Дербенко девичьи страдания ноты

Учебное пособие «Играем в ансамбле» произведения Е.Дербенко в переложении для домрового ансамбля

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ГИМНАЗИЯ № 28 город Кострома

Произведения Е. Дербенков в переложении

для домрового ансамбля И. Уварковой

для учащихся средних и старших классов

ДМШ, ДШИ, учреждений дополнительного образования

Сборник « Играем в ансамбле» — учебное пособие, предназначенное для учащихся средних и старших классов детских музыкальных школ, школ искусств, учреждений дополнительного образования и хороший подарок педагогам в учебном многосложном процессе. Пособие составлено на основе принципа усложнения педагогических, технических и художественных задач – «от простого к сложному ».

Цели разработки учебного пособия «Играем в ансамбле»:

обобщить и систематизировать многолетний опыт работы с детьми в классе ансамбля русских народных инструментов;

оказать методическую помощь молодым специалистам — преподавателям в подборе яркого, интересного и доступного для исполнения учащимися репертуара для ансамбля русских народных инструментов;

формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;

формирование положительной мотивации к обучению на инструменте, воспитании юного музыканта;

Занятия музыкой играют большую роль как в формировании духовной культуры, нравственных качеств личности, так и в художественно — эстетическом развитии подрастающего поколения. История исполнительства на музыкальных инструментах восходит к древнейшим периодам формирования и развития человеческой культуры как основной составляющей духовной сферы человека.

Народное музыкальное инструментальное исполнительство занимает одно из ведущих мест в системе музыкально-эстетического воспитания и обучения. Основой народного инструментального исполнительства является коллективность. «Что касается вопроса привлечения масс в самых широких размерах к активному участию в искусстве, то ясно, что из всех других видов (искусства), наиболее подходящих для этой цели, является именно коллективное занятие музыкой на …. народных инструментах»- говорил русский композитор балалаечник, первый создатель и руководитель Великорусского оркестра В.В.Андреев.

Ансамбль — вид коллективного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре работали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.

Широкое распространение и популярность в профессиональном искусстве получили дуэты, трио, квартеты русских народных инструментов. Ансамбли всегда пользуются неизменным успехом у слушателей благодаря их широким художественно-выразительным и техническим возможностям.

Моя задача, педагога-музыканта — воспользовавшись такой популярностью народного искусства на современном этапе, привлечь большее число учащихся к этому виду творчества, воспитать в них хороший музыкальный вкус методом коллективного исполнительства в ансамбле.

Умение играть в ансамбле – важный этап в развитии любого современного музыканта. Только игра в ансамбле может по – настоящему научить слышать не только себя, но и других. Ансамблевое исполнительство развивает ритмическую точность и музыкальный динамизм во всех его оттенках, вырабатывает умение соразмерять свою художественную индивидуальность, свои технические приемы с индивидуальностью, стилем и приемами игры партнеров, что дает слаженность, стройность и высокую художественную ценность исполнения в целом.

Коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах. Для учащихся средних способностей, игра в ансамбле становится нередко, единственной возможностью участвовать в концертном выступлении, что, несомненно, способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению.

В ансамбле у детей быстрее развивается мышление и воображение, понятие звукового баланса, формируется находчивость и сообразительность. Необходимость считаться с партнером тренирует быстроту реакции. Более слабый ученик подтягивается, более сильный – облагораживает игру в ансамбле, порой в ущерб своим музыкальным амбициям, учится подчиняться единому замыслу и оба ученика становятся единым целым.

Игра в ансамбле позволяет значительно расширить репертуар и формы его изучения. Домра, балалайка ограниченные в плане диапазона инструменты, а на начальных этапах обучения многие учащиеся испытывают и чисто физические затруднения при исполнении двойных нот, аккордов. К тому же адаптация ученика к инструменту зачастую отнимает у произведения глубину и насыщенность. Переложение произведений для 2-3 инструментов делают их более легкими, доступными. Ученики получают возможность более широко знакомиться с музыкальной культурой, а произведения звучат более ярко и насыщенно. Возрастают технические и творческие возможности, обогащается динамическая и тембровая окраска произведения. Играть становится намного интереснее, а результат получается более ярким, чем при сольном исполнении.

Ансамблевое музицирование отчасти помогает решить проблему боязни сцены. Многие дети, даже при очень хорошей подготовке в классе, на сцене теряются. Их исполнение звучит невыразительно, а иногда просто неудачно. Выход на сцену в составе ансамбля позволяет почувствовать поддержку товарищей или педагога и снимает чрезмерную нервозность перед выступлением. Особенно это хорошо отрабатывается на начальном этапе, когда учащимся предлагаются партии в унисон или с небольшими различиями, а также партии с одинаковым ритмическим рисунком.

Особенно важным считаю, развивать вкус к игре в ансамблях на начальном этапе обучения и уделять больше внимания современной игре на инструменте.

Репертуар – основа творческой деятельности любого художественного коллектива. Добротный высококачественный репертуар для ансамбля русских народных инструментов стимулирует рост исполнительского и художественного мастерства участников и одновременно способствует развитию художественных вкусов публики.

В педагогической деятельности мы ощущаем постоянную потребность в выборе оригинального репертуара для домрового ансамбля. Правильный подбор репертуара с учетом творческих возможностей участников ансамбля является важным фактором, способствующим воспитанию и развитию навыков ансамблевой игры. В репертуар необходимо включать произведения, различные по стилю, характеру и форме, обработки народных песен и танцев, оригинальные произведения, произведения современных композиторов и т.д.

Очень внимательно и осторожно подхожу к переложению произведений Е.Дербенко для ученического домрового ансамбля. В этом случае нет необходимости полностью вкладывать все голоса в партитуру. Достаточно выделить главные: мелодию, гармоническое сопровождение, бас и другие элементы музыкальной ткани, определяющие основной характер, и на этой основе создаю инструментовку произведения, которое в ансамблевом звучании не только не потеряло бы своего лица, а за счет переосмысления приобрело бы новые качества. В этом случае умение педагога сделать интересное переложение для ансамбля любого музыкального произведения становится актуальным на современном этапе обучения. Данный сборник решает эти задачи, он помогает расширить рамки педагогического репертуара и соответствует требованиям ансамблевой игры.

В связи с этим актуальность создания сборника «Играем в ансамбле» заключается в решении проблемы педагогической и методической помощи как педагогам, так и учащимся

Следует тщательно отбирать произведения, имеющие художественную ценность, сочетающие интересное содержание с совершенством формы, с оригинальными и разнообразными выразительными средствами, способными по-настоящему увлечь слушателей и раскрыть артистические дарования исполнителей.

Сегодняшнего слушателя трудно увлечь игрой несложных или художественно неубедительно исполненных пьес. Нужны яркие, запоминающиеся, эмоциональные произведения, доставляющие истинное эстетическое удовольствие, таковыми и являются пьесы Е.Дербенко.

Новизна сборника «Играем в ансамбле» состоит в представлении новейшего методического материала в области обновления разнообразного ансамблевого репертуара

Поэтому, подбирая репертуар для ансамбля народных инструментов, следует учитывать не только учебные задачи, но и представлять конечную цель его работы — концертные выступления.

Предлагаемый сборник включает в себя пять ярких, доступных пониманию ребенка произведений Евгения Дербенко, которые являются лучшими образцами домрового ансамблевого репертуара. Играя эти пьесы, учащиеся получат не только большую пользу, но и истинное удовольствие от общения с прекрасной музыкой, потому что каждая пьеса в этом сборнике вызывает желание ее сыграть. Не менее интересен и полезен сборник будет и для любительских домровых ансамблей.

Евгений Петрович Дербенко – композитор, заслуженный деятель искусств России, концертирующий музыкант, баянист, талантливый педагог.

Студенты его класса успешно выступают на Всероссийских и Международных конкурсах учащейся молодежи. Педагогические успехи, в немалой степени, заключены в отношении к методической литературе.

Большое внимание в своем многогранном творчестве Евгений Дербенко уделяет, так называемому, «педагогическому репертуару».

Данный сборник объединил в себе пьесы для ансамбля домр, которые отличаются необыкновенной выразительностью музыкального материала,позволят украсить репертуар начинающих свое движение по ступенькам профессионального мастерства домристам и разнообразить, обогатить программы уже овладевших основными навыками игры на домре.

«Сельские зори» – маленькая пьеса для пяти домр (две – домры малые 1, две – домры малые 2 и альтовой домры); аккомпанирующие инструменты – это фортепиано и гитара, также по возможности бас-гитара. В цифрах 1 и 2 главная партия находится у вторых малых домр. При работе над ансамблевым исполнением, педагогу необходимо обратить внимание на то, чтобы ясно прослушивалась основная мелодическая линия, чтобы фактура не заглушала мелодию, а бас служил хорошей метроритмической основой. Очень важно, чтобы все исполнители применяли в унисон один и тот же штрих (или прием), ньюанс, темп и тембр. В каждой группе нужно выбрать концертмейстера, т.е. преуспевающего учащегося, который должен показать начало вступления и окончание пьесы кивком головы и глазами. В цифре 3 – главную партию исполняют домра малая 1 и 2 в терцию. Это предполагает наличие синхронного ансамблевого звучания. Здесь надо обратить внимание на ритмическую точность и выбор нужного тембра исполнителей. Повторяемость мотивов пьесы в цифре 4 дает возможность быстро освоить текст и является хорошим средством реализации художественного образа.

«Приволжские вечера» — пьеса 3-хчастной формы и по характеру похожа на предыдущую пьесу. Исполнять надо напевно, не спеша, проникновенно, выражая художественно-образное содержание данной пьесы.

Начинают пьесу домра альт и колокольчики – тихо, издалека. Фортепиано здесь можно исключить и это даст необыкновенный колорит звучания. Вступление домр малых2 приводит к усилению динамики и утверждению главной темы. В цифре 3 появляется новая тема у первых малых домр. Подголоски темы звучат у колокольчиков как эхо. Далее главная тема звучит в терцию у домр малых. Динамика усиливается в цифре 4 , подголосок темы уже появляется не только у колокольчиков, но и у альтовой домры и фортепиано, который звучит настойчиво на динамическом нарастании.Цифра 5 – кульминация произведения. Ребѐнок должен понять замысел композитора и создать музыкальный образ произведения. Исходя из опыта исполнения этой пьесы в ансамбле, создается благоприятная почва для коллективной ответственности за интерпретацию произведения.

Пьеса «Испанский танец» вводит слушателей в атмосферу праздничной и солнечной Испании. Это один из самых страстных танцев во всем мире, который отражает темперамент и огонь южных жителей. Встречающиеся яркие пассажи требуют от исполнителей определенной технической подготовки (умение исполнять различные украшения, синкопированный ритм, игра аккордами, мельчайшие длительности и паузы и

т.д.); выработка навыков одновременного звукоизвлечения, отработка ньюансов «форто» и «пиано», работа над общим темпом и достижение метроритмического единства. Вся работа над этим произведением станет хорошим результатом воспитания важнейшего качества ансамблевого исполнительства – чувства партнерства.

«По улочке вечерком»(переложение с баянного дуэта, 2014г.) и «Играем джаз» — это самые большие пьесы по масштабу. Они предназначены для ансамблей старших классов, которые предполагают уже достаточную техническую оснащенность учащихся, позволяющую исполнять равноценные по степени трудности домровых партий. Очень важно определить правильный темп этих произведений, не затянуть, сохраняя движение в пьесе «По улочке вечерком» и не суетиться в пьесе «Играем джаз», также тщательно отработать все указанные в тексте замедления и ускорение темпа. Смена тональности, встречающаяся в произведении «По улочке вечерком», развивает музыкальный слух исполнителей. Концертное исполнения этих пьес развивает в юном музыканте метрическую устойчивость, чувство периодичности в гармонических оборотах, умение слышать партнера, чувствовать и контролировать свои действия, добиваться результата поставленных задач учителем.

Все произведения фактурно удобны, ярки и образны, способны заинтересовать самый широкий круг исполнителей. Введение в ансамбль шумовые музыкальные инструменты, такие как бубен, коробочка, треугольник, трещотка, кастаньеты, колокольчики и др. обладают особым характером звучания. Именно они задают музыке темп и дополняют ее оригинальными эффектами, подчеркивая красоту мелодии, что и придает «изюминку» звучанию ансамбля русских народных инструментов. Игра на шумовых музыкальных инструментах не требует специальной подготовки и знания нотной грамоты, что делает их доступными для учащихся младших классов. Важно, чтобы во всех формах работы творческая инициатива оставалась за учеником.

Данный репертуар способен пробудить у ребят уверенность в своих возможностях, активизировать интерес к занятиям.

Но включение в репертуар ансамбля этих произведений требует глубоких знаний теоретических основ музыки, т.к. эти произведения с развитой мелодической основой, со сложным ритмическим строением, с более быстрыми темповыми обозначениями, проведение мелодии в терцию, сексту, октаву, добавление подголосков, модуляция в другую тональность.

Пьесы прошли проверку временем, вошли в концертный репертуар домристов и могут быть использованы в концертной практике музыкантов. Те учащиеся, которые посещают ансамбль, развивают важные навыки: умение слышать все партии, согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения; развиваются навыки исполнительского самоконтроля, чуткости к исполнительским намерениям партнера, сценическому раскрепощению, яркости и стабильности выступлений.

Занятие в ансамбле — это подготовка ученика к игре в оркестре. Опытный руководитель оркестра всегда ощущает разницу в общении с оркестрантами, имеющими опыт ансамблевой игры или не имеющими такового. Как правило, первые из них обладают определенной темповой и ритмической гибкостью, хорошо чувствуют свою роль в группе, быстро воспринимают пожелания дирижера. Пройдя практику ансамблевой игры, учащиеся лучше адаптируются в оркестре народных инструментов. Занятия в больших коллективах сближают учащихся, развивают в них чувства взаимопонимание, коллективизм и товарищества.

Данный сборник пьес Е.Дербенко поможет преподавателям решать методические и творческие задачи в детских музыкальных школах, школ искусств, учреждений дополнительного образования на уроках ансамбля.

1.Бороздинов А. Инструментовка в детском оркестре. // Искусство в школе. – 2007г. №2. Стр. 40.

2.Васкевич В.С. К разработке теоретических основ формирования оркестрового мастерства. // Российская научно-практическая конференция.

— Оренбург. 2012г.Стр. 71.

3.Гермович Р. Ансамбль и оркестр в ДМШ. – Москва. Музыка. 2009г.

4.Зеленин В. М. Работа в классе ансамбля. — Минск. 2013г.

5.Куус И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащихся. – Москва, 2011г. Стр. 91.

6.Сондецкис С. Из опыта работы со школьным оркестром. — Москва. 2005г. В. 2. Стр. 130.

7.Прошко Н. Методические рекомендации для оркестров и ансамблей народных инструментов. – Минск. 2011г.

8.Беляев В. Особенности инструментовки для ансамбля и оркестра народных инструментов. – Москва. 2007.

9.Народная и эстрадная музыка. Сост. И.Болдырев. М., 2004 г.

Источник

Читайте также:  Speak softly love ноты для фортепиано
Оцените статью