Почему гитара быстро расстраивается и как это определить?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Для любого музыканта расстроенный инструмент – большая неприятность. И гитара в этом плане может быть довольно капризной, ведь струны приходится менять относительно часто, и после каждого подобного процесса изменение звучания неизбежно. Некоторые профессиональные музыканты и вовсе настраивают свои инструменты перед каждым выступлением. О том, как сделать это самостоятельно, расскажет эта статья.
Почему гитара быстро расстраивается?
Есть несколько основных причин того, что инструмент не держит строй.
- Очень часто причиной может быть банальное плохое закрепление колков. В этом случае достаточно будет просто укрепить натяжение струн на каждом колке.
- Ещё одна распространенная причина – плохое качество струн. Низкий качеством материал будет постоянно требовать настройки гитары, так как неподходящие изделия плохо растягиваются.
- Неправильное закрепление струн. У недавно приобретенных изделий их длина зачастую бывает гораздо больше необходимой. И новички наматывают на колки всю неиспользованную длину струны, что не совсем правильно. Рекомендуется наматывать несколько витков, а затем отрезать лишнее.
- Нужно понимать, что струны требуют надлежащего и своевременного ухода, в противном случае любой, даже новый инструмент всегда будет звучать как расстроенный.
- Старые струны. Струны подлежат замене каждые 6 месяцев или чаще, если есть в этом необходимость. Музыканты меняют струны на гитаре перед записью новой песни.
- Как ни странно, но иногда причиной того, что гитара стала звучать плохо, может быть повышенная влажность воздуха. В таких условиях инструмент расстраивается быстрее.
- Если струны растягиваются плохо, то это тоже может сказаться на качестве звука. Хорошо растягиваются металлические экземпляры, в то время как у нейлоновых это занимает больше времени.
Практика показывает, что чаще всего причиной плохого звучания гитары являются главные ее составляющие – струны. Также замечено, что гитары «привыкают» к определенным изделиям и при замене на новый вид могут вести себя капризно.
Источник
Почему гитара не строит и как решить проблему?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Начинающему гитаристу в первую очередь нужно изучить проблемы, периодически возникающие во время использования инструмента, а также научиться их решать. Случается всякое. Возможно, вы купили хорошую гитару с рук, но не дослушали советы продавца, поэтому в первый же день столкнулись с неприятностью – гитара не строит. Что делать, как понять, что она расстроена, и какие действия следует предпринять – об этом можно узнать в статье.
Основные причины
Следует заметить, что неприятный сюрприз, связанный с тем, что гитара перестала строить, может случиться как со старыми, так и новыми инструментами, изначально сделанными некачественно. Это – довольно распространённый дефект, характерные симптомы которого заключаются в следующих явлениях:
- плавающее звучание;
- тянущиеся струны;
- отсутствие мелодичности и гармоничности созвучий;
- заметная нестройность голосов.
При этом возможны 2 основных состояния гитары:
- она не строит только по ладам, а открытые струны при этом звучат нормально;
- гитара не держит общий строй – во время настройки очередной открытой струны происходит изменение высоты звука у только что отрегулированных.
Посмотрим, какими неочевидными для новичка причинами обусловлено первое из названых состояний традиционной гитары.
Есть несколько вариантов ответа на этот вопрос.
- У новой гитары слишком высокие ладовые порожки. Во время прижатия к ним происходит незначительная перетяжка части свободной (звучащей) длины струны в сторону, где она удерживается пальцем на поверхности грифа. В итоге получаемый звук по высоте смещается от ожидаемого, повышаясь при этом. То есть искомый звук имеет большую высоту, чем требуется. Для неискушенного слуха это несоответствие вряд ли будет замечено, но в концертном зале такой дефект недопустим.
- У старых инструментов случается изношенность порожков, которые изначально имеют полукруглую рабочую поверхность (где происходит контакт с прижимаемой струной). Деформированная от постоянного трения поверхность с вмятинами приводит к смещению места касания в сторону грифа. В этом случае звук, наоборот, теряет высоту звука.
- Если гитара не строит на XII ладу (выдаёт более низкий звук), значит, не отрегулировано рабочее расстояние от верхнего до нижнего порожка. Ладовый металлический порожек XII лада делит струну строго пополам. Если это не так, следует исправлять дефект в мастерской по ремонту музыкальных инструментов.
- Когда инструмент не строит на первых ладах, это может быть вызвано либо слишком высоким расположением струн над поверхностью грифа (должно быть максимум 5 мм над 12 ладом), либо неправильным расстоянием между порожками.
Теперь назовём несколько факторов, приводящих к тому, что гитара не держит строй (быстро расстраивается).
- Была совершена ошибка при смене струн – они неправильно установлены на колки.
- Колки тоже могут стать причиной неисправности, если имеют малое число зубчиков. В итоге даже при небольшом повороте происходит наматывание слишком большой длины струны. Такая же ситуация может возникнуть, если колки износились. Эти детали нужно периодически менять.
- Старые или новые струны также иногда создают проблемы. Некачественные или плохо натянутые струны не позволят вывести чистый строй. А новым нейлоновым изделиям нужно время для принятия рабочего состояния (1-2 недели).
- На строй гитары повлияли температурные перепады – её струны чутко реагируют на температуру. Классическая гитара может реагировать на действие холода и тепла ещё и вследствие того, что её корпус – деревянный. Из-за этого часто меняется положение грифа – он может выгнуться.
Как проверить?
Определить, что гитара не строит, можно уже по тому, что звучание её становится не слишком устойчивым, звуки лишены гармоничности и не соответствуют ладам. А вот понять, из-за чего она не строит, можно лишь путём тщательного осмотра всех её составных элементов.
При этом можно обнаружить следующие неполадки:
- прогиб грифа, требующий закрутки или ослабления анкера;
- ржавый струнодержатель с ослабшими пружинами;
- накрученные на колок струны в 2 ряда, витки которых заставляют их пружинить;
- потресканный корпус;
- деформированные порожки с вмятинами.
Как выясняется, неприятности с инструментом в основном связаны с дефектами механической части инструмента, низким качеством струн и собственными ошибками при настройке. Когда многие детали гитары подвержены повреждениям и износу, то лучше заняться ремонтом инструмента всерьёз.
Что делать?
При пользовании гитарой нужно следовать правилу: настройку следует делать перед каждым занятием. Так можно избежать многих неприятностей, связанных с ней.
Кроме того, необходимо следить за своим инструментом:
- ежедневно его осматривать на предмет неисправностей и трещин;
- протирать мягкой тканью от пыли и жировых отложений (с рук) корпус, гриф и струны;
- своевременно заменять некачественные или изношенные колки;
- разболтанные детали механической части прочно закреплять.
Ознакомьтесь со списком других важных моментов.
- Ещё не использованные струны при установке нужно протянуть по длине, но чтобы они не порвались. Их подстраивают несколько дней подряд после натяжения для усадки.
- Обращайте внимание, насколько плотно завёрнуты гайки на лицевой пластине головки грифа. Нельзя допускать, чтобы они свободно поворачивались пальцами.
- Исследуйте состояние порожков на шероховатость или заедание, что актуально при использовании струн большой толщины. Решение проблемы – замена новыми элементами. Если на верхнем порожке слишком узкие прорези, их нужно пропилить до размера струн. Чтобы не происходило зажима, желательно смазать отверстия графитовой смазкой или натёртым грифельным порошком, смешанным с обычным машинным маслом.
- Если порожки вмяты, их следует заменить. Сделать это можно самостоятельно при помощи стамесок. Предварительно новая деталь должна быть подогнана под нужный размер, уголки её необходимо сгладить. Кстати, некоторые гитары даже при повреждённых порожках продолжают прекрасно строить.
А также следует периодически настраивать мензуру – промежуток между нижним и верхним (нулевым) порожками, на которых лежит струна.
Источник
Почему гитара всегда слегка расстроена?
В данной ситуации, можно, конечно, посоветовать помыть уши и купить хороший тюнер. Но можно подойти к вопросу и более фундаментально 😃 Послушаем несколько мнений.
Martin Turner , «гитарист с 1979».
Хотя начинающих музыкантов и школьников-физиков учат, что есть точная настройка, если вы проанализируете звучание симфонического оркестра — как это делает Арнольд Шёнберг в своей оригинальной «Теории гармонии» — вы обнаружите, что высота чудным образом меняется в зависимости от того, какой инструмент играет ведущую роль.
Темперированный строй, конечно, сам по себе является компромиссной настройкой, такой, чтобы все ноты звучали достаточно хорошо, чтобы слушатель мог наслаждаться музыкой.
Гитара имеет сильную гармонику (обертон) третьего порядка, которая является квинтой через октаву. Однако, это натуральная гармоника, а не звук темперированного строя. Это означает, что для аккорда E открытая струна B слегка ниже, чем натуральный обертон басовой струны E. По определению, до тех пор, пока вы используете темперированный строй, эти две вещи будут слегка расходиться друг с другом.
Это несоответствие является частью характерного звука гитары, так же как не совсем идеальная настройка верхних нот фортепиано является частью характерного звука фортепиано.
Вы можете немного смягчить это, поднастроившись для той тональности, в которой вы находитесь, но это не обязательно будет звучать лучше.
До появления Auto-Tune мы хорошо привыкли ко всем инструментам и всем голосам, которые звучат всегда немного «мимо». На самом деле, мы ожидаем, что хороший музыкант сделает вибрато на любой выдержанной ноте, если его инструмент позволяет это. За последние двадцать лет или около того, с тех пор как Auto-Tune стал широко доступен, многие люди привыкли к тому, что всё идеально и в то же время неидеально. Это немного лишает музыку очарования.
Jeffrey Werbock , «музыкант и преподаватель».
Гитара имеет лады, расположенные на грифе в соответствии с системой настройки, называемой темперированной гаммой. Темперированная гамма — это компромисс. Для более или менее гармоничного звучания при воспроизведении любого аккорда в любой тональности диссонанс в интервалах от основного тона аккордов «размазывается» по 12 полутонам темперированной гаммы, обрамлённой интервалом октавы.
Так, например, если вы настроите струны таким образом, чтобы мажорный аккорд E звучал идеально (с минимальным диссонансом между всеми интервалами), мажорный аккорд B будет звучать фальшиво.
Это жертва, которую мы приносим ради наслаждения величием аккордов.
Во всем мире существуют музыкальные жанры, в которых используются другие системы настройки, но они могут делать это, потому что эти жанры являются монофоническими (обычно модальными) и аккорды в них почти не используются, а есть только мелодии, в которых каждая нота образует интервал только с одной нотой, тоникой гаммы. В некоторых из этих жанров мелодии никогда не украшены гармоническим богатством аккордов. Вместо этого они используют микротоны для усиления эффекта.
Для наших (западных) ушей эти микротоны звучат странно и «фальшиво». Эта фраза означает, что вам сыграли ноту, которую вы не хотели слышать. Если вы хотите сыграть очень диссонирующий микротон (например, «нейтральную» терцию или сексту в блюзовой традиции), его нужно играть с большой убедительностью, чтобы слушатели почувствовали, что эта нота была сыграна намеренно, а не просто фальшиво.
Я всегда находил довольно волшебным, что одна и та же нота будет иметь совершенно разные эффекты на слушателя, в зависимости от того, был ли он убеждён, что эта нота была сыграна намеренно. Задумайтесь об этом: одна и та же вибрация частоты, оказывающая на нас два совершенно разных эффекта в зависимости от того, насколько мы убеждены в том, что играем её преднамеренно или нет.
Источник