D53 аккорд с обращением

Трезвучие V ступени — доминантовым – Д53

Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием.

От того, какие терции входят в образование трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия.

Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:

1. Мажорное или Большое трезвучие состоит из б3 и м3, между крайними звуками образуется ч.5.: Б53= б3 + м3

2. Минорное или Малое трезвучие состоит из мЗ и бЗ, между крайними звуками образуется ч.5.: М53= м3 + б3

3. Увеличенное трезвучие состоит из двух б3, между крайними звуками образуется ув5.: Ув53=б3 + б3

4. Уменьшенное трезвучие состоит из двух м.З, между крайними звуками образуется ум.5.: Ум53= м3 + м3

Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются консонирующими интервалами. В число интервалов, составляющих увеличенное и уменьшенное трезвучия, входят диссонирующие интервалы (ув.5 и ум.5).

Из этого следует, что мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное — диссонирующими.

Каждый звук аккорда имеет свое название. Эти названия происходят от интервалов, образующихся в основном положении аккорда от нижнего звука к последующим.

Основной, или нижний, звук (тон) трезвучия называется примой, второй, или средний—т е р ц и е й, третий, или верхний — квинтой.

Трезвучие имеет два обращения:

1-ое обращение — секстаккорд , получается от переноса примы на октаву вверх,

2-ое обращение — квартсекстаккорд, получается от переноса примы и терции на октаву вверх.

Секстаккорд обозначается цифрой шесть (6). Квартсекстаккорд обозначается цифрами четыре — шесть (64)

· мажорный секстаккорд: Б6= м3+ч4;

· минорный секстаккорд: М6= б3+ч4;

· мажорный квартсекстаккорд: Б64= ч4+б3;

· минорный квартсекстаккорд: М64= ч4+м3.

ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА.

Трезвучие I ступени называется тоническим -Т53

Трезвучие IV ступени — субдоминантовым –S53

трезвучие V ступени — доминантовым – Д53

В мажорном ладу эти трезвучия — мажорные, они наиболее характерны для мажорного лада. Они ярче других трезвучий выражают ладовые функции (то есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков). Благодаря этому они называются главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени, Т, S, D: Т53/I, S53/IV, Д53/V.

Главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются, как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d:

Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов.

В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер,

а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, привносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада.

Д53 всегда используется в гармоническом миноре, т.е. всегда мажорное.

Д7 (Доминантсептаккорд) и его обращения.

Септаккорд —аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки септаккорда образуют интервал септимы, от этого и происходит название аккорда.

Септаккорд, который строится на V ст. мажора и гарм. минора, называется доминантсептаккордом.

Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия с добавленной сверху малой терцией: б3+м3+м3.53+м3).

Звуки доминантсептаккорда, считая от основного, называются: прима (основаной тон), терция, квинта и септима.

Доминантсептаккорд обозначается— Д7 (V7):

Доминантсептаккорд имеет три обращения, которые называются:

Для того, чтобы уметь строить доминантсептаккорд и его обращения в тональности и от данного звука, необходимо знать порядок расположения интервалов, составляющих эти аккорды, и ступени, на которых они строятся.

Доминантсептаккорд и его обращения требуют разрешения. Они разрешаются по принципу тяготения неустойчивых звуков в устойчивые:

Доминантсептаккорд — Д7 разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенной квинтой и утроенным основ. звуком;

Квинтсекстаккорд –Д65 разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенной примой;

Терцквартаккорд –Д43 разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным звуком в октаву;

Секундаккорд –Д2 разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной примой.

Из числа других септаккордов наиболее часто применяются вводные септаккорды. Они строятся на VII ступени натурального и гармонического мажора, а также гармонического минора и поэтому называются вводными.

В натуральном мажоре крайние звуки вводного септаккорда образуют малую септиму, вследствие чего он называется малым вводным. Малый вводный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия с добавлением сверху большой терции:

Малый вводный септаккорд встречается только в натуральном мажоре!

В гармоническом мажоре и гармоническом миноре крайние звуки вводного септаккорда образуют уменьшенную септиму, вследствие этого он называется уменьшенным вводным септаккордом. Уменьшенный вводный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия с добавлением сверху малой терции

Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие (Т53,t53) с удвоенной терцией:

После повторения этих правил выполните

несколько письменный заданий:

Напишите в тетрадях.

Потом перешлите, пожалуйста, мне свою работу на электронную почту natalyazolotova@ya.ru

1. Ступеневый состав аккордов:

T53 T6 T64 S53 S6 S64 D53 D6 D64
D7 D65 D43 D2 мVII7 умVII7

2. Интервальный состав аккордов:

Б53 М53 ув53 ум53 Б6 М6 Б64 М64
D7 D65 D43 D2 VII7 умVII7

3. Построить в нотой тетради (красиво. )

1) Построить от звука «соль» вверх (и вниз) аккорды:

Б53, М53 , Ув53, Ум53, Б6, М6, Б64, М64

2) В тональности e – moll (г) построить гамму, а затем построить главные трезвучия с обращениями (и с разрешением).

· В Гамме – выделить неустойчивые ступени закрашиванием, подписать римскими цифрами ступени, показать стрелками разрешение.

· Не забывайте, строя аккорды в тональности, ставить при ключе знаки!

· Обозначать аккорды снизу!

· Выделять неустойчивые звуки закрашиванием! Соблюдать в записи аккордов вертикаль и расстояния между аккордами.

· При выполнении всех требований – оценка «5»

· При выполнении заданий не полностью (без заданий в скобках) – «4»

· При выполнении заданий небрежно, кое — как и с большим количеством

Все ваши работы пойдут в зачёт экзамена!

Кто всё будет выполнять – может быть освобождён от экзамена!

Источник

ТРЕЗВУЧИЯ ГЛАВНЫХ СТУПЕНЕЙ ЛАДА С ОБРАЩЕНИЯМИ И РАЗРЕШЕНИЕМ

Трезвучия построенные на главных ступенях лада – I, IV, V – называются

трезвучиями главных ступеней лада.

На I ст. – тоническое Т53,

На IV ст.– субдоминанта, S53

На V ст. лада,- доминанта ,D53.

В натуральном мажоре трезвучия главных ступеней лада – мажорные: Т53, S53, D53. В гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие минорное -з s53

В натуральном миноре трезвучия главных ступеней лада – минорные: t53, s53,

d53. В гармоническом миноре доминантовое трезвучие мажорное — D53

Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения требуют разрешения в тонический аккорд. При разрешении устойчивый звук остаѐтся на месте, а два неустойчивых звука переходят по ладовому тяготению от субдоминанты на секунду вниз, а от доминанты – на секунду вверх. Таким образом получается следующая схема: S53 – T6 D53 – T64 S6 – T64 D6 – T53 S64 – T 53 D64 – T6

ПОБОЧНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА УМ53 И УВ53 В ЛАДУ С РАЗРЕШЕНИЕМ

Побочные трезвучия – это трезвучия построенные на II, III, VI, VII ступенях,

Ум53 встречается в натуральном и гармоническом мажоре и миноре.

В натуральном мажоре – на VII ст.

В натуральном миноре – на II ст.

В гармоническом мажоре – на II ст.

В гармоническом миноре – на VII # ст.

Разрешение Ум53: крайние звуки в сторону сужения, а средний – на секунду вниз. До мажор

ля минор

Ув53 встречается только в гармоническом мажоре и миноре.

В гармоническом мажоре – на VI b ст.

В гармоническом миноре – на III ст. 7

Разрешение Ув53: устойчивые звуки – остаются на месте, а неустойчивый

звук в мажоре – на секунду вниз, а в миноре – на секунду вверх. Таким образом,

Ув53 в мажоре разрешается в Т64, а в миноре – в t6.

СЕПТАККОРД. D7 И ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ ОБРАЩЕНИЯ D7 И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ

Аккорд, состоящий из 4 звуков, расположенных по терциям называется – септаккорд. Крайние звуки аккорда образуют интервал септима, отсюда его название. Каждый звук септаккорда имеет своѐ название: нижний звук – основание или прима, второй – терцовый звук или терция, далее — квинтовый звук или квинта, верхний – септима или вершина аккорда.

Септаккорд, построенный на V ступени натурального мажора и гармонического минора называется – доминантсептаккорд (D7),

D7 состоит из б3+м3+м3 (или мажорное трезвучие+м3). D7 неустойчивый аккорд и требует разрешения. Разрешается D7 в неполное тоническое трезвучие (без квинтового тона) с утроенным основным звуком.

D7 имеет 3 обращения:

D65 (доминантовый квинтсекстаккорд), — Строится на VII ступени натурального мажора и гармонического минора, состоит из м3+м3+б2 (или уменьшѐнное трезвучие+б2). Разрешается в полное тоническое трезвучие (Т53, t53)с удвоенным основным тоном.

D43 (доминантовый терцквартаккорд), Строится на II ступени натурального мажора и гармонического минора, состоит из м3+б2+б3. Разрешается в полное развѐрнутое тоническое трезвучие (Т53, t53) с удвоенным основным тоном в октаву.

D2 (доминантовый секундаккорд). Строится на IV ступени натурального мажора и гармонического минора, состоит из б2+б3+м3 (или б2+мажорное трезвучие). Разрешается в тонический секстаккорд (Т6, t6)с удвоенным основным тоном.

8.ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ

Септаккорд, построенный на VII ступени (вводный звук) лада называется – водным септаккордом (DVII7).

Малый вводный -MVII7 — строится на VII ступени натурального мажора и состоит из м3+м3+б3 (или уменьшѐнное трезвучие+б3). Крайние звуки MVII7 образуют интервал м7,

Уменьшённый УмVII7 – строится на VII ступени гармонического мажора и гармонического минора, состоит из м3+м3+м3+ (или уменьшѐнное трезвучие+м3). Крайние звуки умVII7 образуют интервал ум7,

Разрешаются вводные септаккорды в тоническое трезвучие с удвоенной терцией.

Вводные септаккорды могут плавно разрешаться через D65 в тоническое трезвучие.

Вводные септаккорды также имеют 3 обращения.

СЕПТАККОРД II СТУПЕНИ (II7).

Септаккорд, построенный на II ст. лада, называется септаккорд II ступени.

Поскольку в его состав входит субдоминантовое трезвучие, он называется субдоминантовый септаккорд.

В натуральном мажоре на II ст. строится малый минорный септаккорд, (М53+м3).

SII7 разрешается через D43 в тоническое трезвучие;

SII7 также имеет 3 обращения, наиболее часто из которых употребляется SII65,

т.к. его нижним звуком является субдоминанта.

АЛЬТЕРАЦИЯ И ХРОМАТИЗМ

Альтерация– это изменение основной ступени лада. Знаки альтерации: #, b, X, bb, бекар

Альтерируются лишь те неустойчивые ступени, которые отстоят на б2 (тон) от звуков тонического трезвучия.

в мажоре: II ступень повышается и понижается, IV ступень повышается, VI

ступень понижается (гармонический мажор);

в миноре: II ступень понижается, IV ступень понижается и повышается, VII

ступень повышается (гармонический минор).

В результате альтерации образуется явление, называемое хроматизмом.

Хроматизм (с греч. «краска»)– это повышение или понижение на полутон (м2)

диатонической ступени лада, обостряющее ее тяготение к соседней ступени.

Хроматизм в мелодии связан с хроматическими вспомогательными и проходящими звуками. Вспомогательный звук (ре-до#-ре или соль-ляb-соль ).

Проходящий звук, образует скольжение по полутонам между двумя разными звуками ( ре-ре#-ми или ля-ляb-соль).

Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 2668 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Читайте также:  Чем чистят накладку гитары
Оцените статью