Аккорды sus, так называемые, «с задержанием». sus2 и sus4
Существуют аккорды sus2 и sus4.
Иногда можно встретить и такое обозначение: sus. Обозначение неверное, но, для справки, ставя sus, имеют в виду sus4.
2 и 4 — это соответствующие ступени (ноты) на которые в аккордах заменяется 3-я ступень (терция). Речь о трезвучных, септ, а также и других аккордах.
sus2 — замена терции на секунду и sus4 — на квинту.
Терция (здесь — один из звуков, нота аккорда) придаёт аккорду его ладовую тональность (мажор или минор).
Аккорды sus не содержат терцию и таким образом не относятся ни к мажору, ни к минору.
Однако при этом имеет место интересный момент — замена минорного аккорда на sus2, т.е. замена терции на другую ноту создаёт эффект усиления, подчёркивания минорного, невесёлого звучания. Аналогично при замене терции в мажорном аккорде получается полётное, объёмное звучание.
Ниже — схематичные изображения аккордов. Как читаются аппликатуры аккордов
Сравните, к примеру, аккорды D, Dm и Dsus2 : 2320ХХ, 1320ХХ и 0320ХХ. А также D7 и D7sus2 : 2120ХХ и 0120ХХ.
D (Ре мажор) | Dm (Ре минор) | Dsus2 (Ре сас 2) | D7 (Ре септ) | D7sus2 (Ре септ сас 2) |
A, Am и Asus2 : 02220Х, 01220Х и 00220Х. А также A7 и A7sus2 : 02020Х и 00020Х.
A (Ля мажор) | Am (Ля минор) | Asus2 (Ля сас 2) | A7 (Ля септ) | A7sus2 (Ля септ сас 2) |
Х — струна не озвучивается.
В примере специально показаны простые аккорды, которые строятся с использованием открытых струн.
Эти аппликатуры также как и аппликатуры других аккордов можно с баррэ перемещать по грифу.
Аккорды Ля-мажор, Ля-минор, Ля-сас2, Ля септ и Ля септ сас 2 от 5-ой струны с открытыми струнами были рассмотрены выше. Переместим аппликатуры по грифу и получим другие аккорды sus2.
Аккорд строится от самой низкой ноты — тонике, от которой он получает своё название.
Ля на 5-ой струне — открытая струна, Си — на 2-ом ладу 5-ой струны, До — на 3-ем ладу, Ре — на 5-ом, Ми — на 7-ом, Фа — на 8-ом, Соль — на 10-ом. На 12-ом — Ля октавой выше, на 14-ом — Си и т.д.
Аккорды от 5-ой струны с баррэ:
H (Си мажор) | Hm (Си минор) | Hsus2 (Си сас 2) | H7 (Си септ) | H7sus2 (Си септ сас 2) |
C (До мажор) | Cm (До минор) | Csus2 (До сас 2) | C7 (До септ) | C7sus2 (До септ сас 2) |
D (Ре мажор) | Dm (Ре минор) | Dsus2 (Ре сас 2) | D7 (Ре септ) | D7sus2 (Ре септ сас 2) |
E (Ми мажор) | Em (Ми минор) | Esus2 (Ми сас 2) | E7 (Ми септ) | E7sus2 (Ми септ сас 2) |
F (Фа мажор) | Fm (Фа минор) | Fsus2 (Фа сас 2) | F7 (Фа септ) | F7sus2 (Фа септ сас 2) |
G (Соль мажор) | Gm (Соль минор) | Gsus2 (Соль сас 2) | G7 (Соль септ) | G7sus2 (Соль септ сас 2) |
Аналогично можно получить аккорды от 6-ой струны, от E, Em, E7, Esus2, E7sus2. Простой, удобный и по тому популярный вариант построения этих аккордов от ноты Ми на открытой 6-ой струне. Аппликатуры этих аккордов представлены ниже.
Далее также, как и в предыдущем примере можно перемещая аппликатуры с баррэ по грифу взять аккорды от нот Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре 6-ой струны.
Как расположены ноты на 6-ой и других струнах, можно посмотреть здесь
Источник
Аккорд sus
Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы поговорим про аккорд sus про то, как он образуется и рассмотрим пример его использования. Это тема достаточно интересная и помогает немного расширить представление о способах использования аккорда в гармонии.
Как мы знаем трезвучия строятся терциями, разница между мажорным и минорным трезвучиями в том какая терция между первой и третьей его ступенями. А что если взять не терцию, а чистую кварту между тоникой аккорда и третьей ступенью, а все остальное оставить как есть?
рис. 1
Тогда у нас получится аккорд sus или аккорд с задержанием. То есть когда в трезвучии (или в септаккорде — это неважно) терция меняется на чистую кварту это и дает этот аккорд.
Он интересен тем, что его можно брать как вместо мажорного аккорда в гармонии, так и вместо минорного, комбинировать вместе с ними. Да, когда берём на гитаре такой аккорд:
рис. 2
Это как бы sus, но его также можно назвать C11, где фа одиннадцатая добавочная ступень, поэтому его можно и Csus назвать и С11.
Да, кстати так как в основе звучания аккорда sus лежит чистая кварта, то звучание у него специфическое характерное именно для этого интервала, такое нейтральное. Также, как вы догадались мы можем делать обращение этого интервала прямо в аккорде, чистую кварту превращая в чистую квинту. На гитаре это будет выглядеть так:
рис. 3
Кстати sus’ом может быть трезвучие, септаккорд и нонаккорд. В случае септаккорда нам надо после буквенного его названия добавить цифру семь, подчеркивая, что в этом созвучии у нас между крайними звуками образуется интервал септима. В случае нонаккорда соответственно надо добавить 9 перед sus. Например так:
рис. 4
Давайте теперь поиграем этими аккордами какую-нибудь гармонию. Мы знаем, что аккордами с задержанием можно заменить и мажорный и минорный аккорды давайте с их помощью сыграем стандартную гармонию, которую можно назвать 1 | 6 | 2 | 5. Цифры — это ступени гаммы, в которой мы будем строить аккорды, называя эти цифры мы имеем в виду аккорды отстроенные от них. В натуральном до мажоре этими аккордами будут: С | Am | Dm | G7. Только мы их сыграем по-особенному аккордами с задержанием. Для этого мы заменяем в каждом их них третью ступень на чистую кварту. Также для красоты добавим к ним дополнительные ступени.
Это мы так выбрали краски, которыми как бы нашу «музыкальную картину» будем рисовать. Итак, вот аккорды которые получились (они в самом верху картинки) и их ноты мы будем использовать для создания музыки:
рис. 5
Ну вот на рисунке 5 мы записали в нотах какую-то музыку. Это мы просто гармонию 1 | 6 | 2 | 5 таким вот необычным образом сыграли. Добавочные ступени нам использовать и так никто не запрещает — это все делают, но самое главное мы выбросили третью стандартную ступень из каждого аккорда и заменили её на четвертую (чтобы была чистая кварта). В этом плане у нас все созвучия стали одинаковыми, такими с зависшим звучанием.
По звучанию sus’ы создают впечатление, что вот вот в музыке что-то будет как бы создают такое «зависание». Можно их использовать для вступления в композиции. Давайте сыграем ноты, изображенные на рисунке 5: слушать пример.
Источник
Теория 6 : Построение аккордов (часть 3)
Приветствую. Заканчивая эту длинную статью про строение аккордов, мы рассмотрим еще несколько видов аккордов, часто встречающихся в песнях. Это sus аккорды , секстаккорды, 9-ые/11-ые/13-ые аккорды и добавленные аккорды. Пойдем по порядку.
1. SUS аккорды
«Задержанные» (suspended) трезвучия. Отличаются красивым звучанием! Главное запомнить, что мы берем трезвучие (мажор или минор) и заменяем в нем терцию на большую секунду (2 полутона) — аккорд sus2, или на чистую кварту (5 полутонов) — аккорд sus4. Либо если говорить в ступенях — заменяем терцию, на 2 или 4 ступень! Так как в мажорном и минорном трезвучиях терция определяет настроение аккорда, большая терция — мажор, малая терция — минор, то получается, что sus аккорд он «никакой».
Важный момент! Как и в других аккордах, мы можем повторять ноты, чтобы получить из трезвучия аккорд!
Рассмотрим на примере, «задержанные» аккорды! На рисунке отмечены секунда и кварта.
2. Шестёрки
Аккорды вида X6 или секстаккорды! По аналогии с септаккордом, чтобы поставить 6-аккорд, нужно взять трезвучие и добавить сексту! Заметим, что строиться секстаккорд только с добавлением большой сексты! То есть минорное или мажорное трезвучие плюс большая секста. Рассмотрим аккорды A6 и Am6.
3. 9-11-13 аккорды
Аккорды вида X9/X11/X13. Чтобы понять структуру данных аккордов вернемся к интервалам и дополним их. Что я имею в виду? Дело в том, что после интервала ОКТАВА (до-ДО допустим) интервалы повторяются на октаву выше, однако они имеют свои названия! Давайте посчитаем — нажмите, чтобы увеличить картинку:
Из таблички, думаю понятно, что за 9, 11 и 13 ступени! Тогда читаем внимательно! Эти наши аккорды имеют следующую структуру: септаккорд + ступень (9, 11 или 13). То есть, допустим, если мы видим обозначение типа C9, это значит нужно найти септаккорд C7 и добавить к нему ступень 9.
Важно! Ничего страшного, если из септаккорда выкидывается квинта. «Существенными» нотами для аккордов X9/X11/X13 являются тоника, терция, септима и ступень 9, 11 или 13!
Значит мажорные аккорды 9, 11, 13 имеют такую структуру: мажорный септаккорд + 9/11/13 ступень! На примере отмечена ступень, отвечающая за трансформацию септаккорда.
А минорные 9, 11, 13 аккорды имеют следующую структуру: минорный септаккорд + 9/11/13 ступень. Обозначения на примере:
Как на примере, мы также можем добавлять 11 или 13 ступень, если это позволяет растяжка пальцев! Замечу, что при добавлении больших интервалов, вроде 13 ступени, можно отсчитать только 9 полутонов (21-12 полутонов), чтобы получить верное название ноты, т.к. вычитание 12 полутонов — это минус октава! НО! При образовании аккорда, 13-ая ступень должна быть на правильном расстоянии от тоники. А именно в следующей от тоники октаве! Иначе получится обычный секстаккорд.
4. ADD аккорды
«Добавленные» аккорды (add). Смысл этих аккордов заключается, как это следует из названия, в добавлении некоторых нот! Форма записи этих аккордов такая: Aadd11, Aadd9 и т.д. Просто берем «основной» аккорд (A в нашем случае), и добавляем соответствующую ноту (ступень). В качестве основного аккорда может быть любой мажорный или минорный, или любой другой аккорд!
Важно! Убедитесь, что вы поняли разницу между add9 и sus2 (так как ступени 2 и 9 — это одна нота с разницей в октаву), а также между add11 и sus4 (смотри табличку выше). В sus аккордах терция ЗАМЕНЯЕТСЯ другой нотой. В add аккордах к трезвучию ДОБАВЛЯЕТСЯ соответствующая нота! Сравните Aadd9, Aadd11 с первым пунктом этого поста:
Аналогично, существует существенная разница между аккордами add9 и 9! Допустим E9 ОБЯЗАН иметь малую септиму внутри себя, а вот Eadd9 такой ноты НЕ СОДЕРЖИТ — это просто МИ-мажорное трезвучие с добавление 9 ступени! Сравните с третьим пунктом поста:
Можно добавлять нот сколько угодно, особенно если у вас на левой руке десяток пальцев! А вот если вы воспользуетесь альтернативной настройкой гитары, то вы легко сможете найти аккорды вида Aadd9add11, но в большинстве случаев добавляется только одна нотка! Также можно добавлять ноты не только к минорному и мажорному трезвучию — в этом случае мы получим что-нибудь вроде Csus4add9.
Ладно, хватит на сегодня аккордов, а то я уже сам запутался. Заключительный пост про аккорды очень утомительный вышел. Остались вопросы — пишите, но сначала попытайтесь разобраться сами, что к чему. Хотите быть в курсе событий моего блога — подпишитесь и получайте статьи на почту!
Ну все до связи.
Источник