Что за цыган без гитары
Носители уникальной культуры, рома вызывают смешанные чувства. Одних они пугают, других — вдохновляют. Равнодушных нет.
Раньше ошибочно считалось, что цыгане – египтяне. Сегодняшние генетические исследования однозначно доказывают, что начальной точкой миграции «вольного народа» была Индия. Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане, как и индусы – хорошие дрессировщики животных. Свойственен цыганам и синкретизм духовных верований, который является одной из особенностей современной индийской культуры.
Цыгане оказали огромное влияние на мировую культуру. Балканская музыка и стиль Бохо, находящиеся сегодня в тренде – продукты цыганского влияния.
Такого народа как цыгане не существует. Это собирательное название нескольких этнических групп. Себя цыгане называют рома (ударение на последний слог). Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая Византией стала называться только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации. Распространенное «Ромале» — звательный падеж от этнонима «рома».
Рома уникальны своей музыкальной культурой. Они не только сами глубоко интегрированы в музыку, но и влияют на культуру народов тех стран, в которых оказываются. Это влияние можно встретить практически везде. Иногда культуры переплетаются настолько, что мы не всегда знаем, когда слушаем романс – русским его называть или цыганским.
Семиструнная гитара – русская она или цыганская?
Считается, что семиструнную гитару изобрел в 1790-х годах Андрей Осипович Сихра. Первые образец инструмента он сделал в Вильнюсе, а позже, по приезде в Москву, его доработал. Он стал настоящей звездой, к нему записывались на уроки, он давал концерты и обладал несомненным музыкальным даром. Его отец также был музыкантом. Не стану притягивать факты и утверждать, что Сирха был цыганом, но развитие инструмент получил именно в цыганской среде.
До революции 1917 года семиструнная гитара, отличительной чертой которой является строй – соль мажорный – была очень популярным инструментом. Цыганские романсы и Пушкин, и Толстой, и Тургенев, и Лесков слушали именно под аккомпанемент семиструнной гитары.
Как один из символов «царского строя» семиструнка в СССР утратила свои позиции, и на смену ей пришла шестиструнная гитара с классическим испанским строем.
Однако цыгане не оставили семиструнную гитару. Больше того, именно русские цыгане впервые привезли эти гитары после революции за океан – в Бразилию. Семиструнная гитара звучит и сегодня – не только в театре «Ромэн», но и на поп-сцене. Например, у Мадонны был целый тур, где ей аккомпанировал Вадим Колпаков, солист ансамбля «Via Romen».
Также огромную популярность сегодня приобрела балканская музыка, плоть от плоти – цыганская. Её развитию, к слову, способствуют великолепные фильмы Эмира Кустурицы, который ещё и музыкант, лидер группы No smoking Orchestra.
Семиструнная гитара выжила в СССР также благодаря бардовской песне. Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей Никитин – все они «семиструнники».
Цыганский гипноз – типичный образец нейролингвистического программирования. Ничего загадочного, а тем более пугающего в нем нет. Если вы уж так сильно боитесь цыганского гипноза, то можете даже посетить семинары по гипнозу, где вам все расскажут о природе транса и методах подавления центров воли человека путем захвата его внимания.
Цыганский гипноз – невероятно увлекательная и объемная тема, поэтому скажу лишь о некоторых его основных принципах и методиках.
Главное, чего добивается любой гипнотизер – получения так называемого раппорта – управляющего контакта. Техника цыганского гипноза основана на управлении сознанием через внимание, поэтому первое, что делает гипнотизер – это пытается переключить ваше внешнее внимание на внутреннее.
Психолог Сергей Зелинский в своей работе о цыганском гипнозе подчеркивает: «Цыгане хорошо знают феноменологию глубоких трансов, поэтому если замечают признак какого-нибудь феномена, то сразу же способствуют его развитию, тем самым погружая клиента в еще более глубокое состояние транса«.
Абы к кому цыгане не подойдут. Они обладают хорошо развитой интуицией и легко выделяют из толпы людей с высоким уровнем гипнабельности – то есть предрасположенностью к внушению. Традиционно гипноз происходит в местах большого скопления людей. Это опять же часть ритуала — внимание человека в толпе рассеянно. Традиционно – это рынки и магазины, то есть места, куда человек приходит заведомо с деньгами, а также в состоянии психологического дисбаланса ( шопоголизм является одним из признаков гипнабельности).
Искусство цыганского гипноза передается из поколения в поколение. Ему учат как на словах, так и эмпирическим путем. Каждый цыган-гипнотизер – это отличный психолог, долгой практикой развивший в себе тактильное, зрительное, слуховое, даже обонятельное восприятие. Любые движения человека, даже микродвижения, вроде моргания или работы мимических мышц о чем-то говорят. И цыгане знают – о чем.
В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два – верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса , откуда шла их миграция, однако принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.
Карты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Их не напрасно называли «фараоново племя». Поразительным было для европейцев и то, что цыгане бальзамировали своих покойников и хоронили в склепах, куда закладывали всё необходимое для жизни после смерти. Эти похоронные традиции живы у цыган и сегодня.
Передается из поколения в поколение и мастерство предсказания на картах. Как на Таро, так и на обычных. Не каждая цыганка умеет гадать. В многодетных цыганских семьях, в таборах, для обучения выбирают не больше 5 % девочек. Это искусство и не может быть массовым, его секреты хранят, а хорошая гадалка в цыганской общине – на вес золота.
Не стоит романтизировать гадалок, а тем более завидовать их дару. Принятие на себя этой роли требует от цыганки ясного понимания огромного бремени, которое она на себя возлагает. В Средние века с цыганами не особо церемонились, гадалок же признавали ведьмами и жгли на кострах. Резко негативно относится к цыганским гадательным ритуалам и современная христианская церковь.
Здравствуйте – дубрИдин
Добро пожаловать! – Мишто явъЯн!
Счастливо пребывать! (многим людям) – тэ явЭн бахталЭ!
Счастливо пребывать! (мужчине) – тэ явЭс бахталО!
Добрый день (всем) – дэвЭс лачО (сарЭнгэ)
Чтоб тебя Бог покарал! – Тэ скарИн ман дэвЭл!
Пес пса не укусит – джюкел джюклес на хала
Лежачий камень – пАшло бар
Поет, как птица – багала сыр чирЕклы
Твои глаза, как звезды – тэрЭ якхА сыр чиргинЯ
В цыганском языке баро – старший. Так как в цыганском обществе строго закреплено право старшего, а не право сильного, как во многих других культурах, то и главным в таборе является старый и мудрый человек. На нём лежит огромная ответственность за жизнь каждого в таборе, он лично отвечает за каждого, разрешает разногласия и заботится об экономическом процветании своей большой семьи.
По цыганским понятиям женщина не должна быть над мужчиной.У рома существует понятие «скверны», связанное с нижней частью тела замужней или просто взрослой женщины. Место, над которым она прошла становится «оскверненным». Одежда, которая носится женщиной ниже пояса, и обувь также считаются «осквернёнными». Поэтому в женский национальный костюм у многих цыган мира входит большой фартук, а цыгане предпочитают жить в одноэтажных домах.
Тот образ цыганского барона, который мы знаем по фильмам и телепередачам, это скорее переговорщик, лицо, представляющее табор «лицом». Обычно это богато одетый, статный, взрослый, бородатый, представительный мужчина с хорошими коммуникативными навыками. Его задача — чисто представительская, настоящий барон предпочитает не выделяться, хотя именно на нем сходятся все нити таборной жизни.
Источник
Главные тайны цыган, которые необходимо знать каждому
Носители уникальной культуры, рома вызывают смешанные чувства. Одних они пугают, других — вдохновляют. Равнодушных нет.
Откуда путь держите?
Раньше ошибочно считалось, что цыгане – египтяне. Сегодняшние генетические исследования однозначно доказывают, что начальной точкой миграции «вольного народа» была Индия. Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане, как и индусы – хорошие дрессировщики животных. Свойственен цыганам и синкретизм духовных верований, который является одной из особенностей современной индийской культуры.
Цыгане оказали огромное влияние на мировую культуру. Балканская музыка и стиль Бохо, находящиеся сегодня в тренде – продукты цыганского влияния.
Такого народа как цыгане не существует. Это собирательное название нескольких этнических групп. Себя цыгане называют рома (ударение на последний слог). Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая Византией стала называться только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации. Распространенное «Ромале» — звательный падеж от этнонима «рома».
«Поговори хоть ты со мной, подруга семиструнная»
Рома уникальны своей музыкальной культурой. Они не только сами глубоко интегрированы в музыку, но и влияют на культуру народов тех стран, в которых оказываются. Это влияние можно встретить практически везде. Иногда культуры переплетаются настолько, что мы не всегда знаем, когда слушаем романс – русским его называть или цыганским.
Семиструнная гитара – русская она или цыганская?
Считается, что семиструнную гитару изобрел в 1790-х годах Андрей Осипович Сихра. Первые образец инструмента он сделал в Вильнюсе, а позже, по приезде в Москву, его доработал. Он стал настоящей звездой, к нему записывались на уроки, он давал концерты и обладал несомненным музыкальным даром. Его отец также был музыкантом. Не стану притягивать факты и утверждать, что Сирха был цыганом, но развитие инструмент получил именно в цыганской среде.
До революции 1917 года семиструнная гитара, отличительной чертой которой является строй – соль мажорный – была очень популярным инструментом. Цыганские романсы и Пушкин, и Толстой, и Тургенев, и Лесков слушали именно под аккомпанемент семиструнной гитары.
Как один из символов «царского строя» семиструнка в СССР утратила свои позиции, и на смену ей пришла шестиструнная гитара с классическим испанским строем.
Однако цыгане не оставили семиструнную гитару. Больше того, именно русские цыгане впервые привезли эти гитары после революции за океан – в Бразилию. Семиструнная гитара звучит и сегодня – не только в театре «Ромэн», но и на поп-сцене. Например, у Мадонны был целый тур, где ей аккомпанировал Вадим Колпаков, солист ансамбля «Via Romen».
Также огромную популярность сегодня приобрела балканская музыка, плоть от плоти – цыганская. Её развитию, к слову, способствуют великолепные фильмы Эмира Кустурицы, который ещё и музыкант, лидер группы No smoking Orchestra.
Семиструнная гитара выжила в СССР также благодаря бардовской песне. Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей Никитин – все они «семиструнники».
Цыганский гипноз – типичный образец нейролингвистического программирования. Ничего загадочного, а тем более пугающего в нем нет. Если вы уж так сильно боитесь цыганского гипноза, то можете даже посетить семинары по гипнозу, где вам все расскажут о природе транса и методах подавления центров воли человека путем захвата его внимания.
Цыганский гипноз – невероятно увлекательная и объемная тема, поэтому скажу лишь о некоторых его основных принципах и методиках.
Главное, чего добивается любой гипнотизер – получения так называемого раппорта – управляющего контакта. Техника цыганского гипноза основана на управлении сознанием через внимание, поэтому первое, что делает гипнотизер – это пытается переключить ваше внешнее внимание на внутреннее.
Психолог Сергей Зелинский в своей работе о цыганском гипнозе подчеркивает: «Цыгане хорошо знают феноменологию глубоких трансов, поэтому если замечают признак какого-нибудь феномена, то сразу же способствуют его развитию, тем самым погружая клиента в еще более глубокое состояние транса «.
Абы к кому цыгане не подойдут. Они обладают хорошо развитой интуицией и легко выделяют из толпы людей с высоким уровнем гипнабельности – то есть предрасположенностью к внушению. Традиционно гипноз происходит в местах большого скопления людей. Это опять же часть ритуала — внимание человека в толпе рассеянно. Традиционно – это рынки и магазины, то есть места, куда человек приходит заведомо с деньгами, а также в состоянии психологического дисбаланса (шопоголизм является одним из признаков гипнабельности).
Искусство цыганского гипноза передается из поколения в поколение. Ему учат как на словах, так и эмпирическим путем. Каждый цыган-гипнотизер – это отличный психолог, долгой практикой развивший в себе тактильное, зрительное, слуховое, даже обонятельное восприятие. Любые движения человека, даже микродвижения, вроде моргания или работы мимических мышц о чем-то говорят. И цыгане знают – о чем.
Гадания и карты
В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два – верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция, однако принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.
Карты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Их не напрасно называли «фараоново племя». Поразительным было для европейцев и то, что цыгане бальзамировали своих покойников и хоронили в склепах, куда закладывали всё необходимое для жизни после смерти. Эти похоронные традиции живы у цыган и сегодня.
Передается из поколения в поколение и мастерство предсказания на картах. Как на Таро, так и на обычных. Не каждая цыганка умеет гадать. В многодетных цыганских семьях, в таборах, для обучения выбирают не больше 5 % девочек. Это искусство и не может быть массовым, его секреты хранят, а хорошая гадалка в цыганской общине – на вес золота.
Не стоит романтизировать гадалок, а тем более завидовать их дару. Принятие на себя этой роли требует от цыганки ясного понимания огромного бремени, которое она на себя возлагает. В Средние века с цыганами не особо церемонились, гадалок же признавали ведьмами и жгли на кострах. Резко негативно относится к цыганским гадательным ритуалам и современная христианская церковь.
Добро пожаловать! – Мишто явъЯн!
Счастливо пребывать! (многим людям) – тэ явЭн бахталЭ!
Счастливо пребывать! (мужчине) – тэ явЭс бахталО!
Добрый день (всем) – дэвЭс лачО (сарЭнгэ)
Чтоб тебя Бог покарал! – Тэ скарИн ман дэвЭл!
Пес пса не укусит – джюкел джюклес на хала
Лежачий камень – пАшло бар
Поет, как птица – багала сыр чирЕклы
Твои глаза, как звезды – тэрЭ якхА сыр чиргинЯ
В цыганском языке баро – старший. Так как в цыганском обществе строго закреплено право старшего, а не право сильного, как во многих других культурах, то и главным в таборе является старый и мудрый человек. На нём лежит огромная ответственность за жизнь каждого в таборе, он лично отвечает за каждого, разрешает разногласия и заботится об экономическом процветании своей большой семьи.
По цыганским понятиям женщина не должна быть над мужчиной. У рома существует понятие «скверны», связанное с нижней частью тела замужней или просто взрослой женщины. Место, над которым она прошла становится «оскверненным». Одежда, которая носится женщиной ниже пояса, и обувь также считаются «осквернёнными». Поэтому в женский национальный костюм у многих цыган мира входит большой фартук, а цыгане предпочитают жить в одноэтажных домах.
Тот образ цыганского барона, который мы знаем по фильмам и телепередачам, это скорее переговорщик, лицо, представляющее табор «лицом». Обычно это богато одетый, статный, взрослый, бородатый, представительный мужчина с хорошими коммуникативными навыками. Его задача — чисто представительская, настоящий барон предпочитает не выделяться, хотя именно на нем сходятся все нити таборной жизни. Подробнее ➤
Источник