Демественная литургия гречанинова ноты

Демественная литургия гречанинова ноты

Инструменты: смешанный хор (SATB)

Период: Начало 20 века

Безусловно, творчество – значимая деталь закономерного развития развитых народов и стран. Важность творчества бесконечна. Часто мы не задумываемся о сущности классической музыки, в связи с тем, что все взаимодействия просачиваются на неосознанном уровне. Музыку можно встретить повсюду: на даче, в машине, на празднике, на природе. Ценно, что музыкальное искусство помогает соприкоснуться с творчеством, развивать скрытую от глаз значимость, становиться человечными, чувствительными, добрыми. Сегодня всё вокруг насыщено творчеством разных направлений, и каждый человек находит собственный маршрут. Очевидно, что одним из мощнейших воздействий обладает музыкальное искусство.

Некоторые известные персоны слушают музыку для достижения восстановления после тяжелой эмоциональной работы. Она воссоздает силу после утомительного, сложного, рабочего, нервного периода. Так, музыкант забывает свои трудности. Существует и противоположная музыка, умеющая раззадоривать людей. За счет музыки люди способны передать свои чувства родным или изложить содержание события, рассказа, романа, истории. Мастера мира музыки своими приемами могут раскрыть чувства, желания, характеры, возможности, настроение, черты людей. Во все времена композиции желают научиться разные люди, так как это универсальный язык знакомства. За счет искусства можно сформировать своё предназначение. Сайт Нототека разработан для того, чтобы научить дарить, показывать, понимать, чувствовать свои радости, эмоции, чувства, мысли, переживания через творчество, классическую музыку, искусство. Нотный архив хранит достойную большую коллекцию сочинений великих музыкантов, мастеров, гениев минувших эпох. Достаточно легко скачать архив нот композиций и самостоятельно научиться мастерству исполнения на выбранном инструменте. Народ сочиняет искусство, а искусство воздействует на общество. Мелодия может менять людей, описывать чувства к близким, удваивать мощь воли, укреплять дневную силу, помочь в или счастье. Классические произведения активизируют, вдохновляют, подпитывают, призывают к старанию, действию, работе. Творчество исходит от сердца. Не прочувствовав, увидев, ощутив настроения, возможности, оттенки искусства, творчества, музыки, невозможно исследовать ее необычную, уникальную, индивидуальную сущность. Музыкальное образование – путеводитель в потаенную, душевную, особую тайну мира, вселенной, общества. С юности нужно учиться не только думать, но и понимать законы гармонии. Игра возникла с появлением общества. Уже тогда она оказывала колдовское воздействие, а древним композиторам приписывали различные нечеловеческие знания. Теперь творчество, музыка, искусство владеет такой же магической необъяснимой силой. Большинство ощущали ее нечеловеческое, необъяснимое, магическое влияние, когда мелодия захватывает, привораживает, поглощает, принуждает страдать, рыдать или радоваться, веселиться, забирает в отдаленное бытие, в котором существует лишь умиротворение, гармония, доброта. Художественная культура – это язык переговоров, взаимодействия, общения всех поколений и национальностей, который действует как лекарство. Сочинения Моцарта, Баха, Рахманинова, Мусоргского могут затягивать огромные психологические раны, раззадоривать, возбуждать, воодушевлять, расслаблять. Отдельные крупные медицинские центры, больницы, клиники применяют спокойную классическую музыку для профилактики серьезных заболеваний. Ценно ощущать ее магию и стараться осознавать, выявлять всю мощь ее воздействия. Единственной мелодией можно передать, показать, подарить эмоции, улыбку, настроение, надежду или поведать о возможных перипетиях бытия. Искусство – это способ продемонстрировать то, что не можешь преподнести улыбкой, речью, словами, жестами. Наслаждаться творчеством, искусством, музыкой и ощущать, понимать, чувствовать это по-настоящему прекрасно. Любой человек, одаренный душевно, и осознающий всю силу музыки, творчества, искусства, на самом деле красив, прекрасен, богат, счастлив.

Читайте также:  Тишина за рогожской заставою табы для гитары

Источник

«Демественная Литургия» op.79 — Гречанинов Александр Тихонович

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.

«Демественная Литургия» удивительное, самобытное произведение, занимающее особое место в творчестве композитора и в истории духовной музыки. Композитор взял за основу православную литургию и придерживался всех канонов, касающихся богослужебных текстов. При этом Гречанинов вводит в партитуру орган, челесту, арфу, струнный оркестр и солистов. «Демественная Литургия» Гречанинова это единственное православное литургическое сочинение, написанное для хора и оркестра.

Литургия носит название «демественная», потому что в конце 19 века «Демественная» означала «Домашняя», то есть созданная для домашнего музицирования. Первая редакция Литургии указывает на то, что композитор задумывал сочинение, как камерное и «Демественная литургия» должна была быть образцом домашней, «домовой» литургии.

Литургия состоит из 15 частей, текст сочинения есть, как на русском, так и на старославянском языке. Композитор был ярым сторонником идеи ввода инструментов в богослужение и пытался добиться того, что бы инструменты были позволены хотя бы для домашнего музицирования. «Существует немало любителей, для которых большое удовольствие – сесть за фортепиано и попеть что-нибудь из церковной музыки. Между тем заурядному любителю тяжело читать хоровую партитуру. Отчего не сочинить для них какое-нибудь песнопение с аккомпанементом фортепиано…»

Для музыки Гречанинова характерны неродные песенные обороты, распевные мелодии. В Литургии наряду с демественными напевами и богослужебными текстами, использовались новые музыкальные приемы, характерные для музыки начала 20 века, что вызвало некоторое неприятие в церковной среде, поскольку не укладывалось в традиционное прочтение богослужебной музыки.

История создания.

Написана Литургия в трагичный и страшный для России 1917 год. Изначально композитор думал написать непритязательные и простые хоры, которые могли бы исполнить любители духовной музыки на фисгармонии. Но Литургии суждено было стать абсолютно другой, так как она была написана в период октябрьских боев, в Москве, на Пресне, в эпицентре страшных событий. Композитор писал это сочинение, как Литургию по своей России, по собственной жизни.

Литургия была исполнена в России в 1918 году, а после этого не исполнялась на родине автора долгих 70 лет. В 1926 году Литургия исполнялась в Париже, в соборе Парижской Богоматери под управлением автора. Сочинение было восторженно принято публикой. В 1929 году Литургия с триумфом прозвучала в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке.

Отношение автора к вере.

Александр Гречанинов вырос в глубоко православной, воцерковленной семье. Отец композитор был духовным, верующим человеком, любил петь церковные песни. По субботам всенощная, а по воскресеньям ранняя обедня были обязательны для детей и взрослых. Гречанинов был солистом в церковном хоре, позже пел на клиросе.

Вся музыкальная жизнь юного композитора была связана с церковью и богослужениями. В этом заложена его будущая композиторская деятельность, связанная с вокальной и духовной музыкой.

Как вспоминает Гречанинов, первая мелодия, которую он подобрал на фортепиано «одним пальцем», была ектенья. Гречанинов был глубоко православным человеком, при его прохладном отношении к творчеству Скрябина, он участвовал в похоронах и панихиде после скоропостижной кончины композитора.

Биография.

Александр Гречанинов родился 13 октября 1864 года в Калуге. Вскоре его семья переехала в Москву, где прошло его детство и юность. Музыкой он начал заниматься очень поздно, по его воспоминаниям в 14 лет он впервые увидел фортепиано.

Будучи уже взрослым молодым человеком, в 1881 году, Гречанинов поступил в Московскую консерваторию, где проучился 9 лет. Во время обучения, Гречанинов сочинил около десятка романсов. После окончания консерватории, композитор переехал в Санкт-Петербург, для продолжения обучению композицией в классе Н. А. Римского-Корсакова, после окончания которой, он вернулся в Москву. В ранних сочинения композитора очевидно влияние Римского-Корсакова, Чайковского и «кучкистов».

В этот период композитором были написаны первые две симфонии, опера «Добрыня Никитич», сочинения для хора. Росла его популярность среди широких масс музыкантов-любителей, а не профессионалов. Гречанинов собрал и обработал множество народных песен. Долгое время он активно учувствовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете.

Его вторая опера «Сестра Беатриса» была запрещена и осуждена цензурой из-за слишком вольного прочтения библейских текстов.

После революции 1917 года, Гречанинов некоторое время концертировал в качестве дирижёра и пианиста, работал с детским хором. В 1925 году, уже в 60 лет, композитор вместе со своей семьей эмигрировал в Европу, а с началом войны в 1939 году в США.

В 1934 году Гречанинов написал книгу воспоминаний «Моя музыкальная жизнь», опубликованную в Париже, а спустя 20 лет в Нью-Йорке. Композитор похоронен на Свято-Владимирском православном кладбище в Джексоне, США.

Автор текста: Мурзакова Елена.

Источник

Тема: Демественная Литургия Гречанинова

Опции темы
Поиск по теме

Демественная Литургия Гречанинова

Свою Демественную литургию композитор писал в своем родовом гнезде, на Пресне, во время октябрьских боев 1917 года. Отрезанный от всего мира, без света, воды, еды, друзей, при свете коптящей свечи, он создавал музыку о судьбе России, о собственной жизни, которая была на волоске от гибели, и музыка эта вырастала до глобальный обобщений о всемирном потопе и разломе, драматичная, театрально-выразительная.

На мой взгляд, произведение, хотя и менее всего подходит для исполнения в церкви создает средствами духовной музыки потрясающий по драматизму и искренности образ переломного момента с надеждой, верой и упованием к высшим силам о судьбе народа и страны.

Что вы думаете об этом произведении? Как исполнения считаете наиболее интересными? Я слышал это произведение в замечательном исполенении Бориса Христова и Болгарского Национального хора.

Re: Демественная Литургия Гречанинова

В Питере самым классическим исполнением «Демественной» считается трактовка Е.П.Кудрявцевой и её Хора любителей пения. Это был «конёк» её хора. После ухода из жизни Елизаветы Петровны это произведение, кажется, более не исполнялось. Я, ещё будучи в детком хоре ТВ и радио С-Пб, несколько раз пела эту литургию п\у Кудрявцевой. Впечатление осталось довольно сильное. Однако, о самой музыке теперь у меня совсем иное мнение, чем раньше. Духовные произведения Гречанинова все, так или иначе, являются экуменическими, что православная церковь считает ересью. А уж традициям православной церкви его музыка не соответствует напрочь. Но, в любом случае, композитор выбрал эту стезю для творчества и проявил себя ярко. А уж наше дело — соглашаться с идеологической подоплёкой или нет. Музыка-то, однозначно, вполне достойная.

Источник

Демественная литургия гречанинова ноты

Свою Демественную литургию композитор писал в своем родовом гнезде, на Пресне, во время октябрьских боев 1917 года. Отрезанный от всего мира, без света, воды, еды, друзей, при свете коптящей свечи, он создавал музыку о судьбе России, о собственной жизни, которая была на волоске от гибели, и музыка эта вырастала до глобальный обобщений о всемирном потопе и разломе, драматичная, театрально-выразительная.

На мой взгляд, произведение, хотя и менее всего подходит для исполнения в церкви создает средствами духовной музыки потрясающий по драматизму и искренности образ переломного момента с надеждой, верой и упованием к высшим силам о судьбе народа и страны.

Что вы думаете об этом произведении? Как исполнения считаете наиболее интересными? Я слышал это произведение в замечательном исполенении Бориса Христова и Болгарского Национального хора.

Духовные произведения Гречанинова все, так или иначе, являются экуменическими

Но, впрочем, изредка для телевизора и удовлетворения «захожан» кусочки из так наз. «демественной» литургии Гречанинова-таки поют (она такая же «демественная», как . хм.. ; Гречанинов по незнанию просто решил, что «демественный» означает «домашний»). Без ф.п.\органа, естесственно. Хотя без ф.п. этот опус сильно теряет, по-моему, в художественно-музыкальном смысле.

А так мне тоже очень нравится упомянутое исполнение Б. Христова.

Мне довелось петь это произведение в Саратовском Губернском Театре Хоровой Музыки. Оно произвело на меня огромное впечатление. Может быть потому, что 8 лет я пою церковном хоре, но никогда еще мне не приходилось петь с органом. Может кто то знает, где «Демественную» можно скачать?

Кстати, тот концерт был организован Саратовской Епархией РПЦ, присутствовал епископ Лонгин.

могу выложить в mp3

Выложи ЕЁ где нибудь.

P.S. Заранее спасибо.

[QUOTE=Zub01;266841]Но, впрочем, изредка для телевизора и удовлетворения «захожан» кусочки из так наз. «демественной» литургии Гречанинова-таки поют (она такая же «демественная», как . хм.. ; Гречанинов по незнанию просто решил, что «демественный» означает «домашний»). Без ф.п.\органа, естесственно. Хотя без ф.п. этот опус сильно теряет, по-моему, в художественно-музыкальном смысле.

А так мне тоже очень нравится упомянутое исполнение Б. Христова.[/QUOTE

А почему ,,по незнанию. Гречанинов прекрасно знал что существуют демественные распевы.Просто в данном случае слово использовалось в его дословном значении. Из желания назвать цикл ,,по старинному.

могу выложить в mp3

Ну так что на счёт МП 3?

Воскресенье, 11 Ноября 2007 г.

Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского

Хор Государственной Третьяковской галереи

Дирижер – Владимир Федосеев

Солисты –
Андрей Немзер (тенор), Алексей Тихомиров (бас)

Гречанинов
Демественная литургия Св. Иоанна Златоуста
для хора, струнного оркестра и органа

Билеты продаются. Стоимость от 50 до 1200 руб.

На сайте дезинформация:
Билеты от 400, я уже купил 😉
http://www.mosconsv.ru/afisha.phtml?more=1908

есть фотографии, сделанные с автографа партитуры: фрагмент части «Слава» и «Единородный» и титульный лист, на котором рукой Гречанинова написано: «А. Гречанинов, ор. 79. Литургия Св. Иоанна Златоуста №3. Демественная. Для среднего голоса с сопровождением струнного квартета, органа, арфы и челесты.»

Уважаемый Profudo, может вам не будет затруднительно выложить фотографии, где автограф Гречанинова с указанием о квартете.

Меня в связи с этим сочинением всегда интересовал такой вопрос. В «Истории русской музыки в 10-ти томах», в томе 10а, стр. 215 написано: «Liturgia demestica издана в двух версиях: первая редакция для голоса с клавишным инструментом и вторая редакция для солитов, хора и фортепиано (клавир).

Мне довелось аккомпанировать первую редакцию Литургии. Солировал доцент Петербургской консерватории [. ], он же нашел в Питере ноты. Фортепианная партия написана хорошо, полнозвучно, и, кажется, соответствует оркестровому клавиру, вышедшему позднее в С.-П. Солирующая партия не удобна и написана как-бы для промежуточного голоса: баритональный тенор с неожиданными (неподготовленными?) верхами. В хоровом издании имеется статья Мурина об истории создания Литургии, как Гречанинов писал ее в дни боев на Пресне. О первой редакции там ни слова.

У меня есть болгарская запись с Христовым, но без каких-либо обложек.. Кто-нибудь знает, где эта запись производилась? Спасибо.

Уважаемый linkevich, запись с Борисом Христовым — это мировая премьера записи «Демественной Литургии», сделанная фирмой Balkanton в 1979 году. Запись произведена в храме-памятнике «Александр Невский» в Софии. В том же году выпущено первое издание Литургии на грамофонных пластинках.

Музыкальный редактор записи — Стефан Рибаров
Звукоинженер — Михаил Божерянов
Звукорежиссер — Васил Стефанов
Звукооператор — Никола Мирчев

Исполнители:
Болгарская хоровая капелла «Светослав Обретенов»
Камерный оркестр Болгарского радио
Тео Мусев, орган
Дирижер — Георги Робев
Тодор Григоров-Терес, тенор
Григор Янев, тенор
Благой Спасов, баритон
БОРИС ХРИСТОВ, бас

В составе хора 37 женских и 39 мужских голосов.

Выкладываю обещанное фото титульного листа рукописи партитуры «Демественной Литургии». Прошу простить за задержку,- Рождество. С праздником, друзья!

Спасибо, очень интересный и ценный материал.

Несколько дополнительных замечаний. Сегодня и завтра Капелла С.-Петербурга репетирует Демественную Литургию. Концерт состоится 11.01. Пользуясь случаем, подробнее рассмотрел ноты по которым уже не один раз пел эту вещь. Капелла поет Демественную по 78-страничному хоровому клавиру, на последней странице которого стоит год окончания Гречаниновым этой версии сочинения — 1923. Под хоровыми и сольными партиями в этом клавире напечатана строка «Piano», объединяющая партии органа и оркестровых инструментов.
На первой странице снизу обозначены имена издателей — Гутхейль, Кусевицкий, Брайткопф и Гертель — и небольшие реплики на французском языке. На последней странице помещен также адрес типографии в Париже, где по всей видимости были в свое время изданы эти ноты. Авторские права принадлежат издательству Брайткопф и Гертель и датированы 1927 годом. Однако вверху первой страницы напечатано также «Edited by Albert Spolding, New York.» Скорее всего именно в Нью-Йорке в более позднее время парижский вариант издания Брайткопф был переиздан репринтным способом. Этими нотами, а точнее ксерокопиями с них, мы и пользуемся сегодня.
Получается, что:
Первая редакция была сочинена в 1917 году (полагаю, что это сольная редакция),
вторая — в 1923 (это Ваша цифра, 1926 — по Муз. энциклопедии) и
в 1927 продана Брейткофу и Гертелю (1927 может означать год публикации во Франции).
С 1925 года Гречанинов жил во Франции,
в 1929 посетил с Н.Кошиц Америку
(в 1932 году Шаляпин сделал запись Сугубой ектении в Париже),
в 1939 — перебрался в Америку.
(Данные из Музыкальной энциклопедии).

Интересно, какой издательский номер на этих нотах?
Допускаю, что у Гутхейля с Гречаниновым был такой же эксклюзивный договор, как и с Рахманиновым. Издательство Гутхейля в 1914 году отошло к С.А. и Н.К. Кусевицким — владельцам «Российского музыкального издательства» (организовано в 1909). Ноты Кусевицкого, как Беляева, обычно печатались за рубежом в Германии, поэтому награвированные доски после революции остались там, и при продаже Кусевицким Брейткопфу доски Литургии, полагаю, перешли последнему.
Американское издание могло быть сделано после 1939 года. Когда композитор передавал права Albert Spolding, тот мог взять и комплект досок у Брейткопфа. Поэтому в Америке ко всем прошлым копирайтам добавили «Edited by Albert Spolding, New York». Впрочем, я не утверждаю этого, т.к. в те годы способ репринтной печати уже был.
Пожалуйста, не сочтите мои слова комментариями к нотам, которых я не видел. Так, размышления по поводу интересного произведения.

Получается, что:
Первая редакция была сочинена в 1917 году (полагаю, что это сольная редакция),
вторая — в 1923 (это Ваша цифра, 1926 — по Муз. энциклопедии) и
в 1927 продана Брейткофу и Гертелю (1927 может означать год публикации во Франции).
С 1925 года Гречанинов жил во Франции,
в 1929 посетил с Н.Кошиц Америку
(в 1932 году Шаляпин сделал запись Сугубой ектении в Париже),
в 1939 — перебрался в Америку.
(Данные из Музыкальной энциклопедии).

Интересно, какой издательский номер на этих нотах?
Допускаю, что у Гутхейля с Гречаниновым был такой же эксклюзивный договор, как и с Рахманиновым. Издательство Гутхейля в 1914 году отошло к С.А. и Н.К. Кусевицким — владельцам «Российского музыкального издательства» (организовано в 1909). Ноты Кусевицкого, как Беляева, обычно печатались за рубежом в Германии, поэтому награвированные доски после революции остались там, и при продаже Кусевицким Брейткопфу доски Литургии, полагаю, перешли последнему.
Американское издание могло быть сделано после 1939 года. Когда композитор передавал права Albert Spolding, тот мог взять и комплект досок у Брейткопфа. Поэтому в Америке ко всем прошлым копирайтам добавили «Edited by Albert Spolding, New York». Впрочем, я не утверждаю этого, т.к. в те годы способ репринтной печати уже был.
Пожалуйста, не сочтите мои слова комментариями к нотам, которых я не видел. Так, размышления по поводу интересного произведения.

Дорогой vladsam, отвечаю на Ваш вопрос: номер на гутхейлевских нотах A.10394. G. Ноты изданы во Франции, соответственно названия всех 15-ти частей Литургии даны как на русском, так и на французском языках, а церковно-славянский текст всей Литургии продублирован латиницей в французской транскрипции, для удобства иностранных исполнителей.
Интерес к «Демественной Литургии» заставил меня углубиться в некоторые источники. Обнаружено много интересного, мне, по крайней мере, ранее не известного.
Оказывается Демественная Литургия — не единственный пример соединения в творчестве Гречанинова православных канонических текстов с инструментальной музыкой. Исчерпав возможности хора a capella в Литургии №1 (1997), Литургии №2 (1902), Страстной седмице (1911) и Всенощном бдении (1912), композитор решает обогатить палитру звучания засчет введения в хоровые партитуры музыкальных инструментов. Это решение не было случайным. С детства Гречанинов очень любил орган и искренне не понимал, почему он, наряду с другими инструментами, никогда не звучит в православных храмах. В 10-е годы ХХ века композитор пишет ряд вокально-инструментальных сочинений на православные тексты: «Хвалите имя Господне» для меццо-сопрано , струнного квартета, органа и арфы (1912); кантату «Хвалите Бога» для тенора соло, смешанного, детского хоров, оркестра и органа (1913-1914); арию «Благослови, душе моя, Господа» для контральто с оркестром (1916). Наивысшим достижением в ряду этих сочинений стала «Демественная Литургия» (1917, 1923).
Вначале она была задумана и написана, как сугубо камерное произведение для домашнего музицирования под фортепиано. Не поленюсь привести цитату из «Моей жизни» Гречанинова: «Существует немало любителей, для которых большое удовольствие — сесть за фортепиано и попеть что-нибудь из церковной музыки. Между тем заурядному любителю часто бывает трудно читать хоровую партитуру. Отчего бы не сочинить для них какое-нибудь песнопение с аккомпаниментом фортепиано? Написал «Святый Боже». Новая форма родила и новые возможности, и я с увлечением стал продолжать работать дальше. Написал все главнейшие песнопения литургии, дав ей древнее название «Демественной», т.е. домашней». Версия эта была издана. В 1918 году для исполнения в симфоническом концерте С. Кусевицкого Гречанинов создает новую редакцию Литургии — для тенора, струнного оркестра, органа, арфы и челесты. (Хора в этой редакции по прежнему нет!) Исполненное под управлением автора, сочинение имело успех. Причем вместо солиста-тенора, который не смог приехать в Москву из Петербурга, соло спела камерная певица Полина Доберт. В 1923 году (в Муз. Энциклопедии ошибочно указан 1926 год) композитор создает следующую версию сочинения, введя в него хор и дописав недостающие номера. №3 «Слава» и «Единородный» оркестровой редакции возник на основе №1 первой (сольной) версии, №4 «Трисвятое» соответствует номеру 2, №8 «Херувимская» написана на основе №3, №10 «Верую» — это измененный №4 первой редакции, а №13 «Отче наш» — вариант номера 7. Цитата из тех же воспоминаний Гречанинова: «К восьми сольным я прибавил четыре хоровых и ввел еще одно solo для баса с хором в «Сугубой ектении». В новой редакции Литургия очень выиграла. В таком виде я ее исполнил в первый раз в Париже в церкви Notre Dame des Blans Manteaux 25 марта 1926 года и через два года повторил в Salle Gavean». Здесь Гречанинов ошибся. К восьми номерам «сольной» литургии им добавлено не 5, а 7 номеров. 4 из них не предназначены для концертного исполнения, о чем автор сообщает в своей партитуре. Премьеру пел известный хор Афонского, с которым неоднократно выступал и записывался на пластинки Ф.И. Шаляпин. В 1927 году произведение в этой редакции было издано в виде хорового клавира у Брайткопфа и Гертеля и в дальнейшем неоднократно звучало как в Европе, так и в Америке. Полная оркестровая партитура, по всей видимости, никогда не издавалась. Но ксерокопированная авторская рукопись партитуры с успехом заменяет печатное издание. Эту версию «Демественной Литургии» сегодня исполняет и Петербургская Капелла. Первое исполнение оркестровой версии Демественной Литургии» в Америке состоялось в Карнеги Холле под управлением Гречанинова 25 марта 1929 года.
Следующая и последняя Литургия №4 «Новый обиход» была написана в традиционной манере без сопровождения в 1945 году. В 30-е же годы композитор сосредоточился на написании музыки для католической церкви. Он стал автором четырех месс и шести мотетов на латинские католические тексты. Но это уже другая тема. В заключение отсылаю интересующихся творчеством Гречанинова (сколько его хоровых сочинений нам до сих пор не знакомо!) к книге воспоминаний «Моя жизнь», либо к монографии Ю.Паисова «Александр Гречанинов. Жизнь и творчество». Это солидный 600-страничный труд, изданный в Москве Издательским Домом «Композитор» в 2004 году.

Источник

Оцените статью