Delay для гитары что это

ДИЛЕЙ ДЛЯ ГИТАРЫ

Трудно представить себе современную музыку без электрогитары, сейчас этот музыкальный инструмент используется повсеместно. Опытный гитарист может извлекать из электрогитары практически любое звучание, от лёгкого и лиричного до жесткого рваного звука. Помогают ему в этом гитарные педали – специальные устройства, особым искажающие форму сигнала со звукоснимателя гитары. Один из таких эффектов – Delay (Дилей), он делает звук воздушным, лёгким, придаёт звуку гитары совершенно новый образ. Не даром Дилей называют педалью космонавта.

Одна из самых популярных педалей Дилея – Deep Blue Delay от Mad Professor. Узнаваемая синяя коробочка и всего три ручки – Level (меняет соотношение чистого сигнала с «хвостами»), Repeat (отвечает за количество повтором), Delay (регулирует время задержки) стоит весьма немалых денег. Однако внутри она содержит достаточно простую схему, повторить которую не составит особого труда для человека, имеющего опыт работы с паяльником.

Схема приставки Delay

Несколько слов о схеме. Её основа – микросхема PT2399, формирующие те самые повторы (в простонародье – «хвосты»), которые примешиваются к чистому сигналу. Операционный усилитель TL072 или аналогичный, стоит попробовать поставить разные, кроме TL072, например, RC4558 (мне больше всего понравилась именно она), NE5532, ОРА2134. С каждой микросхемой звук чуть-чуть разный. Входной конденсатор – плёночный — 22 nF можно увеличить в пару-тройку раз, прибавится низких частот. Потенциометры все на 50 кОм, с линейной зависимостью. Питание – блок питания на 9-12 В. Можно использовать и «крону», но на долго её не хватит, ведь потребление всей схемы составляет 20-25 мА.

Читайте также:  Асафьев пламя парижа ноты для

Список необходимых деталей

Резисторы 0,125 Вт

  • 1М — 1шт
  • 360К — 1шт
  • 180К — 1шт
  • 100К — 1шт
  • 22К — 1шт
  • 20К — 2шт
  • 12К — 1шт
  • 10К — 7шт
  • 5,1К — 1шт
  • 2,7К -1шт
  • 2К — 1шт
  • 1К — 2шт
  • 33 — 1шт

Конденсаторы:

  • 100мкФ 16В(электролит) — 1шт
  • 47мкФ 16В(электролит) — 3шт
  • 1мкФ — 4шт
  • 100нФ (0,1мкФ) -4шт
  • 47нФ (0,047мкФ) — 1шт
  • 22нФ (0,022мкФ) — 2шт
  • 15нФ (0,015мкФ) — 1шт
  • 10нФ (0,01мкФ) — 1шт
  • 4,7нФ (0,0047мкФ) — 1шт
  • 2,2нФ (0,0022мкФ) — 2шт
  • 100пФ — 1шт
  • 47пФ — 1шт

Микросхемы:

Остальное:

  • Диод 1n4007 – 1 шт
  • Разъёмы jack 6.3 моно – 2 шт
  • Потенциометры линейные 50 кОм – 3 шт
  • Ручки для потенциометров – 3 шт

Пожалуй, это самое необходимое, что понадобится для сборки. При желании можно поставить 3 PDT кнопку на 3 группы контактов и собрать так называемый Тру-байпас: в одном положении кнопки звук гитары остаётся нетронутым, в другом положении включается Дилей.

В качестве корпуса можно использовать. консервную банку! На мой взгляд, она подходит по всем параметрам, достаточно жёсткая, металлические стенки образуют экран и защищают схему от наводок, кроме того, педаль в корпусе из консервной банки выглядит весьма аутентично.

Ещё один немаловажный момент в построении подобных аудио-устройств – земляные петли. «Минус» питания должен быть заведён на корпус строго в одной точке (в моём случае это сам разъём питания), «минусы» разъёмов jack, минус питания схемы также должны подключаться к разъёму в одной единственной точке, без образования петель. В противном случае возможно самопроизвольное возникновение посторонних шумов, которые так не любят гитаристы.

При правильной сборке и соблюдении всех требований схема начинает работать сразу, не требует настройки. Проверенная печатная плата прилагается. Фото собранного мной Дилея:

Печатную плату вы можете скачать в этом архиве. Автор материала — Дмитрий С.

Источник

Использование эффекта дилэй

Дилэй – это эффект задержки сигнала относительно оригинала. Обработка сигнала эффектом дилэй подразумевает создание копии сигнала и подмешивание этой копии к оригинальному сигналу в соответсвии с настройками плагина или железного прибора.

Больше об эффекте дилэй Вы можете узнать прочитав статью «Дилэй – эффект эха».

Эффект дилэй позволяет сделать звучание более глубоким и объёмным. Существует огромное количество плагинов позволяющих создавать эффект дилэй.

На схеме ниже показан принцип работы эффекта дилэй.

Входной сигнал поступает на вход плагина (или прибора). Создаётся копия этого сигнала и подмешивается в определённой пропорции и с определённым временем задержки (в соостветствии с настройками) к оригиналу. Далее копия сигнала попадает в блок фильтрации, после чего поступает на выход плагина.

Если используется обратная связь, то обработанный сигнал повторно направляется в блок обработки.

Основные параметры дилэй:

Input – уровень входного сигнала.

Time (Delay) – время задержки. Обычно используются относительные величины (1/2, 1/4, 1/8 и т. п.), но также можно использовать и точные значения в миллисекундах.

Feedback – уровень сигнала, который повторно подаётся на вход плагина. Это так называемая обратная связь.

Low cut и High cut – обрезные фильтры низких и высоких частот.

Dry / Wet – уровень сухого и обработанного сигналов.

Output – уровень выходного сигнала.

Дилэй – это больше художественный эффект, позволяющий сделать звук более естественным.

Существует множество вариантов использования эффекта дилэй.

Источник

Дилей (Delay). Что это и как его использовать?

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Множество способов использования цифрового дилея

В цепи гитариста есть два самых важных эффекта – это дисторшн и дилей. И если вы берете свой звук напрямую с усилителя, чистый ли или жужжаще-грязный, то цифровой дилей – это важно.

Дилей Deja vu от Seymour Duncan – это пример педали дилея, у которой есть возможность управления модуляцией и, поэтому в дополнение к обычным эффектам задержки, на ней можно получить такие эффекты, как флэнджер (flanger) и хорус (chorus).

Многие гитаристы думают, что дилей (DDL –Digital Delay Line, сиречь цифровая линия задержки) – это эффект, который дает нам звук эха. Это все так, но только до тех пор, пока им не рассказать все то, на что способен дилей. Многофункциональный цифровой дилей, с точными регулировками, комплексной цепью модуляции и понятными управлением может производить целый диапазон звуков – начиная от флэнджера и хорус, эффектов двоения (doubling ambience), слэбэка (slapback) и дискретных повторений, которые могут быть синхронизированы с темпом – в зависимости от значений ритма. D?j? vu от Seymour Duncan – это пример дилея и у которого есть расширенное управление модуляцией, но и у других педалей, включая Empress Superdelay или Diamond Memory Lane 2 такое управление тоже сть.

Некоторые догадливые гитаристы используют в своей цепи не один дилей, наделяя каждый из них своими функциями, даже если эти педали имеют одинаковые параметры. Цифровая задержка – это тот эффект, который работает особенно хорошо, когда соединен сам с собой. Давайте посмотрим на то, в качестве чего цифровой дилей может служить гитаристу.

Основные операции с цифровым дилеем

Большинство людей знают или догадываются о том, как работает дилей – он делает точную копию (сэмпл или, на самом деле, цифровую запись) оригинального сигнала в реальном масштабе времени, а затем смешивает сигналы друг с другом. Обычные регулировки для дилея – это Delay Time (время задержки), т.е. время в мс, показывающие насколько позже будет воспроизводиться записанный сигнал после оригинального; Effect Level (уровень эффекта), т.е. громкость повторяемого сигнала относительно оригинального, Feedback (обратная связь) – это примерно то же, что сказать «количество повторения», которое может изменяться от одного до бесконечности.

Практически у всех дилеев есть два раздельных выхода, которые позволяют раздельно коммутировать обработанный и необработанный сигналы в различные места. Конечно, можно брать смешанный сигнал с одного выхода (наиболее частый пример использования) и просто включаться во вход усилителя, как делает большинство гитаристов. Но так же можно коммутировать разные выходы к разным местам и устройствам, например, в разные каналы стерео-усилителя, или в разные входы микшера, или даже в разные усилители, чтобы получить истинный стерео-сигнал.

Используя длительное время задержки, вы можете получить преувеличенно «мокрый» звук, например, чтобы заполнить медленные ноту соло в балладе или получить знаменитый «каскадный» звук, как у Ван Халена в “Cathedral”, Нуно Беттенкурта в “Flight of the Wounded Bumble Bee” и Альберта Ли (Albert Lee) в “Country Boy” или его соло в “Luxury Liner” Эммлоу Харриса (Emmlou Harris). С очень длительным временем задержки (от нескольких секунд), вы можете превратить свой дилей в живой рекордер, накладывая и зацикливая играемые пассажи друг на друга и джемуя. Такие приборы, как DigiTech JamMan, Line 6 DL4, Boss Loop Station – это луп-рекордеры (луперы) (приборы циклической записи), которые на самом деле несколько цифровых дилеев в одном корпусе, которые позволяют накладывать и зацикливать звук.

Мы рассмотрели различные возможности дилея, теперь давайте посмотрим примеры управляющих значений, которые помогут вам получить различные эффекты доступные в вашем дилее.

Время задержки и Эффекты

Время задержки – это основной фактор, определяющий то, какой эффект вы хотите получить, будь то модуляционный тип (flanger, chorus), и более атмосферные echo и reverv. На рисунке 1 приведен график различных эффектов в зависимости от времени задержки в миллисекундах и модуляции. В большинстве хай-энд дилеев есть фукнция модуляции, которая представляет собой вариацию (или вариации) осциллятора низкой частоты (LFO – Low Frequency Oscillator). LFO уменьшает или увеличивает время задержки в зависимости от осцилляции этой самой низкой частоты. В зависимости от начальных настроек дилея и количества фидбека, управление модуляцией поможет получить звук falnger или chorus, или просто сделать звук свистящим. Установите ручку модуляции в ноль, если хотите, чтобы задержанный сигнал был точно таким же, как входной.


Рис. 1. Тип эффекта в зависимости от времени задержки и модуляции

Некоторые примочки обходятся без регулировки модуляции, в этом случае вы вряд ли сможете получить глубокий звук флэнджера и хоруса. Но едва уловимый эффект, который приближается к настоящему хорусу – это, порой, то что нужно, чтобы дать звуку немного «движения».

Регулировка обратной связи (feedback), которую так же называют регенерацией, определяет сколько раз выходной, обработанный сигнал будет подаваться обратно на вход процессора. При выставленном в ноль feedback, будет производиться только один повтор, что хорошо подходит для каскадов, гармоний и лупов, но не очень хорошо для ambient звуков или более «завихренных» звуковых текстур.

Если же feedback выставить на максимум, то будет производиться бесконечное число повторов, бесконечная обратная связь, если хотите. Примерно 5 или 6 повторов хороши для ревера и слэпбэка (эффекта, который довольно популярен в рокобилли вокале), если каждый следующий повтор будет тише, то будет эмулироваться эффект натурального эхо.

Уровень эффекта (Effect level) показывает как громок будет обработанный сигнал по отношению к необработанному сигналу. При нулевом значении ручки effect level вы не услышите никакого эффекта (будет проходить только «сухой», необработанный сигнал). При выставлении уровня эффекта на 100%, обработанный сигнал будет равен по громкости оригинальному. Поэтому если вы сделаете следующие три шага: 1) выставите большую задержку (200 мс или более); 2) Effect level на 100%; 3) фидбэк и модуляцию в ноль; то вы услышите две идентичные ноты или аккорда с задержкой. Это ключевой элемент в «каскадном» звуке, который тоже неплохо подходит для ритмических повторений, синхронизированных с темпом композиции.

Настройки

На рисунке 2 показаны примерные настройки педали дилея для получения тех или иных эффектов, основанных на задержке. Точные настройки будут зависеть от музыкальной сиутации и ваших предпочтений. Вообще же, сначала лучше установить время задержки, затем уровень и лишь затем переходить к настройкам фиббэка и модуляции.


Рис. 2. Настройки педали дилея для получения различных эффектов

Заключение

Небольшое время задержке для дилея – это из серии «установил и забыл». Вы просто выставляете настройки ориентируясь на то, как звучит сам дилей и не заботясь о том, как он будет взаимодействовать с остальной музыкой. Другими словами одни и те же настройки подходят, как для быстрых и медленных темпов, не важно 16-е ли, или целые ноты. Но когда время задержки уходит за слэпбэк, т.е. 200+ мс, вам придется вписывать дилей в определенный темп и ваши ритмоческие рисунки. Тут иногда требуется некоторая математика, но именно тут начинается настоящее веселье.

Автор: Jon Chappell
Опубликовано на en.audiofanzine.com
Перевод: CraSS

PS: Сравнение различных дилеев.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Мы рассказываем о гитарах

О технике и культуре акустической и электрогитары

Как получить максимальную отдачу от вашей педали задержки

Эффекты delay являются одними из самых популярных эффектов и причина этого проста: педаль задержки не только придает звуку оттенок профессиональности, но и добавляет “трехмерности” в звучание, даже если используется минимальное присутствие эффекта.

В данной статье представлена информация по основным принципам работы эффектов задержки, типовые регулировки элементов управления и размещение вашей педали задержки в цепи эффектов. Сейчас для гитаристов представлено огромное количество педалей задержки, многие из них имеют огромные возможности, большинство использует аналого-цифровое преобразование. Мы будем рассматривать, и разбирать параметры установок классической педали Boss DD-7.

Три элемента управления являются практически стандартными для всех: время(Time), связь (Feedback , иногда может обозначаться как Repeat или Regeneration), и уровень (Level или Mix).

Время контролирует продолжительность времени между любыми двумя повторениями сигнала. Обычно он измеряется-указывается в миллисекундах (мс). Большинство педалей задержки не имеют задержки отсчета времени, таким образом поворачивая ручку времени вы устанавливаете примерное время, исходя из установленного-доступного для педали диапазона. Например Boss DD-7 имеет режим регулятора времени, который выбирает между четырьмя диапазонами : до 50 мс, 51-200 мс, 201-800 мс, 801-3200 мс.

Связь (обратная связь) – определяет количество повторений. На своем минимальном значении (положении регулятора) делает одно повторение исходного сигнала. Если поворачивать ее далее, то количество повторений увеличивается . Некоторые педали задержек позволяют делать бесконечные повторы, например TC Electronic Flashback Delay, но это уже с помощью аналого-цифрового преобразования.

Ручка уровня регулирует громкость повторов. Когда уровень находится на минимальном уровне, вы не услышите повторов. Когда уровень стоит на максимуме громкость задержанного сигнала равна громкости исходного сигнала.

Где размещать в цепи эффектов?

Если вы планируете использовать вашу педаль задержки в сочетании с другими педалями эффектов, то важно понимать, где размещать вашу педаль задержки, особенно если вы используете педаль овердрайв, дисторшн или фузз. Наиболее распространенным считается размещение на место после педалей перегруза. Это важно и означает что вы будете задерживать уже искаженный сигнал, в отличие от искажения уже задержанного сигнала, который будет тогда звучать мягко и не четко.

Потому что педаль искажения оказывает сильнейшее влияние на основной тон, это, как правило, и предполагает размещение педали задержки в конце цепи, а педалей перегруза в начале. Такое размещение в конце дает возможность педали задержки воспроизводить все эффекты, ранее добавленные к звуку. Конечно, это не обязательное требование, всегда экспериментируйте и добивайтесь нужного именно вам звука или ищите новый, необычный звук.

Если вы используете эффект перегруза, который есть в вашем усилителе, то тогда лучше использовать подключение педали задержки в петлевой вход вашего усилителя (если он есть), тогда он будет приходить после предусилителя. При записи это является менее важной проблемой, потому что вы можете всегда добавить задержку позднее, во время пост-продакшн.

Получение удвоения.

Термин «удвоение» относится к процессу, использующему тонкую задержку звука. Чтобы получить эффект удвоения нужно установить регулятор Time между 50 и 100 мс, обратная связь (Feedback) поставить на минимум (один или два), и уровень (Level) почти на максимум. В результате получаем эффект, когда повторение происходит так быстро, что создает иллюзию другой гитары, играющей в унисон с оригинальным сигналом, а не голос как в эффекте эхо. Если вы используете меньшее время задержки (от 20 до 50 мс), вы также можете получить эффект псевдо хора и звуки эффекта flanger.

Получение эффекта Slapback Эхо.

Slapback – это один короткий повтор, наиболее часто используется в музыке рокабилли и кантри. Для получения данного эффекта нужно установить время между 80-140 мс, обратную связь на 0 (для получения только одного повтора), а уровень ставим примерно на 50 %.

Получение искусственной реверберации.

Эффект реверберации может быть достигнут путем изменения некоторых настроек, которые используются для получения Slapback. Время ставим между 100 и 200 мс, обратная связь ставим примерно на 5 повторов, уровень на половину.

Большинство педалей задержки не имеет точных установок на ручках регулятора времени задержки. Т.е вращая ручку вы ставите время задержки приблизительно и регулируете уже в основном на слух. Но если вы играете на фиксированной доли (трек группы или ритм) со временем задержки более 200мс и высоком уровне (Level) это будет не совсем удобно. Здесь на помощь приходят педали задержки, где есть возможность установки точного времени задержки, что будет соответсвовать точному темпу вашей группы или ритма. В противном случае вы можете получить ситуацию, когда повторы будут проходить вне времени основного ритма. Педали, имеющие возможность установки точных временных повторов : Providence DLY-4 Chrono Delay, TC Electronic ND-1 Nova Delay, Strymon Timeline.

Многие из современных педалей и из представленных выше имеют возможность использования функции Tap-Tempo. Работает он примерно по такому принципу: например, гитарист не знает точно темп, они ориентируются с точки зрения количества ударов в минуту (BPM), так включив на педали режим tap-tempo они получают простой режим соответствия ударов в минуту и миллисекунд.

Таблица данных соответствий представлена на картинке ниже:

Пунктирные восьмые ритмичные повторения.

Такие гитаристы как Эдди Ван Хален, Edge и Дэвид Гилмор подняли возможности педалей задержки к новым высотам, делая их неотъемлемой частью таких коммпозиций как “Cathedral,” U2 “Where the Streets have No Name,”и Pink Floyd “Another Brick in the Wall, Part 1.” Они популяризировали этот прием, используя повторения задержки пунктирной восьмой ноты, чтобы создать иллюзию, что они играли больше нот и быстрее — чем в действительности.

Чтобы получить такой эффект нужно установить задержку на повторять все , далее вы играете пунктирную восьмую ноты (три 16), после того как отыграли оригинальный отрывок, начинаете извлекать непрерывные восьмые ноты. После первого отрывка задержки на последней 16 из первого удара заполнится второй и четвертый 16 отрывок каждого последовательного удара пока вы будете продолжать играть восьмые ноты.

Чтобы сделать этот звук максимально естественным, установите уровень Level педали задержки полностью, таким образом, чтобы это соответствовало уровню оригинального сигнала, и попытайтесь сохранять ваши последующие вставки-удары столь точными и короткими, как Вы можете, чтобы избежать расхождения с ударами в оригинальном вступлении.

Педаль задержки как гармонайзер.

Если вы хотите играть как гитаристы Iron Maiden или Allman Brothers, использующие эффект гитары-двойника, вы можете использовать педаль задержки для создания подобного звука.

Как правило это работает лучше всего, когда вы играете части композиции, которые были предварительно составлены, а не импровизированы, потому что линия гармонии должна соответствовать контуру и ритму оригинальной линии. Одно предостережение, с помощью задержки для выполнения согласованны линий очень трудно начать играть обе части одновременно. Можно использовать педаль громкости, чтобы отключить звук и включить когда начинается гармония . Некоторые гитаристы запускают линию задержки в “ступенчато”, например в в Iron Maiden «The Trooper» .

Независимая мелодия / Контрапункт мелодия.

Действительно интересные вещи можно получить используя ступенчатое включении линии задержки. Другими словами, вскоре после того, как мелодия начинается, ей подражает другой голос. В этом случае другой голос будет от Вашей задержки.

Луперы (LOOP).

Легенды гитары, такие как Билл Фризелл и Дэвид Торн сделали loop неотъемлемой частью их шоу в прямом эфире. Самый экстремальный loop почти походит на мультипрослеживание в реальном времени: когда вы можете все время добавлять слои звука, начинающегося с бас, затем слой аккордов, сопровождаемых приглушенной, частью ритма, и затем соло на вершине. Такие педали как Педали как Line 6 DL4 Delay Modeler , Boss DD-7 и Eventide TimeFacto имеют встроенную функциональность loop и являются хорошими возможностями для начала работы с этим эффектом.

Одна хитрая вещь с loop эффектом состоит в том, что начало и конечные точки петли должны быть ритмично точными: когда вы сначала делаете запись петли, вы должны начать петлю на первом ударе фразы, и затем остановить петлю, когда первый удар происходит снова — таким образом, т.е нужно успеть вовремя остановить новый звуковой фрагмент , который вы накладывает поверх прежнего.

Расчёт миллисекунд в удары в минуту.

Темп песни обычно можно выразить в ударах в минуту(bpm). Вычисление темпа песни, относительно ударов в течении 60 секунд более практично. Нужно найти меньшее кратное число 60 и использовать его как основание для ваших вычислений. Например, вы можете считать сколько ударов проходит за 15 секунд и умножаете это число на 4 , получаете 60 или можете посчитать сколько ударов проходит за 10 секунд и умножить это число на 6.

Большинство музыкантов думает о темпе с точки зрения количества ударов в минуту –bpm, но большинство педалей задержки представляют время задержки в миллисекундах. Раньше студийные гитаристы носили с собой конверсионные диаграммы, чтобы сверяться , что они всегда при установке времени в миллисекундах соответствуют установленному темпу. Одна из таких диаграмм представлена ниже.

Если у вас нет подобной таблицы, можно использовать формулу расчета, в которой 60 000 это число миллисекунд в минуту. Чтобы преобразовать удары в минуту в миллисекунды:

60,000/bpm = четверть мс

Например, 60,000/100 bpm = 600 мс. Если Вы подыграете фрагменту композиции, который является 100 bpm, то Вы должны будете установить свою задержку на педали в 600 мс и получаете повторения четверти.

Чтобы получить меньшие деления четвертой ноты, вы можете разделить четверть миллисекунд пропорционально. Для получения восьмых ноты делим четверть на 2, для повторений 16 ноты делим четверть на 4. В прежнем темпе 100 ударов в минуту циклы повторения четверти составляют 600 мс, повторения восьмой ноты составляют 300 мс, повторения 16 ноты составляют 150 мс.

Или вы можете использовать эти формулы:

30,000/bpm = восьмая ноты мс

15,000/bpm = 16-е ноты мс

Подробнее о +CubozoaRu

Разработка, изготовление уникальных, программируемых блоков питания для педалей эффектов гитар.

Источник

Оцените статью