Дабл треки акустической гитары

Дабл-трек. Реализация

Что такое дабл-трек и способы его реализации для вокала, гитар или других инструментов

Гитаристы и люди, имеющие опыт записи вокала для более-менее серьёзных проектов, скорее всего уже знают что такое дабл-трек, а для всех остальных сейчас расскажу о его принципе, а также как и почему стоит использовать дабл-треки при записи музыки. Ok, начнём.

Что такое дабл-трек?

Дабл-трек это очень старый приём, позволяющий при записи одного инструмента добиваться более плотного и насыщенного его звучания, а при определённых условиях может также служить и интересным художественным эффектом.

Принцип этого приёма заключён в самом его названии — double track в переводе с английского означает дублирование трека (ну или двойной трек). То есть получается, что в миксе у нас оказывается не одна, а 2 одинаковых партии одного и того же инструмента.

Кстати, совсем необязательно ограничиваться только двумя копиями, в современной музыке не редкость и 3-4 и больше дублей. Всё зависит от задачи и пределом здесь может быть разве что фантазия продюсера

Как реализуется дабл-трек на практике?

Существует два способа реализации дабл-трека: реальный дабл-трек и искусственный. Откровенно говоря, искусственный мне совершенно не нравится и я им совершенно не пользуюсь, но он тоже имеет место быть, поэтому расскажу и о нём. Итак,

Реальный дабл-трек

Допустим, нам понадобилось ввести в трек партию гитары. Хорошо, наши действия следующие:

Готовим цепь предварительных эффектов если они нужны (для дабл-трека они не имеют значения) и записываем отрепетированную партию на отдельный канал секвенсера. Далее дублируем канал, удаляем из него существующий аудиоклип (ну или просто пишем вместо него) и записываем ещё одну копию нашей партии, стараясь максимально точно её повторить. Разводим каналы по панораме в противоположную сторону, слушаем что получилось и, при необходимости, записываем дополнительные дубли.

Вот и всё. Гитара здесь просто пример. Таким же образом делается дабл-трек и для вокала, и для любого инструмента. Не важно, записывается аудио или midi-дорожки. С искусственным дабл-треком процесс выглядит немного иначе.

Искусственный дабл-трек:

Главное отличие искусственного дабл-трека от реального состоит в том, что для его реализации используется только одна партия. А дальше — кому что ближе: кто-то копирует дорожку нужное количество раз и изменяет звук с помощью вопринга и аналогичных техник, различных настроек эффектов или вручную двигает их по таймлайну на небольшое количество миллисекунд; кто-то использует плагины (например, doubler из пакета Waves); кто-то «по старинке» использует задержку с помощью дилея (для этого в инсерт продублированного трека добавляется delay с минимальным значением feedback и выставляется задержка от 80 до 120 мс).

Но, блин, приятель. Я всё таки рекомендую тщательнее репетировать и пользоваться реальным дабл-треком. Разница между этими способами колоссальна, причём не в пользу искусственного, конечно.

Разве что можно дать несколько полезных советов:

  1. Старайся записывать материал для дабл-трека за одну сессию, тогда партии будут больше похожи на единое целое;
  2. Разведя дорожки по панораме, можно получить очень хороший аутентичный стереоэффект. Причём глубину панорамы можно устанавливать совершенно любую, хоть до упора противоположно, хоть по 25% для каждого канала — всё равно будет очень интересное звучание;
  3. Не обязательно постоянно держать партии в дабл-треке, пробуй в разных частях композиции как с дабл-треком, так и без;
  4. Если при записи по каким либо причинам не записал дабл-трек, его можно аккуратно вырезать и склеить из оригинальной партии при наличии в ней повторяющихся отрезков;
  5. Для полного драматизма или для получения художественного эффекта можно поэкспериментировать с обработкой одного или обоих треков эффектами. Я несколько раз таким образом получал совершенно неожиданные результаты.

Какие преимущества даёт дабл-трек и на каких инструментах его использовать

Как уже было сказано выше, дабл-трек может в корне изменить звучание и настроение трека: микс уплотняется, а звучание становится более оживлённым. На каких инструментах использовать этот приём — решать тебе. Есть устоявшаяся практика использовать дабл-треки вокала и гитар, но настоятельно рекомендую поэкспериментировать и с другими инструментами. Так, я, например, очень часто применяю дабл-треки для перкуссии.

Источник

Правила панорамирования музыкальных инструментов и вокала — Гитары

Рассмотри самый простой пример. У нас в миксе есть барабанная установка, бас и единственная гитара (акустическая или электро — не важно). Куда её панорамировать? Вариантов несколько.

Самый простой вариант — оставить гитару (как и бас) в центре. С одной стороны — просто и логично, потому как смещение её в сторону может дать асимметрию микса, что не есть хорошо. Но с другой стороны расположенная таким образом гитара пусть и не даст асимметрию, но зато будет скорей всего хуже читаться из-за множественных конфликтов с различными гармониками бас-гитары.

Поэтому в такой ситуации можно смещать гитару немного в сторону от центра. В какую — зависит уже от ситуации. Например от того как панорамирована барабанная установка, да и вообще, от того, как гитара будет лучше читаться и давать меньше асимметрии. То есть, нужно будет просто послушать гитару в разных положениях панорамы, чтобы понять в каком месте она ложится в микс лучше всего.

Под выражением «смещать гитару немного в сторону от центра» в данном случае я подразумеваю «смещать не более чем на 30 %». При большем сдвиге гитара не только будет перевешивать микс на себя, но и прямо пропорционально отдалению от центра будет создавать «эффект отстраненности» от всего микса в целом.

Поэтому при работе с таким составом я рекомендую использовать технику дабл-трекинга при записи гитары. То есть одну и ту же партию гитары следует записывать, по меньшей мере, дважды и распределять копии одну на 50-100 % в левый канал, другую — настолько же в правый.

Дабл-трекинг сделает звук гораздо плотней, шире и объёмней. Здесь уже не нужно будет беспокоиться о какой-либо асимметрии. Мало того, гитары, будучи расположенными по краям панорамы, не будут конфликтовать с басом, обеспечивая ему хорошую читаемость.

Хотя, стоит отметить, что дабл-трекинг возможен и уместен не всегда. Например, в тех случаях, когда партия гитары полностью или в значительной степени импровизационного характера, музыканту будет очень трудно записать одну и ту же партию дважды без ошибок и расхождений. Это раз.

А во-вторых, сольные партии в данном случае дабл-треком делать не стоит. Да и вообще, дабл-трек больше уместен для риффов, для аккомпанирующих партий, но не для соло. Соло, записанное дабл-треком и разведенное до упора по панораме, звучит обычно не очень красиво. И в случае, если кроме баса, барабанов и соло-гитары в миксе ничего нет, сольную партию гитары лучше расположить по центру.

Если в составе не одна гитара, а две, то в зависимости от ситуации можно проделать панорамирование разными способами.

В тех случаях, когда партии гитар импровизационного характера, лучшим будет их панорамирование по простейшему принципу: «одну — влево, вторую — вправо». Причем вне зависимости от того, одинаковые или разные партии исполняют оба инструмента. Только здесь, в отличие от дабл-трекинга, я не рекомендую (хотя и не запрещаю) располагать гитары дальше, чем на 50 % от центра каждую. В некоторых случаях бывает достаточно даже 30-40 %.

Стоит просто иметь в виду, что чем больше отличаются по тембру и характеру партий первая и вторая гитары, тем ближе к центру их желательно располагать, чтобы микс не получился чересчур асимметричным.

Между прочим, таким образом можно панорамировать не только, например, две акустические или две электрогитары, но и акустическую и электрогитару, звучащие одновременно в одной композиции.

Если в составе три гитары, то логично будет панорамировать их так, чтобы одна была в центре, а две смещены влево и вправо соответственно. В этом случае главное решить, какая гитара, в каком месте панорамы будет располагаться.

Стоит сразу забыть о панорамировании гитар по принципу размещения гитаристов на сцене. В этом есть смысл только при сведении звука для концертного видео (и то отнюдь не всегда), но никак не для аудио да и уж тем более для студийного.

Здесь нужно смотреть, какие гитары играют больше, какие — меньше; какие несут в себе больше энергии, какие — меньше; а также смотреть, какие гитары схожи, а какие различаются по тембру.

Например, логично будет поместить аккомпанирующую акустическую гитару в центре, а две электрогитары — по бокам. Или, например, разумным будет размещение соло-гитары в центре, а двух аккомпанирующих — влево и вправо.

Тем не менее, даже при наличии трех партий гитар в одной композиции, приходится прибегать к дабл-трекингу для уравновешивания звучания, ликвидации частотных конфликтов и улучшения читаемости тех или иных инструментов.

Возьмем тот же пример с размещением аккомпанирующей акустической гитары в центр, а двух электрогитар — по краям. Таким образом, акустическая гитара может начать конфликтовать с басом, результатом чего будет грязноватое звучание в центре. Дабл-трекинг акустической гитары в данном случае с последующим распределением партий в стороны может помочь решить этот конфликт, не вызвав при этом новых.

Подобных примеров я могу привести немало. При панорамировании гитар просто нужно руководствоваться указанными мною рекомендациями и внимательно слушать то, что у вас получается.

Источник

Дабл треки акустической гитары

Ещё один трюк by Des McKinney

Некоторые инструменты, особенно гитары, великолепно звучат когда продублированы и раздельно помещены в стерео образ. Жёстко панорамированные электрогитары — стандарт в современных «роковых» миксах, для акустических гитар инженеры используют эту технику уже многие десятилетия.

Даблтрек – это просто: запишите партию дважды, стараясь сделать оба варианта похожими настолько, насколько это возможно, и панорамируйте одну партию полностью влево, а другую – в право. Это создает намного более широкий стерео образ, чем одиночный трекинг с использованием стерео микрофонов, потому что наши уши интерпретируют отдельные партии как две различные гитары.

Все здОрово и хорошо, если вы решаете дублировать гитары прежде, чем сделать запись… Но что, если вы понимаете после того как начали микшировать, что нуждаетесь в жёстко панорамированном звуке и уже поздно записывать вторую дорожку?

Вы не можете просто дублировать дорожку и панорамировать одну копию влево и другую вправо. Поскольку в оба канала будет отправлен один и тот же сигнал, результирующий звук будет в моно. Опять же, можно обработать скопированный трек эффектами или сдвинуть на несколько миллисекунд, но это приведёт в лучшем случае к заметно фальшивому стерео образу. В то время как каждый канал несет различный сигнал, наши уши сразу ощущают общие черты, особенно в ритме и синхронизации.

Вот уловка, которую вы можете использовать, чтобы получить отличный стерео эффект из одной дорожки, если часть, которую вы хотели бы удвоить, содержит повторяющиеся секции. С хорошим исходным материалом этот подход приведёт к результату, неотличимому от дважды сыгранной партии.

Я продемонстрирую это на гитарном рифе:

Вот так этот трек выглядит в Сонаре. Обратите внимание, что запись сделана в моно:

У рифа есть две повторяющихся части. Я пометил их как “часть A” и “часть B”, каждая часть повторяется один раз.

Помните, что эффект стерео возникает в жёстком панорамировании двух записанных дорожек, потому что наши уши слышат две отдельно сыгранные гитарные партии. Так как в этой дорожке есть повторяющиеся части, я могу создать иллюзию двух гитар, соединяя разные повторы каждой секции. Я сделал следующее:

  • Дублировал моно дорожку.
  • Разделил второй трек на части.
  • Перетасовал части, так, чтобы части A1 и B1 в первой дорожке были соединены с частями A2 и B2 во второй, и наоборот.
  • Панорамировал треки влево и вправо.

После такой перетасовки, в двух дорожках звучат те же самые партии, но с различными “дублями” каждой части. Вот как это звучит:

Превосходный стерео звук из единственной моно записи!

Обратите внимание, я оставил последнюю секцию (”часть A — 3″) без изменения в обоих каналах, таким образом вы можете ясно услышать различие между версией “стереофицированной” дорожки и моно, когда в конце оба канала играют то же самое.

И для контраста, я создал “поддельную” версию стерео, с задержкой левого трека на 5 миллисекунд:

Так как первоначально партия похожа на стерео запись, ваши уши должны сразу ощутить различие. Стерео образ ломается, особенно после повторного прослушивания. Сравните это со вторым треком – в нём звучание заметно шире и динамичнее независимо от того, сколько времени вы его слушаете!

Эта запись была опубликована 11.06.2008 в 18:39. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Также, вы можете пройти в конец страницы и оставить свой комментарий.

Источник

Панорамирование и дабл-треки. (1 онлайн

MrRezen

New Member

Предисловие.
Возможно этот вопрос нужно было задавать в теме для новичков. Но все таки по смыслу ближе к сведению. Вопрос зрел несколько месяцев, google молчит как партизан поэтому.

Вопрос таков: Что делать если у тебя несколько инструментов записано дабл-треком? В частности: у меня в примере есть
Куплетная часть (0:00 — 0:19)
-акустическая гитара (дабл )
-электрогитар с кранчем ( тут она расположена слева в моно, но она тоже может быть задорным даблом)
в припеве (0:19 до конца) кранч гитара пропадает но добавляются
-электрогитара с перегрузом ( драйв/ритм гитара , и конечно же, даблом)
— на 0:35 еще добавляется гитара аля СКА. Безусловно даблом.

Пожалуйста, объясните мне — как соскочить с дабловой иглы. Когда я все делаю даблом, ребятам, которых я записываю, это нравится больше чем некоторые инструменты в моно разведенные по панораме. А меня это расстраивает. Или хотя бы подскажите — как несколько даблов умещать в одном треке, так что бы это не просто казалось нормальным но и было таковым.

Я понимаю что панорамирование инструментов — процесс творческий и панацеи или идеального расположения нет. В случаях когда помимо ритм секции (бас и барабаны) и вокала у меня был только один аккомпанирующий инструмент (допустим акус. гитара) на куплет и второй (гитара с перегрузом) на припев, я помещал акустическую гитару куда нибудь слегка в бок, а гитару с перегрузом дабл-треком (100-90 % влево/право по панораме). И вот куплетная часть звучит вроде как не очень. Пробуем заменить ее на дабл-трек. И все отлично. все звучит хорошо. И вот ты и наркоман. Отныне у тебя все звучит в даблах.
Я долго искал ответы на эти мучающие меня вопросы и понял что все таки нужно раскидывать инструменты по панораме а не просто писать две партии и разводить их в разной степени влево/вправо. Но звучать начинает хуже.
Надеюсь на вашу помощь.

Источник

Читайте также:  Дебет нота от иностранного поставщика
Оцените статью