Что значит транспонировать ноты

Транспонирование мелодий

Транспонированием в музыке назывется перенос нот мелодии на другую высоту, при этом тональность вместе с высотой меняется. Вроде бы это, если судить по нашему определению не очень сложный процесс, однако есть некоторые особенности, знание которых поможет вам в этм деле.

Во-первых для чего нужно переносить мелодию ниже или выше — для удобства, например вам проще что-то сыграть ниже чем это записано, или мелодия в басовом ключе, но ноты расположены настолько высоко, что проще написать их в скрипичном ключе. Кстати, одни и те же ноты в басовом ключе располагаются на две ноты ниже чем в скрипичном. Иногда транспонирование полезно для вокальной линии, чтобы ноты входили в диапозон голоса исполнителя.

Во-вторых — как проще весего транспонировать. На этот счет также есть некоторые правила. Допустим, у нас в мажорной тональности есть какая-либо мелодия и содержит она в себе следующие ноты: соль, ми, до, ля, соль, фа, ми, ре, до при этом тональность у нас до-мажор. И мы хотим транспонировать её в другую тональность допустим ля-мажор. Чтобы это сделать нужно проанализировать мелодию: так, нота соль — это доминантовая пятая ступень, ми — медианта, до, тоника, ля — тоже медианта, но от шестой ступени и так далее.

ну вот у нас и получится в итоге транспонированная довольно просто мелодия.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Термины и определения в музыке

Транспозицией или транспонировкой называется:

  • перенесение музыкального произведения в другую тональность;
  • перенесение нотной записи партии какого-либо инструмента в другую тональность.

В первом случае в результате транспозиции изменяется высота реального звучания музыки. Во втором случае высота звучания остается неизменной, а меняется лишь условная высота записи данной партии.

Рассмотрим вопросы транспозиции отдельных партий.

Транспонирующим называется музыкальный инструмент, действительное звучание которого отличается от нотной записи его партии на определенный интервал. Интервал этот является постоянным для данного инструмента и называется интервалом транспозиции.

Строй транспонирующего инструмента определяется тем действительным звуком, который мы слышим при извлечении на данном инструменте написанного до. Так, например, если при написанном до реально звучит си-бемоль, значит инструмент в строе си-бемоль. Если при написанном до звучит фа, значит инструмент в строе фа.

Однако не следует упускать из вида, что понятие «строй» применяется в оркестровой практике двояко:

  1. Строй самого инструмента — понятие, определяющее акустическую настройку, основной звук натурального звукоряда инструмента. Применяется ко всем вентильным амбушюрным инструментам (в том числе и к басам) и изредка к тромбонам.
  2. Строй, в котором написана партия какого-либо инструмента — понятие, определяющее интервал транспозиции для данной партии. Может применяться по отношению к любым духовым инструментам.

В ряде случаев эти понятия совпадают. Так, партии корнетов пишутся в строе си-бемоль и сами корнеты тоже в строе си-бемоль. Такое же совпадение имеет место для труб (си-бемоль или ми-бемоль), альтов (ми-бемоль), теноров (си-бемоль). Для баритона (си-бемоль) понятия эти совпадают, если его партия нотирована в скрипичном ключе. Для валторны фа тоже совпадают, если только инструмент не перестраивается в си-бемоль с помощью квартвентиля.

В отношении ряда других инструментов такое совпадение отсутствует. Так, теноровый тромбон настроен в си-бемоль, теноро-басовый с включенным квартвентилем — в фа, малый и большой басы соответ-ственно настроены в ми-бемоль и си-бемоль. Тем не менее партии всех этих инструментов пишутся в соответствии с их действительным звучанием. Так же без транспозиции нотируются в ряде стран партии баритона в басовом ключе. Партии современных валторн пишут в их основном строе фа, не считаясь с возможностью перестройки инструмента.

В партитурах и оркестровых голосах обозначения строев почти всегда относятся к транспонирующим инструментам. Поэтому партии нетранспонирующих инструментов, независимо от акустической настройки последних, оставляются без обозначения строя.

В настоящее время в духовых оркестрах применяются транспонирующие инструменты почти исключительно в строях си-бемоль, ми-бемоль и фа.

В зависимости от интервала транспозиции их можно подразделить следующим образом (сверху вниз):

Сопрановые инструменты строя ми-бемоль: кларнет, корнет (применяется редко), труба (редко), фанфара, саксофон-сопранино (редко). Все они звучат малой терцией выше написанного.

Сопрановые инструменты строя си-бемоль: корнет, труба, кларнет, саксофон-сопрано. Звучат большой секундой ниже написанного.

Альтовые инструменты строя фа: валторна, английский рожок. В исключительно редких случаях могут встретиться: бассетгорн фа и альтовая флейта фа . Звучат все эти инструменты чистой квинтой ниже написанного.

Альтовые инструменты строя ми-бемоль: альт, валторна (редко), саксофон-альт, бассетгорн (редко). Звучат большой секстой ниже написанного.

Теноровые инструменты строя си-бемоль: тенор, баритон, басовый кларнет, саксофон-тенор. Звучат большой ноной ниже написанного.

Кроме того, в некоторых оркестрах может встретиться саксофон-баритон строя ми-бемоль, звучащий большой терцдецимой ниже написанного.

Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя си-бемоль содержит на два диеза больше или на два бемоля меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.

Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя ми-бемоль содержит на три диеза больше или на три бемоля меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.

Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя фа содержит на один диез больше или на один бемоль меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.

Источник

Транспонирование музыки

Транспонирование музыки – это профессиональный приём, которым пользуются многие музыканты – чаще других вокалисты и их аккомпаниаторы. Довольно часто петь номера в транспорте задают по сольфеджио.

В данной статье мы рассмотрим три основных способа транспонирования нот, кроме того, выведем такие правила, которые помогают в практическом транспонировании песен и других музыкальных произведений с листа.

В чём заключается транспонирование? В переносе музыки в другую тесситуру, в иные рамки звукового диапазона, проще говоря, в перенесении на другую высоту, в новую тональность.

Зачем всё это нужно? Для удобства исполнения. Например, в песне есть высокие ноты, которые трудно петь вокалисту, тогда некоторое понижение тональности помогает петь на более удобной высоте, не напрягаясь из-за этих высоких звуков. Кроме того транспонирование музыки преследует ещё ряд практических целей, например, не обойтись без него при чтении партитур.

Итак, переходим к следующему вопросу – способы транспонирования. Существует три основных способа транспонирования:

1) транспонирование на заданный интервал;

2) замена ключевых знаков;

3) замена ключа.

Рассмотрим их на конкретном примере. Возьмём для эксперимента известную песенку «В лесу родилась ёлочка», да и выполним её транспорт в разные тональности. Исходный вариант в тональности ля-мажор:

Первый способ – транспонирование нот на заданный интервал вверх или вниз. Здесь всё должно быть понятно – каждый звук мелодии переносится на какой-то определённый интервал вверх или вниз, в результате чего песня звучит в другой тональности.

Например, перенесём песню из исходной тональности на большую терцию вниз. Кстати, сразу же можно определить новую тональность и выставить её ключевые знаки: это будет фа мажор. Как узнать новую тональность? Да всё также – зная тонику исходной тональности, просто транспонируем её на большую терцию вниз. Большая терция вниз от ля – ля-фа, так и получаем, что новая тональность не иначе, как фа мажор. Вот, что у нас получилось:

Второй способ – замена ключевых знаков. Этим способом удобно пользоваться, когда нужно транспонировать музыку на полтона выше или ниже, причем полутон должен быть хроматический (например, до и до-диез, а не до и ре-бемоль; фа и фа-диез, а не фа и соль-бемоль).

При этом способе ноты остаются на своих местах без изменения, переписываются же только знаки при ключе. Вот, например, как мы можем переписать нашу песенку из тональности ля мажор в тональность ля-бемоль мажор:

Следует сделать одну оговорку насчёт этого способа. Дело касается случайных знаков. В нашем-то примере их нет, но если бы они были, то подключились бы следующие правила транспонирования:

а) Если транспонируем на полтона вверх, то случайные диезы превращаются в дубль-диезы, бекары в диезы, бемоли в бекары, ну а дубль-бемоли в обыкновенные бемоли. Думаю, понятен принцип – просто повышаем сам случайный знак на полтона.

б) Если транспонируем на хроматический полутон вниз, то случайные дубль-диезы понижаются до диезов, диезы – до бекаров, бекары становятся бемолями, ну а бемоли – дубль-бемолями. Тоже, думается, принципы изменений уловили – понижаем знак на полтона и всё.

Третий способ – замена ключей. На самом деле кроме ключей придётся заменить и ключевые знаки, поэтому этот способ можно было бы назвать комбинированным. Что делается тут? Снова не трогаем ноты – где они написаны, там же, на тех же линейках и останутся. Только в новых ключах на этих линейках другие ноты пишутся – это-то нам и удобно. Смотрите, как я, меняя ключ со скрипичного на басовый и на альтовый, легко переношу мелодию «Ёлочки» в тональности до мажор и си-бемоль мажор:

В заключение мне хотелось бы сделать некоторые обобщения. Помимо того, что мы разобрались в том, что есть транспонирование музыки и какие ест способы транспонирования нот, я хочу дать ещё маленькие практические рекомендации:

  1. Всегда транспорте анализируйте в исходном варианте – определите тональность, опорные ступени, строение мелодии, движение по звукам аккордов и т.д.
  2. Обязательно представляйте себе ту тональность, в которую направлен транспорт – сразу же определите в ней ключевые знаки и основные функции.

Кстати, если вы пока ещё не очень хорошо ориентируетесь в тональностях, то возможно вам поможет статья «Как запомнить ключевые знаки». Теперь же всё. Не забывайте нажимать на кнопки под надписью «Мне нравится!», чтобы поделиться материалом с друзьями!

Источник

Как перевести аккорды в другую тональность

Высоко петь, верхние ноты «не вытягиваются», или низко, или просто неудобно играть по аппликатуре? Верный способ избавиться от всех этих проблем – переложить аккорды в другую тональность. Допустим, есть песня в Ля миноре, но в её мотиве пару нот, которые за пределами верхнего диапазона голоса. Как бы не распевались, не тренировались, взять эти ноты не получается. Тогда берём и играем эту песню не в Ля миноре, а в Фа-диез миноре, что на 1,5 т. ниже от «родной» тональности. И вот, тогда, наверняка получится спеть. А если и так всё равно сложно с вокалом, можно и ещё ниже тональность взять – Фа минор, Ми минор и т.д.

Такой приём по музыкальному определению ещё называется – транспонировать аккорды. То есть когда аккордовая последовательность из одной тональности переводится в другую.

Повышается и понижается исходная тональность по интервалам – на полтона, на тон, на полтора тона, на 2 два тона и т.д.

Перемещение относительно тоники (1 ступени); как правило, это первый аккорд песни. Условно можно представить шкалу по полутонам от главного аккорда для транспонирования. Соответственно, тональности по левую сторону (со знаком «-») – понижение, со знаком «+» – повышение.

Перевод аккордов выполняется различными способами – при помощи таблиц, по ступеням, по схематическому расположению тоник аккордов на басовых струнах, на сервисах онлайн, через изменение строя гитары, каподастром. Подробно об использовании этих способов – далее в статье.

Таблицы

По ступеням

Таблица подойдёт для транспонирования стандартных аккордовых последовательностей, которые наиболее часто используются в песнях.

Например: Am/ Dm/ E; Em/ C/ Am/ B/; Dm /Bb /Gm/ A7; Am/ Dm/ G/ C/ Am/ Dm/ E/ Am

В таблице расписаны по ступеням все минорные тональности. Причём для каждой ступени (за исключением первой определяющей) не указывается конкретный аккорд (мажорный, минорный, септаккорд), а только лишь его тоника (основной тон). После транспонирования качество аккорда определяется согласно исходному.

Тональности ре-диез, ми-бемоль минор энгармонически равные: одни и те же звуки, аккорды, но записываются по-разному.

Давайте разберём, как перевести аккорды по этой таблице на конкретных примерах.

Песню в Ля миноре, на аккорды Am/ Dm/ E7/ нужно сыграть на 2 тона выше – в До-диез миноре (С#m). Транспонируем последовательно каждый аккорд:
1. Находим тональность Ля минор в таблице (это первая строка): I ступень – Am.

2. Далее находим строку тональности, в которую будем транспонировать последовательность – До-диез минор: опускаемся по столбцу с названиями тональностей, I ступень – C#m. По этой строке будем определять соответствие последующих аккордов по ступеням.

3. Следующий аккорд песни Dm: находим его тонику (D — ре) в строке оригинальной тональности – «Ля минор». Это IV ступень. И по этому же столбцу (IV) опускаемся до строки «До-диез минор». Получается – F# (тоника Фа-диез). В оригинальной тональности аккорд минорный, значит и в новой тональности он будет минорным – F#m. Итак: Dm → F#m. А по гармонии песни мы уже сделали транспонирование двух аккордов песни. Из Ля минора в До-диез минор: Am/ Dm… → C#m/ F#m…

4. Остался последний аккорд – E7. Определяем таким же способом. В строке «Ля минор» (оригинальной тональности) находим тонику аккорда – E (ми), V ступень. По столбцу (V) опускаемся в строку новой тональности «До-диез минор» – G# (тоника соль-диез). Теперь по типу аккорда из исходной тональности: E7 (ми мажор септаккорд) → G#7 (соль-диез мажор септаккорд).

5. Всё. Перевод аккордов из Ля минора в До-диез минор завершён:

  • Оригинальная тональность: Am/ Dm/ E7
  • Новая тональность: C#m/ F#m/ G#7

Таким же образом транспонируем и аккордовые последовательности в мажоре в другую тональность. Принцип определения ступеней по таблице аналогичный.

Фа-диез и соль-бемоль мажор энгармонически равные тональности (их ступени выделены в таблице): звучат одинаково, отличие лишь в записи (диезная и бемольная тональность).

Например, 12 тактовый блюзовый квадрат в Ля мажоре на аккорды A7 (I), D7(IV), E7(V) нужно транспонировать в Ми-бемоль мажор:

1. Находим строки тональностей в таблице: Ля мажор и Ми-бемоль мажор.

2. По столбцам определяем соответствие ступеней: в строке «Ля мажор» тоники аккордов – A (I), D (IV), E (V) → в строке «Ми-бемоль мажор» – Eb (I), Ab (IV), Bb (V). Соответственно по типу аккордов на основе определённых тоник – Eb7, Ab7, Bb7.

  • исходная тональность – A7 (I), D7 (IV), E7 (V)
  • новая тональность – Eb7 (I), Ab7 (IV), Bb7 (V)

По хроматике: полутоновая система

Эта таблица работает немного по-другому. В ней звуки относительно тоник (I-ой ступени) расположены по полутонам. При этом I ступень в каждой строке не привязана к конкретной тональности, мажорной или минорной. Другими словами, эта система универсальная – для минора и мажора.

Полутона указаны в двух вариантах записи (диез, бемоль).

Таблица в основном предназначена для транспонирования сложных, нестандартных аккордовых последовательностей.

Например, когда используются альтерированные ступени:

  • Am – Bb – Dm – E;
  • Em – Bb – Ebm – A;
  • G – Em – C – D# – D.

Но её можно использовать и для стандартных последовательностей.

Разберём пошагово, как переводить аккорды при помощи этой таблицы.

К примеру, в Соль мажоре G /Em /C /D# /D / нужно транспонировать в Си-бемоль мажор (повысить на полтора тона):

1. Находим тоники исходной тональности и новой – G (соль) и Bb (си-бемоль).
Первый аккорд последовательности: G (соль мажор) → Bb (си-бемоль мажор).

2. Дальше – Em. Находим его тонику (E – ми) в строке G (оригинальной тональности). Опускаемся по столбцу до строки «A#(Bb)» (новая тональность, в которую нужно перевести аккорды) – это G. По типу аккорда – Gm (соль минор). В последовательности: G/ Em… → Bb/ Gm…

3. Таким же образом и следующие аккорды: находим их тоники в строке «G» и затем по столбцу «вычисляем» в строке «A# (Bb)» (новой тональности): С → Eb, D# → Gb, D → F (мажорные аккорды от определённых тоник).

Тональность бемольная, поэтому и вариант записи выбираем с бемолем в таблице.

  • «Родная» тональность (в Соль мажоре): G /Em /C /D# /D /
  • Новая тональность (в Си-бемоль мажоре – на полтора тона выше): Bb/ Gm/ Eb/ Gb/ F

Для минорных тональностей в открытой позиции

Упрощённый вариант таблицы по ступеням, но расписан уже по аккордам. Достаточно лишь сопоставить ступени (столбцы) между строками оригинальной и новой тональности в заданной последовательности. В системе указаны наиболее часто используемые минорные тональности в открытой позиции + некоторые на баррэ.

Быстрое визуальное транспонирование по таблице – для тех, кто предпочитает использовать аппликатуры в пределах первых пяти ладов.

Пример использования:
В ре миноре аккорды Dm/ Bb/ Gm/ A нужно понизить на кварту (на 2,5 тона или 5 полутонов) – сыграть в ля миноре:

1. Находим I ступень тональностей: Dm → Am (вверх по столбцу).

2. Далее находим каждый аккорд в строке Dm (ре минор) и поднимаемся по столбцу ступени в строку Am. Получаем последовательность в новой тональности: Bb → F (VI), Gm → Dm (IV), A → E (V).

  • В Ре миноре: Dm/ Bb/ Gm/ A
  • А в Ля миноре: Am/ F/ Dm/ E

Следующий уровень – без таблиц, самостоятельно

Транспонирование без использования таблиц – метод немного сложней предыдущих, но практичней. Никаких подручных средств не требуется. Однако вы должны хорошо знать расположение звуков на грифе, уметь строить любые интервалы от заданного звука (вниз/вверх: малая секунда – на полтона, большая секунда – на тон, малая терция на полтора тона и т.д.) и «видеть» их на ладах. В противном случае – без этих навыков – данный способ осваивать довольно проблематично.

Итак, как транспонировать аккорды без таблиц?

Основа метода – каждый аккорд последовательности «передвигается» на заданный интервал, согласно новой тональности. Ориентир – основной тон (тоника) аккордов на басовых струнах.

Схематично это выглядит так:

К примеру, песню в Ля миноре – Am /F /Dm /E – нужно транспонировать в тональность До минор:

1. Находим тонику Am (ля) на 6 струне (по аппликатуре) и тонику Cm (до) (новой тональности) на этой же струне. Определяем интервал по расстоянию между звуками: нота До расположена через два лада от Ля (или полтора тона) – на малую терцию выше. Значит, все аккорды последовательности нужно повысить на 1,5 тона.

На данном этапе мы уже знаем, что первый аккорд последовательности в До миноре – Cm. Строим аппликатуру от определённой тоники на 6 струне – это баррэ на 8 ладу Cm (в форме Em).

2. Следующий аккорд в оригинальной тональности – F (фа мажор). Также находим его тонику (фа), но на 5 струне (по аппликатуре). Чтобы транспонировать аккорд в До минор, построим малую терцию от фа – получается Ab (ля-бемоль). Берём аккорд от определённой тоники – Ab (ля-бемоль мажор).

Транспонирование последовательности продвигается: Am/ F… → Cm/ Ab…

3. Теперь третий аккорд песни – Dm (в ля миноре). Тоника Ре на 5 струне на 5 ладу. Перемещаемся на малую терцию по грифу (в тональность До минор) – это F (фа) на 8 ладу 5 струны. Берём аккорд – Fm.

Сыграем в новой тональности: Am/ F/ Dm… → Cm/ Ab/ Fm…

4. И последний аккорд – E. Тоника (ми) на 5 струне на 7 ладу – на 1,5 т. выше – соль на 10 ладу. Следовательно в До миноре это аккорд – G (соль мажор).

5. Всё. Можно играть и петь песню в новой тональности:

  • В Ля миноре: Am/ F/ Dm/ E
  • В До миноре: Cm/ Ab/ Fm/ G

Схемы расположения ступеней на грифе

Способ заключается в использовании шаблона – связки расположения основных тонов аккордов на басовых струнах согласно ступеням минорной или мажорной тональности.
Например в миноре: I ступень – на 6 струне, IV – на 5 струне на этом же ладу, далее на этой же струне через лад V-ая и рядом, на соседнем ладу, VI-ая.

На картинке изображена схема от Ля, но её можно использовать для любой другой тональности. То есть просто нужно переместить схему вниз или вверх по грифу для транспонирования.

Как это выглядит на практике:

  1. Допустим, песню Am/ Dm/ F/ E нужно сыграть на тон ниже – в Соль миноре.
  2. Представляем эту последовательность по ступеням Am (I) – Dm (IV) – F (VI) – E (V).
  3. Берём шаблон, рассмотренный выше, зрительно «размещаем» его на грифе согласно новой тональности – Соль минор (I – соль на 3 ладу на 6 струне). То есть вы уже визуально знаете, где тоника в басу аккорда на каждой ступени.
  4. Осталось только построить аккорды от тоник в новой тональности: Gm (I) – Cm (IV) – Eb (VI) – D (V).

Ещё схема расположения ступеней для минорных тональностей, но с I на 5 струне:

Более сложные схемы с расположением всех ступеней в миноре:

Основной тон аккорда на I-ой ступени на 6-ой струне:

Обратите внимание, VI ступень дублируется – тоника на 6 струне и на 5 струне; оба варианта используются в зависимости от последовательности аккордов, чтобы выбрать наиболее удобный вариант аппликатуры.

Тоника аккорда на I-ой ступени на 5-ой струне:

Для использования таких схем у вас в запасе, как минимум, должно быть две аппликатуры каждого аккорда – с тоникой на 6-ой и 5-ой струне:

Источник

Оцените статью