- как, в сольфеджио строятся следующие аккорды. Т53= S64= D64= T6= S53= T64= D53= S6= D6=
- как, в сольфеджио строятся следующие аккорды. Т53= S64= D64= T6= S53= T64= D53= S6= D6=
- На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
- Таблицы по сольфеджио для школы
- Таблицы по сольфеджио для колледжа
- Еще немного по поводу других аккордов
- Как построить t3 t6 S3 D2 t6 D43 D65 t3? h-moll. Сольфеджио.
- Строение аккордов
- Что такое тоновая величина интервала?
- Вычислим тоновую величину терции:
как, в сольфеджио строятся следующие аккорды. Т53= S64= D64= T6= S53= T64= D53= S6= D6=
Т53 — это тоническое трезвучие. Оно на I ступени. Терция + терция. В до мажоре это «до ми соль», например
S 64 — субдоминантовый квартсекстаккорд. То есть обращение субдоминантового трезвучия. Строится на 1 ступени. Кварта + терция (называется «квартсекст» — потому что вначале кварта, а крайние звуки образуют сексту. Но это так. . лирика..) . По до мажору: до — фа — ля
D 64 — цифирьки те же, как видите. Значит тоже квартсекст, только доминантовый. Обращение доминантового трезвучия. Строится на 2 ступени. если по до мажору — ре — соль — си (кварта + терция)
Т 6 — тонический секстаккорд. 3 ступень. Терция + кварта. По до мажору — ми — соль — до
S 53 — субдоминантовое трезвучие. На 4 ступени. Терция + терция. По до мажору — фа — ля — до
Т 64 — тонический квартсекст — 5 ступень. По домажору — соль — до — ми (кварта + терция)
D 53 — Доминантовое трезвучие. 5 ступень. Терция + терция. ПО до мажору соль — си — ре
S 6 — субдоминантовый секстаккорд — 6 ступень. Терция + кварта. По домажору — ля — до — фа
D 6 — доминантовый секстаккорд. 7 ступень. Терция + кварта. По до мажору — си — ре- соль
Буква — где располагается аккорд. Т — тоника, С — субдоминанта, 4-я ступень, Д — доминанта, 5-я ступень.
Первая цифра — интервал между нижней и верхней нотой (напр 5 — квинта)
Вторая цифра — интервал между нижней и средней нотой.
Если Буква+7 — септаккорд. 4 ноты по терциям.
Все аккорды по гармоническому ладу в миноре (с повышенной 7-й ступенью). Остальные ноты — по ступеням.
Источник
как, в сольфеджио строятся следующие аккорды. Т53= S64= D64= T6= S53= T64= D53= S6= D6=
Т53 — это тоническое трезвучие. Оно на I ступени. Терция + терция. В до мажоре это «до ми соль», например
S 64 — субдоминантовый квартсекстаккорд. То есть обращение субдоминантового трезвучия. Строится на 1 ступени. Кварта + терция (называется «квартсекст» — потому что вначале кварта, а крайние звуки образуют сексту. Но это так. . лирика..) . По до мажору: до — фа — ля
D 64 — цифирьки те же, как видите. Значит тоже квартсекст, только доминантовый. Обращение доминантового трезвучия. Строится на 2 ступени. если по до мажору — ре — соль — си (кварта + терция)
Т 6 — тонический секстаккорд. 3 ступень. Терция + кварта. По до мажору — ми — соль — до
S 53 — субдоминантовое трезвучие. На 4 ступени. Терция + терция. По до мажору — фа — ля — до
Т 64 — тонический квартсекст — 5 ступень. По домажору — соль — до — ми (кварта + терция)
D 53 — Доминантовое трезвучие. 5 ступень. Терция + терция. ПО до мажору соль — си — ре
S 6 — субдоминантовый секстаккорд — 6 ступень. Терция + кварта. По домажору — ля — до — фа
D 6 — доминантовый секстаккорд. 7 ступень. Терция + кварта. По до мажору — си — ре- соль
Источник
На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
Чтобы каждый раз мучительно не вспоминать, на каких ступенях строятся аккорды, заведите у себя в тетрадочке таблички-шпаргалки. Таблицы по сольфеджио, кстати, их можно с таким же успехом использовать и на гармонии, вы можете распечатать и приклеить или переписать в свою нотную тетрадочку по предмету.
Пользоваться такими табличками очень удобно при составлении или расшифровке всяких цифровок и последовательностей. Также клёва иметь такую подсказку на гармонии, когда наступает ступор, и никак не можешь найти подходящий аккорд для гармонизации, тут же всё перед глазами – обязательно что-то подойдёт.
Таблицы по сольфеджио я решил сделать в двух вариантах – один более полный (для студентов училищ, колледжей и вузов), другой – попроще (для школьников). Выбирайте тот, который подходит вам.
Итак, вариант первый…
Таблицы по сольфеджио для школы
Надеюсь, всё понятно. Не забываем, что в гармоническом миноре повышается VII ступень. Учитывайте это при составлении доминантовых аккордов. А вот и вариант второй…
Таблицы по сольфеджио для колледжа
Мы видим, что здесь всего три колоночки: в первой самое элементарное – главные трезвучия и их обращения на ступенях лада; во второй – основные септаккорды – хорошо видно, например, на каких ступенях строятся аккорды двойной доминанты; в третий раздел помещены всякие другие аккорды.
Несколько важных замечаний. Помните, да, что в мажоре и миноре аккорды немножко различаются? Поэтому не забываем, когда это нужно, повышать седьмую ступень в гармоническом миноре, или понижать шестую в гармоническом мажоре, чтоб получить, к примеру, уменьшённый вводный септаккорд.
Помните, что двойная доминанта всегда связана с повышением IVступени? Отлично! Думаю, что знаете и помните. Я не стал все эти мелочи выносить в колонку со ступенями.
Еще немного по поводу других аккордов
Пожалуй, я забыл внести сюда еще один вид – двойную доминанту в виде трезвучия и секстаккорда, которые также можно применять для гармонизации и составления последовательностей. Ну, добавите сами, если нужно – ничего страшного. Всё-таки аккорды двойной доминанты в середине построения мы не так часто употребляем, а перед кадансом лучше использовать септаккорды.
Секстаккорд II ступени – II6 применяется частенько, особенно в предкадансовых построениях, причём в этом секстаккорде можно удваивать терцовый тон (бас).
Секстаккорд VII ступени – VII6 применяется в двух случаях: 1) для гармонизации проходящего оборота T VII6 T6 вверх и вниз; 2) для гармонизации мелодии, когда она идёт вверх по ступеням VI, VII, I в виде оборота S VII6 T. В этом секстаккорде удваивается бас (терцовый тон). Помните, да, что обычно в секстаккордах бас не удваивается? А вот вам два аккорда (II6 и VII6), в которых удваивать бас можно и даже нужно. Ещё удвоения баса необходимы в тонических секстаккордах при разрешении в них вводных септаккордов.
Трезвучие третьей ступени – III53 применяется для гармонизации VII ступени в мелодии, но лишь в том случае, если она идёт не вверх в первую ступень, а вниз – в шестую. Такое бывает, например, во фригийских оборотах. Иногда, правда, используют и проходящий оборот с третью ступенью – III D43 T.
Доминантовый нонаккорд (D9) и доминанта с секстой (D 6 ) – удивительной красоты созвучия, вы про них, наверняка, всё знаете. В доминанте с секстой – берётся секста вместо квинты. В нонаккорде ради ноны в четырёхголосии пропускается квинтовый тон.
Трезвучие VI ступени – часто используют в прерванных оборотах после D7. При разрешении в него доминантсептаккорда обязательно удвоение терции.
Всё! Как же жестока ваша судьба, ведь теперь больше не мучиться вам, вспоминая, на каких ступенях строятся аккорды. Есть теперь у вас таблицы по сольфеджио. Вот так!))))
Источник
Как построить t3 t6 S3 D2 t6 D43 D65 t3? h-moll. Сольфеджио.
Аккордов много.. . они все строятся на определённых ступенях лада.
Первая ступень — тоника (Т) ,
четвёртая — субдоминанта (S),
пятая — доминанта (D) (не путать с «ре»).
Наиболее часто употремые:
Трезвучия и их обращения:
1) в маж.: T53 (б. 3+м. 3)- строится на 1-ой ступени, Т6 (м. 3+ч. 4) — на 3-й, Т64 (ч. 4+б. 3)- на 5-й.
в мин.: T53 (м. 3+б. 3)- строится на 1-ой ступени, Т6 (б. 3+ч. 4) — на 3-й, Т64 (ч. 4+м. 3)- на 5-й.
2) в маж.: S53(б. 3+м. 3) — на 4-й ступ. , S6 (м. 3+ч. 4) — на 6-й, S64 (ч. 4+б. 3)- на 1-й.
в мин.: S53(м. 3+б. 3) — на 4-й ступ. , S6 (б. 3+ч. 4) — на 6-й, S64 (ч. 4+м. 3)- на 1-й.
3) D53 ( в маж. и мин. совпадают) (б. 3+м. 3)- на 5-й, D6 (м. 3+ч. 4)- на 7-й, D64 (ч. 4+б. 3)- на 2-й.
D7 — доминантовый септаккорд, он строится только на 5-ой ступени следующим образом: б. 3+м. 3+м. 3.
Его обращения:
D65 — на 7-ой ступ. м. 3+м. 3+б. 2 .;
D43 — на 2-ой ступ. м. 3+б. 2+б. 3 .;
D2 — на 4-ой ступ. б. 2+б. 3+м. 3 .
Разрешения:
D7 разрешается в Т3,
D65 — в Т53,
D43 в Т53(развёрнутое) ,
D2 в Т6 .
Пример: В до мажоре/миноре:
_в маж.: Т35 — до ми соль, Т6 — ми соль до, Т64 — соль до ми.
S35 — фа ля до, S6 — ля до фа, S64 — до фа ля.
_в мин.: Т35 — до ми-бемоль соль, Т6 — ми-бемоль соль до, Т64 — соль до ми-бемоль.
S35 — фа ля-бемоль до, S6 — ля-бемоль до фа, S64 — до фа ля-бемоль.
_в маж. и мин. : D35 — соль си ми, D6 — си ми соль, D64 — ми соль си.
D7 — соль си ре фа -> разрешается в : до ми (до утраивается) ,
D65 — си ре фа соль -> до до ми соль,
D43 — ре фа соль си -> до ми соль до,
D2 — фа соль си ре -> ми соль до до .
В миноре тоже самое. (Внимание! : минор гармонический (с 7-ой ступ. повышенной на пол тона). )
ЗЫ, Надеюсь, правильно. Если где ошиблась, исправьте.
Аккордов много.. .они все строятся на определённых ступенях лада.
Первая ступень — тоника (Т) ,
четвёртая — субдоминанта (S),
пятая — доминанта (D) (не путать с «ре»).
Наиболее часто употремые:
Трезвучия и их обращения:
1) в маж.: T53 (б. 3+м. 3)- строится на 1-ой ступени, Т6 (м. 3+ч. 4) — на 3-й, Т64 (ч. 4+б. 3)- на 5-й.
в мин.: T53 (м. 3+б. 3)- строится на 1-ой ступени, Т6 (б. 3+ч. 4) — на 3-й, Т64 (ч. 4+м. 3)- на 5-й.
2) в маж.: S53(б. 3+м. 3) — на 4-й ступ. , S6 (м. 3+ч. 4) — на 6-й, S64 (ч. 4+б. 3)- на 1-й.
в мин.: S53(м. 3+б. 3) — на 4-й ступ. , S6 (б. 3+ч. 4) — на 6-й, S64 (ч. 4+м. 3)- на 1-й.
3) D53 ( в маж. и мин. совпадают) (б. 3+м. 3)- на 5-й, D6 (м. 3+ч. 4)- на 7-й, D64 (ч. 4+б. 3)- на 2-й.
D7 — доминантовый септаккорд, он строится только на 5-ой ступени следующим образом: б. 3+м. 3+м. 3.
Его обращения:
D65 — на 7-ой ступ. м. 3+м. 3+б. 2 .;
D43 — на 2-ой ступ. м. 3+б. 2+б. 3 .;
D2 — на 4-ой ступ. б. 2+б. 3+м. 3 .
Разрешения:
D7 разрешается в Т3,
D65 — в Т53,
D43 в Т53(развёрнутое) ,
D2 в Т6 .
Пример: В до мажоре/миноре:
_в маж.: Т35 — до ми соль, Т6 — ми соль до, Т64 — соль до ми.
S35 — фа ля до, S6 — ля до фа, S64 — до фа ля.
_в мин.: Т35 — до ми-бемоль соль, Т6 — ми-бемоль соль до, Т64 — соль до ми-бемоль.
S35 — фа ля-бемоль до, S6 — ля-бемоль до фа, S64 — до фа ля-бемоль.
_в маж. и мин. : D35 — соль си ми, D6 — си ми соль, D64 — ми соль си.
D7 — соль си ре фа -> разрешается в : до ми (до утраивается) ,
D65 — си ре фа соль -> до до ми соль,
D43 — ре фа соль си -> до ми соль до,
D2 — фа соль си ре -> ми соль до до .
В миноре тоже самое. (Внимание! : минор гармонический (с 7-ой ступ. повышенной на пол тона)
T53 — это тоническое трезвучие. Оно на I ступени. Терция + терция. В до мажоре это «до ми соль», например
S 64 — субдоминантовый квартсекстаккорд. То есть обращение субдоминантового трезвучия. Строится на 1 ступени. Кварта + терция (называется «квартсекст» — потому что вначале кварта, а крайние звуки образуют сексту. Но это так. . лирика..) . По до мажору: до — фа — ля
D 64 — цифирьки те же, как видите. Значит тоже квартсекст, только доминантовый. Обращение доминантового трезвучия. Строится на 2 ступени. если по до мажору — ре — соль — си (кварта + терция)
Т 6 — тонический секстаккорд. 3 ступень. Терция + кварта. По до мажору — ми — соль — до
S 53 — субдоминантовое трезвучие. На 4 ступени. Терция + терция. По до мажору — фа — ля — до
Т 64 — тонический квартсекст — 5 ступень. По домажору — соль — до — ми (кварта + терция)
D 53 — Доминантовое трезвучие. 5 ступень. Терция + терция. ПО до мажору соль — си — ре
S 6 — субдоминантовый секстаккорд — 6 ступень. Терция + кварта. По домажору — ля — до — фа
D 6 — доминантовый секстаккорд. 7 ступень. Терция + кварта. По до мажору — си — ре- соль
Аккордов много.. .они все строятся на определённых ступенях лада.
Первая ступень — тоника (Т) ,
четвёртая — субдоминанта (S),
пятая — доминанта (D) (не путать с «ре»).
Наиболее часто употремые:
Трезвучия и их обращения:
1) в маж.: T53 (б. 3+м. 3)- строится на 1-ой ступени, Т6 (м. 3+ч. 4) — на 3-й, Т64 (ч. 4+б. 3)- на 5-й.
в мин.: T53 (м. 3+б. 3)- строится на 1-ой ступени, Т6 (б. 3+ч. 4) — на 3-й, Т64 (ч. 4+м. 3)- на 5-й.
2) в маж.: S53(б. 3+м. 3) — на 4-й ступ. , S6 (м. 3+ч. 4) — на 6-й, S64 (ч. 4+б. 3)- на 1-й.
в мин.: S53(м. 3+б. 3) — на 4-й ступ. , S6 (б. 3+ч. 4) — на 6-й, S64 (ч. 4+м. 3)- на 1-й.
3) D53 ( в маж. и мин. совпадают) (б. 3+м. 3)- на 5-й, D6 (м. 3+ч. 4)- на 7-й, D64 (ч. 4+б. 3)- на 2-й.
D7 — доминантовый септаккорд, он строится только на 5-ой ступени следующим образом: б. 3+м. 3+м. 3.
Его обращения:
D65 — на 7-ой ступ. м. 3+м. 3+б. 2 .;
D43 — на 2-ой ступ. м. 3+б. 2+б. 3 .;
D2 — на 4-ой ступ. б. 2+б. 3+м. 3 .
Разрешения:
D7 разрешается в Т3,
D65 — в Т53,
D43 в Т53(развёрнутое) ,
D2 в Т6 .
Пример: В до мажоре/миноре:
_в маж.: Т35 — до ми соль, Т6 — ми соль до, Т64 — соль до ми.
S35 — фа ля до, S6 — ля до фа, S64 — до фа ля.
_в мин.: Т35 — до ми-бемоль соль, Т6 — ми-бемоль соль до, Т64 — соль до ми-бемоль.
S35 — фа ля-бемоль до, S6 — ля-бемоль до фа, S64 — до фа ля-бемоль.
_в маж. и мин. : D35 — соль си ми, D6 — си ми соль, D64 — ми соль си.
D7 — соль си ре фа -> разрешается в : до ми (до утраивается) ,
D65 — си ре фа соль -> до до ми соль,
D43 — ре фа соль си -> до ми соль до,
D2 — фа соль си ре -> ми соль до до .
В миноре тоже самое. (Внимание! : минор гармонический (с 7-ой ступ. повышенной на пол тона). )
Источник
Строение аккордов
Аккорд – несколько звуков, взятых одновременно.
1. Аккорд можно построить от любого звука («До», «До-диез», «До-бемоль», «Ля», «Ре дубль бемоль» и т.д.)
2. Аккорды строятся по терциям , что означает, что мы набираем звуки через один:
Чтобы построить аккорд от ноты “До”, нужно взять звуки До, Ми, Соль. Нота, от которой строится аккорд называется прима – основной тон аккорда.
3. По наклонению аккорды могут быть мажорными (С) и минорными (Cm ). Наклонение аккорда определяется характером первой терции в составе аккорда. Если терция между тоникой и следующим звуком большая – аккорд будет мажорный, если малая – минорный:
Терция – это интервал, расстояние между двумя звуками, расположенными через один, то есть между первым и третьим. Отсюда латинское название (терция – три). Если мы хотим построить мажорный аккорд от ноты До (С), терция возникает между звуками До и Ми. Но как понять, что она большая и соответствует мажору?
- б.3 — так обозначается интервал Большая (Мажорная) терция, ее тоновая величина составляет 2 тона .
- м.3 — Малая (Минорная) терция, соответствует 1,5 тона .
Что такое тоновая величина интервала?
Чтобы посчитать тоновую величину между звуками нужно знать расстояние между ступенями звукоряда, с которым мы работаем. Мы знаем, что в До-мажоре расстояние между всеми соседними звуками равно 1 тон (До-Ре, Ре-Ми, Фа-Соль, Соль-Ля, Ля-Си) , кроме пары «китайцев» Си-До и Ми-Фа – где между звуками ½ тона. Такие соотношения между звуками возникли не случайно. Все эти звуки расположены по белым клавишам фортепиано.
Все звуки до-мажора, между которыми образуется 1 тон, разделены черными клавишами. «Китайцы» (Ми-Фа и Си-До в буквенных обозначениях E-F и B-C) не разделены черными клавишами, между ними естественным образом возникает минимальный интервал — 1/2 тона.
Вычислим тоновую величину терции:
Нам нужно высчитать, сколько тонов между нотами До и Ми. Для этого сначала перечислим последовательно все звуки, «заполняющие» этот интервал: До, Ре, Ми . Затем вычисляем тоновое расстояние между каждой парой соседних звуков: До-Ре = 1 тон, Ре-Ми = 1 тон, и суммируем тоны:
1 тон + 1 тон = 2 тона, то есть найденная тоновая величина соответствует большой терции. Значит мы построили мажорный аккорд.
Чтобы построить минорный аккорд от ноты «До», терция должна быть минорной (1,5 тона). Для этого звук «Ми» нужно понизить на ½ тона. Это делается с помощью дополнительного символа, который называется бемоль (b) .
Источник