Чувствительность клавиатуры цифрового фортепиано

Виды клавиш пианино

Клавиатура – это сердце инструмента. От совершенства ее механики напрямую зависят возможности музыканта раскрыть все краски музыкального произведения. Качественный цифровой инструмент позволяет развить виртуозные игровые навыки.

Механизм работы акустического фортепиано выстроен на сложном взаимодействии. При нажатии клавиш звук рождается с помощью внутренних рычагов, ремешков, струн и молоточков. Громоздкие фортепиано требуют особого ухода и чрезвычайно габаритны.

Цифровые пианино использовать удобнее. Они современнее и наделяют владельцев дополнительными возможностями. Главной задачей производителей является воплощение реалистичного акустического звучания в ограниченном пространстве корпуса цифрового пианино. И надо сказать, это прекрасно получается. Качественные цифровые пианино способны генерировать яркий и многогранный звук.

Механизм образования звука в пианино

Современные производители музыкальных электронных инструментов сумели достичь эталона и создали подобие концертных роялей в обличье цифровых пианино. Процесс в них выстраивается с помощью молоточкового механизма, который воздействует на датчик. Музыкант, играющий на таком инструменте, в полной мере чувствует необходимую отдачу клавиш от воздействия молоточков. Полноразмерные и взвешенные клавиши соответствуют размеру рояльной клавиатуры и имеют ювелирную балансировку.

Работа сенсоров в пианино

Ключевые типы клавиатур

Остановимся подробнее на типах клавиатур цифровых пианино. Среди разнообразия клавиатур инструментов можно выделить три основных их типа:

Молоточковая клавиатура максимально воспроизводит имитацию фортепианной динамики. Она подразделяется на два типа:

Градуированная клавиатура имеет ключевую характеристику «graded», что означает ее способность раскрывать всю градацию тембров и звуковой окраски. Словно вместо стандартной палитры красок у вас в руках оказались сотни или даже тысячи оттенков цветов.

Балансная клавиатура рождает более уравновешенный звук и позволяет отойти от фортепианных тембров к имитации других инструментов. Данную особенность чаще всего используют солидные синтезаторы и MIDI интерфейсы.

Полувзвешенная клавиатура позволяет воплотить определенные исполнительские нюансы. Это оптимальная середина выбора для начинающих. Она сочетает удобную разнохарактерную игру и доступную многим цену инструмента. Полувзвешенная клавиатура лишена молоточкового механизма, но качественно имитирует необходимый отклик клавиш.

Синтезаторная клавиатура обычно отличается меньшим размером клавиш. Они подразделяются на динамические и не динамические. У динамических клавиатур громкость звука варьируется интенсивностью и скоростью нажатия. Не динамические клавиатуры пассивно реагируют на разную степень нажатия и лишены характеристики активного звукоизвлечения.

Таким образом, из всех перечисленных видов молоточковая клавиатура цифрового пианино максимально повторяет ощущения игры на рояле и фортепиано. Она мастерски воплощает ценные нюансы фортепианной механики перехода от жестких клавиш к более легким.

Качественное цифровое пианино должно иметь 88 полноразмерных клавиш. Во взвешенной клавиатуре каждый элемент тщательно выверен по весу в зависимости от регистра. Громкость звучания напрямую зависит от силы нажатия. Причем чувствительность клавиатуры можно дополнительно отрегулировать специальными настройками. Бывают системы, распознающие до 3 степеней нажатия на клавишу. Для юных начинающих пианистов производители подготовили специальную функцию «SOFT», которая позволяет снизить степень нажатия для нетренированных детских рук.

В качестве образцов звука в цифровых пианино используются лучшие акустические рояли мира и сложнейшие алгоритмы генерации звуков. Важным параметром является полифония инструмента. Современные производители инструментов Casio и Yamaha достигли почти магических возможностей. Они позволяют воспроизводить до 256 нот одновременно, что дарит способность раскрыть даже мельчайшие оттенки произведения.

Типы механизмов

Создатели цифровых инструментов постоянно совершенствуют механику воспроизводства звука. Процесс содержит множество технологических тайн и хранится в строгом секрете. Именно поэтому каждый инструмент имеет эксклюзивный характер, соперничающий в мастерстве со своими собратьями. Рассмотрим популярные и востребованные у потребителей модели подробнее.

ROLAND

Инструменты бренда Roland обладают клавиатурой PHA-4. Этот передовой клавишный механизм относится к четвертому поколению молоточковых механизмов и выпускается в трех основных модификациях:

Механизм клавиатуры ROLAND PHA-4

Клавиши имеют специальное покрытие под слоновую кость. Клавиатура PHA-4 Concert имеет усложненную двойную конструкцию на деревянной основе. Наличие специального смягчающего демпфера позволяет избежать характерного для других моделей шума клавиш при интенсивной игре. Действие функции Escapement помогает контролировать технику исполнения легато. Клавишный механизм Roland позволяет исполнителю отражать музыкальное произведение правильным способом, подобно игре на реальном концертном рояле.

YAMAHA

Согласно мнению специалистов, механика клавиатуры Yamaha также превосходна, как и у Roland.

Механизм клавиатуры GH-3

Модели этой компании оснащены клавиатурами Graded Hammer 3 (GH3X/GH3) и Natural Wood. Эти клавиатуры, по заверению производителей, позволяют забыть о том, что в игре участвует цифровое пианино. Инструменты с такой механикой сопровождает насыщенный, аутентичный звук и абсолютное наслаждение игрой. Клавиатура Natural Wood выполнена из натурального дерева по уникальной технологии. Клавиши Graded Hammer 3 имеют благородную текстуру из синтетической слоновой кости. Такие типы клавиатур оснащены тремя датчиками и стабилизаторами. В качестве сэмплов клавиш Yamaha задействует тембры знаменитых роялей Yamaha CFX и Bösendorfer Imperial. Также, в работу клавиатур Yamaha встроен эффект Real Grand Expression. Суть его заключается в легком, но существенном для механики игры щелчке в конце хода клавиши.

KAWAI

Особый выразительный характер имеют цифровые пианино японской фирмы Kawai. Основатель компании Коити Каваи был талантливым изобретателем и запатентовал исключительную модель фортепиано, который сейчас воплощается в электронных аналогах. Широкий спектр серий цифровых пианино Kawai использует клавиатуры следующих типов:

— Responsive Hammer Compact Action (RH-C),

— Responsive Hammer II

— Advanced Hammer Action IV-F.

Клавиатура пианино KAWAI

Градуированные клавиатуры этих типов имеют 88 взвешенных клавиш. RH-C имеет покрытие Ivory Touch, которое достоверно имитирует слоновую кость. Исключительная технология Harmonic Imaging Kawai реализует любые задумки музыкальной экспрессии пианиста: от мелодичного пианиссимо до призывного фортиссимо.

Модели пианино Kawai рекомендуют приобретать музыкантам, работающим в классическом направлении. Именно Kawai обладает превосходным классическим концертным звучанием.

Клавиатура с пластиковыми клавишами RH II

CASIO

Широкая модельная линейка электронных музыкальных инструментов Casio постоянно обновляет ассортимент, совершенствуя механику и характеристики клавиатуры.

Серии Casio Privia и Casio Celviano оснащены запатентованной взвешенной молоточковой клавиатурой Tri-Sensor II с функцией Hammer Response. Ее 88 клавиш обладают тремя уровнями чувствительности и богатой полифонией от 128 до 256 звуков. При нажатии клавиши в действие вступает трех сенсорный молоточковый механизм.

Богатое многомерное звучание инструментов Casio достигается с помощью особой Air-технологии. Звуковой процессор Air обеспечивает богатство тембров и создает эффект резонанса струн. Опытный производитель Casio сделал всё возможное, чтобы превратить обычную комнату с инструментом в реалистичный концертный зал.

Среди всех известных производителей отчетливо прослеживается стремление создать прекрасный инструмент с богатым акустическим звучанием и идеальной фортепианной механикой. Технологии клавиатурной динамики неустанно совершенствуются и добиваются истинного мастерства. Еще 10 лет назад музыкальные преподаватели были против обучения игре на фортепиано на цифровых аналогах из-за разности ключевых нюансов техники игры и формирования неверных навыков. Сейчас отличия между акустическими фортепиано и электронными инструментами сглажены настолько, что не заметны даже опытным профессионалам.

Источник

Форум клавишников

работа для музыкантов

репетиционные базы Москвы

форум текстовиков

форум барабанщиков

Данный форум не предназначен для поиска клавишников !
Для этого есть специальный форум ПОИСК ГРУППЫ / МУЗЫКАНТОВ

Тема : Параметр:чувствительность к силе касания. И технология построения сенсоров в цифровых пианино в целом Время: 01.10.2015 22:08 Добрый день, друзья! Поясните. Что значит параметр «Настройки чувствительности к силе касания». Чем подробнее- тем лучше. А так же, поделитесь знаниями- как какие производители ЦП делают свои сенсоры? По какой технологии? Ссылки приветствуются.

Тема : Re: Параметр:чувствительность к силе касания. И технология построения сенсоров в цифровых пианино в целом Время: 02.10.2015 00:24

Не к силе, а к скорости.

Там просто все: под клавишей два контакта разной высоты. При нажатии клавиши сначала замыкается первый контакт, потом — второй. Чем быстрее (сильнее) нажимается клавиша, тем меньше время между срабатыванием этой пары контактов. Собственно говоря, все.

Настройка чувствительности — это настройка того, как контроллер будет интерпретировать этот временной интервал относительно громкости звучания сэмпла.

Зависимость может быть разная. В случае органа — это «ступенька». Для остальных инструментов, как правило, зависимость нелинейная.

Настройка чувствительности нужна для адаптации конкретного человека (его тактильных ощущений) к зависимости громкости (в первом приближении) от скорости нажатия клавиши.

В «продвинутых» инструментах меняется не только громкость, а так же тембральная составляющая. Для электромузыкальных инструментов (их имитации) может меняться уровень нелинейных искажений.

Тема : Re: Параметр:чувствительность к силе касания. И технология построения сенсоров в цифровых пианино в целом Время: 02.10.2015 00:46

Андрей, спасибо за ответ! Написал «к силе касания» ибо так, к примеру, написано на офф сайте ямахи.
А эти настройки чувствительности получается на программном уровне производятся, да?

Как вы считаете, насколько критичен этот показатель? После вашего объяснения я так понимаю, что не очень. Собираюсь покупать клаву для обучения. Выбираю между yamaha p-115, casio px-160 и roland f 130r. Приоритет- максимальное приближение тактильных ощущений к игре на реальном инструменте, во вторую очередь- звук (тут пока лидирует ямаха, потом роланд, потом касио). Все остальное (внешние динамики, запись, всякие эффекты и миллион звуков не нужны. Разве что электро пиано и орган)

Буду благодарен, если выскажете свое мнение по поводу этих инструментов или предложите свой вариант, желательно с обоснованием.

Если еще кто будет отписываться по теме, так же жду ваших советов, спасибо!

Тема : Re: Параметр:чувствительность к силе касания. И технология построения сенсоров в цифровых пианино в целом Время: 02.10.2015 00:57

>Андрей, спасибо за ответ! Написал «к силе касания» ибо так, к примеру, написано на офф сайте ямах.

Да не за что. Именно «сила» или «velocity»?

>А эти настройки чувствительности получается на программном уровне производятся, да?

Да, конечно! У Nord есть очень удобная настройка в этом плане: при игре органным тембром требуется совсем немного нажать на клавишу, в остальных случаях — чуть глубже. Очень удобно при игре глиссандо.

>Как вы считаете, насколько критичен этот показатель?

Вот тут Вам лучше спросить музыкантов, ибо я — инженер Мое мнение — не критично. Ну и ни кто не запрещает по-эксперементировать.

> После вашего объяснения я так понимаю, что не очень.

Нет. Это только моя точка зрения.

> Собираюсь покупать клаву для обучения. Выбираю между yamaha p-115, casio px-160 и roland f 130r. Приоритет- максимальное приближение тактильных ощущений к игре на реальном инструменте,

Т. е. на рояле? Тогда — спросите у спецов, что ближе к реальности. Хотя, эта тема уже уже оскомину всем набила Самые правильные ощущения у настоящего инструмента. Не буду советовать, ибо не компетентен.

> во вторую очередь- звук (тут пока лидирует ямаха, потом роланд, потом касио). Все остальное (внешние динамики, запись, всякие эффекты и миллион звуков не нужны. Разве что электро пиано и орган)

Ну Nord тут без вариантов Хотя, что тоже оскомина .

>Буду благодарен, если выскажете свое мнение по поводу этих инструментов или предложите свой вариант, желательно с обоснованием.

Все зависит от бюджета и от целей. Если приоритет на тактильных ощущениях — идите в магазин, и трогайте.
Что до «крутизны» звука — я за Nord.

Тема : Re: Параметр:чувствительность к силе касания. И технология построения сенсоров в цифровых пианино в целом Время: 02.10.2015 06:56

Андрей и Гимли! несогласен с Вами в тезисе «некритичности» параметра «Настройки чувствительности к силе касания». в случае: «от одного син-та, подошёл к другому»(да если они ещё с разной приводной механикой) приблизить тактильность в обоих случаях по возможности к ОДНОРОДНОСТИ достаточно важно(а в домашнем сетапе 3-4 инструмента достаточно распространённое явление . в ямаховских инструментах градаций
чувствительности к силе касания 5(на мой взгляд маловато), а градаций(диапазон) собственно скоростей нажатия клавиши 127. пианистам и этого нехватает. от мин. пиано. —-> 127——> макс. форте и нехватает
именно так комментировал И.Крутой (по ТВ) . похоже он выё. ся Тема : Re: Параметр:чувствительность к силе касания. И технология построения сенсоров в цифровых пианино в целом Время: 02.10.2015 11:14

Андрей, NIC01, снова спасибо за ответы!

«Сила или velocity» — брал инфу с русскоязычного сайта ямахи. Там написано «сила». (вот пример: http://ru.yamaha.com/ru/products/musical-instruments/keyboards/digitalpianos/p_s. 255/?mode=model )
Кстати, NIC01. По той же ссылке можно прочитать, что уровней у ямахи не 5, а 4, да и то, если считать «fixed»

По поводу бюджета- он до 100 тыс руб. Норд не потяну, да и не нужен он пока. На счет «идите в магазин, трогайте»- полностью согласен, однако чужое мнение всегда интересно послушать. Тем более по неопытности, могу что- то пропустить или не обратить внимание на то, на что следовало бы.
Набившую оскмину тему, можно особо не продолжать- это так, как доп вопрос.

Источник

Оцените статью