Что значит тональность гитары

Урок 29. Таблица тональностей.

Как мы уже говорили, в общем и целом, тональность — это набор аккордов, гармонично звучащих друг с другом.
Ниже приведена таблица всех 12-ти тональностей.

В столбце «Тональность» указаны 2 буквы.
Это 2 тональности с одинаковыми аккордами.
Чтобы понять, что это значит, возьмем, например, первую строку (С-Am)
Тональности С (до-мажор) и Am (ля-минор) состоят из одних и тех же аккордов, которые перечислены в строке далее. Такие тональности называются параллельными. Кстати, гаммы до-мажор и ля-минор так же состоят из одинаковых нот, но щас не об этом.
Как все-таки определить где тональность С, а где Am? Как правило, по первому и\или последнему аккорду песни.
Например, в песне Кино — Пачка Сигарет аккорды Em Am C D
В песне Кино — Когда твоя девушка больна аккорды G Em C D
Эти аккорды соответствуют 8 строчке таблицы
Какая из них тональность G, а какая Em? По первому аккорду. Пачка в тональности Em, Девушка в тональности G.

Как правило, по характеру песни и без дополнительного мозготраха понятно, мажорная она или минорная. Мажорная — веселая. Минорная грустная.
Да и по большому счету, не нужно даже как-то называть тональности, важно, что эти 6 аккордов, которые в них входят, всегда хорошо, гармонично и красиво звучат друг с другом.

Так же в последних двух столбиках указаны 2 дополнительных аккорда, которые достаточно гармонично звучат в соответствующих тональностях и довольно часто используются.

Теперь по поводу шестого аккорда тональности (например, в первой строке это аккорд E). По идее, теория говорит, что нужно играть не мажорный аккорд, а септаккорд, т.е. E7. По правде сказать, я не заметил, чтобы сэптаккорд звучал лучше. Есть такое золотое правило в музыке: «Хорошо то, что хорошо звучит». По мне, мажорный аккорд в большинстве случаев звучит хорошо. Всегда выбирайте на свой вкус, что вам больше нравится в конкретной мелодии.
Сам я использую септы только в ситуациях, когда за Am идет A7 (не важно в какой это тональности)
Септ после одноименного минора звучит на мой вкус сочнее, нежели мажор. Хотя, тоже не всегда. Иногда мажор по настроению вписывается лучше.
Так же, если песня в тональности G-Em, вместо B, разумеется, беру B7, т.к. он без баррэ, зачем нам лишний гемор. 🙂

Обратите внимание, что в этой таблице построена со смыслом только первая строка.
А каждая последующая строчка — лишь результат транспонирования предыдущей на полтона вверх (на 1 лад).

Так же обратите внимание на то, что шестой столбик аккордов (E, F, F# и т.д.) полностью совпадает с нотами на шестой струне. А так как 6-я и 1-я струны настраиваются на одну ноту E (с интервалом в 2 актавы) — то и на первой.
E — это открытая. F — прижатая на 1-м ладу. F# — на втором и т.д. D# — на 11-м

В первую очередь изучите тональности С-Am и G-Em. Технически они самые простые, особенно последняя, т.к. заменив аккорд B на B7 можно в ней играть без баррэ.

Нужно отметить, что часто в песнях делают модуляцию (изменение тональности в ходе песни). И Достаточно часто это бывает не один раз. Например Сектор Газа очень любил такую фишку. сыграть пару куплетов, повысить на тон, еще куплет, еще повысить и т.д.

Так же хочется сказать, что далеко не всегда песня играется в одной тональности. Бывает, что в двух (не путать с модуляцией, о которой я говорил выше). Наверняка бывает и больше, но я таких не слышал.
А бывает, песня в одной тональности, и в нее вворачивают 1 аккорд из другой. Достаточно интересный прием, если со вкусом пользоваться.

Как пользоваться таблицей? Для примера переведем ту же Пачку, аккорды Em Am C D.
Все эти аккорды есть только в 8 строчке. Переводим, например в первую. Получаем Am Dm F G.
Подобным образом можете подбирать удобные для голоса тональности.

Так же можно глянуть этот урок, там я использую таблицу на практике.

На этом все. Как видите, ничего сложного нет.
Надеюсь, кому-то помог. Удачи!

Источник

Что такое тональность? Основные аккорды тональности.

Как известно звуков в музыке семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

На каждом из звуков можно построить аккорд и он будет называться его именем. На звуке до – аккорд до, на звуке ре – аккорд ре.

Тональностью определяется, какой звук и аккорд главный. Если тональность ля-минор – главный аккорд ля-минор. Если тональность ре-минор – главный аккорд ре-минор.

Главный – он называется тоника. С него начинается тональность, он первый или аккорд первой ступени. Далее аккорд второй ступени, аккорд третьей ступени и так по порядку, всего семь.

Основные аккорды тональности расположены на первой, четвертой и пятой ступенях. У них есть свои дополнительные названия. Аккорд первой ступени – тоника. Аккорд четвертой ступени – субдоминанта. Аккорд пятой ступени – доминанта.

В каждой тональности свои основные аккорды. Их можно найти, посчитав от первого по порядку:

A B C D E F G A B C D

В тональности C это – C, F, G. В тональности D – D, G, A. И так далее.

В мажорной тональности – основные аккорды мажорные.

В минорной тональности – тоника и субдоминанта (первый и четвертый) минорные, а доминанта – может быть мажорной или минорной.

Тоника, субдоминанта и доминанта – аккорды первой, четвертой и пятой ступени. Это и есть легендарные три аккорда, на которых держатся все простые песни под гитару.

Другие статьи по теме:

  • Теория музыки для чайников.
  • Как подобрать аккорды, если знаешь мелодию?
  • Ноты учить необязательно.
  • Гитарный «бой»
  • Как называются аккорды
  • Каким «боем» играть? Разбор песни

Источник

Песни под гитару Что такое тональность?

Аккорды песен под гитару, видео

Что такое тональность?

Разговор в данной теме пойдет о важном музыкальном понятии.

Любая музыка – это своего рода путешествие, т.к. имеет свое развитие и имеет движение то вверх, то вниз. Но всегда заканчивается, приводя чувства слушателя к ощущению покоя и устойчивости. А все потому, что в конце любой мелодии стоит нота украшенная мажорным или минорным аккордом. Эта главная нота, которая имеет название – ТОНИКА. Другие ноты мелодии и аккорды подчиняются ей. Отсюда можно сделать смелое определение:

ТОНАЛЬНОСТЬ – совокупность аккордов и нот, которые подчинены одной главной ноте.
Напрашивается вопрос. Но как равные 12 нот могут подчиняться друг другу?

Ответ прост: как только человек выбирает какой-то мелодии тональность (назначает главную ноту), как тут же остальные ноты следуют за ней. Например, если тонику понизить на полутон, то и все ноты композиции должны понизиться на полутон, при этом характер мелодии не изменится, а только ее высота.

Никто не может объяснить тот факт, что для человеческого слуха наилучшим интервалом является «КВИНТА». На данном интервале основана привычная нашему слуху музыка. Для лучшего понимания приведу рисунок, в котором расставлены ноты в ряд (нотный звукоряд), но с интервалом в квинту:

Получается, что самые простые мелодии устроены так, что звучащие в них аккорды двигаются (проигрываются) по квинтам.

Перейдем к практике:

Любая мелодия строится по образному правилу: выбираем дом (главную ноту), выходим из него и возвращаемся домой.
Возьмите гитару и проиграйте аккорды A – D – E – снова A и прислушайтесь как звучно и ровно они играются, как будто нет среди них лишнего аккорда. Постарайтесь запомнить мелодию . А теперь проиграйте вот эти аккорды (много раз): D – G – A – D , затем: G – C – D – G . Только при этом не спешите. Если вы вникните в характер музыки, то обязательно заметите, что во всех случаях он не меняется.

Первые аккорды в своем ряду – это главные аккорды в своей тональности и являются тоникой. Как вы заметили их всего 3. В народе их называют «Три блатных». У профессионалов – «Тоника», «доминанта» и «субдоминанта». Я предлагаю называть их «Т» , «2» и «3» . А в минорной тональности к каждому названию добавлять букву «m» .

Вот и дошли до таблицы основных аккордов тональностей:

Сразу скажу, что не нужно заучивать данную таблицу. Нужно просто в ней разобраться раз и навсегда. 🙂
Обратите внимание и вы заметите, что все аккорды в любых тональностях исполняют по очереди одну из 3-ех функций. Вот например аккорд F тональности До-мажор будет — «2» . , в Фа-мажор он станет «Т» , а в Ля- диез мажоре – «3» .

И снова практика:

Проиграйте тройку основных аккордов в последовательности Т — 2 – 3 – Т во всех мажорных тональностях, а также Тm – 2m – 3m- Tm в любых минорных тональностях. Не обязательно играть сложные аккорды. Здесь главное понимание и спокойствие.

И для общего знания и понимания данной темы скажу, что существует всего 12 тональностей, в каждой есть мажорная и минорная часть аккордов. У данных частей основные ноты – общие.

И для особо любознательных приведу полную таблицу основных аккордов обобщенных тональностей:

Источник

Песни под гитару Тональность

Аккорды песен под гитару, видео

Тональность

Тональность:

Тема интересная и сложная, так-как включает в себя много музыкальных терминов и требует знаний прошлых уроков.

Совокупность нот одной гаммы можно изменять, принимая за образец диатоническую мажорную гамму (смотри рис. 11), которая обозначает тонику или основной тон данной гаммы. Таким образом, нота, которая определяет гамму, становится своего рода тоническим центром.

Все это объясняется на следующем примере:

Предположим, что отрывок представлен в тональности соль — мажор , это означает , что роль ноты соль наиболее важна в произведении, с нее начинается серия из восьми нот, составляющих октаву в тональности соль — мажор, со всеми необходимыми знаками альтерации и соблюдением интервалов, свойственных мажорной гамме.

Для обозначения тональности на нотном стане используется группа знаков альтерации сразу после нотного ключа в начале нотной строки: таким образом, каждая нота будет повышаться или понижаться в соответствии со знаками альтерации.

В отрывке приведенном на рис. 12, все ноты Фа будут преобразованы в Фа — диез .
Чтобы определить все возможные знаки альтерации, свойственные каждой тональности, будет достаточно построить, начиная с каждой ноты, все возможные мажорные гаммы — согласно приведенной ниже модели: таким образом мы получим серию тональностей, использующих только диезы , и другую серию, использующую только бемоли . Рис. 13

Теперь давайте сгруппируем все знаки альтерации, которые могут быть поставлены после ключа Соль

Если сравнить гамму До-мажор ( До — Ре — Ми — Фа — Соль — Ля — Си — До ) с первой гаммой с одним знаком альтерации ( а это будет гамма Соль мажор : Соль — Ля — Си — До — Ре — Ми — Фа-диез — Соль , будет заметно, что начиная с доминанты До , или Соль , получим новую гамму, в которой знаки альтерации будут более заметны…

Применим этот принцип к отрывкам на рис.13, чтобы вывести следующее правило: с V ступени каждой гаммы можно построить новую, и для этого нужно больше на одну ноту со знаком альтерации — по сравнению с предыдущей; эта последняя нота всегда будет заметна.

Рассмотрите тональности со знаками диезов , а затем проанализируйте тональности со знаками бемолей :

На примере сравнения гаммы Фа с гаммой До- мажор ( До — Ре — Ми — Фа — Соль — Ля — Си — До ) можно заметить, что субдоминанту (IV ступень) новой гаммы необходимо понизить на полтона знаком бемоля .

И этого следует, что субдоминанта каждой гаммы (IV ступень , если считать снизу вверх, и V ступень, если считать сверху вниз) понижается на полтона при помощи знака (бемоль) по сравнению с предыдущей гаммой.

А теперь глядя на 2-ю часть рис. 13, сгруппируем все знаки альтерации, которые становятся после ключа Соль.

Можно добавить также то, что если посмотреть на гаммы До-диез и До-бемоль , то мы увидим, что все ноты имеют знаки альтерации.

Источник

Тональности на гитаре: аккорды и гаммы

Прежде, чем разбираться с тональностями на гитаре, следует понять: что же такое тональность вообще? Глубже изучить данный вопрос помогают курсы музыкальной грамоты и уроки сольфеджио, преподающиеся в специальных заведениях. Однако определенные знания можно получить и на домашнем обучении.

Общее определение гласит, что тональность — особое положение лада (чаще всего мажора или минора), закрепленное на определенных высотах.

Тональность

Центром тональности служит тоника — основа гаммы и первая ступень лада. Когда речь идет о тональном обозначении, она выступает главным его представителем (например, если I ступень — «до», это будет означать тональность до мажор либо до минор).

Тональности можно разделить на 3 отдельных группы:

  • 2 простых тональности, которые можно легко продемонстрировать на клавиатуре фортепиано. Они находятся исключительно на белых клавишах.
  • 14 диезных тональностей, разделяющиеся на два полюса — мажорные (7) и минорные (7).
  • 14 бемольных тональностей, также подразделяющихся на 2 группы — мажорные (7) и минорные (7).

Квинтовый круг

Квинтовый круг — главный помощник в определении знаков всех тональностей. Стоит обратить внимание, что тональности на гитаре ничем не отличаются от каких-либо других на иных инструментах. Построение и звучание аналогичны, лишь иная техника звукоизвлечения и присущий инструменту характерный только для него тембр.

Понимание в необходимости знаков альтерации (диезов и бемолей) — важнейший пункт, который сможет достаточно сильно упростить задачу в изучении тональностей на гитаре и аккордов в песнях.

Итак, ниже представлен квинтовых круг всех тональностей в музыке.

Как вы видите, с каждой последующей ступенью прибавляется один знак. И это неспроста. Появление этих знаков связано с четким построением мажорной или минорной гаммы:

  • Для мажора: тон — тон — полутон — тон — тон — полутон.
  • Для минора: тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон.

Следуя данным схемам, знаки либо повышают ступени, либо понижают их. Особенно подробно эта информация освещена в разделе «гаммы» в курсе сольфеджио.

Тональность и аккорды на гитаре

После полного теоретического ознакомления с гаммами при помощи фортепианной клавиатуры разрешается переходить на желаемый инструмент. Здесь чаще всего первый аккорд, звучащий на гитаре, и задает произведению тональность.

Обратите внимание, что аккорд — одновременное звучание 3 и более звуков.

Если смотреть со стороны гармонии, он будет являться тоническим трезвучием. А тоническое трезвучие — это 3 устойчивых ступени тональности, проигрываемые одновременно (в до мажоре это ноты «до-ми-соль»).

Аккорд, обознающийся в табулатуре надписью Am, — самый популярный среди аккордов в кругах инструменталистов:

Звучание данного аккорда в самом начале означает, что перед нами на гитаре тональность ля минор.

Изучение гамм стоит начинать с простых тональностей — описанной выше а-moll или ее параллелью — c-dur (до мажор). Свободно в них ориентируясь, ученик сможет без особого труда находить диезы и бемоли, входящие в структуру других тональностей.

Интересный и полезный факт: гаммы, вошедшие в состав мажорных, имеют параллель в миноре с аналогичными знаками альтерации, потому заучивать нужно не 24 тональности, а в два раза меньше — 12.

Перед тем, как играть

Сыграть гамму определенной тональности на гитаре можно как на одной струне, так и на разных.

Перед тем, как браться за инструмент, нужно хорошо изучить его гриф. Нумерация ладов идет от головки гитары. Точки, находящиеся сбоку, помогают проще ориентироваться в системе.

Для ориентира во всех звуках нужно знать ноты на открытых струнах, из которых все исходит: ми (самая тонкая струна), си, соль, ре, ля, ми (самая толстая струна).

Как для первого, так и для второго способа необходимо, прежде всего, выучить все ноты на грифе гитары. Стоит запомнить простую закономерность: расстояние между двумя соседними ладами равняется полутону.

Нужно иметь свободное представление о нотах гаммы. Они состоят из VII ступеней, а восьмая, образующая октаву, повторяет первую.

Очень важно понимать различие тона от полутона и их четкую последовательность в гамме. Помните, что сверху указаны тона, а снизу — полутона.

Начинаем играть

Для начала следует определиться — какую же гамму играть? После окончательного выбора нужно найти ноту, от которой пойдет процесс. Если выбор пал на гамму до мажор, это означает, что на грифе пальцы зажмут струну на ноте до. Это можно сделать на любом привлекающем вас ладу.

Вспомните схему мажорной гаммы (тон — тон — полутон — тон — тон — полутон). Опираясь на эту структуру, начните свое движение. Вспомните, по какому принципу располагаются тоны и полутоны. Тон — 1 лад + 1 лад, полутон — 1 лад (следующий от нынешнего прижатого лада). Если зажата нота до, то ре будет не на следующем ладу, а через один, так как расстояние между двумя этими ступенями равняется целому тону.

Изучайте и запоминайте аппликатуру — схему движения пальцев. После освоения гаммы на одной струне, можно переходить к более сложному варианту — гитарным боксам.

Заучивать гаммы следует как и восходящем, так и в нисходящем движении.

После полного и свободного понимая тональностей на гитаре переход к аккордам станет для вас достаточно легким процессом. Достаточно будет определить три главные устойчивые ступени нужной вам гаммы и зажать их одновременно.

Конечно, существует множество схем аккордов для новичков и любителей, не погружающих в теорию музыки глубоко. Но если же вы хотите овладеть инструментом на более профессиональном уровне, описанные выше советы помогут вам в этом.

Источник

Оцените статью