкие пианино, как инструменты с богатейшим звуком и крайне долговечные в эксплуатации. Заслуженно снискали, нужно признать.
Старые пианино – период достаточно длительный. И здесь нам придется разобраться подробнее с понятием «старая система механики»
Механика пианино подразделяется на два типа: старая и новая. Эти понятия условные, так как переход на новую систему происходил постепенно на рубеже XIX и XX веков. Не будем вдаваться в профессиональную терминологию, отметим только один момент, по которому можно определить, какая система механики в конкретном инструменте. Старая – верхнедемпферная (так называемая система глушения струн), новая – нижнедемпферная. Последняя обладает гораздо большими техническими возможностями, полностью вытеснив инструменты со старой системой механики. Поэтому не стоит связываться с верхнедемпферной системой, даже если это пианино принадлежит к числу мировых брендов.
Установить, какая в конкретном случае система, достаточно не сложно и часто удается это сделать без помощи специалиста. Поднимите самую верхнюю крышку пианино (напомним, что речь идет именно о пианино, а не о рояле, где также не рассматриваются варианты механики, кроме двухрепетиционной) и присмотритесь к молоточкам, которые ударяют по струнам при нажатии клавиш. Если весь их ряд вы видите без труда то, скорее всего, у вас современная система механики, то есть нижнедемпферная, что уже очень хорошо. Если же ряд молотков расположен немного внутри, а сверху присутствует еще некая надстройка, то это уже старая система, и такой инструмент лучше не рассматривать.
Здесь мы видим открытый ряд молоточков, то есть это современная система механики.
А вот в этом случае как раз наоборот. Ряд молотков расположен под дополнительной конструкцией, которая и является верхним демпфером (системой глушения струн).
От таких инструментов лучше сразу отказываться.
Итак, если система механики установлена и есть желание приобрести старый инструмент, то следует учесть следующие моменты:
Плюсы
- Как правило, всегда богатое звучание.
- Превосходное качество сборки и используемых материалов.
- Очень удобен в ремонте, как в капитальном, так и в частичном.
Минусы
- Всегда требует серьезной реставрации.
Заявления типа: «Пианино прекрасно сохранилось, его нужно только настроить» – беспочвенны. Пианист сядет, и все посыплется. Законы физики: усталость металла и высыхание дерева — никто не отменял. А серьезная реставрация — это дорого, и далеко не всегда ее сделают достойно даже те, кто обладает вроде бы приличным именем среди мастеров. Именно поэтому старое пианино известной марки без реставрации можно купить за сущие копейки, а отреставрированный инструмент всегда стоит сотни тысяч рублей.
Инструмент после реставрации не всегда можно настроить без плачевных последствий в современный камертон.
Не вдаваясь в профессиональные дебри, скажем, что старые инструменты звучали чуть «ниже», соответственно, давление струн на раму хоть и исчислялось так же тоннами, тем не менее давалось меньше. Возможен обрыв струн как минимум, и трещина в раме в качестве более неприятного сюрприза.
Почти всегда старые инструменты обладают слишком мягкой клавиатурой, что, возможно, кому-то и нравится при обычном музицировании, но при обучении это однозначно минус. Ребенок, занимающийся на современной, плотной, упругой клавиатуре, при прочих равных, всегда технически опередит другого, кто занимается на чрезмерно мягкой, «ватной» клавиатуре.
Нет гарантий, что после реставрации вернется то богатое звучание инструмента, которым он обладал изначально. Это может быть по вине плохих специалистов, не умеющих восстанавливать резонанс деки, либо в силу ее чрезмерной поврежденности и деформации (последнее реже).
Кто делал ремонт?
Этот момент может быть как плюсом, так и минусом. Причем далеко не всегда известный в фортепианных кругах мастер, с кучей всевозможных бумажек и удостоверений, является достойным специалистом в этой области. И наоборот, можно встретить малоизвестного специалиста, человека более чем скромного, десятилетиями занимающегося сложнейшими реставрациями. У такого мастера зачастую нет ни единой пафосной бумажки, но после его реставрации инструменту придается новая жизнь с таким же богатым звуком и очень высокой степенью технической надежности.
В этом случае речь идет о внутренней реставрации. О внешней речь пойдет в другой статье.
Итак, подведем итоги:
Если соблюдены все плюсы и исключены минусы, то старое пианино, равно как и старый рояль, — это произведение искусства! Новые, как правило, это уже не то. Хотите вы того или нет, но это факт! Понятий «недорогое пианино», «некачественное», «не родная сборка», «массовый производственный поток» в те времена в природе не существовало. Каждый инструмент был воплощением высшего мастерства специалистов фортепианного производства.
Прекрасно отреставрированный инструмент всемирно известной фирмы, всегда будет служить вам долгие и долгие десятилетия, радовать богатством звука, а с технической стороны превзойдет многие, если не почти все, новые!
Старое пианино или старый рояль – это не автомобиль. Он сродни скрипке, где старинный инструмент известного мастера – это всегда дорого!
Источник
Оценить старое немецкое пианино
За сколько можно продать старинное немецкое пианино?
Этот вопрос настолько частый, что мы решили посвятить ему отдельную небольшую статью.
Сначала кратко, но поэтапно обозначим, что нужно выяснить, а затем разберем каждый пункт немного подробнее.
1. Не отечественного ли производства ваше фортепиано с явно немецким названием? (Такие марки как F. Muhlbach, C. M. Schroder, Diederichs freres, J.Becker и некоторые другие).
2. Какого типа у пианино механика: «старая» или «современная»?
3. Входит ли марка вашего фортепиано в мировой топ лидеров?
Итак, по первому пункту:
Не всегда старинное пианино с немецким названием в реальности им является. Часто встречаются и отечественные производители дореволюционного периода. Кто-то скажет, что они были очень хорошими, кто-то возразит. Не суть важно, в принципе. Отметим главное – мы бы не взяли. Подобные нам фирмы не возьмут тоже и даже бесплатно. Причина проста – вкладывать немалые суммы в профессиональные реставрации имеет смысл только в импортные фортепиано, причем мировых лидеров.
Потому будьте осторожны при выборе пианино. С завидным постоянством на различных рекламных интернет-площадках типа www.avito.ru можно встретить объявление о продаже «уникального немецкого пианино или рояля», которое в реальности является отечественным. Полбеды, когда сами люди по незнанию размещают такие объявления, но нередко этим грешат и настройщики, желающие подработать не совсем, а точнее совсем нечестным путем. Они не могут не знать об истинном происхождении данного фортепиано.
Вот основные имена отечественных производителей, которые на сегодняшний день встречаются достаточно часто:
F. Muhlbach (Ф. Мюльбах)
C. M. Schroder (Шрёдер)
Diederichs freres (Браться Дидерикс)
J.Becker (Бейкер)
R. Rathke
Offenbacher
и некоторые другие.
Всё это, конечно, поставщики Его (и прочих) императорских величеств, множество медалей и различных эффектных надписей внутри инструмента, но что касается нас – спасибо, не надо. На нас подобный маркетинг прошлого не действует. Кстати, если вы посмотрите на раму старого пианино одного из мировых лидеров С. Bechstein (Бехштейн), то там все предельно просто и аскетично – лейбл, номер и марка.
И всё! Фирма всё сказала безупречным качеством, а не надписями!
Теперь переходим к старинным реально немецким инструментам.
Сразу же выделим две группы, на которые можно условно разделить все пианино.
Со «старой» механикой (верхнедемпферной, если по-умному, то есть с верхней системой глушения струн).
С «современной» механикой. ( Нижнедемпферная система. Это тоже по-умному, но можно без потерь сразу забыть такие мудрености ).
Как определить, какая механика у вашего инструмента?
Достаточно просто. Откройте самую верхнюю крышку пианино и посмотрите на молоточки, которые ударяют по струнам при нажатии клавиш. Если вы видите их полный ряд (слева направо), значит это «современная» механика, переход на которую у всех фабрик-производителей происходил на рубеже XIX-XX веков.
Если же над линией молотков имеется дополнительная специальная надстройка – очень жаль, но данный инструмент можно оставить как воспоминание о великом историческом прошлом, любоваться на него, но вот покупать однозначно не стоит. И бесплатно брать с профессиональной точки зрения тоже не нужно. «Старая» система механики колоссально уступает в техническом плане «современной». На эту тему у нас есть отдельная статья.
Теперь, если у вас старинное немецкое фортепиано с «современной» механикой, то чтобы выяснить его истинную ценность, осталось совсем чуть-чуть.
В прошлые времена было очень много фортепианных производителей — их насчитывалось тысячи. Но вот конкуренцию на мировом уровне выдержали лишь единицы, они функционируют и по сегодняшний день. Как говорится, бренд на пустом месте не рождается, если это не смазливая горе-звезда эстрады, конечно. Правда, случается и так, что после от высшего качества остается только бренд, как в случае со многими китайскими сборками фортепиано мировых марок, к примеру. Но это уже другая тема, которой у нас также посвящена отдельная статья.
Вот примерный перечень фортепиано мировых производителей, которые и по сегодняшний день вызывают искреннее восхищение:
Steinway & Sons
C. Bechstein
Julius Blüthner
August Förster
Ed.Seiler
и некоторые другие.
Все остальные марки представляют интерес постольку-поскольку либо не представляют вовсе. Отметим, что среди приказавших долго жить марок можно встретить очень достойные экземпляры, в принципе, никому не уступающие. Но коммерческий вопрос – он всегда особенный. При равном выборе покупатель предпочтет то, что на слуху и чье имя не вызывает никаких сомнений.
Напоследок, не желая огорчить владельцев достойных фортепиано ( с «современной» механикой, мировая марка ), скажем, что и продать дорого такой инструмент тоже не получится. Причины просты:
1. Всегда достаточно предложений на приемлемой цене (к примеру, C. Bechstein, Ed. Seiler, Bluthner и подобные можно купить от 20 до 90 тысяч рублей).
2. Очень дорогой ремонт, если делать по-настоящему профессионально, а не когда некий настройщик что-то там клепает у себя дома из подручных материалов. Чтобы отреставрировать до идеального состояния старинное немецкое пианино, используя родные комплектующие, а не китайские аналоги, приглашая мастеров высокого уровня, чтобы вернуть его истинное звучание, а не навести внешне-внутренний визуальных лоск, придется потратить от трехсот до пятисот тысяч рублей, а то и больше.
Поэтому и появляется вполне разумная цена за прекрасно отреставрированный старинный немецкий инструмент 500 – 700 тысяч. Если же использовать китайские аналоги в материалах, обойтись мастерами уровня фабрики «Заря» или некогда мебельного комбината «Лира», то реставрированное пианино может выйти и гораздо дешевле. Соответственным выйдет и его качество.
Итак, резюмировав всё вышеизложенное, можно кратко повторить:
У вас старинное немецкое пианино, которые вы желаете продать.
1. Выясняем, не отечественный ли это инструмент.
2. Какого типа у него механика: «старая» или «современная».
3. Входит ли ваш инструмент в число мировых лидеров.
Стоить упомянуть, что, хотя и очень редко, но все-таки можно встретить старинное пианино с «современной» механикой, но так называемую прямострунку. От такого фортепиано тоже стоит сразу отказаться. В двух словах, это когда струны басового регистра наложены не под углом и чуть выше относительно струн голосового и верхнего регистров, а целиком весь комплект струн расположен вертикально и параллельно. В этом случае все-таки лучше проконсультироваться со специалистом, точно ли это прямострунка. Если у вас такого специалиста нет, напишите нам, мы скажем, какое фото прислать, после чего ответим, что это за фортепиано.
Фото так называемой прямострунки ниже:
Если у вас старинный немецкий инструмент с «современной» механикой и является мировым брендом, продать вы его можете примерно от 40 до 100 тысяч, как повезет. Продажа может легко занять и несколько месяцев, что для фортепиано считается достаточно быстро. Владельцы магазинов порой говорят своим коллегам: «Что-то этот инструмент застоялся, странно, очень достойное пианино», это означает, что стоит оно на продаже больше полугода.
Иногда, крайне редко, кому-то удается продать старинное немецкое пианино без реставрации дорого. Но это не статистика, а лишь по незнанию покупателя, либо в силу непорядочности тайно финансово заинтересованного персонажа в лице настройщика-консультанта.
К разочарованию некоторых лиц, скажем, что большой ценности старинное пианино до реставрации даже известного мирового бренда не представляет, и как антиквариат тоже. Мы это отметили лишь потому, что время от времени кто-то пытается утверждать, что его столетний немецкий инструмент стоит миллионы (желая добавить: «Не рублей!«), искренне обижаясь, как мы этого не понимаем. Но к их полному огорчению, этого не понимают и прямые покупатели.
Источник