- Способы игры >Мастерство пальцевой игры Марка Нопфлера
- Бой в пальцевом стиле
- Чередование басовых нот
- Freight Train
- Игра соло в пальцевой технике
- Аппликатуры для игры соло
- Дабл-стопы в пальцевом стиле
- Сексты слайдами
- Риффы в стиле рок в пальцевой технике
- Соло в B
- Дабл-стопы и трезвучия (Steve Vai)
- Блюз >Звонкие дабл-стопы для кантри-гитары и не только
- Упражнения для гитары с дабл-стопами
- Уроки guitar base
- Блюз >Как разнообразить грув с помощью дабл- и трипл-стопов
Способы игры >Мастерство пальцевой игры Марка Нопфлера
Творчество Марка Нопфлера (Mark Knopfler) оказало огромное влияние на историю рока. Его группа Dire Straits и их прорывной сингл “Sultans of Swing” – примеры гениальнейших гитарных партий. Его освежающее звучание вдохновило многих на отказ от перегруза и на установку пятипозиционного переключателя на Стратокастеры! Группа выпустила много хитов и неоднозначных альбомов, полных первоклассной гитарной музыки. Также Нопфлер может похвастаться успешной сольной карьерой. Он пробовал себя в роли продюсера, писал музыку для кинофильмов и работал в качестве сессионного музыканта.
Сегодня мы поговорим о технике пальцевой игры Нопфлера. Мы разберем простые основы и узнаем, как он пришел к своему стилю в этой области. За последние годы было записано довольно много интервью с Марком Нопфлером, в которых он подробно говорил о своем подходе к игре на гитаре, приводил наглядные примеры и рассказывал о том, как он учился играть, и о том, как он играет дома. В области пальцевой техники Нопфлер многому научился у Чета Аткинса (Chet Atkins), и ему, несомненно, есть чем поделиться с нами.
Бой в пальцевом стиле
В Примере 1 , напоминающем что-то вроде таких композиций, как “True Love Never Fades”, мы слышим игру басовых нот большим пальцем на долях 1 и 3 и бой первым и вторым пальцами по высоким струнам.
Чередование басовых нот
Давайте внесем некоторое разнообразие в бас. Важным аспектом стиля Нопфлера является довольно стандартный бас четвертями. Играйте ноты большим пальцем, не забывая о глушении ладонью. Тренируйтесь до тех пор, пока вы не сможете играть подобные басовые линии легко и уверенно. Справившись с первой половиной, приступайте ко второй части, в которой добавляются и другие пальцы, в результате чего получается игра в технике Трэвис-пикинг. Здесь очень важно поддерживать четвертной ритм баса, играя при этом линии более высоких нот. По третьей струне следует играть указательным, а по второй – средним пальцами.
Freight Train
Нопфлер исполняет эту классическую народную композицию в стиле Чета Аткинса: басовые ноты большим пальцем с глушением ладонью и мелодические линии указательным и средним пальцами. Расположите правую руку так, чтобы глушение ладонью распространялось только на низкие струны.
Игра соло в пальцевой технике
Нопфлер известен игрой соло в пальцевом стиле. Лучший пример этому – классика ранних Dire Straits “Sultans of Swing”. Вот пассаж на фоне прогрессии Im–bVII–bVI–V в D-миноре, подчеркивающий комбинацию пентатоники и нот, основанных на аккордах. В примере вы также найдете аппликатуру для правой руки. (Большой палец = p, указательный палец = i и средний палец = m.)
Аппликатуры для игры соло
В данном примере (Пример 5) представлена фигура, основанная на шестнадцатых нотах. Для достижения оригинального звучания и исполнения этого рисунка в быстром темпе очень важна аппликатура. Вы заметите, что последовательность выбора пальцев повторяется. Стоит попробовать скопировать схему Нопфлера: большой/указательный/средний, большой/указательный/средний и т.д.
Дабл-стопы в пальцевом стиле
Фразы с дабл-стопами – неотъемлемая часть стиля Нопфлера. Послушайте данный пример в духе “Tunnel of Love” и “Telegraph Road”. Здесь присутствуют простые дабл-стопы на соседних струнах, сыгранные вибрато с большой амплитудой, что также очень важно для тех, кто стремится приблизиться к звучанию Нопфлера. В предпоследнем такте встречается несколько трезвучий, а в конце примера мы имеем дело с еще одной техникой игры дабл-стопов – бендом в стиле педальной игры на стальных струнах.
Сексты слайдами
Нопфлер также играет дабл-стопы в манере Стива Кроппера (Steve Cropper) ( Пример 7 ): он разбивает их на линейные фразы с хорошим сустейном. Конечно, это касается дабл-стопов, состоящих из аккордовых тонов.
Риффы в стиле рок в пальцевой технике
Хит Нопфлера “Money for Nothing”, вышедший в 80-е годы – пример фирменного звучания музыканта. Важную роль здесь играет винтажная гитара Les Paul, педаль wah-wah и усилитель на перегрузе. Но и с таким сетом Нопфлер не отказывается от пальцевой техники ( Пример 8 ). Все ноты на четвертой струне исполняются большим пальцем, а на третьей и второй струнах – указательным и средним пальцами соответственно.
Соло в B
Композиция “Calling Elvis” может похвастаться отличным соло, которое по звучанию напоминает импровизацию, но на самом деле таковой не является. Нопфлер всегда исполняет его именно в таком виде. Этот пример ( Пример 9 ) содержит шестнадцатые ноты, хаммер-оны, пулл-оффы и блюзовую гамму В (B–D–E–F–F#–A). В примере также представлена аппликатура для правой руки.
Нопфлер,очень круто так играть,и очень сложно но очень красиво.
Источник
Дабл-стопы и трезвучия (Steve Vai)
Дабл стопом называются две ноты, сыгранные одновременно. В этом уроке я опишу несколько приемов, как это делается.
В следующий раз, когда, играя, вы попадёте в тупик, постарайтесь использовать дабл-стопы. Нисходящие терции — это тоже неплохо. Например, вы в E миксолидийском (E, F#, G#, A, B, C#, D) начните с C# на струне D и E на G. Далее вы двигаетесь параллельными диатоническими терциями. Это означает, что вы играете интервалы: как мажорную, так и минорную терции, оставаясь в E миксолидийском. Двигаясь вниз по грифу, вашими следующими нотами будут B и D, затем A и C# , и так далее.
Если вы в течение трех-четырех часов будете играть терции и ничего более — вы прийдете ко многим интересным вещам. Пробуйте приглушать интервалы правой рукой, прыгать через октавы, и т. д.
После того, как вы освоите терции, переходите к квартам, квинтам, секстам, септимам и октавам. Вы проведёте определённое количество времени, отрабатывая все это, но, поверьте, ваши старания будут вознаграждены.
Другой похожий прием — трипл-стоп. Он эффективен при игре аккордов. Сыграйте диатоническое трезвучие на трёх верхних струнах и двигайтесь в параллельной диатонике. Например, в тональности E вы сыграли B минорное трезвучие, то следующим должно быть трезвучие E (E, G#, B), затем D (D, F#, A).
Играя эти аккорды, вы должны думать только об одном — как их разрешить. Экспериментируйте!
Если вы не знаете названия этих аккордов, то постарайтесь узнать и запомнить их.
Источник
Блюз >Звонкие дабл-стопы для кантри-гитары и не только
Дабл-стопы! Это, пожалуй, один из самых важных приемов кантри-гитары — как для игры соло и импровизаций, так и для ритм-партий. Поэтому сегодняшний урок мы посвятим дабл-стопам. Я приготовил для вас довольно простые примеры, которые помогут вам разобраться в том, что же это такое, и научиться использовать их в своей игре. Дабл-стопы отлично вписываются практически в любой стиль, будь то блюз, рок, кантри или другие направления.
Дабл-стоп можно описать как ноты, исполняемые одновременно на двух соседних струнах. В Упр. 1 представлено то, что я называю «дабл-стоповой гаммой». Кантри-гитаристы обычно играют дабл-стопы средним и безымянным пальцем правой (звукоизвлекающей) руки. В данном конкретном случае мы базируемся на А-миксолидийском ладу (A-B-C#-D-E-F#-G). Обратите внимание на третью струну: мы играем ноты чистого миксолидийского лада с добавлением диатонической терции на второй струне. Чтобы добиться мажорного звучания, просто повысьте ноту G на полтона.
Упражнения для гитары с дабл-стопами
Упр. 2 — та же гамма, но с небольшими добавлениями хроматических ходов. Несмотря на то, что изменения эти очень незначительны, они придают звучанию совершенно другой — гораздо более плавный — характер.
А теперь возьмем гамму Упр. 1 и сыграем ее на других парах струн ( Упр. 3 ). Я часто заканчиваю фразы дабл-стопами на третьей и четвертой струнах. Интересная идея — одновременно с дабл-стопом ударять по пятой струне, глуша ее. Получается перкуссивная нота, которая добавляет звучанию яркости и звона — а именно это чаще всего и ассоциируется с игрой на Телекастере.
Иногда я беру самую простую блюзовую фразу и добавляю в нее дабл-стопы. Посмотрите на Упр. 4 . Это очень популярная и даже клишированная блюзовая фраза в А, но для наших целей она подходит очень хорошо. А теперь посмотрите на Упр. 5 . Уже лучше, не правда ли?
Еще один вариант использования дабл-стопов — их смещение по прогрессии I-IV-V легкими щипками. Этот прием я впервые услышал у банджистов, исполнявших блюграсс. Позже я увидел, как Дэнни Гэттон (Danny Gatton) и Брент Мэйсон (Brent Mason) играют так, достигая умопомрачительной скорости! Я был поражен. Вот вам Упр. 6 в тональности С. Попробуйте сами!
На сегодня все. Конечно, то, о чем мы говорили, — всего лишь поверхностное знакомство с дабл-стопами. Если идеи, которые я предложил сегодня, пришлись вам по вкусу, продолжайте работать и изучать бесчисленные возможности этого замечательного приема и не забывайте подписываться на Гитаршколу, чтобы получать интересные уроки гитары.
Источник
Уроки guitar base
      Автор: Рэнди Фейфер       Перевод: Сергей Арзуманов       Дата публикации: 23 июля 1999 г. |
Д абл-стопы (двухголосные риффы) можно услышать в любой музыке — от рока и джаза до кантри. Один из людей, чей вклад в развитие этой техники был наиболее значительный — это Чак Берри (Chuck Berry). Многие из этих риффов используют ноты как A-минорной пентатоники, так и A-мажорной пентатоники. Их лучше играть триолями, хотя вы можете вносить в пентатоники любые изменения в размере, длительностях и пр.
Ваш первый палец играет две ноты, смещаясь к пятому ладу. Играйте ноты на пятом ладу с различными длительностями, чтобы уловить чувство триолей или шестнадцатых нот в пентатонике.
Эти пентатонические отрывки — не дабл-стопы, но они выполнены в стиле Чака Берри.
Источник
Блюз >Как разнообразить грув с помощью дабл- и трипл-стопов
Дабл- и трипл-стопы характерны для блюза, рок-н-ролла и кантри на гитаре. Они позволяют разнообразить гармонию и звучание фраз из одиночных нот. Но сегодня мы посмотрим, какое влияние они оказывают на музыку в стилях фанк, R&B, соул и госпел. Эти небольшие группки нот часто дают эффект духовых инструментов. Имейте это в виду при изучении фраз сегодняшнего урока и сочинении собственных. Большая часть примеров урока исполняется техникой гибридного звукоизвлечения.
Пример 1 – хорошая разминка. Это мажорная пентатоническая гамма D (D–E–F#–A–B) на две октавы, гармонизованная квартами. (Пентатоника D является верхней линией, а гармония на кварту ниже добавляет еще одну ноту, не входящую в нее. Сможете определить, что это за нота? Подсказка: она скрывается под F# и входит в гамму D мажор.)
Практически все дабл-стопы, кроме слайдов во втором такте, можно играть первым или вторым пальцами. Подобная идея игры пентатоники квартами встречается в современной гитарной музыке в стиле нео-соул довольно часто.
Не выходя за рамки тональности D мажор, комбинируем дабл-стопы квартами с терциями, чтобы получить трипл-стопы (см. Пример 2 ). Подобное гармоническое движение придает эффект олдскульного госпела. Для достижения еще большей оригинальности звучания обращайте внимание на слайды. Важно, чтобы они не выбивались из ритма.
Пример 3 – это комбинация Примеров 1 и 2 с добавлением приема глушения ладонью (правой руки). Это придает дабл-стопам эффект, характерный для хип-хопа и R&B. Играйте 32-е ноты чисто и четко. Последняя группа трипл-стопов представляет собой гитарный ход, часто встречающийся в госпеле и отлично подходящий к прогрессии I-IV–IIIm–IIm–I.
Пример 4 – мажорные и минорные аппликатуры для латиноамериканской музыки с налетом классики. Здесь очень важно играть именно в технике гибридного звукоизвлечения. Кроме того, это поможет во втором такте при игре на шестой и четвертой струнах. Можете поэкспериментировать с динамикой, попробовав сначала сыграть медиатором и пальцами, а потом только пальцами.
Благодаря секстам слайдами, Пример 5 очень напоминает кантри. Здесь применяются некоторые приемы игры на гитаре в квартетах, исполняющих госпел. Это наглядный пример схожести кантри и госпела. Единственная разница – грув! Средний темп придает этой фразе живости. Можете также попробовать сыграть ее в ритме быстрого шаффла.
А теперь давайте разберем несколько трипл-стопов на фоне грува в стиле Масео Паркера (Maceo Parker) (см. Пример 6 ). В первом такте зажимаем баррэ первым пальцем на четвертой и второй струнах, а третьим пальцем – ноты на третьей струне. Так вы можете исполнить трезвучие D на седьмом ладу, освободив второй и третий пальцы для нот F и F# на пятой струне. Во втором такте играем трипл-стопы в технике гибридного звукоизвлечения, извлекая медиатором ноту D на первой струне. Это несложно. Важно только полностью зажать аккорд D6 на четырех верхних струнах. Третьим, вторым и четвертым пальцами зажимаем слайдовые трипл-стопы, а первый палец готовим для высокой ноты D.
Пример 7 предполагает несколько уже известных нам фанковых аппликатур на верхних струнах. Лучше всего исполнять их медиатором даунстроками. В сочетании с приемом глушения ладонью правой руки это придаст ощущение стаккато. Дабл-стопы, предваряющие третью долю первого такта, исполняем зажатием баррэ первым пальцем на восьмом ладу, начиная с пятой струны. Так вы освободите третий и четвертый пальцы для остальных фигур. Во втором такте придерживайтесь того же подхода.
Пример 8 не так уж и прост, но и не очень сложен. Фраза начинается со вступления в стиле кантри/госпел, с которым мы уже сталкивались сегодня. Подобные фразы можно услышать в гитарной партии к “Hang Up Your Hang Ups” Херби Хэнкока (Herbie Hancock), мастерски сыгранной королем фанк-гитары Вау Вау Ватсоном (Wah Wah Watson). Также она встречается в “I’ll Take Jesus” от The Soul Seekers (с Джоном Смитом (John “Jubu” Smith) и Чарли Берилом (Charlie Bereal) на гитаре). Такты 3 и 4 определенно требуют гибридной техники звукоизвлечения. Это позволит играть четко и ритмически точно. Старайтесь играть подальше от звукоснимателей — примерно так, как делает Эрик Джонсон (Eric Johnson) — это придаст каждой группе нот чистоты.
Отлично! Надеюсь, фразы сегодняшнего урока вдохновят вас на дальнейшие эксперименты с грувом!
Пятый пример отлично звучит. Что-то подобное недавно видел в инстаграмме, там девушка играла блюз на полуакустике.
Источник