Что значит гитара мастеровая

Мастеровые гитары – чем они лучше

Чем мастеровые гитары лучше фабричных? Об этом знают только классические гитаристы, поэтому они и заказывают инструменты у хороших мастеров. И хотя такие инструменты гораздо дороже, они стоят того. Особенно, если это инструменты хорошего матера. Наше видео — рассказ о конструкции, особенностях, свойствах и качестве одной из гитар мастера Александра Усова. У Вас есть возможность услышать звучание этого инструмента и оценить его свойства, как внешние, так и звуковые.

С давних пор гитарные мастера соревнуются в том, кто сможет создать наиболее совершенную гитару. Они экспериментируют с внешним видом, деревом, внутренней конструкцией, различными дополнительными частями инструмента, стараясь приблизить звук гитары к идеалу красоты и певучести. А еще от инструмента требуется максимальное удобство и комфортность игры.

Мы рассказываем за счет чего мастеровые инструменты становятся идеалом красоты звучания и удобства игры, которого никогда не сможет дать даже самый лучший инструмент поточного, фабричного, производства.

Чем хороша мастеровая гитара?

Вы до сих пор уверены, что мастеровая гитара ни чем не лучше дорогой фабричной? Или что наши российские мастера хуже, чем испанские? Тогда посмотрите рассказ о гитаре Paulino Bernabe широко известных мадридских мастров, выпускающих профессиональные гитары стоимостью в несколько тысяч долларов!

Если же Вы еще только начинаете учиться играть на гитаре , то обязательно посмотрите наши уроки о том, какими качествами обладают разные типы акустических гитар и как правильно выбрать хорошую гитару в любой ценовой категории.

Источник

Мастеровая гитара

Мастеровая гитара — это гитара изготовленная на заказ, по спецификации заказчика, одним гитарным мастером, или гитарной мастерской. Название «мастеровая гитара», иногда употребляеться идентично словоупотреблению Custom Shop гитара или Hand Made гитара.

Содержание

Описание

Мастеровой гитарой может быть как акустическая гитара, так и электрогитара. Основным критерием определяющим конструкцию гитары, являеться желание заказчика получить инструмент с нестандартными параметрами. Гитара при таком подходе к изготовлению, ввиду уникальности, иногда в конструкции содержит некие инновации, и может иметь ряд оригинальных особенностей недоступных при серийном производстве. В дальнейшем, благодаря созданию измененной конструкции гитары, может возникнуть новое направление в гитаростоении. Примером может послужить история создания гитары Стик Чэпмена.

Отличительные свойства

  • Материалы — Дерево для такой гитары может быть использовано в нестандартном сочетании, что может добавить уникальный окрас в резонирование деки гитары и струн. Также могут быть использованы и совсем необычные материялы, такие как акрил, углепластик или стеклопластик.
  • Корпус — Форма корпуса мастеровой гитары, если это электрогитара, может варьироваться в широких пределах, порой приобретая самые необычные контуры.
  • Гриф — Конструкция грифа должна подчиняться определенным правилам изготовления, для правильного воспроизведения нот, но возможно изменять толщину грифа.
  • Головка грифа — Головка грифа, так же как и корпус, может быть любой свободной формы, но преемлимой для общей конструкции.
  • Звукосниматели — Вручную намотанные датчики звукоснимателей, будут отличаться от серийных своим уникальным звучанием, а особая схема подключения звукоснимателей даст возможность сильно расширить тембральный диапазон звучания.
  • Струны — Струны устанавливают либо привычные музыканту, или изготавливают вручную, чтобы подобрать требуемое звучание.
  • Остальное — Отличительными свойствами мастеровой гитары, в сравнении с серийной гитарой, считаються: более широкие возможности в дизайне гитары, ипользование высококачественного дерева, более тщательная ручная сборка, соблюдение требуемого техпроцесса, дорогостоящая фурнитура, качественная финишная отделка, точная отстройка инструмента. В процессе изготовления инструмента может принимать участие будущий владелец гитары, что даёт ему возможность вносить корректировки в конструкцию и отделку гитары, а мастер в свою очередь может более точно определять требуемые характеристики для данного заказчика. По ходу работы над инструментом в тесном сотрудничестве между мастером и музыкантом варьирование различных параметров, таких как: толщина грифа, скос тыльной стороны деки, дополнительные вырезы в корпусе, расположение звукоснимателей, расположение ручек потенциометров, расположение переключателя, в конечном итоге дает заказчику преимущества недоступные в инструментах изготовленных на одной из гитарных фабрик.

Потребители

Наиболее часто мастеровые гитары заказывают известные гитаристы, в основном благодаря подгонке ряда параметров под данного музыканта. И ещё, что также считаеться немаловажным, для поддержания престижа гитариста. Зачастую мастеровые гитары, после использования одним из известных гитаристов, становяться предметом коллекционирования, и вырастают в цене намного превышая первоначальную цену уплаченную заказчиком. Производители гитар учитывая спрос на уникальные экземпляры гитар, в свою очередь тоже открыли у себя Custom Shop отделения, для изготовления не серийных экземпляров, и именных гитар известных исполнителей.

Самыми качественными считаються Master Build гитары, изготовленные на протяжении всего процесса, от подбора дерева до настройки гитары, одним мастером.

Источник

Гитаростроение

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Jhav
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 06 февраля 2012 г.

Уже несколько лет я наблюдаю полемику между адептами брендов и любителями всяческого бутика и «кастомшопа» о том, какие гитары все-таки лучше. Спор сей, видимо, чисто русский, так как на Западе единичные мастеровые вещи ценятся выше, чем у нас. В России же негативное отношение к мастеровым инструментам/оборудованию обусловлено исторически.

В далекие 1990-е годы хорошие инструменты были недоступны, а в 1980-х их не было практически вообще. В результате у российского музыканта просто не было точки отсчета «хорошего звука», поэтому за «хорошее» принималось все заграничное, «фирменное». Спрос был велик, и фарцовщики-спекулянты-барыги просто физически не могли его обеспечить. Именно поэтому появилось такое явление как «самопал». У тех, кто занимался гитарбилдингом в то далекое время, также не было ни достаточной информации, ни хорошего материального обеспечения. Достать хорошую древесину было проблематично, и доставалась она мастерам в таких квестах, о которых не стыдно в приключенческих романах писать. Конечно, были мастерские при консерваториях, но тут совершенно другая специфика инструментов, немного другие материалы. И уж тем более, не существовало никакой фурнитуры и «хардвейра» для электрогитар.

В общем, сложное было время. Сделать хорошую гитару непросто, а тут все максимально усложнено. Естественно, это отразилось на качестве инструментов. Кому-то из мастеров удавалось делать хорошие инструменты, а кто-то просто клепал самопалы из непросушенного дерева. И таких было большинство. Ужасающее качество тех инструментов с беззастенчивыми надписями Fender, Jackson плюс ужасающее качество социалистического гитарпрома сформировало отрицательное восприятие мастеровых инструментов сегодня.

Сегодня, к счастью, ситуация меняется. Российским мастерам доступны любые знания и материалы. Многие российские мастера делают прекрасные инструменты. Однако общественное мнение обладает большой инерцией, и разговоры «серийная гитара vs. мастеровая гитара» будут продолжаться как минимум еще лет пять.

Самое интересное в этих холиварах – аргументация участников. В качестве аргументов зачастую приводится несусветная чушь. И вообще, музыкальные инструменты склонны обрастать легендами и мифами. Часть таких мифов, касающихся мастеровых (и не только) гитар, я сегодня развею.

Миф 1. Серийная гитара лучше мастеровой, так как сделана на фабрике, а не вручную

Вроде бы все логично. На фабрике имеются высокоточные станки, в том числе с ЧПУ, позволяющие очень точно выполнять работу. Так-то оно так, но гитара – не прибор точного машиностроения. И не космический спутник. Она не настолько сложна, чтобы ее было невозможно сделать вручную. Веками мастера делали вручную инструменты, более сложные, чем гитара (а уж тем более электрогитара), а тут – бах! Невозможно, мол, сделать гитару вручную. Причем аргумент приводится с таким видом, как будто человек всю жизнь по гитарным заводам да фабрикам ходит. Неправда это все. Серийное производство позволяет ускорить процесс изготовления, увеличить масштаб производства, а никак не повысить качество. Цель серийного производства – снизить себестоимость. Цель хорошего производства – снизить себестоимость в рамках выбранного качества продукта.

Любой человек, работавший с ручными инструментами и на станках, скажет, что наивысшее качество строгания – у ручного рубанка. А значит – выше качество склейки, например. После машинной обработки остается больше дефектов, вроде микросколов или «волны» от вибрации фрезы/электрорубанка.

При этом на серийном производстве себестоимость инструментов легко регулируется – многие операции пропускаются. Например, на дешевых моделях лады не полированы, а на дорогих – блестят как зеркало.

Лео Фендер был гениальным инженером. Он сумел трансформировать гитару из предмета искусства в массовый товар. Конструкция его гитар настолько технологична, что позволяет использовать не высококвалифицированных мастеров, а вообще почти любого человека в качестве работника. Толщина грифа с пяткой составляет 1”, что соответствует американскому стандарту толщины пиломатериалов. Мензуры баса и гитары – 34” и 25.5”– в одной прогрессии (шестой лад бас-гитары равен по длине первому ладу гитары), что позволяет использовать одно и то же оборудование для басовых и гитарных грифов.

Другой пример. Акустические гитары Garrison используют литые пружины из углепластика, что позволяет ускорить и упростить процесс сборки и обеспечить примерно одинаковую жесткость дек гитар, а значит, примерно одинаковое качество и звучание.

Итак, цель серийного производства – снизить себестоимость и обеспечить стабильность качества инструментов. В идеальном случае, приобретая серийную гитару, например, за 1000 долларов, вы получите звук на 1000 долларов. При этом гитара за 1500 долларов будет звучать лучше.

Миф 2. Гитары фирмы “Brand” (вставить любое название) изготавливаются из древесины 10-, 20-, 60-летней естественной сушки

Это один из моих любимых мифов. Не раз слышал его из уст защитников брэндов.

Окей, представим себе фирму, серийно выпускающую 100 инструментов в месяц по цене 1000 долларов. Получается 1200 инструментов в год. Представим, что фирма использует древесину 20-летней сушки. Чтобы обеспечить непрерывность производства, необходимо хранить на складе заготовки на 20 лет вперед. То есть, 20-летняя древесина — на текущий год, 19-летняя древесина – на следующий, и так далее. Получается 24000 заготовок корпусов и 24000 заготовок грифов. Прибавим 10% вероятного брака на производстве и примерно 20% брака, возникшего во время сушки дерева (повело, растрескалось, термиты съели) и получим 31200 заготовок. Заготовка на корпус гитары представляет собой доску размером примерно 500х400х50 мм. То есть на 1 м2 помещается четыре заготовки на корпус. Хранить древесину можно в штабелях, только обеспечив вентиляцию воздуха, иначе она будет высыхать неравномерно. Для этого можно переложить заготовки корпусов заготовками грифов толщиной 25 мм.

Итого, материал для четырех гитар занимает 1 м2 и в высоту составляет 75 мм. Чтобы конструкция была устойчивой, высота ее должна быть не более двух метров.

Таким образом, в одном стеллаже может храниться количество древесины для 100 гитар. Прибавим еще 1,5 м2 для того, чтобы обеспечить свободный доступ к конкретному штабелю. Таким образом, получаем общую площадь склада в 780 м2. Склад должен быть отапливаемым, чтобы поддерживать определенную температуру и влажность. Прикинем примерную стоимость такого склада – 15 долларов за 1 м2. Получается 11200 долларов расходов на хранение сырья в месяц. 11.2% стоимости инструмента – это много, не правда ли? Представьте, какие должны быть склады древесины у фабрики Cort, если они выпускают 1 млн. инструментов в год?

Миф 3. У гитарных компаний «музыкальная» древесина

Во многом – продолжение предыдущего мифа. Якобы гитарные компании использую какую-то особую, «гитарную» древесину. Этот же миф эксплуатируется и мастерами, мол, только у мастеров есть «та самая», «музыкальная» древесина. Осталось только понять – что это вообще такое, эта музыкальная древесина и чем она отличается от обычной, строительной? Ответ – ничем. Это та же самая древесина, просто отобранная по критериям качества, применяемым для музыкальных инструментов. Поставщики древесины – одни и те же компании, что для строителей, что для музыкантов, гитарные компании покупают древесину у них. Фирмам просто невыгодно держать свою лесозаготовительную компанию и лес «гитарного клена» впридачу.

Миф 4. Древесина естественной сушки лучше искусственно высушенной

У этого мифа ноги растут из вполне реального факта. Дело в том, что старые акустические инструменты вроде скрипок, виолончелей и гитар действительно звучат лучше. Деки акустических инструментов изготавливают из древесины ели или кедра, в которой содержится некоторое количество смолы. С годами эта смола полимеризуется и становится твердой. В результате структура древесины становится контрастной – твердые волокна со смолой и мягкие целлюлозные волокна. Твердые структуры хорошо проводят высокие частоты, а гибкие обеспечивают хорошую амплитуду басам.

Однако многие считают, что это связано с процессом естественного высыхания дерева и проецируют это заблуждение и на электрогитары.

Нет никакой разницы, как была извлечена влага из дерева. Якобы, быстрое удаление влаги из древесины разрушает волокна. Тогда весной, когда влага устремляется внутрь дерева, мы должны наблюдать настоящие взрывы. Влажность за пару-тройку недель повышается в несколько раз. Кто хоть раз ходил за березовым соком знает это. Да, древесина разрушается во время сушки в случаях нарушения технологии и из-за внутренних напряжений. Но древесину «рвет» и при естественной сушке. И некоторые породы дерева по причине их хрупкости вообще сушат только в естественных условиях (эбони, например). Говорят, что только при естественной сушке и длительной выдержке из древесины исчезают внутренние напряжения. Так вот, напряжения, вызванные деформацией ствола дерева, не исчезают и через 20 лет. Это я могу сказать совершенно точно. Еще более страшные истории про «закипание» влаги внутри дерева. Эта аналогия более-менее верна для экстремальных режимов СВЧ-сушки, когда надо высушить древесину за 1 день. В этих случаях древесина действительно превращается в пенопласт. Отбраковать ее – проще некуда, достаточно простучать.

У древесины естественной сушки и длительной выдержки есть одно очевидное преимущество – снижается ее гигроскопичность. Старые инструменты меньше подвержены сезонным изменениям влажности.

Если древесина изначально непригодна для применения в музыкальном инструменте (не отзывчива акустически), то никакая естественная сушка не сделает ее древесиной для гитары Будды.

Миф 5. Лады должны быть установлены с точностью до сотых долей миллиметра

Этот миф распространяется всеми – и мастерами, и гитаристами, и крупными компаниями. На первый взгляд все логично – чем точнее установлен лад, тем точнее интонирует инструмент. Однако, необходимо помнить, что порог различения высоты звука у среднестатистического музыканта составляет около 5-6 центов. У настройщиков чувствительность слуха доходит до 2 центов. У обычных людей – 10 центов. Длина 24 лада гитары с мензурой 648 мм (25.5”) составляет 9.6 мм. Известно, что полутон делится на 100 центов, соответственно, 5 сотых от длины лада – 0.48 мм. То есть, для мензуры 648 мм, лады должны быть установлены с точностью в 0.48 мм, а не 0.01 мм.

И последний на сегодня миф – о клеях и лаках.

Миф 6. Клеи и лаки влияют на звучание электрогитары

Этот миф любят мастера «старой закалки». Утверждается, что лучший клей – костный/рыбный/мездровый, а лучшее покрытие – шеллак.

Я могу только предполагать, почему многие мастера не любят эпоксидные или профессиональные синтетические клеи. Видимо, это связано с плохим качеством советских/российских клеев. Тем не менее, западные мастера используют в работе как органические, так и синтетические клеи. Эпоксидные клеи, например, используются при склеивании ламинированных дек (конечно, при этом масса клея строго контролируется). А Titebond Original Glue — вообще стандарт западного гитарбилда.

У «старых» клеев животного происхождения есть достоинство – они обратимы. Любой инструмент может быть сломан. Обратимость клеев повышает ремонтопригодность изделий, ведь она позволяет легко разбирать деки без сильных повреждений деревянной части. В этом смысле сверхсильные клеи проигрывают более слабым. Однако это не значит, что все начинающие мастера должны постигать секреты варки клея, уже давно существуют протеиновые клеи, готовые к применению.

Нелюбимая мастерами эпоксидка используется как заполнитель при вклеивании инкрустации – никакой другой клей не подойдет лучше. Цианоакрилат – лучшее решение для ремонтов свежих разломов и трещин. Каждый тип клея наилучшим образом подходит для своего «фронта работ» и нет какого-то универсального решения.

И по поводу звука. Хорошая склейка имеет толщину примерно 0,01 мм. Мне трудно представить, как пленка такой толщины может влиять на звук. А уж отличие (акустическое) мездрового клея от эпоксидной смолы – это где-то на грани фантастики. Конечно, жирная склейка в 0,5 мм на звук повлияет. Но, скорее всего, сначала она просто сломается.

Влияет ли лак на звучание электрогитары? Скажем так, если толщина покрытия сравнима с толщиной дек, то да. То есть, толщина и жесткость покрытия влияет на звучание акустических инструментов, таких как скрипки, виолончели, акустические гитары и так далее. Однако, деки электрогитар несравнимо толще своего покрытия – 45 мм деки против 0,3-0,5 мм покрытия. Бывают, конечно, случаи, когда гитара залита 2 мм краски, в том числе и в месте крепления грифа. Если удалить 4 мм лака, то можно существенно улучшить звук гитары.

В заключение хочу сказать несколько слов о всяческих мелочах. Касаются они не только инструментов, но и человеческого восприятия. Сама по себе «мелочь», вроде непроклеенных ладов или относительно плохой подгонки деталей может никак не повлиять на конечный результат, по крайней мере, человек этого не заметит. Но когда таких мелочей наберется на половину инструмента – они станут очень важными. Человеческое восприятие склонно смешивать ощущения: вкус, например, дополняется запахом. То же и в восприятии инструментов – удобство и комфорт при игре заставляет нас думать, что инструмент звучит лучше. Подобная «подмена ощущений» зачастую рождает мифы. Но тем интересней!

В следующий раз поговорим о чем-нибудь более конкретном, например, о замене ладов или о том, как сделать деку страта. Пока еще не решил.

Источник

Оцените статью