Демпферы для фортепиано это

Демпферы для фортепиано это

Игра на фортепиано приносит массу удовольствия, но при соблюдении определённых условий. Одним из таких условий является содержание самого инструмента в порядке. Настройте ваше фортепиано, и Вы увидите, что на настроенном инструменте играть намного приятнее!

Словарь терминов

Вагебанк — средний брусок клавиатурной рамы, на штифты которого надеваются клавиши.

Верхняя панель/рамка — деревянный щит, закрывающий верхнюю часть пианино, находящуюся над клавиатурой.

Вирбель/колок — металлический стержень, предназначенный для закрепления и натяжения струны.

Вирбельбанк/колковая доска/колковый щит — многослойный деревянный щит, состоящий из нескольких слоёв прочных и вязких пород дерева (бук, клён), в который вбиваются металлические колки (вирбели), служащие для закрепления и натяжения струн.

Гаммербанк — прочная деревянная или алюминиевая горизонтальная планка , на которой монтируются все узлы молоточкового механизма.

Гаммерштиль — деревянный стержень, несущий на себе молоток.

Дека — резонансный щит в пианино (рояле), изготовленный из специально отобранной резонансной ели. На обратной стороне деки, перпендикулярно волокнам дерева, расположены так называемые рипки — бруски из качественной ели. Задача деки — усилить звук фортепиано. Дека своими краями наклеивается на переднюю сторону футора.

Демпфер (нем. dämpfer — глушитель от dämpfen — заглушать) — устройство для гашения и предотвращения колебаний струн; проще говоря — глушитель струн.

Демпфергальтер — основная часть демпферного узла, предназначенная для крепления демпферов.

Друк клавиатурный — глубина опускания передней части клавиши от исходного положения до упора в суконную друкшайбу штульрамы.

Друкклётц — шаблон для измерения друка клавиш.

Друкшайба — деталь в виде шайбы с отверстием по центру, располагающаяся на переднем штифте клавиатуры. Имеется 2 вида друкшайб: суконные (из толстого сукна) и бумажные — для тонкой регулировки .

Интонировка — процесс изменения тембра (окраски) звука и его качества путём обработки молоточковых головок.

Канитель — навивка из медной проволоки на струнах в басовом и, частично, среднем регистрах.

Клавиатура — механизм, состоящий из 85 или 88 белых и чёрных клавиш, расположенных на деревянном щите — штульраме. Клавиатура большинства современных пианино и роялей состоит из 88 клавиш. Встречаются рояли и с бОльшим количеством клавиш: к лавиатура роялей «Bösendorfer» состоит из 97 клавиш; расширенная клавиатура роялей «Stuart and Sons» имеет 102 клавиши.

Клавиша — часть клавиатуры фортепиано, предназначенная для передачи энергии пальцев пианиста механике фортепиано. Чаще всего к лавиатура фортепиано содержит 52 белые и 36 чёрных клавиш («полутона», или «диезы»). Клавиши фортепиано изготавливаются исключительно из дерева. На деревянную основу клавиш приклеиваются соответствующие накладки белого или чёрного цвета.

Клап (клавиатурная крышка) — откидная крышка, закрывающая клавиатуру.

Консоль пианино — вертикальная фигурная стойка в корпусе пианино, соединяющаяся вверху с бачкой, а снизу — с ножкой пианино. Консоли не являются обязательным конструктивным элементом и присутствуют не во всех моделях пианино .

Контрфенгер — тормозной башмачок — часть молоточкового узла в механизме фортепиано, взаимодействующая с фенгером .

Молоток ( ч асть механики фортепиано ) — деталь из плотного войлока, закрепленного на деревянной основе, предназначенная для извлечения звука путём удара по струне .

Мостик басового штега — часть басового штега, которая служит для передачи звуковых колебаний струн на штег и далее — на деку.

Настройка фортепиано — установление заданной высоты для каждого тона звукоряда пианино (рояля) . В широком (точнее сказать, народном) значении слова под настройкой понимают комплекс работ по обслуживании фортепиано, включающий в себя собственно настройку, а также, мелкий ремонт, регулировку, интонировку и т.д.

Накладка клавиши — внешняя часть клавиши белого или чёрного цвета. Отличаясь по цвету и высоте, накладки обеспечивают пианисту необходимые визуальные и тактильные ощущения. Белые накладки изготавливаются из пластика либо слоновой кости. Для изготовления чёрных накладок (полутонов) используется пластик, либо чёрное дерево, либо (редко) другие сорта твёрдой древесины, окрашенные в чёрный цвет. В связи с запретом на торговлю слоновьей костью в современных пианино и роялях для белых клавиш используют только пластик. Некоторые фирмы в качестве компромисса используют с добавлением органических веществ.

Нахдрук — дополнительный ход клавиши после вывода толкающего рычага шпилера из-под молоточкового узла (иными словами, после момента срыва ауслезера). Нормальный нахдрук должен составлять ровно 2 мм.

Нижняя панель/рамка — деревянный щит, закрывающий нижнюю часть пианино, находящуюся под клавиатурой .

Обвязка рамы футора — часть рамы футора, расположенная горизонтально и служащая для соединения со шпрейцами.

Панцирь — часть металлической рамы, закрывающая вирбельбанк.

Педаль, педальный механизм — одна из важных систем в устройстве фортепиано, состоящая из 2 или 3 педалей, штоков, педальных цуг и регулировочных винтов.

Правая педаль отодвигает демпферы от всех струн одновременно , вследствие чего звук всех нажатых клавиш «тянется» и гаснет только после отпускания педали.

Левая педаль приближает все молоточки к струнам, чем уменьшает силу удара молотков. Как следствие, при нажатой левой педали звук пианино становится более тихим. В рояле левая педаль работает по другому принципу, но достигая той же цели — уменьшения силы звука: механика сдвигается в сторону, вследствие чего молоточки начинают бить по двум струнам вместо трёх.

Средняя педаль пианино (её часто называют третьей педалью) располагается между правой и левой педалями. Средняя педаль пианино опускает так называемый модератор, вследствие чего сила звука во много раз уменьшается. В роялях средняя педаль имеет совершенно иное назначение и служит для задержания отдельных демпферов в поднятом состоянии.

Источник

Демпфирование (музыка) — Damping (music)

Демпфирование — это музыкальный метод изменения звука музыкального инструмента путем уменьшения колебаний или вибраций. Методы демпфирования используются для ряда инструментов.

Содержание

Струны

Демпфирование часто необходимо для струнных инструментов, таких как бас или скрипка, где резонансный резонанс может возбуждать другие струны, создавая нежелательный шум. Это явление можно исправить, удерживая пальцы, например большой, на струнах, где вибрация нежелательна.

На гитаре демпфирование (также называемое удушением ) — это техника, при которой вскоре после игры на струнах звук уменьшается путем прижатия правой ладони к струнам, демпфирования правой рукой (включая заглушение ладони ) или расслабления левой руки. давление пальцев на струны, демпфирование левой руки (или заглушение левой руки ). Скрэтчинг — это игра на струнах с демпфированием, т. Е. С демпфированием струн перед игрой. Этот термин, по-видимому, относится к производимому неуклюжим звуку. В музыке фанк это часто делается с использованием паттерна шестнадцатой ноты, иногда с незатухающими шестнадцатыми.

Плавающий — это техника, при которой аккорд выдерживается после шестнадцатой ноты, а не царапается этой нотой; этот термин относится к способу, которым правая рука «плавает» по струнам, а не продолжает царапать.

Сканкинг — это когда нота изолируется путем демпфирования левой рукой двух струн, смежных с полностью обработанной струной, в результате чегополучаетсяжелаемая нота (соседние струны царапаются). Эта техника особенно популярна средигитаристов ска , рокстеди и регги , которые используют ее практически на каждом риддиме, на котором они играют.

Пианино

При нажатии клавиши фортепиано демпфер для этой ноты поднимается, и по струне ударяется молоток. Если педаль сустейна не нажата, отпускание клавиши позволяет демпферу вернуться на место, демпфируя ноту.

Перкуссия

Ударные инструменты, такие как литавры или тарелки , часто резонируют долгое время. Чтобы контролировать длину нот, перкуссионистам часто приходится либо класть руки на инструмент, либо использовать педальный механизм, как в случае трубчатых колоколов и педальных глокеншпилей .

Амортизация молотка на вибрафоне — важная техника, облегчающая фразировку легато на инструменте. Это достигается путем удара по одной из планок инструмента, когда педаль нажата, а затем использования головки того же или другого молотка, чтобы остановить колебания планки, не поднимая педаль.

Владение этой техникой в ​​качестве вибрафониста дает много преимуществ. Поскольку это позволяет игроку удерживать один аккорд и добавлять или вычитать любую желаемую высоту звука, вибист может переходить между аккордами гораздо более плавно, чем пианист, который не может остановить вибрацию струны, не достигнув внутренней части инструмента, когда педаль нажата. Большинство современных вибрафонистов хорошо владеют этой техникой.

На тарелках , удушье , является важным методом , который можно добавить пунктуации или усилить музыкальное напряжение .

Кованые цимбалы

В то время как клавиши на современных пианино управляют как молотками, так и демпферами, это невозможно с ручными молотками, используемыми для игры на некоторых других членах семейства коробочных цитр . Исторические игроки , такие как Иосиф Московиц иногда использовали свои пальто рукавов как демпферы, но ножные амортизаторы были одной из главных отличительных особенностей концертной цимбалы , разработанной Йожефа Schunda в 1874 году и в настоящее время часто добавляют в большие или более дорогие американские забитые цимбалы , Восточноевропейские цимбалы и греческий сандурис. Они редко встречаются, если вообще когда-либо встречаются на румынском Чамбале микрофоне, иранском сантуре или индийском сантуре.

Источник

Демпферы для фортепиано это

Чтобы не возникало путаницы, проблем понимания или потерь времени на выяснение, что в том или ином случае имеется ввиду, прежде, чем приступать к раскрытию темы, как советовал крупнейший мыслитель эпохи Возрождения Николай Кузанский, договоримся о терминах. Даже, собственно, не о терминах, а о том, что в ходе описания и обсуждения технологического процесса регулировки демпферной системы рояля будем придерживаться в терминологии единообразия, опираясь на её классический вариант. Поэтому для начала освежим в памяти устоявшиеся наименования деталей узла контрклавиатуры рояля.

Примечание : На рисунке 1 представлена современная, наиболее часто встречающаяся, система, но бывают и другие, устаревшие, например, без пилотов и/или демпферных ложек. Но поскольку «болеют» они теми же болезнями, что и современные, некоторые из причин неблагополучия и технологических приёмов их устранения применимы и к таким.

Теперь, поскольку речь идёт о действовании по технологии, определим его цель. На мой взгляд, считать, что такой целью может служить отрегулированная контрклавиатура, не совсем правильно. Отрегулированная контрклавиатура – это всего лишь средство. А целей здесь две: во-первых, добиться таких последствий, при которых контрклавиатура в нужные моменты надёжно открывает струны для беспрепятственного осуществления ими колебаний, а во-вторых, также в нужные моменты надёжно блокирует (глушит) всякие колебания струн; то есть, чтобы на рабочих участках блокированных (заглушенных) струн были полностью исключены какие бы то ни было призвуки в виде «послезвучий», а также резонансные наводки в них вследствие колебаний в других струнах музыкального инструмента.

Если предположить, что мы имеем дело с демпферами и прочими деталями контрклавиатуры, находящимися в надлежащем состоянии (то есть не изношенными и не бракованными), то вся сложность регулировки демпферной системы состоит, собственно, в регулировке положений и работы демпферов и всех иных узлов и деталей контрклавиатуры. И сложность эта заключается в том, что у контрклавиатуры с разболтанной регулировкой демпферы способны обретать от одной до двенадцати степеней свободы, которых в ходе регулировки надлежит демпферы лишить. Эти степени свободы проиллюстрируем рисунками.

На рисунке 2 представлены четыре вида демпферов: желобкообразный, для хоров с одиночными басовыми струнами; клиновидный (для хоров с двумя струнами); двуклиновидный (для хоров с тремя струнами, на рисунке он представлен в виде комбинированного, вместе с плоским и мягким фильцем, именуемым пушель); пушель. Здесь у всех этих демпферов проявлены две степени свободы – поперечное относительно хоров струн смещение вправо или влево.

Рисунок 3 иллюстрирует ещё две степени свободы: наклонное вправо или влево положение демпферов относительно плоскости хоров струн.

Очередной рисунок 4 иллюстрирует ещё шесть степеней свободы. На левом изображении – смещённое положение демпферов по плоскостям хоров струн вперёд или назад; на среднем – угловое смещённое положение относительно линии натяжения струн по часовой или против часовой стрелки; на правом – продольное наклонное положение относительно струн вправо или влево.

И, наконец, ещё две степени. На рисунке 5 на левом изображении проволока демпфера чрезмерно углублена в отверстие капсюля, отчего демпфер лежит на струнах, но, вследствие слишком высоко поднятых фигуры, демпферной ложки и пилота либо реагирует слабо, либо не реагирует вовсе на нажим клавиши и подъём лейстика, то есть для беспрепятственных колебаний струны не открывает. На правом изображении проволока демпфера, наоборот, недостаточно углублена в отверстие капсюля, отчего пилот фигуры опирается на лейстик или ложка на задний конец клавиши, а демпфер от этого либо поднят над струнами, либо прилегает к ним неплотно, отчего глушит колебания не полностью или позволяет резонансным наводкам возникать в опекаемых им струнах.

Итого степеней двенадцать, и всякий отдельный демпфер может нести на себе от минимум одной до, максимум, шести степеней свободы, например, он одновременно может иметь поперечное и продольное смещение, быть наклонённым относительно плоскости хора и линии натяжения струн, повёрнутым по часовой или против часовой стрелки и, наконец, не подниматься над струнами при нажиме клавиши или подъёме лейстика, или же возвышаться над струнами, прилегая к ним неплотно или не прилегая вовсе.

И задача регулировщика выявить все эти недостатки у каждого демпфера в отдельности, тщательно разобраться в их причинах и умело их устранить.

Эту часть повествования хочется начать с лирического отступления, хотя отступлением его можно назвать условно, поскольку оно напрямую касается именно условий, от которых зависит качество выполнения регулировочных работ. Здесь нет и не может быть «чернового» этапа, при котором в дальнейшем, во время настройки, слух фортепианного мастера, теперь уже в роли настройщика, будет измучен то и дело возникающими призвуками, причём часто не понятно, из чего и где возникающими. Прежде чем приступать к регулировке демпферной системы, на неё, в первую очередь, желательно настроиться, как это ни странно, психологически. Разбирательство в причинах неправильной работы демпферов и нахождение способа устранения недостатков не терпят поспешности, суетности, приблизительности, дескать, вроде бы нормально, сойдёт. Как показывает практика, если «нормально вроде бы», то не сойдёт, особенно если фортепианный мастер относится к делу добросовестно. «Грязное» звучание принудит его возвращаться к выполненной работе опять и опять, до тех пор, пока он не убедится, что теперь-то уж всё сделано правильно и демпферы работают безупречно. Но при таком подходе, то есть постепенном движении от «чернового» к «чистовому», он только потеряет время. Здесь очень помогает следование принципу: времени мало, поэтому действовать нужно медленно. Это означает, что регулировку каждого элемента и каждого узла контрклавиатуры нужно делать начисто сразу, спокойно и не торопясь. «Грязнящий» звучание даже какой-либо один-единственный призвук подобен иголке в сидении просторного мягкого кресла. Площадь её острия в сравнении с площадью сидения кресла бесконечно мала, но если к бесконечно большой величине в виде площади кресельного сидения добавить бесконечно малую величину в виде площади иголочного острия, то сидеть в кресле вряд ли получится. В заключение лирического отступления подведём итог: перефразируя изречение К. Маркса «условие развития каждого есть условие развития всех», скажем: условие правильной работы каждого демпфера в отдельности есть условие правильной работы демпферной системы в целом.

А теперь – к делу!

Здесь мы не обсуждаем контрклавиатуру, которая работает хорошо или плохо. Здесь мы обсуждаем, что такое «работает хорошо» или «работает плохо», что всегда ли то, что нам кажется, и есть на самом деле. Мы говорим не о материальном воплощении демпферной системы – контрклавиатуре, и не о случаях, когда мастеру нужно в ней где-то что-то подправить, а рассуждаем именно о системе, то есть о всей сумме причин, следствий, знаний, понимания, умения, навыков, представлений о совокупности и последовательности действий в отношении контрклавиатуры, которые ведут к нужному результату. То есть далее будут описаны, детально объяснены и обоснованы все, от начала до конца и в строго определённой последовательности процедуры и операции регулировки некой условной контрклавиатуры, как если бы она была полностью разрегулирована. А в реальности мастер волен сам выбирать, что из почерпнутого в этой статье можно и нужно применить к конкретной контрклавиатуре, чтобы она работала правильно, то есть, по-нашему, безупречно.

Для начала перечислим четыре правила.

Правило №1. Регулировку следует начинать с узлов контрклавиатуры, освободив их от демпферов. Это – базовое условие, без соблюдения которого дальнейшие работы бессмысленны.

Правило №2. Демпферы обычно извлекают справа налево и в таком же порядке возвращают на место. Кстати, на тыльных (то есть на левых по отношению к пианисту) деревянных «щёчках» извлекаемых демпферов часто можно обнаружить их порядковую нумерацию справа налево, обратную привычной нам нумерации клавиш слева направо. Если же она отсутствует, то демпферы следует пронумеровать, чтобы потом не складывать-раскладывать из них долгий пасьянс, пытаясь сообразить, в каком порядке они были установлены изначально.

Правило №3. Принцип правильной работы контрклавиатуры рояля – строгая вертикальность положения и хода её узлов в целом и демпферов в отдельности по отношению к условным плоскостям хоров струн, следовательно, к условной плоскости струнной одежды в целом и, как следствие, к реальной плоскости штульрамы, которая в подавляющем большинстве случаев (см. примечание ниже) параллельна условной плоскости струнной одежды. Именно на неё, штульраму, и следует ориентироваться в процессе перпендикулярной ориентации осей узлов и хода узлов контрклавиатуры по отношению к ней (для упрощения назовём эту операцию «вертикализацией»). «Вертикализация» есть исходное условие надёжного контактирования демпферов всей поверхностью со струнами хоров, разумеется, если демпферы тоже будут правильно отрегулированы, о чём речь пойдёт позже.

Примечание : В ходе работы над этой статьёй один из мэтров нашего форума, фортепианный мастер, имеющий дело преимущественно с роялями-«иномарками», сообщил, что обнаружил у ряда инструментов непараллельность плоскостей струн и штульрамы. То есть плоскость струн имеет небольшой уклон в одних случаях в направлении пианиста, в других – в направлении штега. Если такое существует в действительности, хотя мне ни разу не встречалось (но не верить нашему коллеге у меня нет ни малейших оснований), понятно, что это обстоятельство не может не вносить некоторые коррективы в соположение нижних плоскостей деревянных «колодочек» головок демпферов и их проволок, о чём будет сказано далее в нужный момент и в нужном месте.

Правило №4. Человеческий глаз – далеко не алмаз и не всегда бывает прав, а в технических вопросах доверять ему безоглядно бывает даже опасно. Например, вряд ли мы согласились бы на полёт в самолёте, если бы узнали, что детали его двигателя точили «на глазок». Рояль, конечно, не самолёт, но и здесь работа «на глазок» тоже далеко не всегда приводит к желаемому результату. Поэтому для более точного выполнения «вертикализации» полезно использовать какой-нибудь предмет с прямым углом, например, обычный школьный угольник из прозрачного пластика. На приведённом ниже рисунке 6 его символизирует треугольник из красных прерывистых линий, который одной стороной прямого угла ставят на штульраму, а по второй стороне ориентируют вертикальную ось узла, проходящую через капсюль демпфера, торец фигуры, демпферную ложку и пилот. Также, после регулировки положения узла, приподнимая его за ложку, по этой же стороне угольника следят, не нарушается ли при подъёме вертикальность положения узла (что случается, если есть дефекты в отсутствующем на рисунке капсюле фигуры, гарнировке этого капсюля или оси сочленения капсюля с фигурой, которая может быть погнута или выдвинулась из положенного места).

Вышепоименованную операцию наиболее технологично производить на установленной в рояле контрклавиатуре, соблюдая следующий порядок процедур (к сведению о технологической терминологии: процедура — это единичное действие одним инструментом на одном рабочем месте; операция — это несколько действий с применением различных инструментов на одном и том же рабочем месте; иными словами, операция — это совокупность некоторого количества исполняемых в определённой последовательности процедур; технологический процесс — это совокупность некоторого количества исполняемых в определённой последовательности операций, состоящих из исполняемых в определённой последовательности процедур, количество которых необходимо и достаточно для преобразования исходного материала в планируемый промежуточный или конечный продукт).

Отклоняют капсюль демпфера на себя.

В пространство между фигурой демпфера и ограничителем хода демпферов вводят отвёртку с плоским пером, наклонившись, высматривают или же, не глядя, нащупывают концом пера отвёртки шлиц шурупа капсюля фигуры, вводят конец пера отвёртки в шлиц и слегка шуруп отпускают, так, чтобы узел можно было отклонить по оси с усилием, но без опасности поломки.

Переводят капсюль демпфера в вертикальное положение, затем пальцами или, лучше всего, каким-либо инструментом, например, тонкогубцами, захватывают за боковины фигуру, вращая её в нужном направлении, придают узлу строго вертикальное относительно штульрамы положение.

Проверяют вертикальность оси узла с помощью шаблона (например, того же прямоугольного треугольника).

Пальцем под демпферную ложку приподнимают узел и с помощью того же шаблона контролируют вертикальность его хода.

Ещё раз отклоняют капсюль на себя.

Опять вводят конец пера отвёртки в шлиц шурупа капсюля фигуры и, придерживая фигуру от возможного проворота в процессе затягивания шурупа, шуруп надёжно затягивают.

Окончательно приводят капсюль демпфера в рабочее (вертикальное) положение.

На этом операция по «вертикализации» положения и хода узла контрклавиатуры завершена.

Разобравшись с узлами контрклавиатуры, приступаем к демпферам. Как видно на рисунке 7, приведённом ниже, здесь, как и в предыдущем описании, в подавляющем большинстве случаев царствует «прямоугольность». Это значимо для демпферов с фильцем всех видов, но для демпферов с фильцем клиновидным (правое изображение) значимо чрезвычайно(!) Выставлять «прямоугольность» можно с помощью всё того же школьного угольника с прямым углом. При этом ни в коем случае нельзя ориентироваться на нижнюю плоскость фильца, а только и исключительно на нижнюю плоскость деревянной «колодочки» головки демпфера.

На первый взгляд может показаться, что выставление вышезаявленной «прямоугольности» задачка довольно простая, однако это далеко не так. Задача эта сложности, я бы сказал, чудовищной. И всё по причине того, что даже идеально выставленная «прямоугольность» демпфера теряет всякий смысл, если эта процедура не будет скоординирована с другими процедурами операции по так называемой креповке (гибке с целью придания необходимой формы) проволоки демпфера, при которой следует соблюсти целый комплекс условий, не имея для этого надёжной базы (в просторечии — печки, от которой можно было бы сплясать). В целях облегчения взаимопонимания, следуя рекомендации Николая Кузанского о полезности договариваться о терминах, для объяснения природы сложности воспользуемся определениями «соосность» (совпадение осей каких-либо предметов, то есть когда одна ось продолжает или как бы продолжает другую, в нашем случае óси отверстий в направляющей демпфера и капсюле демпфера, а также óси верхнего и нижнего участков проволоки демпфера), «параллельная соосность» (то есть, когда óси не «продолжают» друг друга, а разнесены в пространстве, но строго параллельны друг другу), соположение (то есть положение относительно друг друга) и отстояние (то есть удалённость одного предмета от другого или других).

Итак, пользуясь нововведёнными терминами, сформулируем задачу по приданию демпферу надлежащего положения, которое обеспечивается соблюдением следующих условий:

Óси демпфера и проволоки демпфера должны быть расположены относительно друг друга под прямым углом в обеих проекциях – и торцевой, и боковой.

При этом демпфер по направлению должен быть расположен строго соосно с хором струн.

При этом демпфер должен равномерно прилегать к струнам всей поверхностью своего фильца.

При этом демпфер должен отстоять от отверстия в направляющей демпфера на удалении, которое обеспечивает вхождение проволоки демпфера в это отверстие исключительно на принципе перпендикулярности к плоскости направляющей демпферов и соосности с отверстием в направляющей на участке вхождения.

Если отверстие в направляющей демпфера, расположенной выше, и отверстие в капсюле демпфера, расположенном ниже, соосны, то далее проволока демпфера напрямую входит в отверстие капсюля демпфера на принципе соосности с ним (разумеется, если положение капсюля правильно отрегулировано).

Если отверстия в направляющей демпфера и капсюле демпфера соосны параллельно (задача изготовить по отдельности располагаемые в музыкальном инструменте на достаточном удалении друг от друга деревянные направляющую со множеством отверстий и множество капсюлей с отверстиями так, чтобы соответствующие отверстия в них оказались абсолютно соосными, насколько сложна, настолько и необязательна; здесь, как говорят, овчинка не стоит выделки), то далее проволока демпфера, чтобы войти в отверстие капсюля демпфера на принципе соосности с ним, должна поиметь двойной изгиб, делящий её на верхний и нижний участки, которые должны быть параллельно соосны друг другу.

Рассмотрим условие 6, поскольку оно в процессе регулировки порождает повышенную сложность.

Как мы видим на рисунке 8, при параллельной соосности отверстий в направляющей и капсюле проволока демпфера имеет два двойных изгиба (верхний у демпфера и нижний «на подходе» к капсюлю), участки на которых условно назовём плечами.

Плечо №1 отвечает:

— за перпендикулярность вертикальных осей демпфера относительно плоскости струнной одежды музыкального инструмента;

— за надлежащее отстояние демпфера от отверстия в направляющей, при котором проволока демпфера входит в него на принципах перпендикулярности к плоскости направляющей и соосности с отверстием.

Плечо №2 отвечает:

— за вхождение конца проволоки в отверстие в капсюле на принципе соосности с ним при условии параллельной соосности верхнего (выше плеча №2) и нижнего (ниже плеча №2) участков проволоки.

Оба плеча отвечают ещё и за незыблемость и неизменяемость вышеперечисленных принципов и условий как при нахождении узлов контрклавиатуры в состоянии покоя, так и при подъёме демпферов.

Разберёмся в том, что происходит при нарушениях в регулировках контрклавиатуры, для чего рассмотрим предлагаемый ниже рисунок 9 и проведём по нему сравнительную (как должно быть и как бывает) диагностику негативных явлений и вызвавших их причин, а также неизбежных при работе неправильно отрегулированной контрклавиатуры не только видимых, но и скрытых последствий.

В левой части рисунка изображены правильные формы всех деталей узла контрклавиатуры и их правильное соположение, при которых контрклавиатура должна работать безупречно.

Теперь внимательно рассмотрим изображение в правой части в статике, а также вообразим, что будет происходить при работе контрклавиатуры в таком состоянии.

Здесь мы видим, что хотя демпфер и лежит на струнах правильно и, возможно, даже умудряется как-то гасить колебания струн (что порождает иллюзию его «отрегулированности»), но:

— между его осями симметрии и проволокой отсутствует прямой угол, отчего демпфер лежит на струнах правильно, но при этом проволока входит в отверстие направляющей не соосно, под косым углом, создавая при работе демпфера повышенное трение проволоки о гарнировку отверстия и ведя не только к ускоренному её истиранию, но и к отклонениям положения демпфера при его подъёме и последующем опускании его на струны «по косой», то есть касания струн не сразу всей плоскостью (причины – отсутствие «прямоугольности» в сочленении «демпфер-проволока» и плечо №1 слишком коротко);

— у верхнего (выше плеча №2) и нижнего (ниже плеча №2) участков проволоки отсутствует параллельная соосность, отчего нижний конец проволоки, входя в отверстие капсюля тоже под косым углом и по этой причине давя на его правую и переднюю стенки, принудительно отклоняет узел в целом вправо и капсюль вперёд, нарушая базовый принцип их вертикальности, а также создаёт напряженные перекосы во всех осях узла, повышающие трение в сочленениях их деталей и также ведущие к их ускоренному износу;

— поскольку ось сочленения «демпфер-проволока-узел» имеет дугообразную форму, а проволока входит в отверстие направляющей всего лишь в начале этой дуги, по мере подъёма демпфера давление на гарнировку отверстия будет усиливаться и демпфер, поднимаясь вверх, будет ещё и отклоняться по отношению к пианисту влево и вперёд, а также по той же траектории возвращаться назад (если, разумеется, при слишком большом перекосе проволоки в отверстии направляющей его не заклинит). На работе демпфера с плоским фильцем (пушель) движение по такой траектории может сказаться незаметно, но демпфер с желобкообразным фильцем, а тем более с клиновидным, опускаясь на струны, будет в первую очередь, как уже было сказано ранее, касаться бочком одной струны, а уж потом, в конце опускания – обеих, если, конечно, трение бочком об одну струну позволит ему надёжно опуститься и на вторую. Но может и не позволить или позволить всего лишь до лёгкого касания второй струны, а об эффекте лёгкого касания клиновидного демпфера струны бочком опытные фортепианные мастера хорошо знают;

— нетрудно догадаться, что к тому же сумма вышеописанных трений в контрклавиатуре неизбежно добавится к трениям в механике, усиливая статическое и динамическое сопротивление нажиму клавиш фортепиано.

Имеет смысл также рассмотреть, что происходит при так называемом принудительном восстановлении соосности нижнего конца проволоки и отверстия в капсюле, что часто может вызвать появление нежелательных призвуков, хотя ничто, казалось бы, это явление не предвещало. Как мы видим на рисунке 10 ниже, такое происходит, когда при частично вывинченном винте капсюля нижний конец проволоки входит в отверстие капсюля под углом (левые части всех изображений), часто незаметным в силу его малости, а при затяжке винта (правые части всех изображений) вынужденно прижимается к стенке отверстия, становясь параллельным ей. Затяжка винта в такой ситуации приводит к дополнительному упругому изгибанию проволоки демпфера и упиранию её в кромку отверстия в направляющей, отчего демпфер слегка наклоняется в продольном (левое изображение) или поперечном (среднее и правое изображения) направлении, при котором нарушается плотность прилегания всей поверхности фильца демпфера к струнам.

Самым неприятным образом это явление отражается на хорах, где фильц демпфера имеет клиновидную форму (правое изображение) и где демпфер по причине наклона плотнее прилегает «щёчкой» к одной струне, а второй струны противоположной «щёчкой» едва касается или не касается вовсе.

На этом проблематизацию функционирования неотрегулированной или плохо отрегулированной демпферной системы можно считать законченной. Далее начнём разбираться в средствах, действиях и тонкостях процесса регулировки.

Итак, узлы нашей условной контрклавиатуры ранее были «установлены» в строго вертикальном положении, проблемы и последствия нарушения прямоугольности, соосности, в том числе параллельной, исследованы, ответы на вопросы, какие элементы форм за что отвечают, учтены – и теперь можно приступать к рассмотрению процедур и операций регулировки непосредственно демпферов.

Как уже было сказано ранее, плечо №1 проволоки демпфера отвечает за два элемента формы – прямой угол между проволокой и нижней плоскостью деревянной части демпфера и величину отстояния от отверстия в направляющей демпферов, которая обеспечивает вхождение проволоки в это отверстие тоже под прямым углом и с соблюдением соосности с ним, с сохранением при этом ориентации демпфера относительно хора струн.

На левом изображении в левой части рисунка 11 мы видим, что демпфер сдвинут относительно хора струн вправо, а в том же изображении в правой части влево. Для достижения правильного совмещения демпфера с хором струн в первом случае упомянутое плечо на проволоке у самого демпфера следует удлинить (правая часть левого изображения), а во втором укоротить (правая часть правого изображения). И то, и другое делают посредством «переизгибания» второго изгиба плеча с помощью ручного инструмента, именуемого тонкогубцами, контролируя в режиме итерации (попеременно) два параметра: во-первых, достаточна ли длина плеча для беспрепятственного вхождения проволоки демпфера, правильно соположенного с хором струн, в отверстие направляющей под прямым углом; во-вторых, имеется ли при этом прямой угол между проволокой и нижней плоскостью деревянной части демпфера в обеих его проекциях, фронтальной и боковой. Если в боковой проекции прямой угол можно проверить с помощью угольника, то остальное контролируют визуально (полагаясь на глазомер, то есть на «глаз-алмаз»). Например, для облегчения проверки прямого угла во фронтальной проекции рекомендуют следующий приём (рис. 12).

Поскольку боковины деревянной части демпфера находятся под прямым углом к его нижней плоскости, достаточно уложить демпфер свободной от проволоки боковиной на ровную поверхность (слегка прижав, если фильц, как бывает иногда, выступает за габариты деревянной части) и визуально проконтролировать параллельность проволоки относительно опорной поверхности.

Примечание : Здесь пора, наконец, возвратиться к примечанию, в котором было рассказано о случаях непараллельности плоскостей струн и штульрамы вследствие наклона плоскости струн относительно горизонтали, как это показано на левом изображении на рис. 13.

Сталкиваясь с незнакомым обстоятельством, всегда приходиться придумывать, как в таких случаях действовал бы я сам, чем и делюсь.

Угол наклона плоскости струн, полагаю, всегда бывает невелик, поэтому вышеупомянутая непараллельность может быть выявлена только путём проверки соположения проволоки демпфера и плоскости штульрамы с применением того же прямоугольного угольника. Возможно, имеет смысл проводить такую проверку во всех случаях перед операцией креповки проволок, потому что, как говорилось ранее, «глаз – далеко не всегда алмаз». Если отклонение оси проволоки от перпендикуляра относительно штульрамы незначительно, им можно пренебречь, потому что капсюль демпфера, имея возможность отклонения и слегка отклоняясь «на или от пианиста», такое отклонение компенсирует. Если же отклонение значительно (что теоретически возможно, но на практике представить достаточно трудно), то восстановление перпендикулярности следует выполнять путём дополнительного углового изгибания проволоки в месте, указанном на рисунке как «Место гибки». В дальнейшем демпфер с проволокой, подогнутой таким образом, можно использовать в качестве шаблона для правки проволок других демпферов. Все остальные процедуры и операции следует проводить по той же технологии, что и в условиях параллельности плоскостей струн и штульрамы.

Теперь можно начинать осуществлять регулировку демпферной системы, последовательно, демпфер за демпфером, для чего перед установкой демпферов, креповкой их проволок и фиксацией концов проволок в отверстиях капсюлей очень важно установить высоту расположения капсюлей демпферов над штульрамой, как это показано на рис. 14.

Эту высоту определяют и устанавливают следующим образом:

— на механике рояля, установленной на ровной поверхности, измеряют расстояние от этой поверхности до поверхности войлока на задних концах клавиш сначала в не нажатом, а затем в нажатом их состоянии, обе величины складывают и делят на два. Это есть высота полухода молотка, с которой должен начинаться подъём демпфера;

— устанавливают на место (под лейстик подъёма демпферов) палку педали forte ;

— между палкой и лейстиком, приподняв лейстик, устанавливают врéменную проставку, подобрав её по толщине так, чтобы, опущенный на неё лейстик поддерживал пилоты на высоте, при которой нижние контактные поверхности ложек демпферов установились по отношению к поверхности штульрамы на расчётной высоте полухода молотков;

— опускают на себя капсюль регулируемого демпфера;

— вводят проволоку демпфера в отверстие направляющей и укладывают демпфер на струны хора;

— ориентируют демпфер по струнам хора и, поскольку центр тяжести у него смещён, придерживают его свободной рукой так, чтобы проволока приобрела вертикальное положение;

— мысленно прочерчивают конфигурацию будущего плеча №2 (левое изображение на рис. 13), — на левом изображении на рисунке это прерывистая красная линия, — чтобы, во-первых, эта линия проходила по центру отверстия в капсюле демпфера и, во-вторых, чтобы при этом угадывалась будущая параллельная соосность между верхним и нижним участками проволоки;

— в соответствии с конфигурацией воображаемой линии производят формирование плеча №2 (правое изображение нра рис. 13) посредством двойного изгибания проволоки, корректируя углы изгибов так, чтобы, во-первых, желаемая параллельная соосность установилась и, во-вторых, чтобы конец проволоки демпфера оказался сориентированным точно на центр отверстия в капсюле;

— поднимают капсюль в рабочее положение;

— вводят конец проволоки в отверстие капсюля и закрепляют его винтом капсюля.

Важно также упомянуть, что при креповке демпферных проволок установка узлов контрклавиатуры на лейстик несёт на себе ещё одну важнейшую функцию. Дело в том, что и деревянная пластина лейстика в силу различных обстоятельств (например, деформации от изменений влажности), и наклеенный на неё фильц (дефекты при изготовлении или неоднородные уплотнения местами как последствия эксплуатации) могут не представлять собой идеально ровную поверхность. Поэтому даже если произвести безупречную установку демпферных ложек по высоте без опоры пилотов на лейстик, в последующем, когда при нажиме педали forte их подъём будет обеспечиваться подъёмом лейстика, они будут подниматься неодновременно и не на одинаковую высоту, что вызывает негативные ощущения у многих профессиональных пианистов.

Теперь рассмотрим особенности и сложности производства вышепоименованных изгибов, а также рекомендацию по поводу средства выполнения такой работы. Не имея специализированного инструмента для креповки (гибки) проволоки, именуемого крепцанги, производить изгибание проволоки, что называется, по месту, чрезвычайно сложно. Для этого сидеть приходится низко перед штульрамой, чтобы видеть, что делаешь, работая в глубине ниши для механики одной рукой, потому что при этом второй рукой приходится придерживать демпфер сверху на струнах хора, сохраняя его правильную ориентацию. Выполнять же эту работу на извлечённом демпфере, используя при этом какие-нибудь мерительные инструменты, которые бы обеспечивали получение надлежащей конфигурации проволоки, означает, во-первых, растянуть работу на долгое-долгое время, а во-вторых, не иметь надёжных гарантий точности получаемого результата. На такой случай поделюсь личным опытом.

У многих фортепианных мастеров регулировка демпферных систем роялей случается нечасто, поэтому крепцанги имеются далеко не у каждого. Да к тому же далеко не каждый имеет возможность их приобрести или приобрести без проволочек и сложностей. Когда-то, получив заказ на выполнение такой работы, с отсутствием специализированного инструмента столкнулся и я. Попробовал было обойтись, чем попало, и понял, что это крайне непродуктивно и что технологически гораздо выгоднее решить вопрос радикально. Взял небольшие пассатижики, длиной всего 160 мм, и с помощью круглого и плоского напильников на одной губке проточил аккуратную ложбинку, а на другой выпуклость. И получились самые что ни на есть заправские крепцанги (см. фото ниже). Причём миниатюрные, которые удобно носить с собой на вызовы по роялям. У кого крепцанг ещё нет, но могут понадобиться, рекомендую повторить.

К вышеизложенному следует добавить, что на фиксации винтом конца проволоки в отверстии капсюля регулировка отнюдь не закончена, поэтому переходим к описанию завершающей стадии в процессе регулировки демпферной системы рояля. И здесь нам придётся разбираться в некотором количестве мелочей, которые могут показаться пустяками, но каждая из которых способна свести всю проделанную прежде работу на нет.

Введя конец проволоки демпфера в отверстие капсюля спешить затягивать его винт не следует, потому что именно после затяжки, когда кажется, что система отрегулирована, незамеченные мельчайшие неточности креповки могут начать проявлять себя в виде грязнящих общее звучание призвуков. Именно на этом этапе окончательная доводка системы требует тщательного контроля в режиме итерации нескольких параметров и, при необходимости, внесения в регулировки коррекций. Рассмотрим их в рекомендуемой последовательности, воспользовавшись приведённым ниже рисунком 15.

Сначала разберёмся с тем, что на нём изображено. На рисунке мы видим:

— нижние (ниже направляющей) части проволок демпферов в боковой и фронтальной проекциях, концы которых заправлены в отверстия капсюлей;

— достаточно явно выраженную (на рисунке всё для наглядности гиперболизировано) несоосность концов проволоки и отверстий в капсюлях, а также параллельную несоосность разделённых плечом №2 верхних и нижних участков проволоки;

— двойные чёрные параллельные дужки, символизирующие определённым образом ориентированные губки крепцанг, а также пары встречно направленных стрéлок, символизирующих направление приложения усилий с целью изменения конфигураций изгибов проволоки для устранения вышеперечисленных несоосностей;

— в окружности, обозначенной красной прерывистой линией, вид на капсюль сверху, в отверстие которого вставлен конец проволоки, явно несоосной с отверстием, о чём свидетельствует асимметричный зазор между краями отверстия и проволокой.

Причин у такой асимметрии две, причём может существовать как одна из них, так и обе вместе. Но это нужно проверять, потому что, как ни странно, даже при отсутствии соосности зазор, тем не менее, может быть и симметричным, если проволока входит в отверстие под углом, но при этом на входе её ось совпадает с центром отверстия. Проверяют это так: после введения конца проволоки в отверстие капсюля, придерживая одной рукой демпфер на струнном хоре в правильном положении, пальцем другой руки за демпферную ложку медленно приподнимают фигуру. Если проволока несоосна отверстию капсюля, пальцу передастся ощущение трения проволоки о стенки отверстия, а в конце подъёма проявится та самая асимметричность зазора. И тогда станет понятно, в какую сторону необходимо откорректировать изгибы плеча №2 (если присмотреться к рисунку, станет понятно, что нижний изгиб плеча всегда увеличивают в направлении зазора, а верхний уменьшают в направлении противоположном). Этим же приёмом ликвидируют и непараллельную соосность между верхним и нижним участками проволоки, и параллельную соосность между концом проволоки и отверстием с целью ликвидации этой параллельности и установления между последними просто соосности.

Только убедившись, что, во-первых, проволока демпфера входит в отверстие капсюля легко и свободно, то есть без трения о его стенки, во-вторых, капсюль при скольжении вверх и вниз по концу проволоки движется строго вертикально и никуда не отклоняется ни малейшим образом, а в-третьих, демпфер на протяжении всего подъёма капсюля за демпферную ложку фигуры не проявляет ни малейших признаков не то чтобы движения, а даже шевеления (иногда стенки отверстия капсюля легко скользят по проволоке, всё же входящей в капсюль под визуально почти не обнаруживаемым очень небольшим углом, и тогда в конце подъёма капсюля можно наблюдать легчайшее шевеление демпфера, которое непременно следует устранить), демпфер опускают на струны и, придерживая его в правильном положении относительно направления натяжения струн хора, винт капсюля затягивают.

И как раз именно при выполнении этой процедуры чаще всего происходит нарушение ориентации демпфера относительно хора струн. Причина заключается в том, что в пространстве отверстия капсюля при затягивании винта возникает и усиливается трение между торцом винта и проволокой демпфера, которое, вызывает на первый взгляд незначительную упругую деформацию проволоки, слегка скручивая её по оси (чаще всего по часовой стрелке вследствие наличия на винте правой резьбы). Однако эта «незначительная» деформация вызывает угловое смещение демпфера относительно направления струн хора в горизонтальной плоскости. Это угловое смещение может быть как зримым, так и неуловимым для взгляда в силу своей малости. Но в любом случае оно непременно негативно скажется на качестве работы демпферов.

Как его распознать? Для этого переносят внимание с капсюля на демпфер. Проще всего ликвидировать угловое смещение у демпфера с плоским фильцем (пушелем). Его всего-навсего нужно опять совместить по продольной оси с направлением струн хора. Но делать это, отпуская и снова затягивая винт, бессмысленно, потому что угловое смещение демпфера наверняка повторится. Поэтому для ликвидации углового смещения демпфера технологичнее другой приём. Нужно, не отпуская винта капсюля, участок проволоки непосредственно перед входом в отверстие капсюля надёжно зажать в пассатижи и, придерживая фигуру демпфера от смещения и наблюдая за демпфером, принудительно провернуть проволоку в капсюле на такой угол, который после съёма пассатижей обеспечит демпферу максимально приближённое к идеальному совмещение с направлением струн.

Процедура ликвидации углового смещения у демпферов с клиновидным или желобкообразным фильцем сложнее, потому что для качества их работы губительно угловое смещение даже «микроскопическое». Поэтому в отношении таких демпферов обойтись просто визуальной оценкой положения демпфера относительно струн непродуктивно, так как демпфер под весом деталей узла может «устроиться» между струнами (клиновидный) или на струнах (желобкообразный) по видимости правильно, а в реальности прижиматься участками фильца к струнам неравномерно. Поэтому здесь требуется более жёсткий контроль, который осуществляют следующим образом.

Приподнимая фигуру демпфера за ложку, поднимают демпфер над струнами и, медленно его опуская, внимательно наблюдают за тем, что с ним при этом происходит. Демпфер вышеописанного вида с угловым смещением, даже незначительным, входя фильцем в контакт со струнами и в дальнейшем «устраиваясь» между ними или на них, непременно совершит значительное или незначительное, но в любом случае визуально контролируемое вращательное движение. Понемногу поворачивая пассатижами проволоку в отверстии капсюля и всякий раз контролируя «поведение» демпфера, добиваются того, чтобы он в конце концов опускался на струны безо всяких, даже малейших, признаков углового смещения.

В процессе операции по ликвидации угловых смещений у части демпферов с клиновидным или желобкообразным фильцем может проявиться ещё один регулировочный дефект – боковое смещение. То есть демпфер, опускаясь на струны изначально или уже без признаков углового смещения, тем не менее слегка или значительно смещается всем «телом» вправо или влево. Этот дефект – продукт допущенных неточностей в процессе креповки проволок демпферов. Как его устранять, описано выше (то есть проволоку у таких демпферов надо «перекреповать»).

После устранения у всех демпферов угловых и боковых смещений возникает возможность осуществления акустического контроля качества их регулировки при возбуждении щипками каждой из струн хоров с лежащими на них демпферами. Но пока пилоты узлов контрклавиатуры подпирает лейстик, делать это бессмысленно, потому что демпферы пока прилегают фильцем к струнам неплотно. Перед производством акустического контроля проставку между палкой педали forte и лейстиком для подъёма демпферов следует убрать, чтобы лейстик опустился и больше не подпирал пилоты, и чтобы узлы контрклавиатуры повисли на демпферах всем своим весом. И только затем следует попытаться щипком возбудить каждую без исключения струну хоров с демпферами. Струны должны не только не возбуждаться, но и не производить никаких призвуков. Если же какая-то струна либо возбудится, либо будет производить призвуки, не следует сразу же бросаться устранить ошибки в регулировках, потому что причина не всегда в них, но до выполнения регулировок обнаружить её не было никакой возможности.

Итак, причин возникновения возбуждений или призвуков у струн с лежащими на них демпферами может быть три: либо это действительно результат допущенных ошибок и неточностей в регулировках, либо причина в дефекте фильца, либо струны хора расположены не в одной плоскости и потому демпферы полностью глушат колебания только в тех, которые находятся в более тесном контакте с их фильцем. Кстати, вовсе не исключено сочетание перечисленных причин.

Описание технологии поиска и устранения причин негативных акустических проявлений, которые связаны с темой «Регулировка демпферной системы рояля» не напрямую, а косвенно, в задачи данной статьи не входит. Тем более что в её начале была сделана ссылка на то, что в ходе описания процесса будет рассмотрена только регулировка на исправных и небракованных деталях и элементах системы. Поэтому ликвидацию дефектов фильца и выравнивание струн в плоскости вынесем за скобки данной статьи, в область дискуссий на форуме, чтобы у фортепианных мастеров была возможность поделиться знаниями и опытом и в этих областях. А здесь вернёмся к возникновению призвуков вследствие допущенных ошибок и неточностей в регулировках. И в таких случаях, собственно, посоветовать нечего, кроме как отнестись к узлам, демпферы которых допускают возникновение в струнах призвуков, как к неотрегулированным (при акустическом контроле выделить такие узлы не составляет труда), и провести их «перерегулировку» по вышеописанной технологии.

И здесь существует ещё одна тонкость, которая в некоторых случаях позволяет устранить призвуки в струнах двухструнных или трёхструнных хоров, возникающие вследствие невозможности выполнить регулировки на глазок с идеальной точностью, не производя перерегулировок целиком. Рассмотрим и её.

Обнаружив такой хор с призвуками в струнах после удара по ним молотка, опускаем демпфер на струны и возбуждаем струны одну за другой щипком. При этом чаще всего будем наблюдать следующую картину (рис. 16)

Крайняя (левая или правая) струна будет производить призвук, фонить (назовём такую струну фонящей), а другая крайняя струна окажется глухой. В таком случае на проволоку демпфера чуть ниже участка, который при подъёме демпфера входит в отверстие направляющей, следует наложить крепцанги и в несколько приёмов слегка их сжимать. Назовём такую операцию микродоводкой. Внизу изображений нарисованы параллельные дýжки, символизирующие губки крепцанг, и стрéлки, символизирующие направление сжатия. Следует обратить внимание на то, что губки крепцанг накладываются таким образом, чтобы при тончайшей гибке проволоки получить микронаклон демпфера в сторону фонящей струны. Крепцанги сжимают, как уже было сказано, в несколько приёмов, всякий раз проверяя реакцию фонящей струны щипками. Как только она перестанет фонить, следует проверить противоположную струну хора, не появились ли призвуки в ней вследствие чрезмерного перегиба. Если все струны хора стали глухими, операцию по микродоводке можно считать завершённой.

А статью завершим следующим образом. Конструкция рояля обычно рассчитана так, чтобы фигура демпфера в начале хода демпфера была опущена под небольшим углом относительно условной горизонтальной линии, в середине с этой горизонталью совпала, а к концу хода поднялась относительно горизонтали под таким же углом, под каким в начале хода была опущена (см. рисунок 17).

При вышеупомянутых условиях перемещение проволоки происходит в пределах габаритов отверстия в направляющей, люфт которого позволяет ей перемещаться в отверстии в вертикальном направлении с очень незначительными отклонениями по горизонтали и без такого трения о его стенки, которое вызывало бы сбои в функционировании демпфера. Из этого следует, что правильно отрегулированная высота демпферной ложки должна обеспечивать горизонтальное положение фигуры именно в середине хода демпфера.

И, наконец, последнее – регулировка высоты подъёма демпферов при нажиме на клавиши, а также свободного и рабочего ходов педали forte .

При отсутствии сил инерции высота подъёма демпфера определялась бы высотой подъёма заднего конца клавиши, поднимающей узел за ложку. Но при резком нажиме на клавишу демпферный узел (включая и демпфер) приобретает инерцию, которая, если подъём демпфера не ограничить, «подбросит» узел выше с отрывом демпферной ложки от конца клавиши, а затем он упадёт вниз, опять уткнувшись ложкой в конец клавиши, и пианист непременно почувствует это на своих пальцах. Чтобы такого не происходило, в конструкции рояля существует регулируемый по высоте ограничительный лейстик, который следует закрепить нижней кромкой фильца ограничителя чуть выше остановки хода демпфера (обычно рекомендуют ок. 2 мм) при медленном нажиме на клавишу.

Понятно, что установка ограничителя демпферов одновременно определяется и ограничением подъёма демпферов при нажиме клавиш, и ограничением их подъёма осуществлением рабочего хода педали forte (здесь, похоже, требуются компромисс или иное решение, которые полезно было бы обсудить коллегиально), а начинается этот рабочий ход с момента, когда при нажиме на педаль forte палка педали поднимает лежащий на ней лейстик для подъёма демпферов до контакта с пилотами фигур демпферов. Ход педали до этого момента называют свободным. Существует множество версий по поводу его величины и правильно было бы либо следовать одной из них, либо окончательно согласовывать её с пианистами. Например, на одной из конференций в Ассоциации фортепианных мастеров профессор московской консерватории Виктор Карпович Мержанов предложил её чуть ли не обнулить. В этом вопросе есть одно непреложное условие, несоблюдение которого неизбежно вызовет негативные акустические последствия. Это условие заключается в том, что в состоянии покоя лейстик никоим образом не должен контактировать ни с одним из пилотов фигур демпферов, чтобы не приподнимать ни один из демпферов над струнами (в том числе вследствие набухания фильца при повышениях влажности) даже на самую малейшую величину. Бесконтактное в отношении пилотов демпферов положение высоты лейстика регулируют посредством удлинения или укорочения длины палки педали forte .

Источник

Читайте также:  Человек чудак петряшева ноты для
Оцените статью