Что значит перечеркнутая нота перед нотой

Что значит перечеркнутая нота перед нотой

Сокращение нотного письма

Как расшифровать дополнительные знаки, которые часто встречаются в нотах?
В нотном письме используются специальные обозначения, сокращающие нотную запись произведения. В результате, помимо сокращения записи, облегчается еще и чтение нот.
Есть знаки сокращения, которые указывают на различные повторы: внутри такта, нескольких тактов, некоторой части произведения.
Используются сокращенные обозначения, обязывающие исполнять написанное на одну или две октавы выше или ниже.
Мы рассмотрим некоторые способы сокращения нотной записи, а именно:

Реприза указывает на необходимость повтора части произведения, либо всего произведения. Посмотрите на рисунок:

Рисунок 1-1. Пример репризы

На рисунке вы видите два знака репризы, они обведены красными прямоугольниками. Между этими знаками заключена часть произведения, которую необходимо повторить. Знаки «смотрят» точками друг на друга.
Если необходимо повторить только один такт (даже несколько раз), можно использовать следующий знак (похож на знак процента):


Рисунок 1-2. Повтор целого такта

Поскольку мы в обоих примерах рассматриваем повтор одного такта, то обе записи играются следующим образом:


Рисунок 1-3. Нотная запись без сокращения

т.е. 2 раза — одно и то же. На рисунке 1-1 повтор даёт реприза, на рисунке 1-2 — знак «процента». Важно понять, что знак «процента» дублирует только один такт, а реприза может охватывать сколь угодно большую часть произведения (даже все произведение). Ни один знак повтора не может указать повтор какой-то части такта — только весь такт целиком.
Если повтор обозначен репризой, но концовки повтора разные, то ставят скобки с цифрами, которые указывают, что при первом повторе играть этот такт, при втором — этот и т.д. Скобки называются «вольтами». Первая вольта, вторая и т.д..
Рассмотрим пример с репризой и двумя вольтами:


Рисунок 1-4. Пример с репризой и вольтами

Как играть этот пример? Сейчас разберёмся. Тут всё просто. Реприза охватывает такты 1 и 2. Над 2-м тактом стоит вольта с цифрой 1: этот такт играем при первом проходе. Над тактом 3 стоит вольта с номером 2 (она уже вне пределов репризы, так и должно быть): этот такт мы играем при втором проходе репризы вместо такта 2 (над ним вольта № 1).
Таким образом, мы играем такты в следующей последовательности: такт 1, такт 2, такт 1, такт 3. Послушайте мелодию. Во время прослушивания следите по нотам.

Итоги.
Вы познакомились с двумя вариантами сокращения нотного письма: репризой и знаком «процента». Реприза может охватывать сколь угодно большую часть произведения, а символ «процента» повторяет только 1 такт.

2. Повторы внутри такта.

Повтор мелодической фигуры.
Если в пределах одного такта используется одна и та же мелодическая фигура, то такой такт может быть записан следующим образом:


Рисунок 2-1. Повтор мелодической фигуры

Т.е. вначале такта указана мелодическая фигура, а дальше вместо того, чтобы ещё 3 раза перерисовать эту фигуру, просто флажками 3 раза указано на необходимость повтора. В итоге вы фактически играете следующее:


Рисунок 2-2. Исполнение мелодической фигуры

Согласитесь, сокращённая запись проще читается! Обратите внимание: в нашей фигуре у каждой ноты по два флажка (шестнадцатые ноты). Именно поэтому в знаках повтора по две черты.

Повтор ноты.
Повтор одной ноты или аккорда обозначается аналогичным образом. Рассмотрим такой пример:


Рисунок 2-3. Повтор одной ноты

Звучит эта запись, как вы, наверное, уже догадались, следующим образом:

Рисунок 2-4. Исполнение

Тремоло.
Быстрое, равномерное, многократное повторение двух звуков называют словом тремоло. На рисунке 3-1 показано звучание тремоло, чередуются две ноты: «до» и «си»:


Рисунок 2-5. Пример звучания тремоло

Сокращённо это тремоло будет выглядеть следующим образом:


Рисунок 2-6. Запись тремоло

Как вы видите, принцип везде одинаков: указывается одна или две (как в тремоло) ноты, длительность которых равна сумме реально исполняемых нот. Штрихами на штиле ноты указывается количество флажков нот, которые нужно сыграть.
В наших примерах мы повторяем звучание только одиночной ноты, но вы также можете встретить сокращения, подобные этому:


Рисунок 2-7. И это тоже тремоло

В рамках этой рубрики вы изучили различные повторы внутри такта.

3. Знаки переноса на октаву.

Если небольшая часть мелодии находится слишком низко или высоко для удобного написания и чтения то поступают следующим образом: мелодию пишут так, чтобы она была на основных линиях нотного стана. Однако при этом указывают, что играть надо на октаву выше (или ниже). Как это делается, рассмотрим на рисунках:


Рисунок 3-1. 8va обязывает играть на октаву выше

Обратите внимание: над нотами сверху написано 8va, а также пунктиром выделена часть нот. Все ноты под пунктиром, начиная от 8va, играют на октаву выше написанного. Т.е. то, что изображено на рисунке, следует играть вот так:


Рисунок 3-2. Исполнение

Теперь рассмотрим пример, когда используются низкие ноты. Взгляните на следующий рисунок (мелодия группы «Агата Кристи»):


Рисунок 3-3. Мелодия на дополнительных линиях

Эта часть мелодии написана на дополнительных линейках снизу. Воспользуемся обозначением «8vb», обозначив пунктиром те ноты, которые необходимо опустить на октаву (при этом на нотном стане ноты будут написаны выше реального звучания на октаву):


Рисунок 3-4. 8vb обязывает играть на октаву ниже

Запись стала компактнее и читается проще. Звучание же нот осталось прежним.
Важный момент: если вся мелодия звучит на низких нотах, то, конечно, под всем произведением никто не будет рисовать пунктир. В этом случае используется басовый ключ Фа. 8vb и 8va используются для сокращения записи только части произведения.
Есть ещё такой вариант. Вместо 8va и 8vb может быть написано только 8. В этом случае пунктир ставится над нотами, если играть нужно на октаву выше, и под нотами, если играть следует на октаву ниже.

Итоги.
В этой главе вы узнали о ещё одном виде сокращения нотного письма. 8va указывает играть на октаву выше написанного, а 8vb — на октаву ниже написанного.

4. Dal Segno, Da Coda.

Слова Dal Segno и Da Coda тоже используются для сокращения нотного письма. Они позволяют гибко организовать повторы частей музыкального произведения. Можно сказать, что это как дорожные знаки, организующие движение. Только не по дорогам, а по по партитуре.

Dal Segno.
Знак указывает место, с которого нужно будет начать повтор. Обратите внимание: знак только указывает место начала повтора, но сам повтор играть ещё рано. А обязывает начать играть повтор фраза «Dal Segno», часто сокращённая до «D.S.». После «D.S.» обычно следует указание, как играть повтор. Об этом — чуть ниже.
Другими словами: исполняете произведение, встречаете знак и игнорируете его. После того, как Вы встретите фразу «D.S.» — начинаете играть со знака .
Как было сказано выше, фраза «D.S.» не только обязывает начать исполнение повтора (перейти к знаку ), но и указывает, как следует действовать дальше:
— фраза «D.S. al Fine» обозначает следующее: начать играть со знака до слова «Fine»;
— фраза «D.S. al Coda» обязывает вернуться к знаку и играть до фразы «Da Coda», после чего перейти к Коде (начать играть со знака ).

Coda.
Это финальная часть музыкального произведения. Обозначается она знаком . Понятие «Coda» довольно обширное, это отдельная тема. В рамках изучения нотного письма нам пока понадобится только знак коды: .

Пример 1. Использование «D.S. al Fine».

Давайте разберём в какой последовательности идут такты.
Такт 1. Содержит знак Segno (). С этого места мы начнём играть повтор. Однако, указаний на повтор (фразы «D.S. «) мы ещё не встретили (эта фраза будет во втором такте), поэтому знак игнорируем.
Также в первом такте видим фразу «Da Coda». Означает она следующее: когда будем играть повтор, нужно будет с этой фразы перейти на Коду (). Тоже игнорируем, поскольку повтор ещё не начался.
Таким образом, мы играем Такт №1 так, как будто нет никаких знаков:

Такт 2. В конце такта мы видим фразу «D.S. al Coda». Означает она следующее: необходимо начать повтор (со знака ) и играть до фразы «Da Coda», после чего перейти к Коде ().
Таким образом мы полностью играем Такт № 2 (рыжим цветом обозначен только что пройденный этап):

. а затем, следуя указанию «D.S. al Coda», переходим к знаку — это Такт № 1:

Такт 1. Внимание: здесь снова играем Такт № 1, но это уже — повтор! Поскольку мы ушли на повтор с фразы «D.S. al Coda», то и играем до указания перейти на Коду «Da Coda» (чтобы не перегружать рисунок, мы стёрли «старые» стрелки):

В конце Такта № 1 встречаем фразу «Da Coda» — мы обязаны перейти к Коде ():
Такт 3. И теперь уже играем от знака Коды () до конца:

Результат. Таким образом, мы получили следующую последовательность тактов: Такт 1, Такт 2, Такт 1, Такт 3.
Уточнение насчёт Coda. Ещё раз уточним, что термин «Coda» носит более глубокий смысл, нежели показан в примере. Coda — завершающая часть произведения. Coda не учитывается, когда Вы, разбирая произведение, определяете его построение.
В рамках данной статьи мы рассматривали сокращение нотной записи, поэтому на понятии Coda подробно не останавливались, а использовали только её обозначение: .

Итог.
Вы узнали множество полезных знаков сокращения нотного письма. Эти знания очень пригодятся вам в будущем.

Источник

Нотное письмо

Нотное письмо — общепринятая система записи звуков в виде специальных знаков (нот) на нотном стане.

Нотное письмо является универсальным языком общения музыкантов всего мира, помогает запечатлеть собственные сочинения и, конечно же, прикоснуться к культурному наследию многовековой музыкальной истории.

Как невозможно нарисовать картину без холста, так и нотное письмо невозможно без нотного стана.

Нотный стан

Нотный стан — представляет собой пять параллельных горизонтальных линий, на которые наносятся: ноты (1), паузы (2), знаки альтерации (3), ключи (4), размеры (5), такты (6) и т.д. Нотный стан может иметь по пять нижних (7) и верхних (8) добавочных линий.

Нота — специальный знак на нотном стане характеризующий высоту звука и его длительность, имеет вид: овала, овала со штилем, закрашенного овала со штилем и флажком. Все это указывает на длительность звучания ноты: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая.

Существуют так же знаки увеличения длительности ноты: точка, две точки, фермата, лига. Одна точка — увеличение длительности ноты на ее половину основной длительности. Две точки — увеличение длительности ноты на половину плюс на четверть от основной длительности. Лига — связывает ноты одинаковой высоты, обозначается дугообразной линией.Фермата — указывает на «неограниченную» длительность ноты (в разумных пределах), изображается небольшим полукругом с точкой.

Пауза

Пауза — специальное обозначение, на нотном стане, указывающее на отсутствие звучания инструмента. Подобно нотам пауза имеет свою продолжительность и знаки корректировки длительности. Пауза бывает: целая (длинною в такт), половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая.

Звукоряд. Тон. Полутон

Прежде чем продолжить, внесем ясность в понятия: звукоряд, тон, полутон.

Помимо длительности, каждая нота в звукоряде имеет свое название и место (ступень). Расстояние между нотами определяется тоном или полутоном. Один звукоряд (октава) содержит 12 звуков (7 нот): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Октава
До До# Ре Ре# Ми Фа Фа# Соль Соль# Ля Ля# Си
До Ре Ми Фа Соль Ля Си
Полутон
Тон

Знаки альтерации

Альтерация — специальный знак, на нотном стане, указывающий на повышение или понижение звучания ноты на полутон (тон). Существует пять знаков альтерации: диез — повышение на полутон; дубль-диез — повышение на тон; бемоль — понижение на полутон; дубль-бемоль — понижение на тон; бекар — отмена знаков альтерации.

Ключ — специальный знак, облегчающий чтение нот на нотном стане, указывающий на определенную ноту, от которой ведется отсчет других нотных знаков музыкального произведения. В нотном письме различают три основных ключа:скрипичныйСоль, басовыйФа, альтовыйДо.

Такт. Размер. Ритм. Темп. Динамические оттенки

Такт — область на нотном стане между двумя вертикальными линиями. Затакт — неполный такт, при этом последний такт так же может быть не полным.

Размер — количество сильных и слабых долей образующих такт. Доля бывает: сильная и слабая. Сильная доля — наиболее акцентируемая нота при игре. Слабая доля — менее акцентируемая нота соответственно.

Размеры подразделяются на простые и сложные. Простой размер: 2/4, 3/4, 4/4. Сложный размер, как правило, составной из двух одинаковых или разных простых размеров: 6/8 + 6/8 = 12/8.

Ноты, поделенные на такты с указанием размера, не могут передать настроение музыкального произведения без ритмического рисунка, темпа исполнения с его динамической окраской и динамического оттенка звучания. В нотном письме, учтен и этот момент.

Ритм — последовательность нот объединенных в ритмические группы на основе их длительности. Основными делениями являются: целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые ноты и т.д. Альтернативные виды деления: дуоль, квартоль, триоль, квинтоль, секстоль, септоль. При делении на несколько частей, полученные длительности занимают равномерное суммарное время звучания исходной ноты.

Темп — скорость исполнения музыкального произведения. Как правило, темпы делят на три группы: медленные,умеренные, быстрые.

Медленные темпы Умеренные темпы Быстрые темпы
Итальянский Русский Итальянский Русский Итальянский Русский
Largo Широко Andante Спокойно, не спеша Allegro Скоро
Lento Протяжно Andantino Чуть подвижнее, чем Andante Vivo Живо
Adagio Медленно Moderato Умеренно Vivace Живо
Grave Тяжело Sostenuto Сдержанно Presto Быстро
Allegretto Оживлённо Prestissimo Очень быстро
Allegro moderato Умеренно скоро

Динамические оттенки темпа — указывают на замедление или ускорение темпа игры.

Оттенки движения Динамические оттенки движения Другие обозначения
Итальянский Русский Итальянский Русский Итальянский Русский
Molto Очень Ritenuto Сдерживая a tempo в темпе
Assai Весьма Ritardando Запаздывая tempo primo вернуться в первоначальный темп
Con moto С подвижностью Allargando Расширяя tempo I первоначальный темп
Commodo Удобно Rallentando Замедляя I’istesso В том же темпе
Non troppo Не слишком Accelerando Ускоряя
Non tanto Не столь Animando Воодушевляя
Meno mosso Менее подвижно Stringendo Ускоряя
Più mosso Более подвижно Stretto Сжато
Sempre Всё время

Динамический оттенок — уровень громкости исполнения музыкального произведения или его части.

Постоянная громкость Изменение громкости Смена громкости
Итальянский Сокращение Русский Итальянский Русский Итальянский Русский
fortissimo ff Очень громко crescendo Усиливая più forte Более громко
forte f Громко poco a poco crescendo Мало-помалу усиливая meno forte Менее громко
mezzo forte mf Средняя громкость diminuendo Стихая sforzando (sf) Резкое ударение звуков
mezzo piano mp Средне-тихо poco a poco diminuendo Мало-помалу стихая
piano p Тихо smorzando Замирая
pianissimo pp Очень тихо morendo Замирая

Мелизмы

Мелизмы — вспомогательные ноты, служащие украшением основной ноты, исполняются за счет длительности предыдущих нот и, как правило, расположены в диапазоне секунды . К мелизмам относятся: форшлаг (короткий, длинный), мордент,трель, группетто.

Форшлаг — короткий звук, исполняемый пред основной нотой, одиночный или состоящий из нескольких звуков.Одиночный форшлаг — маленький знак восьмой ноты с перечеркнутым флажком. Для обозначения форшлага состоящего из нескольких нот используют маленькие шестнадцатые ноты без перечеркнутых флажков.

Форшлаг бывает:

  • короткий — быстрые нотки, которые исполняются за счет длительности предыдущих нот перед основной украшаемой нотой;
  • длинный — исполняется за счет длительности украшаемой ноты и имеет половину её длительности, основная нота при этом уменьшается по длительности в половину.

Мордент — мелизм, состоящий из трех нот: 1 — основная нота, совпадающей с украшаемой нотой; 2 — вспомогательная нота, отличается на секунду, 3 — основная нота, совпадает с изначальной нотой. Мордент бывает одиночный и двойной.

Трель — быстрое чередование двух соседних нот, основной и вспомогательной, как правило, находящейся на ступень выше.

Группетто — быстрое исполнение нот в определенной последовательности, как правило, на расстоянии секунды, замыкая игру конечной нотой обозначения.

Сокращенное нотное письмо

Сокращенное нотное письмо, упрощает чтение нот, особенно если используется большое число повторений одинаковых тактов с небольшими вариациями.

Реприза — повторение тактов. При этом если часть тактов изменяется, то используется вольта с цифрой, которая соответствует циклу повторения.

Segno, специальная отметка, используемая с аббревиатурой Dal segno.

Coda, окончание произведения, используется вместе с аббревиатурами D.S. и D.C.

Da capo, указывает на переход в начало музыкального произведения, обычно используется с пояснением: al fine — до конца или al coda — до знака «кода».

Dal segno, переход к знаку «Segno«, так же используется: al fine — до конца, al coda — до знака «кода».

— знак используется, если необходимо повторить один или несколько тактов.

— знак применяют для повторения мелодической фигуры в такте.

Для повторения ноты или аккорда используется следующая запись:

Тремоло — быстрое, равномерное, чередование двух звуков или созвучий:

Для удвоения ноты в октаву пишут цифру 8 — это значит, что к основной ноте необходимо добавить аналогичную ноту, звучащую на октаву выше:

Если необходимо играть ноты на октаву выше используется запись (8va —————¬), для игры на октаву ниже(8vb —————¬). Естественно исполняются только те ноты, над которыми проходит пунктирная линия. Если необходимо играть ноты на 2 октавы выше или ниже используется запись (15ma —-¬ или 15mb ——¬).

Приемы игры

Приемы игры — специальные методы исполнения нотной записи: легато, стаккато, арпеджио и глиссандо.

Легато — подразумевает под собой связное исполнение нотной записи, звучание нот согласовано и перетекает из одной в другую, обозначается специальной линией в виде дуги.

Стаккато — короткое отрывистое исполнение нот, указывается точкой над или под нотой. Стаккатиссимо — наиболее острое отрывистое исполнение нот, обозначается перевернутым треугольником.

Арпеджиато — быстрое исполнение нот аккорда снизу вверх или в обратном порядке, обозначается вертикальной волнистой линией.

Глиссандо, слайд — прием скольжения от одной ноты к другой.

Источник

Оцените статью