- Аккорд D на гитаре. Как правильно брать аккорд Ре, 30 вариаций
- Пояснения к используемым аппликатурам и обозначениям
- Состав аккордов D (ре-мажор) и Dm (ре-минор)
- Строение аккорда D (Ре-мажор) на гитаре
- Ре-мажор на 2 ладу
- Ре-мажор с баррэ на 5 ладу
- Ре-мажор с баррэ на 10 ладу
- Строение аккорда Dm (Ре-минор) на гитаре
- Ре-минор в открытой позиции
- Ре-минор с баррэ на 5 ладу
- Ре-минор с баррэ на 10 ладу
- Дополнительные позиции
- Популярные вариации аккорда D
- D7sus4
- Упражнения: популярные последовательности
- Мажорный аккорд
- Минорный аккорд
- Популярные песни с использованием аккорда D на гитаре
- Аккорд D на гитаре: Ре мажор – 33 аппликатуры, все позиции
- Строение аккорда
- Аппликатуры в позициях
- Открытая позиция
- II позиция
- III позиция
- V позиция
- VII позиция
- X позиция
- XII позиция
- Трезвучие в аппликатуре на три струны
- Аккорды и распространённые последовательности в Ре мажоре
- Песни в Ре мажоре
Аккорд D на гитаре. Как правильно брать аккорд Ре, 30 вариаций
Знание аккордов необходимо, если вы хотите играть на гитаре. Это та база, без которой дальнейшее обучение невозможно. Конечно, на любительском уровне не нужно уметь ставить руки в немыслимые позиции, чтобы извлекать сложные созвучия. Но нужно знать аппликатуры наиболее распространенных позиций основных аккордов.
Пояснения к используемым аппликатурам и обозначениям
Существуют разные способы записи созвучий. Мы будем использовать классические обозначения латинскими буквами.
D – ре-мажор;
Dm – ре-минор;
D7 – доминантсептаккорд ре;
Dm7 – малый минорный септаккорд ре и т.д.
Также мы будем пользоваться общепринятым принципом нумерации пальцев:
- указательный;
- средний;
- безымянный;
- мизинец.
Аппликатура
Желтыми кружками изображается, где нужно зажать струну. Желтый кружок на белом поле слева обозначает, что струна играется открытой. Если на струне нет кружка, то струна не играется.
Состав аккордов D (ре-мажор) и Dm (ре-минор)
Ре-мажор – это трезвучие, в состав которого входят ноты ре (D), ля (A) и фа-диез (F#).
Ре-минор – это трезвучие, в состав которого входят ноты (D), ля (A) и фа (F).
Обратите внимание, добавление других нот в мажорный и минорный аккорды изменят их название. Например, если в ре-мажор добавить ноту до (C), то получится доминантсептаккорд ре (D7).
Но, если в созвучие добавить ту же ноту, то его название останется неизменным, а его звучание обретет немного другой окрас.
Строение аккорда D (Ре-мажор) на гитаре
Ре-мажор играется в трех основных позициях: открытой, с баррэ на 5 ладу и с баррэ на 10 ладу. Также есть еще 4 дополнительные позиции, которые используются намного реже и практически не применяются в популярной музыке. Их используют для игры классических гитарных пьес и в джазе.
Ре-мажор на 2 ладу
Это самый популярный способ сыграть D.
Ре-мажор на 2 ладу
Возьмите в руки гитару и поставьте пальцы на гриф следующим образом:
- Указательный – на 3 струну, 2 лад;
- Средний – на 1 струну, 2 лад;
- Безымянный– на 2 струну, 3 лад;
- Мизинец подогните внутрь ладони;
- Четвертая струна остается открытой.
В открытой позиции ре-мажор исполняется только на первых четырех струнах. Если играть пятую и шестую струну, то в звучании появятся ненужные ноты.
Если вы новичок, то позиция, в которой играется ре-мажор, может показаться вам не самой удобной для последующей перестановки пальцев. Уделите этой аппликатуре особенное внимание. Потренируйтесь правильно зажимать струны.
Ре-мажор с баррэ на 5 ладу
Рассмотрим второй способ сыграть ре-мажор. С приобретением гитарного опыта вполне возможно, что именно эта позиция станет для вас излюбленной при исполнении аккорда.
Ре-мажор на 5 ладу
Зажмите баррэ на 5 ладу от 5 струны, второй, третий и четвертый пальцы расположите на 7 ладу на 4, 3 и 2 струнах.
Ре-мажор с баррэ на 10 ладу
В позиции с баррэ на 10 ладу ре-мажор играется в основном на электрогитаре. Его аппликатура выглядит следующим образом.
Ре-мажор на 10 ладу
Фактически это фа-мажор, сыгранный на 10 ладу:
Первый палец – зажимает большое баррэ;
Второй – 3 струна, 11 лад;
Третий – 5 струна, 12 лад;
Четвертый – 4 струна, 12 лад.
Следующие аппликатуры D на практике применяются очень редко. Поэтому мы не будем разбирать их подробно и ограничимся только изображениями. Если вам интересно, или в ваших планах исполнение композиций Пако де Лусии, Эла ди Меолы или Джорджа Гершвина, то вы можете потренироваться зажимать ре-мажор и в этих позициях.
Строение аккорда Dm (Ре-минор) на гитаре
Из всех аккордов, построенных от ноты ре, ре-минор является самым популярным. Он может быть сыгран в трех основных позициях и двух дополнительных.
Ре-минор в открытой позиции
Зажмите струны следующим образом:
- Первый палец: 1 струна, 1 лад;
- Второй: 3 струна, 2 лад;
- Третий: 2 струна, 3 лад.
Четвертую струну оставьте открытой, а мизинец подогните. Вообще в открытой позиции при игре аккордов, построенных от ноты ре, мизинец не участвует. Это очень удобно, потому что позволяет добавлять новые ноты в созвучие для придания ему разных тембральных оттенков.
Ре-минор
Данная позиция является очень удобной для игры популярных последовательностей: Dm – F –C и Dm – Am – E.
Ре-минор с баррэ на 5 ладу
Зажмите баррэ на 5 ладу; второй палец на 2 струне, 6 лад; третий и четвертый на 7 ладу, 4 и 3 струны.
Ре-минор на 5 ладу
Такой способ сыграть ре-минор очень популярен при игре на электрогитаре. В такой позиции звучание получается сочным и четким: ярким на верхних частотах и собранным и упругим на нижних.
Ре-минор с баррэ на 10 ладу
Зажмите баррэ на 10 ладу. Безымянный палец и мизинец расположите на 12 ладу, 5 и 4 струнах соответственно.
Ре-минор на 10 ладу
Так ре-минор играется достаточно редко. На акустической гитаре Dm так почти не исполняется.
Дополнительные позиции
Популярные вариации аккорда D
Обычно в любительской гитаре нечасто используются «сложные аккорды», то есть не минорные и мажорные трезвучия. Исключением являются некоторые вариации аккорда D. Их используют для украшения песни и придания ей романтического или загадочного настроения. Например, созвучие Dm7 вы можете встретить в знаменитой рождественской песне Let it snow. D7sus4 встречается в припеве песни «Щекотно» группы «Агата Кристи».
D7sus4
Упражнения: популярные последовательности
Перед тем как приступать к изучению песен, немного потренируйтесь переставлять аккорды в популярных последовательностях.
Если вы не знаете, какие-то аккорды из последовательностей, играемых в упражнении, то можете посмотреть аппликатуру.
Мажорный аккорд
Ре-мажор чаще используется в следующих последовательностях:
G – Em ‑ C ‑ D
Кстати, это «Когда твоя девушка больна» Виктора Цоя.
Em ‑ C ‑ G ‑ D
А это «Метель» Юрия Шевчука.
D ‑ F#m ‑ Bm – G
D ‑ Bm ‑ G ‑ A
Минорный аккорд
Ре-минор является очень удобным аккордом при исполнении практически любой последовательности. Все из-за того, что кисть вашей руки при зажатии струн находятся в естественной позиции. Если вы посмотрите на свои пальцы с тыльной стороны ладони, то увидите, что их длина идеально соответствует для расположения на струнах (Dm).
Dm – Am – E
Данная последовательность является одной из самых легких для исполнения, так как аппликатуры этих аккордов очень похожи.
Чтобы сыграть эту последовательность, просто переставляйте пальцы вверх.
Dm – F – C
Менять ре-минор на фа-мажор очень удобно из-за того, что средний палец всегда остается на месте. Если вам никак не удается правильно менять аккорд с баррэ на открытый и обратно, то лучшей тренировкой станет игра Dm – F.
Не нужно слишком много сидеть за упражнениями. Играйте песни. Только так вы запомните нужные позиции и поймете, как и когда их нужно играть.
Популярные песни с использованием аккорда D на гитаре
Аккорды, построенные от ноты ре, являются одними из самых применяемых в популярной музыке. Особенно это касается аккорда Dm. Особенно ‑ его связки с Am. Сыграйте самым простым боем «шестеркой» Am – Dm – C. Это 90% всех дворовых песен.
Ниже мы постарались подобрать популярные песни самых разных жанров, которые можно сыграть от ноты ре.
Если вы уже сейчас хотите сыграть какую-то песню, в которой не знаете 1 или 2 аккорда, не отчаивайтесь. Просто транспонируйте ее в другую тональность. Главное, не забывайте, что транспонировать надо все аккорды в песне, а не какой-то один.
Если вы любите классический русский рок (ДДТ, «Кино», «Наутилус», «Алиса»), то начните изучение D-аккордов со следующих песен:
Кино | ДДТ | Алиса | Наутилус Помпилиус | Агата Кристи |
Звезда по имени солнце | Метель | Сумерки | Прогулки по воде | Щекотно |
Последний герой | В последнюю осень | Стерх | Титаник | Корвет уходит в небеса |
Когда твоя девушка больна | Что такое осень | Лодка | Тутанхамон (в этой песне используются сложные аккорды. Попробуйте ее сыграть) | Легион |
Кончится лето | Я зажег в церквях все свечи | Мама | Крылья | Моряк |
Если вы предпочитаете легкие песни отечественной популярной музыки, то попробуйте поиграть вот такие композиции: Полина Гагарина – «Спектакль окончен», Валерия – «Часики», Вера Брежнева – «Реальная жизнь», Город 312 – «Вне зоны доступа», «Останусь».
Слушаете Круга, Шуфутинского и Новикова? Начните учить их хиты прямо сейчас. Ре-минор или ре-мажор встречаются в следующих композициях.
М. Круг | М. Шуфутинский | А. Новиков | В. Высоцкий |
Жиган-Лимон | Третье сентября | А на нарах | Баллада о брошенном корабле |
Купола | Пальма-де-Майорка | В захолустном ресторане | Банька по-белому |
Также вам можно посоветовать: Баста – «Медлячок» и Фактор 2 – «Война».
Наконец, если вы фанатеете от зарубежного рока, то для отработки аккордов D попробуйте сыграть AC/DC – «Highway to Hell», Avril Lavigne – «Complicated», Metallica – «Unforgiven».
Несмотря на то, какая вам музыка нравится, советуем выучить следующие композиции: «Виновата ли я», «Выйду ночью в поле с конем», «Клен ты мой опавший», «Пришел приказ», «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Зная их, вы станете душой любой компании.
Когда вы играете не просто последовательности, а песни – пойте. Во-первых, это поможет вам лучше запомнить звучание аккордов и когда их нужно переставлять. Во-вторых, это разовьет ваш слух. В-третьих, так вы будете получать больше удовольствия. Если вы стесняетесь, мурлычьте тексты себе под нос. В крайнем случае, пойте про себя.
Не нужно стесняться своих музыкальных предпочтений. Играйте и пойте те песни, которые нравятся именно вам. Только так обучение гитаре будет приносить свои плоды. Вкусы у всех людей разные. Главное, чтобы музыка доставляла вам удовольствие.
Тональности ре-мажор и ре-минор: подсказка начинающему композитору
Если вы осваиваете гитару не только для того, чтобы играть чужие песни, но и сочинять свои, то наряду с изучением аккордов, вам необходимо потратить время на изучение тональностей.
В таблице ниже представлены аккорды, которые входят в тональности ре-мажор и ре-минор.
Тональность | Основные аккорды | Дополнительные аккорды | ||||||
Ре-мажор | D | G | A | Bm | Em | F# | F#m | B |
Ре-минор | F | B | C | Dm | Gm | A | Am | D |
Обратите внимание, что эта таблица – всего лишь подсказка. Не нужно принимать ее за непреложную истину и всегда ей следовать. Не ограничивайте свое творчество. Ориентируйтесь на свой слух и вкус. В конце концов, такие великие музыканты, как Роберт Фрипп и Фрэнк Заппа, нарушали все возможные и невозможные правила музыки, но это не помешало им собирать полные залы поклонников.
Все вариации аккордов D
От ноты D (и D#) можно построить 30 различных аккордов. Не нужно пытаться сразу заучить их все. Начните с основных: мажорного и минорного трезвучий, а также септаккордов. Потом, если ваше увлечение гитарой перерастет во что-то большее, вы выучите и остальные.
Источник
Аккорд D на гитаре: Ре мажор – 33 аппликатуры, все позиции
Аккорд D на гитаре, или ре мажор согласно буквенно-цифровому обозначению. В названии латинская буква «D» – это нота (основной тон) ре. А отсутствие возле неё буквы «m» (минор) и каких-либо надстроек (7, 9, dim, aug и пр.), говорит о том, что аккорд мажорный, в «чистом» виде. Ещё иногда говорят «аккорд Д» – как читается.
Аккорд D отлично подходит к строю шестиструнной гитары. Две струны, 5-ая (ля) и 4-ая (ре) из 6 струн инструмента – это звуки ре мажора. Что позволяет использовать сочные, яркие аппликатуры D с открытыми струнами в разных позициях на грифе. А не только стандартные на баре, например, по системе CAGED. В общем, варианты ре мажора на гитаре представляются в солидном количестве. И, конечно же, самые интересные и распространённые формы D мы изучим.
Строение аккорда
В аккорде Ре мажор – три звука (ноты):
- Ре (D) – основной тон;
- Фа-диез (F#) – большая терция;
- Ля (A) – малая терция от Фа-диез (F#), или квинта от ре (D – основного тона).
В основной форме мажорного аккорда, как видите, три звука. Но в гитарных аппликатурах, часто используемых в аккомпанементе, эти звуки могут удваиваться и даже утраиваться. Особенность инструмента и для полноты звучания – и баррэ, и малое баррэ, и всякие разные аппликатуры на 4, 5 и все 6 струн.
Например, аккорд Ре мажор на гитаре в «нулевой» позиции – удваивается основной тон:
А для трезвучия – три звука, как изначально и есть в аккорде – тоже есть отдельные, специальные аппликатуры. Конечно, тоже применяются. Их изучим и освоим во второй части статьи.
Аппликатуры в позициях
Итак, разберём все позиции: по пальцам – как брать аккорд D на разных ладах. Для изучения – фото аппликатур, аккордовые сетки (схема) и аудио (как звучат рассматриваемые аккорды на акустической гитаре).
Аппликатуры как для начинающих, так и для гитаристов с опытом: с баррэ и без баррэ, упрощённые, с открытыми струнами.
В сетках пальцы обозначаются следующим образом:
- 1 – указательный;
- 2 – средний;
- 3 – безымянный;
- 4 – мизинец.
Открытая позиция
D на первых ладах – самый простой и самый лёгкий.
Аккорды не обязательно должны звучать как в аудиопримерах. Способ звукоизвлечения –какой вам больше нравиться. Просто удар по струнам, щипком, какой-то перебор, бой. Но, конечно, кроме тех, аппликатур, которые по-другому никак не сыграть. Например, если звучит только 5-ая, 4-ая и 2-ая струна – только щипком, перебором.
Как ставить пальцы:
- На 2-ом ладу: указательный – 3-ая струна, средний – 1-ая.
- Безымянный – 2-ая струна на 3-ем ладу.
- 4-ая струна – открытая, остальные басовые не звучат.
D/F# – к основной форме добавляется бас на 6-ой струне. Пригодится для красивых, плавных переходов по басовой линии на аккорд G, Em или F.
- на 2-ом ладу: указательным прижимаем 6-ую струну, средним – 3-ю, безымянным – 1-ую;
- мизинцем 2-ую струну на 3-ем ладу.
D/F# упрощённый – без 1-ой струны. Это не только схема для новичков (кто не может справиться с предыдущей аппликатурой), но и немного другой оттенок по звучанию.
Как зажать аккорд D в таком виде:
- указательным прижмите 6-ую струну на втором ладу, и подушечкой этого же пальца приглушите 5-ую струну, она не звучит в аккорде.
- 4-ая (ре) – открытая;
- средний – на 3-ю струну, 2 лад;
- мизинец – на 2-ю, 3 лад.
II позиция
Ре мажор в аппликатуре C (как «лесенка» на первых ладах) – основная форма во II позиции с баре.
- 6-ая басовая «не участвует».
- Указательным – малое баррэ – прижать 1-3 струны.
- Средний – 2-ая струна, 3 лад.
- Безымянный – 4-ая, 4 лад.
- Мизинец – 5-ая, 5 лад.
D в форме С, но без баррэ. Упрощённый вариант. Без 6-ой и 1-ой струны. Аппликатура пальцев сохраняется, как и в основной форме, но указательный прижимает только 3-ю струну.
D/A на II ладу с открытой 5-ой и 4-ой струной, в басу ля. И от того звучит более мощно, с насыщенным нижним регистром.
- На 1-3 струнах уже знакомый нам D из открытой позиции, но только на баррэ;
- Мизинец тянем на 6-ую струну, 5 лад, и следите за тем, чтобы он не приглушал соседние 5-ую и 4-ую.
D/A – на басовых. И, конечно, с соответствующим сравнительно низким, матовым звучанием.
- На 5-ом ладу: безымянный – на 6-ую струну, мизинец – на 5-ую.
- Средний – на 4-ую струну, 4 лад.
- Указательный – на 3-ю, 2 лад.
- 1-ая и 2-ая – не звучат.
D/F# – с терцией в басу, малое баррэ. Это тоже упрощённый аккорд на 4 струны во II позиции. «Лесенка» без басовых.
D/F# с квинтой (ля) на 1-ой струне. Разновидность предыдущей аппликатуры. Но добавляем мизинец – на 1-ую струну, 5-ый лад. Положение указательного в двух вариантах: 1 – как указано в сетке, только 3-ую струну (см. фото пальцев); 2 – баррэ на 3 струны.
III позиция
Рассматриваемые аккорды в этой позиции можно сыграть только щипком или перебором. Аппликатуры аккорда D, в которых звучат 3-4 струны.
D на 5-ой, 4-ой и 1 струнах. Звучит сухо, но интересно.
Немного похоже на аппликатуру G в нулевой позиции.
- Указательный – 4-ая струна, 4-ый лад.
- На 5-ом ладу: средний – 5-ая струна; безымянный – 1-ая.
D в форме С, но на 3-ёх струнах, без квинты (ля). На основе аппликатуры из II позиции. Фактически этого его более простой вариант. Звучат только 5-ая, 4-ая и 2-ая струна.
D в форме С с квинтой (ля) на 1 струне. Предыдущая аппликатура, только с добавлением мизинца. 6-ая и 3-ая струны не звучат.
V позиция
Классическое баррэ на 5 ладу в форме A. Брать его не совсем удобно. Иногда возникают определённые сложности с размещением трёх пальцев на одном ладу. Тем не менее, используется, довольно распространён. Также на основе этой аппликатуры есть целый ряд упрощённых вариантов, которые мы рассмотрим далее.
Как играть аккорд D:
- указательным прижимаем все струны, кроме 6-ой, на 5-ом ладу;
- на 7-ом ладу: мизинец – на 2-ую струну, безымянный – на 3-ую, средний – на 4-ую.
Упрощённая форма А без 6-ой и 1-ой. Безымянным нужно прижать на 7-ладу 4, 3 и 2 струны.
Без баррэ. Басовые не звучат. Лёгкий вариант ре мажора в V позиции. Его часто использовал Егор Летов в своих песнях.
С открытой 4-ой струной, без 6-ой и 5-ой. Ещё проще предыдущего. Прижимаются только лишь 1, 2 и 3-я струны. Но звучит ярко. Если будете играть боем, обязательно глушите басовые большим пальцем.
Без 6-ой и 1-ой, 4-ая открытая. Аппликатура без баррэ, и опять же с особым звуковым колоритом засчёт открытой 4-ой струны.
VII позиция
Баррэ в форме G в VII позиции. Аккорд больше теоритический, чем практический. Да, как и полагается по законам системы CAGED, он перемещается в свою позицию, сохраняя аппликатуру соль мажора из открытой позиции. Но вот так «скрючивать» пальцы, да и ещё с баррэ, мягко говоря, не совсем удобно. Но мы всё-таки рассмотрим этот D, так как на его основе есть упрощённые формы, которые используются в аккомпанементе. О них –далее в этом блоке.
- Указательным – баррэ на 7-ом ладу – только 4-е струны, без басовых.
- И остальные пальцы – в форму G.
Основная аппликатура без 1-ой струны. Уже проще. Но по звуку более густой: не такой яркий в отсутствие верхнего голоса. Но возможно именно такой вам и понадобится в аранжировке, песенном аккомпанементе.
D/F# – основная аппликатура без 6-ой струны. Баррэ, но полегче, и в звуке почти не проигрывает полной форме G на 7-ом ладу.
- Указательным прижать 4-е струны (без 6-ой и 5-ой).
- Безымянным – 5-ую струну на 9-ом ладу.
- Мизинцем – 1-ую, на 10-ом ладу.
D/A – малое баррэ, верхняя часть основной формы в VII позиции. Без 6-ой и 5-ой. Ещё один упрощённый. Не только перебором, но и боем – может отлично прозвучать.
И несколько разновидностей в этой позиции с открытыми струнами:
4-открытая, без 1-ой. Форма заковыристая, но попроще баррэ в форме G. Красивый саунд. Хотите, используйте как основной в аккомпанементе. А можно и в связке с другими вариантами D в этой позиции – как обыгровка.
5-ая открытая, без 1-ой. Внизу, на басовых, кварта: на 6-ой – ре; на 5-ой – ля. И звучит этот ре мажор по-особому мощно, с характерным «рычанием» в нижнем регистре.
- Указательным прижмите 4,3 и 2-ую струны на 7-ом ладу.
- Мизинцем – 6-ую, на 10-ом ладу. Следите затем, чтобы палец не глушил 5-ую струну.
D/F# c 4-ой открытой. Полный, красивый звук мажорного аккорда. Открытая струна ре насыщает аккорд, а на слух и не совсем ощущается, что всё-таки это VII позиция. Ведь в стандартной форме аккорд звучит более сухо, тоньше.
Небольшая растяжка для указательного и среднего пальцев. Второй вариант аппликатуры: 1-ую и 2-ую струну можно прижать мизинцем – мини-баррэ.
X позиция
10-ая позиция хоть и далеко, но тоже богата на аппликатуры.
Стандартный вариант – баррэ на 10 ладу в форме E. Аккорд звучит плотно, высоко.
- Указательным прижимаем все струны на 10-ладу.
- На 12-ом ладу: мизинец – на 4-ую струну, безымянный – на 5-ую.
- Средним – 3-ю струну на 11-ом ладу.
Упрощённые варианты этого аккорда – без баррэ:
Без 5-ой и 1-ой. Матовый, сухой звук. Если боем – не совсем хорошо звучит.
- Указательным прижать 6-ую струну на 10-ом ладу и приглушить 5-ую (подушечкой пальца).
- Средний, безымянный и мизинец выстраиваются «лесенкой» – соответственно на 2, 3 и 4 струне в позиции.
Без 6-ой и 1-ой. Ещё одна «модификация» без баррэ, часто используется в аккомпанементе. Удобная. И звучит хорошо.
В отличие от D с баррэ в X позиции, указательный прижимает только 2-ую струну. Постановка других пальцев – без изменений, как и в основной форме. 6-ая и 1-ая струны не звучат.
Малое баррэ на 4 струны. Чтобы не пережимать все струны на 10-ом ладу. Аппликатура будет удобна, если звучание басовых струн особо не требуется.
- Указательным – 1-ую и 2-ую струну на 10-ом ладу.
- Средний – 3-ая струна, 11 лад.
- Безымянный – 4-ая, 12 лад.
С 5-ой и 4-ой открытой. Очень своеобразный. Создаётся иллюзия того, что одновременно звучат два аккорда: один – в открытой позиции, другой – в 10-ой.
На верхних струнах (1, 2, 3) – трезвучие. И в басу – на 6-ой – основной звук.
C 4-ой открытой, без 6-ой и 1-ой. Открытый, красивый аккорд.
Пальцы выстраиваются в хитрую диагональ:)
- Указательный – на 2-ую струну, 10-ый лад.
- Средний – на 3-ю, 11-ый лад.
- 4-ую не прижимаем.
- Безымянный – на 5-ую, 12 лад.
На 4-ёх струнах, в закрытой позиции. Заковыристый. Сразу может сложиться впечатление, что такая «акробатика» не оправдана. Но чтобы понять всю саундовую силу, эксклюзив этой аппликатуры, запишите какую-нибудь ритм-партию (боем) на D в открытой позиции. А поверх неё сыграйте вторую партию ре мажора именно в этой аппликатуре – перебор, отдельные штрихи или бой.
Указательным, средним и безымянным – трезвучие на 2, 3 и 4 струне. А мизинец вытягиваем на 1-ую струну, 14 лад (F# – терция).
XII позиция
Аппликатура повторяется на октаву выше из открытой позиции. Всё тот же D – только 4-ую струну нужно прижимать. Поэтому постановка пальцев меняется.
D/F# – тоже почти вариант как на первых ладах, но в закрытой позиции. Без 5-ой и 1-ой струны.
D/F# – с терцией в басу, но с добавлением 4-ой открытой струны. Звучит сочней, полней.
- Потребуется небольшая растяжка: указательный – 5-ая струна на 12-ом ладу, средний – 6-ая, на 14-ом ладу.
- 4-ая не прижимается, но звучит, пальцы на соседних струнах не должны её касаться.
Трезвучие в аппликатуре на три струны
Ре мажор, как есть изначально – а это три звука (ре – основной тон, фа-диез – терция и ля – квинта) – можно взять в аппликатуре на трёх струнах. Причём не только основной вид аккорда, но и его обращения (с терцией, квинтой в нижнем голосе вместо основного тона).
Конечно, эти аппликатуры не так часто встретишь в песенном аккомпанементе. Но в своём аккордном арсенале есть смысл их держать. Например, для каких-то обыгровок, мелодических переходов; или если гитара в ритм-партии должна звучать сухо, а не полными аккордами на 4-6 струн; или как вариант для второй партии на фоне ритма первой партии и т.д.
Если отметить ре мажорное трезвучие и его обращения на всех струнах, то мы увидим очертания уже знакомых нам аппликатур D в позициях.
Но также видение звуков мажорного аккорда на грифе даёт возможность экспериментировать и в плане поиска оригинальных аппликатур, интересного звучания. Попробуйте найти свой вариант ре мажора.
Аккорды и распространённые последовательности в Ре мажоре
Аккорды, которые можно услышать в гармонической связке с Ре мажором (D) в песнях и других музыкальных произведениях – это, прежде всего, аккорды, построенные на ступенях мажорного лада от звука ре.
- I – D (ре );
- ii – Em (ми минор);
- iii – F#m (фа-диез минор);
- IV – G (соль мажор);
- V – A (ля мажор);
- vi – Bm (си минор);
- vii dim – C# (до-диез уменьшённый).
Получается гамма Ре мажор аккордами. Сыграйте её:
Конечно, есть песни в Ре мажоре, в которых используются и другие аккорды. На какой-то ступени может изменяться качество аккорда (например, не F#m, а F#), или же альтерируются ступени – например, в последовательности добавляется Bb или С.
Наиболее распространённые, популярные аккордовые последовательности в ре мажоре:
- D – G – A – D
- G – D – A – D
- D – Bm – G – A
- D – D – D – D – G – G – D – D – A – G – D – A (блюзовый квадрат)
Песни в Ре мажоре
Разумеется, это лишь только начало списка песен в Ре мажоре. Небольшая подборка. Хотите, возьмите её на заметку. А можно создать и собственную – от любимых исполнителей.
- Не стреляй – ДДТ
- А не спеть ли мне песню о любви – Чиж & Co
- Still Life – Чиж & Co
- Безобразная Эльза – Крематорий (вступление на аккорде D)
- Twist And Shout – The Beatles
- Thank You – Led Zeppelin
- Bad Moon Rising – Creedence Clearwater Revival
- Up Around The Bend – Creedence Clearwater Revival
Для желающих познать всю глубину аккорда D и вообще этой мажорной тональности – Прелюдия ре мажор И. С. Баха.
Завершаем статью. Изученные аппликатуры аккорда D помогут сделать аккомпанемент разнообразней, красивей, оригинальней. В кавер-версиях и собственных песнях, инструментальных темах. И кстати, аккорд ре мажор не только в одноимённой тональности используется, он есть и в ми миноре, си миноре, соль мажоре, ля мажоре и даже в ля миноре иногда встречается (например, в песне «Фантом»). Так что всегда будет востребован. И все накопленные знания по формам D, или, по крайней мере, их большую часть, вы наверняка примените на практике. Маните музу ре мажором 😉 Творчества и музыкальной энергии!
Аппликатуры других мажорных аккордов:
Источник