Дал нам верный камертон ноту
Дырку от бублика Вам не подарить!?
Надо будет подумать, как её приспособить.
Вот вы мне объясните, чем отличаются друг от друга восемь гласов.
Почему их восемь?
У нас всегда четвёртым поют : )
Где-то я уже публиковал этот житейский анекдот: Протодьякон, обладающий прекрасным слухом и басом робко подходит к архиерею и нежно просит: «Владыко, а нельзя ли хоть немножечко в тон?», — «Милый, я тебя озолочу! Ты только скажи, а что это такое?».
У нас была такая распевка:
Дал верный тон наш камертон. Приготовились друзья, Начинаем петь канон. Дал верный тон наш камертон. Приготовились друзья, Петь канон. До-до-ля, до-до-ля, .
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Дал нам верный камертон ноту
СФЕРА ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
КАМЕРТОН
Норвежская народная песня русский текст А. М’ястківського
1. Дал верный тон наш камертон,
готовились все, споем канон.
Дал верный тон наш камертон,
починай с ноты «до» свой канон.
2. Еще куплет, еще куплет,
льются звонко голоса,
не забыл с нас никто.
Наш дружный хор, веселый хор
начинает петь канон с ноты «до».
3. Дал верный тон наш камертон,
Дал верный тон наш камертон,
мы кінчаємо канон: ля-соль-фа.
Разучи песню вместе с одноклассниками. Попробуйте выполнить припев каноном.
Это интересно знать!
Камертон — специальный прибор для настройки хора и музыкальных инструментов. С помощью камертона добывают звук, за которым ориентируются певцы, или налаживают звучание музыкальных инструментов.
Зачастую камертон представляет собой согнутую металлическую пластинку, напоминающую по форме латинскую букву « U ». Если легонько ударить по ней — слышен звук, обычно ЛЯ.
А еще камертон бывает в виде маленькой трубочки, которая звучит, когда в нее дунуть. Таким камертоном чаще всего пользуются хоровые дирижеры — хормейстеры.
ДЕСЯТЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПЕРЕВЫРКИ ЗНАНЬ
1. Вспомни, что такое музыкальный жанр. Объясни, чем отличаются вокальные и инструментальные жанры.
2. Расскажи, что тебе известно про вокальную музыку. Определи, какой музыкальный жанр стал ее основой:
3. Выбери из перечня основные жанры вокальной музыки. Наведи примеры нескольких соответствующих произведений.
Песня, гимн, романс, пьеса, хор, симфония, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, мюзикл
4. Прочитай стихотворение Анатолия Камінчука «Последний листочек». Подумай, на какой музыкальный жанр его
можно превратить. Склады соответствующую мелодию.
Листья падает наземь.
Засыпает роща и поле.
На иве один листочек.
К зиме один деньочок!
5. Расскажи о жанре романса. Выбери, каким может быть состав его исполнителей:
6. Вспомни произведение «Молитва за Украину». Определи жанр этого произведения. Назови его автора:
7. Объясни, какую музыку называют классической. При гадай, кто из перечисленных композиторов является основателем классической музыки Украины и России.
8. Расскажи, что тебе известно о хоре. Выбери из пере счета жанры, связанные с хоровой музыкой:
песня, романс, хор, хоровой концерт, хоровая обработка, кантата, оратория, опера, оперетта, мюзикл.
9. Вспомни, что такое опера. Которые искусства в ней по соединяются?
Расскажи о построении оперного спектакля.
10. Вспомни за рисунками вокальные произведения. Определи их жанры.
Выполни песни вместе с друзьями, передавая в пении жанровые особенности каждого произведения.
Источник
Дал нам верный камертон ноту
№3.
До, до-ре-ми, ми-фа-соль, соль-ля-соль-фа-ми-ре-до
Ре, ре-ми-фа,фа-соль-дя, ля-си-ля-соль-фа-ми-ре
Ми, ми-фа-соль, соль-ля-си, си-до-си-ля-соль-фа-ми
Фа, фа-соль-ля, ля-си-до, до-ре-до-си-ля-соль-фа
Соль, соль-ля-си, си-до-ре, ре-ми-ре-до-си-ля-соль
Ля, ля-си-до, до-ре-ми, ми-фа-ми-ре-до-си-ля
Си, си-до-ре, ре-ми-фа, фа-соль-фа-ми-ре-до-си
Папа Джулиано очень любит фортепьяно —
Он купил своей дочурочке рояль.
Целый день играет, никого не подпускает,
Ни соседей, ни родных ему не жаль.
До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до (2 р.)
Папа Джулиано (2 р.), купил своей доченьке рояль.
«Камертон».
(Норвежская народная песня).
1. Дал верный тон наш камертон,
Приготовились, друзья, Начинаем петь канон.
Дал верный тон наш камертон,
Начинаем с ноты До петь канон.
Припев: До-до-ля, до-до-ля,
Соль-ля-си-си-си-ля-соль, фа-соль-ля-ля-ля-соль-фа (2 р.)
2. Пусть будет спет ещё куплет,
Льются звонко голоса. Не забыл из нас никто.
Наш дружный хор, Весёлый хор
Продолжает с ноты До петь канон:
Припев:
У каждого свой музыкальный инструмент.
(Эстонская народная песня).
1. Взял волынку наш сосед, Он играет с малых лет
Он играет: ти-ри-лиль, Звуки тают ти-ри-лиль.
Припев: Ля-ля-ля, ля-ля-ля..
2. Мальчик Сауэ дудку брал, Танцы всякие играл
Ти-ри-ли-ли, ти-ри лиль, Польку, вальсы и кадриль.
Припев:
3. Слышит песню весь лужок Это Юку взял рожок.
Все друзья сошлись в кружок – Ти-ри-лиль играй, рожок.
Припев:
4. Мальчик Пайсту взял свирель, Он на ней выводит трель.
Пляшет парень, подняв пыль, сам играет ти-ри-лиль.
Припев:
5. Все танцуем, все поём, Все играем — кто на чём.
Все играем, все поём, Ти-ри-ли-ли, кто на чём.
Припев:
Источник
Камертон текст песни дал верный тон наш камертон
Про меня и муравья
Нёс однажды муравей две дощечки для дверей
Вдруг, навстречу рыжий кот вышел грозно из ворот
Припев:
Не обижайте муравья-его обидеть просто
Он очень ма…, он очень ма…,
Он маленького роста
Закричал коту я:”Брысь!
Гав-гав-гав, поберегись!”
И разбойничьи усы
сразу спрятались в кусты.
Припев
Есть возле берега реки особенное место
Здесь плавать на перегонки ужасно интересно.
Здесь от испуга не пищат и не умеют плакать
Здесь учат мамы лягушат по-лягушачьи плавать.
Припев:
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз. два
Ква-ква, ква-ква-ква, ква-ква,ква-ква!
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз. два
Ква-ква, ква-ква-ква, ква-ква,ква-ква!
Готов любой из лягушат купаться раз по двадцать.
Пусть только мамы разрешат в воде побултыхаться.
Послушней этих малышей на свете не бывает-
За поплавки из камышей никто не заплывает.
Припев.
Есть лягушатники везде – и в море и в бассейне.
Здесь пляшут брызги по воде и плещется веселье.
Здесь все от радости визжат, хоть места маловато,
Здесь плавать лучше лягушат научатся ребята.
Припев.
Жили-были, жили-были, жили-были два кота.
Восемь лапок, восемь лапок, восемь лапок, два хвоста.
Подрались между собой рыжие коты.
Поднялись у них трубой рыжие хвосты.
А еще четыре уха,
А еще четыре глаза
И четверо усов. Все!
Толстый торт несли в коробках. Сладкий торт “Наполеон”
У коробки стенки тонки- прорвались и выпал он.
10 смелых рыжих кошек вдруг бегут со всех сторон.
Не осталось даже крошек- съели в миг “Наполеон”
И сказали кошки эти:”Торт и в правду был хорош,
Но вкусней мышей на свете разве что-нибудь найдёшь?
РАЗВЕ ЧТО-НИБУДЬ НАЙДЁШЬ? МЯУ. ”
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная –
Нет земли красивей.
Для меня Россия – белые берёзы,
Для меня Россия – утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная –
Нет земли красивей.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша – это я с друзьями.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная –
Нет земли красивей.
Коровка божья, сядь сюда
Мне на ладонь,мне на ладонь.
И не страшись подвоха.
Тебе ничем не поврежу
Я лишь на крылья погляжу.
Садись же, садись смелее, кроха.
Коровка божья, полети
В соседний сад, в соседний сад
Там есть одна резвушка
Тебе она не повредит,
А лишь на крылья поглядит.
Шепни ей, шепни словцо на ушко.
Лежит карась на дне пруда,
Молчит в воде, как рыба.
Болтать, когда во рту вода,
И вы бы не смогли бы
Молчит и хитрый рыболов,
Повадку рыбью знает.
Прекрасно, если все без слов
Друг друга понимают
Мяу,мяу,мяу, мяу, мяу-
Плачет котик наш опять.
мяу, мяу, мяу, мяу-
хочет мышку он поймать.
Ну, а мышка в норке скрылась
и сидит тихонечко.
Мяу, мяу, мяу, мяу.
Жалко нам котёночка.
Вышла курочка гулять Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки жёлтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко!
Лапками гребите, зёрнышки ищите!
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце!
Старый Мак.
Старый Мак на ферме жил.
Ия-ия-о
Цыплята были у него.
Ия-ия-о
Цып-цып-цып цып здесь,
Цып-цып-цып цып там,
Здесь цып-цып, там цып-цып,
Всюду цып-цып-цып.
ДАЛЬШЕ – утята (кря), гусята (га), поросята (хрю)
Как под горкой, под горой, торговал старик золой.
Картошка моя, вся поджаренная.
Приходила девушка: «Продай золки, дедушка!»
«На что золка, девушка?» — «Холсты белить, дедушка!»
Картошка моя, вся поджаренная.
Ладушки-лады
Все ребята рады:
Прилетели пташки,
Попросили кашки
Вот какая жалость-
Кашки не осталось,
Дам я горошку-
Клюйте понемножку.
Дам я конопели,
Чтобы птички пели.
Птички не клюют-
Песенки поют
выбегая из серебряных ключей-чей-чей
Перекатывает камешки ручей-чей-чей.
Подаёт утятам он пример-мер-мер-
очень чисто выговаривая “эр-эр-эр”
И утята, ручейку благодаря_ря-ря,
Очень чисто выговаривают:”Кря-кря-кря”==2 раза
Мимо майский жук над полем пролетал-тал-тал
И утяток у ручья он увидал-дал-дал
Говорит:”Сейчас я покажу-жу-жу,
Как вам надо выговаривать-Жу-жу-жужу”
Но утята, ручейку благодаря-ря-ря,
Только чисто выговаривают:”Кря-кря-кря” == 2 раза
Ворона Каролина- две лапки,два крыла
Танцует на заборе юна и весела.
Ах, что за балерина ворона Каролина!
А вот поёт:”Кар-кар!” и друг её Оскар.
За ним Макар и Карло летят и стар и мал.
И нравится воронам их кар-кар-КАРНАВАЛ!
Щука
Ну-ка, ну-ка, что за штука?
То в реке бранится щука:
Не вкусны, не хороши
Возле берега ерщи
Тут лягушки-хохотушки
Захихикали в речушке:
Вы на этой,Щука, мели
Две еловых шишки съели!
Чтоб выучиться пению имеем мы терпение
И чтоб урок не зря у нас прошёл,
должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны,
и выучить все ноты хорошо.
Возьмём свои тетрадки мы
И ноты по порядку мы запишем,
чтобы каждый помнить мог
должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны,
И дома каждый день учить урок
Зелёные ботинки себе купили свинки
Зелёные ботинки и красные шнурки.
Надели на копытца и начали резвиться
И начали резвиться на травке у реки.
Припев:
Тип-топ,тра-ля-ля,
Прыг-прыг, плюх-плюх.
Хлоп-хлоп, тра-ля-ля,
Хрю-хрю-хрю-хрю.
Сначала друг за другом все бегали по кругу,
Потом в траве зелёной катались кувырком.
Потом шнурки порвались, ботинки потерялись
И маленькие свинки остались босиком.
Сидят и плачут свинки: “Ой, где же вы, ботинки?”
Зелёные в зелёном не могут отыскать.
Захочешь кувыркаться иль просто баловаться,
То новые ботинки не стоит надевать.
Про козлика
Сл.В.Семернина муз.Г.Струве
Прыгал козлик на лугу
По цветочкам прямо.
Вдруг он замер на бегу:
Потерялась мама.
Ой-ёй-ёй, Ой-ёй-ёй
Потерялась мама.
Ой-ёй-ёй, Ой-ёй-ёй
Потерялась мама.
Он, не зная,что к чему,
Ткнулся к новой маме,
Но ему сказала: «Му-у»
Тётенька с рогами
« Му-му-му, му-му-му»
Тётенька с рогами.
« Му-му-му, му-му-му»
Тётенька с рогами.
Козлик бросился стремглав
К самой грозной маме,
Но ему сказала: «Гав!»
Тётенька с клыками.
«Гав-гав-гав, гав-гав-гав»
Тётенька с клыками
«Гав-гав-гав, гав-гав-гав»
Тётенька с клыками
Вот прикинул он в уме
И помчался прямо.
И ему сказала: «Ме-е»
Ласковая мама.
«Ме-ме-ме, Ме-ме-ме,»
Ласковая мама.
«Ме-ме-ме, Ме-ме-ме,»
Ласковая мама.
Со вьюном я хожу.
русская народная песня.
Со вьюном я хожу,
С золотым я хожу
Я не знаю, куда вьюн положить,
Я не знаю, куда вьюн положить,
Положу я вьюн,
Положу я вьюн,
Положу я вьюн на правое плечо,
Положу я вьюн на правое плечо.
А со правого,
А со правого,
А со правого на лево положу,
А со правого на лево положу,
Со вьюном я хожу.
Слети к нам, тихий вечер
На мирные поля.
Тебе поём мы песню,
Вечерняя заря.
Как тихо всюду стало,
как воздух охладел
И в ближней роще звонко
Уж соловей запел
Темнеет уж в долине
И ночи близок час.
На маковке берёзы
Последний луч погас.
Супчик
Суп варить Яга решила,
Змей сушёных покрошила,
Развела большой костёр
И поставила котёл, вот-вот-вот!
Припев: Вот для бабушки отрада,
Вот для бабушки услада-
Супчик выйдет-то,что надо!
Да! да! Да-да-да-да!
Да-да-да! Да-да-да-да!
Между сосен и полянок
Собрала ведро поганок,
Поскакала за бугор-
Отыскала мухомор, вот-вот-вот!
Притащила свежей тины,
Волчьих ягод три корзины,
Для приправы-бузины,
Для отравы-белены, вот-вот-вот!
Припев: Вот для бабушки отрада,
Вот для бабушки услада –
Супчик вышел – то, что надо:
Целых двадцать литров яда!
Да! да! Да-да-да-да!
Да-да-да! Да-да-да-да!
Музыка всегда с тобой
Что такое ноты? Это семь птенцов.
Что такое ноты? Это трель скворцов,
Это до рассвета соловьи в садах…
Ничего нет в мире музыки чудесней,
Потому что музыка у нас в сердцах!
Потому что музыка у нас в сердцах!
Что такое звуки? За окном метель.
Что такое звуки? По весне капель,
Это струны ливня, это первый гром.
Ничего нет в мире музыки чудесней,
Потому что музыка живёт во всём.
Потому что музыка живёт во всём.
Что такое песня? Это верный друг.
Песня – это радость, звонкий смех вокруг,
Тысячи мелодий, голосов прибой…
Ничего нет в мире музыки чудесней,
Потому что музыка всегда с тобой!
Потому что музыка всегда с тобой!
Ничего нет в мире музыки чудесней,
Потому что музыка всегда с тобой!
Потому что музыка всегда с тобой!
Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 – 2020, Jelsoft Enterprises Ltd.
Перевод на русский язык – idelena
Музыка воды, ветра, леса.
Суровая красота Норвегии. В этой замечательной стране жил и создавал свои шедевры великий композитор Эдвард Хагеруп Григ ( 1843 – 1907 ) .
1. Находит тень, и дню конец. 2.Прощанье дня полно тоски,
Свет гаснет в чаще леса. Встревоженной печали;
На море пал златой багрец, Закрыли венчики цветки,
На землю тьмы завеса. И птицы замолчали,
Среди вечерней тишины И замер дол, и робко ждет,
Чуть шепчутся березы… Весь плачущий росою,
К сынам земли приходят сны, Что скоро солнце пропадет
Над миром веют грезы. За алой полосою.
1.Какие картины изображает поэт? Как ему удается показать, что дню конец и природа
Засыпает? Какие слова помогают понять настроения и чувства поэта?
2.Если бы ты был композитором, то какие средства музыкальной выразительности использовал в своем музыкальном сочинении о заходящем солнце? Каким был бы характер музыки?
3.Созвучен ли образ заходящего солнца в стихотворении А. Мунка и в музыке Э. Грига?
1.Определи динамические оттенки каждого куплета. Найди кульминацию песни.
2.Подумай, может ли «Заход солнца» Э. Грига помочь тебе определить важнейшую тему народной культуры Норвегии и творчества композитора ( Э. Грига ) ?
3.Нарисуй иллюстрацию к песне Э. Грига «Заход солнца».
4.Исполни песню Э. Грига «Заход солнца».
Норвежская народная песня.
1.Дал верный тон наш камертон,
Начинаем петь канон
Дал верный тон наш камертон,
Петь канон: до, до, ля, до, до, ля,
Соль, ля, си, си, си, ля, соль, фа, соль, ля, ля, ля, соль, фа, до ( и т. д. )
2.Пусть будет спет еще куплет,
Льются звонко голоса.
Не забыл из нас никто.
Наш дружный хор,
Продолжает петь канон с ноты до:
Исполни норвежскую народную песню «Камертон» с элементами театрализации.
Камертон ( от английского «вилка для настройки» ) – металлический стержень в виде вилки. Используется для настройки музыкальных инструментов и в хоре. При легком ударе издает звук ля первой октавы.
Норвежская народная песня
1.Пришел к нам в село музыкант – старичок.
В руках музыканта волшебный смычок.
Ударил по струнам – сбежался народ,
Танцует, играет, смеется, поет!
2.Шел мимо богач,
И вспыхнула зависть
– Продай свою скрипку!
Ты беден и стар.
Я дам за нее тебе
3.– Нет! Скрипку свою
Не продам никому.
Нужна эта скрипка
Танцует, играет, смеется, поет!
Что ты можешь сказать о народной культуре Норвегии, анализируя содержание ее народных песен?
Естественное звучание «музыки воды» вдохновляло многих композиторов. Например, вокальный цикл Франца Шуберта «Прекрасная мельничиха» на стихи Вильгельма Мюллера. Музыкальный образ в этом произведении – ручеек, верный друг юноши, главного героя. Он весел, полон сил – и ручеек журчит игриво и жизнерадостно. Все изменения в настроении юноши находят отражение и в звучании ручейка – его доброго друга.
• Вторая часть Шестой «Пасторальной» симфонии Людвига ван Бетховена называется «Сцена у ручья».
• Слушание «Сцены у ручья» из «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена.
Беседа о звуках природы.
• Симфония (лат.) – pastoralis – «пастушеский».
• Инсценировка «Сцены у ручья». Представьте себя пастушками, сидящими в теплый солнечный день на берегу ручья и любующимися красками природы. И пусть мир и покой в вашей душе родится с шелестом трав, пением птиц, дуновением ветра, игрой воды в ручье… .
А теперь вспомним о водопадах и фонтанах .Какое завораживающее впечатление оставляет нескончаемая игра воды в них.
Оркестровое сочинение Отторино Респиги «Фонтаны Рима».
В 1901 году Отторино Респиги, в качестве артиста оркестра, аккомпанировавшего итальянской оперной труппе, приехал в Петербург. Здесь Отторино Респиги в течение пяти месяцев брал уроки сочинения и оркестровки у Николая Андреевича Римского-Корсакова. Отторино Респиги также гастролировал в качестве пианиста и дирижера!
В симфонической поэме «Фонтаны Рима» Респиги с помощью звуков нарисовал сказочной красоты картины, передающие впечатления от знаменитых на весь мир фонтанов Вечного города.
– Фонтан Валле Джула на рассвете;
– Фонтан Тритона утром;
– Тревийский фонтан в полдень;
– Фонтан Виллы Медичи при закате.
Клод Моне. Руанский собор утром, в полдень и вечером.
Сюита Густава Холста «Совершенный глупец»:
«Танец духов воды». (Здесь завораживающая игра и нежные переливы водных потоков, простота и величие вечного неиссякаемого потока Воды.)
А теперь вспомним о Ветре, ему тоже захотелось поиграть на каком-нибудь музыкальном инструменте.
А знаете ли вы, что реально существовал инструмент, специально предназначавшийся для Ветра? Само его название музыкальное: «Эолова арфа».
Греки называли Эолом повелителя ветров. Только он один мог играть на этом деревянном инструменте, известном с Х века.
ЭОЛОВА АРФА – это несколько струн(их число – от 9 до 13), которые натягивались, настраивались в унисон и располагались на открытом воздухе. Они колебались под воздействием его, и звуки, которые извлекал из арфы сам ЭОЛ, были всегда прекрасны и неповторимы…
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку…
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
В географическом справочнике говорится: «Венский лес – один из отрогов Альп, спускающийся буковыми и дубовыми склонами к западной окраине Вены». Здесь проходили народные гуляния. Оркестры исполняли австрийские, славянские мелодии.
«Сказки Венского леса» Иоганна Штрауса – это музыкально-живописное полотно, в котором отразились впечатления от реального места австрийской столицы, что есть в ней красивого, милого, веселого.
Иоганн Штраус. «Сказки Венского леса».
В 1856 году Иоганн Штраус был приглашен в Россию, чтобы провести летний концертный сезон в пригороде Петербурга – Павловске. Великолепный парк, речка Славянка, что течет в окрестностях дворца, оркестровая музыка, исполнявшаяся в концертном зале или на открытой эстраде,- все это делало Павловск одним из любимых петербуржцами мест отдыха. Иоганн Штраус провел в Павловске подряд десять летних сезонов. И в последствии он еще несколько раз приезжал в Петербург.
«Сказочники – это звезды, превратившиеся в людей».
Да, верно, если из жизни уходит сказка, действительность блекнет, как увядший цветок…
Однажды, когда норвежский композитор Эдвард Григ решил познакомиться с Хансом Кристианом Андерсеном, он пришел к нему в дом. Знаменитый сказочник жил в комнате с готическими окнами, за которыми цвели любимые им белые розы. Григ застал его в обществе деревянной кукушки на часах и маленькой бумажной танцовщицы.
«Они первыми слушают мои сказки,- сказал Андерсен и дотронулся до бумажной фигурки, та закружилась.- В детстве мать хотела сделать из меня портного. Но единственное, что у меня получалось, – вырезать балерин, умеющих делать пируэты». И первая его сказка, самостоятельно придуманная,-«Цветы маленькой Иды». Идой звали маленькую дочь его друга, Юста Маттиаса Тиле. Андерсен и девочка беседовали о цветах из Ботанического сада. Так родилась эта трогательная история о нежной детской любви ко всему живому и прекрасному.
– А где танцуют самые красивые цветы? – спросила Ида.
– Ты ведь бывала за городом, там, где большой дворец, в котором живет король и где такой чудесный сад с цветами? Помнишь лебедей, которые подплывали к тебе за хлебными крошками? Вот там-то и бывают настоящие балы!
– Я еще вчера была там с мамой,- сказала маленькая Ида,- но на деревьях нет больше листьев, и во всем саду ни одного цветка! Куда они все девались? Их столько было летом!
– Они все во дворце!- сказал студент.- Надо тебе сказать, что как только король и придворные переезжают в город, все цветы сейчас же убегают из сада прямо во дворец, и там у них начинается веселье! Вот бы тебе посмотреть! Две самые красивые розы садятся на трон – это король с королевой. Красные петушьи гребешки становятся по обеим сторонам и кланяются – это камер-юнкеры. Потом приходят все остальные прекрасные цветы, и начинается бал. Голубые фиалки изображают маленьких морских кадетов и танцуют с барышнями – гиацинтами и крокусами, а тюльпаны и большие желтые лилии – это пожилые дамы, они смотрят, чтобы танцевали прилично и вообще вели себя чинно.
… – А цветы из Ботанического сада тоже могут прийти туда? Ведь это далеко!
– Не бойся,- сказал студент, они могут летать, если захотят! Ты видела красивых красных, желтых и белых бабочек, похожих на цветы? Они ведь и были прежде цветами, только соскочили со своих стебельков, забили в воздухе лепесточками, точно крылышками, и полетели. Они вели себя хорошо, за то и получили позволение летать и днем; другие должны сидеть смирно на своих стебельках, а они летают, и лепестки их стали наконец настоящими крылышками.
… – Вот что я скажу тебе! То-то удивится потом профессор ботаники – который живет тут рядом!- когда придешь в его сад, расскажи какому-нибудь цветочку про большие балы в королевском дворце. Тот расскажет об этом остальным и они все упорхнут. Профессор придет в сад, а там ни единого цветочка, и он в толк не возьмет, куда они девались!
– Да как же цветок расскажет другим? У цветов нет языка!
– Конечно нет, сказал студент, – зато они умеют объясняться пантомимой! Ты сама видела, как5 они качаются и шевелят своими зелеными листочками, чуть подует ветерок. Это у них так мило выходит – точно они разговаривают.
… Рассказ студента не шел у нее из головы, и, собираясь идти спать, маленькая Ида не могла удержаться, чтобы не заглянуть за спущенные на ночь оконные занавески; на окошках стояли чудесные мамины цветы – тюльпаны и гиацинты, и маленькая Ида шепнула им:
– Я знаю, что у вас ночью будет бал!
… Но посреди ночи маленькая Ида вдруг проснулась; она видела сейчас во сне цветы…
Источник