Инструментарий The White Stripes: гитары Джека Уайта
Конечно, бывший лидер дуэта The White Stripes, гитарист и певец Джек Уайт так и остался музыкантом, получившим наибольшую выгоду из весьма кратковременного возрождения гаражного рока на заре XXI века. И пусть творчество Джека стоит очень далеко от того что можно назвать рок-мэйнстримом, профессионалы уровня лидера Led Zeppelin Джимми Пейджа (Jimmy Page) и гитариста U2 Эджа (The Edge) не скупились на похвалы, называя Джека музыкантом, сумевшим сделать низкобюджетный блюз-рок интересным массовому слушателю. И дело здесь не только в умениях артиста как рок-композитора, интересного прежде всего своему поколению, но и не самому банальному инструментарию Джека как гитариста.
Можно сказать, что Джек изменил для определенной части аудитории их представление об инструментарии гаражного рока: чаще всего считалось и считается, что обязательная принадлежность состава этой стилистики – электроорган Farfisa с несколько дешёвым звучанием. А гитары? Какие добудем, на таких и будем играть, антикварные инструменты в подавляющем большинстве случаев известно каких денег стоят. Но Джек Уайт доказал, что достоверный звук «гаражных 60-х» легче всего воспроизводится дешевой гитарой – да, соответствующих времён выпуска, но, вероятно, совсем не топовых брендов. И даже более того – с фактически пластмассовыми корпусами. А когда The White Stripes стали настоящими звёздами, Джек даже решился заказать гитару с корпусом из медного сплава. Известно, что как минимум одна гитара была специально приведена Джеком путем грубой шлифовки корпуса в достаточно непрезентабельный вид ради получения нужного звучания. То есть гитарным фетишизмом в нормальном смысле слова Джек не страдает совершенно, а что его подобные усилия сами по себе породили новый тренд – это уже совершенно другая история.
Всем известно, что основной рабочей гитарой Джека во времена The White Stripes был выглядевший очень фотогенично инструмент красно-белой расцветки явно невеликого бренда – так вот, это была гитара Valco JB Hutto Montgomery Ward Airline (1964). Компания Valco прекратила своё существование в 1968 году, и была известна в основном за счёт производства гитар National и Supro. Полый корпус данного инструмента изготовлен из стеклопластика торговой марки Res-O-Glas, и на гитаре установлены два звукоснимателя-сингла собственной разработки Valco, издалека выглядящие, правда, как хамбакеры. Еще одна странная особенность этой гитары – фиксированное подкрепление грифа стальным стержнем, не являющимся (!) анкером. Название же гитара получила по имени слайд-гитариста Джей Би Хатто (J.B. Hutto), который якобы играл на её прототипе. Понятно, что этот инструмент ныне – ужасная редкость, и тем не менее у Джека имеется вторая такая же гитара, но с корпусом белой расцветки, подаренная ему неким австралийским поклонником. Ввиду невероятной в середине 2000-х популярности The White Stripes и Джека лично бренд Eastwood выпустил гитару Airline DLX с аналогичной формой корпуса, однако же корпус этот был выполнен из красного дерева и не имел, как в оригинале, резиновой окантовки. Зато в базовой комплектации на гитаре были установлены звукосниматели-хамбакеры, хотя они и допускали кастомную замену на синглы Eastwood VVSC / Vintage Voiced Single Coil. Следующая модель, Eastwood Airline ‘59 Custom (2008) уже имела резиновую окантовку корпуса и пикгард в точной геометрии старинного оригинала.
А до вышеназванной гитары основным инструментом Джека был почти идентичный ей Valco Airline Res-O-Glass (1963) с более короткой мензурой грифа. Второй же самой известной гитарой музыканта оказалась Kay Archtop выпуска 50-х годов, на которой исполнялись основные слайдовые партии в пьесах The White Stripes. Это и есть та самая гитара, корпус которой Джек подверг немилосердной шлифовке – скорее всего ради борьбы с обратной связью (фидбэком), но не исключено, что и по чисто эстетическим причинам. Хотя, вероятно, для инструмента с верхней декой из ели корпусом из красного дерева это излишне… Спецификация инструмента – просто идеал для любителей бедного искусства: единственный звукосниматель-сингл DeArmond безо всяких регулировок, но с отсечным переключателем. Третий же инструмент, сделавший Джеку публичную славу – это японская гитара Crestwood Astral II выпуска 1970-х годов, использовавшаяся на ранних концертах The White Stripes и на первых записях группы. Инструмент с полым корпусом из фанеры использовался музыкантом и для исполнения слайдовых партий.
Как известно, Джек – не просто музыкант, но и коллекционер всяческих редких гитар, и поэтому разобраться какой инструмент использовался в большей или меньшей мере на записи определённого альбома, чрезвычайно трудно. Да и вряд ли все музыканты, являющиеся поклонниками The White Stripes, так уж стремятся к поиску подобных редкостей. Собственно, у Джека хватает серийных инструментов разной степени эксклюзивности. Обратим внимание на те инструменты, которыми Джек пользуется регулярно, и которые могут помочь в воспроизведении звука артиста во всех его групповых и сольных ипостасях. Одна из таких гитар – Gretsch G6118T Players Edition Anniversary , созданная на основе легендарного инструмента Gretsch 1958 Anniversary с корпусом из ламинированного клёна и кленовым же грифом профиля Standard “U” с радиусом скругления 12″ (305 мм). На гитаре установлены два звукоснимателя-сингла TV Jones Hilo’Tron и тремоло Bigsby B6СVT. Как ни странно для поклонника откровенно гаражного звука, Джек пользуется также парой гитар Gretsch высочайшего уровня – G6134T-58 Vintage Select ’58 Penguin и G6199 Billy Bo Jupiter Thunderbird , ассоциирующихся скорее с прецизионным исполнением рокабилли и ритм-энд-блюза. Первая из них – дотошный перевыпуск гитары Gretsch Penguin (1958) с корпусом из красного дерева и верхней декой из ламинированного клёна; вторая же – серийная копия гитары с корпусом необычной формы, созданной одним из пионеров рок-н-ролла Бо Диддли (Bo Diddley) в 1959 году, и впоследствии попавшая в руки лидера трио ZZ Top Билли Гиббонса (Billy Gibbons) и доработанная им. Корпус инструмента выполнен из красного дерева, звукосниматели – TV Jones Power’Tron Plus и TV Jones Power’Tron. Среди рабочих инструментов Джека в студии и на концертах за пределами The White Stripes – масса инструментов бренда Gibson , а именно вполне традиционные модели SG, Les Paul и Flying V , плюс электроакустические гитары Gibson J-160 и акустика Hummingbird .
Подбор гитарного усиления Джека вполне соответствует его устремлениям в области гаражного звучания – это комбоусилители, и только комбоусилители. Опять же, невозможно выделить основной усилитель музыканта, но Джек широко использует компоненты серии Fender Acoustasonic . Остальные усилители бренда Fender также выдерживают линию «гаражности» – это Fender ’65 Twin Reverb и Fender Bassman AB165 , активно использовавшиеся в процессе концертной работы с проектом The Dead Weather, плюс Fender Twin выпуска 50-х годов и Fender Vibroverb (1964). Самый необычный компонент гитарного усиления Джека – кабинет Hammond Leslie 3300 Rotary Speaker , очевидным образом эмулирующий эффект звучания электрооргана Hammond B3, который стал применяться в сценической работе с 2007 года.
Под ту же идеологию гаражного звучания музыкант подбирает и гитарные обработки, основными из которых являются фузз Electro-Harmonix Big Muff Pi и гармонайзеры DigiTech Whammy , Whammy DT и XP-100 Whammy-Wah, которыми Джек обычно пользуется как октаверами. При наличии под рукой других обработок, комбинация фузза и гармонайзера использовалась в концертной работе The White Stripes все годы существования группы! Остаётся добавить, что, невзирая на широкий спектр используемых Джеком микрофонов, в студии он частенько предпочитает вечную классику – инструментальные микрофоны Shure SM57 и вокальные SM58, причем иногда в качестве вокального использовался и SM57. Логично: простой по звучанию музыке – самые очевидные микрофоны. Как вы поняли, эта логика прослеживается в оборудовании Джека Уайта абсолютно во всём.
Источник
Блог Владимира Моденова
Блог Владимира Моденова
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Обзор творчества: группа The White Stripes
Герои статьи: The White Stripes, Jack White
Вот я и подошёл к статье о группе, которая уже не известна лишь достаточно узкому кругу лиц, а стала легендой своего жанра. К несчастью, сей славный дуэт Джека и Мэг Уайтов я начал слушать довольно недавно, соответственно уже спустя долгое время после их распада. Честно признаюсь, что моей первой песней у этого коллектива стала всемирно известная Seven Nation Army, впрочем, произошло это довольно необычно. Однажды мой одногруппник начал наигрывать на гитаре простую, но, в то же время, интересную мелодию. Я спросил его, что это за песня, но, послушав оригинал, остался разочарованным. Не знаю, может быть, на фоне моей тогдашней любви к Muse сама аранжировка мне показалась очень простой и скучной, тем не менее, спустя некоторое время этой песне было суждено стать первой песней The White Stripes в моём плеере. За ней последовали не менее мощные The Hardest Button To Button и Blue Orchid. И, в конце концов, я скачал всю дискографию.
1999 – «The White Stripes»
Ну что ж, давайте по порядку. Сама группа была основана в 1997 году Джеком Уайтом (чьё настоящее имя, впрочем, Джон Гиллис) и его то-ли-сестрой-то-ли-женой-то-ли-просто-левой-девушкой Мэг Уайт. Впрочем, потом выяснилось, что они всё-таки были женаты, однако развелись уже после выхода своего дебютного альбома The White Stripes, выпущенного в 1999 году. Именно с него я начал знакомство с дискографией этой группы. Как только ты включаешь его, ты сразу понимаешь, с чем ты столкнулся. Я бы сказал, что у музыки The White Stripes нет какого-то двойного дна, их песни просты, и они чаще всего либо сразу нравятся, либо нет. Ты не будешь переслушивать их по 10 раз, пытаясь найти что-то новое, ты все 10 раз будешь наслаждаться тем же, что и в первый. Особенно это можно сказать про мою любимую составляющую творчества семейки Уайтов – мощные гитарные риффы Джека и энергичные, бьющие по твоим ушам бас-барабанами партии Мэг. Да, я могу утверждать, что этот тип их музыки я предпочитаю блюз-року и, тем более, элементам кантри (впрочем, это не значит, что в моём плэйлисте только их тяжёлые песни). Первый альбом группы записан, в основном, именно в таком ключе, возможно именно поэтому он мне понравился с первого прослушивания. Особенно я бы хотел отметить песни The Big Three Killed My Baby и Astro, которые впечатляют своей энергетикой. Из более спокойных треков я считаю лучшим One More Cup Of Coffee. Я не знал, что эта песня является кавером, так как нигде в названии не было этого указано, и лично для меня она почему-то ассоциируется с каким-то саундтреком к фильму Тарантино (наверное, она бы прекрасно подошла). Интересны также две песни с немного похожими названиями – St. James Infirmary Blues и Lafayette Blues. Насколько я понимаю, первая является чем-то вроде народного американского блюза, а вот вторая с этим блюзом имеет разве что только общее название. Тем не менее, они обе стоят того, чтобы обратить на них внимание.
Второй альбом, De Stijl, вышел у группы более сдержанным как в цветах обложки, так и в музыкальном оформлении песен. В принципе, все песни, которые есть у меня в плеере с этого альбома, не то, что не бешеные, а даже подошли бы для медленных танцев. Второй альбом почему-то вышел как будто в противовес первому, для усмирения бешеной энергии, выливающейся на слушателя с The White Stripes. На De Stijl я бы хотел отметить такие мелодичные песни, как You’re Pretty Good Looking (For A Girl), Apple Blossom, I’m Bound To Pack It Up и Truth Doesn’t Make A Noise. Я всегда считал, что сама группа The White Stripes – одна из тех, под которую нужно особое настроение. И, если песни с большинства их альбомов скорее помогут взбодриться и придадут сил, то вышеперечисленные треки с De Stijl надо слушать в состоянии лёгкой меланхолии, они легки и мелодичны.
2001 – «White Blood Cells»
На третьем альбоме, по-видимому, старина Уайт снова решил удариться в истерические танцы с гитарой, а Мэг стала избивать свою барабанную установку. Но теперь они делали это как-то мягче и профессиональнее, чем на грубом дебютнике. White Blood Cells, стоящий в тени своего последователя – знаменитого Elephant, заслуженно стал для меня одним из трёх любимых альбомов группы. В виде особо ярких продолжателей первого альбома для меня выступают треки Fell In Love With A Girl, Expecting и I Think I Smell A Rat. Кроме того, хотелось бы отметить задорный акустический Hotel Yorba и тяжёлый, но мелодичный Offend In Every Way. Песня We’re Going To Be Friends, по-моему, больше бы вписалась в прошлый альбом группы с её ноткой грусти и красивой инструментальной частью.
А вот мы и подошли к признанной многими кульминации творчества группы – четвёртому альбому под названием Elephant, выпущенном в 2003 году. Зная и любя с него ко времени прослушивания уже две песни – Seven Nation Army и The Hardest Button To Button, сначала я почти не оказался впечатлён. После первого знакомого трека последующие как-то слегка меркли в моих глазах, впечатление исправилось только к Little Acorns с его странным монологом про белок и веру в себя. Следующая за ней почему-то сначала гитарами напомнила мне Green Day, впрочем, потом эта ассоциация стала меркнуть. После того, как я понял, что первая позиция Seven Nation Army влияет на впечатление от альбома, я решил переслушать его уже без неё, и результат оказался намного лучше. В принципе, из Elephant мне легче отметить те песни, которых НЕТ у меня в плеере — I Just Don’t Know What To Do With Myself, I Want To Be The Boy To Warm Your Mother’s Heart, Ball and Biscuit и It’s True That We Love One Another. Не скажу причину, почему я их не скачал, но, думаю, что они в чём-то мне показались просто менее интересными (хотя последняя из них необычная по вокалу и аранжировке, в ней участвуют оба Уайта и ещё некая приглашённая Холли Голайтли). Остальные же в подавляющем большинстве представляют собой именно мои любимые тяжёлые риффы в стиле первого и третьего альбомов с соответствующим мощным вокалом. Исключением является только лирическая баллада You’ve Got Her In Your Pocket. По моему мнению, альбом вполне заслуженно считается лучшим у группы, именно в нём проявляется вся сила гаражного рока.
2005 – «Get Behind Me Satan»
А что случилось потом? А потом был Get Behind Me Satan – пластинка, удивившая меня своим странным и экспериментальным содержанием. Казалось бы, после первой Blue Orchid ты ожидаешь логическое продолжение Elephant, но нет, дальше ты получаешь какую-то смесь акустической гитары, пианино, кантри, блюза и чего-то там ещё, изредка отдающую электрогитарой. То там ксилофон играет, то Мэг Уайт поёт, то она же стучит по литаврам. Эксперименты – это интересно, но только тогда, когда результат впечатляет. Здесь же такого нет, кроме вышеупомянутой Blue Orchid мне запомнились и полюбились всего лишь две песни — Forever For Her (Is Over For Me) и неожиданный для меня кусочек кантри в моём плеере под названием Little Ghost. Правда могу отметить не вошедшую в мой плэйлист Who’s A Big Baby? просто из-за её весёлости и интересного звучания. Остальной альбом прошёл как-то мимо, и, в отличие от De Stijl, тоже не особо запомнившегося в первый раз, пока что не вызвал желание переслушать остальные треки.
2007 – «Icky Thump»
После такого альбома я далеко не сразу заставил себя сесть за прослушивание последней пластинки группы – Icky Thump, ожидая от неё чего-то примерно похожего. Но каково было моё удивление, когда я услышал, что это скорее второй Elephant! В принципе, от него он отличается разве что некоторыми необычными аранжировками, перекочевавшими из Get Behind Me Satan, однако тут они смотрятся интереснее, и не как необычность ради необычности. Безгранично пафосный кавер Conquest, синтезаторная I’m Slowly Turning Into You, зубодробительная Little Cream Soda – вот лишь некоторые из прелестей этого альбома. Кроме этого, на нём есть такие вещи, как Rag And Bone, Catch Hell Blues и You Don’t Know What Love Is (You Just Do As You’re Told), которые не менее показаны к прослушиванию и являют собой что-то уже не столь тяжёлое, как Elephant, но дисторнуто-мелодичное. Также на альбоме присутствует вполне милый кантри-трек Prickly Thorn, But Sweetly Worn.
Пожалуй, это и всё, что мне хотелось бы сказать о группе The White Stripes и моём опыте знакомства с их дискографией. Если бы сейчас они ещё не распались, то я бы конечно посетил их концерт при возможности. Ну что ж, для этого есть отдельный и независимый Джек Уайт, про чьи два альбома я, может быть, тоже напишу когда-нибудь (зато он, в отличие от всяких Джерардов Уэев, играет на концерте песни своей старой группы). The White Stripes – это либо ваша музыка, либо нет, при своём довольно специфичном и чётком стиле группа нашла себе и фанатов и противников. Ну, послушайте и решите на чьей стороне вы!
Источник