Что значит бардовская гитара

Барочная гитара

Барочная гитара — музыкальный инструмент, появилась в Италии в XVII веке.

Инструмент является результатом естественной эволюции лютни. Появилась более привычная современному человеку прямая головка грифа, корпус стал меньше, уже, появилась талия. Гриф удлинился, но лады остались навязными, жильными. Нижняя дека все равно делалась из полосок, чтобы придать выпуклость(для лучшей акустики, звук становился «округлым»). Струны у тогдашней гитары были, разумеется, жильными, а сейчас их заменяют на синтетику. Она имела 5 хоров(парных струн), но имелись гитары и с 6 хорами. Звучание было похоже на современную, но ближе к трэвэл-гитаре с уменьшенным корпусом. Звук более поверхностный, плюс глухой звук жильных/нейлоновых струн.

Уже на раннем этапе гитаристы стали имитировать полифонический лютневый и виуэльный стиль. Запись музыки во французской и итальянской табулатуре, техника игры (за исключением нескольких приемов), так же, как и постановка рук, заимствованы у лютни.

Пятихорный инструмент вскоре получил универсальное распространение в Европе под названием «гитары» или «испанской гитары» (в современной литературе принято также название «барочная гитара»). Строй барочной гитары, особенно на первоначальном этапе, испытывался в многочисленных вариантах, прежде чем не утвердился его основной тип Aa-dd-gg-bb-ee с октавами в басах. Наличие октавного удвоения басов сыграло особую роль, став косвенной причиной развития характерных черт барочной гитарной музыки: стоило убрать в одном или в обоих басовых хорах нижнюю струну, или бурдон, и возникал инструмент с новым «ломаным» строем, при котором нижний хор звучал выше, чем средние. Именно такой «ломаный» строй приобретает ведущее значение в начале XVII века. Для него написана большая часть музыки самых выдающихся гитарных композиторов того времени: Ф.Корбетты, А.Бартолотти, Л.Ронкалли, Р. де Визе и др.

«Ломаный» строй позволял использовать высоко звучащие нижние струны для проведения высокого голоса в полифонических пьесах, а также (чередуя их с верхними) для исполнения мелодических пассажей. При этом, ноты, извлеченные на разных струнах, накладывались друг на друга, создавая особый эффект, напоминающий звучание арфы. Г.Санз называл этот прием «колокольчиками» (campanellas). Фактическое отсутствие басовых струн и являлось основным отличием этого инструмента от других щипковых (в том числе и от лютни), но благодаря чистому светлому тембру и упругому звучанию (особенно при аккордовой технике) обеспечило ему широкую популярность для исполнения basso continuo.

Аккорды для барочной гитары записывались буквами латинского алфавита, начиная с +, а затем – А, В, С, D и т.д. Последовательность букв была ориентирована на логику смены позиций на грифе гитары и не соотносится с современным буквенным обозначением аккордов (например, А – соль мажор, а не Ля, как в современной системе), хотя в обоих принципах заложена общая идея. Некоторые песенные сборники того времени озаглавливались «Музыка для гитары alfabeta», что вводит в заблуждение современных гитаристов, полагающих, что перед ними – музыка для особой разновидности старинного инструмента, хотя это все та же барочная гитара.

До нас дошло немало барочных гитар в хорошем состоянии работ А.Страдивари, И.Тильке, М.Селласа и др.

Источник

Что значит бардовская гитара

При упоминании о российской авторской песне перед глазами предстает романтичная картина: вечер в лесу, костер, собравший вокруг себя друзей – и, конечно же, гитара с ее проникновенными лирическими переборами. Почему же именно этот инструмент так полюбился российским бардам? Причин тому несколько.

Прежде всего, купить гитару всегда было просто: большой выбор в совокупности с невысокой ценой сделал ее самым доступным массовым инструментом.

Кроме того, популярность этого инструмента определялась своеобразием жанра. Авторская песня – это прежде всего, яркие, философско-романтичные, сатирико-юмористические или злободневные тексты, а музыкально-ритмическое сопровождение призвано лишь усиливать впечатление от стихов. Поэтому бардам для аккомпанемента хватало всего лишь нескольких простейших аккордов, освоить которые мог каждый. Для этого даже не требовалось музыкального образования. Правда, со временем многие известные барды усовершенствовали технику игры и подняли авторскую песню на профессиональный уровень, но большинство самодеятельных поэтов вполне обходились простыми гармониями из пяти-семи аккордов.

К тому же, авторские песни исполнялись не со сцены, а в узком кругу друзей: во дворе, в походе или на кухне во время приятельских посиделок. И здесь акустическая гитара была вне конкуренции. Действительно, не потащишь же в лес пианино, а в гости к друзьям – арфу! Флейта тоже не годится, под нее не споешь. Так что легкий, простой и недорогой инструмент с шестью или семью струнами и негромким выразительным звучанием стал идеальным и практически единственным другом отечественных бардов.

Российская авторская песня: немного истории

Бардовское движение возникло в России в начале 50-х годов прошлого столетия. Поначалу это была своеобразная альтернатива засилью патриотической тематики в советской песенной культуре. В противовес вышколенным певцам с классическим вокалом, исполняющим под оркестр исключительно то, что одобрено Минкультом, появились никому не известные исполнители собственных песен, единственным инструментом которых была старая гитара. Самодеятельные исполнители со скромными вокальными данными подкупали слушателей искренностью стихов и незамысловатостью мелодий, а потому очень скоро стали невероятно популярными среди народа.

Тематика авторских песен была чрезвычайно разнообразна: от шутливых пародий и припевок в народном стиле до глубокой философии и проникновенной романтической лирики. Нередко самодеятельные авторы выдавали меткую сатиру, которая моментально уходила в народ. Так что отечественную авторскую песню вполне заслуженно можно назвать народной.

Первые массовые записи бардовских песен были на вес золота: магнитофоны в то время были редкостью, а официальные студии грамзаписи долгое время игнорировали творчество самодеятельных авторов. Поэтому записывались эти песни кустарным способом: на катушечные магнитофоны и так называемые «ребра» – рентгеновские снимки. Понятно, что качество звучания оставляло желать лучшего, к тому же магнитофонные пленки и «ребра», передаваемые из рук в руки и прослушанные сотни раз, быстро приходили в негодность.

В основном же популяризация авторской песни под гитару происходила «дедовским» методом: поклонники бардов переписывали тексты на бумагу, подбирали на слух аккорды и пели, кто как умел. Неудивительно, что многие бардовские песни имеют несколько вариантов текстов: кто как услышал, тот так и спел, а другие запомнили и передали дальше. А в некоторых случаях различались даже мелодии.

Со временем авторская песня стала настолько популярным и любимым жанром, что чиновникам Министерства культуры пришлось официально дать ей «зеленый свет». Барды стали открыто выступать на концертных площадках и стадионах, собирая полные аншлаги. В фирменных магазинах «Мелодия» появились грампластинки с записями песен Юрия Визбора, Булата Окуджавы, Александра Долина, Александра Розенбаума, Владимира Высоцкого, Татьяны и Сергея Никитиных и многих других знаменитых российских бардов.

Буквально с первых дней искренняя и честная авторская песня под аккомпанемент акустической гитары стала неотъемлемой частью жизни молодежи и студентов. Она звучала в стройотрядах и студенческих общежитиях, в походах и на вечеринках. Появились многочисленные молодежные клубы, объединяющие фанатов бардовской песни.

Постепенно бардовскому движению стало тесно в стенах вузов – и ео поклонники стали собираться на ежегодные фестивали, самым знаменитым и многочисленным из которых стал фестиваль имени Валерия Грушина – самарского студента, погибшего во время сплава по бурной сибирской реке. С 1968 года и по сей день на этот грандиозный праздник авторской песни собираются сотни тысяч поклонников жанра. Сразу на нескольких площадках устанавливаются импровизированные сцены, зажигаются костры – и под звуки классической гитары ночи напролет льются простые, искренние, душевные песни, написанные сердцем.

Сегодня купить гитару можно как в Москве, так и в регионах достаточно много магазинов музыкальных инструментов, а так же специализированных магазинов гитар. Многие покупают через интернет. Вариантов моделей различных марок огромное количество. Каждый может выбрать то , что ему по душе. Цена гитар сегодня зависит от многих факторов. Если Вы затрудняетесь с выбором лучше обратиться к специалистам. Они посоветуют то, что подойдет именно вам.

Источник

Барочная гитара — Baroque guitar

Классификация Хорнбостеля – Сакса 321,322 ( щипковые ) Развитый 17-го века Атака Быстрый Связанные инструменты

Гитара в стиле барокко (ки. 1600-1750) представляет собой струнный инструмент с пятью курсов по кишечным струнам и перемещаемой кишка лада. В первом (высшем) курсе иногда использовалась только одна струна.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Гитара в стиле барокко заменила лютню эпохи Возрождения как самый распространенный инструмент, который можно найти дома. Самая ранняя аттестация пять-струнной гитара происходит от испанской книги в середине шестнадцатого века Declaracion де Instrumentos Musicales от Хуана Бермудо , опубликованной в 1555 году первый трактат , опубликованный на гитару в стиле барокко было Guitarra Испанского Синко Órdenes (Пяти блюд Испанская гитара), c. 1590, Хуан Карлос Амат.

Гитара в стиле барокко в современных ансамблях взяла на себя роль инструмента бассо континуо, и игроки должны были импровизировать с аккордовым аккомпанементом . Некоторые ученые предположили, что гитара использовалась вместе с другим инструментом бассо континуо, играющим на басовой партии . Однако есть веские основания предполагать, что гитара использовалась как самостоятельный инструмент для аккомпанемента во многих ситуациях. С развитием гитары в стиле барокко тесно связана система обозначений альфабето .

Тюнинг

Три различных способа настройки гитары хорошо задокументированы в источниках семнадцатого века, как показано в следующей таблице. Сюда входят имена композиторов, связанных с каждым методом. Кажется, что очень немногие источники ясно указывают на то, что следует использовать один метод натяжения, а не другой, и часто утверждается, что, возможно, игрок сам решал, какой метод подходит. Вопрос очень спорный, выдвигались разные теории.

Очень краткий список композиторов и строев:

Композиторы Тюнинг Шкала
Фердинандо Вальдамбрини (Италия, 1646/7)
Гаспар Санс (Испания, 1674)
E — B — G — D — А
Антуан Карре (Франция, 1671)
Робер де Визе (Франция, 1682)
Николя Дерозье (Нидерланды, 1690)
E — B — G — D (в октаве) — A
Джироламо Монтесардо (Италия, 1606)
Бенедетто Сансеверино (Италия, 1620)
Джованни Паоло Фоскарини (Италия, 1640)
Франсиско Герау (Испания, 1694)
E — B — G — D (в октаве) — A (в октаве)

Композиторы

  • Джованни Паоло Фоскарини (c.1600 — 1650), I quattro libri della chitarra spagnola (c.1635) [1]
  • Франческо Корбетта (1615–1681), Varii scherzi di sonate, Libro 4 (c.1648) [2]
  • Анджело Микеле Бартолотти (1615-1680)
  • Джованни Баттиста Граната (1620 — 1687)
  • Гаспар Санс (ок. 1640–1710), Instrucción de música sobre la Guitarra Española (1674) [3]
  • Робер де Визе (c.1658 — 1725), Livre de guittarre dédié au roy (1682) [4] , Livre de pièces pour la guitare (c.1686) [5]
  • Людовико Ронкалли (1654–1713), Capricci armonici sopra la chitarra spagnola (1692) [6]
  • Франсиско Герау (1649 — 1722), Гармоничная поэма (1694) [7]
  • Анри Гренерин (эт. Середина 17 века)
  • Сантьяго-де-Мерсия (ок. 1673 — 1739), Resumen de acompañar la parte con la guitarra (1714) [8] , Cifras selectas de guitarra (1722) [9] , Códice Saldívar № 4 (c.1730) [10] , и Passacalles y Obras (1732 г.) [11]

Образец производителей

Маттео Салас (1600-е годы).

Антонио Страдивари (1644–1737). Из пяти уцелевших гитар «Sabionari» 1679 года — единственная в пригодном для игры состоянии. Это сольный инструмент на более чем дюжине видео на YouTube.com. Две другие гитары Страдивари находятся в музеях. Инструмент 1688 года находится в Эшмоловском музее в Оксфорде , Англия, а инструмент 1700 года находится в Национальном музыкальном музее в Вермиллионе, Южная Дакота .

Николай Александр Вобоам II (ок. 1634 / 46–1692 / 1704). Французский мастер с тремя гитарами со своей подписью (из 26, принадлежащих семейству Вобоам). Гитары Александра пользовались большим уважением при его жизни и столетие спустя все еще считались желаемыми инструментами.

Современные производители гитар в стиле барокко можно найти в Интернете.

Источник

Барочная гитара

Критический сдвиг в эволюции классической гитары произошел в период барокко с установлением пятихорной гитары в качестве основного типа гитары. Большое количество репертуара для этого инструмента вместе с постепенным отказом от репертуара более ранней четырёххорной модели подтверждают этот факт.

Инструменты с формой, подобной гитаре, и содержащие пять хоров, существуют по крайней мере с конца 15-го века, о чём можно судить, например, по гравюре Marcantonio Raimondi, датируемой 1510 годом. Самый ранний источник гитарной музыки для пяти хоров — книга «Orphenica Lyra» Miguel Fuenllana. Большая часть музыки в этой публикации 1554 года предназначена для шестихорной виуэлы. Тем не менее, Fuenllana включил некоторые пьесы для инструмента, который можно опознать как пятихорную гитару, которую он называет «vihuela de cinco ordenes». Пятый хор появился в результате добавления хора к гитаре с четырьмя хорами, что описано Bermudo в его «Declaracion». Книга Bermudo была опубликована всего через год после книги Fuenllana и называет инструмент как «guitarra de cinco ordenes».

Важным аспектом гитарной музыки в эпоху барокко был переход от сложного контрапунктического стиля игры, модного в эпоху Возрождения, к новой музыке, в которой роль инструмента и требования к его игре стали проще. Этот факт, безусловно, облегчил обращение к инструменту, что привело к существенному увеличению числа гитаристов в европейских обществах.

«Monody» конца 16-го века из Италии и Испании, а также формы canzonette и villanelle привели к созданию системы записи музыки для гитары под названием alfabeto. Эта система была одним из основных нововведений, которое будет использоваться во всём барокко. Она использовала буквы алфавита и некоторые символы для обозначения различных аккордов. Обычно аккорд включал все пять хоров гитары.

Эволюция инструмента сильно связана с преобладающими стилями и музыкальными практиками Испании, Италии и Франции. Во времена эпохи барокко элементы, принадлежащие музыке именно этих стран, постоянно перемешивались в композициях для гитары с пятью хорами. Странствующая жизнь была обычна для музыкантов, и многие испанские, итальянские и французские композиторы покидали свою родную страну и проводили некоторое время в другой стране.

Этот космополитический контекст можно понять, рассматривая испанских композиторов Juan Aranies, Luis de Briçeño и португальца Nicolao Doizi de Velasco. Книга Juan Aranies «Libro segundo de tonos e villancicos a una, dos, tres, y quatro voces… con la zifra de la Guitarra Espanola a la usanza Romana» была опубликована в Риме в 1624 году. Книга Luis de Briçeño «Metodo mui facilissimo para aprender tañer la guitarra a lo Español» также была опубликована за пределами его родной страны и представляет собой первую публикацию для гитары с пятью хорами во Франции (Париж, 1626) . Книга композитора португальского гражданства Doizi de Velasco «Nuevo modo de cifra para taner la guitarra» (1640) была издана в Неаполе.

В результате всего этого, в эпоху барокко композиторы в своих произведениях часто объединяли несколько музыкальных стилей и использовали смесь различных музыкальных элементов.

По словам некоторых современных исследователей, испанские композиторы черпали вдохновение из самих инструментов; в случае с гитарой это создавало интересные, необычные краски и гармонии; испанская музыка была, как остаётся и по сей день, экзотически гибридной — бурной, идиоматической, прямой, чувственной и энергичной; итальянский стиль коренился в песне: он был виртуозным, экстравертным, выразительным и настроенным на простые живые ритмы, драму и контраст; французский стиль отражал танец: он был сдержанным, изящным, импрессионистским и склонен к сложным ритмам, элегантности, нюансам и отсутствию точной симметрии. Сообразно этой природе, «барочная гитара родилась в Испании, выросла в Италии и процветала во Франции».

Родиной барочной гитары действительно была Испания. В этой стране появляются самые ранние публикации музыки для инструмента, а сам инструмент упоминается как «chitarra spagnuola» как в Италии, так и во Франции. Публикация музыки для гитары с пятью хорами в Испании начинается с публикации Juan Carlos Amat «Guitarra Española de cinco órdenes» в 1596 году. Он был врачом по профессии, а его книга практически повествовала о том, как играть на гитаре аккордами «боем» (strumming). Эта книга была популярна среди широкой публики и выдержала несколько публикаций в семнадцатом веке. Возможно многие люди заинтересовались игрой на гитаре, заключив, что если немузыкант смог это сделать, то они, вероятно, смогли бы тоже. Доказательство популярности книги состоит в её различных изданиях до 1800 года.

Нередко люди, связанные с музыкой и её сочинением, были связаны с церковью. Самый выдающийся композитор для гитары 17-го века в Испании был Гаспар Санз (Gaspar Sanz). Он изучал теологию в University of Salamanca до поездки в Италию, где развил своё мастерство.

В 1674 году Санз опубликовал «Instrucción de Música sobre la Guitarra Española», книгу, которая считается самым всеобъемлющим гитарным трактатом своего времени. Она содержит музыку, которая подтверждает слияние таких стилей, как испанские Villanos, Españoleta, Canarios, и Jacaras, итальянские Tarantela, Saltaren и Baile de Mantua, а также некоторые стили других стран Европы, включая некоторые французские танцы. Она включает в себя как стиль игры расгеадо, так и пунтеадо, хотя преобладает последнее. Санз включил также описание figured bass (разновидность генерал-баса) для гитары с пятью хорами и интересный раздел о правилах написания фуг.

Современником Санза (и так же священником) был испанский гитарист и композитор Lucas Ruiz de Ribayaz. Всего через три года после Санза он издал «Luz y norte musical para caminar por las cifras de la guitarra Española y arpa, tañer, y cantar a compás por canto de órgano; y breve explicación del arte». В книге представлены основные руководства для гитары с пятью хорами и арфы. Пьесы в ней — танцы в таких стилях, как passacalles, canarios, jácaras и другие. На него большое влияние оказал Санз, что подтверждается обширными цитатами из книги Санза.

В книге «Poema Harmónico» Francesco Guerau (тоже священника), можно найти танцевальные типы, подобные тем, которые содержатся в книге Ribayaz. Большая часть этой книги состоит из пассакалий во всех тональностях и наборов популярных пьес, таких как jácaras, marizapolos и canarios. Книга была опубликована в 1694 году и не использовала в своей музыке аккорды «боем», все они были расписаны в нотации в стиле пунтеадо. Эта книга является первой публикацией, раскрывающей использование каподастра (называемого cejuela).

Во втором десятилетии восемнадцатого века, а точнее в 1714 году, еще один важный композитор, Сантьяго де Мурсия (Santiago de Murcia), опубликовал свою книгу «Resumen de Acompañar la Parte con la Guitarra». Де Мурсия, учившийся у Guerau между 1690 и 1700 годами, считается одним из лучших сочинителей музыки для пятихорной гитары. На него сильно повлияла французская школа, и он сочинил несколько инструментальных сюит, которые включали прелюдию, аллеманду, куранту, сарабанду и жигу, часто сопровождаемые дополнительными танцами, такими как бурре, гавот, менуэт, пассакалия и чакона.

В конце 17-го века Antonio de Santa Cruz издал книгу «Libro donde se veran pazacalles de los ocho tonos i de los transportados», которая включала различные виды испанских танцев и набор пассакалий. Книга также иллюстрирует использование скордатуры (перестройки инструмента).

Тем временем в Италии появилась система alfabeto, впервые освещённая в книге «Nuova Inventione d’Intavolatura per sonare li balleti sopra la Chitarra Spagnuola, senza numeri e note» которая была издана итальянским композитором Girolamo Montesardo в 1606 году и посвящена сольной игре на гитаре.

Еще одно итальянское издание для соло-гитары — книга Foriano Pico «Nuova scelta di sonate per la chitarra spagnola», которая, вероятно, была опубликована через два года после выхода книги Montesardo.

В системе alfabeto использовались буквы, каждая из которых обозначала конкретный аккорд, который нужно было сыграть, когда он появлялся в табулатуре. Однако, эта система не коррелирует с современными обозначениями аккордов, распространёнными в популярной музыке, так как буквы в системе alfabeto не указывали на фактическую гармонию.

Alfabeto использовался в сочетании со стилем игры на гитаре, известным как rasgueado, что эквивалентно тому, что мы теперь называем «боем» (strumming). Такой стиль был проще, чем punteado (в Испании) или pizzicato (в Италии), в котором струны защипывались пальцами по отдельности. Паттерны боя часто указывались следующим образом: короткие вертикальные линии выше или ниже горизонтальной линии отображали направление, в котором будет играться аккорд. Буквы alfabeto помещались под или над линиями. Ритмические обозначения обычно помещались сверху.

В Испании существовали ещё две разные системы alfabeto — «Castilian» и «Catalan». Возможно, они там возникли, и их использование было ограничено этой страной. В этих системах аккорды обозначались цифрами вместо букв.

Giovanni Paolo Foscarini был первым важным итальянским композитором 17-го века для гитары, будучи также теоретиком и исполнителем на гитаре, теорбе и лютне. Его вклад состоит из пяти книг по гитаре. Его произведения являются весьма утончённой музыкой для этого периода.

Еще одна гитарная книга, о которой нужно упомянуть — «Vero e facil modo… la chitarra spagnola» Pietro Millioni & Lodovico Monte.

Популярность стиля rasgueado в первой половине 17-го века привела к развитию chitarra batente, инструмента, специально предназначенного для громкого исполнения и использования в музыке, которая подчёркивала ритмический аспект. Хотя нет точной информации о его происхождении, он, вероятно, появился как модификация обычных гитар с пятью хорами. У него было пять хоров из стальных струн, которые давали более громкий звук, чем жильные струны, и могли лучше держать строй на улице. В chitarra batente использовались лады, сделанные либо из металла, либо из кости. Chitarra batente ассоциируется с неаполитанской мандолиной и, возможно, использовалась с плектром. Считается, что она появилась где-то в 1740-х годах. Отсутствие специфического репертуара для этого типа гитары подтверждает идею о том, что она действительно использовалась для сопровождения в популярной и народной музыке.

Среди других композиторов итальянской гитары 17-го века — Giovanni Ambrosio Colonna, Fabricio Costanzo, Antonio Carbonchi, Nicolao Doizi de Velasco, Agostino Trombetti, Stefano Pesori, Angelo Michelle Bartolotti, Giovanni Battista Granata, Ludovico Roncali. Чрезвычайно влиятельным на рубеже 17-го и 18-го веков был итальянский композитор Arcangelo Corelli (1653 — 1713). Итальянский мастер был не гитаристом, а скрипачом. Тем не менее, его музыка глубоко повлияла на многих композиторов того периода.

В список значительных итальянских композиторов гитарной музыки входит также Francesco Corbetta (1615 — 1681).

Влияние Francesco Corbetta на развитие гитары подтверждалось как во Франции, так и в его собственной стране благодаря успешной деятельности его учеников. Один из них, Giovanni Battista Granata (1620 — 1687), стал его соперником в Италии и был известен как самый плодовитый композитор для гитары этого периода в этой стране. Его шесть пьес для «Chitarra Atiorbata», опубликованные в 1659 году, являются единственным печатным источником для этого инструмента, который имел дополнительные басовые струны, аналогично длинногрифным лютням этого периода.

Другим значимым именем в истории барочной гитары во Франции является Robert de Visée, ученик Francesco Corbetta. Его музыка считается самой утончённой в этом периоде, а его имя, как говорят, является апогеем гитары во Франции в свое время. Его наследие в истории гитары состоит из двух книг композиций для пятихорной гитары и еще одной, посвящённой лютне и теорбе.

Также почитаемым среди французских гитаристов был François Campion, который играл и на лютне. В 1705 году он опубликовал книгу «Nouvelles Découvertes Sur la Guitarre, Contenantes plusieurs suittes de Pieces sur huit manieres differentes d’accord», которая содержит несколько сюит в разных настройках.

И наконец, разговор о композиторах и публикациях для пятихорной гитары во Франции можно закончить на именах двух других композиторов: Anthoine Carré и Rémy Médard.

Популярность пятихорной гитары в Испании, Италии и Франции привела к распространению этого инструмента и в других регионах, таких как Англия, Скандинавия, Нидерланды, Германия (и Австрийская империя), Португалия, и даже Новый Свет. Гитарная практика в этих странах в основном была связана с тем, что было в моде в первых трёх странах.

Хотя в Англии гитарные издания не выходили активно, одно из выдающихся изданий всё же появилось в Лондоне в 1682 году. Это была книга итальянского музыканта Nicola Matteis «False consonance della musica per toccar la chitarra sopra all partie in breve. «. Книга представляет собой обширный трактат в области игры генерал-баса. За два года до этой публикации еще один трактат по генерал-басу был написан Cesare Morelli, гитаристом, родившимся в Нидерландах.

Что касается строя барочной гитары, можно найти различные настройки. Настройка Miguel Fuenllana была такой же, как у шестихорной виуэлы, но без первого хора. Настройка Bermudo была похожа на четырёххорную гитару с добавленной струной, которая была на чистую кварту выше первого хора.

Gaspar Sanz представлял следующие две настройки в качестве предпочтительных в Испании, для игры по большей части боем, а не щипками:

aa / d’d ‘/ gg / bb / e’

Aa / dd ‘/ gg / bb / e’ [e ‘ ].

На данный момент чёткая связь с настройкой современной гитары почти не просматривается. Существует и целый ряд других настроек барочной гитары, многие из которых реентерабельные.

Как уже отмечалось ранее, в течение 17-го века пятихорная гитара переживала огромный рост популярности. Этот инструмент было легче освоить, нежели чем лютню. Таким образом, любитель музыки, которому пришлось бы выдержать долгое путешествие в овладении лютней, мог с помощью техники rasgueado научиться сопровождать танцы и песни, популярные в то время, за гораздо более короткий период обучения на инструменте. Кроме того, хорошая лютня стоила намного дороже, чем пятихорная гитара.

Барочная гитара была популярна среди итальянской аристократии. Это пристрастие повлияло на искусство гитаристов, в результате чего появились инструменты, сделанные с высоким уровнем мастерства. Это можно наблюдать в экзотике используемых материалов, таких как слоновая кость, эбеновое дерево, жемчуг и даже золото, а также сложность деталей, обнаруженных в орнаментированных розетках. Италия была центром производства гитар в первые десятилетия 17-го века, пока спрос на инструменты, сделанные во Франции, не стал более распространенным в 1640-е годы. Ко второй половине века инструмент производился уже во многих странах Европы.

Были четыре важнейшие музыкальные формы в музыке для инструмента. Это были фолия, сарабанда, чакона и пассакалия. И Испания, и Италия были «колыбелями» этих четырёх форм, которые возникли примерно в 1600 году в популярной музыке этих стран. Книга Montesardo, изданная в 1606 году во Флоренции, стала отправной точкой документальной эволюции этих форм.

Итальянские композиторы особенно интересовались процессом вариации, результатом чего стало широкое использование этого приёма в фолии, пассакалии и чаконе. Приём rasgueado обеспечил идеальное оформление для развития этих форм, каждая из которых представляла собой конкретную последовательность аккордов и изображала повторение остинато одной и той же четырёхтактовой фразы (исключением была фолия). За тридцать-сорок лет эти формы получили более сложные гармонические рамки, а также увеличили свою ритмическую сложность.

В отличие от этого, полное подчинение вариационной форме не было характерно для сарабанды, по крайней мере, в Италии. Культурное пересечение между основными европейскими музыкальными центрами привело к появлению более позднего типа сарабанд, zarabanda francese, во втором десятилетии семнадцатого века. В своей эволюции сарабанда вышла из жёстких гармонических рамок в пользу свободной секционной структуры, которую мы знаем сейчас, и стала типичной во французских сюитах.

Следующим прямым шагом в эволюции инструмента стало появление шестиструнной гитары.

Источник

Оцените статью