Соль-фа.рф
Сольфеджио — просто и интересно!
Интервалы от ноты до-диез
Простые интервалы от ноты до-диез:
Прима (ч1), малая секунда (м2), большая секунда (б2), малая терция (м3), большая терция (б3), чистая кварта (ч4), чистая кванта (ч5), малая секста (м6), большая секста (б6), малая септима (м7), большая септима (б7), чистая октава (ч8)
Интервалы, построенные от ноты до-диез вверх:
Интервалы, построенные от ноты до-диез вниз:
Составные интервалы от ноты до-диез:
малая нона (м9), большая нона (б9), малая децима (м10), большая децима (б10), чистая ундецима (ч11), чистая дуодецима (ч12), малая терцдецима (м13), большая терцдецима (б13), малая квартдецима (м14), большая квартдецима (б14)
Источник
Строение аккордов
Аккорд – несколько звуков, взятых одновременно.
1. Аккорд можно построить от любого звука («До», «До-диез», «До-бемоль», «Ля», «Ре дубль бемоль» и т.д.)
2. Аккорды строятся по терциям , что означает, что мы набираем звуки через один:
Чтобы построить аккорд от ноты “До”, нужно взять звуки До, Ми, Соль. Нота, от которой строится аккорд называется прима – основной тон аккорда.
3. По наклонению аккорды могут быть мажорными (С) и минорными (Cm ). Наклонение аккорда определяется характером первой терции в составе аккорда. Если терция между тоникой и следующим звуком большая – аккорд будет мажорный, если малая – минорный:
Терция – это интервал, расстояние между двумя звуками, расположенными через один, то есть между первым и третьим. Отсюда латинское название (терция – три). Если мы хотим построить мажорный аккорд от ноты До (С), терция возникает между звуками До и Ми. Но как понять, что она большая и соответствует мажору?
- б.3 — так обозначается интервал Большая (Мажорная) терция, ее тоновая величина составляет 2 тона .
- м.3 — Малая (Минорная) терция, соответствует 1,5 тона .
Что такое тоновая величина интервала?
Чтобы посчитать тоновую величину между звуками нужно знать расстояние между ступенями звукоряда, с которым мы работаем. Мы знаем, что в До-мажоре расстояние между всеми соседними звуками равно 1 тон (До-Ре, Ре-Ми, Фа-Соль, Соль-Ля, Ля-Си) , кроме пары «китайцев» Си-До и Ми-Фа – где между звуками ½ тона. Такие соотношения между звуками возникли не случайно. Все эти звуки расположены по белым клавишам фортепиано.
Все звуки до-мажора, между которыми образуется 1 тон, разделены черными клавишами. «Китайцы» (Ми-Фа и Си-До в буквенных обозначениях E-F и B-C) не разделены черными клавишами, между ними естественным образом возникает минимальный интервал — 1/2 тона.
Вычислим тоновую величину терции:
Нам нужно высчитать, сколько тонов между нотами До и Ми. Для этого сначала перечислим последовательно все звуки, «заполняющие» этот интервал: До, Ре, Ми . Затем вычисляем тоновое расстояние между каждой парой соседних звуков: До-Ре = 1 тон, Ре-Ми = 1 тон, и суммируем тоны:
1 тон + 1 тон = 2 тона, то есть найденная тоновая величина соответствует большой терции. Значит мы построили мажорный аккорд.
Чтобы построить минорный аккорд от ноты «До», терция должна быть минорной (1,5 тона). Для этого звук «Ми» нужно понизить на ½ тона. Это делается с помощью дополнительного символа, который называется бемоль (b) .
Источник