Что значит звездочка гитара

Что значит звездочка гитара

Аккорд – это гармоничное созвучие трёх и более музыкальных звуков. Вот как выглядит «Определитель аппликатуры аккордов для шестиструнной гитары», куплённый мною в юности за 2р.50к.

Вращая диск, можно выставить в окошке один из 12 основных тонов, то есть:

A, A#, B, C, C#, D, D#, E, F, F#, G, G#

Каждый из этих 12-ти тонов-аккордов имеет минимум 17 разновидностей звучания, например:

A, Am, A 7 , A +5 , Am -5 , A 6 , Am 6 , A +7 , A 7+5 , A 7-5 , Am +7 , Am 7 , A +7+5 , Am 7-5 , A 7dim , A 9 , A -9

А каждый из этих 17-ти аккордов имеет 5 разных аппликатур. Аппликатура в гитарном деле – это способ расстановки пальцев на грифе для получения аккорда. То есть на 12-ладном грифе один и тот же аккорд можно получить 5-ю разными способами.

К чему я клоню? Если умножить 12 аккордов на 17 разновидностей, а потом ещё умножить на 5 аппликатур, то мы получим. э-э-э. 1020 аккордов!

Но даже если ограничиться только самыми «ходовыми» аккордами, то есть взять для каждого аккорда только мажор, минор и септ (например: A, Am, A 7 ), то получим 12х3х5= 180 аккордов. Тоже не хило, верно?

Удержать всё это в голове невозможно. Да и не нужно! Ведь у нас стоит задача научиться играть Высоцкого, а не окончить музыкальный курс по классу гитары!

Но это только цветочки. «Это только присказка – ска-а-азка впереди-и!»

Дело в том, что Владимир Семёнович только в самом начале своей песенной карьеры играл на стандартном строе, а потом начал понижать его: на тон, на полтора, а иногда и на два. Об этом мы уже говорили. А это значит, даже если ты запомнишь расположение аккордов во всех аппликатурах при стандартном строе гитары, то надо будет научиться ещё мысленно «сдвигать» аккорды при понижении строя. Тот же Am может оказаться и на III ладу, и на IV ладу, и даже на V ладу в одной и той же аппликатуре.

Но и это ещё не всё! Высоцкий нередко менял тональность даже внутри одной песни! Самый распространённый пример, это песни «Я не люблю» и «Парус». Половина песни играется от I лада, а потом происходит прыжок к III ладу, то есть происходит повышение звучания гитары на тон для увеличения эмоционального накала. А есть у него песни, где он даже два раза внутри одной песни увеличивает «напряжение», то есть повышает тон два раза. Например, песни «Мне судьба» и «Цунами».

И как всё это записывать на бумаге? Общепринятый способ, когда аккорды записываются по их звучанию, здесь не очень подойдёт, особенно для новичков-любителей. Во-первых, тяжело запомнить все аппликатуры. Во-вторых, сами аппликатуры могут «ползать» по грифу с изменением строя гитары. Однако я ни разу не видел, чтобы к тексту песен Высоцкого, кроме аккордов, прилагалась ещё информация по тональности, аппликатурам и прочим нюансам. А без такой информации Высоцкого толком не сыграть! Проиллюстрирую это на примере песни «Я не люблю». Вот как чаще всего записывают к ней аккорды:

(Мною обозначены основные аккорды, тонкости пока опускаем.) В принципе, сбацать на этих аккордах можно. Главное – не смотреть и не слушать, как эту песню играет сам автор 🙂 Ведь если посмотреть и послушать, то разница будет оглушительной.

Например, возьмём вот это исполнение песни «Я не люблю» в видеоролике на Ютубе [5Мб трафик!] – запись в Грозном, 1978. Что мы видим? Пусть даже мы пока закроем глаза на тот факт, что Высоцкий играет на семиструнке, то есть использует некоторые аккорды и связки, которые очень тяжело воспроизвести на шестиструнке (нужно быть профи). И вот что получается:

Во-первых, гитара у Высоцкого в данном случае настроена на тон ниже. А это значит, что начинает он эту песню не с Am (Ля-минора), как написано, а начинает ниже – с Gm , то есть с Соль-минора! И аналогичным образом надо «сдвинуть», то есть переписать все аккорды для первых куплетов.

Во-вторых, концовку песни, начиная со слов «Я не люблю себя, когда я трушу», Высоцкий играет выше на тон, начиная уже не с I , а с III лада! То есть для второй половины песни аккорды нужно уже записывать иначе, чем для первой. Вот здесь как раз Am займёт место Gm , а Dm вытеснит собою Cm .

И в-третьих, если взять, к примеру, нечётные куплеты, то увидим, что аккорд Cm ( Dm ) в первой строчке и аккорд Cm ( Dm ) в третьей строчке – это два разных Cm ( Dm )! Как видно и слышно из записи, этот аккорд Высоцкий берёт в разных аппликатурах, второй раз – выше на тон. Для чётных куплетов – наоборот, сначала берётся более высокий по звучанию Cm ( Dm ), а потом – более низкий. А на бумаге это никак не отражено!

Таким образом, нужно «ошень многа букафф», чтобы правильно записать всю песню Высоцкого с учётом всех переходов и нюансов.

Учитывая всё изложенное, я решил отказаться от общепринятого написания аккордов. Я решил записывать аккорды иначе – проще – не по их звучанию, а по их «внешнему виду», используя принятые в народе названия. Для семиструнки это: «малая звёздочка», «большая звёздочка», «лесенка» и так далее. Для шестиструнки – примерно так же.

И сразу станет видно, что аккордов у Высоцкого, которые нужно запомнить – не более дюжины. И осталось только придумать этим «звёздочкам» и «лесенкам» простые буквенные обозначения. При этом номер лада, на котором надо зажимать тот или иной аккорд, будет ставиться тут же, перед буквенным обозначением.

Вот принятые мною «клички» для основных аккордов:

Аппликатура 7-струнка 6-струнка
Am МЗ (малая звёздочка)
Dm БЗ (большая звёздочка)
E Л (лестница) ВЗ (верхняя звёздочка)
A Б (баррэ) БВ (большая вилка)
A7 РЗ (растянутая звёздочка) МВ (малая вилка)

Номер лада будем ставить маленькими цифрами перед буквами, например, 2 БЗ означает «большую звёздочку» на втором ладу.

Внимание!
Для испанского строя номер лада показывает, где находится БАРРЭ, то есть показывает положение указательного пальца, но в позиции баррэ. Однако на первом ладу все испанские аккорды баррэ не имеют, то есть баррэ как бы «залезает» на верхний порожек. Верхний порожек будем считать нулевым ладом. А это значит, что для испанского строя Am (Ля-минор) запишется как 0 МЗ , то есть как «малая звёздочка» на нулевом ладу. И все аналогичные аккорды будут записываться с нулём, то есть отсчитываться от порожка. А вот запись 1 МЗ уже означает Am# (Ля-минор-диез), то есть указательный палец ложится на первом ладу в позицию баррэ.
Для русского строя номер лада тоже показывает положение указательного пальца. То есть Am (Ля-минор) запишется как 1 МЗ , что значит – «малая звёздочка» на первом ладу. Исключение делается только для аккорда E (Ми) на первом ладу, где указательный палец меняет своё привычное положение. В этом случае отсчёт идёт от «нулевого» лада – от порожка, и «лесенка» запишется как 0 Л .

Различные дополнения к основным аккордам, например, любимую Высоцким игру мизинцем на первой струне, будем обозначать приплюсованной цифрой справа. Например, для семиструнки в строе Фа-мажор (т.е. на тон ниже стандарта) запись 3 МЗ +2 означает, что надо поставить на третьем ладу «малую звёздочку» плюс мизинец через лад. – Этим аккордом Владимир Семёнович любил заканчивать песни. На шестиструнке это будет Am 6 стандартного строя, а при пониженном строе его уже просто так не возьмёшь и такого звучания, как на семиструнке, не получишь.

Теперь первый куплет песни «Я не люблю» для 6-струнной гитары запишется примерно так (нюансы пока опустим, строй на тон ниже):

Для записи куплетов этой песни, звучащих в другой тональности, просто меняем цифры, которые обозначают лады. Очень просто и наглядно! Правда, песня всё равно не зазвучит правильно. Чтобы она зазвучала близко к оригиналу, нужно ставить оригинальные аккорды. А для этого надо выкинуть на помойку испанскую гитару и взять в руки русскую 🙂

В следующих главах я даю подробное описание всех аккордов Владимира Высоцкого для 7-струнной и 6-струнной гитар.

Источник

Как читать аппликатуры аккордов. Схемы с обозначениями и подробным описанием

Как читать аппликатуры аккордов. Общая информация

Если начинающий музыкант хочет изучать новые песни и расширять границы своих технических возможностей, то ему просто необходимо задаться вопросом как читать аппликатуры аккордов. Это один из ключевых моментов самостоятельного изучения инструмента. Даже если он занимается с преподавателем или перенимает опыт у более мастеровитых товарищей, то чтение аппликатур поможет сделать качественный рывок вперёд. Научиться это делать – несложный процесс. Но он должен входить в обязательную программу тех, кто хочет расширить свои знания в эстрадной, поп, рок-музыке.

Схема с обозначениями

На этой схеме сосредоточены основные обозначения, знание которых уже поможет ориентироваться в большинстве песен.

Подробное описание схемы

Для того, чтобы понять, как читать аппликатуры, следует ознакомиться с пустой диаграммой. Она представляет из себя схематичный гриф гитары. Если поставить её в подставке (или облокотить об стену), то можно мысленно перенести эту схему на ваш инструмент.

Что обозначает сетка аппликатуры?

Каждый прямоугольник означает лад. Линии отделяют один лад от другого. Точкой отсчёта считается как раз верхний порожек (см. ниже). Если он нарисован – значит нужно автоматически отсчитывать от «нулевого» лада (то есть лад после жирной линии будет первым). Если же этой жирной линии нет, то обычно указывают номер лада, от которого следует вести отсчёт.

Вертикальные линии обозначают струны. Слева направо – от шестой до первой. Таким образом, по сетке можно определить как струну, так и лад.

Номера пальцев левой руки

Эти номера используют не только в эстрадной, но и в классической гитаре.

Часто номера пальцев специально прописывают, когда рисуют аккорды для начинающих . Неопытный музыкант может неправильно поставить пальцы и заучить неудобную и даже вредную для суставов аппликатуру. Кроме того, одна и та же гармония может зажиматься разными способами, которые и обозначаются такими цифрами.

В редких случаях можно встретить букву «T». Она означает – большой палец. Это скорее нетрадиционный способ, который пользуются в жанрах блюз, рок, иногда в бардовской музыке и при игре в альтернативных строях. Чаще всего большим пальцем зажимаются либо басовые ноты, либо производится заглушка струн.

Обозначение верхнего порожка на сетке

Жирная чёрная полоса обозначает крайний толстый пластмассовый порожек, который обычно окрашен в белый цвет (иногда бывает кремовым или чёрным) – он приподнимает струны над грифом.

Буква обозначающая аккорд

Сверху подписывают общепринятое обозначение данного аккорда. Это буквы С, D, E, F, G, A, B (от «До» до «Си»). Это мажорные аккорды. К минорным подписывают «m» и так далее, в зависимости от самой гармонии. Часто встречающиеся гармонии обычно пишут как раз буквами, чтобы каждый раз не прописывать аппликатуры аккордов .

Точки на сетке

Чёрные точки, найденные на диаграмме, говорят нам, какие лады следует зажимать. Ориентируйтесь по струнам (вертикальным линиям) и их пересечениям с горизонтальными (которые дают лад). Фактически такую диаграмму можно перенести на реальный гриф, и они совпадут. Мысленно (или физически) можно распечатать одну из диаграмм аккордов (разумеется масштабы должны совпадать) и перенести на гриф вашей гитары.

Точки за сеткой аппликатуры

«Прозрачные» круглые точки обозначают струны, которые не зажимаются, но входят в аккорд. Обычно они выносятся за пределы нулевого порожка, и рисуются как бы вне диаграммы. Кстати, не обязательно всегда их играть. Они входят в состав, но не обязательно должны ярко прозвучать.

Цифры на точках

Цифры на точках как раз обозначают номер пальца, которым следует зажимать указанный лад на определённой струне.

Буквы на точках

Буквы – это ноты. Для тех, кто решил продвинуться дальше в своём гитарном мышлении, есть возможность выучить расположение нот на грифе. Чаще всего такие обозначения используются при игре боксов (мажорных и минорных гамм). К буквам добавляются диезы, бемоли. С помощью таких точек с буквами можно не только читать аппликатуры аккордов, но и постепенно запоминать, какая нота находится на том или ином ладу.

Что означает символ «X»

Он означает названия струн , которые не следует играть. Чаще всего это басовые ноты, которые не входят в состав аккорда. Но нередко бывают и «крестики» среди играющихся нот. Их необходимо глушить, изгибая сустав пальцев левой руки или используя ребро (подушечки пальцев) правой ладони. Обратите внимание, что «кресты» могут чередоваться с круглыми точками (которые играются).

Обозначение баррэ

Изогнутая линия (как скобка) опоясывающая лад. Нужно смотреть, что иногда она захватывает 4-5 струн, а иногда и все 6. Помимо скобки используется жирная чёрная линия, закрывающая определённые лады. Она не обязательно всегда на первом ладу. Иногда бывает малое баррэ на 3 или 4.

Номера ладов

Как раз если отойти от открытых аккордов, то можно встретить обозначения цифрами и сокращениями «fr» — от слова «fret» — «лад». Например, 5 fr – это пятый лад. Иногда номера обозначают римскими цифрами.

Примеры популярных аккордов

Конечно, начинать обучение следует с самых простых аккордов. Две точки (вроде Em) без дополнительных знаков. После того, как читать аппликатуры станет проще, можно приступать к более трудным гармониям с приглушёнными струнами, баррэ и комбинированными вариантами.

Источник

Оцените статью