Дела давно минувших дней ноты

Первая песня Баяна. Глинка

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Музыка М. Глинки Первая песня Баяна из оперы «Руслан и Людмила»

Дела давно минувших дней,
Преданья старицы глубокой,
Преданья старицы глубокой!
Про славу русския земли
Бряцайте, струны золотые,
Как наши деды удалые
На Царьград войною шли.

За благом вслед идут печали,
Печаль же — радости залог;
Природу вместе созидали
Белбог и мрачный Чернобог.

Оденется с зарею
Роскошною красою
Цветок любви, весны;
И вдруг порывом бури
Под самый свод лазури
Листки разнесены.

Жених воспламененный
В приют уединённый
На зов любви спешит,
А рок ему навстречу
Готовит злую сечу
И гибелью грозит.

Мчится гроза, но незримая сила
Верных любви защитит.
Велик Перун могучий!
Исчезнут в небе тучи,
И солнце вновь взойдет!

Но радости примета,
Дитя дождя и света,
Вновь радуга взойдет,
Вновь радуга, радуга взойдет!

Источник

Дела давно минувших дней ноты

Автор: —
Год: 1989
Издательство: Музыка
Страниц: 64
Формат: PDF
Размер: 3,3 МВ
Язык: русский

Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Арии из опер русских композиторов для тенора в сопровождении фортепиано».

СОДЕРЖАНИЕ:

А. Верстовский. Первая песня Торопа из оперы «Аскольдова могила» («Уж как веет ветерок»)
М. Глинка. Первая песня Баяна из оперы «Руслан и Людмила» («Дела давно минувших дней»)
А. Даргомыжский. Каватина Князя из оперы «Русалка»
А. Серов. Индийская песня из оперы «Юдифь»
А. Рубинштейн. Романс Синодала из оперы «Демон»
А. Бородин. Речитатив и каватина Владимира Игоревича из оперы «Князь Игорь»
М. Мусоргский. Песня Грицько из оперы «Сорочинская ярмарка»
Ц. Кюи. Ария Пленника из оперы «Кавказский пленник»
Н. Римский-Корсаков. Речитатив и ария Садко из оперы-былины «Садко»
Каватина Берендея из оперы «Снегурочка»
П. Чайковский. Ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин» («Я люблю вас»)
П. Чайковский. Ария Германа из оперы «Пиковая дама» («Что наша жизнь?»)
А. Аренский. Песня певца за сценой из оперы «Рафаэль»
С. Рахманинов. Песня Молодого цыгана из оперы «Алеко»

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Источник

«Дела давно минувших дней…»

«Дела давно минувших дней…»

Содержание:

  1. Воплощение идеи победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».
  2. Знакомство с жанром арии.
  3. Ария Руслана как важный драматургический номер оперы: изменение состояний от мрачного до победного, решительного.

Музыкальный материал:

  1. М. Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» (слушание);
  2. М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» (слушание по желанию педагога);
  3. М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание по желанию педагога);
  4. Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. «Русская изба» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.
  2. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения.
  3. Выражать в цветовом воплощении эмоциональное отношение к художественному образу.

Театры бывают разные. Чаще всего в театральных спектаклях участвуют актёры, которые выходят на сцену, к зрителям и начинают говорить свой текст, играть свои роли. Ещё все вы, наверное, знаете и любите кукольный театр, где вместо живых людей представления дают куклы. Такой кукольный театр каждый вечер приходит к вам в гости в телепередаче «Спокойной ночи, малыши!».

А есть театр, в котором все спектакли поставлены с использованием музыки. И актёры там не говорят, а поют и танцуют под музыку. Такой театр называется музыкальным.

  1. Какие виды музыкального представления вы знаете? (Опера и балет.)
  2. Как называется музыкальный спектакль, во время которого все его участники – актёры не говорят, а поют? (Опера.)
  3. Как называют исполнителей вокальных партий? (Певцы.)
  4. Кто ещё участвует в постановке настоящего оперного спектакля? (Симфонический оркестр, хор.)

Да, такой спектакль называется красивым словом «опера». Часто сюжетом оперы бывает сказка. Герои попадают то на дно моря, то в волшебный сказочный лес, то в зачарованное царство…

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…

Лукоморье… (Лукоморье – морской залив.) Музыкальный зал превратился в берег моря. На берегу стоял могучий кряжистый дуб. Вода на море волновалась, и брызги падали на медлительного серого кота, который, позвякивая тяжелой золотой цепью, важно ходил вокруг дуба, мурлыча песню. А среди густой листвы мелькнуло бледное лицо русалки. Вместо косы по плечам у неё струились длинные зеленые водоросли, а на ресницах блестели не то капли воды, не то слезы. В чаще мелькнул невиданный зверь, который оставлял свои следы на неведомой дорожке…

Как замечательно разговаривает с нами Александр Сергеевич Пушкин. Слова он берёт самые обыкновенные, но его речь, его рассказ становятся живой волшебной картиной.

Так начинается поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила». (Поэма – крупное поэтическое произведение с развёрнутым сюжетом.)

Эта сказочная история стала сюжетом оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила».

Мы с вами оказываемся в древнем Киеве на свадебном пире в гостях у легендарного князя Владимира. Он выдаёт свою дочь Людмилу замуж за русского богатыря Руслана.

В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мёд из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.

Слушание по желанию педагога: М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»

Внимание всех гостей приковано к замечательному певцу-сказителю – Баяну.

Певец сказитель, старый седой мудрец, предсказатель, историк. В пророческой песне вещий Баян предсказывает Руслану и Людмиле тяжёлые испытания; но несчастья минуют, и «радости примета, дитя дождя и света, вновь радуга взойдёт!»

Он поёт, аккомпанируя себе на гуслях – древнем русском народном инструменте. Золотые струны своим звоном завораживают слушателей. Спокойное движение, напевная мелодия и мерные переборы аккордов в сопровождении передают в музыке сосредоточенность и торжественность повествования. Светлое и мягкое звучание голоса чередуется с инструментальными отыгрышами.

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой!
Про славу русския земли,
Бряцайте, струны золотые.

Слушание: М. Глинка. Запев Баяна из оперы «Руслан и Людмила»

В самый разгар свадебного пира вдруг наступает мрак. Раздаются удары грома, все присутствующие внезапно погружаются в странное оцепенение:

Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё дрожит,
И замерла душа в Руслане.

Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

Слушание по желанию педагога: М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

Отважный Руслан отправляется на её поиски. Для того, чтобы найти Людмилу, Руслану придётся встретиться и сразиться с врагами. На своём пути он встретит злую волшебницу Наину и доброго Финна, встретится с Головой богатыря…

Композитор М. Глинка рисует нам портрет богатыря Руслана. Этот князь предстаёт перед нами сильным, мужественным, отважным, готовым на подвиги.

… В поисках Людмилы Руслан оказывается на пустынном поле, хранящем следы давно минувшей битвы. Горестные раздумья охватывают его:

Со вздохом витязь вкруг себя
Взирает грустными очами.
«О поле, поле,
Кто тебя усеял мёртвыми костями?»

Эти стихи легли в основу арии Руслана.

Слушание: М. Глинка. Ария Руслана «О поле, поле…» из оперы «Руслан и Людмила»

Ария – оперный фрагмент, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра.

Тяжёлые и мрачные интонации арии сменяются решительными и победными. Руслан понимает: только мужество и смелость помогут ему победить злых врагов.

Руслан изображён в опере не только как спаситель Людмилы, а ещё и как защитник земли русской от сил зла. Руслан побеждает врагов, освобождает Людмилу от волшебных чар. И мы вновь в Киеве у князя Владимира на свадебном пире.

За благом вслед идут печали,
Печаль же – радости залог!

Музыка перенесла нас в далёкое прошлое. Помогла нам прикоснуться к нашей истории, богатырскому прошлому.

В этой опере композитор всех героев делит на добрых и злых. Для добрых и благородных он сочинил прекрасную песенную музыку. К таким относятся Руслан, Людмила, певец-сказитель Баян. У этих персонажей музыкальная тема распевная, с красивыми запоминающимися мелодиями. А со злыми героями своей оперы композитор сыграл своеобразную музыкальную шутку – он не дал им вокальных партий. Например, для одной такой героини – злой волшебницы Наины – он сочинил музыку, которая почти вся поётся на одном звуке. Для похитителя княжны Людмилы, злого волшебника Черномора, Глинка вообще не создал вокальной музыки: все действия Черномора передаёт только оркестровая музыка.

  1. Что такое опера? (Музыкальный спектакль, где все поют.)
  2. На какой сюжет написана опера? (На сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».)
  3. Какими словами начинается поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»? («У лукоморья дуб зелёный…»)
  4. Что такое лукоморье? (Морской залив.)
  5. С какого события начинается опера? (Со свадьбы Руслана и Людмилы.)
  6. Что происходит на свадебном пиру? (Злой волшебник Черномор похищает Людмилу, а Руслан отправляется на её поиски.)
  7. Какие отрывки из оперы «Руслан и Людмила» композитора М. Глинки вы сегодня слушали?
  8. Какой была эта музыка по характеру?

Вопросы и задания:

  1. Каков характер Запева Баяна? Как вы думаете. Почему Запев звучит неспешно и величаво?
  2. Звучание какого музыкального инструмента воспроизводится в оркестре?
  3. Как средства музыкальной выразительности помогают «нарисовать» мрачный образ «мёртвого поля»? Какой темп выбрал композитор? Какие использованы регистры? Какова динамика?
  4. В середине арии характер музыки резко меняется. С чем по-вашему, это связано?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила», mp3;
Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» , mp3;
Глинка. Песня Баяна из оперы «Руслан и Людмила» , mp3;
Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» , mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

В работе использованы уникальные иллюстрации шкатулок Палеха.

Источник

Презентация по музыке на тему » Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила» «Первая песнь Баяна»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация по музыке М.И. Глинка Опера «Руслан и Людмила» 2 класс Выполнила Башкирова Джанетта Геннадьевна, учитель музыки МБОУ Озерненская СШ №1 Смоленской области Баян «Первая песнь Баяна»

Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинка (1804 – 1857) А.С. Пушкин (1799 – 1837)

БАЯН Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой! Про славу русския земли бряцайте, струны золотые, как наши деды удалые на Царьград войною шли. ХОР Да снидет мир на их могилы! Воспой нам, сладостный певец, БАЯН За благом вслед идут печали, Печаль же – радости залог! Природу вместе созидали Белбог и мрачный Чернобог! Первая песнь Баяна «Руслан и Людмила»

В.М. Васнецов «Гусляры»

М.И. Глинка (1804 – 1857) Баян из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

«Дела давно минувших дней» Что представляете, слушая эту музыку? Какой у неё характер?

Как называется опера, в которой звучит первая Песнь Баяна ? Игра «Отвечай-ка!» Первая песнь Баяна называется …? Кто является автором музыки оперы «Руслан и Людмила»? Кто написал поэтическую сказку «Руслан и Людмила»?

Источник

Методическая разработка урока по музыке для первого класса » Дела давно минувших дней»
план-конспект урока по музыке (1, 2 класс)

Разработка урока для первого класса — это важный материал в подготовке учителя к уроку музыки.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_1-y_kl._dela_davno_minuvshih_dney.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по музыке для 1 класса

в рамках проекта « Русская Душа »

Тема четверти: « Как можно услышать музыку?»

Тема урока : « Дела давно минувших дней.»

Для вас, души моей царицы

Красавицы, для вас одних

Времен минувших небылицы,

В часы досугов золотых,

Под шопот старины болтливой,

Рукою верной я писал;

Примите ж вы мой труд игривый.

1. «Вхождение» в былину, былинность как художественный жанр, художественное явление, слушая – исполняя – размышляя дать возможность через ощущение времени погрузиться в процесс складывания музыкального образа и при этом получить эстетическое наслаждение.

2. Через интенсивное образное фантазирование, напряженную интеллектуальную деятельность:

  • помочь детям представить портрет своенравной, веселой и лукавой Людмилы;
  • увидеть и самим превратится в колдуна Черномора и с помощью услышанного звучания флейты-пикколо понять, что он совсем и не страшный, а чуть-чуть смешной;
  • понять, что русский богатырь не только победитель Черномора, бесстрашный силач, но и человек, размышляющий о жизни и смерти.

3. Через исполнение русской народной песни «Уж ты, поле мое» показать и помочь почувствовать былинность песни, ее протяжный, напевный, широкий характер, понять чистоту чувства, восприятия мира, естество жизни, чем богата народная музыка.

4. Знакомясь с поэтом А.С. Пушкиным и композитором М.И. Глинкой, создателями оперы «Руслан и Людмила», помочь детям понять, как смогла появиться на свет удивительная опера, произведение, насыщенное сказкой и былью, добром и злом, с исключительно глубокой философской мыслью, облеченной в доступные, часто фантастические формы.

  • эмоционально-ценностная деятельность — личностное, эмоционально-прочувствованное общение с произведениями искусства, осуществляемое в различных видах музыкальной (пении, слушании, импровизации) и художественной (рисование) деятельности;
  • познавательная деятельность — наблюдение, выявление интонационно-жанровой основы изучаемых музыкальных произведений, их стилевых особенностей; моделирование художественно-творческого процесса в слушательской, исполнительской деятельности, импровизации и сочинении музыки; поиск оригинальных решений и самостоятельное выполнение учебно-творческих задач;
  • информационно-коммуникативная деятельность — адекватное восприятие и переживание эмоционально-смыслового содержания музыки; освоение знаний о музыкальном искусстве, музыкальной культуре; воплощение своего личностно-ценностного отношения к музыке и музыкальной деятельности в процессе коллективного музицирования; умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, полилоге (овладение интонационной выразительностью речи); использование различных источников информации;
  • рефлексивная деятельность – оценивание процесса и результата собственной музыкальной деятельности и деятельности других учащихся с позиции приобретаемого опыта эмоционально-ценностных отношений, осваиваемых музыкальных знаний, умений и навыков, опыта учебной музыкально-творческой деятельности; осознанное определение сферы своих музыкальных интересов и возможностей.
  • «Дела давно минувших дней» первая песня Баяна и каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки
  • «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки Видеоролик фрагмента из оперы Марш Черномора
  • Ария Руслана из II действия оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки,
  • «Уж ты поле мое» русская народная песня.

Развивающее музыкальное образование

Звучит песня Баяна «Дела давно минувших дней» (кадр1) — Вновь песня древнего сказителя, пророка, мыслителя, историка Баяна переносит нас в Древнюю Русь. И мы, продолжаем путешествовать по страницам книги, сами складываем, сказываем сказку, где переплетаются вымысел, фантазия и история реальная… Какие герои уже появились в нашей сказке? Какие они?

+ Баян (кадр 2). Он старый седой мудрец, умный историк, сказитель, певец.

+ Людмила (кадр 3). Людям Милая, веселая, молодая, красивая, лукавая, за нее и жизнь отдать не жаль. Она и на подвиг подвигнет ратный, творческий, мастеровой, о ней и песню сложить можно, ее любя и восхищаясь ею.

— Во время свадебного пира Людмилу похищает злой волшебник, его зовут Черномор. Какой он?

+ Огромный, сильный, страшный и злой колдун.

— Представим себя композиторами, какие бы инструментами мы озвучили этого колдуна?

— А какую бы музыку по характеру они сыграли?

+ Сильную, мощную, громкую, грозную, страшную.

— А сейчас мы услышим как настоящий композитор озвучил нам этого героя. Послушайте, действительно ли он такой большой, сильный, огромный, страшный?

Звучит марш Черномора (кадр 4)

+ Все действительно звучит мощно и устрашающе, но внезапно мелькает коротенькая фраза флейты и сразу становится не страшно, а чуть-чуть смешно, неуклюже.

— И вы знаете, это потому, что Черномор – это карлик, маленький, меньше своей бороды, которая у него очень длинная, седая, в ней то и таится вся его сила, а без бороды он слабый и беспомощный. Давайте нарисуем этого героя сказки.

Учащиеся рисуют под звучание марша Черномора.

— Какие замечательные у всех получились рисунки, а вот посмотрите на рисунок художника, который сделал свою иллюстрацию к этой сказке (кадр 5). Безмолвно, гордо выступая, Нагими саблями сверкая, Арапов длинный ряд идет Попарно, чинно, сколь возможно, И на подушках осторожно седую бороду несет. И входит с важностью за нею, Горбатый карлик из дверей. Что же дальше? Людмила похищена злым и коварным Черномором? Кто ее спасет-выручит?

+ Герой, русский богатырь Руслан.

— Какой он – богатырь земли Русской – Руслан?

+ Сильный, могучий, храбрый, отважный… (кадр 6)

— Всмотримся в эту картину. Что видим? (кадр 7)

+ Космос, небо, земля, мертвый богатырь…

— Прислушаемся, какие вопросы задает нам эта картина?

+ Что значит жизнь? Смерть? Вечность? Бесконечность.

— Как существует это все в единстве, в вечном процессе движения – созидания – разрушения – возрождения, так и в музыке можно обозначить едино – низ и верх, свет и тьму, жизнь и смерть… Как это можно сделать? Близкими друг к другу нотами или далеко стоящими? Давайте поразмышляем музыкально. Как сыграем и выразим жизнь? А смерть, неживое? Это будет текучая мелодия или аккорды? Учащиеся импровизируют, играя на фортепиано.

— Я попробую обобщить ваши музыкальные примеры. Играю.

— Мы рассматривали, догадывались, размышляли и звучали! А что же с нашим богатырем происходит? В поисках Людмилы Руслан оказывается на пустынном поле, хранящем следы давно минувшей битвы. Горестные раздумья охватывают его:

Вдали всё пусто: здесь и там

Желтеют кости; по холмам

Разбросаны колчаны, латы;

Где сбруя, где заржавый щит;

В костях руки здесь меч лежит;

Травой оброс там шлем косматый

И старый череп тлеет в нем;

Богатыря там остов целый

С его поверженным конем

Лежит недвижный; копья, стрелы

В сырую землю вонзены,

И мирный плющ их обвивает…

Со вздохом витязь вкруг себя

Взирает грустными очами.

«О поле, поле, кто тебя

Усеял мертвыми костями.

Чей борзый конь тебя топтал

В последний час кровавой битвы?

Кто на тебе со славой пал?

Послушайте, как композитор передает размышления Руслана?

Слушаем арию Руслана из II действия оперы (кадр 8).

+ Мелодия плавная, льющаяся, печальная, задумчивая.

— Действительно, мелодия арии Руслана звучит широко, песенно, благородно, задушевно и величаво, перекликается с песней Баяна. Она очень похожа на многие протяжные русские народные песни. Одну из них мы с вами разучивали на наших уроках. Это русская народная песня «Уж ты, поле мое». Давайте её вспомним. Работа над песней. Исполнение песни с солистом.

— Да, музыка композитора впитала в себя многие характерные черты народной песни. Вернемся к нашему герою. Как по-вашему решатся сомнения, которые омрачают душу витязя? Быть может, и его ждет та же участь и княжны ему не найти? Или?

+ Нет, Руслан сильный, он любит Людмилу и сможет одолеть злого волшебника и выручит свою возлюбленную.

— Множество вопросов, проблем мы подняли и старались ответить на них. Это сказания Баяна о Руслане, сражающемся за Любовь свою, за Мать-землю Русскую (кадр 9).

Мы с вами сочиняли сказку, но она уже оказалась сочиненная раньше. Давайте поближе познакомимся с ними, кто одарил мир такими удивительно человеческими образами в поэзии и музыке.

Вот они: поэт А.С. Пушкин (кадр 10) и композитор М.И. Глинка (кадр 11). На этом рисунке (кадр 12) друзья композитора нарисовали его подвешенного в люльке и пишущего партитуру, т.е. ноты своей будущее знаменитой оперы.

Мы старались слышать возвышенность и благородство человеческих чувств и мыслей, и откликались на них сердцем и душой, т.е. слушали музыку.

При выходе из класса звучит увертюра оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Укрепление психологического, физического и социального здоровья учащихся через восприятие музыки.

Данный урок представлен с использованием игровой технологии, где учащиеся могут перевоплотиться в другие персонажи. Так как внимание детей начальной школы зачастую бывает рассеяно, я использовала разл.

Методическая разработка урока по музыке для 2 класса «Волшебный мир музыки».

Конспект урока разработан учителем 1 категорииМОАУ СОШ с УИОП № 37 г. КироваДобрыниной Любовью ВладимировнойУрок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе.Тема: Звуки [б][б,]Буква.

Презентация к уроку музыки «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой . &quot.

Технологическая карта и конспект урока по музыке :» Музыкальные инструменты.Скрипка»(3 класс) По программе Е.Д.Критской,Г.П.Сергеевой,Т.С.Шмагиной.

К учебнику: «Музыка. 3 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ&raquo.

Источник

Читайте также:  Конспекты уроков по фортепиано для начинающих
Оцените статью