Delay эффект для гитары

ДИЛЕЙ ДЛЯ ГИТАРЫ

Трудно представить себе современную музыку без электрогитары, сейчас этот музыкальный инструмент используется повсеместно. Опытный гитарист может извлекать из электрогитары практически любое звучание, от лёгкого и лиричного до жесткого рваного звука. Помогают ему в этом гитарные педали – специальные устройства, особым искажающие форму сигнала со звукоснимателя гитары. Один из таких эффектов – Delay (Дилей), он делает звук воздушным, лёгким, придаёт звуку гитары совершенно новый образ. Не даром Дилей называют педалью космонавта.

Одна из самых популярных педалей Дилея – Deep Blue Delay от Mad Professor. Узнаваемая синяя коробочка и всего три ручки – Level (меняет соотношение чистого сигнала с «хвостами»), Repeat (отвечает за количество повтором), Delay (регулирует время задержки) стоит весьма немалых денег. Однако внутри она содержит достаточно простую схему, повторить которую не составит особого труда для человека, имеющего опыт работы с паяльником.

Схема приставки Delay

Несколько слов о схеме. Её основа – микросхема PT2399, формирующие те самые повторы (в простонародье – «хвосты»), которые примешиваются к чистому сигналу. Операционный усилитель TL072 или аналогичный, стоит попробовать поставить разные, кроме TL072, например, RC4558 (мне больше всего понравилась именно она), NE5532, ОРА2134. С каждой микросхемой звук чуть-чуть разный. Входной конденсатор – плёночный — 22 nF можно увеличить в пару-тройку раз, прибавится низких частот. Потенциометры все на 50 кОм, с линейной зависимостью. Питание – блок питания на 9-12 В. Можно использовать и «крону», но на долго её не хватит, ведь потребление всей схемы составляет 20-25 мА.

Читайте также:  Как сшить чехол для укулеле своими руками

Список необходимых деталей

Резисторы 0,125 Вт

  • 1М — 1шт
  • 360К — 1шт
  • 180К — 1шт
  • 100К — 1шт
  • 22К — 1шт
  • 20К — 2шт
  • 12К — 1шт
  • 10К — 7шт
  • 5,1К — 1шт
  • 2,7К -1шт
  • 2К — 1шт
  • 1К — 2шт
  • 33 — 1шт

Конденсаторы:

  • 100мкФ 16В(электролит) — 1шт
  • 47мкФ 16В(электролит) — 3шт
  • 1мкФ — 4шт
  • 100нФ (0,1мкФ) -4шт
  • 47нФ (0,047мкФ) — 1шт
  • 22нФ (0,022мкФ) — 2шт
  • 15нФ (0,015мкФ) — 1шт
  • 10нФ (0,01мкФ) — 1шт
  • 4,7нФ (0,0047мкФ) — 1шт
  • 2,2нФ (0,0022мкФ) — 2шт
  • 100пФ — 1шт
  • 47пФ — 1шт

Микросхемы:

Остальное:

  • Диод 1n4007 – 1 шт
  • Разъёмы jack 6.3 моно – 2 шт
  • Потенциометры линейные 50 кОм – 3 шт
  • Ручки для потенциометров – 3 шт

Пожалуй, это самое необходимое, что понадобится для сборки. При желании можно поставить 3 PDT кнопку на 3 группы контактов и собрать так называемый Тру-байпас: в одном положении кнопки звук гитары остаётся нетронутым, в другом положении включается Дилей.

В качестве корпуса можно использовать. консервную банку! На мой взгляд, она подходит по всем параметрам, достаточно жёсткая, металлические стенки образуют экран и защищают схему от наводок, кроме того, педаль в корпусе из консервной банки выглядит весьма аутентично.

Ещё один немаловажный момент в построении подобных аудио-устройств – земляные петли. «Минус» питания должен быть заведён на корпус строго в одной точке (в моём случае это сам разъём питания), «минусы» разъёмов jack, минус питания схемы также должны подключаться к разъёму в одной единственной точке, без образования петель. В противном случае возможно самопроизвольное возникновение посторонних шумов, которые так не любят гитаристы.

При правильной сборке и соблюдении всех требований схема начинает работать сразу, не требует настройки. Проверенная печатная плата прилагается. Фото собранного мной Дилея:

Печатную плату вы можете скачать в этом архиве. Автор материала — Дмитрий С.

Источник

Мы рассказываем о гитарах

О технике и культуре акустической и электрогитары

Как получить максимальную отдачу от вашей педали задержки

Эффекты delay являются одними из самых популярных эффектов и причина этого проста: педаль задержки не только придает звуку оттенок профессиональности, но и добавляет “трехмерности” в звучание, даже если используется минимальное присутствие эффекта.

В данной статье представлена информация по основным принципам работы эффектов задержки, типовые регулировки элементов управления и размещение вашей педали задержки в цепи эффектов. Сейчас для гитаристов представлено огромное количество педалей задержки, многие из них имеют огромные возможности, большинство использует аналого-цифровое преобразование. Мы будем рассматривать, и разбирать параметры установок классической педали Boss DD-7.

Три элемента управления являются практически стандартными для всех: время(Time), связь (Feedback , иногда может обозначаться как Repeat или Regeneration), и уровень (Level или Mix).

Время контролирует продолжительность времени между любыми двумя повторениями сигнала. Обычно он измеряется-указывается в миллисекундах (мс). Большинство педалей задержки не имеют задержки отсчета времени, таким образом поворачивая ручку времени вы устанавливаете примерное время, исходя из установленного-доступного для педали диапазона. Например Boss DD-7 имеет режим регулятора времени, который выбирает между четырьмя диапазонами : до 50 мс, 51-200 мс, 201-800 мс, 801-3200 мс.

Связь (обратная связь) – определяет количество повторений. На своем минимальном значении (положении регулятора) делает одно повторение исходного сигнала. Если поворачивать ее далее, то количество повторений увеличивается . Некоторые педали задержек позволяют делать бесконечные повторы, например TC Electronic Flashback Delay, но это уже с помощью аналого-цифрового преобразования.

Ручка уровня регулирует громкость повторов. Когда уровень находится на минимальном уровне, вы не услышите повторов. Когда уровень стоит на максимуме громкость задержанного сигнала равна громкости исходного сигнала.

Где размещать в цепи эффектов?

Если вы планируете использовать вашу педаль задержки в сочетании с другими педалями эффектов, то важно понимать, где размещать вашу педаль задержки, особенно если вы используете педаль овердрайв, дисторшн или фузз. Наиболее распространенным считается размещение на место после педалей перегруза. Это важно и означает что вы будете задерживать уже искаженный сигнал, в отличие от искажения уже задержанного сигнала, который будет тогда звучать мягко и не четко.

Потому что педаль искажения оказывает сильнейшее влияние на основной тон, это, как правило, и предполагает размещение педали задержки в конце цепи, а педалей перегруза в начале. Такое размещение в конце дает возможность педали задержки воспроизводить все эффекты, ранее добавленные к звуку. Конечно, это не обязательное требование, всегда экспериментируйте и добивайтесь нужного именно вам звука или ищите новый, необычный звук.

Если вы используете эффект перегруза, который есть в вашем усилителе, то тогда лучше использовать подключение педали задержки в петлевой вход вашего усилителя (если он есть), тогда он будет приходить после предусилителя. При записи это является менее важной проблемой, потому что вы можете всегда добавить задержку позднее, во время пост-продакшн.

Получение удвоения.

Термин «удвоение» относится к процессу, использующему тонкую задержку звука. Чтобы получить эффект удвоения нужно установить регулятор Time между 50 и 100 мс, обратная связь (Feedback) поставить на минимум (один или два), и уровень (Level) почти на максимум. В результате получаем эффект, когда повторение происходит так быстро, что создает иллюзию другой гитары, играющей в унисон с оригинальным сигналом, а не голос как в эффекте эхо. Если вы используете меньшее время задержки (от 20 до 50 мс), вы также можете получить эффект псевдо хора и звуки эффекта flanger.

Получение эффекта Slapback Эхо.

Slapback – это один короткий повтор, наиболее часто используется в музыке рокабилли и кантри. Для получения данного эффекта нужно установить время между 80-140 мс, обратную связь на 0 (для получения только одного повтора), а уровень ставим примерно на 50 %.

Получение искусственной реверберации.

Эффект реверберации может быть достигнут путем изменения некоторых настроек, которые используются для получения Slapback. Время ставим между 100 и 200 мс, обратная связь ставим примерно на 5 повторов, уровень на половину.

Большинство педалей задержки не имеет точных установок на ручках регулятора времени задержки. Т.е вращая ручку вы ставите время задержки приблизительно и регулируете уже в основном на слух. Но если вы играете на фиксированной доли (трек группы или ритм) со временем задержки более 200мс и высоком уровне (Level) это будет не совсем удобно. Здесь на помощь приходят педали задержки, где есть возможность установки точного времени задержки, что будет соответсвовать точному темпу вашей группы или ритма. В противном случае вы можете получить ситуацию, когда повторы будут проходить вне времени основного ритма. Педали, имеющие возможность установки точных временных повторов : Providence DLY-4 Chrono Delay, TC Electronic ND-1 Nova Delay, Strymon Timeline.

Многие из современных педалей и из представленных выше имеют возможность использования функции Tap-Tempo. Работает он примерно по такому принципу: например, гитарист не знает точно темп, они ориентируются с точки зрения количества ударов в минуту (BPM), так включив на педали режим tap-tempo они получают простой режим соответствия ударов в минуту и миллисекунд.

Таблица данных соответствий представлена на картинке ниже:

Пунктирные восьмые ритмичные повторения.

Такие гитаристы как Эдди Ван Хален, Edge и Дэвид Гилмор подняли возможности педалей задержки к новым высотам, делая их неотъемлемой частью таких коммпозиций как “Cathedral,” U2 “Where the Streets have No Name,”и Pink Floyd “Another Brick in the Wall, Part 1.” Они популяризировали этот прием, используя повторения задержки пунктирной восьмой ноты, чтобы создать иллюзию, что они играли больше нот и быстрее — чем в действительности.

Чтобы получить такой эффект нужно установить задержку на повторять все , далее вы играете пунктирную восьмую ноты (три 16), после того как отыграли оригинальный отрывок, начинаете извлекать непрерывные восьмые ноты. После первого отрывка задержки на последней 16 из первого удара заполнится второй и четвертый 16 отрывок каждого последовательного удара пока вы будете продолжать играть восьмые ноты.

Чтобы сделать этот звук максимально естественным, установите уровень Level педали задержки полностью, таким образом, чтобы это соответствовало уровню оригинального сигнала, и попытайтесь сохранять ваши последующие вставки-удары столь точными и короткими, как Вы можете, чтобы избежать расхождения с ударами в оригинальном вступлении.

Педаль задержки как гармонайзер.

Если вы хотите играть как гитаристы Iron Maiden или Allman Brothers, использующие эффект гитары-двойника, вы можете использовать педаль задержки для создания подобного звука.

Как правило это работает лучше всего, когда вы играете части композиции, которые были предварительно составлены, а не импровизированы, потому что линия гармонии должна соответствовать контуру и ритму оригинальной линии. Одно предостережение, с помощью задержки для выполнения согласованны линий очень трудно начать играть обе части одновременно. Можно использовать педаль громкости, чтобы отключить звук и включить когда начинается гармония . Некоторые гитаристы запускают линию задержки в “ступенчато”, например в в Iron Maiden «The Trooper» .

Независимая мелодия / Контрапункт мелодия.

Действительно интересные вещи можно получить используя ступенчатое включении линии задержки. Другими словами, вскоре после того, как мелодия начинается, ей подражает другой голос. В этом случае другой голос будет от Вашей задержки.

Луперы (LOOP).

Легенды гитары, такие как Билл Фризелл и Дэвид Торн сделали loop неотъемлемой частью их шоу в прямом эфире. Самый экстремальный loop почти походит на мультипрослеживание в реальном времени: когда вы можете все время добавлять слои звука, начинающегося с бас, затем слой аккордов, сопровождаемых приглушенной, частью ритма, и затем соло на вершине. Такие педали как Педали как Line 6 DL4 Delay Modeler , Boss DD-7 и Eventide TimeFacto имеют встроенную функциональность loop и являются хорошими возможностями для начала работы с этим эффектом.

Одна хитрая вещь с loop эффектом состоит в том, что начало и конечные точки петли должны быть ритмично точными: когда вы сначала делаете запись петли, вы должны начать петлю на первом ударе фразы, и затем остановить петлю, когда первый удар происходит снова — таким образом, т.е нужно успеть вовремя остановить новый звуковой фрагмент , который вы накладывает поверх прежнего.

Расчёт миллисекунд в удары в минуту.

Темп песни обычно можно выразить в ударах в минуту(bpm). Вычисление темпа песни, относительно ударов в течении 60 секунд более практично. Нужно найти меньшее кратное число 60 и использовать его как основание для ваших вычислений. Например, вы можете считать сколько ударов проходит за 15 секунд и умножаете это число на 4 , получаете 60 или можете посчитать сколько ударов проходит за 10 секунд и умножить это число на 6.

Большинство музыкантов думает о темпе с точки зрения количества ударов в минуту –bpm, но большинство педалей задержки представляют время задержки в миллисекундах. Раньше студийные гитаристы носили с собой конверсионные диаграммы, чтобы сверяться , что они всегда при установке времени в миллисекундах соответствуют установленному темпу. Одна из таких диаграмм представлена ниже.

Если у вас нет подобной таблицы, можно использовать формулу расчета, в которой 60 000 это число миллисекунд в минуту. Чтобы преобразовать удары в минуту в миллисекунды:

60,000/bpm = четверть мс

Например, 60,000/100 bpm = 600 мс. Если Вы подыграете фрагменту композиции, который является 100 bpm, то Вы должны будете установить свою задержку на педали в 600 мс и получаете повторения четверти.

Чтобы получить меньшие деления четвертой ноты, вы можете разделить четверть миллисекунд пропорционально. Для получения восьмых ноты делим четверть на 2, для повторений 16 ноты делим четверть на 4. В прежнем темпе 100 ударов в минуту циклы повторения четверти составляют 600 мс, повторения восьмой ноты составляют 300 мс, повторения 16 ноты составляют 150 мс.

Или вы можете использовать эти формулы:

30,000/bpm = восьмая ноты мс

15,000/bpm = 16-е ноты мс

Подробнее о +CubozoaRu

Разработка, изготовление уникальных, программируемых блоков питания для педалей эффектов гитар.

Источник

Оцените статью