Что выбрать гитару или пианино

На чем лучше ребенку учиться играть: на пианино, на гитаре, на скрипке или …?

Некоторые родители считают, что нет никакой разницы в том, на каком музыкальном инструменте будет обучаться их ребенок в детской музыкальной школе. Главное, что он будет учиться классической музыке, а остальное — неважно. Бывают и другие случаи, когда все места на интересующий инструмент уже заняты и родители вынуждены выбирать специальность из того, что осталось. Я надеюсь, что предложенный ниже материал позволит родителям осознать важность этого вопроса и более ответственно подойти к выбору того, на каком музыкальном инструменте будет заниматься их ребенок.

Все музыкальные инструменты можно условно разделить на:

  • Универсальные
  • Солирующие
  • Вспомогательные

Данное разделение условно, поэтому давайте считать, что оно выполнено применительно к основной функции музыкального инструмента.

Универсальность музыкального инструмента заключается в том, что, например, он позволяет играть на нем различную музыку, на нём можно играть как произведения, так и отдельные партии, он может использоваться как для сольных выступлений, так и для игры в том или ином ансамбле или оркестре. К универсальным музыкальным инструментам относятся:

  • Клавишные : фортепиано , рояль
  • Струнные : гитара , скрипка , виолончель

Солирующие музыкальные инструменты предназначены для игры сольных партий, т.е. на них не играют аккомпанемент, интервалы и аккорды:

  • Духовые музыкальные инструменты: флейта, труба, гобой, фагот

Вспомогательные музыкальные инструменты используются, как правило, только для игры в составе ансамбля или оркестра:

  • Ударные музыкальные инструменты

Как я отметил раньше, на универсальном инструменте можно играть аккомпанемент, а на солирующем – нет. Возможность играть аккомпанемент имеет существенный плюс, поскольку исполнитель при этом может ещё и петь. Петь можно под аккомпанемент пианино, гитары, балалайки. А вот при игре на скрипке, например, спеть уже не получится. То есть, с этой позиции скрипка уступает в универсальности пианино, гитаре и балалайке. На практике это означает, что если Вы хотите услышать то, как Ваш ребенок будет играть и петь романсы, то вариант со скрипкой и духовыми инструментами отпадает. Кто-то может посчитать, что возможность пения – не аргумент, но я считаю, что пение – не только здоровье и развитие слуха, но и весьма полезный навык, который можно будет использовать всю жизнь: петь песни для себя, для друзей, для родителей, для любимого человека, дома, в помещении, в походе и т.д. Здесь мы упомянули о возможности играть на универсальном инструменте в разных местах. Поэтому следует учесть и мобильность музыкального инструмента. Пианино – стационарный музыкальный инструмент, а гитару и балалайку можно легко переносить и брать с собой. С этой позиции гитара и балалайка выигрывают у пианино.

Подумайте, какое место и как часто в дальнейшем музыкальный инструмент будет использоваться ребенком. Музыкальный инструмент может стать либо ненужной мебелью или предметом интерьера, или быть вместе с музыкантом всю жизнь. Захочет ли подросток в городской квартире играть на трубе, баяне, балалайке, скрипке – скорее всего, нет. А вот играть на гитаре – вполне.

Что касается балалайки, то этот универсальный инструмент проигрывает пианино, гитаре и скрипке в области использования, поскольку он относится к народным музыкальным инструментам, который не услышать в современной музыке. Однако в условиях деревни балалайка, как и аккордеон, имеют преимущества перед пианино и скрипкой.

Теперь необходимо сказать несколько слов о наглядности музыкальной теории применительно к практике. Как известно теория часто абстрактна и непонятна до тех пор, пока не видно её практического применения. Что такое для ребенка операция сложения “2+ 2”? Ничего, пока ему не покажут 2 конфеты, потом ещё 2 конфеты. По крайней мере, он увидит, что конфет стало больше, и это ему уже нравится. Ребенок понимает то, что можно на практике увидеть, потрогать, понюхать, ощутить. Поэтому поиграть в игрушки или посмотреть мультфильм – понятно и интересно, а сидеть дома в солнечный день и смотреть на нарисованные ноты, знаки и обозначения – непонятно и неинтересно по определению. Хотя бы как-то заинтересовать ребенка можно только практической стороной теории. И в этом плане наиболее наглядным музыкальным инструментом для отображения на нем теории музыки является фортепиано. И сейчас я объясню почему.

В настоящее время в музыке используется равномерно темперированный строй, при котором настройка музыкального инструмента и элементарная теория музыки основываются на октавах, разделенных на 12 одинаковых частей — полутонов. Мы видим, что на гитаре 6 струн и много металлических планок, которые находятся поперек грифа, на скрипке – 4 струны, на балалайке – 3 струны, а на баяне – много копок. Где эти 12 частей? Клавиатура пианино сконструирована таким образом, что 7 белых и 5 черных клавиш как раз и образуют октаву, а расстояние между любыми соседними клавишами равно полутону, что в сумме образует интересующие нас 12 частей (полутонов). Благодаря такому однозначному соответствию основы теории музыки проще и нагляднее демонстрируются на музыкальных инструментах с клавиатурой фортепианного типа – фортепиано, рояль. Теория музыки – математика, т.е. для построения самых сложных элементов в музыке достаточно знать определенные величины и хорошо их считать. Используя клавиатуру пианино выполнить такие расчеты очень просто, потому что мы видим клавиши и видим относительные расстояния между ними. А вот выполнить расчеты, например, на гитаре очень непросто, потому что 6 струн и большое количество параллельно расположенных ладов не является наглядным. То есть, для построения чего-то на пианино нужно просто посчитать, а на других музыкальных инструментах нужно будет постоянно производить перевод системы строя инструмента в теоретическую систему 12-ти полутонов и обратно. Чтобы понять сложность этого попросите музыканта, например, показать все ноты “До” на инструменте. У начинающего пианиста на это уйдет 5-7 секунд, а у гитариста на это может уйти минут 5. При этом он будет что-то усиленно считать, двигать пальцами, а в итоге может оказаться, что он всё же где-то ошибся. У скрипача вообще нет визуальных ориентиров, и ему приходится играть на слух. Поэтому фортепиано – самый удобный и наглядный музыкальный инструмент с точки зрения практического применения сольфеджио. Что это значит? Это значит, что при прочих равных условиях после окончания детской музыкальной школы теоретическая подготовка будет лучше всех у пианистов. Это не играет роли, если после окончания музыкальной школы подросток бросит музыкальные занятия. Но, если выпускник захочет и дальше заниматься музыкой, например, научиться играть на синтезаторе, импровизировать и сочинять музыку, делать аранжировки и организовать домашнюю студию записи, то теоретические знания и практические умения пианистов будут выглядеть на порядок основательнее, чем у тех, кто обучался игре на других музыкальных инструментах. Разница будет примерно такой, как между программистом и пользователем. Программист может разобраться в новых технологиях и создавать новые программы, а пользователь может только пользоваться тем, что уже есть.

Этот пример я привел для того, чтобы Вы поняли, что при прочих равных условиях перспективность обучения ребенка игре на том или ином музыкальном инструменте различна. Это как выбор профессии – если есть возможность, то хочется учиться перспективной и хорошо оплачиваемой профессии, а не той, которая ни сейчас, ни через 30 лет не будет особенно нужна. С этой точки зрения “фортепиано” – самая перспективная специальность при обучении музыке. Кроме этого, фортепиано – хороший фундамент для освоения игры на других музыкальных инструментах, то есть, пианисту, при прочих равных условиях, будет проще освоить игру на других музыкальных инструментах. Почему? Потому что после освоения сложного предмета, освоить менее сложный предмет проще, чем наоборот.

Для сравнения возьмем обучение игре на фортепиано и обучение игре на классической гитаре. Когда родители заставляют ребенка заниматься музыкой, а он хочет пойти поиграть с ребятами, отдохнуть или посмотреть фильм, то ему все равно, на чем он играет, на пианино, гитаре или скрипке. Ребенку также все равно, насколько занятия на том или ином музыкальном инструменте сложнее, чем на другом – ему не нравится сам факт необходимости заниматься музыкой. Хотя он может понимать, что 5 или 7 лет – это разница. Но обучаться музыке на пианино намного сложнее, чем на гитаре. Сверстники могут восхититься и от бренчания 3-х аккордов на гитаре, а вот для игры на пианино требуется намного больше. Поэтому, окончив музыкальную школу, пианист и гитарист будут иметь разный багаж знаний и разные потенциальные возможности. У пианиста будет “одноэтажный кирпичный дом знаний”, а у гитариста – “одноэтажный деревянный дом знаний”. Большой разницы нет, но первый при желании сможет построить дом намного выше второго.

Если после окончания детской музыкальной школы гитарист захочет научиться играть на пианино, то ему придется заниматься и узнать ещё больше, чем тогда, когда он занимался на гитаре. А для пианиста освоение игре на гитаре покажется нетрудной прогулкой по сравнению с тем, что он уже прошел. Я, например, после окончания детской музыкальной школы по классу “фортепиано” прошел специальность “классическая гитара” за 2,5 года (вместо 5), и при этом занимался, откровенно признаюсь, весьма расслабленным образом.

Предположим, что ребенок пошел в 1-й класс общеобразовательной и музыкальной школы одновременно — в 7 лет. Значит, гитарист окончит обучение в музыкальной школе в 12 лет, а пианист – в 14 лет. Поскольку сразу после окончания музыкальной школы часто учиться музыке не хочется, то прибавим 1 год для отдыха. Предположим, что за этот год подросток осознал, что ему хочется научиться играть на другом инструменте – гитаристу на пианино, а пианисту – на гитаре. Если гитарист пойдет в музыкальную школу в 13 лет, а пианист в 15 лет, то они теоретически должны её окончить в 20 лет, то есть в армии или институте. Но с практической стороны вопроса шансы досрочно окончить обучение у пианиста намного выше, чем у гитариста, потому что у него и общая подготовка лучше, да и обучаться игре на гитаре намного проще, чем на пианино. То есть, у пианиста есть большой шанс освоить ещё один музыкальный инструмент до окончания школы, а у гитариста – нет.

Теперь предположим, что в процессе учебы в детской музыкальной школе пианист и гитарист увлеклись сочинением музыки. После окончания детской музыкальной школы они решили продолжить самостоятельное обучение и сочинять эстрадную музыку. Как в этом вопросе помогут им их умения?

Если посмотреть на элементарную теорию музыки, то она практически полностью основана на фортепиано. Применительно к другим музыкальным инструментам она имеет определенные сокращения и ограничения. Конечно, пианист не сможет сыграть гитарную партию лучше гитариста, но это во многих случаях и не нужно. Гитаристу также во многих случаях нет необходимости записывать партию клавишных и с этой точки зрения мы наблюдаем как бы равенство. Но синтезатор – электроника и мощнейший по функционалу и звуку музыкальный инструмент, который предоставляет пианисту такие возможности, которых не будет у гитариста, даже если он купит с десяток цифровых гитарных процессоров и ритм-машин. Пианист может создать с помощью синтезатора партии любых инструментов и даже всё произведение, а гитарист – нет. Гитарист сможет только создать партию ударных в компьютер и записать гитарные партии бас-гитары и электрогитары. Согласитесь, что разница в их возможностях ощутима. Если же говорить об аранжировке, то разница станет вообще огромной, потому что основной инструмент аранжировщика – синтезатор или MIDI-клавиатура+компьютер, а освоить синтезатор пианисту на порядок проще, чем гитаристу.

Теперь давайте посмотрим на современную музыку. Чем она характерна? Построением от ритма и синтезированными звуками – опять пианист-клавишник в плюсе. Добавив сюда “формат современной популярной музыки” становится понятно, что синтезатор используется везде, а вот электрогитара – авторская песня, тяжелая музыка и выступления в клубах. Клавишнику для сольного выступления достаточно включить автоаккомпанемент и играть соло правой рукой, а гитаристу придется сначала создавать файл с аккомпанементом.

Подводя итог можно сказать, что теоретический музыкальный фундамент и практические перспективы у пианиста намного разнообразнее и реалистичнее в наше время, чем у тех, кто выбрал другой музыкальный инструмент.

Ещё один важный момент касается того, что иногда ребенок проявляет интерес не к пианино, а к другим музыкальным инструментам. Тут нужно всё хорошо обдумать, потому что музыкальный инструмент воспринимается ребенком как игрушка и стоит ли на это обращать внимание – вопрос. Я помню, что в детстве мне очень нравился аккордеон, и очень не нравилось пианино. Поэтому мама рассматривала также и вариант моего обучения игре на аккордеоне. Однако директор музыкальной школы изумилась и сказала: “Да Вы что? Только фортепиано!” С тех пор прошло много лет, и только сейчас я по-настоящему понял, что в 5 лет за меня сделали единственно правильный для меня выбор.

Когда ребенок начинает заниматься музыкой, то неизвестно, какой результат получится на выходе: он бросит занятия через год или после окончания музыкальной школы, или он поступит в музыкальное училище, или он станет барабанщиком. Но, если стоит вопрос о том, чтобы ребенок просто занимался музыкой, то выбор специальности “фортепиано” — будет одним из лучших вариантов. Если пианист захочет, то потом он сможет без труда освоить игру и на электрогитаре, и на бас-гитаре, и на ударной установке, потому что полученные при обучении знания позволят ему это сделать.

Источник

Что выбрать гитару или пианино

Девочки, особенно те, у кого детки занимаются в музыкальных школах, вопрос к Вам.
Возникла у нас такая ситуация. Сыну 7 лет, внезапно изъявил желание заниматься в музыкальной школе.
Не знаем какой инструмент выбрать.
Пианино — потому что для начала этот инструмент кажется более правильным, образование на нем более академичным что-ли.
Гитару — потому что в итоге именно на гитаре хотелось бы научиться сыну.

Скажите, пожалуйста, гитара или пианино для мальчика?
Гитара или пианино — какой инструмент позволит дать более четкое музыкальное образование?
Мы в семье заспорили, что после пианино ребенок сможет переучиться на любой инструмент при его желании. А вот после гитары на пианино не заиграет.

более четкое образование — конечно фортепиано. Классическая гитара — это очень красивый инструмент, но возможностей конечно больше у рояля. Если гитара воспринимается как тот инструмент , на котором можно аккомпанировать себе песни например или играть в группе — то для этого образование муз. школы по классу гитары не нужно.Там другому учить будут.

Впрочем если вы понимаете, что именно даст класс гитары в музыкалке — в принципе гитара — выбор вполне достойный.

я бы выбрала гитару однозначно
как человек закончивший муз.школу по скрипке: умею играть и на скрипке, и худо-бедно на фоно, и на гитаре

фортепиано по-любому в муз школе учаь, а вот виртуозно играть на гитаре. это просто супер по-моему, я имею ввиду, не то что все во дворах играют, и именно настоящая классическая гитара — это настолько красиво и редко, что я бы не колебалась, особенно если сын хочет )

а вот основной класс по фоно может отбить желание учится в музыкалке (это я по себе), а вот скрипку любила очень всегда (даже до сих пор играю)

Littlemama, ситуация такая. Сын никогда не собирался заниматься музыйкой и я тоже не планировала, не настраивала и никаких разговоров в доме об этом не было, только отрицательные. В смысле я говорила всегда — не надо нам музыкалке. Сама прошла, помню, и помню отрицательно.
Но тут на днях мы оставались ночевать у моих родителей, где до сих пор живет мое фортепиано и я немного поиграла. Сын сказал — хочу в музыкалку! Тут все встрепенулись, вернее мои родители. ))) Они до сих пор, даже пройдя тот путь со мной, бредят идеей, что нет ничего лучше для ребенка, чем музыкальная школа — для общего развития, для тренировки мозга, памяти, а еще — ВДРУГ ТАЛАНТЛИВЫЙ ОКАЖЕТСЯ. говорят они мне.
Сын, изъявляя в тот момент желание учиться музыке, говорил о фортепиано. Пошли в музыкалку, прослушались, нас взяли. Сходили на первый урок, сын сказал — не хочу. Но дома у меня уже все воодушевились, никто не хочет с этим «не хочу» мириться. А сын говорит — я бы лучше на гитаре. Вот так вот у нас и складывается сейчас. В итоге, как я это ощущаю, особенно сильно сын не хочет ни пианино, ни гитару, ни в целом муз.школу. Я не хочу этого вообще, но мои родители говорят, что если я упущу эту возможность, когда нас на бюджет берут в музыкалку, и позволю ребенку не ходить, то это будет величайшая ошибка в нашей жизни.
Поговорив с сыном, мы пришли к таким выводам: после первого урока на фоно ему не понравилась учительница, он ее смущался, потому что она пристально на него смотрела, потому что больно хватала за руки и давила пальцы в клавиши больнее, чем берут кровь из пальца. Я ему сказала, что это временно. Что совсем скоро он будет сам правильно ставить руки и пальцы на инструмент и все наладится. В общем, сейчас сын согласен заниматься на фоно и сегодня у нас второй урок, сын готов идти с довольно позитивным настроем. Так что пока продолжим фоно, не знаю только, куда его дома ставить. ((

Red Delicious, скажите, а почему считаете, что фоно может отбить желание заниматься в музыкалке, а гитара нет?

Littlemama, ситуация такая. Сын никогда не собирался заниматься музыйкой и я тоже не планировала, не настраивала и никаких разговоров в доме об этом не было, только отрицательные. В смысле я говорила всегда — не надо нам музыкалке. Сама прошла, помню, и помню отрицательно.
Но тут на днях мы оставались ночевать у моих родителей, где до сих пор живет мое фортепиано и я немного поиграла. Сын сказал — хочу в музыкалку! Тут все встрепенулись, вернее мои родители. ))) Они до сих пор, даже пройдя тот путь со мной, бредят идеей, что нет ничего лучше для ребенка, чем музыкальная школа — для общего развития, для тренировки мозга, памяти, а еще — ВДРУГ ТАЛАНТЛИВЫЙ ОКАЖЕТСЯ. говорят они мне.
Сын, изъявляя в тот момент желание учиться музыке, говорил о фортепиано. Пошли в музыкалку, прослушались, нас взяли. Сходили на первый урок, сын сказал — не хочу. Но дома у меня уже все воодушевились, никто не хочет с этим «не хочу» мириться. А сын говорит — я бы лучше на гитаре. Вот так вот у нас и складывается сейчас. В итоге, как я это ощущаю, особенно сильно сын не хочет ни пианино, ни гитару, ни в целом муз.школу. Я не хочу этого вообще, но мои родители говорят, что если я упущу эту возможность, когда нас на бюджет берут в музыкалку, и позволю ребенку не ходить, то это будет величайшая ошибка в нашей жизни.
Поговорив с сыном, мы пришли к таким выводам: после первого урока на фоно ему не понравилась учительница, он ее смущался, потому что она пристально на него смотрела, потому что больно хватала за руки и давила пальцы в клавиши больнее, чем берут кровь из пальца. Я ему сказала, что это временно. Что совсем скоро он будет сам правильно ставить руки и пальцы на инструмент и все наладится. В общем, сейчас сын согласен заниматься на фоно и сегодня у нас второй урок, сын готов идти с довольно позитивным настроем. Так что пока продолжим фоно, не знаю только, куда его дома ставить. ((

Red Delicious, скажите, а почему считаете, что фоно может отбить желание заниматься в музыкалке, а гитара нет?
если позволите, я разобью по пунктам Ваш ответ.:008:
1. реализовывать родительские (и бабушко-дедушкины) мечты — очень тяжелая психологическая нагрузка для ребенка. это может быть не очень заметно на первых порах, но потом аукнется нехило.
т.е., первично должно быть его желание.
2. если желание возникло , но контакт с педагогом не пошел — надо держать руку на пульсе и быть готовыми к переводу к другому педагогу или вообще на другой инструмент
3.при занятиях на фортепиано не должно быть дискомфорта и боли. если подобное повторится — бегите от педагога , не дожидаясь перитонита (с). как вариант — посидите на уроке, понаблюдайте и поговорите с сыном, изменился ли стиль общения педагога в Вашем присутствии. если да, то сидите на уроках всегда. но я бы не стала экспериментировать и ушла от сего педагога сразу
4. узнайте в школе, можно ли брать второй инструмент по выбору (в частности, гитару) — этим вы заготовите сыну «запасной аэродром, который со временем вполне может стать основным:)

о-хо-хо.
да, пианисты — самые востребованные педагоги ..
постановка руки — момент очень ответственный. подушечка пальца должна плотно стоять на клавише, но сильного давления быть не должно ! иначе зажим от боли перейдет на кисть и выше. терпеть боль вообще недопустимо.
поговорите с педагогом о жалобах сына, в этом нет ничего предосудительного. может быть, она сама переосмыслит подход .
если результата не будет — переводитесь на гитару

Littlemama, ситуация такая. Сын никогда не собирался заниматься музыйкой и я тоже не планировала, не настраивала и никаких разговоров в доме об этом не было, только отрицательные. В смысле я говорила всегда — не надо нам музыкалке. Сама прошла, помню, и помню отрицательно.
Но тут на днях мы оставались ночевать у моих родителей, где до сих пор живет мое фортепиано и я немного поиграла. Сын сказал — хочу в музыкалку! Тут все встрепенулись, вернее мои родители. ))) Они до сих пор, даже пройдя тот путь со мной, бредят идеей, что нет ничего лучше для ребенка, чем музыкальная школа — для общего развития, для тренировки мозга, памяти, а еще — ВДРУГ ТАЛАНТЛИВЫЙ ОКАЖЕТСЯ. говорят они мне.
Сын, изъявляя в тот момент желание учиться музыке, говорил о фортепиано. Пошли в музыкалку, прослушались, нас взяли. Сходили на первый урок, сын сказал — не хочу. Но дома у меня уже все воодушевились, никто не хочет с этим «не хочу» мириться. А сын говорит — я бы лучше на гитаре. Вот так вот у нас и складывается сейчас. В итоге, как я это ощущаю, особенно сильно сын не хочет ни пианино, ни гитару, ни в целом муз.школу. Я не хочу этого вообще, но мои родители говорят, что если я упущу эту возможность, когда нас на бюджет берут в музыкалку, и позволю ребенку не ходить, то это будет величайшая ошибка в нашей жизни.
Поговорив с сыном, мы пришли к таким выводам: после первого урока на фоно ему не понравилась учительница, он ее смущался, потому что она пристально на него смотрела, потому что больно хватала за руки и давила пальцы в клавиши больнее, чем берут кровь из пальца. Я ему сказала, что это временно. Что совсем скоро он будет сам правильно ставить руки и пальцы на инструмент и все наладится. В общем, сейчас сын согласен заниматься на фоно и сегодня у нас второй урок, сын готов идти с довольно позитивным настроем. Так что пока продолжим фоно, не знаю только, куда его дома ставить. ((

Red Delicious, скажите, а почему считаете, что фоно может отбить желание заниматься в музыкалке, а гитара нет?

Я очень скомкано написала свой пост, извиняюсь)
я так написала, потому что я терпеть не могла фоно, а скрипку наоборот — обожала, поэтому у меня вот такой- вот негатив к фоно
может потому что на скрипке сыграть некую мелодию было проще, чем на фоно — то есть результат раньше появился. хотя кому как. вероятно это сложившийся такой вот стереотип лично у меня
к тому же Автор написал, что сын именно на гитаре хочет — так почему бы его и не отлать сразу на гитару?

у меня вот тоже родители настаивают на музыкалке, по тем же причинам что и у Вас. особенно для дочки) но мы пока еще совсем маленькие)
а сына я сама хочу на гитару отдать, но наверно не в музыкалку, а частные уроки (у нас просто художка в приоритете, способности вроде у нас:008:, ну и спорт еще) если сам захочет — то будет здоровао) и инструмент есть, ну и вообще круто по-моему
у меня даже муж, который ярый противник музыкалку на гитару согласен)

а вообще очень интересный топ — буду читать, на будущее (для дочки) пригодится)

Источник

Оцените статью