Дебюсси сюита для фортепиано история создания

Дебюсси сюита для фортепиано история создания

  • Поддержите наш сайт →

Suite bergamasque, L 75

Сюита для фортепиано:

1. «Прелюдия» (Prélude)
2. «Менуэт» (Menuet)
3. «Лунный свет» (Clair de lune)
4. «Паспье» (Passepied)

Трудно с уверенностью говорить о «Бергамасской сюите» (Название, очевидно, не от старинного итальянского танца, а от термина Верлена («. masques et bergamasques. » в «Clair de lune» из первой серии «Fetes galantes».), поскольку это произведение, возникшее первоначально в 1890 году, не раз переделывалось и комплектовалось, получив окончательный вид только в 1905 году, в эпоху полной зрелости Дебюсси.

В первой, второй и четвертой частях «Бергамасской сюиты» («Прелюдия», «Менуэт» и «Паспье») сильны неоклассические тенденции. В Прелюдию и Менуэт, вероятно, было внесено особенно много позднейших переделок и доделок — эти части сильнее всего отражают позднейший стиль Дебюсси. Подобное столкновение старого с новым делает их несколько надуманными. Паспье более наивно и свежо (хотя и более многословно, менее компактно по форме), поскольку здесь Дебюсси дальше от стилизации и свободнее пользуется найденными импрессионистскими контрастами и пятнами красок.

Но лучшей частью сюиты следует, конечно, назвать ноктюрн «Лунный свет» (быть может, это — та часть, которая называлась первоначально «Сентиментальной прогулкой»). «Лунный свет» — одно из самых обаятельных вдохновений нежного и хрупкого романтизма раннего Дебюсси, который еще очень осторожно пользуется гармоническими средствами, но уже находит среди них весьма тонкие и изысканные.

В музыке этой пьесы несомненно изображение струящейся воды (что сближает ее с пьесой «На лодке» из «Маленькой сюиты»), но эмоциональное содержание гораздо глубже и поэтичнее. «Струистость» всего лирического пейзажа поразительно пластична, форма неторопливо развертывается и замыкается с редкой естественностью и мягкостью. Мелос, при всей своей текучести, все-таки образует очень заметный и остающийся в памяти рисунок крупных, плавных волн благодаря секвенционным повторениям и усилениям основных попевок, а также благодаря ясным кульминациям. Несмотря на вероятные позднейшие усовершенствования пьесы, ранний Дебюсси повсюду чувствуется лирико-романтическими акцентами, позднее утраченными. Вновь приходит на память возможный прообраз этой музыки, и далекий и близкий по своему эмоциональному строю,— далекий в плане драматической напряженности, но близкий в плане поэтической одухотворенности. Это — дуэт Марины и Самозванца из «Бориса Годунова» Мусоргского, который мог быть уже знаком Дебюсси во время сочинения «Лунного света».

Читайте также:  Иисус мой бог ноты

Источник

Сюита как основной жанр в фортепианном творчестве Клода Дебюсси.

Фортепианная музыка занимает в творчестве Дебюсси одно из главных мест. В своих произведениях композитор пытается передать настроение, ощущение от увиденного.

Скачать:

Вложение Размер
statya_debyussi.docx 30.72 КБ

Предварительный просмотр:

СЮИТА КАК ОСНОВНОЙ ЖАНР В ФОРТЕПИАННОМ

ТВОРЧЕСТВЕ КЛОДА ДЕБЮССИ

Кулешова Светлана Сергеевна

МОУДО «ДМХШ им. Г. Струве»

На рубеже двадцатого века Париж по праву считался центром европейского искусства, законодателем новых художественных идей и направлений, которые способствовали появлению шедевров импрессионистской живописи и музыки. Это направление связано с именами таких живописцев, как Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдуард Моне, композиторами Клодом Дебюсси и Морисом Равелем. Рождению музыкального импрессионизма предшествовал период, который историки музыки называют «периодом национального обновления». В это время популярно камерное и симфоническое творчество, усиливается интерес к народной музыке. Центральное место в эту эпоху занимали выдающиеся симфонисты Цезарь Франк и Камиль Сен-Санс. Они стремились укрепить во Франции достижения позднеромантической музыкальной культуры – программный симфонизм Ференца Листа, оперные реформы Рихарда Вагнера. Интерес к новшествам симфонизма сочетался у Франка с освоением опыта старинных германских полифонистов. Ученики Франка, приверженцы его творческих идей, писали симфонии и поэмы по академическим канонам, которые были уже не интересны широкому кругу слушателей. Музыкальный академизм долгое время господствовал в Парижской консерватории. Профессора препятствовали проникновению новых художественных идей. Французские композиторы обращались то к оперной системе Вагнера, то к эстетике натурализма. Но ни то ни другое направление не оставило глубокого следа в музыкальной культуре Франции. Альфред Брюно и Гюстав Шарпантье обращались к повседневному быту «маленьких людей». Но злоупотребление внешней иллюстративностью и недостаток обобщающей мелодики помешали этим произведениям стать популярными.

В борьбе против академизма активную позицию занял музыкальный импрессионизм, который связан с именами Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Именно они сказали новое слово в развитии французской музыки.

Клод-Ашиль Дебюсси родился в 1862 году в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа. Детство композитора было безрадостным. Он рос молчаливым, замкнутым ребёнком. Лучшие дни детства Дебюсси прошли в доме крёстного отца Арозы, который был истинным ценителем искусства. Именно Ароза стал свидетелем первых зарисовок Клода. Он познакомил будущего композитора с итальянским музыкантом Черутти. Музыкант дал маленькому Клоду несколько уроков игры на фортепиано, и с этого момента музыка захватила мальчика. В доме Ароза Дебюсси знакомится с бывшей ученицей Ф. Шопена Антуанеттой Моте де Флервиль, которая увидев в мальчике большие способности, стала с ним заниматься. Позже Дебюсси скажет о том, что именно благодаря де Флервиль он много узнал о творчестве Шопена и любовь к этому композитору останется у Дебюсси на всю жизнь. В 1873 году одиннадцатилетний Клод поступает в Парижскую консерваторию, в которой закончит своё обучение в 1884 году. Три года Дебюсси проходил курс сольфеджио у А. Лавиньяка. Профессор, видя одарённость ученика, старался всячески его развивать, поддерживая интерес Клода к необычным ритмам и гармониям. С осени 1875 года Дебюсси переходит в фортепианный класс А. Мармонтеля – знаменитого французского педагога, у которого учились Ж. Бизе, Э. Гиро. Учителю не нравилось, что ученик мало времени уделяет развитию техники. Между тем Дебюсси больше интересует изучение творчества клавесинистов, венских классиков, а также композиторов-романтиков. На экзаменах он поражает жюри трактовкой прелюдий и фуг Баха. Также Дебюсси-пианист был отмечен наградой за исполнение Концерта фа минор и Второй баллады Шопена. Однажды Мармонтель знакомит Дебюсси с Надеждой Филаретовной фон Мекк, которая была ценительницей русской музыки и оказывала финансовую поддержку Н.Рубинштейну и П.Чайковскому. В доме Н.Ф. фон Мекк Дебюсси провёл два лета подряд, музицируя с ней в четыре руки и занимаясь уроками фортепиано с её дочерьми. Поездки в Россию раскрыли перед композитором всю красоту русской музыки. Здесь он знакомится с творчеством Чайковского и с композиторами «Могучей кучки». Особенно оказались ему близки произведения Мусоргского, которые впоследствии натолкнули его на стилистические искания.

Параллельно с занятиями по классу фортепиано, Дебюсси находится в числе учеников класса композиции Э. Гиро. В своём учителе ученик обрёл внимательного наставника. Гиро поддерживает молодого композитора, давая ему полную свободу развития [5, с.12]. В это время уже угадывается яркая индивидуальность Дебюсси. Благодаря наставлениям Гиро, он в 1884 году получил Римскую премию, представив кантату «Блудный сын». Победа на конкурсе за Римскую премию давала право композитору на трёхлетнее пребывание в Италии. Именно там он открывает для себя творчество Орландо Лассо и Палестрины. Ярким событием также оказалось знакомство с Джузеппе Верди; незабываемое впечатление произвела на молодого Дебюсси игра Листа.

По возвращении в Париж Дебюсси общается с поэтами, художниками-импрессионистами, узнаёт о новейших эстетических идеях. Композитор мечтает о самобытном искусстве, опирающемся на впечатления об окружающей природе. В 1889 году Дебюсси посетил Всемирную выставку в Париже, где познакомился с музыкальной культурой Китая, Явы, Вьетнама. В концертах выставки прозвучали также произведения Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского. Теперь для композитора открылось русское самобытное искусство в полной мере. Дебюсси осознавал, что изучение музыкальной эстетики русской школы будет способствовать обновлению средств и жанров французской музыки.

Фортепианная музыка занимает в творчестве Дебюсси одно из главных мест. Композитор обращается к фортепиано на протяжении всей своей жизни. Именно в фортепианной музыке творчество Дебюсси подвергалось эволюции – от раннего периода (влияние композиторов-романтиков) до позднего, в котором Дебюсси создал собственный оригинальный стиль. В своих произведениях композитор пытается передать настроение, ощущение от всего увиденного. Отмечаются три основные темы в фортепианном творчестве Дебюсси: картины природы, воплощение жанровых сценок, произведения на сказочные мотивы. Стиль фортепианных произведений заключал в себе многоплановость фактуры, сложный гармонический язык, изменчивый ритмический рисунок. Особую роль в произведениях Дебюсси играет педаль, требующая от исполнителя определённых навыков. В своих произведениях композитор оставляет авторские указания для исполнителей, помогая раскрыть образ и найти нужные краски для передачи настроения. Дебюсси считал, что необходимо подчинять технические возможности инструмента раскрытию художественной задачи. Фортепиано у композитора звучит по-новому – расширились возможности инструмента в темброво-звуковом отношении.

В фортепианном творчестве Дебюсси отдаёт предпочтение сюите, как жанру, состоящему из самостоятельных пьес, либо отдельным миниатюрам. В этих произведениях композитор раскрывает образ с различных сторон, используя многочисленные красочные оттенки. Тем самым проявляется склонность Дебюсси к свободным импровизационным жанрам.

В 1888-1891 гг. появляются первые сочинения Дебюсси для фортепиано. Это «Арабески», «Романтический вальс», «Ноктюрн». Здесь заметно влияние Ф. Шопена («Арабески»), Э. Грига («Романтический вальс»), Р. Шумана («Ноктюрн»). В 1890 году Дебюсси создаёт первый фортепианный цикл – «Бергамасскую сюиту». Сюита сочетает в себе жанровые традиции клавесинистов и импрессионистов. Используя старинные жанры, Дебюсси трактует их по иному, в соответствии с новыми веяниями времени. В сюиту входят четыре пьесы: «Прелюдия», «Менуэт», «Лунный свет», «Паспье». Следующее произведение – сюита «Для фортепиано», состоящая из трёх номеров: «Прелюдия», «Сарабанда», «Токката». Здесь у Дебюсси проявились черты классицизма – выбор жанра, ясность формы каждой пьесы. Но вместе с тем ясно слышна виртуозная полётность Шопена и Листа.

В 1903 году появляются «Эстампы». Термин «эстамп» заимствован из области живописи и графики. В сюите воплощаются настроения от взаимопроникновения музыки и живописи. Названия пьес, входящих в «Эстампы», также имеют живописные названия – «Пагоды», «Вечер в Гренаде», «Сады под дождём». Пагоды – термин, заимствованный из архитектуры. Так называют сооружения культового характера. Это либо хранилище священных предметов, либо многоярусные башни, используемые как храмы. В «Пагодах» Дебюсси передаёт свои представления об архитектуре, обычаях стран Азии. Характер произведения величественный, это достигается охватом большого диапазона – одновременное звучание крайних регистров фортепиано без заполнения середины, что позволяет создать эффект объёмности. Пьеса «Вечер в Гренаде» сочетает в себе колорит испанской музыки и красочную характерную для Дебюсси гармонию. В произведении нет длительного развития тем. Она состоит из небольших построений, что характеризует смену картинок жизни испанского народа. Цельность композиции придаёт ритм хабанеры, который пронизывает всё произведение. «Сады под дождём» — произведение, полностью раскрывающее свой программный замысел. На фоне непрерывно звучащих шестнадцатых, возникают отдельные звуки, передающие «капельки» дождика. Постепенный переход из минора в мажор символизирует появление солнца и расцвет природы.

В период с 1901 года по 1905 год Дебюсси создаёт цикл «Образы». Это первая серия, состоящая из трёх пьес: «Отражение в воде», «Посвящение Рамо», «Движение». Наиболее популярна из этого цикла пьеса «Отражение в воде». Это одно из самых ярких произведений, передающих образ природы. Спокойный темп, восходящие и нисходящие аккорды рождают в воображении ровность, прозрачность водной глади. В средней части появляются непрерывные пассажи, происходит смена тональностей и темпа – всё это создаёт ощущение постепенно накатывающихся волн, в кульминации показана вся мощь морской стихии. Но, как и бывает в природе, всё постепенно успокаивается, движение останавливается – и опять море ровное и безмятежное.

Следующим произведением в излюбленном жанре Дебюсси стала сюита «Детский уголок», которую композитор сочинил для своей дочери. Надо сказать, что, несмотря на название, произведения в сюите сложны для детского восприятия – это касается и формы, и фактуры, и программного замысла композитора. Появление сюиты это своего рода дань русским композиторам П.Чайковскому («Детский альбом») и М.Мусоргскому («Картинки с выставки»), творчеством которых Дебюсси восхищался. Цикл состоит из шести произведений: «Доктор Градус на Парнасе», «Колыбельная слона», «Серенада кукле», «Снег танцует», «Маленький пастух», «Кукольный кэкуок».

Наиболее яркое и выразительное произведение сюиты, передающее всю красоту природы, «Снег танцует». Пьеса поражает тонкостью оттенков. Композитор ассоциирует кружащиеся снежинки с капельками. Равномерное неторопливое движение, воздушность – вызывает в воображении картину медленно ложащихся на землю снежинок. Явление природы, которое казалось бы невозможно передать музыкой, Дебюсси мастерски воплощает в пьесе: использование на протяжении всего произведения фона из ровных шестнадцатых, сочетание различных ритмических рисунков, красочных гармоний и, конечно, очень умелое владение педалью.

Ярким пятном является также произведение «Кукольный кэкуок», которое по тематике можно отнести к жанровым картинам. В пьесе Дебюсси выразил иронию к американским остро-ритмованным танцам. По стилю кэкуок близок рэгтайму – синкопированный ритм, паузы на сильных долях такта – типичные черты этого танца.

Вершиной фортепианного творчества Дебюсси являются два тома «Прелюдий», которые становятся можно сказать энциклопедией всего самого характерного в области музыкального содержания и стиля композитора [3, с.313]. 24 прелюдии – это разнохарактерные миниатюры с программными наименованиями. Обращаясь к жанру прелюдии, Дебюсси завершил развитие этого жанра в западноевропейской музыке. По сравнению с прелюдиями Шопена, которые отражают всю полноту человеческих переживаний и имеют определённый драматургический замысел, прелюдии Дебюсси примечательны разнообразием живописно-поэтической тематики и ярким колоритом языка; в них мало ощущается взаимосвязь всех или части прелюдий. По тематике прелюдии можно разделить на четыре основных направления:

  • Впечатления от картин природы – «Туманы», «Паруса», «Вереск», «Холмы Анакапри», «Ветер на равнине».
  • Жанрово-бытовые – «Прерванная серенада», «Ворота Альгамбры».
  • Сказочная, легендарная тематика – «Танец пека», «Феи – прелестные танцовщицы», «Затонувший собор».
  • Юмористические – «Генерал Лявин-эксцентрик», «В знак уважения С. Пиквику».

Прелюдии Дебюсси – это цикл миниатюрных музыкальных картин, в каждой из которой заключён самостоятельный художественный образ. Форма большинства прелюдий имеет признаки репризности, всегда придающая пьесе большую цельность, завершённость [3, с.315]. В некоторых прелюдиях заметна эволюция Дебюсси от усложнённого декоративного письма к конструктивной чёткости, к подчёркнутой примитивности ритмики и фактуры. В позднем стиле композитора намечается отход от некоторых крайностей импрессионизма в сторону простоты, порой заимствуемой из опыта старинной французской музыки [4, с.30].

Изучая фортепианное наследие Дебюсси, можно сказать, что постоянной остаётся склонность композитора к жанру миниатюры, а также обращение его к циклам (сюиты, прелюдии). Дебюсси старался отойти от академических форм произведения – он не писал сонаты, концерты, композитору близки были импровизационность, ведь ощущения, впечатления нельзя ограничивать какими-либо рамками. Большой вклад вносит Дебюсси в область средств музыкальной выразительности. Значение мелодии, как выразительного элемента, ослабляется, а ведущее место занимает ладогармонический язык [2, с.289]. Обогатились также фактура и метроритм, что способствовало более образной передаче содержания произведений. Творческое наследие Дебюсси составляет неоценимый вклад в сокровищницу французской и мировой культуры [4, с.31]. Поколение музыкантов во многих странах испытало на себе влияние стиля композитора-импрессиониста: во Франции – Равель, Дюка, в Польше – Шимановский, в России – Стравинский, в Венгрии – Барток. Произведения Дебюсси как бы заново открывают поэтичный мир природы, нарисованный богатой звуковой палитрой.

  1. Конен В.Д. Этюды о зарубежной музыке. Сборник статей. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1975. – с. 482
  2. Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 5. – 3-е изд. – М.: Музыка, 1975. – с. 391
  3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – 4-е изд. – М.: Музыка, 1982. – с. 302
  4. Нестьев И.В. На рубеже двух столетий. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1967.
  5. Смирнов В.В. Клод-Ашиль Дебюсси, 1862-1918. Краткий очерк жизни и творчества: популярная монография / В.В. Смирнов. – 2-е изд., доп. – Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1973. – с. 87

Источник

Оцените статью