Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Даргомыжский Русалка
Перевод: Этап 2. Русалка . Даргомыжского , Александр. 2 фортепиано в 4 руки. Шефер. Механизмы и переложения.
Перевод: Кларнета и фортепиано оценка. Русалка . Даргомыжского , Александр. Для кларнета и фортепиано. Механизмы и переложения.
Перевод: Этап 2. Русалка . Даргомыжского , Александр. За 2 фортепиано в 8 рук. Лангер. Увертюра. Механизмы и переложения.
Перевод: Этаж 1. Русалка . Даргомыжского , Александр. За 2 фортепиано в 8 рук. Лангер. Увертюра. Механизмы и переложения.
Перевод: Этаж 1. Русалка . Даргомыжского , Александр. 2 фортепиано в 4 руки. Шефер. Механизмы и переложения.
Перевод: Полный оценка. Русалка . Даргомыжского , Александр. Для фортепиано только. Полный. Механизмы и переложения.
Перевод: Акт IV. Русалка . Даргомыжского , Александр. Вокальные результаты.
Перевод: Акт III. Русалка . Даргомыжского , Александр. Вокальные результаты.
Перевод: Акт II. Русалка . Даргомыжского , Александр. Вокальные результаты.
Источник
Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
даргомыжский русалка
Перевод: Этап 2. Русалка . Даргомыжского , Александр. 2 фортепиано в 4 руки. Шефер. Механизмы и переложения.
Перевод: Кларнета и фортепиано оценка. Русалка . Даргомыжского , Александр. Для кларнета и фортепиано. Механизмы и переложения.
Перевод: Этап 2. Русалка . Даргомыжского , Александр. За 2 фортепиано в 8 рук. Лангер. Увертюра. Механизмы и переложения.
Перевод: Этаж 1. Русалка . Даргомыжского , Александр. За 2 фортепиано в 8 рук. Лангер. Увертюра. Механизмы и переложения.
Перевод: Этаж 1. Русалка . Даргомыжского , Александр. 2 фортепиано в 4 руки. Шефер. Механизмы и переложения.
Перевод: Полный оценка. Русалка . Даргомыжского , Александр. Для фортепиано только. Полный. Механизмы и переложения.
Перевод: Акт IV. Русалка . Даргомыжского , Александр. Вокальные результаты.
Перевод: Акт III. Русалка . Даргомыжского , Александр. Вокальные результаты.
Перевод: Акт II. Русалка . Даргомыжского , Александр. Вокальные результаты.
Источник
Ноты — Репертуар для хора
Ноты для хора произведений советских и зарубежных композиторов, операм, народным песням
Библиотечка художественной самодеятельности №28
Репертуар для хора
«Советская Россия», 1960г.
- Песни советских композиторов и Народные песни
- Мы — коммунисты. Музыка С. Туликова, Слова Я, Градова
- Песня дружбы. Музыка А. Холминова. Слова Ю, Каменецкого. Обработка для хора Б. Тевлина
- Это счастье для тебя, человек. Из кинофильма «Шагай, семилетка», Музыка А. Флярковского. Слова Р.Рождественского. Обработка для хора Б. Тевлина
- В сердце сегодня весна. Музыка С. Туликова. Слова П. Градова.
- Песня о тревожной молодости. Музыка А. Пахмутовой. Слова Л. Ошанина.
- Песня бригад коммунистического труда. Музыка 3. Компанейца. Слова Е. Долматовского. Обработка для хора А. Кожевникова
- Песня о коммунистах, Из кинофильма «Шагай, семилетка». Музыка А. Флярковского. Слова Р,Рождественского. Обработка для хора Б. Тевлина
- Утренняя песня. Музыка Т. Хренникова. Слова Я. Халецкого
- Любовь моя — Россия! Музыка Н. Поликарпова. Слова А. Гадалова
- Комсомольская песня. Из оперы «Семья Тараса». Музыка Д. Кабалевского. Слова С. Ценина.
- Наш край. Для детского хора. Музыка Д. Кабалевского. Слова А. Пришельца. Обработка для хора В.Локтева
- Весна заречная. Музыка Г. Пономаренко. Слова В. Бурыгина.
- Юность верит в чудеса. Музыка П. Аедоницкого. Слова Э. Иодковского. Обработка для хора Б.Тевлина
- Ой ты Волга, голубые плесы. Музыка Дм, и Дан.Покрасс. Слова М. Макарова. Обработка для хора В.Мухина
- Широка река, берега круты. Музыка Е. Веврика. Слова И. Ринке.
- Отшумели ручьи. По мотивам народной песни коми. Обработка В. Шафранникова. Слова Я. Шведова.
- Родина слышит. Для детского или женского хора. Музыка Д. Шостаковича. Слова Е. Долматовского
- Родимый край. Для детского хора. Слова и музыка А. Свешникова.
- Доле дик теплый, дождик частый. Для детского или женского хора. Музыка В. Сибирского. Слова И.Рыленкова
- Василиса простудилась. По мотивам народной песни коми. Обработка В. Шафранникова. Слова Я.Шведова
- Вдоль по улице метелица метет. Музыка А. Варламова, Обработка для хора А.Свешникова
- Далеко, далеко степь за Волгу ушла. Русская народная песня. Обработка Н. Речменского.
- Летал голубь, летал сизый. Старинная забайкальская песня. Обработка А. Кожевникова.
- Хоры из русских опер
- М. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Свадебный хор. («Разгулялися, разливалися…»)
- А. Даргомыжский. Опера «Русалка». Песня русалок («Любо нам.»).
- Шуточная («Сватушка, сватушка.»)
- А. Рубинштейн. Опера «Демон», Ноченька
- Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко»,.Высота ли, высота, поднебесная
- Зарубежные народные песни
- Рабочий марш. Норвежская песня. Перевод Дм. Седых. Обработка для хора А. Кожевникова
- Под дождем. Шотландская народная песня. Стихи Роберта Бернса Перевод С. Маршака. Обработка для хора А. Кожевникова
- Висла. Польская народная песня. Обработка В. Сибирского, Перевод Т. Сикорской
Скачать ноты
Народные песни Выпуск 1
Русские песни
в сопровождении фортепиано или баяна и без сопровождения
составитель С.Булатов
«МУЗГИЗ», 1963г.
номер м30464г
I. СОВРЕМЕННЫЕ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
Песня о Ленине. Слова и мелодия Е. Медянцевой. Обработка А. Агажанова
Не сама машина ходит. Слова и мелодия Ф. Гринько. Обработка Н. Кутузова
Ой, по-над Волгой. Обработка С. Попова
Мы на лодочке катались. Слова А. Машистова. Обработка А. Свешникова
Ночь уж наступает. Слова и мелодия Г. Коваля. Обработка А. Свешникова
Тараторочка. Обработка А. Агажанова
Белая черемуха. Обработка А. Свешников
II. СТАРИННЫЕ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
Не слышно шуму городского. Слова Ф. Глинки. Обработка В. Соколова
Посеяли девки лен. Обработка А. Гречанинова
Во лузях. Обработка А. Лядова.
Смолк давно соловушка. Обработка А. Свешникова
Уж и я ли, молода. Обработка И. Некрасова
Дубинушка. Обработка Анат. Новикова.
Всю-то я вселенную проехал. Обработка Анат. Новикова
Однозвучно гремит колокольчик. Слова И. Макарова. Обработка А. Свешникова
Посею лебеду на берегу. Обработка Анат. Новикова
В деревне было Ольховке. Обработка Анат. Новикова
Скачать ноты
Спасибо Ирине за сборник!
Народные песни Выпуск 2
Русские песни
в сопровождении фортепиано или баяна и без сопровождения
составитель С.Булатов
«Музыка», 1963г.
номер м30465г
- I. СОВРЕМЕННЫЕ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
- Родина («Занялася заря расписная»). Мелодия И. Смыслова. Обработка А. Рудневой. Слова Н.Сусленникова
- Хороши вы, зори чистые. Слова и мелодия Г. Головастикова. Обработка А. Колосова
- Звездочка. Слова и мелодия Е. Клюшниковой. Обработка А. Свешникова
- Грушица. Обработка С. Попова
- Лирическая. Мелодия Н. Поликарпова. Обработка С. Аксюка. Слова О. Ковалевой
- Глобус. Обработка С. Попова
- Волга. Слова и мелодия О. Ковалевой. Обработка А. Свешникова
- II. СТАРИННЫЕ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
- Светит светел месяц. Обработка А. Свешникова
- Белолица, круглолица. Обработка А. Свешникова
- Порою утренней, Обработка А. Свешникова
- Тонкая рябина. Обработка А. Свешникова
- Ты не стой, не стой, колодец. Обработка А. Лядова
- То не ветер ветку клонит. Обработка А. Егорова
- Ай, во поле липонька. Обработка Н. Римского-Корсакова
- У меня ль во садочке. Обработка А. Лядова
- Уж вы, мои ветры. Обработка С. Попова
- Я рассею свое горе. Обработка А. Колосова
- Далеко, далеко степь за Волгу ушла. Обработка А. Свешникова
- Зачем рано солнце пало. Обработка А. Свешникова
- Эту песню запеваю. Обработка Анат. Новикова
- Тексты песен
Скачать ноты
Народные песни Выпуск 3
Песни из репертуара квинтета сестер Федоровых
для пения без сопровождения
составитель Л.Шимков
«Музыка», 1964г.
номер м31007г
- Ой, кого-то у нас дома нет. Обработка А.Шимкова
- В последний час разлуки. Обр-ка Л.Шимкова
- Снеги белые пушистые. Обр-ка Л.Шимкова
- Ты подуй, подуй
- Не одна во поле была дороженька
- Не слыхала, не ведала
- Что ты жадно глядишь на дорогу. Слова Н.Некрасова
- Саратовские припевки.
- Ясный месяц. Музыка Анатолия Новикова. Слова Дины Терещенко
- Соловушка. Музыка Н.Зинченко, слова Л.Пушкаревой. Обработка Л.Шимкова
- Ой, заря. Музыка В.Никитина. Слова В.Бокова
- Звездочка. Обработка А.Копосова. Слова и напев записанных от сестер Игнатовых
- Тексты песен
Скачать ноты
Спасибо Ирине за сборник!
Народные песни Выпуск 4
Белорусские народные песни
в обработке А.Туренкова для смешанного хора без сопровождения
«Музыка», 1964г.
номер м31021г
Еще ссылки по теме:
ОЙ, З-ПАД ЛЕСУ, ЛЕСУ ЦЁМНАГА
ЧАМУ Ж МНЕ НЯ ПЕЦЬ
ПАВА
ОЙ, ДОЛЯ, ТО НЯ ДОЛЯ
ПАЙШЛА БАБА ПА СЯЛУ
Скачать ноты
Спасибо Ирине за сборник!
Говорят мастера – ПУТЬ НА СЦЕНУ
Исполнительницами народных песен, особенно в самодеятельности, у нас становятся довольно легко. Достаточно девушке поголосистее надеть на себя сарафан да потренироваться немножко «под Зыкину» — и путь на концертную эстраду ей открыт. На самом же деле она не сделала к этой эстраде и первого шага. Предстоит упорный долгий труд, длительное восхождение по ступенькам мастерства.
Позвольте, скажут мне иные скороспелые певицы, чего тут мудрить? На то песня и народная, чтобы ее мог спеть каждый.
Но, во-первых, в любой деревне право заводить песню предоставят далеко не каждому, а только умельцу, знающему секрет своего дела. А во-вторых, исполнение народной песни в быту совсем не то же самое, что на сцене, где оно становится актом профессионального искусства и где судить его надо только по законам этого искусства. Вот и выходит, что одного только громкого голоса да сарафана все-таки недостаточно.
Исполнительнице народных песен, как и всякой другой певице, необходимо в совершенстве овладеть вокальной техникой. Попробуйте, не умея управлять своим голосом, передать прихотливые мелизматические украшения, сложную смену ритмов, присущих мелодиям многих народов, или, скажем, спеть башкирскую любовную песню, герой которой, тоскуя о своей любимой, и поет, и играет на курае (звук этого инструмента надо, изобразить голосом), и плачет, а плач его— словно птичий клекот. Кстати, напомню еще раз, что подлинные народные певцы, ашуги, бакши и другие, демонстрируют прежде всего чудеса вокальной техники, шлифующейся из поколения в поколение и достигающей подчас удивительного совершенства. А разве русская песня с ее широким распевом не требует правильного, хорошо поставленного дыхания?
…Я прочла в книге Ф. Гернека об Альберте Эйнштейне следующие слова, сказанные великим ученым о самом себе: «Я доподлинно знаю, что я сам не имею особых способностей. Любопытство, одержимость и тупое упорство в сочетании с критическим отношением к себе привели меня к моим идеям». Вспомнились они мне сейчас не случайно. Одаренной молодежи у нас много и в профессиональном искусстве, и в самодеятельности. Условия для роста этой молодежи у нас превосходные. Что же остается ей пожелать? Да той самой одержимости, любознательности, того «тупого упорства» и беспощадной самокритичности, о которых говорил великий ученый. Только при наличии этих качеств может по-настоящему расцвести любой, даже самый могучий талант. (Надо ли говорить, что он был у Эйнштейна.)
И еще мне бы хотелось видеть среди молодых побольше энтузиастов народной песни. Таких, которые, минуя всяческую «развесистую клюкву», выдаваемую у нас подчас за «современный фольклор», пойдут на поиски подлинных сокровищ.
И будут искать их не только у себя в области или республике, но и не поленятся отправиться за ними в дальнюю дорогу с тем, чтобы обогатить свои программы песнями разных национальностей. Такое многообразие репертуара (а оно, увы, встречается пока очень редко) мне кажется и наиболее важным, и наиболее возможным именно в нашей стране, где дружба народов стала основой национальной политики государства, где обмен художественными ценностями между республиками с каждым годом становится все интенсивней.
Конечно, путь к истинным сокровищам не сулит скорых и легких побед. Зато сколько ждет впереди интересных встреч, разнообразных и ярких впечатлений. Целой жизни не хватит, чтобы впитать все это, целой жизни даже если всю ее отдать песне.
Ирма Яунзем
ПРОЧТИТЕ: И. Яунзем. Человек идет за песней. М., 1968.
Источник
Александр Даргомыжский — ноты для вокала — романсы и песни
Сборники с нотами романсов и песен композитора Александра Даргомыжского для голоса, вокала в pdf
Хоровые произведения
А. Даргомыжский
Петербургские серенады
для вокального ансамбля или хора
(альт, сопрано, тенор, бас)
“Музыка”, 1983г.
номер 11948
- Из страны, страны далекой. Слова Н. Языкова
- Где наша роза? Слова А. Пушкина
- Ворон к ворону летит. Слова А. Пушкина
- Приди ко мне. Слова А. Кольцова
- Что смолкнул веселия глас? Слова А. Пушкина
- Пью за здравие Мери. Слова А. Пушкина
- На севере диком. Слова М. Лермонтова (из Гейне)
- По волнам спокойным. Слова неизвестного автора
- В полночь леший. Слова неизвестного автора
- Прекрасный день, счастливый день! Слова А. Дельвига
- Буря мглою небо кроет. Слова А. Пушкина
- Говорят, есть страна. Слова А. Тимофеева
- Вянет, вянет лето красно. Слова А. Пушкина
Скачать ноты
Спасибо Шафаяту за сборник!
А. Даргомыжский
Избранные романсы
для среднего и высокого голосов в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1987г.
номер 13503
- Я вас любил. Слова А. Пушкина
- В крови горит огонь желанья. Слова А. Пушкина
- Ночной зефир струит эфир. Слова А. Пушкина.
- Шестнадцать лет. Слова А. Дельвига (из М. Клаудиуса)
- Голубые глаза. Слова В. Туманского
- Ты и вы. Слова А. Пушкина
- Не скажу никому. Слова А. Кольцова
- В минуту жизни трудную. Слова М. Лермонтова
- Слышу ли голос твой. Слова М. Лермонтова
- Поцелуй. Слова Е. Баратынского
- Каюсь, дядя, черт попутал. Слова А. Тимофеева
- Лихорадушка. Слова народные
Скачать романсы
А. Даргомыжский
Избранные романсы и песни
для среднего голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1990г.
номер 14279
Бушуй и волнуйся, глубокое море. Слова Е. Ростопчиной.
Восточный романс. Слова А. Пушкина
Я вас любил. Слова А. Пушкина
И скучно и грустно. Слова М. Лермонтова
Мне грустно. Слова М. Лермонтова
В минуту жизни трудную. Слова М. Лермонтова
Не скажу никому. Слова А. Кольцова
Расстались гордо мы. Слова В. Курочкина
Я всё еще его люблю! Слова Ю. Жадовской
Мне всё равно. Слова Ф. Миллера
Русая головка. Слова Я. Полонского
Каюсь, дядя, черт попутал! Слова А. Тимофеева
Не судите, люди добрые. Слова А.Тимофеева
Скачать ноты
А. Даргомыжский
Романсы
переложение для фортепиано Анатолия Мынова
(без голоса, только подтекстовка)
“Музыка”, 1990г.
номер 14702
(pdf, 2.05 Мб)
- Шестнадцать лет. Слова А. Дельвига (из М. Клаудиуса)
- Что делать с ней!.
- Голубые глаза. Слова В. Туманского
- Ножки. Слова А.Пушкина
- Я умер от счастья
- Юноша и дева. Слова А. Пушкина
- Мне грустно. Слова М. Лермонтова
- Русая головка. Слова Я.Полонского
- Я вас любил. Слова А.Пушкина
- У него ли русы кудри. Цыганская песенка
- Восточный романс. Слова А.Пушкина
- Вертоград. Восточный романс. Слова А.Пушкина.
- Испанский романс. Слова неизвестного автора
- Мельник. Слова А. Пушкина
- Старый капрал. Драматическая песня. Слова В. Курочкина (из Беранже)
Скачать ноты
Даргомыжский Александр Сергеевич (1813—1869)
«Великому учителю музыкальной правды» — в таких словах выразил Мусоргский свое отношение к Даргомыжскому, посвящая ему одно из своих вокальных произведений. Каков же был тот композитор, которого назвал великим гениальный Мусоргский? Место Даргомыжского в истории русской музыки определяется не столько масштабами таланта, сколько верно угаданными задачами, которые он ставил перед собой. Эти задачи были новыми, смелыми, и их решения надолго определили путь развития русской музыки.
Юные годы Даргомыжского прошли в Петербурге. Как многие молодые люди, воспитанные в среде дворянской интеллигенции, он охотно музицировал в дружеском кругу, играл на фортепиано и на скрипке, пел, сочинял романсы. Возможно, что он этим и ограничился бы, если бы не знакомство с великим русским композитором Глинкой, состоявшееся в 1836 году. Под влиянием старшего друга Даргомыжский решил серьезно заниматься музыкой, Глинка поддержал его в этом намерении и даже передал ему тетради записей своих занятий по композиции с теоретиком Деном. Не без влияния Глинки, заканчивавшего в это время свою работу над первой оперой, Даргомыжский тоже решил попробовать свои силы в оперном жанре. Однако ни в первой опере (это была «Эсмеральда» на сюжет романа Гюго «Собор Парижской богоматери»), ни в опере-балете «Торжество Вакха» (на сюжет Пушкина) композитор еще не нашел своего собственного пути к музыкальной правде. Оперные достижения были еще далеко впереди, и вехами на пути к ним стали романсы Даргомыжского, в которых ощущалась любовь и чуткость к поэзии, умение передать в музыке не только общее настроение стихотворения, но и своеобразие стиля поэта. Таковы романсы «Юноша и дева» на слова Пушкина или «Мне грустно» на слова Лермонтова. В этом монологе-размышлении о судьбе любящей женщины каждая фраза, каждая интонация наполнена драматизмом, и можно сказать, что это уже шаг к опере. Еще один шаг сделан в песне «Мельник» (на стихи Пушкина) — в комической сценке, рисующей ссору жены с подвыпившим мужем. Верно передавая интонации естественной речи, Даргомыжский создал в этом небольшом произведении два живых, контрастных характера: тяжелодума-мельника и его бойкой, разбитной жены.
Не менее важной ступенью к созданию оперы было и накопление жизненных и художественных впечатлений.
Даргомыжский был наблюдательным художником, он чутко подмечал особенности характера человека и проявление их не только в поступках и словах, но и в манере поведения, жестах, интонациях речи.
Осенью 1844 года Даргомыжский отправился в путешествие по Западной Европе, занявшее более полугода. Дольше всего пробыл он в Париже — центре европейской музыкально-театральной жизни. Он познакомился с видными музыкантами, посещал театры и концерты. Но не меньший интерес вызывали в нем жизнь, быт, нравы Парижа. Он охотно посещал, например, судебные заседания, где перед ним проходили различные характеры и судьбы, развертывались невыдуманные жизненные драмы. Изучение правды жизни было ступенью к правде в искусстве.
Первым зрелым произведением Даргомыжского стала опера «Русалка» на сюжет драмы Пушкина. История покинутой девушки, бросившейся в реку и превратившейся в русалку, была известна в десятках вариантов. Мы можем найти ее в народных сказках, романтических балладах, в сценических произведениях. В начале XIX века в Петербурге с огромным успехом шла волшебная опера Ф. Кау-эра — С. Давыдова «Леста, днепровская русалка».
Пушкин разработал традиционный сюжет по-своему. Романтическая сказка превратилась у него в реалистическую драму, в которой явственно прозвучала тема социального неравенства. Именно это и привлекло Даргомыжского. Его опера оказалась созвучной самым передовым устремлениям середины XIX века, когда в русском и западноевропейском искусстве все сильнее звучал протест против социальной несправедливости, царящей в обществе.
В музыке «Русалки» примечательнее всего ансамбли, где показаны действующие лица в их взаимоотношениях, в столкновениях. Таков, например, дуэт Князя и Мельника в третьем действии. В отличие от традиционных оперных дуэтов, где голоса гармонично сливаются, это свободно развивающаяся драматическая сцена. Музыка чутко передает все, что происходит в душе несчастного старика, потерявшего дочь, в его сознании, то спутанном, то проясняющемся.
Драматургом и чутким психологом Даргомыжский был не только в опере, но и в романсах. В некоторых его романсах, являющихся своего рода песнями-сценками, действуют не отвлеченные лирические герои, а живые, конкретные персонажи, наделенные характерным обликом, поведением, манерой речи. В письме к своей ученице Даргомыжский писал однажды: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». И действительно, композитор всегда стремился найти и передать в мелодии живую интонацию человеческой речи, выражающую чувство, наполняющее слова. Такова песня «Старый капрал» на слова Беранже в переводе Василия Курочкина. Композитор назвал это произведение «драматической песней», и оно действительно воспринимается почти как оперный монолог. Немногими, но очень меткими штрихами обрисован характер старого солдата — суровый, прямой, непреклонный. На слова Беранже написана и песня «Червяк». В ней звучит живая интонация речи униженного маленького человека, не привыкшего говорить во весь голос. Такие персонажи, внешне комичные, но вызывающие сочувствие к себе, не редкость в литературе тех лет. Мы найдем их и у Гоголя («Шинель», «Записки сумасшедшего»), и у Достоевского («Бедные люди»). Но в музыке это было совсем новым и смелым словом.
Опера «Русалка» и романсы принесли Даргомыжскому известность и успех. При этом он продолжал неутомимо поиски новых путей. Это особенно привлекало к нему молодых музыкантов, тогда только начинавших свой путь,— Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова. Им первым он показал новую оперу, над которой трудился до последнего дня жизни, но не успел закончить. Это была опера «Каменный гость» на сюжет одной из «маленьких трагедий» Пушкина. Работал Даргомыжский с упоением. «Пишу не я, а какая-то сила, мне неведомая»,— сообщал Даргомыжский своей ученице.
Середина XIX века была порой ожесточенных споров о судьбах оперного жанра. Все чаще стал высказываться взгляд на оперу как на один из видов драматического искусства, в котором музыка должна быть подчинена законам драмы. Проблемы эти тогда носились в воздухе, и не было ни одного сколько-нибудь значительного композитора, которой не пытался бы решить их в своем творчестве. Конечно, среди них был и Даргомыжский.
Музыка оперы «Каменный гость», точно следуя за текстом Пушкина, раскрывает и его глубокий психологический подтекст. Главное средство для этого — музыкально-речевая интонация. Вокальные партии иногда близки к интонациям обычной, бытовой речи — таковы, например, диалоги Дон Жуана и Лепорелло. А в моменты волнения, воодушевления мелодия приобретает напевность и широту, не утрачивая речевой выразительности. Например, интонации Дон Жуана в сцене объяснения его с Доной Анной на кладбище. Они вначале благочестивы и почтительны, как и подобает речи монаха, за которого выдает себя Дон Жуан. А потом мало-помалу в них начинает звучать пылкая молодая страсть, подчиняющая волю Доны Анны и пробуждающая в ней ответное чувство.
Меткими штрихами рисует Даргомыжский и других действующих лиц: слугу Дон Жуана Лепорелло — воплощение житейского здравого смысла, актрису Лауру. В партии Лауры, кроме декламационных эпизодов, есть и песни в духе испанской народной музыки.
«Конечно, это произведение будет не для многих» — так оценивал сам Даргомыжский «Каменного гостя». И по отношению ко времени создания оперы, да и последующим десятилетиям, он был прав. Но смелый опыт Даргомыжского послужил отправной точкой для дальнейшей работы композиторов над музыкальным претворением речевой интонации — мощным средством создания реалистических музыкальных образов. И его произведение, созданное сто двадцать лет тому назад, неожиданно оказывается близким и созвучным творческим исканиям композиторов нашего времени.
Основные произведения. Оперы: «Эсмеральда» (1841), «Торжество Вакха» (1848, опера-балет, в первой редакции — кантата), «Русалка» (1855), «Каменный гость» (1869, не окончена, завершена Ц. Кюи, инструментована Н. Римским-Корсаковым). Для оркестра: «Баба-Яга, или С Волги nach Riga» (1862, шутка-фантазия), «Малороссийский казачок» (1864), «Чухонская фантазия» (1867). Для голоса с фортепиано: романсы и песни (около 100).
Источник