Что все нужно для соло гитары

Советы и рекомендации >Как играть соло на гитаре?

Когда я только учился играть на гитаре, я постоянно задавался вопросом: как же играть соло? Я был уверен, что на этот вопрос есть однозначный ответ, доступа к которому я пока не получил. Но со временем я понял, что все не так просто. Одного ответа нет.

Так же, как и нет одного, единственно верного, хода в шахматах. Поначалу эта истина расстроила меня. Но со временем я понял, как быть. Вам не нужно учить наизусть каждую строчку вашего пособия по игре на гитаре. Просто выберите несколько фраз, которые подходят к вашему стилю игры и вашим потребностям. Время от времени вам требуется играть на концерте. Сегодня я покажу вам несколько приемов, которые я использую для подготовки к концертам.

Все думают, что у группы есть несколько недель для репетиций перед туром. Но на самом деле это далеко не всегда именно так. Обычно до выступления вы репетируете один-два раза. И очень часто у вас нет возможности разогреться перед концертом. Первое шоу имеет большое значение, и именно тогда вас, по сути, и бросают в холодную воду.

Читайте также:  Круиз душа с аккордами для гитары

Тренировка и репетиции – это разные вещи. Некоторые считают, что это одно и то же, но это неверно. Тренировка – это подготовка, то, что вы делаете в свободное время. Это отработка деталей. А репетиция – это когда вы убеждаетесь, что все детали в итоге объединяются в единое целое. Это выступление без зрителей.

Конечно, группа часто останавливается и обсуждает какие-то моменты. Но здесь важно мнение коллектива. Никто не будет ждать вас только потому, что у вас не было времени на тренировки. Подготовка к концерту заключается не только в переслушивании записей. Вы должны проанализировать материал как можно более подробно.

Также вы должны быть в состоянии предсказать, как отдельные части повлияют на общее целое. Живое выступление – сложная задача, и умение организовать и подготовиться к нему – важный навык.

Будьте внимательны

Самое важное – не мешать вокалу. На записях часто можно услышать небольшие мелодические вставки за вокалом. Но будьте осторожны. На записи их можно сделать практически незаметными, а вот при живом исполнении они могут отвлекать внимание на себя.

Конечно, это не значит, что от них нужно отказываться. Просто следует понимать, когда они помогают, а когда вредят. Слушайте линию вокала. Не теряется ли она? Не соревнуется ли партия гитары с вокалом?

Линия вокала

Линия вокала часто подсказывает нам, какие ноты прозвучат особенно хорошо на фоне той или иной прогрессии. Часто прослеживается тенденция слишком активной игры при смене аккордов. Постарайтесь не поддаться искушению сыграть каждую ноту каждого аккорда. Заучивание мелодий может помочь вам с выбором. Давайте послушаем куплет песни “Please Please Please” группы Fife & Drom, чтобы понять, как работать с аккордовыми сменами.

Пример 1 – это соло на фоне куплета. В первом такте играем 5 (F) аккорда Bb6 — ничего особенного, но это ведет к следующему аккорду A7 путем понижения F до E и обыгрывания C#. Вокал работает с напряжением F и E на фоне аккордов.

Обратите внимание, что хоть во второй половине третьего такта и присутствует аккорд Dm/C#, вокальная линия не включает в себя ноту C#. Не всегда имеет смысл играть каждую ноту аккорда. В шестом такте группа играет аккорд Db7. Это выходит за рамки тональности Bb. Мелодия подчеркивает это с помощью b7 (Cb), 5 (Ab) и 6 (Bb) и разрешается в 5 аккорда Db7. В соло прослеживается простой мотив на основе Db-лидийского лада (Db–Eb–F–G–Ab–Bb–C).

Положитесь на собственный голос

Иногда очень полезно пропеть соло без гитары. Не ограничивайтесь только глазами и руками! Ваше сознание часто только усложняет вам задачу. Вы стремитесь выйти на первый план.

Когда вы поете, главную роль берет на себя подсознание. Вы заметите, что ваши идеи для соло станут более мелодичными и естественными. Совет : Запишите себя при помощи соответствующего приложения на телефоне. Вы не великий певец? Ничего страшного! Это ведь только для вас.

Пробуйте

Если соло менее ограничено определенными рамками, можно вставить несколько импровизационных идей, как художник смешивает краски для получения новых цветов.

Совет : Не ограничивайтесь фразами, схемами и мелодиями, уже знакомыми вам. Добавьте хроматизма и концентрируйтесь на впечатлении, которое производят на вас те или иные ноты.

А теперь самое время объединить все, что вам понравилось, в импровизацию на фоне прогрессии. В аудио ниже вы услышите, как я использовал этот метод для создания более мелодичного и связного соло.

Конечно, можно начать анализировать лады и гаммы, которые я играл. Но дело не в них. Важно, чтобы то, что вы слышите, нравилось именно вам. А анализ – это уже дело второе.

Музыкальный навигатор

При исполнении песни “Who You Think You’re Foolin’?” я не играю соло с записи один к одному. Чаще всего я просто импровизирую на фоне аккорда Dm. Но я оставил себе своеобразный навигатор по соло.

Что такое музыкальный навигатор? Это может быть небольшая фраза или нота, которую вы используете в качестве навигатора по соло. Например, иногда я начинаю соло одинаково, впоследствии меняя его. А иногда я повторяю кусочки в его середине. Это нота или фраза, в случае которой я точно знаю, что она работает и что она приведет меня туда, куда мне нужно.

Возьмем соло из “Who You Think You’re Foolin’?” (см. Пример 2 ). Я всегда начинаю его одинаково. Первые четыре такта не меняются. Что-то вроде того, когда вы приходите на вечеринку с бутылкой вина. Это – своеобразный знак внимания, демонстрация того, что вам не все равно. До тех пор, пока вы не обнаружите ликер и не перейдете на скотч 18-летней выдержки.

В восьмом такте встречается фраза, которую я играю каждый раз, потому что она ведет к следующей фразе соло, за которой следует импровизация. Последняя часть моего навигатора – такт 13. Фраза на основе F# ведет к завершению соло. Я не сочинял полное соло, а ограничился несколькими основополагающими штрихами.

Метод навигатора работает очень хорошо, потому что так вы не перемещаетесь по прогрессии, как слепой крот. В этом есть определенная предсказуемость, но с другой стороны, вы не ограничены рамками заранее придуманного соло.

Играть соло можно по-разному. Чаще всего музыканты экспериментируют с разными подходами. Но этим следует заниматься на собственных тренировках, а не на репетициях группы. Только тогда это принесет вам пользу.

Источник

Соло на электрогитаре

Соло на электрогитаре может звучать на протяжении всей мелодии или заглавными частями. Мелодии исполняются на электро и простой гитаре. Устройства на электрогитаре позволяют воспроизводить более мелодично и красиво, с применениями разных техник игры.

Что такое соло

Соло – это ведение партии в музыке одним голосом, если это музыкальное произведение написано для коллектива. Раскрывает его главную тему. В музыкальном произведении соло исполняют инструменты: рояль, гитара, скрипка, виолончель, аккордеон.

Соло-гитара – это струнный инструмент, который проигрывает мелодию, исполняя ведущую основную партию. Соло может играть основную тему, сопровождать своей игрой вокалиста, придавать песне красивую линию звучания. В дополнение к основной теме, соло может задавать усиленный ритм мелодии, заполнять красивым звучанием смысловое продолжение песни после второго куплета или между строк.

Можно ли научиться самому играть на электрогитаре и что требуется для этого

Как правильно играть соло на электрогитаре, может рассказать на словах каждый, но чтобы научиться, требуется наличие таланта и усидчивости. Если настойчиво заниматься, можно достичь высокого уровня и исполнить красивое соло на электрогитаре. Для начала нужно купить электрогитару, которая стоит не так уж и дешево. Запастись учебными пособиями по настройке, пособиями самообучения игры на электрогитаре. Хорошо бы для первых азов настройки электрогитары воспользоваться подсказкой специалиста или профессионального музыканта. Можно взять несколько уроков у опытного учителя музыки.

Правильная настройка электрогитары – основа точного воспроизведения темпа и звучания нот. Если неправильно настроить положение грифа при высоком расположении струн электрогитары, обучение будет доставлять неудобства. Высота от лада до струны должна быть 2 мм. Имеет значение натяжение струн – жесткость доставит боль при нажиме аккордов пальцами. Для настройки электрогитары в магазинах продается тюнер, который позволяет правильно настроить инструмент даже при плохой погоде. Можно поискать правильную настройку на сайтах. При каждой последующей корректировке запоминайте звучание струн. Это даст возможность настроить электрогитару гитару на слух. Не стоит забывать, что инструмент подгоняется для индивидуального исполнителя игры.

С чего начать играть

Начальная стадия игры соло включает знание нот, расположение и звучание. Также потребуется ознакомиться с техникой настройки электрогитары, звучанием простых аккордов. Их нужно заучить и попробовать сыграть аккордами самую простую мелодию. Тщательно подходить нужно к заучиванию расположения пальцев рук на грифе, что потом дойдет до автоматизма и намного облегчит игру.

В домашних условиях прослушивайте интересные для вас соло и старайтесь повторить для начала темп. Если возникли трудности в первых уроках, получите несколько начальных уроков у учителя музыкальной школы или на сайтах, где изложены пошаговые инструкции обучения игры на электрогитаре. Многие известные гитаристы, которые выступают на профессиональном уровне, занимались в музыкальной школе. Это дисциплинирует, не позволяет расслабляться, как при занятиях дома. Для достижения хорошего качества исполнения требуются годы настойчивых занятий. Только качественное чтение нот позволит легко разобрать композицию, повторить мелодию, сыграть соло.

Теория

Начинаем с того, что настраиваем длину ремня на электрогитаре под себя так, чтобы пальцы свободно касались самого низкого и дальнего ладов. Если в самоучителе проставлены уроки, воспользуйтесь при обучении аккордов числовыми значениями постановки пальцев на ладах. С первого урока до автоматизма заучите расположения по числовому ряду ладов, струн, пальцев. Также расположение медиатора при игре на электрогитаре, ребра ладони для приглушения звука – все требует заучивания. Для записи нотной грамоты для гитар используется табулатура – это схема записи мелодии на шести линиях, тогда как в нотном стане используется пять строк.

Начинайте с простой мелодии, например, «В траве сидел кузнечик». Разбирайте табу и заучивайте передвижение пальцев по струнам. При настойчивом обучении с каждым последующим уроком будет приходить уверенность в навыках.

Внимание! Табулатуры нужно научиться читать. В них расписаны такты, продолжительность, цифры на линейке обозначают номер лада, нумерация под станом – направление удара медиатором. Это нужно выучить, дальнейшее чтение нот требует навыка правильно разобранной табы.

Не спешите разбирать сложные партии соло, навыки простого повторения схем мелодий и импровизаций несложных песен помогут в будущем автоматически читать, разбирать понравившиеся мелодии.

Практика

Когда все тонкости изучены, можно приступать к игре мелодии. Включайте хорошую музыку, старайтесь прослушивать ее, вникая в ритм и параллельно читая табы. Пробуйте самостоятельно сыграть соло. Не обязательно точно передавать услышанное звучание, может, ваша игра получится качественнее.

Каждый день нужно заниматься, повторять упражнения, читать табы, разбирать музыку, доводить движение рук и пальцев до автоматизма. Невозможно исполнить хорошее соло, не имея начального обучения игры, а также понимания того, что при игре должна присутствовать импровизация, которая требует определенных знаний техник исполнения. Каждый музыкант-профессионал исполняет свои лучшие соло на электрогитаре, владея в совершенстве способами импровизации. Для начинающих исполнителей соло на электрогитаре можно найти на музыкальных сайтах. Но не старайтесь в точности повторять их. Они написаны в качестве упражнений игры, для тренировки техник исполнения соло, подбирания аккордов.

Темы такой музыки бывают мрачными: тема войны, проявление черной магии. Сочетание с черной одеждой музыкантов, раскрашенных лиц и устрашающих звуков голоса – это блек-металл. Самое яркое направление было грайндкор, украшенное громом и напалмом. Тяжелые ритмы надоели слушателям, направление перешло на более мелодичное звучание. Также ушел в небытие дум-металл со своей загробной тематикой и дикими хрипящими звуками.

Полезно! Для создания в мелодии четкого чувства ритма используется игра на бас-гитаре. Для игры применяется медиатор, но в основном играется пальцами. Звучание бас-гитары окрашивает неповторимыми цветами музыку рок-группы, особенно направление металлик. Эта музыка считается тяжелой для прослушивания, но в то же время популярной среди молодежи.

После каждодневных занятий придет быстрота чтения нот песен на партитуре, разбор табы. Начинать учиться можно на акустической гитаре, которая в умелых руках звучит прекрасно. На музыкальных сайтах выложены табы обучения новичков, а также записи, которые можно послушать и произвести.

Список песен с простыми соло для начинающих

Для начинающих на музыкальном сайте выложен список самых простых песен. Схему нужно переписать для себя на листок, на телефон или планшет. Разобрать табы для соло на электрогитаре, попробовать играть самостоятельно, включая импровизацию. Простыми для прочтения считаются соло:

  • «Джин и Тоник»;
  • «Как на войне»;
  • «Пачка сигарет»;
  • «Перекресток».

Найти схемы, прослушать, переписать, проиграть – хорошие уроки для начинающих музыкантов.

Источник

Как придумать гитарное соло?

Очевидно, что сыграть полнометражное произведение технически гораздо сложнее, чем какие-либо короткие фрагменты (при приблизительно равной степени сложности материала). В свою очередь, неоспорим тот факт, что сыграть музыкально осмысленный фрагмент существенно сложнее, чем продемонстрировать под клик отдельные виды техник, используемых в нем, хотя многие этого не понимают.

Однако, если речь идет о творчестве, то зачастую придумать короткое и при этом музыкально содержательное соло под конкретный минус бывает сложнее, чем написать полнометражную композицию. Мало того, что разные минусовки «обязывают» подстраиваться под них стилистически, так еще и никто не отменял ограничения во времени. Вот есть, к примеру, 40 секунд — хоть тресни, надо уложиться и «сказать» все, что хотел за эти 40 секунд, если конечно, есть, что «сказать».

С моей точки зрения, лучшее соло на гитаре в составе композиции — это своего рода песня в песне. За примерами далеко ходить не надо: соло Brian May из Bohemian Rhapsody, Jimmy Page из Stairway to Heaven, Randy Rhoads из Crazy Train, Slash из Sweet Child O’ Mine и др. Думаю, никто не будет спорить с тем, что вышеперечисленные гитаристы сыграли одни из лучших гитарных соло всех времен. И все эти соло представляют из себя вполне сформированную запоминающуюся композицию. Пусть небольшую, но композицию, находящуюся при этом в составе песни.

В этой статье я хочу поделиться тем, как я придумываю соло на электрогитаре. Для этого в качестве примера возьмем абстрагированный от какого-либо произведения, довольно симпатичный, но при этом совершенно обыкновенный минус (желающие могут его скачать):

Такого рода минусовки я обычно делю на две части: «мелодическую» и «шредовую». Названия, конечно же, носят символический характер, в той же «шредовой» части абсолютно не обязательно безбашенно нарезать пассажи 32-ми нотами, свиповать, тэппить и пр.

«Мелодичная» часть гитарного соло

В основе «мелодичной» части, по логике вещей, должна лежать слушабельная, запоминаемая и напеваемая мелодия. На мой взгляд, лучшие гитарные соло отвечают этим требованиям. Послушайте, к примеру, соло John Petrucci из песни Another Day (Dream Theater) — невероятно красивое соло, слушая которое так и хочется подпеть. Поэтому лично я являюсь сторонником того, что мелодия должна придумываться именно голосом, т.к. это существенно повышает вероятность ее соответствия трем вышеназванным требованиям. Если же придумывать гитарой, то существует риск оказаться в ловушке ранее выученных фраз. Эти фразы совсем не обязательно «не в кассу», но они, совершенно точно, не будут новыми. А придумывание голосом увеличивает шансы на изобретение каких-то нестандартных для себя (собственноручно ранее не использованных) мелодических ходов.

Именно поэтому, работая над «мелодичной» частью, я откладываю гитару в сторону, включаю минусовку и просто напеваю на нее, что в голову взбредет. Появилась какая-то идея — беру в руки гитару и «перекладываю» на нее то, что только что напел голосом. После этого насыщаю фразу мелизматикой, характерными для гитары фишками (форшлаги, рывки, бенды, слайды, вибрато и пр.) и развиваю ее. В качестве примеров, приведу несколько своих соло, мелодии которых были придуманы именно голосом (в разных соло «мелодичная» часть располагается по-разному, как правило, либо в начале, либо в середине).

«Шредовая» часть гитарного соло

В «шредовой» же части в первую очередь эксплуатируется «словарный запас» гитариста, в который входят разученные им в ходе съема различных произведений фразы или же собственные «изобретения». Однако «шредовая» часть, конечно же, не должна превращаться в наглую и бездумную эксплуатацию выученных когда-то фрагментов. Сами клише ни в коем случае не возбраняются, но их обязательно надо адаптировать под конкретную ситуацию, а не пихать в одном и том же варианте, где попало.

В качестве примера использования «словарного запаса», основывающегося на различном материале, могу привести мое Reason Solo. Оно записано в 2012 году и на тот момент я вдоволь заслушивался Andy Timmons, снимал партии Nuno Bettencourt из композиции Extreme — Comfortably Dumb и кайфовал от одного из соло May Lian, которое было для меня отчасти эталоном. Влияние всех вышеперечисленных музыкантов можно услышать в Reason Solo не вооруженным ухом.

1. Фраза Andy Timmons из Cry For You (0.00 — 0.09 в Licks from Reason Solo) присутствует и в моем соло (0.06 — 0.11 в Reason Solo)

2. Фраза May Lian в одном из его соло (0.10 — 0.17 в Licks from Reason Solo) также использовалась в Reason Solo, правда, в несколько ином контексте (0.19 — 0.22 в Reason Solo)

3. Нисходящий пассаж Nuno Bettencourt из песни Comfortably Dumb (0.18 — 0.24 в Licks from Reason Solo) можно встретить в видоизмененном варианте в Reason Solo. Пассаж сыгран в другой позиции, кроме того, в отличие от Нуно, я не использовал блюзовую ноту. Тем не менее, сразу видно, откуда брошен камень (0.35 — 0.37 в Reason Solo) Не смотря на то, что все три вышеназванных гитариста довольно разноплановые, деликатное использование полученных от них фраз способно существенно скрасить гитарную партию. Само собой разумеется, чем больше различных произведений различных авторов да еще и в различных жанрах снял гитарист, тем больше у него «словарный запас». А следовательно и больше вариантов для построения интересных и красивых музыкальных конструкций.

Золотая середина в технике и теории

Но на мой взгляд, самое сложное в написании соло на гитаре — поиск золотой середины между «мелодичной» и «шредовой» частями. Например, если сильно увлечься построением мелодии, то в условиях ограниченного времени можно банально не успеть «сказать» все, что хотел. Минус подходит к концу, а развитие только начинается. В этом случае соло может получиться скучным и нудным. Не редкость и обратная ситуация — человек слету берет и начинает поливать гаммы-пентатоники вверх-вниз туда-сюда. Даже если он это делает технически безупречно, вряд ли это понравится кому-то, кроме его «единомышленников».

Кроме того, золотую середину надо соблюсти и в теоретическом плане. Бывает, что гитаристы настолько сильно привязываются к натуральному мажору/минору или же просто гоняют пентатонику, будто шаг влево-вправо будет караться расстрелом на месте. Или же некоторые музыканты слишком увлекаются экспериментами с ладами, не замечая, как их соло теряет свою привлекательность и тонет в потоке сомнительных созвучий.

Конечно же, все вышеизложенное не является истинной в последней инстанции, а лишь отражает мое субъективное мнение по данному вопросу. И чтобы не быть голословным, прилагаю видео со своим соло на прикрепленный выше минус. Здесь также «мелодичная часть» придумана исключительно голосом, в «шредовой» части присутствуют адаптированные в данный контекст фразы из моего «словарного запаса», а с точки зрения теории могу сказать, что в этом соло на электрогитаре используется натуральный минор, фригийский доминантный лад и дорийский минор с добавленной блюзовой нотой (тоника — ре).

Еще несколько моих соло

Источник

Оцените статью