Что за окошечко ноты

Занятие 3 «Где живут ноты?» из цикла по обучению нотной грамоте

Папанова Алла Владимировна
Занятие 3 «Где живут ноты?» из цикла по обучению нотной грамоте

Представляю третье занятие из цикла по обучению музыкальной грамоте творческого объединения детей по интересам » Ритмическая мозаика».

Цель занятия:

— познакомить детей с названием нот, нотным станом, написанием и расположением нот на нотоносце.

Задачи:

— воспитание потребности узнавать новое в музыке, музыкальных терминах,

— развивать гибкость и пластичность, точность и ловкость движений, координацию рук и ног,

— воспитывать культурные привычки во время общения друг с другом во время игры,

— развивать умение организовать игровое общение с другими детьми.

-продолжать обучение музыкальной грамоте

Материал:

— фланелеграф, разлинованный пятью линейками,

— пособие по обучению музыкальной грамоте – изображение нот, скрипичный и басовый ключи,

-металлофоны на каждого ребёнка,

— небольшие мячи для каждого ребёнка для выполнения упражнений,

— большой мяч для игры.

Вход: дети входят спокойным шагом, звучит песня «Семь нот». Песня «Семь нот» муз. М. Дунаевского, сл. Н. Олева.

(кассета 77 лучших песен для детей. Выпуск 3).

Орг. момент:

М. р. : Ребята, вы заметили, о чём была песенка, которая вас сегодня встречала? О нотах! А вы знаете, где живут ноты? Все ноты живут в одном многоэтажном доме, который называется нотным станом или нотоносцем. А всего в доме пять этажей (показывает линейки на фланелеграфе, т. к. стан состоит из пяти линеек. Каждая нота занимает своё положение на нотном стане – свою уютную квартирку. Открывают двери дома ключи, да не обычные, а музыкальные- скрипичный и басовый.

Живут нотки в своём доме дружно — никогда не ссорятся.

Итак, познакомимся с нотами.

(м. р. выкладывает ноты на фланелеграфе по тексту стихотворения В. Сергеева «Где живут ноты ?»)

1. Есть у каждой ноты дом.

Где живёшь ты, нота ДО?

Здесь на маленькой скамейке,

На добавочной линейке.

2. Нота РЕ, ты где живёшь?

Где ты песенки поёшь?

Найди меня сумей-ка

Под первою линейкой!

3. Смотри, запомни и пойми!

Попела звонко нота МИ,

Первая линейка- высоко не лезть

Первая линейка- хорошо и здесь

4. Между первой и второй

ФА глядит в окошко

Между первой и второй

Тесно ей немножко.

5. На второй линейке Соль

С нотой Фа встречается.

Если скажешь ФА и СОЛЬ

6. А вы меня заметили?-

Спросила нота ЛЯ:

— Между второй и третьей

Пою я песню детям.

Ля – ля – ля – ля — ля – ля!

7. А на линейке третьей СИ

На самой серединке.

Споём, когда не попроси

Мы ноты без запинки!

8. ДО вверху и ДО внизу

Мы споём от ДО до ДО

М. р. А сейчас каждый из вас октаву может сыграть на металлофоне. Сначала посмотрите как это сделаю я, а затем повторите.

(дети играют на металлофонах, называя ноты при помощи взросло го)

М. Р. Без нот композиторы не написали бы музыки, а мы её не услышали и не смогли бы петь и танцевать. Ноты нам помогают даже делать разминку. Потому, что музыканты играют прекрасную музыку по нотам!

Разминка.

Комплекс упражнений с мячами № 5.

Ходьба в колонне по одному и бег вокруг мяча.

1. И. п. : основная стойка, руки с мячом внизу. Ходьба на месте, одновременно перекладывая мяч из руки в руку над головой.

2. И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны.

«Передача мяча с поворотом»

1– поворот влево, мяч перекладывается в левую руку, 2 – и. п. ,

3 – поворот вправо,

3. И. п. : стать прямо, ноги на ширине плеч мяч в правой руке.

1,2 – наклон, мяч за ногами переложить в левую руку,3,4 – и. п.

5,6 – наклон мяч переложить в правую руку,

4. И. п. :лечь на спину, руки вдоль туловища, мяч в правой руке.

1,2 – поднять ноги вверх, переложить мяч за ногами в левую руку,

5,6 – переложить в правую руку,

5. И. п. : сесть на пол, скрестив ноги, мяч в правой руке

1,2 — поворот, положить мяч за собой назад,

3,4 – и. п. мяч лежит за спиной,

5,6 – поворот взять мяч,

6. И. п. :стоя, мяч на полу.

Прыжки вокруг мяча.

М. р. Ребята,вы сегодня хорошо потрудились и можно поиграть!

Игра с мячом.

1 часть – медленная музыка, водящий в центре круга с мячом, под музыку бросает мяч любому ребёнку, тот его возвращает. Мяч бросать равномерно, под музыку, на сильную долю такта.

2 часть – музыка в быстром темпе, водящий подбегает к детям, встаёт в круг, поднимает мяч вверх. Дети,между которыми встал водящий, бегут за кругом навстречу друг другу. Кто первый взял мяч – становится водящим.

Итог занятия. М. Р. :

Чтобы ноты не забыть,

Надо ноты повторить!

Я попрошу Вас дома рассказать, что вы узнали сегодня на занятии! А что вы расскажете (ответы детей)

Мультимедийная аттестационная разработка развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы. Данное занятие я проводила для аттестации на 1 квалификационную категорию в марте 2013 года. Это занятие является частью цикла занятий.

Пособия по обучению грамоте. Ребусы, шарады… Занятия по обучению грамоте очень нравятся детям. Для того, чтобы они проходили наиболее интересно и продуктивно я изготовила и постоянно.

Источник

Основы игры на фортепиано + Ноты для детей с расшифровкой

Музыка — временное и вместе с тем вечное искусство. Как и в любом творчестве, в музыке есть свои правила. Сольфеджио — это дисциплина, объединяющая музыкальную грамотность, развития музыкального слуха и голоса.

Как читать ноты

Ноты — это своеобразный алфавит. Они обозначают длительность и высоту звука.

Нот всего семь и располагаются они в следующей последовательности: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Как быстро выучить ноты?

Существует также международный музыкальный алфавит, где ноты обозначаются латинскими буквами. Расшифровка нот:

Как читать ноты для фортепиано? Чтобы научиться читать ноты нужно также познакомиться с нотным станом.

Нотный стан представляет собой пять линий и четыре промежутка. Ноты располагаются как на самих линиях, так и на промежутках. Существуют ноты в скрипичном ключе и ноты в басовом ключе.

Скрипичный ключ использую для написания всех нот, начиная с первой октавы, то есть высоких. На нотном стане в скрипичном ключе снизу вверх на линиях располагаются ноты: ми-соль-си-ре-фа, а на промежутках: фа-ля-до-ми.

Басовый ключ — это нижний регистр. Также как и в скрипичном ключе, ноты басового ключа на нотном стане читаются снизу вверх, только имеют другое значение. Ноты басового ключа на линиях: соль-си-ре-фа-ля, в промежутках: ля-до-ми-соль.

Оба знака следует писать вначале нотного стана слева.

Если мы изучаем нотную грамоту для начинающих для фортепиано, то нужно запомнить, что часто ключи объединяют в систему во время написания нот для инструмента.

Вы также можете встретить знаки — диез и бемоль.

Диез — повышение на полтона. Так, например, если необходимо повысить ноту «ми» на полтона, то необходимо написать — ми диез, а если понизить, то ми бемоль.

Бемоль — понижает звук на полтона.

Бекар — знак, который отменяет диез и бемоль.

Пишутся бемоль и диез на линиях или в промежутках, но соотносятся с теми нотами, которые находятся на соответсвующих линиях или промежутках.

Что значит звуковысотность?

Звуковысотность означает = каждая нота обладает высотой. Высокие звуки — тонкие и звонкие, низкие — грубые и яркие.

Музыкальные звуки всегда расположены в определенном порядке — это система, в которой звуки идут последовательно от самого низкого до самого высокого , или наоборот. Каждая ступень звукоряда обозначается римской цифрой.

Соответствие нот по цифрам:

Звукоряд разделен на октавы — интервалы, в которые входят 7 нот: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. То есть интервал между одноименными нотами.

Лучше эти интервалы видны на фортепиано. Есть восемь октав на фортепиано — семь полных и две неполные. Сколько же существует этих интервалов?:

  • субконтроктава (только ля-си);
  • контроктава;
  • большая октава;
  • малая октава;
  • 1-ая окт.;
  • 2-ая окт.;
  • 3-я окт.;
  • 4-ая окт.;
  • 5-ая окт. (только до).

Все октавы на инструменте находятся в порядке указанном выше слева направо. Чтобы быстрее выучить расположение нот на клавишах фортепиано, начинающие музыканты подписывают их. Начинайте с 1-ой октавы, так как она чаще используется при игре.

Продолжительность нот

Длительность ноты, другими словами, как долго мы слышим её.

Ноты представляют собой круг, пустой или закрашенный, штили и хвостики. До третей линии нотного стана (до «си») линии у нот принято писать наверх, начиная с си, штили пишутся вниз.

  1. Целая нота:самая долгая нота, обозначается кружочком. Счёт происходит на: 1и 2и 3и 4и.
  2. Половинная нота: кружочек с линией справа. На 1/2 быстрее целой: 1и 2и.
  3. Четвертная нота: черный круг с палочкой, 1/4 целой. Считается: 1и.
  4. Восьмая нота: черный круг с палочкой и хвостиком. В 1/2 четвертной. Считается: 1и/или.
  5. Шестнадцатая нота: черный круг с палочкой и удвоенным хвостиком. Счёт: или.
  6. Тридцать вторая нота: практически не употребляется, так как при игре на музыкальных инструментах не слышна.

Целая нота состоит из: 2 половинных, 4 четвертых, 8 восьмушек и 16 шестнадцатых.

Для каждой ноты, есть пауза, равная ей по длительности.

Громкость

Уровень громкости музыки — её динамический оттенок.

При воспроизведении одного музыкального сочинения или даже небольшого фрагмента могут использоваться сразу несколько динамических оттенков.

Существует постоянная громкость:

  • Фортиссимо (ff) — самая высокая громкость;
  • форте (f) — громко;
  • меццо форте(mf) — средняя громкость;
  • меццо пиано (mp) — слабая громкость;
  • пиано (p) — тихо;
  • пианиссимо (pp) — тихонечко.

То, насколько громко играют произведения зачастую зависит от его темпа. Марш будет звучать громко и быстро, а романс — медленно и приглушенно.

Тембр

Тембр — отличительный знак. Как у каждого человека есть свой уникальный тембр, так у каждого инструмента есть свои особенности звучания. Это то, что придает ему особенное звучание.

Тембр зависит от материала, из которого сделан инструмент и его размеров. Разница тембров влияет на инструментовку сочинений.

Легкие ноты для фортепиано

В музыке есть еще одно важное понятие — лад. Это система устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных тоникой.

Есть две распространенных образца:

Мажор — это лад , устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие . Строится так: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минорный лад строится в следующем порядке: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

При обозначении тональности имя лада прибавляется к названию тоники: ре-мажор, ми-минор.

Белые и черные клавиши на фортепиано — это ноты.

Популярные произведения, которые можно сыграть на фортепиано для начинающих

«Песня капитана Врунгеля»

Песня из мультфильма 1981 года «Приключения капитана Врунгеля» стала культовой. Музыка написана Георгием Фитчем, слова Е. Череповецким. Песня исполняется подвижно, но это не помешает юным музыкантам быстро освоить её.

«Антошка»

Веселая и задорная песня про Антошку, написанная Шаинским на слова Юрия Энтина, хорошо подходит начинающим пианистам для отработки техники перехода из скрипичного ключа в басовый.

«Песенка зайца и волка на карнавале»

Всем хорошо известная песня «Расскажи, Снегурочка, где была…» из «Ну, погоди!» довольна легкая для исполнения. К тому же написана она в одной из самых простых тональностей ре-мажор, поэтому играть её легко, а известный мотив помогает запоминать ноты.

«Настоящий друг»

Тимка и Димка настоящие друзья, чью дружбу не разлить водой. Все песня построена на нескольких повторяющихся аккордах, которые звучат как переливы. Поэтому ноты быстро запоминаются даже для детей.

«Кабы не было зимы»

Эта песня хоть и ни сколько не уступает по своей известности предыдущим, но на порядок сложнее в исполнении. Простой и знакомый с детства мотив на слова Энтина скрывает за собой три нотных стана, на которых расположились два скрипичных и басовый ключ.

«Три поросенка»

Мелодия написанная Френком Черчиллем должна исполняться весело и задорно. Очень часто используется прием Staccato, это значит, что пальцы должны отскакивать от клавиш фортепиано. Хорошая практика для отработки этой техники для начинающих.

Музыка из кинофильма «Амели»

Кинофильм «Амели» во многом запомнили благодаря чудесной мелодии Яна Тьерсена. Мелодия исполняется тихо и умеренно, при этом композитор использовал красивые сочетания аккордов, которые просты для заучивания.

Полезное видео по теме:

Источник

Оцените статью