Даниил захаренков бас гитара
Годы деятельности: 1987-2009; с 2012
Художественный и музыкальный руководитель: Жан Сагадеев (1987-2009); Владимир Тупиков (с 2012)
«Электросудорожная терапия» – одно из самых неординарных и выдающихся явлений на российской рок-сцене. По праву нося имя корифеев отечественной тяжелой музыки, она стоит особняком, выделяясь яркостью и необычностью стиля и творческого почерка. Не зря различные критики то и дело причисляли ее к совершенно различным музыкальным направлениям — от «трэша» до «тяжелого шансона», а в одном французском рок-справочнике E . S . T . обозначен даже как «спид-метал».
Макс Липец – вокал
Владимир Тупиков – гитара
Николай Кузьменко – бас-гитара
Алексей Портнов – ударные
Лидер группы Жан Сагадеев начал с проекта «Жан Гернеза», гитарист которого, Андрей Гернеза, играл в самом первом составе «Терапии». После ухода в армию его брата – барабанщика Вити, в состав вошли школьный товарищ ребят Миша Сагал и гитарист Вася Билошицкий.
Успех пришёл сразу же после появления на свет демо-альбома Russian Vodka . Продюсировал его лучший на тот момент в стране и признанный за рубежом гитарист и певец Валерий Гаина («Круиз»). Партии барабанов прописал так же их школьный приятель Сергей Капустин. Песни этой 8-ми трековой записи («10 весёлых лет», «Батько, пожалей коней», «Сука»…) до сих пор остаются вершинами жанра, и толпы фанатов поют их хором на концертах.
Ж. Сагадеев, М. Сагал, М. Микаэлян, В. Билошицкий (1988 г.)
Группой заинтересовываются шефы отечественных и западных компаний звукозаписи, и она, быстро отвоевав себе место под солнцем среди уже успевших стать мега-звёздами в СССР коллег, отправилась в первое заграничное турне.
Месячный тур по городам Германии вызвал настоящий фурор среди местной рок-общественности. Залы были забиты до отказа, в газетах появились восторженные отзывы. Следующее турне 1989 года по ФРГ завершилось записью на американо-германском лейбле Destiny винилового диска Electro Shock Therapy , который получил довольно высокую оценку в западной музыкальной прессе.
На Родине ребята, дебютировав на «Фестивале Надежд» Московской Рок-Лаборатории в 1988 году и завоевав первые места на многих всесоюзных конкурсах, надолго приобрели статус «культовой» группы и превратились в «монстров рока СССР»; их песни, такие как всенародно любимая «Запомни, Катюша», стали застольными, а первый выпущенный в России (не без проблем из-за обложки) диск «Проба пера» разошёлся за лето 1991 года тиражом более 200 тысяч экземпляров. У «терапевтов» появились последователи и откровенные подражатели. Стиль «анархо-рок» вошёл в моду.
Этот же год ознаменовался для группы участием в главном мировом рок-фестивале и крупнейшем концерте в истории России – Monsters of Rock , на котором E.S.T. играла перед аудиторией 800000 человек вместе с AC/DC, Metallica , Pantera и др., чему во многом способствовал успех «Пробы пера» и, как следствие, победа на всесоюзном телефонном конкурсе. Вряд ли кто-то из наших групп смог бы более достойно представить Россию на столь серьёзной сцене, ведь в отличие от многих коллег E.S.T. никогда не копировала западные аналоги и играла «рок» именно в международном, а не «совковом» смысле этого слова (конечно в характерном для «Терапии» российском духе).
Ж. Сагадеев, М. Микаэлян, В. Козиненко, П. Макиенко (1991 г.)
Эта особенность группы помогала их удачным турне на Западе, где многие признанные в России «звёзды» были встречены, к сожалению, с определённой долей скепсиса. В период до 1996 года, в перерывах между гастролями по Родине, музыканты посетили Бельгию, Австрию, США, Финляндию и 5 раз объездили ФРГ и Восточную Германию.
Скорый успех первых лет принёс не только позитивные плоды. В группе начались трения на почве лидерства, творчества, денег и, может быть, просто усталости. Василий Билошицкий уходит в «Чёрный обелиск», но затем возвращается. В результате мотоциклетной аварии серьёзно травмируется Сагал. В E . S . T .’е пробуют свои силы известные ударники Саша Филоненко и Володя Ермаков («Чёрный обелиск»). Жан то расстаётся с басом, то снова берёт его в руки. Увольняется по профнепригодности Марат Микаэлян, взятый в группу вторым гитаристом по дружбе (он, как и Сагал, учился с Жаном в одной школе). Некоторое время в E.S.T.’е работает басистом Пётр Макиенко («ЭВМ», «Круиз»). В конце концов, музыканты расстаются со своим другом и менеджером Эдиком Ратниковым.
Тем не менее, несмотря на внутренние и внешние трудности (тяжёлая музыка продолжает преследоваться официозом), E.S.T. остаётся на плаву, по крайней мере, периодически всплывает на вершины хит-парадов и появляется на больших концертных площадках. В этом, несомненно, большая заслуга основателя группы Сагадеева, который даже в трудный для многих кризисный период начала 90-х преодолел собственную апатию и продолжил занятия нелёгким, но столь приятным его сердцу делом.
М. Сагал, Ж. Сагадеев, В. Билошицкий (1992 г.)
Начав карьеру на в одно время с группами «Мастер», «Чёрный обелиск», «Арией», «Коррозией металла», «Кино», «Зоопарк», E.S.T. удалось выступить вместе со звёздами мировой рок-сцены: Sepultura , Faith No More , Uriah Heep , Motorhead . нисколько не затеняясь этими гигантами.
По мере выхода альбомов E . S . T ., на телеэкране появляются клипы команды: «Спокойной H очи, Брайтон Бич», концертный Bully , а «Нет, C лышишь, H ет» на балладу с диска «13» становится хитом сезона и приносит группе множество новых поклонников.
На запись альбома «13» в 1995 году Жан пригласил басиста Данилу Захаренкова, который, впоследствии, привёл в E.S.T. своего партнёра по «Д.И.В.» Сергея «Блудного». Таким образом, группа приобрела воистину сильнейшую в России ритм-секцию, и бешеное, феерическое шоу дополнилось высочайшим исполнительским мастерством.
Название E.S.T. было выбрано Сагадеевым неспроста. Одна и та же медицинская (психиатрическая) процедура имеет в русском и английском ( Electro Shock Therapy ) одинаковую аббревиатуру, что позволяло коллективу, не меняя имени, работать и дома, и за «кордоном». Идея наделить свое детище таким названием пришла в голову Жану во время «закоса» от армии, когда он узнал от людей, прошедших институт Сербского, о существовании подобного способа лечения тяжёлых умственных и нервных расстройств. Это решение окончательно закрепилось после прочтения романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», где также упоминается данный способ врачевания.
Тем временем, западная пресса, радио и телевидение не забывало о наших героях. В Европе был реализован сборник E.S.T. Live in the Moscow Outskirts , вышел фильм Monsters of Rock in Moscow с участием группы.
Примечательно, что видео на песню We ’ ll Be Back – бонус-трек к концертнику «E.S.T. в Тушино». В клипе можно увидеть принявших участие в записи этой композиции суперзвезд отечественного рока: Кипелова, Крупнова, Варшавского, Носкова, Лосева, Арутюнова, а также барабанщика Джонатана Мувера (Эллис Купер, Джо Сатриани).
Бурная и довольно экстремальная жизнь команды, связанная в прошлом с периодами увлечения алкоголем и наркотиками, дикими оргиями, а также конфликтами с органами правопорядка и воротилами шоу-бизнеса, наложила серьёзный отпечаток нестабильности, более всего на должность гитариста группы. Так, альбом «13» сессионно писал Игорь Жирнов («Чёрный обелиск», «Рондо», «Сектор Газа»), а на «Терапии для души» уже играл Леонид Истомин, друг Данилы, экстренно занявший место в очередной раз уволившегося Билошицкого.
Ж. Сагадеев, С. Блудный, Д. Захаренков, Л. Истомин (1997 г.)
Альбом, над которым работал Леонид Истомин, интересен уже тем, что песню «Маша-Маша» пел с Жаном знаменитый актёр театра и кино Валерий Золотухин, а режиссёром клипа на заглавную песню стал Сергей «Блудный».
Диск вышел в кризисном 1998-м году. Это негативно повлияло на его реализацию и в целом на дела E.S.T. Помимо этого, его издание изрядно затянулось из-за того, что компания PolyGram , при переезде в новый офис, утеряла оригиналы обложки и самой записи, которые пришлось с большим трудом восстанавливать по сохранившимся материалам.
Вслед за Истоминым, с которым не сыгрался «Блудный», был принят виртуоз Леонид «Муха» Мазжухин, но через год коллектив был вынужден уволить и его с тривиальной формулировкой: «пьянство на рабочем месте».
Пришедший вслед за «Мухой» Александр «Плежа» Евсюков, записал с группой альбом «Злой Рок», удививший даже старых поклонников своей мощью и неординарной лирикой и названный во многих журнальных рецензиях лучшим рок-релизом 2003 года. Многие песни с этого опуса, такие как «Рок-злодей» и «Круши всё на х…!», мгновенно стали хитами, а гимн «Ночные волки» ознаменовал многолетнюю дружбу с российским байк-клубом № 1.
С. Блудный, Ж. Сагадеев, Д. Захаренков, А. Евсюков (2000 г.)
Как поэт, Жан Сагадеев превзошёл на этом CD самого себя, а остальные музыканты показали верх профессионализма и неожиданность трактовки вполне сложившегося стиля команды. В съёмках шокирующего клипа на песню «Я попал!» в роли старика, угодившего на рок-концерт, снялся, уже ставший другом E.S.T., «Бумбараш» Валерий Золотухин.
Пробел перед выходом «Злого Рока» был заполнен выпуском целого ряда сборников студийных и живых записей группы в различных форматах (включая видео, CD, MPEG4, MP3) и переизданием на компакт-дисках всего бэк-каталога. «Блудному», взявшему на себя ответственность за это нелёгкое дело, пришлось побороться с целым рядом компаний за права на реализацию; и порой дело чуть не доходило до суда.
Отгромыхав на различных площадках страны, E.S.T. принялась за создание очередной «нетленки», но в процессе работы злой рок, висящий над местом гитариста, вновь дал о себе знать. Безумное, а порой и вовсе неадекватное поведение весьма, впрочем, одарённого «Плежи», оказалось чрезмерным даже для группы, носящей психиатрическое название. Конфликт интересов завершился приглашением на его место сразу двух гитаристов: Михаила Светлова («Чёрный обелиск») и Владимира Тупикова («Экзарх», «Чёрный кофе»).
М. Светлов, В. Тупиков, Ж. Сагадеев, Д. Захаренков, С. Блудный (2005 г.)
В этом составе группа и отписала последний на данный момент номерной альбом «Подъём!», ставший, по мнению большинства знатоков творчества, лучшим после эпохальной «Пробы пера», а возможно, даже и превзошедшем его. Бешеная динамика, проявившаяся на «Злом роке» дополнилась абсолютно неординарными творческими решениями как в аранжировках, так и в лирике песен. Кроме того, на радость старым фанатам E.S.T., команда вновь обратилась к любимой анархо-махновской тематике. Выпуск «Подъёма!» был подкреплён выходом сборника в серии «Легенды русского рока» («Мороз Рекордз») и DVD «E.S.T. Летопись», отразившим всю историю группы и впервые предоставившим возможность поклонникам насладиться историческим выступлением «Терапии» в Тушино.
Сложности, обусловленные тем, что Миша Светлов параллельно работал в возрождённом после смерти Крупнова «Чёрном обелиске», заставили E.S.T. отказаться от его услуг. Место его занял малоизвестный широкой публике, но тем не менее, высокотехничный Кирилл Безродных. Однако, отказ от сотрудничества со Светловым, вызвал непримиримое отношение со стороны Данилы. Выразив глубокое недовольство через чур возросшей, по его мнению, лидерской активностью Блудного, бас-гитарист, отдавший десять лучших лет своей творческой жизни E.S.T., покинул команду. Его место моментально занял Николай «Рокот» Кузьменко. Этот молодой и талантливый музыкант, известный по работе в «Экзархе», «Чёрном кофе» и «Вортексе», несколько последних лет сотрудничал с группой в качестве концертного оператора. Превосходно зная репертуар команды и владея ключом к её неповторимому саунду, он легко влился в творческий процесс и блистательно показал себя на студийных сессиях и гастролях.
Ж. Сагадеев, К. Безродных, В. Тупиков, С. Блудный, Н. Кузьменко (2007 г.)
Жан Сагадеев погиб в Москве 2 июня 2009 года. Тело было обнаружено в ночь на 4 июня. В настоящее время (октябрь 2009) ведётся расследование (существует подозрение, что самоубийство инсценировано). Последний концерт группы с участием Жана Сагадеева состоялся 31 мая 2009 года в московском клубе «Точка».
С. Блудный, Ж. Сагадеев, В. Тупиков, Н. Кузьменко (2008 г.)
гитара / художественный и музыкальный руководитель (2003-2006; 2007-2009; с 2009 гг.)
бас-гитара (2005-2009; с 2012 гг.)
ударные (с 2012 г.)
Жан Сагадеев – вокал, бас-гитара, гитара (1987-2009)
Михаил Сагал – ударные (1989-1991; 1991-1995)
Василий Билошицкий – гитара (1988-1991; 1991-1993; 1995-1996)
Даниил Захаренков (бас-гитара): 1993-2005
Сергей Блудный (ударные): 1997-2008
Марат Микаэлян (гитара): 1988-1991
Леонид Истомин (гитара): 1996-1999
Александр Евсюков (гитара): 2000-2003
Владимир Ермаков (ударные): 1995-1997
Михаил Светлов (гитара): 2003-2005
Кирилл Безродных (гитара): 2005-2007
Андрей Гернеза (гитара): 1987-1988
Виктор Гернеза (ударные): 1987-1988
Леонид Мазжухин (гитара): 1999-2000
Дмитрий Завидов (ударные): 2008-2009
Пётр Макиенко (бас-гитара): 1991
Владимир Козиненко (ударные): 1991
Live In the Moscow Outskirts , 1991
1993, Mausoleum , Германия ( CD ) /под назв. Live In Outskirts of Moscow/
2002, «Мистерия звука» ( CD ) /под назв. «В Тушино»/
«Живая коллекция», 1998
2003, «Мистерия звука» ( CD ) /под назв. « Живьём »/
2002, «Мистерия звука» ( CD )
2003, Moroz Records (CD)
2004, Moroz Records (CD)
«Спокойной ночи, Брайтон Бич» , 1991
«Нет, слышишь, нет!» , 1995
«Терапия для души» , 1998 (реж. – Сергей Блудный)
2000, Sound Age Production (VHS)
Live In the Moscow Outskirts, 1991
«Живая коллекция», 1998
2005, Moroz Records ( DVD ) /под назв. «Летопись»/
Источник