Что за строй у гитары dafcgd

Что за строй у гитары dafcgd

Источник: dartz.spb.ru
Автор: Дмитрий Курцман

Предисловие

Я играю на гитаре с 1988 года: именно тогда мы познакомились с Эрмано и он показал мне первые аккорды для песен «Полковник Васин» и «Аллюминиевые Огурцы». С тех пор я разучил еще несколько незамысловатых аккордов и научился брать барре. Перестроил гитару в DADGAD совсем недавно, однако выбранное направление оказалось настолько благодарным, что теперь не грех и поделиться некоторыми интересностями. Все ниженаписанное — никоим образом не учебник и не «советы дедушки», постишего кельтскую гитару во всех ее тонкостях. Скорее, это попытка автора поделиться своим первичным восторгом от удивительно звучащего инструмента, и дать пищу для размышлений всем музыкантам, играющим на гитаре и стремящимся знать, что стоит за их игрой и как сделать ее лучше и интереснее.

Я очень надеюсь, что это окажется кому-нибудь полезным, предел же моих мечтаний — дискуссия и обмен опытом. Итак, к делу.

Нам понадобится шестиструнная гитара (дальше мы будем говорить только о шестиструнках), и, возможно, набор новых струн. Я ставлю LaBella или D’Addario ’12 или ’13. Сам по себе DADGAD не является веской причиной играть на «кабанах», однако, на мой взгляд, лучше все же ставить струны посолиднее — при настройке три струны придется опустить на тон относительно стандартного строя (EADGBE), и, если струны будут тонкими, они просто провиснут и станут звучать тише и слабее. Потом, толстые струны всегда лучше строят. У них есть и минусы — к ним нужно долго привыкать, после них трудновато воспринимать тонкие струны, да и гитару они могут «сложить» довольно быстро. Но звук, ей-Богу, того стоит. Сейчас у меня «ленинградская» гитара-гибрид, гриф шестиструнки, а корпус от двенадцатиструнки 4с171, поэтому никакими проблемами с отрывающимся нижним порожком и прочими медленными кошмарами она не отягощена, тьфу-тьфу-тьфу. В любом случае, если у вас тонкие струны, не парьтесь и играйте на том, к чему у вас лежит душа и что нравится вашей гитаре.

Читайте также:  Кто сказал что могила делит ноты

Еще неплохо, конечно, иметь «проверочную» шестиструнку, настроенную в стандартном строе. Иначе вам иногда придется перестраивать из DADGAD в EADGBE и назад, а струны этого не любят и перестают строить очень быстро. У меня никогда не было такой гитары, и приходилось представлять все аппликатуры мысленно.

Очень полезным может оказаться каподастр, но об этом немного попозже.

А больше ничего и не нужно.

Попробуем поскорее перейти к делу, а всю теорию отложим на потом. Со времен «Полковника Васина» я считал и продолжаю считать, что вся теория и даже правильность постановки рук может подождать, и ничто не сравниться с замечательной возможностью сделать что-то сразу, пусть простое, но звучащее. Давайте для начала перестроим гитару. Предположим, у вас стандартный строй (EADGBE). «Первой», или «нижней», струной мы будем называть самую тонкую, «ми». Нужно опустить на тон вторую струну, «си» (или, что одно и то же, настроить ее в унисон с третьей, прижатой на втором ладу), а потом на тон первую струну (унисон со второй, прижатой на пятом ладу). Теперь шестая струна, самая толстая: опускаем ее на тон, зажимаем на седьмом ладу, и сверяем унисон с открытой пятой струной. По-моему, это наиболее простой способ прыгнуть в DADGAD на любой гитаре. Если гитара вдобавок хорошо строит, можно настраивать шестую струну по открытой четвертой — должен быть унисон с шестой, прижатой на 12 ладу, или с флажолетом.

Настроились ? Теперь давайте возьмем аккорд D (см. рис.1), сверху вниз по всем струнам. Первые два дня я просто сидел и перебирал аккорд D с различными интонациями. Правда, красиво ? Он завораживает — однако, может быть, вы уже заметили, что звучит он несколько . размыто, его можно сравнить с тихим горным озером, в нем нет ни печали, ни радости. Вот так оно звучит на моей гитаре:

Все потому, что он не является ни минорным, ни мажорным. Это Dmodal — модальный аккорд. Вот тут — стоп, и начинаются пояснения. Поскольку я не слишком силен в теории музыки, они будут короткими и примитивными.

Пояснения исторические, плавно перетекающие в пояснения практического толка

DADGAD великолепно подходит для игры кельтской музыки, для игры кантри, вообще любой акустической музыки, в нем можно сыграть даже блюз, но в первую очередь — он для фолка. В фолк гитара пришла относительно недавно — если не ошибаюсь, в послевоенное время или пораньше, не суть. В 60-х случился пик гитарной революции, и она стала очень популярным и доступным инструментом. В рок-н-ролльных бэндах ей быстро нашлось место. А в кельтском фолке? Все ключевые позиции уже много веков были заняты волынкой, арфой и tin whistle. Даже скрипка, относительный новичок в ирландской музыке, уже успела занять свое место. Но что было делать гитаристу, сидящему, скажем, между волынщиком с одной стороны, и бойранистом с другой, на сейшне в пабе?

К этому моменту у гитаристов была солидная европейская школа как аккомпанемента мелодии аккордами, так и «солирования». Естественно, имели место (и имеют до сих пор) попытки пересадить европейские аккорды под кельтскую мелодию. И тут выяснилось, что не очень-то стандартный строй для этого подходит. Кельтская мелодия по своему характеру модальна, ее тональность не имеет ярко выраженной мажорной или минорной окраски. Мажорное трезвучие состоит из тона, большой («мажорной») терции и квинты, минорное — из тона, малой терции («минорной»), и опять же квинты. Например, Dmajor — D-F#-A, а Dmin — D-F-A. Однако в кельтской мелодии с легкостью могут промелькнуть как мажорная, так и минорная терции, и что прикажете-таки гитаристу играть в таком случае — мажорный или минорный аккорд ? Вот иллюстрация вышесказанного: фрагмент из рила «Paddy Fahy’s Reel». Обратите внимание на F в первом такте, но F# — в четвертом.

Конечно, практика показывает, что можно играть и мажорный аккорд, и минорный. Я так делал много раз, не считая себя неполноценным членом общества. Мелодия склоняется соответственно к мажору или к минору. За это гитаристов не очень любят традицонные скрипачи и волынщики — за то, что гитаристы иногда «навязывают» мелодии настроение, а не следуют ему, подчеркивая отдельные фрагменты. За то, что привносят в старинную музыку понятия, изначально в ней не прописанные и ей чуждые. Короче говоря, способ играть обычными аккордами по-старому «не прокатил». Игра модальными аккордами на обычном строе была в принципе возможна. но затруднена. Для интереса, попробуйте взять вот такой аккорд на обычной шестиструнке, и сравните его с тем божественным «однопальцевым» DADGAD-ным D.

Вторая проблема заключалась в том, что гитаристы, будучи тщеславными существами, рвались солировать. А солировать, если следовать традиции, предстояло по нотам, записанным для скрипки или волынки — инструмента, приемы игры на котором, звучание и характерные украшения ну очень отличались от гитарных. Гитаристу следовало научится имитировать скрипку, волынку, арфу. хорошо, что не бойран (хотя с этой задачей справлятся любая, даже не слишком строящая, гитара). Иначе игра теряла смысл, она не была ни красивой, ни мощной, ни богатой украшениями.

Тут-то и изобрели этот строй, DADGAD. Изобрел его британский гитарист Дэвид Грэм (David Graham), а популяризировал француз Пьер Бенсусэн (Pierre Bensusan). Давайте разберемся, с учетом всего вышесказанного — почему именно DADGAD, почему не AGDAM, например.

Во-первых, буквально с первых аккордов видишь, что DADGAD прямо-таки заточен под тональности D, G и A — подавяющее большинство мелодий играются в этих тональностях. Если поставить кападастр на второй лад, можно получить все те же преимущества для E и играть Morrison Jig. Во-вторых, строй этот благоприятствует модальной музыке. Из аппликатуры «исчезла» терция, мажорная или минорная. Она есть, но до нее нужно специально тянуться. Мой первый вопрос был — «а как здесь брать F# ?» Совершенно естественный ответ чайнику был — «а зачем его тут брать?» Наш «однопальцевый» аккорд звучит раскатисто и модально, в нем только две ноты, но они повторяются в разных октавах. Теперь мелодия, не аккорд, диктует окраску и настроение. А на верхних (басовых) струнах, на зависть металлисту и волынщику, звенит «мясистая» квинта — басовый интервал DA. Если играть мелодию на нижних, а бас вести раздельно, в 90% случаев опорные ноты будут приходиться на D или A, оставляя их непрерывно звучать наподобие басовых дронов волынки. Сыграем тот же аккорд перебором, любым, который вам по душе. Немного похоже на арфу? Интервал «секунда», находящийся на второй и третьей струнах (GA), позволяет играть арпеджио и оставлять затухать находящиеся рядом ноты. На обычном строе это, опять же, затруднено.

Продолжаем творить чудеса

Вы все еще не наслушались аккордом Dmodal? Тогда вот еще одно полезное созвучие нулевой позиции — модальный аккорд Amodal, и немодальный, обычный мажорный аккорд G. Используя эти три аккорда, можно аккомпаниировать простым мелодиям в тональности D (в голову сразу приходят джига «Six Penny Money» и дартсовская «Fira Fiddler», их и ми-минорную «Morrison Jig» можно услышать на концертном альбоме группы):

Теперь, для справки, если вы все же захотите взять мажорные или минорные аккорды (по идее, такое желание у вас должно давно уже испариться), в DADGAD-е они выглядят так:

Песня «Норвежский Лес» из битловского альбома «Rubber Soul» играется в «Ми». Я решил не гнаться за аутентичностью (когда я гнался?) и сыграть ее в «Ре» в качестве примера того, как круто может звучать простая мелодия, использующая некоторые фишки DADGAD-а, а именно открытые стуны и интервал «секунда» между второй и третьей струной. Если вы хотите сыграть ее по-битловскому, просто поставьте каподастр на второй лад.

Итак, сама мелодия играется вот так:

Вот так оно звучит:

Для аккомпанемента можно использовать все вышеупомянутые аккорды (Dmodal, G, Amodal, в припеве добавляется Dmin). Особенно, на мой взгляд, мясисто звучит основная тема, играемая вместо с аккордным «чесом» (если не ошибаюсь, этот прием носит название cross-picking). Вот звуковой файл:

Пятна на солнце

Если DADGAD такой замечательный строй, спросите вы, почему же на нем не играют все ? Нетрудно ответить. Насколько легко и звучно играется на нем в D, A и G, настолько геморройной становится игра в тональности C, например. Блюз в нем сыграть не так-то и просто. А когда он все-таки играется, то звучит весьма не «по-блюзовому». Наконец, самое коварное свойство DADGAD-а — очаровывать именно красотой звука при минимуме прилагаемых усилий — способствует лени, расслабленности и тяге к клишированным ходам. Провел пальцем по струнам — уже звучит классно. Кроме того, многие мастера DADGAD-а отмечают, что строй как бы диктует сочиняемую мелодию, в то время, как диктовать ее должен человек. А как насчет старых наработок и репертуара в стандартном строе? Его придется либо оставить в прошлой жизни, либо перекладывать. Наконец, расстроенный DADGAD звучит преотвратно — три расстроенные D «бьют», отчего создается впечатление, будто ты стоишь рядом с ульем. Оно вам надо ?

А теперь посмотрите назад

. а стандартный строй EADGBE — универсален. Одна только открытая позиция позволяет играть практически в любой тональности при умеренных аппликатурных изысках. При дополнительных затратах труда строй этот позволяет сыграть любой модальный аккорд, имитировать волыночные «дроны» и арфовые арпеджио. Нет такой вещи в DADGAD-е, которую бы умелый гитарист не смог сыграть в стандартном строе. Да и потом, почему обязательно DADGAD ? Кроме DADGAD-а существует великое множество других открытых настроек, взять хотя бы DGCGCD или «Drop D», стандартный строй с верхней струной, спущенной до D (этакая переходная ступень к DADGAD-у), «оркнейский строй» CGDGCD, или «лютневый строй» DADF#BE, и так далее.

И все же многие, очарованные звуком, играют в DADGAD-e. Я считаю, что, даже если вы не останетесь с этим строем надолго, он обязательно даст пищу для сравнений и позволит по-новому взглянуть на стандартный строй и те его возможности, которые до этого были не столь очевидны. Например, после нескольких месяцев игры в DADGAD-е я увидел модальные аккорды в стандартном строе. Многие (и я не исключение) начинали изучать новый строй хотя бы только для того, чтобы поломать инерцию мышления, возникающую при многолетней игре в «стандарте». В коце-концов, китайские мудрецы советовали человеку каждые семь лет менять род занятий и образ жизни — так почему гитаристы должны быть исключением?

После всего вышесказанного, создается впечатление, что на гитаре, настроенным таким образом, следует играть аккордами — ведь они такие звучные. Зажали Dmodal — и.

И это не так. А как — я напишу, когда сам разберусь в этом вопросе.

Источник

Повышение или понижение строя

Для начала перечислим ноты вместе с полутонами по порядку:

C → C# → D → D# → E → F → F# → G → G# → A → A# → B → C → .

Чтобы настроить гитару на полтона ниже, нужно настроить все струны на полтона ниже, чем они были настроены. Если отталкиваться от классического строя, то было — EBGDAE, стало (см. таблицу, ниже — значит левее) — D#A#F#C#G#D#. Если на тон ниже, то — DAFCGD, и так далее. Для игры на пониженных тонах лучше подходят более толстые струны.

Теперь о настройке в более высокую тональность. Здесь все наоборот, т.е. нужно настраивать все струны равномерно выше. Но при такой настройке, струны скорее всего порвутся, ведь натяжение на них гораздо сильнее, чем обычно. К тому же, если очень постараться, можно даже сломать гитарный гриф! Для повышения тональности гитары лучше всего использовать каподастр.

Каподастр — это специальный зажим для струн, который устанавливают на одном из ладов грифа, тем самым повышая тональность гитары. Например, если установить каподастр на первом ладу, гитара будет «настроена» на полтона выше, на втором ладу — на тон и т.д.

Источник

Оцените статью