Дама у пианино грабарь описание

Вдохновения Игоря Эммануиловича Грабаря.

Природа наделила И. Э. Грабаря многими дарованиями, которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать. Стал значительным художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором. При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.

1947 г. «Автопортрет в шубе».

Игорь Эммануилович Грабарь родился (13) 25 марта 1871 года в русской семье в Будапеште. В Россию семья вернулась в 1876 году. Он окончил гимназию, а в 1889 году – Московский лицей. Осенью 1889 г., восемнадцати лет от роду, почти без гроша в кармане Грабарь едет в Петербург. Поступает в университет, учится там в течение четырех лет на двух факультетах сразу — юридическом и историко-филологическом — и упорно готовится к поступлению в Академию Художеств. В это время он зарабатывает себе на жизнь сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для журналов.

1890-е Гоголь Н.В. «Шинель». Обложка И.Грабарь.

Этапы поступления в АХ (1894) и начало обучения в ней Грабарь прошел блестяще и стремительно. Уже в 1895 г.

1895 г. Портрет Э.И.Грабаря, отца художника. Частное собрание.

Но вот летом 1895 г. на каникулах Грабарь совершил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии его настолько потрясли творения мастеров Возрождения, а в Париже — работы импрессионистов и постимпрессионистов, что Грабарь на протяжении 1896-1900 гг. колесит по Европе «с целью детального и углубленного изучения мирового искусства и получения архитектурного образования».

Читайте также:  Ноты цифрами для пианино титаник для начинающих

«Дама с собакой». 1899 г.

В 1900 г. Грабарь возвращается в Россию, и тут начинается, по признанию художника, самый его «творческий период». Он вновь после долгой разлуки влюбляется в русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы, без конца пишет «сверхъестественное дерево, дерево-сказку» — березу. В Подмосковье созданы наиболее известные его произведения: «Сентябрьский снег» (1903), «Белая зима. Грачиные гнезда», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» (все 1904), «Хризантемы» (1905), «Неприбранный стол» (1907) и др.

1904 г. «Белая зима. Грачиные гнезда». ГТГ.

1905г. «Хризантемы». ГТГ.

И. Грабарь развивает в 20 веке столь популярный в 19 столетии достаточно традиционный жанр натюрморта. В его картине «Хризантемы» своеобразным образом соединяется несколько разных жанров.Главное – та точка зрения, которой придерживается зритель в тот или иной момент. Когда мы рассматриваем пейзаж достаточно близко, то видим лишь крупные цветы. Но при изменении точки зрения, когда на натюрморт смотрим как бы издали, становятся видны и другие детали интерьера. Привычные границы жанра мастерски размыты цветописью импрессионистского характера. Все изображение словно состоит из одной субстанции. Картина написана в 1905 году. Важно, что создано это великолепное творение в интерьере яркого света. Все предметы словно пушистые. Если рассматривать рельефную живопись вблизи, то кажется, что она — целые невероятные по красоте россыпи теней и словно сказочных бликов. Если же немного отдалить картину и смотреть на нее со стороны, то ее немедленно наполняют чудесные переливы великолепного перламутра. Хризантемы ярко-желтого цвета в синеватом свете, который на них падает, причудливым образом меняют свой цвет. Кажется, что цвет становится совершенно иным, приобретая некий зеленоватый оттенок. И. Грабарь своими великолепными натюрмортами открыл совершенно новое понимание этого, казалось бы, традиционного жанра. Его трактовка абсолютно новая. Он не просто изображает предметы, но и умело играет светом и тенью, использует всю силу красок и света. В итоге мы видим не просто натюрморты, а нечто большее. Границы творений чудесным образом раздвигаются. Картины наполняются новым содержанием и иным звучанием. Важно, что во всех работах И. Грабаря импрессионистского жанра всегда торжествует свет. Он господствует над всем, озаряя все вокруг и проникая в детали, создавая совершенно новые ощущения.

1907г. «Зимнее утро».

Прекрасное живописное произведение исполненное в импрессионистическом стиле, картина «Зимнее утро» было создано художником в 1907 году. Сегодня полотно украшает экспозицию Севастопольского художественного музея имени П.М.Крошицкого. Это произведение импрессионистского стиля. Создается ощущение, что оно не написано красками, а соткано из тончайшего кружева. Сначала даже невозможно поверить, что рассвет зимой может так необычно выглядеть. Художник увидел в обычном лесу волшебную сказку.

1904 г. «Мартовский снег». ГТГ.

Художник изобразил обычные будни жителей деревни. Но он увидел в них неподражаемую красоту. И. Грабарь любуется пробуждающейся природой, восхищается наступающей весной, стремясь показать пока ещё скрытую мощь талой воды, которая вот-вот ворвётся ручьями в деревенский пейзаж.

И. Грабарь пишет на открытом воздухе, учитывая достижения французских импрессионистов, но, не желая слепо им подражать, пишет по-русски, любя «вещественность и реальность». «Февральская лазурь» — это величественный «портрет» березы. Мы смотрим на нее снизу вверх, из глубокой траншеи в снегу, которую вырыл автор и в которой он работал, невзирая на жестокие морозы, переполненный радостью от «перезвонов и перекликаний всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба». Пейзаж написан чистыми цветами, мазки положены плотным слоем.

«Февральская лазурь». 1904 г.

1904 г. «Толстые женщины. Гротеск.». Частное собрание.

Источник

Дама у пианино грабарь описание

Грабарь Игорь Эммануилович специализировался на пейзажах и портретах.

Автор многочисленных работ, он вошел в историю как поэт русской зимы, хотя писал и осень, и лето. Он открыл миру русский пейзаж и умел показать необычное в обычном.

Освоив лучшие достижения импрессионистов мировой живописи, Грабарь нашел свой художественный стиль в искусстве — неповторимый и своеобразный.

Природный ландшафт России приобрел в пейзажах Грабаря совершенно новый облик, заискрился радужными красками, наполнился ощущением огромного пространства и воздуха.

Искусство для Игоря Грабаря всегда было предметом познания и созидания. Игорь Грабарь никогда не мог просто созерцать окружающий мир, он всегда стремился запечатлеть его в красках.

Он был многогранной личностью. Современники не зря называли его «человеком-оркестром» – он умел делать практически все. Игорь Грабарь служил искусству как живописец и художник, как историк искусства и как его критик, как архитектор и реставратор, музейный деятель и педагог.

Грабарь полностью отдавал себя искусству. Его творческий его путь, как живописца, составил более 60 лет.

Почетное звание Заслуженного деятеля искусств, установленное в нашей стране в 1928 году, первым было получено именно Игорем Эммануиловичем Грабарем.

Не каждый художник имел такое долголетие в творчестве и послужной список.

ИЗ БИОГРАФИИ ИГОРЯ ГРАБАРЯ: (1871-1960)

Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Австро-Венгрии (Венгрия), в Будапеште в семье галицко-русинского общественного деятеля Эммануила Грабаря, избранного в конце 1860-х годов депутатом венгерского парламента.

Крещён Игорь православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева.

Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, известный деятель русского движения в Закарпатье и Галиции.

Мать художника, Ольга Грабарь, также занималась русской просветительской деятельностью в Галиции.

Вскоре после рождения сына Ольга Грабарь с детьми уехала в имение отца в Карпатской Руси. Эммануил Грабарь был вынужден бежать в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей князя Сан-Донато П. П. Демидова, а через три года последовал за ними в Париж.

В 1876 году Э. Грабарь переехал в Российскую империю и поселился в Егорьевске Рязанской губернии, где, сдав экзамен на право преподавания французского и немецкого языков, стал работать в местной гимназии под фамилией Храбров.

В течение 1879—1880 годов в Российскую империю переехали его жена с сыновьями.

Еще будучи ребенком, Игорь проявил страсть к рисованию. По словам родителей, он изводил кипы бумаги и увлеченно рисовал красками. Когда мальчик подрос, стал брать уроки живописи, проводил в мастерской часы напролет.

С 1880 по 1882 год Игорь учился в Егорьевской прогимназии и посещал занятия Варвары Житовой, сводной сестры писателя И. С. Тургенева.

В 11 лет, с 1882 года он учился в лицее цесаревича Николая, который окончил в 1889 году с золотой медалью.

Детство Игоря прошло в Рязанской губернии, и переезд в Москву открыл для него новые горизонты. Учеба в лицее давалась тяжело, Игорь был едва ли не самым бедным из учеников, жил на содержании, его окружали сверстники из состоятельных семей, не упускавшие случая жестоко подшутить над бедностью мальчика. Но того абсолютно ничего не смущало: он ушел с головой в рисование, изображая буквально все, что видел вокруг — педагогов и работников лицея, знакомых и одноклассников. А выходные дни талантливый парнишка напролет проводил в Третьяковской галерее и на московских выставках.

После окончания лицея Игорь Грабарь в 1889 году поступил сразу на два факультета Петербургского университета — юридический и историко-филологический. И, что удивительно, одаренный 18-летний юноша одновременно успевал составлять биографии художников-классиков, писать юмористические рассказы для популярного журнала «Нива», рисовать иллюстрации и выступать в качестве художественного критика с обзорами выставок. Санкт-Петербургский университет Игорь окончил в 1893 году.

Студенческие годы, проведенные в городе на Неве, он заполнил на всю жизнь. Здесь он всерьез занялся живописью, быстро вошел в круг общения петербургской богемы. Отсюда – поехал в тур по европейским странам, жадно откликаясь на то новое, что видел в искусстве.

Увлечение живописью не давало усомниться в том, что следующей ступенью для Игоря Грабаря должно стать обучение в Академии художеств. Он поступил туда в 1894 году и попал в ученики самого Ильи Репина. Правда, после поступления стало ясно, что душа талантливого студента жаждала новизны, а не строгой академичности. Путь Игоря Грабаря лежал в Мюнхенскую школу живописи. В этот период начинается активное сотрудничество Грабаря с Сергеем Дягилевым, и его становление как критика и историка искусства. В последующие годы Игорь Грабарь постоянно совмещал занятия живописью с научной деятельностью. Это отнимало много сил и энергии.

Летом 1895 года во время каникул, Игорь Грабарь путешествовал по Европе, посещал Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. Его настолько восхищали творения величайших художников эпохи Возрождения, что он решает путешествовать дальше и просвещать себя.

Во время посещения Европы, Грабарь всерьез увлекся импрессионизмом. Художника всегда огорчало быстрое изменение в природной среде и в освещении, поэтому именно в этом художественном направлении он нашел то, что позволило ему быстро запечатлевать происходящее. Позже, работая над своими картинами, он писал с большим азартом, буквально«швыряя краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая».

В 1901 году вернулся в Российскую империю, участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников», на выставках которых экспонировались его пейзажи и натюрморты.

В 1903 году Грабарь окончательно переехал в Москву. Вскоре после переезда в Москву познакомился с художником Н. В. Мещериным. Неоднократно посещал усадьбу Мещериных Дугино (ныне — посёлок Мещерино в Ленинском районе Московской области).

Вернувшись в Россию, художник был вновь потрясен красотой русской природы. Он был заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева березы.

Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других.

Полотно «Февральская лазурь» художник писал с особой любовью и вложил в него часть своей души.

Вел художник и научную деятельность в сфере истории русской живописи. так, с 1908 года и до начала Первой мировой войны он успел издать 8 томов своего монументального труда под названием «История русского искусства» (при запланированных 12-ти). Но война нарушила планы Игоря Эммануиловича. Было уничтожено огромное количество собранного материала, и, разумеется, у автора опустились руки.

В 1910-1923 годах Грабарь отошел от живописи и увлекся архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников.

В 1909 – 1914 годах Грабарь работал архитектором. По его проекту был построен санаторий «Захарьино», находящийся под Москвой, архитектурный облик которого отразил увлечение Грабаря русским классицизмом и архитектурой Возрождения в Италии.

С 1913 года Игорь Грабарь возглавлял Третьяковскую галерею. Как позже признавался, он согласился на эту должность, чтобы изучать искусство художников не через стекло, «а вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей». Здесь он проявил весь свой талант организатора, свои архитектурные способности, проведя масштабную перепланировку экспозиции музея.

После Октябрьской революции также активно занимался живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции.

В более поздние годы художник заведовал музеем-усадьбой «Абрамцево», руководил Институтом имени В.И. Сурикова, занимался общественной деятельностью, не переставая при этом творить свою живопись.

Также Игорь Эммануилович является одним из основателей музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины.

С 1921 года Грабарь был профессором Московского государственного университета, где читал курс лекций по теории и практике научной реставрации на отделении искусств.

В 1926—30 годах Грабарь был редактором отдела изобразительного искусства Большой Советской Энциклопедии.

С 1924-го и до конца 1940-х годов Грабарь вновь возвращается к живописи, особое внимание уделяет портрету, изображая своих близких, ученых и музыкантов.

С 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения, картин из усадеб и икон из монастырей.

Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен И. В. Трофимов.

С 1944 года Грабарь является директором института истории искусств Академии наук СССР.

С будущей женой Валентиной Мещериной (1892—1959) Грабарь познакомился в имении Дугино, где проживал его друг и художник Николай Мещерин (Валентина приходилась ему племянницей). Валентина была настоящей красавицей, ее огненные рыжие волосы сводили с ума Игоря, и тот вскоре сделал ей предложение. Дом Грабарей был полная чаша, в семье родились двое детей – Ольга (родилась в 1922 году) и Мстислав (родился в 1925 году). Казалось, жить да радоваться, но судьба приготовила им тяжелое испытание. Валентина начала терять рассудок, у нее обнаружили тяжелое гормональное заболевание.

Лечение в клинике для партработников не дало результатов: Валентина вернулась в семью совсем другим человеком. Не было в ней уже ни жизнелюбия, ни энергии. Дома она прожила совсем немного, и… исчезла. Ушла от мужа и детей. Все попытки найти ее оказались тщетны.

Через некоторое время опекать Игоря Грабаря и его двух детей стала родная сестра Валентины – Мария.

Подробности личной жизни Грабаря долго были покрыты тайной. Ключиком к ее разгадке стала его картина «Васильки».

На картине «Васильки» изображены обе женщины – рыжеволосая Валентина и темноволосая Мария. Обе они в разные годы были женами художника.

Что касается детей Игоря Грабаря, Ольги и Мстислава, их судьбы тоже примечательны. Мстислав стал талантливым математиком, а Ольга – биологом.

В университет Ольга поступила в 1940 году, а, спустя три года, добровольно ушла на фронт. На войне служила переводчиком вначале в разведке, после – в стрелковом корпусе. Вернувшись с фронта, закончила учебу, но наукой заниматься не бросила. Через несколько лет защитила кандидатскую диссертацию, а позже – докторскую.

Умер Игорь Эммануилович 16 мая 1960 года в Москве. Похоронен он на Новодевичьем кладбище.

ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКА ИГОРЯ ГРАБАРЯ:

В отличие от старшего брата Владимира, ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника. Ещё в Москве посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств.

С 1892 года Игорь начал заниматься в академической мастерской профессора П. П. Чистякова, а в 1894 году поступил в Императорскую Академию художеств, где в 1895 году начал заниматься в мастерской И. Е. Репина.

Еще будучи студентом, Грабарь Игорь Эммануилович посещает Германию, Францию и Италию. В 1896 году он в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ажбе. К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899).

Восхищенный искусством Возрождения и работами импрессионистов, он возвращается в Россию в 1901 году с новыми идеями.

В 1903 году Грабарь окончательно переехал в Москву. С этого времени он принимал участие в выставках «Мира искусства» в «Салоне» и «Союзе». Его работы выставлялись и за границей — в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne.

В 1906 году принимает участие в выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и других.

В 1910-х годах Игорь Грабарь с И. В. Рыльским и И. В. Жолтовским входил в городское жюри, которое проводило в Москве «конкурсы красоты фасадов».

Как признавался сам живописец, в его жизни наступил новый этап и самый творческий период. Его работы замечают современники в России и за границей, и каждое новое произведение получает лестные отзывы.

Восхищенный красотой природы, он не скупится на яркие краски. Как полагают исследователи, на художника оказал огромное влияние французский импрессионизм, однако он работает в исконно русском стиле. Никому не подражает, а пишет по-своему.

Зимняя пора своей дивной красотой веками очаровывала и поэтов, и художников, воспевавших ее в своем творчестве. А знаменитый импрессионист советского периода Игорь Эммануилович Грабарь, вошел в историю русской живописи как поэт русской зимы.

Русская зима была любимым временем года художника, прочувствованная каждой стрункой его души, и воспроизведенная на холстах с большой любовью и трепетом. Когда же мастер брался писать с натуры искрящийся на солнце иней, то всегда жалел, что на его палитре не хватает нужных красок, чтобы передать на полотне неземную его красоту.

Именно иней настолько впечатлял мастера, что пробуждал в нем неудержимое желание писать зиму, невзирая даже на то, что в сильные морозы масляные краски буквально примерзали к кисти и холсту. Этот факт совершенно не мешал мастеру писать свои произведения непосредственно с натуры. За это Грабаря, прославившегося своей уникальнейшей живописной техникой письма, заслужено называли «последним из пленэристов России».

Искренне восторгаясь завораживающим явлением природы — инеем, живописец изображал его «на все лады»: искрящимся, в лучах раннего солнца, розовым — на закате солнечного дня, синим — хмурыми вечерами. Эта тематика особенно сильно проявилась в его творчестве в первое десятилетие 20 века.

Так, за несколько лет Игорь Эммануилович создал более сотни работ, посвященных зимнему убранству уснувших деревьев. Они и составили цикл его этюдов — «День инея».

И, что интересно, когда по приходу весны, снег таял, и деревья теряли свой зимний наряд, художник практически прекращал работу над пейзажами и переходил к портретному жанру и натюрмортам.

Конечно, что в наследии живописца есть немало работ, где изображены и другие времена года, однако он сам честно признавался, что ни весенний, ни летний, даже осенний пейзажи, не вызывали в его воображении такого живописного задора и вдохновения, как зимний.

Под необыкновенным впечатлением была создана удивительная работа мастера – «Февральская лазурь», а именно, когда художник был в гостях у хороших знакомых в Подмосковье.

Идею создания «Февральской лазури» подсказала живописцу сама матушка-природа во время утренней его прогулки по лесу. Проходя мимо берез, растущих у обочины, мастер, благодаря случайному стечению обстоятельств, пришел в неописуемый восторг, его очень глубоко тронуло то, что неожиданно открылось его взору.

Воодушевленный художник тут же побежал за своими художественными принадлежностями, а вернувшись, в один сеанс набросал небольшой этюд будущего произведения. На следующий день Игорь Эммануилович вновь вернулся к тем же березам, только уже с холстом на большом подрамнике. Перед началом работы художник выкопал траншею в снегу, в которой он и расположил свой мольберт, чтобы как можно ниже оказаться по отношению к березам и захватить как можно больше небесного пространства.

Картина «Осень. Рябины и березы» (1906 год) создавалась под впечатлением произведений импрессионистов. Мастер создает настоящее чудо при помощи небрежных, слегка размытых мазков желтоватого, коричневого и пурпурного оттенков. Живописец восхищается чудесной порой и заставляет сделать это зрителя. Здесь даже не конкретное изображение золотой осени, а впечатление автора от увиденного.

И этот восторг передается публике, которая не проходит равнодушно мимо картины. Кажется, еще немного, и можно услышать тихий шелест листвы высоких березок, ощутить на себе последнее тепло осеннего солнышка. Мастер играет с красками, стараясь передать свежесть и прозрачность воздуха, и это ему удается.

И. ГРАБАРЬ «ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР»

На ранних полотнах Грабаря Игоря Эммануиловича можно заметить стиль импрессионизм, густую сетку из плотных мазков разных цветов. Издали они смешиваются в единое целое, образуя реалистические произведения, наполненные светом и любовью.

Позднее, под влиянием соцреализма, его манера писать кардинально меняется. В произведениях Грабаря Игоря Эммануиловича, наделенного многими дарованиями, нашли отражение отголоски наследия прошлого и воплотились в жизнь самые смелые идеи живописи будущего.

Начиная с 1910 года, Грабарь Игорь Эммануилович отходит от живописи. Он безмерно увлечен архитектурой и музейной деятельностью. Талантливый автор спасает разрушавшиеся на глазах памятники зодчества, пишет книги и даже создает в память о русском враче Г. Захарьине больницу-мемориал в «палладианском» стиле.

Возглавивший Третьяковскую галерею, он проводит реформу экспозиции и размещает картины в исторической последовательности. Имея репутацию бунтаря, Грабарь устраивает в Лондоне выставку русских произведений и идет против воли Третьякова, завещавшего не трогать его коллекцию.

И только с 1924 года мастер вновь обращается к живописи, увлекаясь не только пейзажным, но и портретным жанром. Работающий в лучших традициях реалистической живописи, он стремится к правде жизни и изумительно передает натуру.

И. ГРАБАРЬ «ВАСИЛЬКИ»

Его работы на многочисленных выставках по достоинству оцениваются критиками, считающими, что полотна художника Грабаря Игоря Эммануиловича заслуживают отдельного внимания.

Однако сам автор не стесняется называть некоторые свои творения откровенными неудачами. Именно так он отзывался о работах «Туркестанские яблоки» и «Красные яблоки на синей скатерти». А вот зрители увидели в них контраст фактур, противопоставление холодного оттенка теплому и по достоинству оценили пластику объемов.

Живописец работает и над камерными полотнами своих родственников и коллег. Так, он создал изумительный «Портрет В. М. Грабарь, жены художника», впечатляющий «Портрет академика С. А. Чаплыгина».

Среди его знаменитых портретов «Портрет матери», «Светлана», «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа», «Портрет сына».

Широко известны и два автопортрета художника «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет в шубе».

Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимала исследовательская и просветительская работа. Много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и других.

Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял. Грабарь же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».

Работа над образом советского человека помогла Грабарю обратиться к большим историческим темам. Он создал полотна «В. И. Ленин у прямого провода» и «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина».

В 1937 году появляется работа «Подсолнухи», которая подкупила зрителей своей простотой. Здесь нет особой игры света, однако гармоничное сочетание золотистых подсолнухов, светло-голубого неба, затянутого облаками, и листвы очень темного, почти сине-зеленого цвета привлекли внимание публики.

В том же, 1937 году он создает двухтомную монографию о Репине – своем любимом авторе. Эта работа принесла Грабарю Сталинскую премию.

Отличающиеся реализмом и безукоризненной передачей света, картины Грабаря Игоря Эммануиловича всегда вызывают восхищение его преданных поклонников.

ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ ИГОРЯ ГРАБАРЯ:

*Действительный член Императорской Академии Художеств (1913). *Действительный член АН СССР (1943). *Действительный член АХ СССР (1947). *Народный художник РСФСР (1943). *Народный художник СССР (1956). *Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). *Два ордена Ленина (1945, 1946). *Два ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1954). *Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» *Медаль «В память 800-летия Москвы» *Современный Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных им Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. Э. ГРАБАРЯ:

*В 1895 году Игорь Грабарь обучался в мастерской Ильи Репина, где в это же время учились Малявин, Сомов, Билибин.

*В начале 1913 года Московская городская дума избрала его попечителем Третьяковской галереи — он оставался на этой должности вплоть до 1925 года.

* Грабарь Игорь Эммануилович мечтал, чтобы его творения в большей степени отвечали зрительским представлениям о природе. Начиная работу, он тут же вставал на место публики.

*Игорь Грабарь — автор потрясающих шедевров, обожавший снежную зиму и морозные пейзажи, признавался, что природа весной, когда снег сменяется изумрудной листвой, перестает его привлекать. «Порой на моей палитре не хватает оттенков, которые способны передать невероятную красоту морозного дня», – рассказывал мастер.

*А именно такая природа играла для него насыщенными красками. Он — один из самых последовательных русских импрессионистов владел секретом радужного сияния красок, позволяющим посмотреть на окружающий мир с радостью.

*Картину «Февральская лазурь» живописец создавал с особой любовью, вкладывая в неё часть своей души. Несмотря на сильный мороз, художник писал картину в вырытой им траншее из снега.

*Сам художник называл «Февральскую лазурь» самым значительным своим произведением. Используя свою уникальную технику в импрессионистической манере, он не только мастерски показал и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и неровности снега, но и передал лучезарное настроение природы в ожидании весеннего пробуждения.

*В 1918 году художник создал Центральную реставрационную мастерскую. Он помог спасти многие произведения древнерусского искусства и результатом проведенной работы мастерских, было открытие многочисленных выдающихся памятников древнего русского искусства — икон и фресок в Новгороде, Пскове, Владимире и других городах.

*В годы войны Игорь Грабарь внёс свои средства в Фонд обороны: « Дорогой Иосиф Виссарионович! Когда вся страна отдаёт свои трудовые сбережения на усиление технической мощи Красной Армии для окончательного разгрома врага, советские художники не могут оставаться в стороне от стихийного всенародного движения, поэтому я внёс сегодня в Госбанк 70.000 рублей, как первый вклад в фонд создания бронетанковой колонны «Советские художники Красной Армии».

*В начале 1943 года Игорь Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и её союзников. Возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.

*В советское время Грабарь увлекся творчеством Андрея Рублёва и И. Е. Репина.

*Он принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица».

*В 1947 году стал одним из инициаторов проведения реставрационных работ в Андроникове монастыре, а также в организации там Музея древнерусского искусства Андрея Рублёва.

*Грабарь пользовался неоднозначной репутацией среди коллег. Многие называли художника «Угорь Обмануилович Гробарь». Именно Грабарь пошел против воли П. М. Третьякова, который завещал оставить в неприкосновенности собранную им галерею, устроив в Лондоне выставку русского искусства, которая должна была быть продемонстрировать Советскую Россию миру.

*Кроме издания первой «Истории русского искусства» в шести томах, для которой он написал важнейшие разделы, Грабарь опубликовал монографии о Валентине Серове и Исааке Левитане.

* Под его руководством Третьяковская галерея превратилась в музейный комплекс с мировым именем, его же усилиями была написана многотомная «История русского искусства».

*Художником на юбилейной выставке в 1951 году были продемонстрированы и произведения конца позапрошлого века, и те, на которые были положены последние мазки перед самой экспозицией.

*Игорь Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Льва Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса.

*В самом начале сталинских чисток он ушёл со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен.

*Игорь Грабарь — талантливый живописец, нашедший собственный стиль, продолжил и развил все самое лучшее, что проявилось в творчестве Серова, Левитана и других известных пейзажистов.

БАРЕЛЬЕФЫ НА МОГИЛЕ И. ГРАБАРЯ

Источник

Оцените статью