Что значит петь мимо нот

Как научиться попадать в ноты при пении?

от Anna Lev | Мар 16, 2018 | Блог

Многие вокальные школы делают упор именно на постановку голоса, тогда как для того, чтобы начать красиво петь, необходимо в первую очередь развить слух. Ведь как бы не был хорошо поставлен голос, если человек поёт мимо нот, это будет лажей и мучением для слушателей. Красота голоса уже не будет иметь никакого значения.

Чтобы научиться попадать в ноты, в первую очередь, необходимо понять, что научиться этому возможно. Это как учиться танцевать, говорить на иностранном языке или водить машину.

Во-вторых, самый эффективный способ достичь этой цели — это работать самостоятельно, используя клавишный инструмент или он-лайн пианино.

Итак, сначала мы пропеваем ноту, любую комфортную. Можно это делать на звук «А»
Следующий шаг — мы ищем эту ноту на инструменте.
Опаньки, нашли!
И дальше от этой ноты мы сначала просто играем обычное трезвучие. От ноты ДО это будет ДО-МИ-СОЛЬ-МИ-ДО. Нам нужно найти на инструменте именно эту мелодию и сыграть её.
И дальше потихоньку начинаем одновременно играть и петь, в медленном темпе пропевая каждую ноту.
После того, как нам это удалось, играем и пропеваем эту же мелодию на полтона выше. И потихонечку идём дальше вверх до комфортной высоты.

Как понять, что мы всё делаем правильно?

Нам нужно уловить унисон. Унисон — это явление, когда два разных звука звучат на одинаковой высоте. Наша задача — научиться подстраивать свой голос под ноту, взятую на пианино или синтезаторе.
Из физики мы знаем, что есть такое явление как резонанс — два звука, сливаясь в один, усиливают свое звучание в два раза.
Тот момент, когда нам это удастся, невозможно будет ни с чем спутать.
Это очень приятный момент. Он будет ощущаться как неожиданное усиление громкости звука. Те, с кем это происходит впервые, могут быть даже ошарашены.

И дальше регулярные тренировки. Как только вы поймете, что попадаете в ноты, необходимо этот навык закрепить и начать можно чаще практиковать.

В этой статье я постаралась подвести вас к тому, что в формировании навыка попадать в ноты нет ничего сложного и нужна именно самостоятельная работа.
Желаю вам успехов!

Источник

Музыкальный слух

Как попадать в ноты?

Очень часто люди, начинающие обучаться вокалу, испытывают трудности в интонировании мелодии, то есть поют фальшиво, не попадая в ноты. На таких ставят крест и говорят, что медведь на ухо наступил или нет голоса и слуха. На самом деле голос не виноват, просто не хватает опыта и техники и необходимо развить музыкальный слух.

Раз уж мы заговорили о музыкальном слухе, надо понимать, что он бывает разным. Здесь идет речь о звуковысотном слухе, то есть о способности различать тоны по высоте, и о мелодическом слухе, как способности слышать изменение высоты звука в мелодии. Есть такое явление, как абсолютный слух. Это врожденная способность сразу определять ноту, не сравнивая ее с другими нотами. В вокале такой слух необязателен, а часто даже вреден, когда нужно спеть произведение на тон ниже или выше, например. Часть людей имеют такой природный звуковысотный слух, что могут петь интонационно чисто сразу. Другим приходится практиковаться, чтобы достигнуть такого же результата. Любой человек может натренироваться петь чисто, если у него нет серьезных заболеваний и тоновой глухоты.

Тоновая глухота – это снижение способности обнаруживать разницу в высоте тона. Также известна как асония.

На практике это означает, что человек с тоновой глухотой не сможет различить две разные ноты, сыгранные на фортепиано. Следовательно, и с пением у такого человека будут проблемы. К счастью, тоновая глухота встречается довольно редко (менее чем у 3% людей). Чтобы наверняка проверить восприятие своего слуха к тонам, можно пройти простой тест, например на сайте

t o n e d e a f t e s t . c o m

Здесь не требуются музыкальные знания, это проверка биологических способностей. На каждом вопросе вам предлагают два тона, и вам нужно ответить, разные они (different) или это одна и та же нота (same).

Кадр из фильма «Примадонна» 2016 года про оперную певицу Флоренс Фостер Дженкинс, которая пела очень своеобразно… Это прекрасный фильм, обязателен к просмотру для певцов.

Намного более частой причиной фальшивого пения является неспособность воспроизвести голосом нужную ноту. Проще говоря, вы можете слышать ноту, но не можете верно передать ее голосом. Именно это имеют в виду, когда говорят о попадании в ноту или о соответствии тону. Хорошая новость: этот навык можно развить. Для этого нужны простейшие вокальные упражнения. Для начала можно просто брать по одной ноте на фортепиано и повторять ее голосом. Лучше обратиться за помощью к педагогу, но можно использовать диктофон, мобильное приложение или тюнер для контроля.

Если у вас нет обычного тюнера, можно использовать онлайн тюнеры, например – t u n e r o n l i n e . r u или мобильное приложение. Обычно им настраивают гитары, но можно «настроить» и голос. Прибор дает обратную связь, показывает, правильно ли вы воспроизвели ноту. Чтобы помочь себе, нужно сначала услышать ноту в голове, про себя, спеть ее как бы мысленно, а потом вслух. Дисплей покажет, верно ли вы попали в тон или завышаете, или занижаете. Постепенно надо научиться обходиться без тюнера, выработать внутренний контроль. Так же сейчас есть много мобильных приложений для чистого пения, достаточно набрать в магазине приложений слова «sing in tune» или «sing on pitch».

Далее можно переходить к упражнениям на три ноты (до-ре-ми), ведь важно не только первый тон спеть чисто, а контролировать голос в мелодии. То есть на этом этапе нужно научиться воспроизводить последовательные ноты, в диапазоне до октавы. Далее по степени сложности пойдут интервалы от малых к большим. Это относительный слух, то есть умение соотносить, сравнивать новый звук с предыдущим другим. Если вы обучаетесь академическому вокалу, интервалы можно осваивать, например, по вокализам Ваккаи. Там все упражнения расположены от простого к сложному.

Постепенно интонирование выправится, выработается чувство тональности, гармонии. Выработается ладовый слух, то есть способность слышать тональности, тяготения, лады. Более того, вокальный аппарат сам запомнит место каждой ноты в диапазоне. Обученный певец может точно назвать ноту, спев ее голосом, потому что он четко знает, какую ноту и где он ощущает. Но это условие работает только при правильной постановке голоса. Без нее точной интонации практически не достичь.

Есть такое явление, как занижение или завышение, как говорят музыканты, буквально на четверть тона, «на волосок». Причиной такой фальши становятся именно изъяны в технике. Певец слышит ноты, может спеть мелодию, у него хороший слух, но он поет как будто чуть ниже или чуть выше тона. Опытные концертмейстеры сразу останавливают певца и исправляют его, не давая запоминать неправильные ощущения. Можно очень быстро привыкнуть к постоянному небольшому занижению тона, поэтому важно сразу исправляться. Путь исправления зависит от дефекта: кому-то надо просто открыть рот, кому-то поднять небную занавеску или направить звук выше.

Часто интонация плывет при повторении одной и той же ноты. На самом деле очень трудно петь фразы на одной ноте. При отсутствии контроля голос всегда будет стремиться вниз. Надо сознательно его удерживать, не давать упасть. Для этого можно мысленно представить, что каждая последующая нота чуть выше предыдущей.

Невольное завышение тона тоже встречается часто, например, когда еще не освоены верхние ноты. Певец еще не знает их расположение в своем аппарате и поет какую-то в общем высокую ноту, часто не попадая в цель. С развитием диапазона все ноты встанут на свои места. Бывает завышение тона из-за неправильного дыхания. Тогда говорят, что звук как бы оторван от земли, не имеет опоры, поэтому звучит чуть выше. В таком случае надо поставить звук на ноги, образно выражаясь, на якорь, то есть на хорошее дыхание. Тогда будет контроль и чистый тон.

Источник

«Слух есть, голос есть, но пою мимо нот». Что делать?

Время от времени встречается такой случай, когда у вокалиста голос мощный и красивый, но он не попадает в ноты (в разной степени). При этом он сам слышит, что не попадает, но исправить себя не может. Ситуация частая и абсолютно типичная.

Отсутствием слуха эта ситуация не может быть оправдана – разные голоса и интонации речи людей, инструменты и высоту тона мы все различаем великолепно.

Причина — в неразработанности мелких мышц , находящихся в гортани, которые просто не могут сработать так, чтобы выдать звук нужной высоты. Это можно сравнить тем, как спортсмен учится попадать в цель из лука. Вначале он будет стрелять очень мимо, но с большим количеством попыток точность увеличивается до абсолютной.

Суть процесса такова: мы слышим звук – даем себе команду его воспроизвести – а мышцы не могут, им не хватает гибкости. И мы начинаем обвинять себя в отсутствии слуха, вместо того, чтобы растянуть эти вокальные мышцы. То есть, когда мы учимся петь, мы постепенно «прокачиваем» определенный мышечный комплекс. Всё как в спорте!

Чем больше практики, тем более пластичными, послушными становятся вокальные мышцы и голосовые связки, и тем более точно мы попадаем в ноты. Это называется «улучшение координации между слухом и голосом». Сразу скажу – это дело не одного дня, это вопрос регулярной практики, но результат того стоит!

Бывает еще один частый случай, когда у одного ученика, в разном процентном соотношении комбинируются неразвитость голосового аппарата и отсутствие координации между слухом и голосом. То есть изначально и голос слабый, скрипучий, и в ноты ученик не попадает. Что делать?

Я дроблю эту комплексную задачу на мелкие блоки, поочерёдно работаю то над силой и пластичностью голоса то над улучшением качества интонации используя разные упражнения, техники и приемы. Постепенно отсекаются лишние зажимы, тренируются нужные мышцы и освобождается истинный голос – громкий и свободный.

У ученика, который стабильно, терпеливо и грамотно занимается, больше нет шанса сказать себе или другим, что у него «нет голоса»!

Источник

Что значит попадать в ноты?

Популярный вопрос у тех кто начинает познавать музыку)

Попадание в ноты для вокалиста — это основа ВСЕГО!

Для начала ответим на вопрос — что такое нота в музыке?

Нота — это точно определенная частота звука.

Значит, чтобы попасть в ноту , вам нужно своим голосом попасть в ту же частоту, что и выбранная нота

Звучит сложно, но вы быстро поймете.

А теперь подробнее:

Все мы знаем названия Нот в музыке — До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си — на этих нотах основывается вся существующая музыка. Значит и песни, которые мы все знаем, и то, что поет вокалист — это все ноты!

Партия вокалиста, как и любая другая мелодия — это совокупность нот, которые он пропевает в определенной последовательности.

Как понять попал ты в ноту или нет?

Некоторые люди изначально имеют предрасположенность к музыке и они неосознанно слышат и поют правильно. Остальным (как и когда то мне) приходится тренироваться .

Если вы попали в ноту которая играет, то звуки , как бы, сливаются воедино и вы ощущаете их резонацию. По ощущениям, для вас звук становится громче, чище и гармоничнее

Если у вас не получается сходу это почувствовать и услышать, то данный навык надо тренировать. Начинают чаще всего с распевок на музыкальном инструменте.

Подойдите к инструменту (например пианино) и сыграйте ноту До (или другую удобную вам — не начинайте с высоких нот — найдите удобное для вашего голоса звучание) :

А теперь попробуйте своим голосом повторить этот же звук. Можно мычать, или петь — главное почувствовать тот момент когда частоты совпадут. Вы обязательно это услышите!

Если получилось — то попробуйте перейти на другую ноту и так далее.

Со временем вы научитесь четко слышать попали ли вы или нет, а ваш голос будет быстрее подстраиваться под нужную ноту.

А Как тренироваться регулярно?

Для того существуют вокальные распевки. В интернете вы найдете их великое множество, но суть одна — необходимо проигрывать на музыкальном инструменте последовательности нот и параллельно их пропевать.

Занятие это не из легких, вам будет трудно и мутарно (особенно поначалу), но результат того стоит!

Вы начнете не только попадать в ноты играя их, но и сможете:

  • подстраиваться под любую мелодию
  • не фальшивить
  • разовьете так необходимый музыкальный слух
  • выработаете связь между слуховым и речевым аппаратом — это поможет вам петь ноты по памяти — без использования инструмента и не подстраиваясь

Источник

Фальшиво поёшь, не попадаешь в ноты — значит, нет слуха? Это неправда! Разрушаю главный музыкальный миф

Ещё на заре ведения своего блога я подняла эту животрепещущую тему. Я очень хотела разрушить устойчивый миф о том, что непопадание в ноты является признаком отсутствия музыкального слуха . Я написала несколько статей на эту тему.

А наибольший отклик, судя по комментаторской активности вызвала статья

Почитайте к ней комментарии, найдёте очень много разных бурных реакций.

Масса недоверчивых и откровенно негативных комментариев связана с тем, что человеку трудно принять такую идею: непопадание в ноты не связано с музыкальным слухом. Я по-разному пыталась донести эту идею, используя различные примеры, но встретилась с огромным скепсисом и даже сомнением в моих профессиональных способностях.

Я подумала, что же я не сказала самое простое и самое главное, чтобы убедить людей раз и навсегда, и однозначно закрыть эту тему?

Пример из жизни.

Даже не пример, а практическая статистика.

Так вот, господа, те кто не верит что фальшиво поющие люди обладают музыкальным слухом, вот вам моя повседневная реальность.

8 из 10ти людей приходящих ко мне на обучение вокалу, не попадают в ноты. Если бы я была в приёмной комиссии в советскую музыкалку, я бы была вынуждена их отсеять как профнепригодных, потому что они не демонстрируют наличие музыкальных способностей. Но так как мой класс, слава Богу, не советская музыкалка и я сама принимаю решения кого учить, я беру этих людей себе в студенты.

Нет, не чтобы тянуть с них деньги, зная, что у них нет слуха, но есть желание заниматься музыкой и давать ложную надежду.

Я им честно объясняю, что предстоит возможно долгая, возможно сложная и интенсивная работа, но в результате неё они точно будут попадать в ноты. В каждом конкретном случае я примерно могу даже сказать, сколько времени понадобится. Кому-то нужно два месяца, кому-то четыре, а кому-то целый год. Но я беру на себя ответственность за то, что по результатам этого времени они будут попадать в ноты на сто процентов.

И ученики попадают, часто даже быстрее чем я сама ожидаю!

Так, получается, если они в ноты они попадают, значит слух у них есть?

Да, он и есть и был на момент поступления на обучение. Просто иногда, чтобы он проявился требуется некоторое время, практические упражнения и сконцентрированность на процессе.

Так что если вы не попадаете в ноты, и вам говорят, что у вас нет слуха или плохой слух — знайте, что на практике это поправимо, это исправляется сравнительно легко и быстро. Интонирование (так по-вокальному называется процесс попадания в ноты) вычищается и прокачивается так же как и любая другая дисциплина, которой вы занимаетесь систематически.

Поэтому, если вы в ноты не попадаете — это не значит, что нужно ставить крест на своей мечте петь и выражать себя в творчестве через звук.

Это значит, что нужно просто пойти и развить этот навык.

А как у вас обстоят дела с вокальным прогрессом, развитием слуха и голоса?

Делитесь в комментариях! С радостью поучаствую в обсуждениях!

Кстати, у меня есть 3-4 места на скайп обучение. Чтобы узнать условия, пишите на почту указанную в шапке профиля. Условия очень гуманные. Повышение стоимости планируется с Нового года. Кто запишется до 01.01.2021, тому текущая стоимость будет сохранена на весь следующий год. Потому что я люблю вас и ваш голос.

Источник

Оцените статью