Что значит аккорд с решеткой

Справочник по аккордам

Вы можете нажать на любой из аккордов, увидеть, как его можно зажать и услышать его звучание.

Аккорд До
C
Аккорд До диез
Ре бемоль
C#
Db
Аккорд Ре
D
Аккорд Ре диез
Ми бемоль
D#
Eb
Аккорд Ми
E
Аккорд Фа
F

Всего существует 12 основных аккордов (До, До диез, Ре, Ре диез, Ми, Фа, Фа диез, Соль, Соль диез, Ля, Ля диез, Си), образуемых из 7 нот.

Все приставки к аккордам лишь дополняют звучание и могут быть образованы от любого аккорда.

Все аккорды отличаются между собой сдвигом на 1 лад. Так проще всего запомнить положение рук.

А в силу того, что ноты на 5-м и 0-м ладу соседних струн повторяются — происходит вертикальное смещение положения руки. Это легко можно проследить на примере аккордов Em,Am,Dm, столь популярных в народных песнях

Схематичный вид аккордов

Схематично аккорды можно изобразить, как они указаны ниже. По вертикали расположены струны гитары. 1 — самая тонкая. 6 — самая толстая. По горизонтали расположены гитарные лады. Кружками обозначена позиция, которую необходимо зажать, чтобы исполнить данный аккорд. Крестиками X обозначены струны, которые необходимо приглушить, т.к. они не входят в данный аккорд. Соответственно кружки на нулевом ладу зажимать не нужно. Ниже приведены схемы для всех аккордов. Вертикальная линия обозначает место, где удобнее всего зажать баррэ одним пальцем

Источник

Как читать аппликатуры аккордов начинающим

Сегодня мы разберём, как читать аппликатуры аккордов. Если вы только начинаете играть на гитаре, а наставника нет, с этим могут возникнуть сложности. Чтение аппликатур — это один из базовых навыков музыканта. Без такого знания гитаристу никак, только если он не академист, играющий по нотам.

Что такое аппликатура

Аппликатура — красивое немецкое слово, обозначающее порядок расположения пальцев, их чередование при игре на музыкальных инструментах. Речь идет не только о гитаре — без этой формы записи не обойтись музыкантам-клавишникам, владельцам любых струнных. Иногда авторы произведений составляют собственный порядок пальцев, чтобы сделать звучание более выразительным, на их взгляд. Особенно часто этим пользуются пианисты, органисты.

Гитарная аппликатура

Аппликатуры аккордов на гитаре — это фиксированный стандарт расстановки пальцев для различных созвучий. На каждой схеме показан наиболее удобный вариант постановки. Что ещё есть на ней?

  • указание, какие струны зажимать;
  • какими пальцами это делать;
  • на каком ладу играть;
  • какие струны не играются или заглушаются;
  • название созвучия.

Это основные характеристики, остальное варьируются в зависимости от произведения. Замечу, что расстановка пальцев может отличаться в авторской аппликатуре, если музыкант решит, что так его мелодия звучит лучше.

Правила чтения

Приступим к самой важной части. Схема может располагаться вертикально, тогда самая низкая, шестая, струна будет левее всего, а самая тонкая — первая — окажется справа. Если она расположена горизонтально, то верхняя струна — это самая тонкая, а нижняя — шестая.

Лады и пальцы

Кружками показаны лады, которые надо зажимать. Если над струной белый кружок, играется не зажатая (открытая) струна, если над ней крестик, то играть ее не надо. Это хорошо видно на квинт-аккордах, где нужны только басы.

На многих схемах в кружках написаны цифры: это пальцы, которыми надо зажимать струны. Если их нет, порядок определяется музыкантом. Выбирайте тот, что будет удобнее всего. Пальцы левой руки считаем с указательного: указательный — 1, средний — 2, безымянный — 3, мизинец — 4. Большой палец нужен не так часто на басах, поэтому его специальный значок — буква “Б”.

Сбоку от сетки грифа может быть написана цифра — это лад, с которого начинается аккорд. Если там ничего нет, то началом по умолчанию считается первый лад. Также он отмечен толстой полоской сверху: она обозначает верхний порожек.

На некоторых схемах вы встретите сплошную полосу, пересекающую несколько ладов: это баррэ.

Название созвучия

Сверху пишется название созвучия буквами или нотами. Например, Am мы читаем как “аккорд А-эм” или “ля-минор”. Буква m означает, что аккорд минорный, грустный. Значок решетки # показывает диез, то есть, повышение аккорда на полтона, но до перехода в следующую тональность. Маленькая буква b значит “бемоль” — понижение созвучия на полтона. Каждая буква латинского алфавита значит свою ноту, порядок выглядит так:

  • C — цэ — до
  • D — дэ — ре
  • E — е — ми
  • F — эф — фа
  • G — джи / же — соль
  • A — а — ля
  • H(B) — аш / бэ — си

Применим знания на практике: полностью прочитаем аппликатуру аккорда.

Пример разбора

Читаем название: “А-эм” или “ля-минор”.

Лад не указан, толстая полоска сверху: начинаем с первого.

Ставим пальцы. Первый (указательный) палец на первом ладу второй струны, второй (средний) на втором ладу третьей, третий (безымянный) на втором ладу второй.

Над первой и пятой струнами белые круги: значит, их играем открытыми. Над шестой крестик: её не касаемся.

Тренируйтесь читать аппликатуры разных созвучий, и через некоторое время это будет получаться само собой. Переписывайте их в тетрадь, запоминайте, и через какое-то время вы сможете использовать их, не заглядывая в схемы.

Разные люди изображают эти схемы по-разному, поэтому не зацикливайтесь на одном шаблоне, привыкайте к разнообразным вариациям условных обозначений.

Источник

Буквенно-цифровое обозначение аккордов: для начинающих гитаристов

Буквенно-цифровая система – способ обозначения аккордов при помощи латинских букв, цифр и специальных знаков. Этим символьным набором в названии аккорда указывается вся необходимая информация о его строении. От какой ноты построен, к какому типу аккордов относится (мажорный, минорный, уменьшённый, септаккорд и т.д.), какие ступени добавлены, альтерированы (повышены или понижены).

Например, C – до мажор, Am – ля минор, E7#9 – ми мажор септаккорд с повышенной 9-ой ступенью, Bb13 – терцдецимаккорд от ноты си-бемоль и др.

Система предназначена не только для шестиструнной гитары, для фортепиано, но и для других музыкальных инструментов.

А вот так выглядит буквенно-цифровое обозначение аккордов в различных вариантах записи аккомпанемента:

Над словами песни:

Ритм-партия в виде слэш-нотации:

Аккорды дополнительно обозначены в нотах и табулатуре для гитары:

Над нотами мелодии указаны аккорды аккомпанемента:

Далее в статье: подробно изучим буквенно-цифровые обозначения, как посредством этой системы записываются названия простых и сложных аккордов.

Если вы хотите больше узнать о строении сложных аккордов с надстройками, ознакомьтесь с этой статьёй (в картинках, сетки, чтобы показать пальцовку; как построить – ноты, схемы).

Первая буква в названии – основной тон

Большой латинской буквой в названии обозначается основной тон, нота, от которой построен аккорд.

Для каждой ноты соответственно своя буква:

Для обозначения повышенных/пониженных звуков на полтона используются знаки альтерации, как и в нотах.
«Диез» (#) или «бемоль» (b) добавляется после большой буквы, обозначающей ноту.

Также для любого альтерированного звука в названии два вида записи – диезный или бемольный. В зависимости от используемой тональности (с # или b в ключе).

В некоторых странах, например в Германии, Польше, России, для обозначения ноты «си» может использоваться буква «H». А буква «B» в этом альтернативном варианте – это звук си-бемоль.

Так что, когда будете разучивать какой-либо аккомпанемент на гитаре, обязательно принимайте во внимание эту особенность.

1 вариант:

2 вариант:

Обязательно выучите наизусть ноты буквенными обозначениями. В том числе, и два варианта для нот «си» и «си-бемоль».

Дополнительные буквенные сокращения

Дополнительные буквенные сокращения указывают тип аккорда. Добавляются к латинской большой букве (основному тону).

Через запятую аналог сокращения в виде специального символа. Также распространённый вид «компактной» записи.

Названия аккордов и их обозначения:

  • m, «–» – минорный
  • m Ø – полууменьшенный септаккорд
  • dim, ° – diminished – уменьшённое трезвучие
  • aug, + – augmented – увеличенное трезвучие
  • maj, Δ – major – большой септаккорд (большая септима к мажорному или минорному аккорду)
  • sus – suspended – «задержанный», или аккорд с задержанием

Для обозначения мажорных аккордов (без надстроек) не используются дополнительные буквенные сокращения и спецсимволы. Они записываются только большими латинскими буквами (по основному звуку).

Например, C – до мажор, Eb – ми-бемоль мажор, A# – ля-диез мажор, F – фа мажор и т.д.

Цифры в названии аккордов

Цифры – это добавляемые ступени, надстройки. В названии аккорда выписываются после буквенного обозначения.

Расшифровка цифрового обозначения:

  • 5 – чистая квинта
  • 6 – большая секста
  • 7 – малая септима
  • maj7 – большая септима
  • 9 – большая нона
  • 11 – чистая ундецима
  • 13 – большая терцдецима

Примеры записи: C13, Amaj7, Bm9, Eb6, Fm11

По надстройке в названии можно определить, какой это тип аккорда: 6 – секстаккорд; 7 – малый мажорный септаккорд или доминантсептаккорд; maj7 – большой мажорный септаккорд, m7 – малый минорный септаккорд, 9 – нонаккорд и т.д.

SUS2 и SUS4

Для задержанных аккордов цифра с приставкой «sus» указывает, какая ступень вместо терцового тона в аккорде:

  • sus2 – вместо терции 2-ая ступень, большая секунда (тоника + большая секунда (2) + чистая квинта)
  • sus4 – вместо терции 4-ая ступень, чистая кварта (тоника + чистая кварта (4) + квинта).

Альтерированные надстройки

Альтерированные добавляемые ступени в названии аккорда указываются с соответствующими знаками альтерации:

  • #, или «+» – повышенная на полтона ступень.
  • b, или «–» – пониженная на полтона ступень.

Надстройки с обозначениями:

  • b5/#5 (-5/+5) – пониженная/повышенная 5-ая ступень аккорда
  • b9/#9 (-9/+9) – пониженная/повышенная 9-ая ступень
  • b13 – пониженная 13-ая
  • #11 – повышенная 11-ая

Сокращения «add» и «no»

Если добавляемая надстройка с сокращением «add» в названии, к трезвучию (мажорному или минорному) добавляется только указанная ступень.

Например, С add9 – к до мажору добавляется только 9-ая (нона).

А вот если обозначение С9 (без add) – тогда это уже полный нонаккорд: мажорное трезвучие + 7-ая ступень (малая септима) + 9-ая (нона).

«no5» в названии – в составе аккорда опускается квинта, т.е. без 5-ой ступени.

Сложные аккорды – несколько добавляемых ступеней

Если в аккорде несколько надстроек, они выписываются подряд в названии после большой буквы (тоники), или после маленькой буквы «m» (в минорном аккорде).

Варианты оформления:

В строку: Cmaj9#11, F13b9, Fm9

Как индекс: E 7#9 , F #5b9 , Am 9

Две неальтерированные ступени записываются через косую черту (слеш): C6/9, D9/11

В названии большого минорного септаккорда надстройка «maj7» записывается обычно в скобках: Bm (maj7), Abm (maj7)

Если большой мажорный септаккорд с добавляемой ступенью (9, 11 или 13), в названии к тонике добавляется только приставка «maj» (имеется в виду большая септима) и надстройка. Cmaj9, Ab maj13 и др.

Дробные аккорды

Если самый низкий звук (в басу) аккорда не тоника, а другая нота, для названия используется дробный формат записи.

Такие аккорды ещё называют «дробными», «с дробью» или «аккорды с дополнительным басом».

Первая часть названия – обозначение аккорда по буквенно-цифровой системе. А вторая часть – через косую черту указывается нота большой латинской буквой, которая должна звучать в басу аккорда (его самый низкий звук).

Давайте в качестве примера разберём несколько названий аккордов с дробью (нотное обозначение баса через «/»):

  • Am/G – Ля минор с соль в басу
  • С/B – До мажор с си в басу
  • E7/G# – Ми мажор септаккорд с соль-диез в басу

В аппликатурах для 6 струнной гитары басовая нота дробного аккорда обычно берётся на 6-ой, 5-ой или 4-ой струне.

Таблица: как записывать и читать основные аккорды

Таблица с информацией по каждому обозначению – список аккордов и их названия:

  • 1 столбец – «Обозначение» – обозначение аккорда по буквенно-цифровой системе, через запятую другие варианты обозначения для аккорда.
  • 2 столбец – «Название» – название аккорда (в скобках второй вариант названия)
  • 3 столбец – «Строение аккорда по интервалам» – звуки аккорда в виде интервальной схемы.

В схемах (3-ем столбце) интервалы обозначены цифрами. Повышенные и пониженные ступени указаны с соответствующими знаками альтерации (b и #). 3 – большая (мажорная) терция, b3 – малая (минорная) терция, b7 – малая септима, maj7 – большая септима.

Подчёркнутые ступени (цифры в схеме с нижним подчёркиванием) можно пропустить при построении аппликатур сложных аккордов на 6 струнной гитаре.

Иногда сыграть все тона аккорда на 6 струнах довольно сложно или просто невозможно (когда аккорд состоит из 7 звуков). И в таком случае убираются ступени, без которых аккорд всё равно сохраняет свою окраску. Довольно часто пропускается квинта (5). А в аккордах с 11-ой, 13-ой ступенями – ещё и нона (9).

Например, maj9: 1 – 3 – 5 – maj7 – 9

Квинту (5) можно пропустить (цифра подчёркнута в схеме). Фактически для построения аккорда на грифе можно использовать звуки – 1 – 3 – maj7 – 9

Таблица поможет вам не только в расшифровке буквенно-цифровых обозначений, но и в построении простых и джазовых аккордов.


На сегодняшний день буквенно-цифровое обозначение аккордов – общепринятый стандарт. В джазе, блюзе, роке и других музыкальных жанрах. Для начинающих гитаристов рекомендуется к изучению в обязательном порядке. Сразу, конечно, не обязательно заучивать все какие есть аккорды. Можно начать с обозначения минорных, мажорных аккордов, септаккордов и секстаккордов. И затем уже постепенно продвигаться дальше – осваивать более сложные аккорды с надстройками.

В любом онлайн-песеннике, в табах, нотах, учебниках наверняка вы увидите аккомпанемент, записанный в буквенно-цифровой системе. Научитесь читать, понимать эти обозначения. Это несложно. И всегда пригодится – в любой гитарной практике.

Источник

Читайте также:  Ты любишь его нервы укулеле
Оцените статью
Аккорд Фа диез
Соль бемоль
F#
Gb
Аккорд Соль G Аккорд Соль диез
Ля бемоль G#
Ab
Аккорд Ля
А
Аккорд Ля диез
Си бемоль
A#
B
Аккорд Си
H