Дерево для акустической гитары
Опубликовано: 2016-01-04 / Автор: Сергей Хмарук
Скорее всего, вы уже успели познакомиться с общим устройством акустики, поэтому будем сегодня более углубленно говорить о самом главном, – какое дерево для акустической гитары используют во время производства, а также, какими свойствами обладает та или иная порода древесины.
Как вы знаете, на звучание любого типа гитар (особенно на акустические) влияет большое количество факторов – форма и размер инструмента, вес грифа, крепление пружин и т.д. Но, конечно же, самое главное в любой гитаре – это дерево, ведь именно от него во многом зависит качество звучания.
Опытные слушатели гитарной музыки знают, что звучат все гитары по-разному, в основном это явление объясняется разницей в сортах древесины, из которой их изготавливают. Поэтому, сейчас мы попытаемся разобраться, отбросив все условности и мелкие детали, каким образом различные породы дерева влияют на звук гитары.
Дерево для акустической гитары
Честно говоря, для изготовления гитар применяют огромное количество разных сортов, что вспомнить их все сразу будет довольно сложно. Зато есть, так называемые, «традиционные» сорта, о которых мы и будем дальше говорить.
Верхняя дека
Это наиболее влияющая на звук часть акустической гитары, поэтому начнем именно с нее. Для изготовления верхней деки есть два стандартных сорта дерева – кедр и ель. Кедр (cedar), как правило, имеет «обволакивающее» и более мягкое звучание, а ель (spruce), наоборот, обладает более звонким и резким звучанием.
В акустических гитарах наиболее часто применяют сорт ели под названием «ель ситхинская» (sitka spruce). Произрастает она как в США, так и в Европе. Цены на нее умеренные, т.к. эта порода не является редкой. На более дорогих гитарах можно увидеть верхнюю деку, сделанную из «немецкой ели» (engelmann spruce), ареал произрастания которой в основном находится в Канаде и Альпах.
Этот сорт древесины, в отличие от обычное ели, немного мягче, поэтому звучание не такое резкое. Цвет у немецкой ели имеет бело-молочный оттенок. Хорошо отличить эти два сорта можно по старым инструментам, где немецкая ель с годами становится слегка желтоватой, а обычная ель приобретает золотистый цвет.
На акустических гитарах стоимостью более 3000$, в очень редких случаях, можно встретить еще один сорт под названием «красная ель» (аdirondack spruce). Эта разновидность довольно дорогая и достаточно редкая, обладающая звонким, но более глубоким звуком, в отличие от обычной ели. Именно этот сорт в гитаростроении когда-то считался стандартом, но в нынешнее время основную массу гитар все же делают из ситхинской ели. Поэтому сегодня ель и кедр можно считать самыми популярными породами дерева для изготовления верхней деки.
Сочетание этих двух сортов дает специфическое звучание инструмента – ель более звонкая, а кедр придает более мягкий оттенок. Возможно, вы не знали, но ель подобна коньяку – чем она старше, тем более глубокий звук она приобретает и становится только лучше. Кедр же этим свойством не обладает, зато очень популярен в классических гитарах. Иногда попадаются довольно дорогие и приятно звучащие инструменты, корпус которых полностью выполнен из красного дерева (коа), но это все же исключение из вышеописанных стандартов производства.
Нижняя дека и обечайка
Изготавливают их обычно из одинаковых материалов. Чаще всего это клен (maple), красное дерево (mahogany), и палисандр (rosewood). Стандартом принято считать последние два, поэтому все остальные сорта принято сравнивать в первую очередь с ними. А вот все то, что хорошо для электрогитар, не всегда уместно для акустики. К примеру, липа (basswood) и ольха (alder) практически не используются для изготовления акустических гитар. Так какое дерево лучше?
Начнем с красного дерева. Этот сорт придает гитаре мягкий «ровный» звук средней глубины, где хорошо звучит в отдельности каждая струна. Поэтому, если вы любите играть переборами, то гитара из красного дерева будет отличным выбором для вас. А вот при использовании во время записи микрофона или внутреннего звукоснимателя, это дерево также дает замечательные результаты.
А чем же хорош палисандр? Это дерево отличается более глубоким «вязким» звучанием, особенно это можно почувствовать на басах. Гитары из палисандра хороши для игры в акустическом оркестре, для ритмических партий, а также для тех музыкантов, которые любят более глубокий звук. По отдельности струны слышны немного хуже, но зато можно получить объемный и сложный звук, играя боем. Записываться через микрофон будет немного сложнее, а вот при использовании встроенной электроники результаты вас не разочаруют.
Что касается остальных сортов, то клен, к примеру, обладает более звонким и резким звуком. Он ближе к красному дереву, но все же при этом не имеет той мягкости и мелодичности звучания. Орех (walnut) также довольно известное в гитаростроении дерево, звучание которого не очень глубокое, но довольно звонкое и если сочетать его вместе с кедром, то получается очень хороший инструмент.
Хотелось бы отдельно слово сказать о гавайской коа (koa), которая становится довольно популярной в последнее время. Звук у этого дерева довольно специфичный – немного глуховат, но при этом достаточно глубокий и мягкий без выраженной звонкости. Если звуком коа не может особо похвастаться, то вот внешний вид у нее на 5+, т.к. это один из самых красивых сортов древесины.
Еще есть бразильский палисандр, который считается элитным деревом для акустической гитары. В гитаростроении до 69-го года его использовали практически все производители, но потом был наложен запрет на его экспорт правительством Бразилии. Поэтому теперь приходится отдавать около 2000$ за две хорошие дощечки для стенок гитары, а это мало кому сейчас по карману. В связи с этим, основная масса акустических гитар изготавливается из палисандра, который экспортируют из других стран.
Еще один фактор, который влияет на акустические свойства той или иной древесины – место его происхождения, т.е. один и тот же сорт, произрастающий в разных странах, может немного отличаться по своему звучанию. Список разновидностей дерева еще можно было бы долго продолжать, но все перечислить просто не возможно в рамках данной статьи. Самое главное то, что мы рассмотрели основные сорта, которые наиболее часто встречаются в акустике. Все остальное – исключение, нежели правило.
На основе вышеописанного можно сделать вывод, что перед началом изготовления гитары, толковый мастер, в первую очередь думает о том, какое звучание инструменту он хочет придать в итоге. Когда же будет отдано предпочтение тому или иному звуку, остается самое важное – выбор материала для верхней и нижней деки. Понятия «мягкий звук» или «глубокий звук» здесь весьма относительны, но все же большинство гитаристов и мастеров согласны с этими терминами.
Гриф акустической гитары
Гриф, его накладка, а также струнодержатель практически не влияют на звук, хотя есть такие музыканты, которые утверждают обратное. Возможно, они обладают особым слухом, который у большинства гитаристов не так развит. Тут спорить можно очень долго. Грифы в большинстве своем делают из красного дерева либо из клена. Последний сорт, все же, используют чуть реже. Это относительно недорогие и достаточно твердые породы.
На классических гитарах часто можно встретить кедровый гриф с вклеенной полоской эбони (черное дерево), которое по своим физическим свойствам очень твердое, поэтому из него также принято делать струнодержатели и накладки. Эбони еще и достаточно дорогое дерево, используют его при создании гитар ручной работы и в элитных моделях именитых брендов. Вам же, скорее всего, попадется инструмент с палисандровой накладкой и струнодержателем.
Палисандр хоть и мягче черного дерева, но тоже достаточно хорош и вполне пригоден. Хотя есть музыканты, которые утверждают, что накладка из эбони приятнее, и что играть им на таких инструментах легче. Но вряд ли кто может, из большинства гитаристов, с закрытыми глазами отличить накладку из черного дерева от палисандра путем взятия на грифе ноты или аккорда. Поэтому не стоит слишком заморачиваться насчет этого.
Полезные советы
Бытует мнение, что дерево, из которого изготовлены пружины, также придает звучанию свой оттенок, но по большому счету, здесь наиболее важны параметры самой формы и размера пружин, которые практически всегда делают из того же материала, что и верхняя дека.
Если вы столкнетесь с выбором акустической гитары, то как минимум в 9 случаев из 10, инструменты, предлагаемые в музыкальных магазинах будут сделаны из дерева, описанного выше. Если кто не знает, то большинство гитар среднего ценового диапазона делают не из цельного, а из ламинированного дерева. В последнее время такие инструменты по качеству становятся все лучше и лучше. Не опытный, да и бывалый музыкант тоже, не всегда поймет по звуку какое дерево у него в руках, цельное или ламинированное.
Но здесь все же стоит отдать предпочтение той гитаре, у которой верхняя дека будет все же из «настоящего» дерева, т.е. цельная, а остальное все уже не так важно. Но в чем же разница? Влияние дерева на звук в ламинированных гитарах существенно меньше, т.к. прессованные слои вибрируют не так свободно, как это может делать цельная деревянная пластина, поэтому такие гитары лишены своей «индивидуальности».
Расположение волокон – тоже немаловажный момент, который стоит учитывать. На любой приличной акустической гитаре, если хорошо присмотреться, можно увидеть, что верхняя и нижняя деки состоят из двух симметричных кусков. Обычно симметричны как сама форма, так и расположение волокон, которые должны быть ровно расположены. Это достигается при помощи системы специальной нарезки дерева. Благодаря этому можно заставить дерево вибрировать оптимально.
Также стоит обратить внимание, особенно на верхней деке, на расстояние между волокнами. Чем оно больше, тем дерево мягче, а звук, соответственно, менее звонкий и более мягкий. Наилучшим вариантом считается расстояние 1-2 мм по всей поверхности, особенно если оно не сильно изменяется от центра к краю. Иначе говоря – параллельные и ровные волокна позволяют дереву свободно вибрировать, что в итоге отражается в виде хорошего и красивого звучания.
Ну что ж, подведем итоги. Если вы ищите себе инструмент до 300$, то на дерево можете особо не обращать внимание. Лучше всего акцентируйте внимание на качество склейки, удобство игры ну и, конечно же, звучание. А если уже хотите что-то по дороже, то можете прислушаться к вышеописанным рекомендациям.
Так что, если вы не собираетесь посвятить свою жизнь гитарному мастерству, а просто хотите выбрать тот инструмент, который наиболее подходит под ваш стиль игры, то этих советов вам вполне должно хватить, и каких-либо трудностей у вас не возникнет.
Источник
Путеводитель по гитарной древесине Ibanez: электрогитары
Характер звучания вашей гитары – несомненно, результат командной работы многих слагаемых. На него влияют тип звукоснимателей, толщина струн, длина мензуры, строение бриджа и ещё десяток немаловажных вещей. Одним из самых важным факторов, конечно, считается тип древесины, который используется для изготовления корпуса, грифа и накладки, ведь, по сути, это 90% вашей гитары в целом! Различные комбинации пород дерева дают различное звучание, и в то время как некоторые другие компоненты, такие как звукосниматели или фурнитура, можно поменять со временем, корпус и гриф вашей гитары останутся неизменными на протяжении всей её жизни.
Различные производители могут отдавать предпочтение различным породам дерева, которые они используют в своём производстве. Есть, однако, и общемировые тренды: например, в предыдущие годы практически всем производителям гитар пришлось значительно сократить употребление в производстве палисандра, заменив его на схожие породы, так как палисандр был признан редкой породой дерева, и для его экспорта требовался сертификат CITES. По сути, на использование палисандра не был наложен запрет, однако процесс экспорта инструментов, имеющих в своей спецификации части из палисандра, сильно усложнился, и стал занимать достаточно много времени. Несмотря на то, что в начале 2020 года в регламент CITES были внесены изменения, разрешающие использование палисандра для производства музыкальных инструментов, многие производители не спешат возвращаться к нему в полном объёме, так как варианты-заменители показали себя ничуть не хуже.
Почему различные породы дерева звучат по-разному?
Наверняка вы слышали, что некоторые породы дерева звучат ярче других, некоторые – теплее, некоторые – темнее, и важно понимать, почему.
Дерево – это органический материал, оно меняется в размерах в процессе жизни. Со временем его волокна становятся больше, и приобретают случайную форму, структура древесины неизбежно становится неоднородной, можно сказать «неидеальной». Различные породы дерева имеют различную степень «неидеальности», но именно благодаря ей они и звучат по-разному.
Представьте себе две комнаты: одну большую и одну маленькую. Если вы дадите аккорд на гитаре в маленькой комнате, он будет звучать чисто и читаемо, но быстро затухнет, так как в этом помещении мало места для распространения звука. Если вы проделаете то же самое в большой комнате – вы получите более долгое звучание аккорда, однако он будет не таким читаемым. Теперь применим это представление к древесине: если мы возьмём плотный кусок дерева, то, по аналогии с маленькой комнатой, между волокнами такого дерева будет мало пространства для распространения звука, поэтому мы получим быструю атаку и яркое звучание. Если взять кусок более лёгкой породы, для звука будет больше места, и такое дерево будет звучать темнее и обладать большим сустейном.
Породы дерева, используемые в качестве материала корпуса
Далее мы расскажем о самых популярных породах, которые Ibanez использует для производства корпусов своих электрогитар. Некоторые из них так же используются и в качестве материала грифа гитары или даже накладки.
Ольха произрастает в основном в Европе, России и Северо-западной Африке и является очень популярным деревом для производства гитарных корпусов благодаря своему лёгкому весу.
Звучание ольхи часто называют самым сбалансированным среди всех остальных часто используемых пород. Ольха обладает великолепным балансом низких, средних и высоких частот, делая звучание инструмента особенно богатым. За счёт того, что ольха – достаточно плотное дерево, она имеет хорошо читаемые средние частоты, и в целом может быть описана как порода дерева, находящаяся по звучанию где-то по середине между «ярким» и «тёмным» вариантами. Её плотности, однако, недостаточно для того, чтобы справляться с натяжением струн, поэтому грифы и накладки на гриф из ольхи не производятся.
Ольха ценится за своё специфическое блюзово-роковое звучание, но богатство её обертонов делает эту породу практически универсальной и подходящей для большинства музыкальных стилей. При этом, ольха имеет вполне бюджетную стоимость, что, помимо всего прочего, также делает её одним из самых популярных вариантов в качестве материала корпуса электрогитары.
Как правило, древесина ольхи – красновато-розового цвета, но чаще всего её покрывают непрозрачной краской, так как рисунок волокна редко представляет из себя что-то особенное.
В гитаростроении существует два вида ясеня: северный ясень – жесткий, и южный ясень – мягкий, часто называемый «болотный ясень».
Болотный ясень, как вы можете догадаться из названия, произрастает на болотах, и его корни находятся в воде. Это – достаточное лёгкая и пористая древесина кремового цвета с затейливым рисунком волокон, поэтому гитары из болотного ясеня часто имеют полупрозрачное покрытие. Болотный ясень обладает широким частотным спектром с немного «проваленной» серединой, благодаря чему он звучит одновременно достаточно ярко и мягко. Его звучание более читаемо на верхних частотах по сравнению с ольхой, и он обладает схожей быстрой атакой. На гитары из болотного ясеня часто устанавливают синглы в качестве звукоснимателей, ведь вместе они обеспечивают чистое и прозрачное звучание.
Северный ясень – более плотный и тяжёлый, по сравнению с болотным ясенем. Хотя они и выглядят очень схоже, большая плотность северного ясеня обеспечивает более яркое звучание и более быструю атаку. Этот вид ясеня лучше подойдёт для работы с дисторшном.
Сорта липы для производства гитар по большей части добываются в США. Липа – легковесное дерево, относительно более мягкое, если сравнивать её с предыдущими породами, о которых мы говорили. Липа произрастает на Земле в большом количестве, поэтому такая древесина – относительно бюджетная. Липа никогда не используется в качестве материала грифа или накладки, так как слишком мягкая. Чаще всего встречается древесина белого цвета, иногда – с зелёными прожилками. Как правило, гитары из липы имеют плотное непрозрачное покрытие.
Липа – частный предмет споров среди гитаристов. Одни считают её слишком дешёвой и бесхарактерной в плане звучания, другие же, наоборот, говорят о том, что липа имеет идеально сбалансированное звучание с тёплыми нотками, ведь не зря сам Джо Сатриани или Стив Вай использовали липу в качестве материала для некоторых своих подписных моделей!
Название «махагони» часто применяется к целому списку жестких пород дерева с разных уголков планеты. Махагони, как правило, – очень крепкое дерево, которое мало подвержено процессу гниения, поэтому эта порода также широко используется в кораблестроении и мебельной промышленности. Махагони – популярный выбор как для производства электрогитар, так и для производства корпусов и грифов акустик. Самая популярная порода махагони на сегодняшний день, пожалуй, Гондурасский махагони – относительно бюджетная порода благодаря её широкому распространению в природе.
Махагони – достаточно тяжёлое дерево: вы сразу почувствуете разницу, если сравните гитару из махагони с гитарой из липы, ольхи или ясеня. Его цветовая палитра варьируется от жёлтого или лососевого, если дерево молодое, до глубокого, насыщенного красно-коричневого, если это многолетнее дерево. Благодаря визуальной эстетике древесины, инструменты из махагони часто имеют прозрачное покрытие.
Махагони звучит тепло и мягко, обладая очень богатыми низкими частотами, артикулированной серединой и немного приглушенными верхами. Махагони ценится за свой превосходный сустейн, и чаще всего используется на гитарах, ориентированных на рок-музыку. С годами гитары из махагони звучат ещё характернее и богаче. Махагони также – крайне стабильное дерево, именно поэтому оно – самый популярный выбор для производства грифов гитар.
Как и в случае с ясенем, различают «жесткий» клён и «мягкий» клён.
Жесткий клён, так же известный как «восточный клён» или «сахарный клён», в основном произрастает на севере США и в Канаде. Этот клён славится своей большой плотностью и часто используется в производстве шаров для боулинга. Из-за того, что сахарный клён обладает слишком большим весом, из него чаще всего делают гитарные грифы, а для изготовления гитарных корпусов выбирают мягкий клён. Жесткий клён, однако, может выступать в качестве материала топа на корпусах из нескольких кусков дерева. В таком случае клён добавляет яркости общему звучанию инструмента.
Сахарный клён – очень светлое дерево, чаще всего его цвет можно описать как белый. Он обладает очень прочной структурой волокон, что и обеспечивает его яркое звучание, а также быструю атаку. Сахарный клён особенно ценится за свои чистые и выразительные верха, но при условии использования подходящих звукоснимателей, не потеряются и нижние частоты. Клён подчёркивает каждую отдельную ноту, не смешивая ноты между собой, что станет большим плюсом для соло-гитаристов.
Термин «мягкий клён» не относится к какому-то конкретному сорту клёна, а объединяет в себе все виды, помимо сахарного. Самые частые виды мягкого клёна – западный клён, серебряный клён и крупнолистный клён. Мягкий клён имеет меньший вес по сравнению с жестким клёном, поэтому охотно используется в качестве материала корпуса электрогитар. Также, благодаря особенным рисункам волокон, часто напоминающим волны, полосы или другие узоры, мягкий клён используется в качестве материала топа для придания инструменту эксклюзивного внешнего вида.
Что касается его звукового профиля, мягкий клён обладает яркой атакой и неплохим сустейном, при этом в его звучании нет резкости, присущей некоторым другим плотным породам. Мягкий клён, однако, недостаточно плотный для того, чтобы использоваться в качестве материала грифа.
Ещё несколько вариантов пород
Тополь – тополь обладает звучанием, схожим с ольхой, некоторые музыканты, впрочем, отмечают, что у тополя более выраженные средние частоты. Тополь, как правило, не отличается особенным рисунком волокон, но в отдельных случаях могут попадаться куски удивительной красоты.
Бубинга – тропическая порода дерева, часто сравниваемая с палисандром. Бубинга имеет более плотную структуру волокон и более яркое звучание.
Коа – произрастающая на Гавайях порода дерева карамельного цвета, обладающая привлекательным узором волокон. По своему звучанию коа очень схожа с махагони, однако имеет чуть более выраженные верха.
Орех – орех напоминает сахарный клён, но, будучи более маслянистым, звучит мягче. Древесина ореха имеет притягательный светло-коричневый цвет.
Породы дерева, используемые в качества материала накладки грифа
Породы дерева, используемые в качестве материала накладки грифа часто отличаются от тех, что используются для корпуса и грифа, поэтому о них мы расскажем отдельно.
Палисандр, пожалуй, до недавнего времени являлся самой популярной породой для изготовления накладок. Как мы уже упоминали в начале статьи – из-за регламента CITES его использование было ограничено в течение последних нескольких лет, а после снятия запрета многие производители продолжают успешно использовать его альтернативы.
Однако, палисандр не просто так получил звание самой популярной древесины для изготовления накладок на гриф. В первую очередь, эта порода ценится за её прочность и долговечность. Накладка из палисандра не будет царапаться или изнашиваться, сколько бы и как бы активно вы не играли на гитаре. Что касается звучания, палисандр обладает богатой звуковой палитрой и отличается особой теплотой. Накладка из палисандра отлично дополнит любое сочетание древесины, использование для создания гитары. Благодаря тому, что палисандр сам по себе достаточно маслянистый, ему не требуется покрытие, он очень приятный на ощупь.
Эбеновое дерево, как и палисандр, получило свою популярность в качестве древесины для накладки грифа многие годы назад. Его всегда можно узнать по его особенному тёмному цвету, одновременно универсальному и завораживающему. Существует две основные разновидности эбена: африканский и азиатской. Древесина азиатского эбена часто имеет коричневые прожилки, что не нравится некоторым музыкантам, предпочитающим абсолютно чёрную накладку, однако такой рисунок дерева – наоборот, притягивает к себе внимание, и имеет свою аудиторию. Гитары с накладкой из эбенового дерева – частый выбор гитаристов метал групп, для которых целиком чёрные гитары – обязательное условие на сцене, однако накладки из эбена используются и на топовых сериях акустических гитар.
Эбеновое дерево – очень плотное и тяжёлое, что делает его схожим с клёном, однако, в отличие от клёна, эбен более маслянистый, что позволяет использовать эту древесину без покрытия. Многие поклонники быстрой игры выбирают эбен, так как пальцы скользят по нему без препятствий. Он также отличается особенной износостойкостью и останется как новый спустя многие годы.
Эбеновое дерево, по сути, сочетает в себе лучшие черты палисандра и клёна. Он имеет утонченный тёмный цвет и маслянистую структуру, подобно палисандру, но по своей звуковой характеристике эбеновое дерево во многом схоже с сахарным клёном.
Как мы уже говорили ранее, клён — плотное и тяжёлое дерево, знаменитое благодаря своему яркому звучанию и изысканному светлому цвету. Всё это верно и если мы говорим об использовании клёна в качестве материала накладки. Кленовая накладка добавляет звучанию инструмента читаемости. С годами клён может темнеть, приобретая при этом не менее утончённый и интересный цвет. Некоторые производители, стремясь добиться такого цвета, искусственно состаривают клён в печах. Более того, существуют несколько самых характерных узоров волокон, особенно ценных для визуальной эстетики накладки: например, огненный клён, волнистый клён, глазковый клён и так далее.
Что лучше: цельный кусок дерева или несколько кусков вместе?
Часто корпус и гриф гитары делается из цельного куска дерева, однако не менее часто вы можете увидеть корпус или гриф, собранный из нескольких кусков. В чём же состоит разница?
Среди многих гитаристов бытует мнение, что корпус или гриф из цельного куска дерева – предпочтительнее. Однако, корпусы и грифы сотен моделей гитары сделаны из двух и более кусков, и часто вы просто не почувствуете разницу. Более того, в защиту составных конструкций говорят исследования, заключившие, что, благодаря процессу склеивания кусков между собой, инструменты становятся более прочными, резонирую лучше и служат дольше. Особенно это касается грифов гитар: гриф должен постоянно выдерживать натяжение струн, поэтому сделать гриф как можно более прочным – первостепенная задача при создании гитары. Для грифов Ibanez мы чаще всего использует три, пять или семь кусков дерева.
Гитара, чей корпус выполнен из одного цельного куска дерева, как правило будет стоить дороже, так как её производство требует особенного внимания к деталям. Тем не менее, такая конструкция корпуса более подвержена потере формы при перепадах температуры и влажности. Но, несмотря на это, гитары из одного куска дерева всё же пользуются популярностью среди ценителей и коллекционеров.
Источник