D7 от белых нот с разрешением
Напомним, что септаккордом называют аккорд, состоящий из четырёх звуков, у которого интервалы между соседними звуками составляют терцию. Интервал между крайними звуками составляет септиму, что и легло в название аккорда.
Доминантсептаккорд
Вариантов септаккорда — великое множество. Самым распространённым является септаккорд, построенный от V ступени (в мажоре или гармоническом миноре). Поскольку V ступень носит имя «доминанта», то септаккорд, построенный от доминанты, называют доминантсептаккордом. Обозначается аккорд цифрой 7.
Например: A7. Звуки аккорда носят следующие названия (снизу вверх):
• Прима. Это основание аккорда, самый нижний звук;
• Терция;
• Квинта;
• Септима. Самый верхний звук. От примы до септимы — интервал «септима».
Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия, к которому сверху добавили малую терцию. Задействованы следующие интервалы (от примы к септиме): б.3, м.3, м.3.
Обращения доминантсептаккорда.
Аккорд имеет три обращения. В названия обращений входят интервалы между нижним звуком, основанием и вершиной. Приводим список названий обращений доминантсептаккорда, от какой ступени строятся и какие интервалы задействованы:
1. квинтсекстаккорд ( 6 /5). Строится на VII ступени. Интервалы: м.3, м.3, б.2
2. терцквартаккорд ( 4 /3). Строится на II ступени. Интервалы: м.3, б.2, б.3
3. секундаккорд (2). Строится на IV ступени. Интервалы: б.2, б.3, м.3
Запомните ступени, на которых строятся доминантсептаккорд и его обращения.
Доминантсептаккорд обозначается D7, в басу — основной тон, V ступень.
Доминантовый квинтсекстаккорд обозначается D65, в басу – терцовый тон, VII (VII + ) ступень.
Доминантовый терцквартаккорд обозначается D43, в басу – квинтовый тон, II ступень.
Доминантовый секундаккорд обозначается D2, в басу – тон септимы, IV ступень.
Разрешения
Поскольку в доминантсептаккорде и его обращениях есть диссонирующие интервалы, эти аккорды являются диссонирующими и требуют разрешения.
Их разрешают, используя систему тяготения неустойчивых звуков в устойчивые. Причём если эта система указывает для нескольких неустойчивых звуков один и тот же устойчивый, то несколько неустойчивых разрешаются в один устойчивый.
Правило разрешения обращений D7 практически не отличается от правила разрешения самого D7. Разница только в том, что у D7 основной тон идет в тонику, а у трех его обращений остается на месте. Терцовый тон идет на ступень вверх и разрешается в первую ступень. Квинтовый тон идет на ступень вниз, и разрешается в первую ступень. Тон септимы идет на ступень вниз и разрешается в третью ступень.
Например, доминантсептаккорд (4 звука) разрешается в неполное трезвучие (2 звука): II, V, VII ступени разрешаются в I ступень: D7 – разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенным квинтовым тоном и утроенным основным. В Москве его также принято называть тонической терции.
D65 – в Т53 разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном.
D43 – в развернутое тоническое трезвучие. У него также удваивается основной тон, но не в унисон, а в октаву. Благодаря этому трезвучие оказывается развернутым на ширину октавы.
D2 – в разрешается в тонический секстаккорд (т6) с удвоенным основным тоном.
Строение, обращение, разрешение D7 в миноре.
В миноре доминантсептаккорд так же строится от пятой ступени в гармоническом виде. Поэтому, он звучит так же мажорно как и в мажоре. В записи знак ставится при ноте.
Разрешение
В миноре доминантсептаккорд разрешается в такие же трезвучия как мажорные D7, сохраняются названия, только звучат минорно.
Проверка:
- На какой ступени строится D7?
Ответ:
Из каких интервалов состоит D7?
Ответ:
Определить тональность по D7, подписать название аккорда.
Найти ошибку в каждом аккорде или названии.
По разрешенному аккорду определить вид обращенного D7 и D7, дописать недостающую ноту.
Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:
Урок №12 (ТЕМА №1.12 Строение, обращение, разрешение МVII7, УмVII7 в мажоре и миноре.) >>
Тестовое занятие
Ваша заявка принята!
Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Заходите в наши аккаунты в социальных сетях
Источник
Построить Д7 с обращением от белых клавиш
Если хотите разобраться с этим вопросом раз и навсегда, подайте заявку на услуги репетитора. Вадим Кудрявцев. Объясню все легко и весело.
Соль — си — ре — фа это малый мажорный септаккорд, или Д7 по белым клавишам. Обращения: си — ре — фа — соль квинтсэкстаккорд, ре-фа-соль-си терцквартаккорд, фа-соль-си-ре секундаккорд
От всех семи белых клавиш? Пожалуйста. Тональность фа мажор / фа минор: D7 — до ми соль си-бемоль, D65 — ми соль си-бемоль до, D43 — соль см-бемоль до ми, Д2 — си-бемоль до ми соль. Тональность соль мажор / соль минор: Д7 — ре фа-диез ля до, Д65 — фа-диез ля до ре, Д43 — ля до ре фа-диез, Д2 — до ре фа-диез ля. Тональность ля мажор / ля минор: Д7 — ми соль-диез си ре, Д65 — соль-диез си ре ми, Д43 си ре ми соль-диез, Д2 — ре ми соль-диез си. Тональность си-бемоль мажор / си-бемоль минор: Д7 — фа ля до ми-бемоль, Д65 — ля до ми-бемоль фа, Д43 — до ми-бемоль фа ля, Д2 — ми-бемоль фа ля до. Тональность до мажор / до минор: Д7 — соль си ре фа, Д65 — си ре фа соль, Д43 — ре фа соль си, Д2 — фа соль си ре. Тональность ре мажор / ре минор: Д7 — ля до-диез ми соль, Д65 — до-диез ми соль ля, Д43 — ми соль ля до-диез, Д2 — соль ля до-диез ми. Тональность ми мажор / ми минор: Д7 — си ре-диез фа-диез ля, Д65 — ре-диез фа-диез ля си, Д43 — фа-диез ля си ре-диез, Д2 — ля си ре-диез фа-диез.
Источник
D7 от белых нот с разрешением
Сайт для учеников Е. А. Климина . и не только
Учебное видео по этой теме можно посмотреть здесь .
Обращения доминантсептаккорда образуются так же, как и обращения трезвучий – путем переноса нижнего звука на октаву вверх.
Обращение доминантсептаккорда это аккорд из звуков с теми же названиями, что и у доминантсептаккорда, но с другим тоном в басу.
– Доминантсептаккорд обозначается D7, в басу – основной тон, V ступень
– Доминантовый квинтсекстаккорд обозначается D65, в басу – терцовый тон, VII (VII + ) ступень
– Доминантовый терцквартаккорд обозначается D43, в басу – квинтовый тон, II ступень
– Доминантовый секундаккорд обозначается D2, в басу – тон септимы, IV ступень
Принцип построения обращений D7 (Соль мажор)
Для того, чтобы получить доминантовый квинтсекстаккорд , нужно взять три верхних звука доминантсептаккорда , написать их снова, а нижний перенести на октаву вверх.
Для того, чтобы получить доминантовый терцквартаккорд , нужно взять три верхних звука доминантового квинтсекстаккорда, написать их снова, а нижний перенести на октаву вверх.
Для того, чтобы получить доминантовый секундаккорд , нужно взять три верхних звука доминантового терцквартаккорда , написать их снова, а нижний перенести на октаву вверх.
Запомните ступени, на которых строятся доминантсептаккорд и его обращения.
Правило разрешения обращений D 7 практически не отличается от правила разрешения самого D7. Разница только в том, что у D 7 основной тон идет в тонику, а у трех его обращений остается на месте. Терцовый тон идет на ступень вверх и разрешается в первую ступень. Квинтовый тон идет на ступень вниз, и разрешается в первую ступень. Тон септимы идет на ступень вниз и разрешается в третью ступень.
Правило разрешения D 7 и его обращений
Разрешение доминантсептаккорда Доминантсептаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенным квинтовым тоном и утроенным основным. В Москве его также принято называть тонической терцией, что следует учесть, если Вам придется сдавать вступительные экзамены.
Разрешение доминантового квинтсекстаккорда Доминантовый квинтсекстаккорд разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном.
Разрешение доминантового терцквартаккорда Доминантовый терцквартаккорд разрешается в развернутое тоническое трезвучие. У него также удваивается основной тон, но не в унисон, а в октаву. Благодаря этому трезвучие оказывается развернутым на ширину октавы.
Разрешение доминантового секундаккорда Доминантовый секундаккорд разрешается в тонический секстаккорд с удвоенным основным тоном.
Обращения доминантсептаккорда с разрешениями в Соль мажоре
И самое сложное в этой теме – построение обращений доминантсептаккорда от звука. При этом тональность заранее неизвестна, и её необходимо определить в процессе выполнения задания. Для того, чтобы справиться с этим, необходимо знать, во-первых, интервальную структуру доминантсептаккорда и его обращений:
– Доминантсептаккорд – б3 + м3 + м3
– Доминантовый квинтсекстаккорд – м3 + м3 + б2
– Доминантовый терцквартаккорд – м3 + б2 + б3
– Доминантовый секундаккорд – б2 + б3 + м3
Чтобы построить от заданной ноты доминантсептаккорд или одно из его обращений, необходимо сначала верным образом просчитать все три интервала, из которого аккорд состоит. Для разрешения необходимо определить тональность. Тоника будет ровно на квинту ниже пятой ступени и на пол тона выше седьмой. Определив, где находится тоника, вы сможете узнать тональность и её ключевые знаки. Доминантсептаккорд или его обращение разрешаются в мажор и одноименный минор. При разрешении в минор необходимо помнить о знаке седьмой гармонической ступени. Знак перед этой нотой будет в любом случае. В зависимости от тональности это будет бекар, диез или дубль-диез.
Пример построения доминантсептаккорда и его обращений с разрешением в мажоре от звука Ре.
Пример построения доминантсептаккорда и его обращений с разрешением в миноре от звука Ре.
Источник
D7 от белых нот с разрешением
РАЗРЕШЕНИЕ D7 в Т
В обороте D-Т можно D заменять на D7, который охотнее разрешается в Т. Септима D7 (IV ступень лада) всегда разрешается вниз, в терцию тоники, квинта (II ступень) — всегда вниз, в приму тоники. Терцию D7 (VII ступень) можно разрешить на полутон вверх в приму тоники, и при разрешении D7 получится неполное Т (без квинты). А можно на 2 тона вниз, в квинту тоники – и будет полное Т (все три ступени).
D7 в обороте D7-T берётся в мелодическом положении примы, терции или квинты (мелодическое положение — это то, какой тон аккорда находится в сопрано).
На картинке ниже — C-dur, D7 в мелодическом положении ПРИМЫ (в сопрано — СОЛЬ). Так как прима удвоена, то в аккорде нет квинты (Ре). Цветами показано, что Фа (IV ступень лада) разрешается в Ми (III), Си (VII) – в До (I) или Соль (V). В 1-м и 4-м тактах, нота До в Т – бас в унисон с тенором.
Источник
D7 от белых нот с разрешением
См. также решения задач
Абызова 265 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 277 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Алексеев 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128
Дубовский, Евсеев, Способин, Соколов (Бригадный) 214а №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 226 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
Обращения доминантсептаккорда
Доминантсептаккорд (D7) имеет 3 обращения: квинтсекстаккорд (D65), терцквартаккорд (D43) и секундаккорд (D2), которые используются там же, где и основной D7, за исключением заключительных каденций, в которых они не применяются.
В серединных каденциях возможно использование D2 после D53. Другие обращения не употребляются. Нормы голосоведения при введении обращений те же, что и при введении D7.
Нормативные разрешения обращений в T отличаются от разрешения D7 только тем, что основной тон D7, находящийся не в басу, остаётся на месте. D65 и D43 разрешаются в трезвучие, D2 — в секстаккорд. Обращения D7 в VI ступень не разрешаются.
Как и основной D7, его обращения могут быть полными, неполными и с секстой. Неполным не может быть лишь D43, он также не используется с секстой. D65 и D2 используются с секстой, которая находится в верхнем голосе, как и в D7.
Как и все другие аккорды, D7 и его обращения могут перемещаться. Они используются в различных мелодических положениях и расположениях. При этом септима должна быть выдержана в одном голосе. Это также происходит и тогда, когда одно обращение D7 переходит в другое. Иногда септима может меняться местами с квинтой. При перемещении D7 допускается более свободное обращение с септимой, но она не должна меняться голосами с примой.
5. Проходящий терцквартаккорд (D43).
D43, взятый между T и T6, называется проходящим, если он появляется на слабом времени такта. Как и в любом проходящем обороте, здесь плавное голосоведение: 2 голоса двигаются параллельно терциями или децимами, общий звук выдерживается на месте, оставшийся голос идет на ступень вниз и обратно.
6. Проходящие аккорды между обращениями D7.
Между обращениями D7 возможны проходящие аккорды. Таким образом получаются проходящие обороты:
D7 — II64 — D65, D65 — S64 — D43
Между D43 и D2 возможно III53. При этом голосоведение плавное.
Особые случаи разрешения D7 и его обращений
В отдельных случаях возможны отступления от нормативных разрешений. Они основаны на переходе неустойчивых звуков не в ближайшие устойчивые.
D функционально получает разрешение в T, но отдельные звуки разрешаются на основе более свободного голосоведения.
1. При разрешении D7 в T терцовый тон D идет не на 2 вверх, а на 3 вниз.
2. Неполный D7 в мелодическом положении терции разрешается в T с удвоением терции. Образуются скачки терцовых тонов.
3. При разрешении D2 возможен скачок квинтового тона в квинтовый тон T, примы в приму T, двойной скачок примы и квинты соответственно в приму и квинту T.
4. D43, расположенный в мелодическом положении основного тона, даёт 2 возможных ненормативных разрешения со скачками на кварту и сексту сопрано, при этом терцовый тон идёт вниз.
5. При разрешении D65 в T квинтовый тон ведется на ступень вверх, в T удваивается терцовый тон, иногда его можно разрешить в T с удвоенной квинтой.
Дополнение. Иногда при разрешении D7 и D2 квинта идет вверх, в T удваивается терцовый тон. D43 идет в T6, при этом септима идет на ступень вверх.
Источник