- Silentium, Осип Мандельштам
- Другие статьи в литературном дневнике:
- Останься пеной, Афродита
- Другие статьи в литературном дневнике:
- Осип Мандельштам — Silentium: Стих
- Анализ стихотворения «Silentium (Силентиум)» Мандельштама
- «Silentium» О. Мандельштам
- Анализ стихотворения Мандельштама «Silentium»
- Silentium, Осип Мандельштам
- Другие статьи в литературном дневнике:
Silentium, Осип Мандельштам
Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
Другие статьи в литературном дневнике:
- 27.01.2012. Юрий Горбачёв.
- 17.01.2012. Ф. Тютчев.
- 02.01.2012. Silentium, Осип Мандельштам
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Останься пеной, Афродита
Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
Осип Мандельштам. Silentium
Другие статьи в литературном дневнике:
- 31.03.2018. Останься пеной, Афродита
- 30.03.2018. Будем говорить о моей прекрасной, светлой жизни.
- 29.03.2018. Пусть варежка в сугробе утонула
- 28.03.2018. Венец искупляющих жертв
- 27.03.2018. Чуть слышно плещется вода
- 26.03.2018. Внутрь зрящим — свидание нож
- 25.03.2018. После чумы
- 24.03.2018. Всё глуше голоса чужих кровей.
- 23.03.2018. Твой старенький блокнот
- 22.03.2018. Вечный источник творчества
- 20.03.2018. Друзья, поймите, что я вам — снюсь
- 19.03.2018. Такое бывает только у русских
- 18.03.2018. Баллада о царской шутке
- 17.03.2018. Ария
- 16.03.2018. Качается свет среди линий нечетких
- 15.03.2018. Солнце в Рыбах
- 14.03.2018. Черновик
- 13.03.2018. Звук стекольный, свет свекольный
- 12.03.2018. Все пройдет
- 11.03.2018. С моею царственной мечтой
- 10.03.2018. Звезда Маир
- 09.03.2018. Ветка
- 08.03.2018. Дань
- 07.03.2018. Спокойствие гласного
- 06.03.2018. Портрет
- 05.03.2018. Весенний снег
- 04.03.2018. Об этом
- 03.03.2018. Булошная
- 02.03.2018. Ты в сумраке ночном нашла меня, как слово
- 01.03.2018. Гейлигенштадтское завещание
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Осип Мандельштам — Silentium: Стих
Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
Анализ стихотворения «Silentium (Силентиум)» Мандельштама
Осип Эмильевич Мандельштам в ранней молодости тяготел к символизму. Типичным образцом такой поэзии является стихотворение «Silentium».
Стихотворение написано в 1910 году. Его автору в эту пору исполнилось 19 лет, он слушатель лекций Гейдельбергского университета, увлеченно изучает средневековую поэзию Франции и сам начинает публиковаться. Этот год — последний год материального благополучия его семьи. Стихи его в этот период беспредметны, возвышенны, музыкальны.
По жанру — философская лирика, размер — четырехстопный ямб с кольцевой рифмой, 4 строфы. Лирический герой — сам автор, но не как человек, а как поэт. «Silentium» переводится как «молчание». Стихи с таким названием (но с восклицательным знаком в конце) есть и у Ф. Тютчева. Однако О. Мандельштам в свое произведение вкладывает другие смыслы. Первоосновой жизни он считает слияние слова и музыки. В мире людей эти понятия разделены, но если догадаться об их единой сущности, то можно проникнуть в тайны бытия. Чтобы соединить слово и музыку, нужно погрузиться в молчание, отринуть суету, повседневность, остановить поток мыслей в голове. Поэт призывает Афродиту «не рождаться», не приобретать конкретную форму, а остаться звучащей и шепчущей пеной морской. Сам он ставит перед собой ту же задачу: уста его должны умолкнуть, и в этом глубоком молчании зазвучит музыка.
Юный О. Мандельштам считает, что такое слияние — дело будущего, что все люди когда-нибудь обретут такую способность, но он, как поэт, желает стать первым обладателем звукоречи уже сейчас. Он полагает, что жизнь людей после возврата к «первооснове» полностью изменится, ведь она «всего живого ненарушаемая связь». Лексика возвышенная, торжественная. Эпитеты: черно-лазоревом (то есть, с синевой), бледная, кристаллическую, первоначальную. Сравнения: как безумный, как ноту. Олицетворения: дышат моря груди. Метафора: пены бледная сирень. Инверсия: дышат груди, обретут уста. Интонация стихотворения похожа на заклинание: да обретут мои уста, останься, вернись. Поэт будто взывает и повелительно приказывает, в том числе, древнегреческой Афродите. Экспрессия последних двух строф подчеркнута восклицательными знаками.
В произведении «Silentium» О. Мандельштам предполагает, что все беды человечества — из-за отказа от первоосновы бытия, которую он видел в сочетании звука и слова. Нынешняя расколотая действительность — последствие этого отказа.
Источник
«Silentium» О. Мандельштам
Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
Дата создания: 1910 г.
Анализ стихотворения Мандельштама «Silentium»
Стихотворение «Silentium» впервые было опубликовано в девятом номере знаменитого журнала «Аполлон» за 1910 год. Впоследствии Мандельштам включил его в свой дебютный сборник «Камень». По мнению большинства литературоведов, в этой книге соединяется «ребячество Верлена» с «суровостью Тютчева». Первая черта проявляется в легкости подачи тем. Вторая – в серьезности избранных для лирики мотивов. Слово Осип Эмильевич воспринимает в качестве камня. Поэт выступает в роли строителя, архитектора. На отношениях Мандельштама к Тютчеву стоит остановиться чуть подробнее. С творчеством великого предшественника гений века двадцатого был очень хорошо знаком. Многие стихотворения Осип Эмильевич знал наизусть, что отмечала в своих мемуарах его супруга. «Silentium» – явная отсылка к одноименному шедевру философской лирики Тютчева. Различие в названиях наблюдается только на уровне знаков препинания. У Федора Ивановича в конце заглавия поставлен восклицательный знак, у Осипа Эмильевича – ничего.
До сих пор ведутся споры, кто или что подразумевается под местоимением «она» в «Silentium» Мандельштама. Существует огромное количество версий, что для столь небольшого стихотворения – достаточно необычно. Один из вариантов – Осип Эмильевич вел речь о любви. Ключевой аргумент в пользу этого толкования – упоминание греческой богини Афродиты. По сей день ее образ остается едва ли не главным символом любви и красоты в мировой культуре. Следующий довод в пользу высказанной здесь версии – в произведении упомянута «первооснова жизни», что отсылает читателей к натурфилософии. Согласно ее положениям, Космос образуют две силы: Любовь как начало всеобщей связи и Вражда как начало разделения всего сущего. В качестве косвенного подтверждения может выступить другое стихотворение сборника «Камень» – «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…». Его главный мотив не вызывает вопросов – однозначно любовь. У этого произведения несколько пересечений с «Silentium». В частности, речь идет об античной теме и упоминании моря.
Интересна строка «она и музыка и слово». Мандельштам считал поэзию родственной музыке. По его мнению, настоящему композитору всегда по пути с истинным стихотворцем. Если принять во внимание версию, что в «Silentium» говорится о любви, получается, столь сильное чувство способно вобрать в себя поэзию и музыку, породить и объединить их.
Источник
Silentium, Осип Мандельштам
Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
Другие статьи в литературном дневнике:
- 27.01.2012. Юрий Горбачёв.
- 17.01.2012. Ф. Тютчев.
- 02.01.2012. Silentium, Осип Мандельштам
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник