- D56 аккорд с разрешением
- Доминантсептаккорд
- Обращения доминантсептаккорда.
- Разрешения
- Строение, обращение, разрешение D7 в миноре.
- Разрешение
- Проверка:
- Тестовое занятие
- Второй септаккорд. Разрешение в тонику и доминанту
- Второй септаккорд II7 и его обращения
- Строение Второго септаккорда
- Разрешение второго септаккорда в тонику
- Разрешение второго септаккорда в
- доминанту
- D56 аккорд с разрешением
D56 аккорд с разрешением
Напомним, что септаккордом называют аккорд, состоящий из четырёх звуков, у которого интервалы между соседними звуками составляют терцию. Интервал между крайними звуками составляет септиму, что и легло в название аккорда.
Доминантсептаккорд
Вариантов септаккорда — великое множество. Самым распространённым является септаккорд, построенный от V ступени (в мажоре или гармоническом миноре). Поскольку V ступень носит имя «доминанта», то септаккорд, построенный от доминанты, называют доминантсептаккордом. Обозначается аккорд цифрой 7.
Например: A7. Звуки аккорда носят следующие названия (снизу вверх):
• Прима. Это основание аккорда, самый нижний звук;
• Терция;
• Квинта;
• Септима. Самый верхний звук. От примы до септимы — интервал «септима».
Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия, к которому сверху добавили малую терцию. Задействованы следующие интервалы (от примы к септиме): б.3, м.3, м.3.
Обращения доминантсептаккорда.
Аккорд имеет три обращения. В названия обращений входят интервалы между нижним звуком, основанием и вершиной. Приводим список названий обращений доминантсептаккорда, от какой ступени строятся и какие интервалы задействованы:
1. квинтсекстаккорд ( 6 /5). Строится на VII ступени. Интервалы: м.3, м.3, б.2
2. терцквартаккорд ( 4 /3). Строится на II ступени. Интервалы: м.3, б.2, б.3
3. секундаккорд (2). Строится на IV ступени. Интервалы: б.2, б.3, м.3
Запомните ступени, на которых строятся доминантсептаккорд и его обращения.
Доминантсептаккорд обозначается D7, в басу — основной тон, V ступень.
Доминантовый квинтсекстаккорд обозначается D65, в басу – терцовый тон, VII (VII + ) ступень.
Доминантовый терцквартаккорд обозначается D43, в басу – квинтовый тон, II ступень.
Доминантовый секундаккорд обозначается D2, в басу – тон септимы, IV ступень.
Разрешения
Поскольку в доминантсептаккорде и его обращениях есть диссонирующие интервалы, эти аккорды являются диссонирующими и требуют разрешения.
Их разрешают, используя систему тяготения неустойчивых звуков в устойчивые. Причём если эта система указывает для нескольких неустойчивых звуков один и тот же устойчивый, то несколько неустойчивых разрешаются в один устойчивый.
Правило разрешения обращений D7 практически не отличается от правила разрешения самого D7. Разница только в том, что у D7 основной тон идет в тонику, а у трех его обращений остается на месте. Терцовый тон идет на ступень вверх и разрешается в первую ступень. Квинтовый тон идет на ступень вниз, и разрешается в первую ступень. Тон септимы идет на ступень вниз и разрешается в третью ступень.
Например, доминантсептаккорд (4 звука) разрешается в неполное трезвучие (2 звука): II, V, VII ступени разрешаются в I ступень: D7 – разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенным квинтовым тоном и утроенным основным. В Москве его также принято называть тонической терции.
D65 – в Т53 разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном.
D43 – в развернутое тоническое трезвучие. У него также удваивается основной тон, но не в унисон, а в октаву. Благодаря этому трезвучие оказывается развернутым на ширину октавы.
D2 – в разрешается в тонический секстаккорд (т6) с удвоенным основным тоном.
Строение, обращение, разрешение D7 в миноре.
В миноре доминантсептаккорд так же строится от пятой ступени в гармоническом виде. Поэтому, он звучит так же мажорно как и в мажоре. В записи знак ставится при ноте.
Разрешение
В миноре доминантсептаккорд разрешается в такие же трезвучия как мажорные D7, сохраняются названия, только звучат минорно.
Проверка:
- На какой ступени строится D7?
Ответ:
Из каких интервалов состоит D7?
Ответ:
Определить тональность по D7, подписать название аккорда.
Найти ошибку в каждом аккорде или названии.
По разрешенному аккорду определить вид обращенного D7 и D7, дописать недостающую ноту.
Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:
Урок №12 (ТЕМА №1.12 Строение, обращение, разрешение МVII7, УмVII7 в мажоре и миноре.) >>
Тестовое занятие
Ваша заявка принята!
Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Заходите в наши аккаунты в социальных сетях
Источник
Второй септаккорд. Разрешение в тонику и доминанту
Второй септаккорд II7 и его обращения
Септаккорд второй ступени II7 — представляет субдоминантовую группу.
II7 и его обращения могут стоять в любом месте построения. Этот аккорд является усложненной субдоминантой, поэтому перед ним может стоять любая простая субдоминанта (IV53 и обращения, II6, VI53). Разрешаться он может в тонику или доминанту.
Строение Второго септаккорда
II7 объединяет в себе трезвучия 2 и 4 ступеней.
В мажоре — м3+б3+м3
В гармоническом мажоре и миноре — м3+м3+б3
Разрешение второго септаккорда в тонику
При разрешении II7 в аккорды тонической группы следует помнить, что в разрешениях удваивается квинтовый тон.
II 43 → I 64 развернутый
Для примера я написала разрешение второго септа в тонику в Соль мажоре.
разрешение второго септа в тонику
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?fit=300%2C111″ data-large-file=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?fit=832%2C308″ src=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%B5%D0%BF%D1%82.jpg?resize=832%2C308″ alt=»» width=»832″ height=»308″ srcset=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=1024%2C379 1024w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=300%2C111 300w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=768%2C284 768w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?w=1664 1664w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?w=2496 2496w» sizes=»(max-width: 832px) 100vw, 832px» data-recalc-dims=»1″/>
Разрешение второго септаккорда в
доминанту
Второй септ и доминантсептаккорд имеют два общих звука: II и IV ступени. Они остаются на месте, другие два идут по правилу ладового тяготения. Ниже представлена схема разрешения II7 в аккорды доминанты и далее в тонику.
II7 → V43→ I53 развернутое
II43 → V7 → I53 неполное
Например, разрешим второй септаккорд и обращения в Ре миноре. Разрешим его в аккорды доминантсептовой группы и далее в тонику.
Источник
D56 аккорд с разрешением
Проходящие и вспомогательные 64
Проходящими называют аккорды, образующиеся между трезвучием и секстаккордом одной ступени. Чаще всего это структура квартсекстаккорда. Наиболее распространены обороты T – D 6 – T 6 , S – T 64 – S 6 (пример).
Функция проходящих аккордов незначительна, и оборот воспринимается как функционально-однородный.
Голосоведение плавное: бас и один из голосов движутся в противоположные стороны, 1 голос – на месте, оставшийся голос – на 2 вниз с возвратом.
Проходящий D 34 может образоваться между трезвучием и секстаккордом одной ступени (пример).
Голосоведение плавное: 2 голоса движутся параллельными 3 или 10, 1 голос — на месте, оставшийся голос – на 2 вниз с возвратом. Такое явление можно встретить в художественной практике (пример — Бетховен, соната № 2, 2 ч).
Проходящие аккорды могут также образоваться между диссонирующими аккордами – D 7 , вв 7 , II 7 и их обращениями.
Так, чаще всего между 7 и 56 возникает 64 , между 56 и 34 возникает 64 , между 34 и 2 образовывается 53 (пример – Бетховен, соната c — moll ).
Голосоведение: 2 общих звука на месте, остальные движутся в противоположном направлении.
Вспомогательными называют аккорды, образующиеся между трезвучием и его повторением на выдержанном басу. Такие аккорды используются для закрепления гармонии в каденциях, в дополнениях.
Чаще всего используются обороты D – T S 4 – D в половинной и T – S 64 – T в заключительной каденциях.
В качестве вспомогательного может выступить II 2 . Голосоведение плавное: общий голос (бас) на месте, а три звука движутся параллельно на 2 вверх с возвратом.
Вводный 7 и его обращения
Вводным называют септаккорд, построенный на 7 ступени мажора и гармонического минора.
— в натуральном мажоре это малый уменьшённый
— в гармоническом мажоре и миноре это уменьшённый
Вв 7 – некаданционныя гармония, получившая широкое распространение внутри построения, используется перед и после любой гармонии (пример – Верди «Аида») Но чаще всего используется после субдоминантовой гармонии, с которой он соединяется гармонически. Рамо называл его «аккордом ужаса», вкладывая в это название ощущение от фонизма, что предопределило широкое использование данной гармонии в музыке драматического или трагического содержания.
Разрешение двумя способами:
— в тонику. При этом бас и
— через соответствующие обращения D в тонику. При этом септима идёт на 2 вниз, а оставшиеся звуки на месте. (пример – вв 7 — D 6 ( D 56 )- t ).
Вв 7 – в тонику. При этом бас и терция идут вверх, а квмнта и септима – вниз. Тоника всегда с удвоением 3.
Вв 56 – в секстаккорд
Вв 34 – в секстаккорд
Вв 2 – в квартсекстаккорд (редко в 6 ступень)
Вводный 34 также может получить разрешение в Т 53 квартовым ходом баса и таким образом выступает в роли бифункциональной гармонии.
В творчестве Рахманинова данная гармония получила широкое употребление. Рахманинов использует этот аккорд с заменным тоном – квартой (вв 34 + 4 ). Это своеобразный лейтход в произведениях композитора. Кварта делает вв7 ладово определённым.
Вв 7 может участвовать в оборотах проходящего типа. Так, чаще всего между 7 и 56 возникает 64 , между 56 и 34 возникает 64 , между 34 и 2 образовывается 53 Голосоведение: 2 общих звука на месте, остальные — в противоположном движении (пример – Бетховен, соната c — moll ).
Доминантсептаккорд и его обращения
Доминантсептаккордом называется септаккорд, построенный на 5 ступени мажора и гармонического минора. По структуре это малый мажорный септаккорд. По функции – яркий представитель D -группы. Широко применяется в заключительных каденциях, в заключительных каденциях в учебной практике не применяется.
D 7 бывает полный, неполный (с пропуском квинты) и с секстой (вместо квинты). Так же как и остальные аккорды может быть в тесном и широком расположении.
Разрешение: D 7 может разрешиться в тонику или в VI ступень (пример – Гурилёв, «Матушка-голубушка»).
прима– скачком в тонику или на месте (либо на 2 вниз при разрешении в VI )
терция – на 2 вверх
квинта и септима – на 2 вниз
Приготовление D 7
— S -гармонии септима должна быть приготовлена, т.е. оставлена на месте
— после D и D 6 септима может быть проходящей, т.е. появляться в нисходящем поступенном движении
— септима может появляться скачком, чаще восходящим после D , T , K 64.
При соединении с К 64 бас остаётся на месте, а три голоса идут на 2 вниз. При построении D 7 в положении септима не брать.
Обращения D 7 могут также применяться внутри построения. Исключением является D 2 , который может быть применён в серединной каденции (пример K — D — D 2 — T ).
Обращения также могут быть 3х видов – полные, неполные и с секстой. Исключение – D 34 , где квинта — это бас (пример – D 2 + 6 ).
Разрешение – только в соответствующую тонику, в VI не разрешаются (в учебных работах).
Голосоведение – такое же, как у D 7 .
Приготовление такое же, поведение септимы такое же.
D34 может участвовать в оборотах проходящего типа. При этом бас и один из голосов движутся параллельными 3 или 10, общий звук на месте, а оставшийся звук – на 2 вниз с возвратом.
D 7 может переходить в свои обращения. При этом септима в квинту, квинта в терцию, терция в приму. Недопустимо септиму в приму. Если происходит движение не на соседний тон, то лучше идти от простой гармонии к сложной (пример – Моцарт, соната D — dur ).
Между D7 и его обращениями возможны проходящие гармонии. Голосоведение традиционное.
Наряду с плавным разрешением звуков D7 в тонику существуют другие варианты голосоведения при разрешении.
— терция D 7 , находясь в альте либо в теноре, может пойти на 3 вниз при условии, что другие голоса не движутся с ней в одном направлении. Так полный D 7 может разрешиться в полное T 53 .
— скачки прим, квинт, двойные скачка гармонизуются универсально – D 2 — T 6 .
— реже скачки прим гармонизуются D 34, а квинт – D 56.
— возможны скачки терций. Удвоение – ненормативное.
— в заключительной каденции ради получения её совершенного вида допускается разрешение неполного D7 в мелодическом положении примы в тонику скачком прим. При этом образуются параллельные октавы. Они допустимы.
Септаккорд 2 ступени
Септаккордом II ступени называют септаккорд, построенный на 2 ступени гармонического мажора и минора.
— в мажоре это малый минорный
— в миноре и гармоническом мажоре это малый уменьшённый
Септаккорд II 7 употребляется в любых частях формы – как внутри построения, так и в каденциях, широко используется в плагальных оборотах.
Приготовление: тоника перед II 7 — септима должна оставаться на месте , более слабая S ( VI , S , II 6) (пример – Моцарт, соната для скрипки)
1)В тонику: септима — на месте
II56 – T, T 6 , K 64
II43 – K 64 , T, T 6
II 2 – T (пример – Гурилёв, «Матушка-голубушка»)
а)консонирующую II 7 – D = D — T (пример — II 7 — D 6 , II 7 -D неп )
б)диссонирующую II 7 -вв 7 по кругу (пример — II 7 -вв 56 )
II 7 -D 7 по кресту (пример — II 7 -D 34 )
Возможно соединение трёх септаккордов по кругу:
II 7 — вв 56 — D 34
II 2 — вв 7 — D 56 (пример)
Возможно соединение двух септаккордов:
II 7 неп – D 7 (пример)
Септаккорд II 7 и его обращения могут участвовать в оборотах проходящего типа. Например, II 2 может использоваться в плагальном дополнении (пример). Голосоведение плавное: общий голос (бас) на месте, а три звука движутся параллельно на 2 вверх с возвратом.
Менее употребительные аккорды D- группы
К менее употребительным аккордам D -группы относятся D 9 , D +6 , D 7 +6 , вв 34 +4 .
Доминантнонаккорд ( D 9 ) – один из представителей D -группы. В его основе лежит D 7 с добавленной ноной к основному тону.
Различают большой и малый нонаккорд. Большой нонаккорд возможен только в мажоре, малый – в гармоническом мажоре и миноре.
Используется в неполном виде (без квинты).
По интенсивности тяготения не уступает D 7 т.к. содержит и сам D 7 и вв 7 (пример).
Используется нонаккорд в каденциях, перед D 7 т.к. на одном с ним басу, характерном для каденции. Используется в мелодическом положении ноны.
1)В тонику, при этом бас идёт в тонику, а остальные голоса – как в вв 7 . Неполный D 9 всегда разрешается в полную тонику.
2)Через D 7 , при этом используется как задержание. Нона идёт на 2 вниз, а остальные голоса на месте.
Нонаккорд удобен для гармонизации нисходящей секунды 6-5 ступени (пример – Шуман, «Листок из альбома»).
К менее употребительным аккордам D -группы относятся и аккороды с заменными тонами.
D 7 +6 – ещё один представитель D -группы. Секста, использующаяся вместо квинты, делает этот аккорд ладово определённым. Секста может использоваться как задержание к D (пример – Гурилёв, «Матушка-голубушка»).
1)В тонику, при этом секста нисходящей терцией перейдёт в тонику, бас – в основной тон, терция — на 2 вверх, септима — на 2 вниз.
2)Через D 7 в тонику, при этом образуется характерный ход сексты 3-2-1 ступень в тонику, бас – в основной тон, терция — на 2 вверх, септима — на 2 вниз.
Данный аккорд нашёл широкое применение в творчестве Шопена и получил название «шопеновской доминанты».
D +6 также используется. Секста, как и в D 7+6 делает аккорд ладово определённым.
Ещё один представитель — Вв34+4. Кварта, взятая вместо терции, делает вв 34 +4 ладово определённым. Может также разрешаться сразу в тонику и через D . Данная гармония получила широкое употребление в творчестве Рахманинова. Композитор использовал вв 34 + 4 с S -оттенком и разрешал сразу в тонику (пример). Это своеобразный лейтход в произведениях Рахманинова.
Каденцией называется мелодико-гармонический оборот, завершающий музыкальное построение, изложение музыкальной мысли.
По своему местоположению в периоде каденции разделяют на серединные и заключительные . Каденции различаются по функциональным свойствам последнего аккорда (например, серединная D -я или S -я, заключительная – Т. Это создаёт тяготение на расстоянии неустойчивой серединной гармонии в устойчивой заключительной).
С гармонической точки зрения все каденции разделяются на устойчивые ( T ) и неустойчивые ( D или S ).
Устойчивые тоже разделяются на:
— полные ( S — D — T )
— плагальные ( S — T )
— автентические ( D — T )
По гармоническому составу разделяются на полные (с остановкой на Т) и половинные (с остановкой на S или D ).
Источник