Что значит обыгрывать аккорд

Обыгрывание последовательности аккордов

С точки зрения музыкальной теории, существуют два основных подхода к импровизации. Либо вы играете “ладово”, то есть в пределах основного строя или гаммы тональности произведения, и используете эти ноты для построения фраз, которые позволят вам следовать за сменой аккордов, либо вы выстраиваете фразы исходя из строя каждого отдельного аккорда, в результате обыгрывая каждый аккорд как отдельную тональность. Этот подход более распространен в джазе, чем в блюзе и роке. Большинство блюзовых импровизаций являются ладовыми потому, что блюзовый лад звучит гармонично во всех аккордах 12-тактовой последовательности, да и в некоторых других.

Концепция “тонального центра” является обязательной для понимания смысла ладовой импровизации. Если вы используете блюзовый лад для сочинения соло в определенной тональности, тональным центром всегда является ключевая нота (тоника), например G для G-строя. Даже при обыгрывании IV и V аккордов, в которых нота G не является ключевой, она остается исходной, то есть нотой, с которой большинство фраз будут начинаться и заканчиваться. Здесь главное, чтобы все риффы сходились к тональному центру.

Импровизации в блюзовом ладе могут звучать отлично, но они имеют свои ограничения. Даже в простой 12-тактовой последовательности достаточно сложно точно следовать за сменой аккордов, так как многие важные ноты I, IV и V аккордов не присутствуют в блюзовом ладе. Это одна из причин столь частого использования миксолидийского лада во 2-й позиции, так как он содержит ноты, лучше подходящие к различным аккордам. Миксолидийский лад почти всегда используется совместно с блюзовым ладом.

Однако миксолидийский лад также содержит некоторые ноты, которые будут диссонировать с одними аккордами, но гармонировать с другими. Для обхода этой проблемы музыкант должен воспользоваться вторым подходом к импровизации, описанным выше, и выбирать ноты, относящиеся к тональности каждого отдельного аккорда. Вам необходимо запомнить какие ноты с какими аккордами звучат хорошо или, быть может, точнее, – выучить какие ноты в сочетании с какими аккордами звучат плохо, так чтобы вы смогли избегать их! Классический промах в игре – это извлечение ноты, отстоящей на полутон от одной из нот аккорда – например, мажорная третья ступень при минорном аккорде, или минорная чедьмая при VI аккорде. Попытайтесь играть на 3-м отверстии на вдох на вашей D-гармошке во время звучания аккорда Am (или аккорда D7, то есть IV в тональности A), или 5-е отверстие на вдох на вашей C-гармошке во время звучания аккорда E7, чтобы самим услышать эти жуткие диссонансы. В обоих случаях, нота на один полутон ниже будет звучать замечательно (полутоновый бенд на вдохе на 3-м отверстии на D-гармошке, 5-е отверстие на выдох на C-гармошке). Также верно и то, что не так уж и важно, как долго вы играете ноту, если вы считаете ее подходящей, но вы также должны знать, какие ноты звучат гармонично с какими аккордами, а какие – нет!

Что нужно харперу – так это соотнести достаточно простую систему построения аккордов непосредственно с нотами, доступными на гармошке. Гораздо проще представить себе все это на фортепьянной клавиатуре или гитарном грифе, так как вы можете видеть, где располагаются ноты относительно друг друга; но для начала вы должны выучить какие ноты принадлежат каким аккордам и где они располагаются на гармошке. Отправной точкой здесь должна быть позиция, в которой вы будете играть на гармошке в любой заданной тональности – так задается ваша система отсчета, как при задании I аккорда.

Играя на любой заданный аккорд, вы можете быть уверены, что все ноты, которые являются частью аккорда или близко связаны с ним, будут звучать гармонично. На практике это в основном означает ключевую ноту (тонику), третью, пятую, седьмую и девятую ступени аккорда вне зависимости от того, является этот аккорд мажорным или минорным. Эти ноты можно тянуть долго без всякого риска негармоничного звучания. Для того чтобы создавать связки или переходить к этим гармонически звучащим нотам, вы можете использовать практически все остальные ноты из блюзового или миксолидийского лада в тональности песни, но они могут не всегда звучать хорошо при игре длинных, растянутых нот.

Давайте представим, что мы играем стандартные 12 тактов в G, используя I, IV и V аккорды на гармошке в тональности C во 2-й позиции. Вот аккордовая последовательность:

Все ноты, содержащиеся в аккорде I (G7/9) являются нотами, извлекаемыми при игре на вдох, и что все обычные ноты на вдох на инструменте принадлежат этому аккорду. Ключевая нота (тоника) G встречается три раза, также как и ноты на выдох в отверстиях 3, 6 и 9. Благодаря расположению нот на гармошке, все ноты на выдох принадлежат аккорду C (IV), но седьмая и девятая ступени этого аккорда (Bb и D) среди них не присутствуют. D доступна как нота на вдох, а Bb может быть получена при взятии полутонового бенда на 3-м отверстии на вдох (также как и при полном бенде на 10-м отверстии на выдох и при оверблоу на 6-м отверстии на выдох). Это действительно важная нота для IV аккорда. На V аккорде (D7/9) ключевая нота (тоника) D встречается три раза в аккорде на вдох (отверстия 1, 4 и 8), а пятая ступень (A) – дважды (отверстия 6 и 10). Третья ступень (F#) недоступна как обычная нота, хотя ее можно сыграть при помощи бендов (2-вдох, 9-выдох), но седьмая и девятая ступени этого аккорда (C и E) встречаются часто в аккорде на выдох. К счастью, в блюзе возможна замена мажорной третьей ступени на минорную на V аккорде, и она (F) легко доступна как обычная нота (5- и 9-вдох). Кроме того, обе ноты, F и A, могут быть извлечены бендом на целый тон на 2-м и 3-м отверстии на вдох.

Как вы можете заметить, вариантов много, а нот, которые действительно будут звучать негармонично, на удивление мало в стандартной 12-тактовой последовательности вроде этой. Единственным по-настоящему недопустимым действием будет взятие чистой ноты B на 3-м и 7-м отверстии на выдох во время звучания IV аккорда (C7/9) – это будет звучать плохо! Вам действительно необходимо научиться брать бенд на полтона (здесь – Bb) если вы хотите использовать 3-е отверстие на вдох. Кроме того, Bb будет звучать также хорошо на I аккорд блюзового лада, так что вы можете упростить ситуацию постоянной игрой бенда на полутон на 3-м отверстии, что многие блюзовые музыканты и делают. В некоторых случаях игры во 2-й позиции я играю на 3-м отверстии на вдох в промежутке между бендом на полутон и обычной нотой во время звучания I аккорда. Часто я беру чистый бенд, и плавно перехожу к точке чуть ниже чистой ноты, передвигаясь между минорной и мажорной третьей ступенью.

Может быть ошибочным пытаться слишком близко следовать за аккордовой последовательностью, просто играя ноты или гаммы аккордов, так как это имеет тенденцию к высокопарному и неестественному звучанию. Обычно вам лучше пытаться построить ладовые фразы, используя блюзовый или миксолидийский лад в тональности песни, и применяя на практике ваши знания о конструкции аккордов для того, чтобы развивать эти фразы и избегать взятия неподходящих нот.

Одним из самых чарующих моментов импровизации является познание того, как использовать различные способы связки любой заданной ноты с различными аккордами последовательности. Играя одну и ту же ноту на разные аккорды, вы можете создать ощущение движения, в действительности не делая ровным счетом ничего, потому что гармоническая связь между нотой и аккордом изменяется. В 12-ти тактовом блюзе, упомянутом выше, типичным примером этого будет игра ноты G на вдохе на 2-м отверстии не только на I аккорд (G7/9), но также и на IV аккорд (C7/9), при этом меняя свою гармоническую роль с ключевой ноты (тоники) до пятой ступени. Вы играете одну и ту же ноту, но она звучит по-разному! Как вы можете видеть на схеме ниже, все ладовые ноты в каждой отдельной тональности играют различные роли в различных аккордах, относящихся к данной тональности. Пробегитесь по ним глазами, чтобы найти ноты, которые вы можете играть на несколько различных аккордов, и поэкспериментируйте с этим, чтобы услышать, как они звучат. Ниже показаны I-VI аккорды в тональности G; порядок нот в каждом аккорде всегда таков: ключевая нота (тоника) – третья – пятая – седьмая – девятая ступени.

Альтернативные минорные версии I и V аккордов указывают мне на возможности для импровизации в блюзовом ладе – вы можете играть минорные третьи ступени Bb и F на I и V аккорды, даже если аккомпаниатор играет их как обычные 7/9 мажорные аккорды. Альтернативные мажорные версии II, III и IV аккордов обычно используются в блюзе и джазе; опять же, только третья ступень каждого аккорда подвергается изменению.

В завершении хочу сказать, что вся эта информация сама по себе не сделает вас лучшими музыкантами, но может помочь вам понять связь между нотами и аккордами на гармошке. Ничто не сможет придать вашей игре глубины и яркости за исключением выхода наружу и игры, игры, игры! Чувство должно быть живым, вы не можете обучиться ему по книгам, или по другим учебным источникам. Если эти подсказки могут послужить вам руководством, когда вы выходите наружу и играете, – что ж, тем лучше.

Источник

Что значит обыгрывать аккорд

Использование любых интервалов в аккомпанементе или импровизации всегда привносит в игру музыканта интересную звуковую окраску, а особенно колоритно звучат широкие интервалы – сексты и септимы. В настоящем очерке мы поговорим о применении секст для гармонического и мелодического обыгрывания разных по типу аккордов. Итак, всё по порядку.

Сначала посмотрим, как строится мажорная гамма аккордами, например, в тональности фа мажор (пример 1).

Как видно в примере 1, на первой, четвёртой и пятой ступенях мажорного лада строятся мажорные аккорды; на второй, третьей и шестой – минорные аккорды; на седьмой ступени лада строится минорный септаккорд с пониженной квинтой (полууменьшенный септаккорд).

Теперь, сыграем эту же мажорную гамму только одними трезвучиями, расположенными на первых трёх струнах (пример 2).

Убрав в трезвучиях примера 2 средний голос, находящийся на второй струне, мы получим движение вдоль грифа интервалов сексты (пример 3).

Следует заметить, проиграв сексты по гамме, они по очереди затрагивают все ноты обыгрываемого аккорда (в данном случае фа-мажорного). При этом не теряется ни одна аккордовая нота, включая аккордовые (диатонические) надстройки – всё на месте, только это происходит постепенно.

Теперь, для того чтобы сыграть сексты на 2-й и 4-й струнах, необходимо построить мажорную гамму не обычными аккордами, а септаккордами. В этом случае получится сочетание аккордов, приведённых в примере 4.

Fmaj7 — Gm7 — Am7 — Bbmaj7 — C7 — Dm7 — Em7b5 — Fmaj7

Если в аппликатурных формах аккордов примера 4 не играть ноту, расположенную на шестой струне, то получится сочетание трезвучий на 2-й, 3-й и 4-й струнах (пример 5), а, убрав из этих трезвучий средний голос, расположенный на третьей струне, образуем движение вдоль грифа интервалов сексты.

Рассмотренные выше варианты аппликатурного построения секст на 1 – 3-й и на 2 – 4-й струнах – являются наиболее применимыми на практике. Можно сыграть сексты и на других струнах, скажем на 4-й и 6-й, но они используются значительно реже, так как звучат в этом диапазоне гитары не очень выразительно.

Далее рассмотрим типы аккордов, для которых интервалы сексты применяются наиболее часто, обыгрывая их гармонически и мелодически. Известно, что от каждой ступени диатонического звукоряда строится определённый лад. В элементарной теории музыки эти лады именуются ладами народной музыки: ионийский (натуральный мажор), дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский (натуральный минор) и локрийский. Теоретически интервалы сексты, построенные в мажорном ладу, могут обыгрывать любой из аккордов, входящих в эту гамму, но как показывает личный опыт и опыт моих коллег, сексты лучше всего звучат только для четырёх аккордов приведённых ниже:

1) Мажорные аккорды, которые располагаются на первой и четвёртой ступенях мажорного лада. В этом случае будет два варианта обыгрывания мажорных аккордов секстами – в ионийском (натуральном) ладу и лидийском ладу (повышена 4-я ступень).

1) Минорный аккорд, расположенный на второй ступени мажорного лада. В этом случае сексты будут строиться в дорийском ладу (повышена 6-я ступень).

3) Доминантсептаккорд, расположенный на пятой ступени мажорного лада. Для него сексты будут строиться по миксолидийском ладу (понижена 7-я ступень).

4) Полууменьшенный аккорд, расположенный на седьмой ступени мажорного лада. Для его обыгрывания сексты будут строиться в локрийском ладу (пониженные 2-я и 5-я ступени).

При гармоническом заполнении сексты можно использовать так: брать сразу не аккорд, а сексты. А при мелодическом – в левой руке ничего не меняется, а правая рука извлекает звуки поочередно. Для тех кто играет медиатором, можно рекомендовать следующую аппликатуру: нижний звук интервала извлекается медиатором, а верхний звук – средним пальцем правой руки. Некоторые гитаристы предпочитают извлекать верхний звук безымянным пальцем. Запомнить следует сначала глазами. Затем пальцами проигрывайте эту цепочку интервалов как вверх, так и вниз. В начале и в конце интервальной цепочки обязательно берите «ключевой» аккорд.

Вариант гармонического обыгрывания аккордов Fmaj7, Gm7, C7, Em7b5 приведён в примере 7. Вариант мелодического обыгрывания аккордов Fmaj7, Gm7, C7, Em7b5 показан в примере 8.

Запомните эти аппликатурные модели, а затем транспонируйте их в различные позиции, не забывая при этом в начале и в конце брать «ключевой» аккорд. Учить эти примеры желательно в ритме, обыгрывая какой-либо аккорд интервалами по четыре четверти, как бы играя аккомпанемент – на каждую четверть по одному разу интервал, потом по два раза каждый интервал. Очень хорошо звучит, когда внедряешь сексты между аккомпанирующими аккордами.

Экспериментируйте с приведённым материалом всеми возможными способами. Желаю успеха!

Источник

Что значит обыгрывать аккорд

В сегодняшнем занятии мы разберем, пожалуй, одну из самых важных тем. Это ладовая относительность.

Рано или поздно многие музыканты задают себе вопрос: надо ли изучать лады, если можно прекрасно сочинять и играть свою музыку используя только пентатонику? Причем пентатонику можно играть и на прогрессии аккордов, в чем мы убедились в одном из предыдущих уроков. Я не хочу навязать свое мнение. Скажу лишь одно, если Вы хотите полностью контролировать музыкальную ситуацию, то понимание ладов и их взаимосвязи друг с другом — необходимая вещь, в чем, я очень надеюсь, Вы убедитесь, проработав этот урок. Совсем не обязательно всегда использовать этот подход. Он является лишь одним из серии приемов, которые используют в своей игре музыканты.

Система ладов зародилась несколько веков назад. Все это время она видоизменялась тем или иным образом, и дошла до нашего времени, превратившись в очень мощный инструмент для создания музыки.

Сегодня мы разберем 7 ладов. Точнее не разберем их, а постоим самостоятельно, используя ноты лишь минорной гаммы.

Самое время сейчас вспомнить второй урок из цикла, который назывался «Элементарные прогрессии». В нем были рассмотрены 2 прогрессии, которые были построены, как в последствии мы разобрались, по ля-минорной аккордовой гамме. В уроке было предложено несколько фраз, которые мы играли поверх прогрессии, в каждом такте на новый аккорд. На разные аккорды фразы звучали по-разному. Почему это происходит? Давайте попробуем разобраться.

Для начала давайте разберем несколько примеров, которые в дальнейшем помогут лучше усвоить материал. Вот что мы будем делать. Мы сыграем ля-минорную гамму несколько раз. Причем каждый раз от новой ноты, т.е. сначала от 1-й ступени, затем от 2-й, от 3-й и т.д.

Итак, начнем с 1-й ступени:


Звуковой файл

Теперь сыграем ля-минор, начав исполнять его от 2-й ступени:


Звуковой файл

Думаю, Вы поняли систему и 5 остальных примеров Вы, не затрудняясь, сможете построить самостоятельно, но на всякий случай я приведу их аппликатуры.

Примеры 1-3, 1-4, 1-5, 1-6, 1-7:


Звуковой файл 1-3
Звуковой файл 1-4
Звуковой файл 1-5
Звуковой файл 1-6
Звуковой файл 1-7

У нас имеется 7 фраз. Точнее это не совсем фразы, а фрагменты ля-минорной гаммы. Теперь давайте проделаем следующее. Попробуем сыграть все эти примеры поверх аккордовой гаммы, которую мы разобрали в одном из предыдущих уроков, а конкретнее, поверх ля-минорной аккордовой гаммы. Напомню гамму, которая у нас будет использоваться как прогрессия. Она полностью повторяет ля-минорную аккордовую гамму, каждый аккорд в ней длится ровно 1 такт и выглядит она следующим образом: Am, Bdim, C, Dm, Em, F, G. Если Вы внимательно посмотрите, то в прогрессии ровно 7 аккордов, а у нас в запасе имеется ровно 7 фраз. Давайте попробуем объединить все это таким образом, что на 1-й аккорд (Am) мы будем играть пример 1a, на 2-й (Bdim) — пример 1b и т.д.


Звуковой файл

Чтобы вы смогли исполнить пример самостоятельно, я предлагаю Вам воспользоваться файлом, в котором записан только аккомпанемент.

На самом деле, Вы сейчас сделали ни что иное, как исполнили 7 различных ладов. Почему это произошло? Ведь мы исполнили лишь фрагменты ля-минорной гаммы, т.е. мы исполнили одну гамму. А произошло это потому, что мы исполняли гамму ля-минор, начиная от разных ступеней. В первом такте мы действительно исполняли ля-минор, и эта гамма соответствует аккорду 1-й ступени, т.е. аккорду ля-минор. А во втором такте сменился аккорд. Теперь это аккорд второй ступени — ля-уменьшенный и на него мы исполняем все тот же ля-минор, но считаем первой ступенью новой гаммы — вторую ля-минора, т.е. ноту си. И если Вы посмотрите на второй такт относительно нового центра, т.е. ноты си, то Вы увидите, что получилась совсем новая гамма, в корне отличная от ля-минора. В третьем такте то же самое, но первой ступенью считаем третью и т.д. в последующих тактах.

В этом и заключается принцип ладовой относительности. Мы играем одну гамму на прогрессию аккордов, а в результате получаем несколько за счет смены аккордов. Большинство музыкантов пользуются именно таким принципом, при игре думают только об одной гамме. Я же считаю, что это не позволяет полностью контролировать музыкальную ситуацию. Например, Вы играете в тональности ля-минор ля-минорную гамму на аккорд 4-й ступени, т.е. аккорд ре-минор. Но ведь Вы мыслите ля-минорной гаммой, следовательно, исполняете свои пассажи, в которых главный акцент делается на сильные ступени ля-минора (имеется в виду тоника(1), терция(3) и квинта(5)). Но ведь в аккорде ре-минор сильными ступенями являются ноты ре, фа и ля, а в аккорде ля-минор — это ноты ля, до, ми. Это значит, что пассаж будет звучать менее уверенно, чем, если бы Вы думали о новой гамме с новыми сильными и слабыми нотами. Соответственно, я предлагаю всегда при смене аккорда мысленно переходить к новой гамме, которая ему соответствует. Конечно, в результате Вы будете исполнять туже гамму, но при игре думать о другой.

Для того чтобы более подробно разобрать принцип действия ладовой относительности я предлагаю разобрать лады, которые у нас получились из ля-минора, а также их аппликатуры. Здесь мы встретим три уже знакомым нам по уроку «пентатоника и ее производные» гаммы, но посмотрим на них уже немного по другому.

Рассмотрим наиболее удобные для исполнения аппликатуры ладов и их наименования. Следующие 7 примеров по своему звучанию аналогичны примерам серии 1.

  • красный цвет — тоника гаммы;
  • синий цвет — терция;
  • желтый цвет — квинта;

Пример 3-1: Эолийский Лад (Am)


Пример 3-2: Локрийсикй Лад (Bdim)


Пример 3-3: Ионийский Лад (C)


Пример 3-4: Дорийский Лад (Dm)


Пример 3-5: Фригийский Лад (Em)


Пример 3-6: Лидийский Лад (F)


Пример 3-7: Миксолидийский Лад (G)


Если Вы внимательно посмотрите на примеры, которые только что разобрали, то Вы увидите, что по своему звучанию они идентичны примерам серии 1. Отличие состоит лишь в том, что в этих примерах используются наиболее удобные для исполнения аппликатуры. Особое внимание уделите нотам, которые обозначены красным, синим и желтым цветом. Это ноты, из которых состоит арпеджио обыгрываемого аккорда, т.е. ноты из которых состоит аккорд. Вспомните урок про аккордовые гаммы, и все станет предельно ясно.

В предыдущих примерах мы встретили несколько уже знакомых нам ладов. Это эолийский, дорийский и фригийский. И если раньше я предлагал играть все эти гаммы на минорный аккорд, то теперь при игре надо думать о каком именно минорном аккорде (аккорде какой ступени) идет речь и использовать соответствующую гамму. Например. Если прогрессия пьесы написана в тональности ля-минор и у нас звучит аккорд ми-минор, то его надо обыгрывать при помощи фригийского лада (пример 3-5). Это касается и других ладов. Если звучит аккорд фа-мажор, то его надо обыгрывать при помощи лидийского лада (пример 3-6).

На мой взгляд, самым лучшим является такой способ обыгрывания аккордов. Это способ, при котором главное внимание в пассажах сконцентрировано на арпеджио аккорда, т.е. думать при игре надо об арпеджио, а все остальные диатонические ноты лада (диатонические ноты лада — это ноты из которых состоит гамма) рассматривать как вспомогательные. Для того чтобы лучше усвоить это, Вам необходимо знать аппликатуры арпеджио всех ладов. Я рекомендую построить их самостоятельно. Сделать это можно, посмотрев на рисунки с аппликатурами и сыграв при этом только ноты, которые выделены красным, синим и желтым цветом. На всякий случай я приведу ноты и аппликатуры.

Пример 4: Арпеджио аккордов.


Акценты в пассажах нужно делать на нотах арпеджио аккорда. Это тоника, терция и квинта. На рисунках с ладами они обозначены красным, синим и желтым цветом. Например, при обыгрывании соль-мажора при помощи миксолидийского лада акценты должны быть на нотах соль, си, ре.

Обратите внимание, что, не смотря на то, что на каждый аккорд звучит свой уникальный лад, арпеджио аккордов одного типа идентичны, т.е. арпеджио Am = Dm = Em; арпеджио C = F = G. У них одинаковые аппликатуры. Единственное отличие в том, что они исполняются от разных ладов на грифе гитары. На самом деле при игре нужно уметь играть арпеджио и лады не только в рамках одного бокса, как было рассмотрено (в уроке рассмотрен вариант с тоникой на 6-й струне), а в любой игровой зоне грифа.

Попробую проиллюстрировать предложенный метод. Возьмем, к примеру, уже знакомую нам прогрессию: Am, G, F, Em, но исполним ее в тональности си-минор. Это значит, что все аккорды и гаммы будут исполняться на тон выше (2 лада). Прогрессия будет иметь следующий вид: Bm, A, G, F#m.

Аккорд Bm я обыграю при помощи эолийского лада, A — миксолидийского, G — лидийского и F#m — дорийского.

В первом примере аккорды обыгрываются при помощи арпеджио.


Звуковой файл

Теперь, исполним на каждый аккорд гамму, которая ему соответствует.


Звуковой файл

На практике такое обыгрывание аккордов (при помощи только гаммы или арпеджио) используется очень редко. Как правило, эти два приема комбинируются между собой.

Используя материал этого урока, попробуйте обыграть другие прогрессии (например, 2-ю прогрессию из 2-го урока).

Надеюсь, Вы поняли, о чем идет речь. Стоит сказать, что этот урок не позволяет полностью усвоить материал и использовать его в игре. Для того чтобы Вы могли свободно пользоваться этим приемом, Вам следует пополнять свой словарный запас, причем, фразами для разных типов аккордов.

Источник

Оцените статью