Для гитаристов
Для чего нужен вырез в корпусе гитары?
- » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»>
Информация о материале Опубликовано: 15.10.2019 10:24 Автор: Александр Андреев Просмотров: 709
Модификация акустической гитары
Корпус акустической гитары в традиционной конструкции напоминает цифру «восемь». Это соответствует при некоторых габаритных расхождениях моделям классического типа, джамбо, дредноут и т.д. В то же время часть инструментов изготавливаются с фигурным вырезом в корпусе (cutaway). Присутствие выреза не меняет типовую классификацию гитары, а только является модифицированной версией инструмента.
Лады на грифе гитары
Во время игры на акустической гитаре с традиционным корпусом, как правило, гитаристом используется часть грифа в пределах двенадцати ладов – для гитары классического типа, и четырнадцати ладов для эстрадных инструментов. Прижатие струн выше указанных ладов вызывает определенные трудности. Пальцы расставляются на струнах и ладах без участия большого пальца левой, который выполняет функцию опоры на гриф. Аппликатуры аккордов здесь строятся в весьма ограниченных вариантах, а использование барре исключается вовсе. Дальние лады ограниченно используются и при исполнении инструментальных произведений. Чаще всего на таких ладах воспроизводятся короткие мелодии, пассажи, причем в рамках большого музыкального произведения.
Игра на гитаре за 12 ладом
Вырез в корпусе гитары расширяет аппликатурные возможности гитариста. Пальцы левой руки легко располагаются за пределами двенадцатого лада. Применение большого пальца левой руки в качестве опоры создает условия для построения различных аккордов, в том числе с использованием приема барре. Появляются дополнительные возможности для воспроизведения инструментальных композиций.
При всех достоинствах инструментов с фигурным вырезом в корпусе следует учитывать и некоторые другие обстоятельства. Струны, прижатые выше двенадцатого лада, обладают малой амплитудой колебания. Воспроизводимые здесь звуки быстро затухают, тембр звучания весьма скромен. Кроме того, во время извлечения звуков выше двенадцатого лада нередко наблюдаются отклонения в строе гитары, т.е. проявляются фальшивые звуки. Данные факторы вносят существенные коррективы в исполнительскую практику.
Хотите узнать больше, как устроена гитара? Тогда читайте статью Конструктивные особенности акустической гитары
____________________________________________________________________________
Наши гости часто посещают эти страницы сайта
Источник
Cutaway
Cruasder CF 6000 CFM.
Откуда пошла мода на гитарный вырез – сказать сложно.
Наши историки гитары об этом молчат, а буржуйские форумчане и блогеры – постят одно и то же, со ссылками друг на друга. Мол, впервые катэвей появился в XIX веке – у французского мастера Georges Warnecke. Никто не дает ни фотографий той гитары, ни вообще – любых фотографий инструментов мастера Georges Warnecke. Будто и не было такого, как не было Джеймса Роджерса и его «массачусетского эксперимента». А если и был, то неизвестно – делал ли он в XIX веке гитары с сегментированием корпуса. Мы пересмотрели множество гитарных форм – от конца XVIII до начала XX веков – и не нашли ни одной с вырезом.
Разобраться в современном интернете весьма сложно. Где фейк, а где факт – порой не знают и специалисты.
Общим местом стало признание, что, вероятнее всего, сегментирование корпуса – пришло в мир акустических гитар – в середине прошлого века от гитар электрических, где вырез был просто необходим, по специфике игры на электричках, где нет характерного для классики ведения двух мелодических линий. Ритм-гитарист поддерживает линию аккордами, басист бамкает, как нетрудно догадаться, нижние ноты, а соло-гитарист – часто импровизирует на дискантах. Для последнего – и важен доступ выше 14 лада.
Для классических гитар – такой доступ менее важен, т.к. ведение басовой и мелодической линий одновременно — практически исключает повышение тесситуры выше 12 лада. Но люди любят катэвей, несмотря ни на что. Эстетическая составляющая – главное в такой беззаветной любви. Гитара с вырезом выглядит стильно.
Систематизация гитарных вырезов очень простая.
Есть Venetian cutaway, венецианский катэвей и есть Florentine cutaway, флорентийский катэвей.
Венецианский катэвей на модели Crusader CF 6001 CFM.
Острый вырез, характерный для флорентийского катэвея.
К Венеции и Флоренции оба сегмента имеют опосредованное отношение. Мы не знаем точно, какие именно аналогии возникли у автора такого разделения. Венецианский и флорентийский стили хотя и существуют – и в архитектуре, и в одежде, и в живописи – никак не указывают на специфику гитарных катэвеев. Специалисты обычно выделяют две характерные особенности стиля – увлечение колористикой в Венеции и перспективой во Флоренции. И обе особенности – ни каким боком не соотносятся с катэвеями гитар. Нужно признать такое разделение искусственным и чисто техническим.
Фирмачи Gibson’a пишут, что первая их гитара с венецианским катэвеем – это archtop 1939 года Super 400P, а с флорентийским – реплика гитары серии О, первую модель которой отследить трудно.
Первый венецианский катэвей гитары Gibson Super 400, 1939 год.
Первый намек на флорентийский катэвей. Гитара Gibson. Корпус типа О.
Из-за того, что материала по истории катэвея совсем мало, некоторые блогеры путают и пишут, что эти две гитары – и есть первые сегментированные инструменты. Вряд ли это так.
Кроме того, в двух видах катэвея различают подразделы. У законодателя гитарных мод – фирмы Тейлор – есть дополнительный подпункт soft-cutaway, означающий отсутствие (или сильное смягчение) «рога». Софт-катэвей может быть и венецианским, и флорентийским, а все их различие – в округлости форм.
Венецианский soft-cutaway.
Еще один пример венецианского soft-cutaway.
Флорентийский soft-cutaway.
Еще есть squared-off cutaway, т.е. «квадратный» катэвей, характерный больше для цыганских гитар типа Selmer.
Две гитары типа Selmer c «квадратными» сегментами.
Double cutaway, двойной катэвей – существует, скорее, в теории инженеров акустических гитар. Он очень распространен в среде электрогитар, но в мире акустики – музейная редкость из серии «принцип пошел на принцип». Он просто не нужен и смотрится скорее забавно, чем красиво.
Дабл-катэвей. Или заблудившийся стратокастер.
Венецианский дабл-катэвей.
Флорентийский дабл-катэвей.
Очень страшный дабл-катэвей. Относится к типу «Орк» подтипа «Шрек». Так и запишите в тетрадочку.
Некоторые эргономичные катэвеи — не вписываются ни в одну классификацию.
Мы не знаем, что это за вид катэвея, но он явно — меньше других влияет на звук.
Или вот. Вроде бы и флорентийский, но такой косой, что Медичи смотрят с благостных небес и краснеют за лютнера.
Рассказывать о способах выполнения катэвея — безнадежное дело. Сколько мастеров — столько и способов. Кто-то жестко укрепляет вырез, кто-то нет. У энтузиастов — есть даже специальные цулаги под корпус с сегментом. Большинство — обходятся без них.
Конечно же, любое поползновение на целостность корпуса – не оставляет звук без изменения. Катэвей ухудшает звук, хотя и не так трагично, как об этом принято думать. Хорошая гитара будет звучать хорошо и с сегментом. Плохая, как бы говорит нам Капитан Очевидность, не зазвучит лучше и без выреза. И уж точно, вряд ли кто в слепом тестировании различит – что там у гитары с корпусом. Как бы то ни было – гитаристы-классики – никогда не используют гитары с катэвеем. Это моветон.
Зато такие гитары – идеальны для подключения. Большинство эстрадных гитар с сегментом – и классического типа, и вестернов – имеют темброблоки.
Обойти в блоке наши родные гитары — никак неможно. Гитары Crusader тоже выпускаются с катэвеем.
Катэвей — строго венецианский. Нам он кажется и нейтральным, и удобным, и эстетичным.
Реплика Ovation. Crusader CR 41.
6022 линия.
6021 линия.
6001 линия.
CF 6010 CFM
6000 линия.
Чаще всего – это простые инструменты начальных линий. Мы не стремимся пополнять ассортимент массивными гитарами с катэвеем, хотя и такие у нас есть – для истинных ценителей жанра.
Вестерн с массивом кедра 520 линии.
420 линия.
Классика с массивом ели Crusader CC 210 CFM. Венецианский катэвей.
Мы понимаем, что если есть спрос – глупо не отвечать на него предложением. А что уж мы там думаем о тонкостях звука — дело второе. Да и сам вопрос – глубоко дискуссионный. В общем, кого родим – того и любим. Тот и свет в окне, опора и надёжа.
Источник
Форма акустической гитары и ее влияние на звук
Заходя в музыкальный магазин, неискушенный покупатель может растеряться. Количество представленных акустических гитар впечатляет даже искушенного музыканта, а начинающий гитарист и вовсе теряет дар речи. Как во всем этом многообразии найти тот инструмент, который подходит именно вам? Вот бы поиграть на них на всех и выбрать, но всегда ли есть на это время? Ориентироваться при выборе по цене – это в целом верное решение, но есть еще один нюанс, о котором начинающие музыканты могут не знать. Форма гитары оказывает большое влияние на звук, и если вы представляете какое звучание вам нужно, знание того, какая форма инструмента (тип корпуса) ему соответствует, поможет значительно сузить круг поиска.
Дредноут (Dreadnought)
Сегодня это самый популярный тип корпуса. Разработан он был в 20-х годах прошлого века фирмой Martin и стал особенно актуальным для музыкантов в стиле кантри, блюз и эстрадной музыки. Дело в том, что по сравнению с классической формой Orchestra, которая была распространена в то время и подразумевала использование гитары в составе оркестра (что следует из названия), дредноут гораздо лучше подходил для сольных выступлений в качестве единственного аккомпанирующего инструмента. Корпус дредноута увеличен по сравнению с Orchestra, плюс дополнительно увеличена задняя часть. За счет этого звук получается более громким, более звонким и с мощными басовыми частотами. На дредноуте удобно играть как пальцами, так и медиатором, при игре аккордами инструмент звучит мощно и динамично – сегодня это фактически стандарт для исполнителя авторских песен и просто любителя гитары. Практически беспроигрышный вариант для тех, кто не имеет более узкоспециальных задач и хочет получить просто хороший звук. Эту форму еще часто называют «вестерн» или «кантри», хотя надо сказать, что многие специалисты подразумевают под вестерном абсолютно любую акустическую гитару с металлическими струнами, а для стиля кантри характерны не только дредноуты, но и джамбо, о которых пойдет речь ниже. Характерным примером дредноутов может служить TAKAMINE PRO SERIES 1 P1DC . Среди недорогих гитар можно порекомендовать Yamaha F130. Рекомендуем также обратить внимание на Ibanez PF15ECE.
Gibson в свое время разработали свои варианты дредноутов, так называемый «дредноут с округлыми плечами», самой первым и знаменитым представителем которого стала легендарная Gibson J45 и «дредноут с квадратными плечами», воплотившийся в не менее легендарный Gibson Hummingbird.
Orchestra (Auditorium)
По сути, это одна и та же форма корпуса, просто разные производители называют ее по-разному. Этот корпус несколько меньше чем дредноут и более удобно лежит в руках. Характерным является наличие четко выраженной зауженной «талии» инструмента. Исходя из названия, можно понять, что предназначены гитары, прежде всего, для игры в оркестре, хотя, конечно, сфера их применения гораздо шире. Дело в том, что в оркестре важно не только то, чтобы инструмент звучал хорошо сам по себе, но чтобы он еще и не мешал другим инструментам, залезая в чужой частотный диапазон. Поэтому, в отличие от дредноута, гитары Orchestra звучат не так насыщенно в низких частотах и верхах, и в целом – несколько тише. Зато их преимуществом является идеальная сбалансированность по частотам. Звука каждой частоты в них ровно столько, сколько нужно. Поэтому музыканты очень любят использовать эти гитары в студии – спектр звучания получается очень правильный. Характерными представителями можно назвать TAKAMINE P3MC ORCHESTRA или Sigma OMM-ST+.
Некоторые производители, например, Crafter, предлагают увеличенный вариант этого корпуса, который называется Grand Auditorium. Это форма, характеризующаяся хорошим частотным балансом и при этом звучащая довольно громко и полнозвучно.
Парлор (Parlour)
Очень элегантные и изящные гитары. Небольшой корпус, весьма удобно лежащий в руках, идеально гармонирует с музыкой романса или задушевной романтичной баллады. Эти гитары называют еще женскими, ведь именно женщины любят все элегантное. Плюс, благодаря уменьшенному размеру корпуса, женщине или девушке удобно держать такую гитару в руках. Звук у парлора довольно мягкий и ненавязчивый, что хорошо сочетается с негромким романтичным голосом. Благодаря своим небольшим размерам, гитары с формой парлор любят туристы, взять с собой в поход парлор гораздо удобнее, чем, например, дредноут. В качестве примера и фактически идеального инструмента с корпусом парлор мы можем рекомендовать TAYLOR GS MINI-E WALNUT GS MINI или более дешевый вариант Fender CP-60S.
Джамбо (Jumbo)
Это самая большая и самая громкая из всех акустических гитар. Она была разработана фирмой Gibson, до сих пор одна из самых популярных джамбо в мире производится этой компанией и называется Gibson J-200. Хотя, надо сказать, Gibson пошли еще дальше и предлагают сегодня уже еще более увеличенный вариант корпуса под названием Super Jumbo. Корпус джамбо превосходит по размерам даже дредноут, а нижняя часть джамбо увеличена даже по сравнению с огромными размерами самого инструмента. При этом «талия» корпуса несколько заужена, как у Auditorium, благодаря этому звучание джамбо довольно сбалансированное. Очень популярны 12-струнные варианты джамбо, обладающие наиболее насыщенным звуком. Единственным недостатком джамбо можно назвать большие размеры, из-за чего на такой гитаре не всегда удобно играть людям небольшой комплекции, а также очень громкий звук, что может иногда быть помехой при занятиях музыкой дома. Если вы желаете приобрести джамбо, обратите внимание на Gretsch Rancher.
Фолк (Folk)
Если с формами Drednaught, Auditorium и Jumbo все понятно, то с гитарами типа «фолк» ситуация довольно запутанная. Дело в том, что разные производители понимают под этим термином довольно сильно отличающиеся друг от друга инструменты. Нам ближе понимание фолк-гитары как довольно небольшого и изящного инструмента, более всего похожего на парлор, но не с такими округлыми формами. Типичным примером такой гитары может считаться YAMAHA CPX600 .
Slim (Thinline)
Собственно говоря, это не тип корпуса, а характеристика, указывающая на то, что корпус гитары более узкий, чем стандартный. Slim может быть как дредноут, так и аудиториум и джамбо. Как правило, гитары с таким, более тонким корпусом, имеют звукосниматель и предусилитель и используются для выступления на сцене. Их акустические свойства не такие выдающиеся, как у гитар со стандартной глубиной, но они значительно легче и удобнее. А при игре через усилитель акустические свойства самой гитары не так уж важны. В качестве примера такой гитары можно привести TAKAMINE TSP138CN .
Далее нужно упомянуть так называемые трэвел-гитары (travel). Это инструменты с уменьшенным корпусом (не только с уменьшенной глубиной как slim, но уменьшенные пропорционально). Такие инструменты предназначены для поездок и походов. За счет небольшого корпуса они занимают меньше места и этим удобны. Звучат они, соответственно, тоже несколько «меньше» аналогов.
NEX
Интересная форма, предлагаемая компанией Takamine. Корпус NEX представляет собой нечто среднее между Jumbo и Auditorium.
AE
Это уже разработка другой компании, а именно – Ibanez. Форма AE очень напоминает NEX и тоже похожа на несколько уменьшенную Jumbo. Форма AE имеет характерную форму выреза и более плавные контуры. Среди гитар AE можно выделить превосходную премиальную Ibanez AE900-NT, а в бюджетном сегменте стоит обратить внимание на Ibanez AE315-NT.
Конечно, звучание гитары определяется не только формой, но и выбором древесины, качеством изготовления, наличием выреза, струнами и еще множеством других факторов. Однако понимание того, какие тенденции звучания имеет каждая из форм, поможет вам в поиске вашей идеальной гитары. Надеемся, эта статья была для вас полезной.
Источник