Дан аккорд ре фа диез ля

Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием

Аккорды в тональности. Общая информация

Когда начинающие гитаристы пытаются сочинить собственную песню, то почти наверняка сталкиваются с вопросом – какие аккорды подобрать для нее? Очень часто они действуют интуитивно, используя уже знакомые паттерны из известных им песен. Однако в какой-то момент все их композиции становятся похожими друг на друга, и перед новичком встает вопрос – а как вообще подбирать аккорды в тональности? В этой статье содержится подробный ответ на этот вопрос, а также все необходимые материалы, чтобы полностью разобрать данную тему.

Виды аккордов

Для начала стоит вспомнить о построении аккордов и их видах.

Мажорные

Это трезвучия, имеющие «радостное», «торжественное» звучание. Они выстраиваются по схеме «тоника – большая терция – малая терция». То есть, аккорд C имеет в себе ноты До – Ми – Соль. Именно от них и происходит изменение ступеней и, как следствия, звучания трезвучия.

Минорные

«Печальные», «грустные» аккорды. На письме они обозначаются буквой m рядом с играющей нотой. Данные трезвучия выстраиваются по схеме «тоника – малая терция – большая терция». Аккорд Cm имеет ноты До – Ми♭ — Соль.

Читайте также:  Лебединое озеро упрощенные ноты

Уменьшенные

Или аккорды dim . Уменьшенные аккорды могут быть только минорными, поскольку в них отсутствует характерная мажорная большая терция. Свое название они получили, поскольку выстраиваются по принципу «тоника – малая терция – малая терция». То есть, аккорд Cdim содержит ноты До – Ми♭ — F#

Аккорды с задержанием

Обозначаются как Sus . Они нейтральны по своему звучанию, и возможны в двух видах – Sus2 или Sus4, в зависимости от того, какая из ступеней поднимается. По аналогии с другими примерами, Csus2 имеет ноты До – Ре – Соль, а Csus4 – До – Фа – Соль.

С надстройками

Помимо этого, существует огромное количество аккордов, не подразделяющихся на какие-то группы. Они выстраиваются от уменьшения, увеличения, или добавления дополнительных ступеней в уже имеющееся трезвучие. Самый классический пример – септаккорд, который образуется при помощи добавления четвертой ноты в уже известное трезвучие. Кроме этого, можно увидеть кучу других примеров, с поднятой пятой, второй, и даже девятой или тринадцатой ступени – это уже джаз.

Тональность и ее ступени

Аккорды, входящие в тональность, неотделимы от ее ступеней. Их семь – и, по факту, это ноты, входящие в нее, выстроенные по определенному принципу. Они обозначаются римскими цифрами. Ступени всегда считаются от тоники – основной ноты тональности, и, как следствие, основного аккорда. Например, в тональности До-мажор будут следующие ноты – CDEFGAB. Те же самые ноты будут и в тональности Ля-минор, поскольку в соответствии с кругом тональности , они являются параллельными – то есть, содержат одинаковые звуки, но в разных последовательностях.

Соответственно, первая ступень в До-мажоре – это C, вторая – D, и так далее. Знание того, какие звуки содержатся в той или иной тональности, сильно поможет вам в дальнейшем подборе нужных аккордов.

Аккорды входящие в тональность – Таблицы

Ниже представлены две таблицы с аккордами в тональности, одна – для мажорных, другая – для минорных. Используя ее вы сможете гораздо проще и быстрее сочинять композиции, а также в скором времени запомнить, какие трезвучия какой тональности соответствуют.

Мажор

Минор

Паттерны аккордов в тональности

Как можно увидеть из таблицы, все аккорды в тональности подчиняются определенному паттерну. Тональность включает в себя как минорные, так и мажорные аккорды, и вам достаточно запомнить, как они идут друг за другом, чтобы точно знать, какое трезвучие сыграть в тональности в данный момент. Для примера мы возьмем тональность C мажор и D минор.

Мажор

Мажорный паттерн выглядит следующим образом, отталкиваясь от ступеней:

То есть, в классическом До-мажоре, аккорды распределены таким образом:

Особый интерес представляет собой аккорд Bdim. Дело в том, что стоит он здесь не случайно. Он построен таким образом, что именно внутри него все ноты соответствуют тональности До Мажор – B D F.

Минор

Минорный паттерн выглядит следующим образом:

На примере тональности D минор:

Возможные исключения

Стоит сказать о том, что при необходимости вы всегда можете вставить аккорд, который на первый взгляд не должен находиться в тональности. Для этого нужные трезвучия должны находиться на второй и третьей ступени – тогда вместо минорного аккорда можно сыграть мажорный, и оно будет походить. Однако это исключение работает только в мажорных тональностях.

Использование аккордов с надстройками

Если в песне используется септаккорд, вы всегда можете изменить его, добавив вместо седьмой ступени девятую, или любую другую. Аккорды с надстройками также можно использовать и как часть гармонии, главное, чтобы все ноты входили в тональность. Это разнообразит ваши аккордовые последовательности .

Примеры аккордовых прогрессий

Мажор

Am7 – D7 – Gmaj7 – именно так, это все еще мажор. В данном случае тоника – это G, а последовательность построена от джазового стандарта II – V – I.

Минор

Заключение

Для того чтобы правильно построить аккорды в тональности, требуется знать, какие в ней ступени, а также стандартные паттерны минорых и мажорных трезвучий. Пользуясь этими знаниями, а также таблицами, вы сможете без проблем сочинять интересные композиции, дополняя их необычными аккордами и добиваясь своего уникального звучания.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

19 Replies to “ Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием ”

Большое спасибо! Отличная статья!

Почему в таблице Db и С# как отдельные тональности, это же одна нота?

Это называется Энгармонизм. Когда мы имеем две ноты с различными знаками альтерации (или их отсутствием в каких-то случаях) которые, по сути, на грифе это одна и та же нота. Все дело в формуле построения самой гаммы. Здесь у нас мажорная гамма построенная так Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Следовательно, если вы построите ее от нот D♭ и C#, то вы получите разные ноты и это также отразится на построении самим аккордов. В общем, это в основном касается только теоретической части, на звучании это не отразится.

Я не понимаю от чего зависит минорность или мажорность аккорда в той или иной тональности, вот 1, 4 и 5 ступени обычно мажорные либо минорные. Чем это объясняется?

Здравствуйте. Мажорность и минорность зависит от интервалов, по которым строятся трезвучия. Отличие между минором и мажором заключается в следующем:

  1. Для мажорного аккорда при построении мы откладываем большую терцию от тоники (4 лада от тоники) + малую терцию (3 лада от III ступени). Если взять для наглядности аккорд До-мажор, то мы получим с вами его ноты До-Ми-Соль. Эти ноты находятся на I – III – V ступенях гаммы, которые мы построили по формуле описанной выше.
  2. Для минорного аккорда при построении мы откладываем малую терцию от тоники (3 лада от тоники) + большую терцию (4 лада от III ступени). Если возьмем аккорд Am то на ступенях I – III – V получим следующие ноты Ля-До-Ми.

Отвечая на ваш вопрос, от чего зависит мажорность или минорность, она зависит от первого построенного интервала от тоники. Если построена большая терция аккорд будет мажорный, если малая терция то минорный. Пятая ступень имеет интервал квинту от тоники в обоих вариантах.

Хочу еще добавить. От чего такая закономерность, что на 1-4-5 ступенях мы получаем мажорные аккорды, а на 2-3-6 минорные. Если взять для примера гамму До-мажор

C – D – E – F – G – A – B

и использовать формулы, которые написаны выше, то мы получим с вами аккорды, которые входят в эту тональность. Такая закономерность появилась из-за полутонов между нотами B-C и E-F.

Это я понял, а как объясняется конкретно то, что вторым аккордом в тональности до мажор я строю аккорд ре минор, третьим ми минор, почему не ми мажор например? Я вот про это. Как определить что строить на каждой ступени, минор или мажор? Я же от каждой ступени могу и ту ту формулу использовать и получится либо минор либо мажор.

Я вам как раз это и расписал. Из-за того что в любой гамме есть ноты между которыми полутон E – F и B – С, и складывается, что часть аккордов мажорные, а часть минорные.

Формула мажорной гаммы Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон

Гамма До-мажор состоит из 7 нот C D E F G A B, каждая из которых находится на своей ступени, из количества следует, что их также семь.
Построим аккорд До-мажор, это I – III – V ступени данной гаммы, и он будет состоять из нот C – E – G. Интервалы между нотами C-E (большая терция 2 тона), между E – G (малая терция 1,5 тона). Т.к. в интервале между нотами E – G есть полутон (E-F) мы получаем интервал 1,5 тона. И таким образом у нас построен мажорный аккорд.

Дальше разберем ваш пример «Почему мы строим на II и III ступень Ре-минор и Ми-минор, а не мажорные аккорды?». Опять же вернемся к нашей гамме и отложим I – III – V ступени от ноты D (Ре). Получим следующие ноты D – F – A. В интервале между нотами D – F у нас есть полутон между нотами E – F, следовательно, всего между ними 1,5 тона, следовательно, это малая терция. А между нотами F – A полутонов нет, там 2 целых тона, т.е. большая терция. Т.к. между первыми двумя нота у нас построена малая терция и + большая терция, то мы получаем Минорный аккорд. Точно также со следующей ступенью гаммы До-мажор, с нотой E (Ми). Если в ней построить все аналогичным образом мы также получим минорный аккорд.

Это закономерность для любой Мажорной гаммы.

Надеюсь не запутал и вы сможете разобраться.

Мажорность или минорность зависит от способа звукоизвлечения, больше не от чего.

Источник

Аккорд D# на гитаре

Мажорные аккорды D#. Всевозможные теоретические варианты расположения данного аккорда.

Как звучит D#

Нажмите, что бы послушать звук аккорда D# на гитаре. Аккорд проигрывается при клике. Настройки звукоизвлечения:

Ре-диез мажор: как можно взять аккорд на грифе

Аппликатуры изображены на грифе и отдельно схемами. При нажатии на схему аккорда он отобразиться на грифе.
Внимание! Аккорды генерируются программным способом и могут содержать неожиданные и сложно реализуемые на практике решения.
Настройки генератора аккордов: максимальный лад 16, максимальная амплитуда 4 лада, возможные незвучащие струны 5 и 6.

  • струна обязательно должна быть зажата на этом ладу
  • струна не обязательно должна быть зажата на этом ладу и может быть открытой
  • струна вообще не звучит и при игре боем должна быть заглушена

Пробуйте разные варианты, что бы подобрать нужный оттенок аккорда.

Источник

Дан аккорд ре фа диез ля

Сначала надо определить тональность мелодии, так как к ней «привязаны» все аккорды. Тональность — гамма, на основе которой написана мелодия, — определяется по последней ноте (в гамме это будет ПЕРВАЯ нота, или тоника) и по ключевым диезам/бемолям. Тоника здесь ФА, а при ключе один Си-бемоль, значит — тональность ФА МАЖОР (F-dur).

Затем вычисляем базовые аккомпанементные аккорды — табличку T-S-D-S2-S3 для гаммы (тональности) Фа мажор (F-dur) и параллельной ей гаммы Ре минор (d-moll).

Т — ТОНИКА (I ступень гаммы), тоническое трезвучие, тоже Т — I-III-V ступени.
S — СУБДОМИНАНТА (IV ступень), субдоминантовое трезвучие S — IV-VI-I ступени.
D — ДОМИНАНТА (V ступень), доминантовое трезвучие D — V-VII-II ступени.
S2 — ДВОЙНАЯ СУБДОМИНАНТА (VII ступень, читается «эс-два»), трезвучие S2 — VII-II-IV ступени.
S3 — ТРОЙНАЯ СУБДОМИНАНТА (III ступень, читается «эс-три»), трезвучие S3 — III-V-VII ступени.

Параллельные мажор и минор — гаммы, состоящие из одних и тех же нот. В F-dur и в d-moll один Сиb, остальные ноты чистые. Запись A(m) означает, что тут может быть как А, так и Am, причём мажорный А — чаще.

Em-5 — это УМЕНЬШЕННОЕ (не минорное!) трезвучие (здесь — от Ми), формула [м3+м3]. Оно не минорное — но от минорного происходит, и это зашифровано в обозначении Em-5. Расшифровывается так: это «минорное трезвучие с пониженной на полтона 5-й ступенью». Это 5-я ступень самого Em, нота Си. Em — это Ми-Соль-Си, а Em-5 — Ми-Соль-Сиb.

Пять аккордов для F-dur – это «Фа-мажорный ряд», для d-moll – «Ре-минорный ряд». Таблица эта нужна затем, что именно из неё выбираются аккорды, которые вычисляются по конкретным нотам мелодии.

ПРАВИЛА ВЫЧИСЛЕНИЯ АККОРДОВ

1. Все трезвучия берутся из таблицы T-S-D-S2-S3 (в основном из «своего» ряда) и вычисляются для каждого такта отдельно. Первый и последний аккорды должны быть тоническими (Т).

2. Если ВСЕ ВМЕСТЕ ноты такта составляют ОДИН конкретный аккорд — весь такт сопровождается именно этим аккордом без вариантов (если возможны несколько аккордов, например, Hm7 — СИ-РЕ-ФА#-ЛЯ, и D6 — РЕ-ФА#-ЛЯ-СИ, то подходят все такие аккорды). Если так не получается, то:

3. Первая нота в такте (самая ударная) входит в аккорд ВСЕГДА, а из безударных — те, что ВМЕСТЕ с ударной нотой входят в трезвучие из таблицы T-S-D-S2-S3, а шире — в любые многозвучные аккорды от «табличных» нот (ступеней гаммы). Все такие аккорды и будут вариантами для этого такта.

ЗАМЕЧАНИЕ. Наиболее простой аккомпанемент можно построить на одних трезвучиях — это основа, «скелет». Многозвучные аккорды (септаккорды, трезвучия с секстой, нонаккорды и т.д.) – это уже усложнение и украшения, можно их применять, а можно и без них.

4. Если в такте более одной ударной ноты – возможны аккорды на весь такт, куда входят сразу все эти ударные ноты. В общем случае — делим такт на группы нот, начинающиеся с ударной (группа может состоять и из единственной ударной ноты), и вычисляем аккорды для каждой группы отдельно.

ЗАМЕЧАНИЕ. Можно вычислять отдельный аккорд хоть для каждой отдельной ноты, но тогда аккорды будут меняться так быстро и резко, что это не подойдёт по стилю, или вы это не сыграете. Лучше вычислять единый аккорд для группы нот или для всего такта целиком.

5. Если в аккорд входит только одна нота из группы — это ТРИ варианта трезвучий: нота может быть в трезвучии внизу, в середине и вверху. При двух нотах через терцию — это ДВА варианта трезвучий, третью недостающую ноту мысленно добавляем снизу или сверху. При двух нотах через квинту (нижняя и верхняя в трезвучии) – аккорд ОДИН, недостающую ноту добавляем в середину.

6. В мелодии бывают ноты, НЕ ВОШЕДШИЕ в вычисленные аккорды – МЕЛОДИЧЕСКИЕ ТОНЫ. Они не играются на гитаре, а только поются, но их можно «вплести» в цепочку сопровождающих аккордов.

7. В мелодии могут быть ноты НЕ ИЗ ТОНАЛЬНОСТИ (гаммы-основы). Такие ноты нельзя делать примой аккорда (строить от них аккорд), а любой другой ступенью можно. При этом получаются аккорды, ИЗМЕНЁННЫЕ по отношению к исходным табличным, хоть и строящиеся от тех же звуков.

Пример: в Ля миноре, по желанию композитора, в МЕЛОДИИ может оказаться нота ФА#. Однако в ГАММЕ Ля минор такой ноты нет. Поэтому вычисленные аккорды немного изменятся — вместо ФА в них появится ФА#. И эта нота — это может быть терция (D, ре-ФА#-ля), квинта (Hm, си-ре-ФА#) или септима (G+7, соль-си-ре-ФА#), но аккорды от самого ФА# («F#-что-нибудь») в Ля миноре запрещены. Появись там такой аккорд, он может привести к переходу из Ля минора в другую тональность, со своей таблицей аккордов, где есть трезвучие от ФА#.

8. Все правила подходят и для любых аккордов, более многозвучных, чем трезвучия. При этом, вариантов разных аккордов будет гораздо больше, но все они должны строиться от табличных нот (ступеней гаммы).

Затем для каждого такта (группы нот) выбираем из вычисленных вариантов один аккорд и получаем порядок (последовательность) аккордов.

1. В каждом такте (группе нот) из вариантов выбираете один аккорд — ЛЮБОЙ, главное, чтобы их порядок звучал красиво. Что красиво, а что нет – целиком на ваш вкус. Можете считать, что красиво именно то, что вы выбрали.

2. Тоническое трезвучие Т должно быть в самом начале и в самом конце мелодии (так в 99% случаев), а также достаточно часто по ходу выбранных аккордов — чтобы сохранять тональность.

3. В мажоре аккорд S2 используйте, только если нет выбора, или выберите другой вариант. Ещё выход: добавляя к S2 снизу звук через большую терцию (2 тона), получаем хороший аккорд D7.

Источник

Оцените статью