D56 аккорд с разрешением

D56 аккорд с разрешением

Напомним, что септаккордом называют аккорд, состоящий из четырёх звуков, у которого интервалы между соседними звуками составляют терцию. Интервал между крайними звуками составляет септиму, что и легло в название аккорда.

Доминантсептаккорд

Вариантов септаккорда — великое множество. Самым распространённым является септаккорд, построенный от V ступени (в мажоре или гармоническом миноре). Поскольку V ступень носит имя «доминанта», то септаккорд, построенный от доминанты, называют доминантсептаккордом. Обозначается аккорд цифрой 7.

Например: A7. Звуки аккорда носят следующие названия (снизу вверх):

• Прима. Это основание аккорда, самый нижний звук;
• Терция;
• Квинта;
• Септима. Самый верхний звук. От примы до септимы — интервал «септима».

Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия, к которому сверху добавили малую терцию. Задействованы следующие интервалы (от примы к септиме): б.3, м.3, м.3.

Обращения доминантсептаккорда.

Аккорд имеет три обращения. В названия обращений входят интервалы между нижним звуком, основанием и вершиной. Приводим список названий обращений доминантсептаккорда, от какой ступени строятся и какие интервалы задействованы:
1. квинтсекстаккорд ( 6 /5). Строится на VII ступени. Интервалы: м.3, м.3, б.2
2. терцквартаккорд ( 4 /3). Строится на II ступени. Интервалы: м.3, б.2, б.3
3. секундаккорд (2). Строится на IV ступени. Интервалы: б.2, б.3, м.3

Запомните ступени, на которых строятся доминантсептаккорд и его обращения.

Доминантсептаккорд обозначается D7, в басу — основной тон, V ступень.

Доминантовый квинтсекстаккорд обозначается D65, в басу – терцовый тон, VII (VII + ) ступень.

Доминантовый терцквартаккорд обозначается D43, в басу – квинтовый тон, II ступень.

Доминантовый секундаккорд обозначается D2, в басу – тон септимы, IV ступень.

Разрешения

Поскольку в доминантсептаккорде и его обращениях есть диссонирующие интервалы, эти аккорды являются диссонирующими и требуют разрешения.

Их разрешают, используя систему тяготения неустойчивых звуков в устойчивые. Причём если эта система указывает для нескольких неустойчивых звуков один и тот же устойчивый, то несколько неустойчивых разрешаются в один устойчивый.

Правило разрешения обращений D7 практически не отличается от правила разрешения самого D7. Разница только в том, что у D7 основной тон идет в тонику, а у трех его обращений остается на месте. Терцовый тон идет на ступень вверх и разрешается в первую ступень. Квинтовый тон идет на ступень вниз, и разрешается в первую ступень. Тон септимы идет на ступень вниз и разрешается в третью ступень.

Например, доминантсептаккорд (4 звука) разрешается в неполное трезвучие (2 звука): II, V, VII ступени разрешаются в I ступень: D7 – разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенным квинтовым тоном и утроенным основным. В Москве его также принято называть тонической терции.

D65 – в Т53 разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном.

D43 – в развернутое тоническое трезвучие. У него также удваивается основной тон, но не в унисон, а в октаву. Благодаря этому трезвучие оказывается развернутым на ширину октавы.

D2 – в разрешается в тонический секстаккорд (т6) с удвоенным основным тоном.

Строение, обращение, разрешение D7 в миноре.

В миноре доминантсептаккорд так же строится от пятой ступени в гармоническом виде. Поэтому, он звучит так же мажорно как и в мажоре. В записи знак ставится при ноте.

Разрешение

В миноре доминантсептаккорд разрешается в такие же трезвучия как мажорные D7, сохраняются названия, только звучат минорно.

Проверка:

  1. На какой ступени строится D7?
    Ответ:

Из каких интервалов состоит D7?
Ответ:

Определить тональность по D7, подписать название аккорда.

Найти ошибку в каждом аккорде или названии.

По разрешенному аккорду определить вид обращенного D7 и D7, дописать недостающую ноту.

Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

Урок №12 (ТЕМА №1.12 Строение, обращение, разрешение МVII7, УмVII7 в мажоре и миноре.) >>

Тестовое занятие

Ваша заявка принята!
Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заходите в наши аккаунты в социальных сетях

Источник

Второй септаккорд. Разрешение в тонику и доминанту

Второй септаккорд II7 и его обращения

Септаккорд второй ступени II7 — представляет субдоминантовую группу.

II7 и его обращения могут стоять в любом месте построения. Этот аккорд является усложненной субдоминантой, поэтому перед ним может стоять любая простая субдоминанта (IV53 и обращения, II6, VI53). Разрешаться он может в тонику или доминанту.

Строение Второго септаккорда

II7 объединяет в себе трезвучия 2 и 4 ступеней.

В мажоре — м3+б3+м3

В гармоническом мажоре и миноре — м3+м3+б3

Разрешение второго септаккорда в тонику

При разрешении II7 в аккорды тонической группы следует помнить, что в разрешениях удваивается квинтовый тон.

II 43 → I 64 развернутый

Для примера я написала разрешение второго септа в тонику в Соль мажоре.

разрешение второго септа в тонику

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?fit=300%2C111″ data-large-file=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?fit=832%2C308″ src=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%B5%D0%BF%D1%82.jpg?resize=832%2C308″ alt=»» width=»832″ height=»308″ srcset=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=1024%2C379 1024w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=300%2C111 300w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=768%2C284 768w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?w=1664 1664w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?w=2496 2496w» sizes=»(max-width: 832px) 100vw, 832px» data-recalc-dims=»1″/>

Разрешение второго септаккорда в

доминанту

Второй септ и доминантсептаккорд имеют два общих звука: II и IV ступени. Они остаются на месте, другие два идут по правилу ладового тяготения. Ниже представлена схема разрешения II7 в аккорды доминанты и далее в тонику.

II7 → V43→ I53 развернутое

II43 → V7 → I53 неполное

Например, разрешим второй септаккорд и обращения в Ре миноре. Разрешим его в аккорды доминантсептовой группы и далее в тонику.

Источник

D56 аккорд с разрешением

Проходящие и вспомогательные 64

Проходящими называют аккорды, образующиеся между трезвучием и секстаккордом одной ступени. Чаще всего это структура квартсекстаккорда. Наиболее распространены обороты T – D 6 – T 6 , S – T 64 – S 6 (пример).

Функция проходящих аккордов незначительна, и оборот воспринимается как функционально-однородный.

Голосоведение плавное: бас и один из голосов движутся в противоположные стороны, 1 голос – на месте, оставшийся голос – на 2 вниз с возвратом.

Проходящий D 34 может образоваться между трезвучием и секстаккордом одной ступени (пример).

Голосоведение плавное: 2 голоса движутся параллельными 3 или 10, 1 голос — на месте, оставшийся голос – на 2 вниз с возвратом. Такое явление можно встретить в художественной практике (пример — Бетховен, соната № 2, 2 ч).

Проходящие аккорды могут также образоваться между диссонирующими аккордами – D 7 , вв 7 , II 7 и их обращениями.

Так, чаще всего между 7 и 56 возникает 64 , между 56 и 34 возникает 64 , между 34 и 2 образовывается 53 (пример – Бетховен, соната c — moll ).

Голосоведение: 2 общих звука на месте, остальные движутся в противоположном направлении.

Вспомогательными называют аккорды, образующиеся между трезвучием и его повторением на выдержанном басу. Такие аккорды используются для закрепления гармонии в каденциях, в дополнениях.

Чаще всего используются обороты D – T S 4 – D в половинной и T – S 64 – T в заключительной каденциях.

В качестве вспомогательного может выступить II 2 . Голосоведение плавное: общий голос (бас) на месте, а три звука движутся параллельно на 2 вверх с возвратом.

Вводный 7 и его обращения

Вводным называют септаккорд, построенный на 7 ступени мажора и гармонического минора.

— в натуральном мажоре это малый уменьшённый

— в гармоническом мажоре и миноре это уменьшённый

Вв 7 – некаданционныя гармония, получившая широкое распространение внутри построения, используется перед и после любой гармонии (пример – Верди «Аида») Но чаще всего используется после субдоминантовой гармонии, с которой он соединяется гармонически. Рамо называл его «аккордом ужаса», вкладывая в это название ощущение от фонизма, что предопределило широкое использование данной гармонии в музыке драматического или трагического содержания.

Разрешение двумя способами:

— в тонику. При этом бас и

— через соответствующие обращения D в тонику. При этом септима идёт на 2 вниз, а оставшиеся звуки на месте. (пример – вв 7 — D 6 ( D 56 )- t ).

Вв 7 – в тонику. При этом бас и терция идут вверх, а квмнта и септима – вниз. Тоника всегда с удвоением 3.

Вв 56 – в секстаккорд

Вв 34 – в секстаккорд

Вв 2 – в квартсекстаккорд (редко в 6 ступень)

Вводный 34 также может получить разрешение в Т 53 квартовым ходом баса и таким образом выступает в роли бифункциональной гармонии.

В творчестве Рахманинова данная гармония получила широкое употребление. Рахманинов использует этот аккорд с заменным тоном – квартой (вв 34 + 4 ). Это своеобразный лейтход в произведениях композитора. Кварта делает вв7 ладово определённым.

Вв 7 может участвовать в оборотах проходящего типа. Так, чаще всего между 7 и 56 возникает 64 , между 56 и 34 возникает 64 , между 34 и 2 образовывается 53 Голосоведение: 2 общих звука на месте, остальные — в противоположном движении (пример – Бетховен, соната c — moll ).

Доминантсептаккорд и его обращения

Доминантсептаккордом называется септаккорд, построенный на 5 ступени мажора и гармонического минора. По структуре это малый мажорный септаккорд. По функции – яркий представитель D -группы. Широко применяется в заключительных каденциях, в заключительных каденциях в учебной практике не применяется.

D 7 бывает полный, неполный (с пропуском квинты) и с секстой (вместо квинты). Так же как и остальные аккорды может быть в тесном и широком расположении.

Разрешение: D 7 может разрешиться в тонику или в VI ступень (пример – Гурилёв, «Матушка-голубушка»).

прима– скачком в тонику или на месте (либо на 2 вниз при разрешении в VI )

терция – на 2 вверх

квинта и септима – на 2 вниз

Приготовление D 7

— S -гармонии септима должна быть приготовлена, т.е. оставлена на месте

— после D и D 6 септима может быть проходящей, т.е. появляться в нисходящем поступенном движении

— септима может появляться скачком, чаще восходящим после D , T , K 64.

При соединении с К 64 бас остаётся на месте, а три голоса идут на 2 вниз. При построении D 7 в положении септима не брать.

Обращения D 7 могут также применяться внутри построения. Исключением является D 2 , который может быть применён в серединной каденции (пример K — D — D 2 — T ).

Обращения также могут быть 3х видов – полные, неполные и с секстой. Исключение – D 34 , где квинта — это бас (пример – D 2 + 6 ).

Разрешение – только в соответствующую тонику, в VI не разрешаются (в учебных работах).

Голосоведение – такое же, как у D 7 .

Приготовление такое же, поведение септимы такое же.

D34 может участвовать в оборотах проходящего типа. При этом бас и один из голосов движутся параллельными 3 или 10, общий звук на месте, а оставшийся звук – на 2 вниз с возвратом.

D 7 может переходить в свои обращения. При этом септима в квинту, квинта в терцию, терция в приму. Недопустимо септиму в приму. Если происходит движение не на соседний тон, то лучше идти от простой гармонии к сложной (пример – Моцарт, соната D — dur ).

Между D7 и его обращениями возможны проходящие гармонии. Голосоведение традиционное.

Наряду с плавным разрешением звуков D7 в тонику существуют другие варианты голосоведения при разрешении.

— терция D 7 , находясь в альте либо в теноре, может пойти на 3 вниз при условии, что другие голоса не движутся с ней в одном направлении. Так полный D 7 может разрешиться в полное T 53 .

— скачки прим, квинт, двойные скачка гармонизуются универсально – D 2 — T 6 .

— реже скачки прим гармонизуются D 34, а квинт – D 56.

— возможны скачки терций. Удвоение – ненормативное.

— в заключительной каденции ради получения её совершенного вида допускается разрешение неполного D7 в мелодическом положении примы в тонику скачком прим. При этом образуются параллельные октавы. Они допустимы.

Септаккорд 2 ступени

Септаккордом II ступени называют септаккорд, построенный на 2 ступени гармонического мажора и минора.

— в мажоре это малый минорный

— в миноре и гармоническом мажоре это малый уменьшённый

Септаккорд II 7 употребляется в любых частях формы – как внутри построения, так и в каденциях, широко используется в плагальных оборотах.

Приготовление: тоника перед II 7 — септима должна оставаться на месте , более слабая S ( VI , S , II 6) (пример – Моцарт, соната для скрипки)

1)В тонику: септима — на месте

II56 – T, T 6 , K 64

II43 – K 64 , T, T 6

II 2 – T (пример – Гурилёв, «Матушка-голубушка»)

а)консонирующую II 7 – D = D — T (пример — II 7 — D 6 , II 7 -D неп )

б)диссонирующую II 7 -вв 7 по кругу (пример — II 7 -вв 56 )

II 7 -D 7 по кресту (пример — II 7 -D 34 )

Возможно соединение трёх септаккордов по кругу:

II 7 — вв 56 — D 34

II 2 — вв 7 — D 56 (пример)

Возможно соединение двух септаккордов:

II 7 неп – D 7 (пример)

Септаккорд II 7 и его обращения могут участвовать в оборотах проходящего типа. Например, II 2 может использоваться в плагальном дополнении (пример). Голосоведение плавное: общий голос (бас) на месте, а три звука движутся параллельно на 2 вверх с возвратом.

Менее употребительные аккорды D- группы

К менее употребительным аккордам D -группы относятся D 9 , D +6 , D 7 +6 , вв 34 +4 .

Доминантнонаккорд ( D 9 ) – один из представителей D -группы. В его основе лежит D 7 с добавленной ноной к основному тону.

Различают большой и малый нонаккорд. Большой нонаккорд возможен только в мажоре, малый – в гармоническом мажоре и миноре.

Используется в неполном виде (без квинты).

По интенсивности тяготения не уступает D 7 т.к. содержит и сам D 7 и вв 7 (пример).

Используется нонаккорд в каденциях, перед D 7 т.к. на одном с ним басу, характерном для каденции. Используется в мелодическом положении ноны.

1)В тонику, при этом бас идёт в тонику, а остальные голоса – как в вв 7 . Неполный D 9 всегда разрешается в полную тонику.

2)Через D 7 , при этом используется как задержание. Нона идёт на 2 вниз, а остальные голоса на месте.

Нонаккорд удобен для гармонизации нисходящей секунды 6-5 ступени (пример – Шуман, «Листок из альбома»).

К менее употребительным аккордам D -группы относятся и аккороды с заменными тонами.

D 7 +6 – ещё один представитель D -группы. Секста, использующаяся вместо квинты, делает этот аккорд ладово определённым. Секста может использоваться как задержание к D (пример – Гурилёв, «Матушка-голубушка»).

1)В тонику, при этом секста нисходящей терцией перейдёт в тонику, бас – в основной тон, терция — на 2 вверх, септима — на 2 вниз.

2)Через D 7 в тонику, при этом образуется характерный ход сексты 3-2-1 ступень в тонику, бас – в основной тон, терция — на 2 вверх, септима — на 2 вниз.

Данный аккорд нашёл широкое применение в творчестве Шопена и получил название «шопеновской доминанты».

D +6 также используется. Секста, как и в D 7+6 делает аккорд ладово определённым.

Ещё один представитель — Вв34+4. Кварта, взятая вместо терции, делает вв 34 +4 ладово определённым. Может также разрешаться сразу в тонику и через D . Данная гармония получила широкое употребление в творчестве Рахманинова. Композитор использовал вв 34 + 4 с S -оттенком и разрешал сразу в тонику (пример). Это своеобразный лейтход в произведениях Рахманинова.

Каденцией называется мелодико-гармонический оборот, завершающий музыкальное построение, изложение музыкальной мысли.

По своему местоположению в периоде каденции разделяют на серединные и заключительные . Каденции различаются по функциональным свойствам последнего аккорда (например, серединная D -я или S -я, заключительная – Т. Это создаёт тяготение на расстоянии неустойчивой серединной гармонии в устойчивой заключительной).

С гармонической точки зрения все каденции разделяются на устойчивые ( T ) и неустойчивые ( D или S ).

Устойчивые тоже разделяются на:

— полные ( S — D — T )

— плагальные ( S — T )

— автентические ( D — T )

По гармоническому составу разделяются на полные (с остановкой на Т) и половинные (с остановкой на S или D ).

Источник

Читайте также:  Детские танцы для детей детского сада ноты
Оцените статью