S o l F a theory
5. Группировка
Группировка – разделение в такте нотных знаков на группы соответственно строению размера.
Группа нот (ритмическая группа) – ряд одинаковых или различных длительностей, объединённых общим ребром (вязкой). Четверти и более крупные длительности без рёбер групп не образуют, но они подразумеваются. В необходимых случаях эти длительности объединяются горизонтальной квадратной скобкой.
Группировка в инструментальной музыке
- количество групп в одном такте должно соответствовать количеству счётных долей в такте, т.е. числителю показателя размера.
- Крупные длительности, соответствующие целому числу метрических долей, обычно записываются одной нотой
- При мелком ритмическом дроблении группа может быть разделена на подгруппы, объединённые одним общим ребром (вязкой).
- Паузы не группируются, но могут дробиться или входить в состав групп на общих с нотами основаниях
- Слигованные длительности внутри групп записываются одной нотой; длительности, выраженные одной нотой и переходящие из одной группы в другую (или из такта в такт) разбивают на две и объединяют лигой; исключение – ноты с точкой (реже с 2 или 3), но если в долевой группе больше, чем одна нота, то точка у последней ноты этой группы, заимствующая часть из следующей доли, не рекомендуется из-за недостаточной наглядности.
Столько групп, сколько простых размеров, входящих в состав данного сложного, а сумма длительностей в каждой группе должна равняться одному простому такту, являющемуся составной частью этого сложного такта. В остальном же правила группировки те же, что и в простых размерах. Широкоупотребительны длительности, охватывающие целое число простых тактов.
Сложные смешанные размеры: группировка здесь должна подчёркивать внутреннюю структуру данного смешанного размера, т.е. каждая группа по сумме длительностей будет равняться одному простому такту, входящему в состав сложного смешанного такта, но т.к. здесь сочетаются разнообразные такты, то группы могут быть не равны между собой.
Иногда внутренняя структуру смешанного размера указывается в самом его обозначении (в скобках) или проставляется в виде вертикальной пунктирной черты внутри самих тактов, при этом структура их может быть и переменной. В более простых случаях (т.е. когда структура ясно вытекает из самой мелодии и словесного текста) внутритактовая структура смешанных размеров обычно не указывается.
Порой встречаются отклонения от описанных выше правил группировки из-за стремления подчеркнуть или специфический характер (например, синкопы), или особенности фразировки, или появление в рамках данного размера иных метрических акцентов (в этом случае ребра, объединяющие группы нот, иногда проходят даже через тактовую черту).
Группировка в вокальной музыке
- Если на один слог текста приходится лишь один звук, то эта нота не группируется с соседними нотами
- Если один слог текста распевается на двух и более звуках, то соответствующие им ноты подчиняются правилам группировки в инструментальной музыке. Все ноты, приходящиеся на один слог, охватываются лигой
- Распевание слогов на нескольких (трёх и более) звуках особенно характерно для русских народных протяжных песен, но присущи так и итальянским колоратурным ариям.
Группировка в вокализах, которые распеваются на один гласный звук, подчиняется общим правилам.
Источник
Группировка длительностей
ГРУППИРОВКА – разделение в такте нотных знаков на группы соответственно строению размера.
Группа нот (ритмическая группа) – ряд одинаковых или различных длительностей, объединённых общим ребром (вязкой). Четверти и более крупные длительности без рёбер групп не образуют, но они подразумеваются. В необходимых случаях эти длительности объединяются горизонтальной квадратной скобкой.
Группировка в инструментальной музыке.
— количество групп в такте = количеству счётных долей в такте.
Рассмотрим с вами приведенный ниже пример. Размеры 2/4 и 2/2. Числители размеров говорят нам о том, что в одном такте будет две группы длительностей, каждая из которых будет равна : в размере 2/4 – четверти, в размере 2/2 – половинной.
-Крупные длительности, соответствующие целому числу метрических долей, обычно записываются одной нотой. Ниже приведены примеры музыкальных длительностей, длительность которых равна длительности одного такта в этом размере. Так, например, в размере 3/4 самая крупная длительность, которая может занимать один такт- это половинная с точкой (т.к. половинка с точкой = трем четвертям).
-При мелком ритмическом дроблении группа может быть разделена на подгруппы, объединённые одним общим ребром (вязкой).
-Паузы не группируются, но могут дробиться или входить в состав групп на общих с нотами основаниях.
-Слигованные длительности внутри групп записываются одной нотой;
Здесь нужно напомнить о функции точки, стоящей рядом с нотой. Точка подразумевает длительность, которая в два раза короче ноты после которой она стоит. Если мы видим четверть с точкой, то сразу понимаем, что это нота будет длится одну четверть + восьмая (или три восьмых).
Соответственно, если после ноты стоят две точки, это значит, что первая точка будет обозначать длительность в два раза короче, чем та длительность после которой она стоит, а вторая точка подразумевает длительность в два раза короче, чем длительность первой точки. Запутались? Ничего страшного, давайте рассмотрим пример . Половинная с двумя точками – первая точка= четверть (в два раза короче половинки), вторая точка = восьмая ( в два раза короче четверти).
Сложные смешанные размеры
( то есть размеры, которые образуются путем сложения двух разных простых размеров. Например 5/4= 2/4+ 3/4).
Группировка здесь должна подчёркивать внутреннюю структуру данного смешанного размера, т.е. каждая группа по сумме длительностей будет равняться одному простому такту, входящему в состав сложного смешанного такта, при этом группы могут быть не равны между собой.
Структуру смешанного размера можно трактовать по-разному. Для этого в некоторых музыкальных произведениях композиторы после размера пишут структуру размера в скобках или разделяют внутри такта группы длительностей пунктирными тактовыми черточками.
Группировка длительностей в вокальных произведениях.
Группировка вокальных произведений немного отличается от группировки инструментальной музыки, т.к. здесь добавляется один важный компонент, отличающий вокальные произведения от любых других – текст.
В нотном письме для человеческих голосов приняты следующие правила группировки:
- Если один слог текста приходится на один звук, то соответствующая ему нота не группируется с соседними нотами:
- Если один слог текста приходится на несколько (два или больше) звуков, то соответствующие им ноты подчиняются общим правилам группировки, изложенным в предыдущих параграфах Все ноты, приходящиеся на один слог, охватываются одной общей лигой:
- Группировка в вокализах, поющихся на один гласный звук, полностью подчиняется общим правилам.
- Общие правила группировки иногда нарушаются для того, чтобы указать желательную фразировку, тем самым композитор показывает певцу, куда нужно вести мелодическую линию, где начинается музыкальная мысль, и где она заканчивается. В этих целях нормальная группа разрывается на части, а длительности, относящиеся к разным группам, связываются общим ребром (в том числе через тактовую черту):
Источник
Группировка в вокальной музыке
В музыке для голоса с текстом группировка длительностей связана со слоговым составом речи. Отдельная длительность, приходящаяся на слог, не объединяется в группу с соседними длительностями. Если на слог приходится несколько звуков, то их длительности объединяются в группы согласно общему правилу.
Темп
Скорость движения называется темпом. В музыке темп, как одно из средств выразительности, зависит от содержания музыкального произведения.
Темпы подразделяются на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые.
Для определения темпов применяются, главным образом, итальянские обозначения. За последнее время в изданиях и в музыке современных композиторов стали применяться обозначения темпов на русском языке.
Ниже приводится перечень основных обозначений темпов.
Andante – спокойно, не спеша
Andantino – подвижнее, чем анданте
Allegro moderato – умеренно скоро
Prestissimo – очень быстро
Для уточнения оттенков движения при отклонении от его основных темпов применяются некоторые дополнительные обозначения:
con moto – с подвижностью
non troppo – не слишком
non tanto – не столь
sempre – все время
meno mosso – менее подвижно
piu mosso – более подвижно
Для большей выразительности при исполнении музыкального произведения применяются постепенные ускорения или замедления общего движения. Они обозначаются в нотном тексте следующими словами:
а) Для замедления:
б) Для ускорения:
stretto – сжато, сжимая
Для возвращения движения в первоначальный темп применяются следующие обозначения:
a tempo – в темпе
tempo primo – первоначальный темп
tempo Iº — первоначальный темп
l’istesso tempo – тот же темп
Все темпы, применяемые в музыке соответственно словесным обозначениям, приблизительны или, как говорят, условны.
Для установления более точного темпа применяется прибор, называемый метрономом. Наиболее распространен метроном изобретателя Мельцеля. Поэтому метроном сокращенно обозначается М. М., что значит «Метроном Мельцеля».
Метроном отсчитывает посредством маятника нужное количество ударов в минуту. Скорость регулируется передвижной гирькой. Маятник метронома приводится в движение заводным механизмом. Каждый удар принимается за единицу времени – долю данного метра и соответственно размеру считается как длительность, равная половинной, или четверти, или восьмой и т.п.
Композитор выставляет обозначение темпа по метроному после словесного обозначения.
Приемы дирижирования
Под дирижированием, в широком смысле слова, подразумевается управление исполнением музыкального произведения хором, оркестром или другими крупными ансамблями.
В применении к пению или сольфеджио под дирижированием подразумевается средство: во-первых, счета, то есть указания времени продолжительности и смены долей такта; во-вторых, установления темпа для данного произведения.
В основу приемов дирижирования положены двухдольные и четырехдольные фигуры взмахов.
Они заключаются в следующем:
а) Все простые двухдольные размеры дирижируются двумя взмахами – вниз и вверх.
б) Все простые трехдольные размеры дирижируются тремя взмахами – вниз, вправо и вверх
л
в) Четырехдольные размеры – четырьмя взмахами – вниз, влево вправо, вверх
г) Шестидольные размеры дирижируются шестью взмахами. В основе приема лежит четырехдольная фигура, в которой удваиваются движения вниз и вправо. В быстром темпе размеры 6/8 и 6/4 дирижируются как простые двухдольные размеры, по три доли на взмах.
д) Девятидольные размеры дирижируются девятью взмахами. В основе приема лежит трехдольная фигура, в которой утраиваются все взмахи.
В быстром темпе девятидольные размеры дирижируются как простые трехдольные размеры, по три доли на взмах.
е) Двенадцатидольные размеры дирижируются двенадцатью взмахами. В основе приема лежит четырехдольная фигура взмахов. Каждое направление движения соответствует простому такту. Каждый взмах этой фигуры утроен.
В быстром темпе двенадцатидольный размер дирижируется как четырехдольный.
ж) Пятидольные размеры дирижируются пятью взмахами. В основе приема лежит четырехдольная фигура, в которой удваивается движение вниз и движение вправо, в зависимости от последования простых тактов.
з) Семидольные размеры дирижируются семью взмахами. В основе приема лежит четырехдольная фигура взмахов, в которой удваиваются движения вниз, вправо и вверх при последовательности простых тактов – 3+2+2; вниз, влево и вправо при последовательности – 2+2+3.
Значение ритма, метра и темпа в музыке очень велико, так как они определяют собой ее движение, организованность и характер.
Некоторые жанры музыки связаны с определенным метром и ритмом. Например, такие музыкальные жанры, как марш, мазурка, полька, вальс и другие.
Очень важное значение в музыке имеет темп. Неправильно взятый темп искажает музыкальный образ.
1. Что такое ритм?
2. Что такое метр?
3. Как называются доли метра, на которые падает ударение?
4. Что такое такт и тактовая черта?
5. Объяснить разницу между простыми и сложными метрами и размерами.
6. Перечислить простые размеры.
7. что называется группировкой нот?
8. Перечислить сложные размеры наиболее часто употребляющиеся.
9. Что представляют собой смешанные метры и размеры? Перечислить наиболее употребительные.
10. Что представляют собой переменные размеры?
11. Что такое синкопа?
12. В чем заключается группировка нот в вокальной музыке?
13.Что такое темп?
14. На какие основные группы подразделяются темпы?
15. Что такое метроном?
16. В чем заключаются приемы дирижирования в простых, сложных и смешанных размерах? Показать приемы дирижирования.
ТЕМА 4. Интервалы. Обращение интервалов
Одновременное или последовательное сочетание двух звуков называется интервалом. Звуки интервала, взятые последовательно, образуют мелодический интервал. Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервала. Нижний звук интервала называется основанием интервала, а верхний – вершиной интервала.
В мелодическом движении интервалы образуются восходящие и нисходящие.
Все гармонические интервалы и восходящие мелодические интервалы читаются вверх от основания. Нисходящие мелодические интервалы читаются вниз, при этом упоминается также направление движения.
Источник