Что за гитара с кривыми ладами

Что за гитара с кривыми ладами

Для того чтобы понять идею такого извращения, давайте немного углубимся в теорию построения грифов гитар. А теория, как всегда, упирается в математику. Математическая модель колебаний гитарных струн говорит, что отношение длин n-ого лада к n-1 всегда одинаковое и составляет 2^(1/12) или 1.059463. Таким образом, двенадцатый лад, по идее, делит струну пополам (т.е. струна, прижатая на двенадцатом ладу, звучит на октаву выше открытой). Точно также рассчитываются положения всех остальных ладов. Казалось бы – все элементарно и просто. Но эта математическая модель не учитывает ни один параметр, влияющий на вибрацию струн, кроме их длины. Натяжение, жесткость и масса струн, например, не учитываются. Другими словами, модель, которой пользуются гитарные мастера всего мира на протяжении многих столетий, соответствует только идеальным струнам. Именно так — упрощенно, учат в школе.

Каждый из этих параметров вносит небольшую погрешность в тон извлекаемого звука, а все они в купе вносят уже значительный вклад в такой факт, что играя аккорды на идеально настроенной гитаре, слышится что звучат они не идеально точно. Причем если на аккустической гитаре это терпимо, то на электрогитаре, обладающей гораздо большей чуствительностью, несбалансированность нот в аккорде нередко заметна даже неискушенному слушателю, и тем более музыканту.

Читайте также:  Piano ru ноты pdf

Единственная возможность избавиться от подобного поведения, это сделать отдельный набор ладов для каждой струны. Попыток воплотить такую идею в жизнь было немало – мастера действительно делали отдельные лады для каждой струны, добавляли дополнительные лады на часть струн и т.п. Такие меры в значительной мере решали озвученную выше проблему колебания струн, но производство гитары и сложность игры на ней возрастало, в то время как «функционал» падал (например, о качественных подтяжках можно было забыть).

Инженерами True Temperament была разработана технология изготовления изогнутых ладов, позволяющая решить проблему звучания, не теряя в «функционале». При этом такие лады придают оттенок звучанию инструмента, или, как его зовут инженеры в компании, «темперамент» (собственно, поэтому компания так и называется). Темпераментов этих существует несколько, на вкус музыканта.

Источник

Переменная мензура, Веерные лады, Мультимензура

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Преимущества переменной мензуры:
Для разной высоты звука между открытыми струнами используется не только различное натяжение и различная толщина струн, но и различные длины колеблющейся части струн. Это в свою очередь позволяет сделать натяжение всех струн более равномерным и использовать менее толстые басовые струны по сравнению с обычными инструментами (разумеется, сравнения справедливы для одинакового строя).
При использовании менее толстых басовых струн на переменной мензуре требуется не такая сильная компенсация строя, а, следовательно, инструмент имеет лучшую тональную точность (лучше строит).
Басовые струны гитар с переменной мензурой звучат мощнее, имеют лучший резонанс, а тонкие дают более полный и яркий звук без тванга (гнусавости), нежели у обычных инструментов.

Физика на стороне переменной мензуры, НО:
В действительности, различия в натяжении и калибре по всем шести струнам обычной гитары в стандартной настройке не достаточно существенны и не сделают преимущества веерных ладов очевидными.
Где эта конструкция действительно великолепна, так это на инструментах с увеличенным диапазоном: гитарах с семью струнами или более, бас гитарах от пяти струн или более, при использовании альтернативных строев с расширенным диапазоном, в том числе для баритон гитар.


При написании использовались метериалы stringboxanthropology.wordpress.com

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Новый взгляд на гриф бас гитары: Fanned Frets и True Temperament

Технологии в наши дни не стоят на месте и борьба за потребителя вынуждает производителей выходить на рынок с новыми идеями, иногда внося изменения в уже, казалось, устоявшиеся вещи. К счастью для нас музыкальная индустрия развивается не менее стремительно, чем автомобильная и другие. История бас гитары знает множество смелых новаторов гитаростроения, которые меняли облик инструмента благодаря своим свежим идеям. О подобных «исторических» изменениях сегодня и поговорим в этой статье.

В 2015 году компания Ibanez выпустила в серийное производство новую модель баса Ibanez SRFF805 на базе популярной серии SR. Особенностью этого баса является гриф с ладами расположенными не параллельно, а веерно (другие названия Fanned-Frets или multiscale guitar). Ранее басы с такой системой ладов выпускались исключительно небольшими мастерскими, что делало их весьма дорогим удовольствием.

Если вы являетесь фанатом шведской группы Dirty Loops, ставшей популярной благодаря социальным медиа вроде YouTube, то вы наверняка обратили внимание что в новых клипах басист Henrik Linder играет на бас гитаре с кривыми ладами (True Temperament).

В этой статье будем разбираться с преимуществами расположения ладов «по новому» и недостатками классического параллельного расположения.

Что не так с параллельными ладами?

Для вычисления положения ладов на грифе гитары используется только одна величина, относящаяся непосредственно к инструменту — длина открытой струны. Далее производится расчет, в котором эта длина делится на константу, что дает нам положение первого лада.

Для вычисления второго лада за длину струны принимается расстояние от первого лада до бриджа и делится на константу и т.д. Таким образом 12 лад разделит нашу струну ровно пополам, а 24 лад на четыре равные части. Все это очень интересно, но есть один нюанс — эта модель игнорирует все физические параметры, касающиеся вибрирующей струны, кроме одного — длины открытой струны. Натяжение и масса струны не берутся во внимание! Таким образом эта модель предполагает что:

  • у струны отсутствует натяжение;
  • все струны ведут себя одинаково, независимо от толщины, материала и типа обмотки (flat wound, round wound);
  • высота струн равна нулю, что не является истиной, т.к. мы прижимаем струны к ладам.

Кроме того, частота вибрирующей струны определяется тремя факторами: длинной, массой и натяжением. Все эти факторы не являются константами когда вы прижимаете струну к ладу. Длина и масса струны уменьшаются на 50% каждую октаву, натяжение зависит от длины струны и др.
К сожалению для исправления всего этого одной настройкой интонации на бридже не обойтись. Поэтому некоторые производители предлагают свое решение этой проблемы.

Веерные лады (Fanned Frets) на гитаре от Novax Guitars

Рисунок 1. Бас Dingwall Prima Artist с веерным расположением ладов.

  • более равномерное распределение натяжения струны вдоль грифа;
  • более открытый и живой звук;
  • помогает бороться с нежелательными обертонами;
  • улучшенная эргономичность (удобство). Да-да, как это не странно ;);
  • увеличенный диапазон настройки, совместимость с альтернативными строями;

Кроме того, как заявляют Novax Guitars, у вас не возникнет проблем при игре барре (это, наверное, больше относится к обычным гитарам, но мало ли…) и вам не нужно использовать какие либо специальные струны.

К минусам можно отнести достаточно высокую цену этих инструментов (от $1000 за серийный инструмент Ibanez и выше за custom shop от других производителей как: Novax, Dingwall, Mayones и др.). Если вы решите, что можно прилепить такой гриф на обычный инструмент, то спешу вас разочаровать — ничего путного не выйдет, придется раскошелиться на весь инструмент!

Гитара с кривыми ладами. Система True Temperament

Рисунок 2. Гриф с ладами True Temperament.

  • новые лады устанавливаются на старую накладку грифа, а пазы от прямых ладов замазываются специальной смесью. Этот способ не рекомендуется, т.к. очень трудоемкий и невозможно полностью скрыть следы от старых пазов;
  • полная замена накладки грифа на новую с установленными ладами. Этот способ наиболее приемлем и по цене, т.к. занимает меньше времени и сил, и по эстетическому результату.

Сам Henrik Linder отмечает в одном из интервью, что эта система дает лучший результат при игре терций и секст, а также при игре в верхнем регистре. Если вы не используете аккорды в своей игре, то, наверное, не почувствуете особой разницы.

Источник

Зачем нужны веерные лады на гитаре?

Доброго времени суток, любители гитар! В прошлой статье мы с Вами начали цикл статей об истории гитаростроения и просто об интересных фактах о гитарах.
Несомненно, тема такая же интересная, сколь и большая. Мы будем стараться делать рубрику о гитарах максимально познавательной, включая в подборки как легендарные модели гитар, так и только набирающие популярность. Ведь правильно выбранный инструмент-логическое продолжение любого музыканта, способное помочь ему найти и развить своё звучание.

Веерные лады (мультимензура)

Для начала, конечно же, гитара с котиками 😉

Здесь нужно начать с того, что технология эта появилась не в нашем и даже не в прошлом веках. Веерные лады появились ещё в эпоху Возрождения на бандорах и орфарионaх.

Так что веерные лады можно считать общим достоянием, несмотря на некоторые патенты 90-х годов прошлого столетия. И всё же, «классики» гитаростроения, такие как Gibson и Fender, пока что не торопятся браться за наследие эпохи Возрождения.
Давайте же разберёмся, зачем нужны веерные лады и почему их не используют все производители, если технология действительно так хороша.

Напомню, что в этой серии статей мы разбираем не музыкальные основы, а историю происхождения, факты и практические применения тех или иных решений в гитарах.

Так что для простоты понимания скажем, что веерные лады чаще всего используются как лучшее решение для игры очень тяжёлой музыки, такой как djent, когда самая низкая нота гитары уже больше походит на бас, чем на звучание классической 6-струнной гитары. То есть, если Вы любите низкие звучания и в принципе часто экспериментируете с гитарными строями, то веерные лады, вероятно, решат некоторые Ваши проблемы (толстые струны в низких строях будут звучать лучше и разборчивее, при этом чёткими останутся и тонкие струны)

Ещё одна причина, по которой производители используют веерные лады-это некая «естественность» данного решения. При игре на первых ладах руке, как правило, комфортнее лежать под наклоном (см. картинку выше), а при игре ближе к деке руке удобнее лежать под обратным наклоном. Таким образом, веерные лады должны быть более анатомически правильными, чем классические.
Но, как Вы уже могли догадаться, всё не так просто) Дело в том, что руки могут быть совершенно разными и, естественно, сложно угодить сразу всем типам рук. Многим гитаристам просто-напросто неприятно играть на гитарах с веерными ладами, так как для них это решение не является лучшим.
Да, гитаростроение упёрлось в различие рук людей между собой. Не для каждого человека «анатомически правильно» играть именно на таких гитарах, как и не для каждого удобны те или иные наушники, ведь у каждого из нас есть какие-то врождённые особенности.

Думаю, вопрос о повсеместном использовании веерных ладов можно считать закрытым. Да, мы с Вами не стали на этот раз углубляться в музыкальную теорию, но даже без этого всё довольно ясно:

  1. Все мы любим играть разную музыку, а для некоторых жанров веерные лады вовсе и не нужны . Как часто вы видите хардкорщиков с гитарами от классиков гитаростроения?) Они скорее возьмут гитару от более молодых и прогрессивных компаний, а уж те всевозможные эксперименты поддерживают. Поэтому Gibson и Fender не торопятся брать на вооружение данную технологию. У них просто не та целевая аудитория)
  2. Анатомическая правильность веерных ладов так же хороша, как и анатомическая правильность компьютерной мышки. Да, продукт может быть хорошим, но не быть удобным для большинства пользователей, что делает его нишевым товаром для довольно узкого круга лиц.

Для читателей, владеющих английским, рекомендуем к просмотру данный видеоролик, где разбираются некоторые нюансы технологии веерных ладов.

Хотели бы гитару с веерными ладами? Пишите в комментарии!
В следующих статьях мы обязательно расскажем Вам о других не менее интересных технологиях и историях из мира гитаростроения! Поверьте, там ещё много необычного и увлекательного 😉
Подписывайтесь на канал, мы всегда рады новым единомышленникам ❤

Источник

На что обратить внимание при покупке гитары?

Данная статья ориентирована, в первую очередь, на людей, которые приобретают свою первую гитару и которые не знают, как правильно выбрать инструмент, на что обратить внимание и какие неочевидные дефекты могут быть у инструмента.

Покупка гитары — дело серьезное и если вы выбираете свой первый инструмент, крайне рекомендую взять с собой вашего опытного друга или знакомого , который бы смог вам помочь в выборе хорошего инструмента. Но если же у вас нет такого знакомого или вы хотите самостоятельно во всем разобраться, но не знаете с чего начать, то советую вам прочитать мою статью.

1. Визуальный осмотр

В первую очередь, вы выбираете то, что нравится вам по внешнему виду, форме, цвету и так далее. Инструмент должен вам нравиться и вы должны получать удовольствие от того, что играете на нем.

На инструменте не должно быть каких-либо трещин, неровностей, вмятин, склейка грифа с корпусом должна быть ровной и аккуратной, проверьте не отклеивается ли струнодержатель (подставка). Не должно быть мест, где лак буквально отходит от гитары, крошится и разрушается.

Если вы покупаете б/у инструмент, то вполне естественно, что на нем могут быть потертости, сколы и прочие следы эксплуатации, но убедитесь именно в том, что инструмент не получал серьезных повреждений, которые в последствии могут привести к ухудшению эксплуатационных свойств инструмента. Кстати, различные косметические недостатки могут помочь вам немного скинуть цену.

2. Гриф

Нам нужно проверить кривизну грифа и узнать, не повело ли его. Для того, чтобы это сделать, положите инструмент себе на плечо и внимательно посмотрите вдоль грифа. Во-первых, сам гриф должен быть прямой, либо с легким прогибом вверх .

Не должно быть такого, что голова грифа повернута на какой-либо угол — это говорит о том, что гриф «пошел винтом». Металлические лады должны идти ровно и симметрично . Повторите данную процедуру со стороны корпуса и со стороны головки грифа.

Если на инструменте есть анкерный стержень, то вы можете отрегулировать прогиб грифа, но если гриф «пошел винтом», то тут, к сожалению, без серьезного ремонта не обойтись.

Правильная геометрия грифа очень важна и влияет на удобство и комфорт при игре, на то, как правильно гитара интонирует и строит по ладам, а также влияет на звук. При нарушенной геометрии грифа гитара может звенеть на некоторых ладах, либо и вовсе звуки могут не извлекаться. По этим причинам очень важно максимально тщательно проверить гриф.

3. Лады

После проверки грифа в целом, проверьте состояние ладов. Лады не должны иметь канавки от струн, не должны быть протерты или повреждены .

Если лады уже износились и почти сравнялись с накладкой, то вам придется шлифовать или менять лады целиком. Это очень сложная процедура, которую практически невозможно качественно сделать в домашних условиях без соответствующего опыта, а работа гитарного мастера будет стоить 1500 — 6000 рублей, в зависимости от квалификации мастера и региона, в котором вы живете.

4. Фурнитура

Обязательно проверьте работу колкового механизма. Ход колков должен быть плавный, без лишних звуков и скрежетов. Колки должны четко и правильно выполнять свою задачу — натягивать струны и держать их в натянутом положении. Если колок идет слишком мягко и свободно, возможно, нужно подкрутить винтик на торце колка, если таковой имеется.

Если вы покупаете электрогитару, то подключите инструмент, проверьте всю электронику и все переключатели. Все должно работать без лишних щелчков, тресков, звук не должен пропадать или исчезать. Проверьте, чтобы шнур надежно держался в гнезде, не выпадал.

5. Правильное интонирование

Возьмите тюнер и точно настройте инструмент. Далее нота на открытой струне , то есть, когда вы ничего не зажимаете и нота на зажатом 12-ом ладу должны быть одинаковыми . Например, открытая первая струна в стандартном строе гитары должна давать ноту «ми» — обозначается, как «E». На 12-ом ладу первой струны также должна быть ровная «ми» — она не должна высить или низить, стрелка вашего тюнера должна быть ровно по середине. Проделайте данную процедуру с каждой струной.

Если вы берете электрогитару и если она не была отстроена, то можно попробовать подкрутить винтики на струнодержателе для остройки мензуры. Если и эта процедура не помогла и инструмент все равно фальшивит, лучше отказаться от покупки.

В плане акустических инструментов настройка мензуры более сложный и трудоемкий процесс, требующий «хирургического вмешательства», поэтому если гитара фальшивит, то это будет сложно исправить.

6. Звук

Запаситесь терпением и тщательно проверьте звучание каждой ноты на каждом ладу. Если гитара отстроена и имеет правильную геометрию грифа, то каждая нота должна звучать без дребезга, звона и каких-либо дополнительных призвуков.

Здесь следует отметить, что даже самая хорошая и качественная гитара будет звенеть, если струны поставлены слишком низко, а гитарист слишком сильно извлекает звуки из инструмента.

Во-первых, высота струн над грифом подстраивается индивидуально под каждого гитариста и его стиль игры. Во-вторых, правильное звукоизвлечение и навык игры также сильно влияют на звон и звук гитары в целом.

6. Игра на инструменте

После всех вышеописанных процедур, поиграйте на инструменте. Оцените комфорт и удобство при игре, послушайте звучание гитары. Прислушайтесь к собственным ощущениям и поймите, нравится ли вам эта гитара и ее звучание, сравните ее с другими, если есть такая возможность. Если вам все нравится, можете задуматься о покупке данного инструмента.

Надеюсь, данная статья была вам полезна и при покупке своего инструмента, вы воспользуетесь представленной здесь информацией. Ознакомьтесь с моими предыдущими статьями, подписывайтесь на канал и ждите новых статей. До новых встреч!

Источник

Оцените статью