- «Стратокастер»: что это такое, описание, фото, отзывы
- Юбилей инструмента
- Создатель
- Производство техники
- Первые гитары
- Опытный специалист
- Телекастер
- Первая легендарная модель
- История создания
- Другие особенности
- Отпекаемый корпус
- Дизайн
- Вибрато
- Космическая гитара
- Виды электрогитар
- 1. Stratocaster
- 2. Telecaster
- 3. Les Paul
- 4. Superstrat
- 5. SG
- 6. Mockinbird
- 7. Warlock
- 8. Explorer
- 9. Flying V
- 10. Firebird
- 11. Jazzmaster
- 12. Бас-гитары
- 13. Полуакустические гитары
«Стратокастер»: что это такое, описание, фото, отзывы
«Стратокастер» — что это такое? Такой вопрос задает обычно себе каждый человек, который увлечен каким-либо музыкальным направлением, в котором роль солирующего инструмента отводится электрогитаре. Именно она выпускается известной фирмой «Фендер» под такой маркой. Поклонников данных инструментов можно найти множество среди музыкантов, играющих в самых разнообразных музыкальных жанрах.
Юбилей инструмента
В 2004 году в Америке состоялось пышное празднование юбилея создания гитары Фендера Стратокастера. В рамках этого события прошел грандиозный концерт, видеозапись которого позже была выпущена в формате DVD под названием Start 50. Среди участников события были такие знаменитые музыканты, как Марк Нопфлер, Гэри Мур, Брайан Мэй.
На одной сцене с ними выступили также вокалисты Пол Роджерс и Эми Вайнхауз. Это еще раз подтверждает тот факт, что любовь и уважение к Стратокастеру питают не только гитаристы, но и другие музыканты, являющиеся поклонниками его звучания.
Создатель
Что такое «стратокастер»? В первую очередь стоит сказать о том, что это слово является названием лишь одной из нескольких популярных моделей гитар, разработанных и выпускающихся фирмой «Фендер».
Эта компания была создана в начале сороковых годов. Первоначально ее возглавлял Лео Фендер. Изобретатель музыкальных инструментов родился в 1909 году в семье, которой принадлежали обширные плантации апельсиновых деревьев в южных штатах. В конце двадцатых годов Фендер окончил колледж по специальности «бухгалтер». Молодой человек с детства горячо интересовался радиотехникой, хотя никогда не получал в этой области профессионального образования. Еще во время учебы в колледже он открыл свою мастерскую по ремонту радиоприемников.
Производство техники
Вскоре будущий изобретатель гитары Фендер Стратокастер сам стал изготовлять радиоприемники, а затем и усилители. Музыканты ведущих джазовых оркестров того времени заказывали у него концертное оборудование.
Первые гитары
В годы Второй мировой войны в связи с развитием различных направлений джаза и танцевальной музыки большую популярность получили гавайские и лэп-стил гитары (на которых играют, держа их на коленях струнами вверх). Именно последнюю из перечисленных разновидностей Лео Фендер решил усовершенствовать в 1944 году. Незадолго до начала работы над музыкальным инструментом он познакомился с Доком Кауфманном.
Опытный специалист
Этот изобретатель и мастер по изготовлению музыкальных инструментов уже не первый год работал в данной сфере. Первым его творением было приспособление для создания эффекта вибрато. Эта конструкция включала в себя металлический рычаг, который при перемещении ослаблял натяжение гитарных струн. Такую систему Кауфманн разработал для всемирно известной фирмы «Рикенбакер». Гитары этой марки были весьма популярны и использовались многими музыкантами, в том числе и ливерпульской четверкой «Битлз».
За свою жизнь данный специалист успел поработать в таких известных фирмах, как «Рикенбакер», «Фендер», «Гибсон» и некоторых других.
В 1944 году Фендер объединился с ним для создания электрогитары новой модели. Это еще не была гитара Fender Stratocaster, но она уже имела некоторые черты, которые впоследствии станут фирменными знаками знаменитой модели. Например, данная гитара была снабжена так называемой «машинкой», то есть механическим приспособлением для получения эффекта вибрато.
Телекастер
В начале пятидесятых большие джазовые оркестры стали выходить из моды. На смену им пришли камерные ансамбли, которые исполняли веселую танцевальную музыку (кантри, вестерн, буги-вуги). К тому же, многие звезды не могли позволить себе приглашать для записи и концертных выступлений оркестры духовых инструментов. Поэтому появившиеся к тому времени электрогитары вызывали большой интерес у эстрадных музыкантов. Такие инструменты достаточно недорогие, и к тому же, благодаря громкому звучанию могут заменить собой целую духовную секцию.
Тогда фирмы, специализировавшиеся на производстве гитар, выпускали в основном полуакустические модели. Среди них особо выделялись так называемые арктопы, то есть гитары с особой аркообразной формой корпуса, которая позволяет легко играть высокие ноты. Но из-за недоработок в конструкции такие модели при выступлении в больших концертных залах производили «эффект обратной связи звука». Поэтому их невозможно было использовать для крупных мероприятий.
Фендер благодаря своему конструкторскому чутью понял, что корпуса гитар следует делать не полыми, а цельными (из одного куска дерева). Это позволяет избежать нежелательного эффекта «обратной связи». К тому же производство подобных инструментов обходится гораздо дешевле.
Первая легендарная модель
В 1950 году Фендер произвел первые экземпляры новой модели гитары, предназначенной для эстрадной музыки. Она получила название «Эсквайр», но позднее была переименована в «Броадкастер». Но и это название не прижилось, поскольку не отвечало требованиям времени. Тогда начиналась пора стремительного развития техники. Поэтому новое имя гитары, безусловно, должно было отражать эту особенность эпохи.
И такое название было найдено. Гитара стала именоваться «Телекастером». Эта модель была оснащена одним, а в некоторых вариациях — двумя звукоснимателями. Она выпускается и сегодня и является одной из самых популярных гитар в мире. Но при сходстве названий «Стратокастер» все же не является прямым потомком «Телекастера».
История создания
Что такое «Стратокастер»? Это принципиально новая модель электрогитары, которую фирма «Фендер» выпустила через четыре года после «Телекастера». Глава компании решил не заниматься усовершенствованием предыдущей модели, а создать новую. Эта гитара оснащена тремя одиночными звукоснимателями. Ее корпус является цельным и имеет две «арки» в верхней части.
Данное конструкционное решение еще более упростило игру в верхней части грифа, где находятся ноты высокого диапазона. Также гитары снабжены «машинкой» — устройством для создания вибрирующего звука. Причем рычаг данного приспособления стал не плоским, как в более старых моделях гитар, таких как инструменты фирмы «Рикенбакер», а округлым.
Другие особенности
Гриф инструмента прикреплен к корпусу металлическими болтами. Их шляпки обычно скрываются под прямоугольной пластиной с эмблемой фирмы «Фендер». В образцах пятидесятых-шестидесятых годов выпуска на этой металлической табличке иногда значилась дата изготовления инструмента.
Данный вид крепления грифа к корпусу гитары является не единственным существующим. Есть около десятка его аналогов. Например, в акустических гитарах часто используется другое соединение. В нем гриф крепиться к инструменту при помощи механизма, способного регулировать его высоту, а значит и строй гитары. Также известны модели гитар, в которых две упомянутые их части соединены между собой деревянными втулками, которые находятся внутри гитары и не видны снаружи.
Итак, что такое «Стратокастер»? Это гитара, конструкция которой включает в себя ряд особенностей, явившихся открытиями в сфере изготовления музыкальных инструментов.
Отпекаемый корпус
Прежде всего, следует упомянуть о том, что форма этой электрогитары «Фендер Стратокастер» специально разработана для удобства игры. Задняя часть корпуса и его боковые части являются рельефными. Это позволяет исполнителю плотнее прижать гитару к своему туловищу во время игры, а также выбрать наиболее удобную позицию левой и правой руки. Конструкция гитары напоминает устройство ортопедической обуви. Инструмент создан, учитывая анатомические особенности человека. Гриф «Фендер Стратокастер» обычно изготовляется из цельного куска клена с вставками из черного дерева.
Он удобен для обеспечения комфорта при исполнении произведений в быстром темпе. Лады устанавливаются на гриф «Стратокастера» при помощи гидравлического пресса.
Дизайн
Лео Фендер для разработки «Стратокастера» (фото гитары смотрите в статье) привлек двух авторитетных специалистов — Била Карсона и Фредди Треверса. Они оба были виртуозными гитаристами, известными своими выступлениями со звездами первой величины.
Карсон посоветовал Лео Фендеру оснастить свой новый инструмент пятью звукоснимателями. В итоге изобретатели остановились на количестве трех штук. Звукосниматели могут включаться попеременно, в разных комбинациях. Это позволяет получать разные оттенки звука. В первых моделях использовались две крутящиеся ручки для переключения комбинаций.
Позже стал применяться рубильник, ручка которого может находиться в пяти разных позициях, обеспечивая такое же количество вариантов сочетания датчиков. Теперь понятно, что это такое — «Стратокастер». Это первая в мире модель гитары, оснащенная тремя звукоснимателями.
Вибрато
Что касается механизма, с помощью которого достигается этот эффект, то и здесь не обошлось без новаторства. В «Стратокастере» стала использоваться пружинная система, позволяющая регулировать настройку каждой струны. Поэтому, если из-за использования рычага для вибрато строй гитары сбивался, его легко можно было отрегулировать. Струнодержатель такого типа, использующийся сегодня, позволяет это сделать.
Струны на «Стратокастер» можно ставить практически любого калибра. Их выбор зависит от того, какой окраски звука хочет добиться музыкант. Из всего разнообразия марок выделяется Fender Bullet. Эти струны предназначены специально для гитар «Фендер» (особая форма наконечника струн, совпадающая со строением струнодержателя).
Космическая гитара
Пятидесятые годы, как известно, стали началом космической эры в развитии человеческой цивилизации. Именно в то время был запущен первый искусственный спутник Земли. С этого момента началась «космическая гонка» — соревнование в этой области между двумя сверхдержавами — СССР и США. Тема освоения космического пространства стала одной из главных в новостных радио-, а затем и телепередачах.
Поэтому в качестве названия новой гитары Лео Фендер выбрал слово «Стратокастер». Первый корень его присутствует в термине «стратосфера», откуда, вероятнее всего, он и был позаимствован.
И действительно, электрогитара «Стратокастер» напоминает своим «обтекаемым» очертанием космические корабли и гоночные машины — высокоскоростные изобретения двадцатого века. Можно с уверенностью заявить, что название гитары оправдало себя. Этот инструмент способствовал стремительному развитию эстрадной музыки. Не случайно, что в 2009 году вклад Лео Фендера в развитие рока был отмечен на церемонии вручения премии «Грэмми».
Источник
Виды электрогитар
В данной статье речь пойдет о самых известных и часто встречающихся формах и модификациях электрогитар.
1. Stratocaster
Самая популярная, часто встречающаяся и скопированная во множестве реплик форма гитары. Трудно перечислить все страны, в которых производятся Стратокастеры, и ещё труднее было бы перечислить все наименования марок электрогитар данной формы. Классический же, оригинальный Фендер Стратокастер выпускают в Соединенных Штатах, на инструмент ставят три звукоснимателя типа «сингл» и «машинку» Vintage Tremolo. Страт обладает особым, узнаваемым «стеклянным» звучанием. Зачастую эту электрогитару можно увидеть в руках хард-рок-, инди-, поп-рок-гитаристов
2. Telecaster
Не менее легендарная модель от фирмы Fender, даже более «древняя», чем Стратокастер. Дизайн Телекастера нарочито прост, он выглядит словно выпиленный из одного цельного куска древесины – что неудивительно, учитывая, что дека его мастерится именно по такой технологии. Чаще на Телеке стоят два сингла, однако есть и модификации с хамбакерами. Материал деки – ясень или ольха. Звучание, как правило, очень приятное на чистом звуке и несколько «стеклянное» на овердрайве.
3. Les Paul
Gibson Les Paul – ещё одна знаменитая модель электрогитары, задавшая одно из направлений в движении гитарной промышленности. Лес Пол легко узнаваем по своей форме, ассоциирующейся с женской талией, характерным звукоснимателям и корпусу, собранному из дорогого красного дерева. Эта гитара многими признается самой универсальной, и по этой причине часто применяется в студиях звукозаписи. Les Paul широко копируется во всём мире, порой лицензионно, а порой и не очень (последним особенно грешат китайские производители).
4. Superstrat
Суперстраты представляют собой обширное семейство гитар, состоящее из множества моделей разных производителей. На вид они несколько напоминают Стратокастеры, но имеют большое количество конструктивных отличий в «звучках», форме головки грифа, струнодержателе, древесине корпуса, грифа и накладки.
Некоторые производители сделали себе имя на таких инструментах – примером могут служить Ibanez, Kramer, Cort. А первой, кто освоил дизайн Суперстрат, стала фирма Jackson. В первоначальном варианте это были просто копии Stratocaster с усложненной фурнитурой и из более ценной древесины, в дальнейшем изменения коснулись и формы корпуса.
5. SG
Рогатый Gibson SG – тот самый инструмент, на котором запиливает свои сольные партии гитарист AC/DC Ангус Янг. Кроме формы корпуса, отличается от Les Paul ещё и тем, что дека SG производится из одной цельной доски красного дерева, а не склеивается из нескольких отдельных элементов. Собственно, и сами буквы SG расшифровываются как solid guitar (цельная гитара). Пуговица для ремня у этого инструмента располагается не на окончании «рога» корпуса, а с обратной стороны деки в верхней части.
6. Mockinbird
Фирма B.C. Rich прославилась благодаря уникальным формам своих музыкальных инструментов. Одной из них стал Mockinbird – не лучшая в плане удобства игры, но весьма необычная на вид электрогитара. Самый известный гитарист, играющий на таком инструменте – Сол «Слэш» Хадсон из Guns N’ Roses.
7. Warlock
«Дьявольский» дизайн другого детища компании B.C. Rich – гитары Warlock с остроконечной разлапистой декой и демонически рогатой головкой грифа – уж точно ни с чем не спутаешь. Этот инструмент за свой внешний вид крайне любим гитаристами, играющими в жанрах black- и heavy-metal.
8. Explorer
Форма корпуса Gibson Explorer очертаниями несколько напоминает звезду. Внешне угловатые гитары этой формы, тем не менее, вполне удобны в игре, чему способствует довольно легкий гриф. Характерной чертой Эксплорера стал также переключатель «звучков» – у электрогитар этой конструкции он вынесен аж на угол деки.
9. Flying V
На Gibson Flying V едва ли не молятся многие гитаристы, играющие металл. Наименование модели говорит само за себя – это легкая летящая стрела с головкой грифа в виде острого наконечника. Многие знаменитые музыканты с помощью этой электрогитары отыскали свой новый образ – и среди них Джимми Хендрикс, которому принадлежит инструмент, изображенный на фотографии.
10. Firebird
Firebird от Gibson несколько напоминает направленностью очертаний другую гитару этой фирмы – Эксплорер. Но «Огненная птица» (а именно так переводится название этого инструмента) наделена своими особенными чертами: сглаженными углами деки, похожей на птичий клюв головкой грифа, лого в виде птицы, навевающей ассоциации с пламенем желто-черной окраской. На цельнокорпусную электрогитару обычно ставят хамбакеры, обычные или мини (иногда P-90), числом от одного до трех.
11. Jazzmaster
Гитара Fender Jazzmaster была разработана в конце пятидесятых годов XX века преимущественно для музыкантов, играющих джаз. Благодаря округлой форме корпуса с плавной выемкой на инструменте удобно играть сидя, что часто практикуют джазисты. Для своего времени эта электрогитара была начинена весьма современной электроникой, в том числе переключением режима игры с ритма на сольный.
12. Бас-гитары
Дизайн бас-гитар зачастую довольно похож на гитарный, с учетом особенностей инструмента – ведь размер мензуры, а значит, и габариты корпуса и грифа у басов существенно больше. Но есть и у них свои характерные базовые формы. Главные из них – разработанные фирмой Fender инструменты Precision Bass и Jazz Bass, основоположники, положившие начало истории бас-гитары и во многом определившие базовые направления ее развития.
Как особую форму басов можно, пожалуй, выделить безладовый (fretless) бас. По принципу игры этот инструмент чуть ближе к контрабасу. Безлад позволяет получить более мягкое звучание и расширяет технический арсенал за счет возможности басиста брать микротоновые интервалы – но и оплошать на нем гораздо проще из-за отсутствия четко выверяющих каждую ноту ладов.
13. Полуакустические гитары
Полуакустика представляет собой совмещение электрогитары и обычного акустического инструмента. Полый внутри корпус (hollow-body) с эфами позволяет полуакустической гитаре полноценно звучать без подключения к электроаппаратуре, а присущие электрическим инструментам «звучки» и остальная электроника – получать от нее вызванный звуком электросигнал с возможностью его дальнейшей обработки и усиления. Полуакустики особо любимы гитаристами-блюзменами – их привлекает удобство игры на этом инструменте, его винтажный внешний вид и особый теплый звук.
Итак, в этой статье мы кратко осветили базовые, наиболее распространенные формы электрогитар. К ним принадлежит либо так или иначе происходит из них подавляющее большинство электрогитар, существующих и выпускающихся в настоящее время.
Источник