GuitarLine.Ru
Обращения аккордов
Опубликовано: 01.06.2010, автор: sMiles
Недавно мы уже рассматривали аккорды гаммы С мажор, и научились строить аккорды на любой ступени мажорной и не только гаммы. Техника, в общем-то не сложная, достаточно взять исходную ноту(тонику) и взять от нее последовательно две терции, так мы получим трезвучие, которое и будет аккордом.
Кроме того что аккорды могут строиться на ступенях гаммы, мы так же можем строить аккорды с различными нотами в басу, как например в одном из постов прошлой недели, где мы строили аккорды гаммы G мажор с тоникой в басу.
Сегодня давайте опять вернемся к теме аккордов, попутно затронем тему различных тоник в басу одного и того же аккорда и посмотрим как это можно использовать в ваших занятиях. Тема сегодня будет — обращения аккордов.
Если взять аккорд в его основном виде и переместить его нижний звук на октаву вверх, то получившееся созвучие будет обращением исходного.
«обращение» — это способ расположения звуков аккорда по высоте таким образом, что в роли его нижнего звука выступает какой-либо другой звук, кроме примы. Здесь имеет значение именно нижний звук — от расположения остальных звуков обращение не зависит.
Для трезвучий существует соответственно только одна главная форма аккорда и 2 обращения.
Первое обращение (с терцией в басу) называется секстаккордом, второе обращение(с квинтой в басу) называется квартсекстаккордом. Оба названия содержат в себе названия соответствующих интервалов между основанием аккорда и основным тоном. В случае секстаккорда между основанием аккорда(нотой E) и тоникой аккорда интервал секста. В квартсекстаккорде расстояние от квинты в басу до тоники равно кварте, а от основания аккорда до верхней E — секста.
Первое обращение(секстаккорд) в музыкальной литературе может обозначаться цифрой 6, второе обращение одновременно двумя цифрами 6 и 4, написанными одна под другой.
Давайте построим обращения трезвучия C, уже понятно, что у нас будет для каждого обращения своя форма, то есть три различных варианта аккорда C. Но на гитаре есть 6 струн, если сгруппировать их по три подряд, получиться 4 варианта.
Итого у нас возможны 12 различных форм мажорного аккорда и его обращений.
Ниже представлены обращения аккорда С мажор с основанием аккорда на 3,4,5 и 6 струнах.
Источник
Обращение аккорда
В. А. Вахромеев.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .
Смотреть что такое «Обращение аккорда» в других словарях:
ОБРАЩЕНИЕ — (лат. inversio, нем. Umkehrung, франц. renversement) есть такая смена мелодических или гармонических соотношений, при которой то, что было до о ия наверху, переходит вниз и то что было внизу, переходит вверх. О. многообразно применяется в теории… … Музыкальный словарь Римана
Классификация аккордов — разделение аккордов на группы на основании объективных и субъективных музыкальных критериев. Существует несколько классификаций аккордов, каждая из которых имеет смысл в контексте категорий той или иной музыкальной теории, либо же музыкального… … Википедия
Аккорд — У этого термина существуют и другие значения, см. Аккорд (значения). Аккорд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo согласовываю) созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков. Применительно к… … Википедия
Секундаккорд — третье обращение септаккорда; образуется от перемещения примы, терции и квинты септаккорда на октаву вверх. Нижним звуком С. является септима (вершина) септаккорда. Интервал между септимой и примой секунда (отсюда назв.). Наиболее… … Музыкальная энциклопедия
Септаккорд — четырёхзвучие, в осн. виде к рого звуки расположены по терциям, т. е. трезвучие с прибавленной сверху терцией. Характерной особенностью С. является интервал септимы между крайними звуками аккорда, к рая, вместе с трезвучием, входящим в… … Музыкальная энциклопедия
Квартсекстаккорд — второе обращение трезвучия; см. Обращение аккорда … Музыкальная энциклопедия
Квинтсекстаккорд — первое обращение септаккорда; см. Обращение аккорда … Музыкальная энциклопедия
Секстаккорд — первое обращение трезвучия; обозначается цифрой 6; образуется от перемещения осн. звука трезвучия на октаву вверх. Между нижним звуком С. терцией и перемещённым осн. звуком примой заключается интервал сексты (отсюда назв.).… … Музыкальная энциклопедия
Терцквартаккорд — второе обращение септаккорда; см. Обращение аккорда … Музыкальная энциклопедия
Аккорд — (франц. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo согласовываю) созвучие из трёх и более разл. (разноимённых) звуков, к рые отстоят друг от друга на терцию или могут быть (путём перестановок) расположены по терциям. Подобным образом А … Музыкальная энциклопедия
Источник
Что такое второе обращение аккорда
Обращение аккорда — видоизменение аккорда посредством перемещения звуков, при к-ром нижним тоном становится его терция, квинта или септима. Трезвучие имеет два обращения; 1-е, секстаккорд, образуется от переноса осн. тона (примы) на октаву вверх; 2-е, квартсекстаккорд, — от переноса примы и терции на октаву вверх. (Секстаккорд может быть образован и переносом терции трезвучия на октаву вниз, квартсекстаккорд — переносом квинты на октаву вниз.) Название секстаккорда происходит от интервала сексты, возникающего между нижним звуком (терцией) и перемещённой примой, квартсекстаккорда — от интервалов кварты и сексты, возникающих между нижним звуком (квинтой) и перемещёнными примой и терцией. Септаккорд имеет три обращения: 1-е — квинтсекстаккорд, 2-е- терцквартаккорд, 3-е — секундаккорд. Нижними тонами обращений септаккорда становятся последовательно терция, квинта и септима.
Названия обращений септаккорда происходят от интервалов, возникающих между их нижним звуком, с одной стороны, и основанием (примой) и вершиной (септимой) септаккорда, с другой. В сокращённых обозначениях обращений аккордов их важнейшие интервалы передаются с помощью цифр (напр., Т6 — секстаккорд тоники, V65 — квинтсекстаккорд доминанты и т.п.). Разл. виды обращений нонаккорда и ундецимаккорда самостоят. названий не имеют. См. Аккорд.
Песни под гитару: аккорды популярных композиций →
Источник
Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура)
Приступая к этому уроку, музыкант-любитель, который хочет научиться подбирать гармонию к мелодии и импровизировать, уже знает:
- Основы нотной грамоты, владеет основными понятиями в ритме и может сыграть мелодию по нотам с листа
- Умеет строить трезвучия (мажорные, минорные) в тональностях и от разных звуков, а также знает об увеличенных и уменьшенных трезвучиях.
- Имеет представления о септаккордах и более сложных аккордах, встречающихся редко.
Предыдущий урок был посвящен устойчивым и неустойчивым ступеням лада.
На этом уроке мы более подробно познакомимся с обращениями аккордов, а также с видами сопровождения, которые относятся к области музыкальной фактуры.
Начинающий музыкант начинает игру аккомпанемента с тонической квинты, потом «заполняет» ее терцовым тоном и получает трезвучие. На всякий случай напомним: основной тон или прима, это «до» в до-мажорном трезвучии, терцовый тон или терция – «ми», квинтовый тон или квинта – «соль». Не путать с названиями интервалов: в доминантовом трезвучии основным тоном будет «соль», терцовым «си» и квинтовым «ре». В субдоминантовом – основной тон «фа», терцовый «ля», квинтовый «до». Потренируйтесь немного, постройте трезвучия в разных тональностях и определите в них основной, терцовый и квинтовый тон.
С помощью тонического, субдоминантового и доминантового трезвучий можно подобрать аккомпанемент ко многим песням, но в какой-то момент музыкант понимает, что левой руке неудобно «прыгать», перемещаясь по разным регистрам, но гораздо удобнее, когда звуки разных аккордов расположены близко, на соседних клавишах. Некоторым могут показать друзья или учитель, другие прочитают в интернете или догадаются самостоятельно о простейших аккордовых последовательностей, которые представляют собой связное соединение аккордов. Для таких последовательностей применяют не только трезвучия, но и их обращения.
Обращением трезвучия (и также септаккорда) называется перенос нижнего звука и октаву вверх или верхнего на октаву вниз. Каждое обращение имеет свое название, образованное от интервальной структуры аккорда. Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, второе – квартсекстаккордом.
Поиграйте подряд обращения трезвучий. Следите, чтобы рука была мягкой, кистью можно немного «пружинить» при нажатии, тогда звук получится глубоким и красивым. Учащиеся фортепианных отделений знают, что при игре аккордов важно опираться на мизинцы, чтобы подчеркнуть главные звуки аккорда – басовый в левой руке и мелодический в правой, но это более сложная задача — для продвинутых музыкантов, часто играющих гаммы и аккорды.
Для музыканта-любителя не очень принципиально, играют они трезвучие или одно из обращений – главное, чтобы гармония подходила к мелодии по своей функции (T, S, D). Более заинтересованные могут узнать, что секстаккорды часто применяются при аккомпанементе оперных речитативов.
Квартсекстаккорды применяются не часто, они требуют особых условий – например, проходящих, вспомогательных или кадансовых оборотов. Тонический квартсекстаккорд часто переходит в доминанту в конце законченной музыкальной фразы или целого произведения и поэтому называется кадансовым. Такие примеры можно найти во множестве музыкальных произведений.
Итак, сочетание трезвучий и их обращений сделает ваш аккомпанемент к несложным песенкам гораздо более удобным, например:
Обращения септаккордов – более сложная тема: во-первых, в септаккордах четыре звука, соответственно, три обращения. Во вторых, обращения доминансептаккорда разрешаются по строгим правилам. Обращения других септаккордов тоже имеют свои разрешения либо участвуют в гармонических оборотах с плавным голосоведением. Особого внимания применительно к септаккордам требует его септима – септимовый (септовый) тон. Очень желательно, чтобы этот тон разрешался движением на секунду вниз или оставался на месте.
Итак, обращения септаккорда называются: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.
Каждый звук разрешается по правилам в свою устойчивую ступень, так что квинтсекстаккорд переходит в тоническое трезвучие, терцквартаккорд – в развернутое тоническое трезвучие, секундаккорд – в тонический секстаккорд.
Обращения септаккорда VII ступени (уменьшенного) звучат одинаково, поскольку аккорд состоит из трех малых терций. Они могут разрешаться напрямую в тонику или переходить в нее через обращение доминансептаккорда.
Обращения септаккорда II ступени применяются достаточно часто.
Этот аккорд также может переходить непосредственно в тонику, но чаще — через обращения доминантсепаккорда.
Для учащихся музыкальных школ и более подготовленных любителей можно составить таблицу, на какой ступени строятся основные аккорды и их обращения.
Если нужно определить аккорды на слух, прежде всего необходимо внимательно прислушаться к басу, потом сообразить, какова функция аккорда (T, S, D), а также, консонанс это или диссонанс. По этим признакам аккорд легко «вычислить», ориентируясь на таблицу.
При попытке использовать более развитые формы аккомпанемента, применять разную фактуру для изложения одних и тех же аккордов, важно ориентироваться на бас. При игре на фортепиано удобно использовать педаль для красивого сопровождения. Во всех таких случаях обращение аккордов определяется именно по басу: например, если в басу на первую долю «до», а далее — арпеджированное изложение тонической гармонии, то все звуки этой гармонии нужно собрать в один аккорд и назвать по басу — тоническим трезвучием.
Попробуйте сыграть несложную пьесу – «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского. Здесь применены весьма разнообразные гармонические средства.
Попытаемся определить гармонию в начальном построении (первые 16 тактов):
t 5/3 – D 4/3 – t6 – D 4/3 (дважды), t 5/3 – D6 – VI7 – D 5/3 – II 6/5 – D 5/3 – s6 – D 5/3. Дальнейшее гармоническое развитие довольно сложное, оно включает в себя отклонения в другие тональности и тонический органный пункт в конце пьесы.
Важным выразительным средством для музыканта является музыкальная фактура. По подборе аккомпанемента или создании аранжировки, музыкант может применять различные формы изложения аккордов, использовать фактуру «бас-аккорд» или разные виды арпеджио. Напомним – для гармонической основы в таких случаях принципиально важен бас, который, возможно, в фортепианной музыке звучит на педали. Посмотрим и послушаем некоторые примеры:
Ф. Шопен. Ноктюрн ми бемоль мажор
Ф. Шопен. Прелюдия до минор.
П. Чайковский Подснежник
Это более сложный пример, в котором применяются и арпеджио, и аккорды.
Ф. Шуберт. Экспромт.
Подбирая аккомпанемент к мелодии, можно найти несколько удачных вариантов, и тогда получатся вариации. Для вариаций на неизменную мелодию применяется ритмическое развитие, то есть при первом проведении аккомпанемент к теме можно играть четвертями, при втором – восьмыми, при третьем – шестнадцатыми (или сначала триолями, потом шестнадцатыми). В жанре вариаций бывает контрастный иноладовый раздел (при мажорной теме – минорный, и наоборот), после этого обычно следует быстрый финал. Заинтересованные любители музыки могут догадаться, что сочинение иноладового раздела – перенос мелодии в другой лад — потребует перегармонизации некоторых мотивов. Такие примеры можно найти в раннем творчестве Моцарта и Бетховена, Глинки и других композиторов. Немного старания – и даже начинающему музыканту окажется вполне доступно создание несложных аранжировок и вариаций на любимую песню.
Наш следующий урок будет посвящен изучению минорных на гамм.
Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.
Подробнее об уроках фортепианоИсточник