Дербенко острый ритм ансамбль ноты

Дербенко острый ритм ансамбль ноты

Автор: Е. Дербенко
Год: 2009, 2010
Издательство: Орел: самиздат
Страниц: 32 + 22 + 24
Формат: PDF
Размер: 6,6 МВ
Язык: русский

Вашему вниманию предлагаются нотные издания: «Евгений Петрович Дербенко. Играем вместе. Сборник пьес для дуэтов баянов, аккордеонов, гармоней. Выпуски 1-3».

ВЫПУСК 1:

  • Полька-минутка
  • Пингвины
  • Простая кадриль
  • Однополчане
  • Солдатская походная
  • Песня военных корреспондентов
  • Кадриль «Новинка»

ВЫПУСК 2

  • На тройке
  • Шадринская кадриль
  • Вальс на русские темы
  • Лавровская кадриль
  • Славься, родная Россия!

ВЫПУСК 3

  • Швейцарская полька
  • Солнечная самба
  • Гирлянды (вальс-мюзет)
  • Остров надежды
  • Праздник

Источник

Дербенко острый ритм ансамбль ноты

Автор: Е. Дербенко
Год: 2008
Издательство: —
Страниц: 28
Формат: PDF
Размер: 1,3 МВ
Язык: русский

В сборник вошли произведения для гитары соло и для ансамблей гитаристов композитора Евгения Дербенко, который известен в первую очередь своими сочинениями для баяна, аккордеона, гармони.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Прелюдия (для 4 гитар)
  2. Вальс (для 3 гитар и ударных)
  3. Бразильский танец (для 4 гитар и ударных)
  4. На слонах по Индии (для 3 гитар)
  5. Вальс-шутка (для 2 гитар)
  6. Старинная гравюра (для 4 гитар и ударных)
  7. Фронтовой вальс (для 4 гитар)
  8. Прелюдия (гитара соло)
  9. Старинный танец (гитара соло)
  10. Тамбурин из Сюиты в классическом стиле (гитара соло)
  11. Вроде жиги (финал сюиты в 5-ти частях) (гитара соло)

Источник

Дербенко острый ритм ансамбль ноты

Новый репертуар для домры запись закреплена

Публикуем ряд сочинений Евгения Петровича Дербенко — заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, одного из популярных российских композиторов, работающих в жанре музыки для русских народных инструментов. Биография и контакты автора прилагаются.

Евгений Петрович Дербенко – известный российский композитор, педагог, заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов СССР (Московская композиторская организация), лауреат всероссийских и международных конкурсов, почётный работник среднего профессионального образования РФ, почётный гражданин города Орла.
После окончания ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных, с 1974 года Евгений Петрович работает преподавателем Орловского музыкального колледжа.
Вся разнообразная и весьма обширная деятельность композитора – педагогическая, творческая, исполнительская, просветительская – имеет выраженную патриотическую направленность.
Е. Дербенко является ведущим преподавателем предметно-цикловой комиссии «Инструменты народного оркестра» Орловского музыкального колледжа по классу баяна, аккордеона, гармони. За время работы подготовил десятки специалистов, успешно работающих в различных учреждениях культуры России и за её пределами.
Его воспитанники завоевали более 150-ти дипломов лауреатов первых премий и гран-при на конкурсах музыкантов-исполнителей самого высокого уровня. Среди них – лауреаты всероссийских и международных конкурсов Татьяна Скворцова, Наиля Хафизова, Светлана Михалис (аккордеон), Владимир Шарафеев (баян), Сергей Семёнов, Иван Тарусин, Михаил Кузьмин, Михаил Коломыцев, Павел Уханов, Сергей Андреев, Дмитрий Шилов, Михаил Морозов, Павел Фомин, Лия Брагина (гармонь).
С 1981 Е. Дербенко является художественным руководителем, солистом и автором репертуара ансамбля «Орловский сувенир», который гастролировал во многих городах России и за рубежом – в Болгарии, Польше, Германии, Бельгии, Финляндии, Швеции, Франции, Индии, Голландии и др. В 2009 году ансамбль стал лауреатом всероссийского фестиваля, посвящённого 65-летию Победы. В фонд Российского Всесоюзного радио вошли около 200 записей ансамбля, им записаны пластинки и компакт-диски. Все пьесы и обработки «Орловского сувенира» созданы Е. Дербенко.
В 1988 возник дуэт баянистов Орловской государственной филармонии Евгений Дербенко — Анатолий Кочергин, который становился лауреатом первых премий международных конкурсов в 1998 (г. Ржёв), 2000 (Нью-Йорк) и 2001 (Владивосток) гг. Самобытность репертуара, состоявшего из произведений Евгения Дербенко, виртуозность, ансамблевая слаженность неизменно покоряли аудитории российских и зарубежных слушателей.
Особая роль принадлежит Е. Дербенко в организации профессионального обучения игре на гармони. Впервые в России им была создана трехзвенная система обучения на данном инструменте, написана программа для музыкальных училищ, по которой с 1992 года он начал преподавать гармонь в Орловском музыкальном колледже.
Е. Дербенко стал первым профессиональным композитором в России, создавшим огромный репертуар для гармони. Это 6 концертов для гармони с оркестром русских народных инструментов; сюиты; яркие, красочные миниатюры; обработки народных мелодий; переложения классической музыки.
Организованный им ансамбль гармонистов Орловского музыкального колледжа отмечен дипломами всероссийских и международных конкурсов и фестивалей (2001 – Санкт-Петербург, 2011 – Москва).
Е. Дербенко известен как блестящий солист-исполнитель на русских гармонях и баяне. Особое внимание он уделяет созданию произведений для редких разновидностей гармоней – ливенской, саратовской, «черепашки» и др. Виртуозно владея игрой на этих инструментах, он активно их пропагандирует, выступая в России и за её пределами.
В период с 2009 по 2014 его авторские концерты с успехом прошли в залах Академии им. Гнесиных, ЦДРИ, Государственном концертном зале им. Чайковского (Москва), на международном фестивале баянистов в Санкт-Петербурге, на фестивале «Звёзды баяна» в Курске. Его гармонь звучала на международных фестивалях во Франции, Румынии, Хорватии, Словении, Белоруссии, Боснии и Герцеговине, Швеции. Его приглашают с авторскими концертами в различные города России.
Е. Дербенко участвует в работе жюри различных конкурсов музыкантов-исполнителей на народных инструментах. По его инициативе номинация «Гармонь» появилась на международных конкурсах в Кургане, Ржёве, Барнауле; он активно выступает с мастер-классами в России и за рубежом.
Благодаря усилиям композитора и сделанным им транскрипциям гармонистам стали доступны произведения Баха, Генделя, Чайковского, Паганини, Листа и др. классиков.
В журнале «Народник» (№4, 2009) в статье, посвящённой международному фестивалю «Баян и баянисты», где композитор выступил со своими учениками, отмечено:
«Евгений Дербенко – автор многих сочинений – горячо и справедливо любим в нашем баянном семействе. Он создал в Орле уникальную школу русской гармони, воспитал многих одаренных концертирующих гармонистов, сам прекрасно владеет и баяном и различными моделями гармоней. Концерт не оставил в зале равнодушных. Юмор, жизнелюбие и огромная любовь к России – все это грани творчества замечательного мастера и человека».
Произведения Е. П. Дербенко издаются в России, Германии, Белоруссии, Швейцарии, США, Украине, становятся обязательными на многих конкурсах, где часто он сам является членом или председателем жюри. В городах России проводятся конкурсы его имени. Его произведения стали наиболее исполняемыми на многих конкурсах всероссийского и международного ранга.
Е. Дербенко – автор более 3000 произведений в различных жанрах. Среди его сочинений музыка для оркестров, ансамблей, сольных народных инструментов, композиции к спектаклям, вокально-инструментальные сочинения (песни, кантаты, вокальные циклы), две одноактные оперы – «Великое посольство» и «Звезда России», поставленные в городах Орёл, Москва, Ярославль, Петрозаводск. Композиция «На краю земли» создана для Государственного русского народного хора; музыкально-хореографическая композиция «Московский двор» — для Государственного танцевального ансамбля «Берёзка». Его произведения в репертуаре известных российских музыкантов, народных артистов РФ – Фридриха Липса, Александра Склярова, Владимира Круглова, Людмилы Рюминой, Анатолия Беляева; лучших коллективов России – Государственного русского народного академического оркестра им. Осипова, оркестра Гостелерадио России им. Николая Некрасова, Государственного русского народного оркестра «Виртуозы Кубани», академического русского народного хора им. Пятницкого, Северного и Рязанского русских народных хоров и других известных коллективов. Многие сочинения премировались на всероссийских и международных конкурсах композиторов, 10 раз он получал дипломы всероссийских конкурсов патриотической музыки.
Творческая деятельность Е. Дербенко — композитора, исполнителя и педагога — отмечена Золотым знаком «Общественное признание». Он награжден Серебряным диском РАМ им. Гнесиных «За заслуги в баянном искусстве», отмечен премией фонда «Русское исполнительское искусство» (2002), в 2005 стал лауреатом национальной премии «Душа России», в 2007 удостоен премии Губернатора Орловской области «Лучший учитель 2007 года». В 2008 ему присвоено звание «Почётный гражданин города Орла», в 2009 он награждён медалью «За выдающиеся заслуги в баянном искусстве», в 2010 ему вручена медаль областного Совета ветеранов «За заслуги в ветеранском движении».
С большим успехом проходили выступления композитора в Белгороде, Санкт-Петербурге, Калуге, Ярославле, Могилеве, Петрозаводске, Туле, Курске, Витебске, Гомеле, Коломне, Москве и других городах России, а также за рубежом. Каждый авторский концерт Евгения Дербенко становится праздником народной музыки.
Год 60-летия композитора (2009) широко отмечался в России. В Орле прошёл его юбилейный концерт с участием лучших музыкантов России, Украины, Беларуси. В городе Сызрань состоялся юбилейный конкурс имени композитора Е. Дербенко, который стал проводиться регулярно. В Москве прошли авторские концерты в залах ЦДРИ и РАМ им. Гнесиных.
Его музыка, уходящая корнями в русское народное искусство, много дала и Орлу, ставшему для композитора родным.
В настоящее время Евгений Петрович Дербенко является одним из самых известных и популярных композиторов в России в жанре музыки для народных инструментов. Он продолжает активную творческую и преподавательскую деятельность.

Евгением Петровичем издано 17 сборников пьес для домры. Ниже приведен список популярных сочинений автора для домры:

1. Дербенко, Е. Дождик накрапывает [Ноты] : для ансамбля домр / Е. Дербенко
// Дербенко, Е. Юным домристам : пьесы для домры и фортепиано, для ансамбля домр /
исп. ред. А. Сомовой. – Тверь, 2005. – С. 16.
2. Дербенко, Е. Итальянский вальс [Ноты] : для домры / Е. Дербенко //
Круглов, В. Искусство игры на домре. – М., 2001. – С. 130-137.
3. Дербенко, Е. Лирическая миниатюра [Ноты] : для домры и фортепиано / Е.
Дербенко // Дербенко, Е. Юным домристам : пьесы для домры и фортепиано, для
ансамбля домр / исп. ред. А. Сомовой. – Тверь, 2005. – С. 7-9.
4. Дербенко, Е. Мелодия [Ноты] : для домры и фортепиано / Е. Дербенко //
Дербенко, Е. Прелюдия / сост. и исп. ред. А. Сомовой. – Курган, 2005. – С. 4-9.
5. Дербенко, Е. Монолог [Ноты] : для домры и фортепиано / Е. Дербенко //
Дербенко, Е. Юным домристам : пьесы для домры и фортепиано, для ансамбля домр /
исп. ред. А. Сомовой. – Тверь, 2005. – С. 10-11.
6. Дербенко, Е. Полька [Ноты] : для ансамбля домр и фортепиано, для ансамбля
домр / исп. ред. А. Сомовой. – Тверь, 2005. – С. 21-24.
7. Дербенко, Е. Полька «Первоклассница» [Ноты] : для домры и фортепиано /
Е. Дербенко // Дербенко, Е. Юным домристам : пьесы для домры и фортепиано, для
ансамбля домр / исп. ред. А. Сомовой. – Тверь, 2005. – С. 12-15.
8. Дербенко, Е. Прелюдия [Ноты] : для домры и фортепиано / Е. Дербенко //
Дербенко, Е. Прелюдия. Мелодия. Скерцо. Тарантелла / сост. и исп. ред. А. Сомовой. –
Курган, 2005. – С. 1-4 ; то же // Дербенко, Е. Юным домристам : пьесы для домры и
фортепиано, для ансамбля домр / исп. ред. А. Сомовой. – Тверь, 2005. – С. 4-6.
9. Дербенко, Е. Скерцо [Ноты] : для домры и фортепиано / Е. Дербенко //
Дербенко, Е. Прелюдия / сост. и исп. ред. А. Сомовой. – Курган, 2005. – С. 10-16.
10. Дербенко, Е. Сюита [Ноты] : для дуэта домр / Е. Дербенко // Дербенко Е.
Юным домристам : пьесы для домры и фортепиано, для ансамбля домр / исп. ред. А.
Сомова. – Тверь. – 2005. – С. 17-20.
11. Дербенко, Е. Тарантелла [Ноты] : для домры и фортепиано / Е. Дербенко //
Дербенко Е. Прелюдия / сост., исп. ред. А. Сомова. – Курган, 2005. – С. 16-23.
12. Дербенко, Е. Тарантелла [Ноты] : для домры, балалайки, баяна / Е.
Дербенко // Пьесы для трио народных инструментов / сост. А. Сомов. – Орел, 2008. – С.
17-33.

Источник

Учебное пособие «Играем в ансамбле» произведения Е.Дербенко в переложении для домрового ансамбля

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ГИМНАЗИЯ № 28 город Кострома

Произведения Е. Дербенков в переложении

для домрового ансамбля И. Уварковой

для учащихся средних и старших классов

ДМШ, ДШИ, учреждений дополнительного образования

Сборник « Играем в ансамбле» — учебное пособие, предназначенное для учащихся средних и старших классов детских музыкальных школ, школ искусств, учреждений дополнительного образования и хороший подарок педагогам в учебном многосложном процессе. Пособие составлено на основе принципа усложнения педагогических, технических и художественных задач – «от простого к сложному ».

Цели разработки учебного пособия «Играем в ансамбле»:

обобщить и систематизировать многолетний опыт работы с детьми в классе ансамбля русских народных инструментов;

оказать методическую помощь молодым специалистам — преподавателям в подборе яркого, интересного и доступного для исполнения учащимися репертуара для ансамбля русских народных инструментов;

формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;

формирование положительной мотивации к обучению на инструменте, воспитании юного музыканта;

Занятия музыкой играют большую роль как в формировании духовной культуры, нравственных качеств личности, так и в художественно — эстетическом развитии подрастающего поколения. История исполнительства на музыкальных инструментах восходит к древнейшим периодам формирования и развития человеческой культуры как основной составляющей духовной сферы человека.

Народное музыкальное инструментальное исполнительство занимает одно из ведущих мест в системе музыкально-эстетического воспитания и обучения. Основой народного инструментального исполнительства является коллективность. «Что касается вопроса привлечения масс в самых широких размерах к активному участию в искусстве, то ясно, что из всех других видов (искусства), наиболее подходящих для этой цели, является именно коллективное занятие музыкой на …. народных инструментах»- говорил русский композитор балалаечник, первый создатель и руководитель Великорусского оркестра В.В.Андреев.

Ансамбль — вид коллективного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре работали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.

Широкое распространение и популярность в профессиональном искусстве получили дуэты, трио, квартеты русских народных инструментов. Ансамбли всегда пользуются неизменным успехом у слушателей благодаря их широким художественно-выразительным и техническим возможностям.

Моя задача, педагога-музыканта — воспользовавшись такой популярностью народного искусства на современном этапе, привлечь большее число учащихся к этому виду творчества, воспитать в них хороший музыкальный вкус методом коллективного исполнительства в ансамбле.

Умение играть в ансамбле – важный этап в развитии любого современного музыканта. Только игра в ансамбле может по – настоящему научить слышать не только себя, но и других. Ансамблевое исполнительство развивает ритмическую точность и музыкальный динамизм во всех его оттенках, вырабатывает умение соразмерять свою художественную индивидуальность, свои технические приемы с индивидуальностью, стилем и приемами игры партнеров, что дает слаженность, стройность и высокую художественную ценность исполнения в целом.

Коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах. Для учащихся средних способностей, игра в ансамбле становится нередко, единственной возможностью участвовать в концертном выступлении, что, несомненно, способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению.

В ансамбле у детей быстрее развивается мышление и воображение, понятие звукового баланса, формируется находчивость и сообразительность. Необходимость считаться с партнером тренирует быстроту реакции. Более слабый ученик подтягивается, более сильный – облагораживает игру в ансамбле, порой в ущерб своим музыкальным амбициям, учится подчиняться единому замыслу и оба ученика становятся единым целым.

Игра в ансамбле позволяет значительно расширить репертуар и формы его изучения. Домра, балалайка ограниченные в плане диапазона инструменты, а на начальных этапах обучения многие учащиеся испытывают и чисто физические затруднения при исполнении двойных нот, аккордов. К тому же адаптация ученика к инструменту зачастую отнимает у произведения глубину и насыщенность. Переложение произведений для 2-3 инструментов делают их более легкими, доступными. Ученики получают возможность более широко знакомиться с музыкальной культурой, а произведения звучат более ярко и насыщенно. Возрастают технические и творческие возможности, обогащается динамическая и тембровая окраска произведения. Играть становится намного интереснее, а результат получается более ярким, чем при сольном исполнении.

Ансамблевое музицирование отчасти помогает решить проблему боязни сцены. Многие дети, даже при очень хорошей подготовке в классе, на сцене теряются. Их исполнение звучит невыразительно, а иногда просто неудачно. Выход на сцену в составе ансамбля позволяет почувствовать поддержку товарищей или педагога и снимает чрезмерную нервозность перед выступлением. Особенно это хорошо отрабатывается на начальном этапе, когда учащимся предлагаются партии в унисон или с небольшими различиями, а также партии с одинаковым ритмическим рисунком.

Особенно важным считаю, развивать вкус к игре в ансамблях на начальном этапе обучения и уделять больше внимания современной игре на инструменте.

Репертуар – основа творческой деятельности любого художественного коллектива. Добротный высококачественный репертуар для ансамбля русских народных инструментов стимулирует рост исполнительского и художественного мастерства участников и одновременно способствует развитию художественных вкусов публики.

В педагогической деятельности мы ощущаем постоянную потребность в выборе оригинального репертуара для домрового ансамбля. Правильный подбор репертуара с учетом творческих возможностей участников ансамбля является важным фактором, способствующим воспитанию и развитию навыков ансамблевой игры. В репертуар необходимо включать произведения, различные по стилю, характеру и форме, обработки народных песен и танцев, оригинальные произведения, произведения современных композиторов и т.д.

Очень внимательно и осторожно подхожу к переложению произведений Е.Дербенко для ученического домрового ансамбля. В этом случае нет необходимости полностью вкладывать все голоса в партитуру. Достаточно выделить главные: мелодию, гармоническое сопровождение, бас и другие элементы музыкальной ткани, определяющие основной характер, и на этой основе создаю инструментовку произведения, которое в ансамблевом звучании не только не потеряло бы своего лица, а за счет переосмысления приобрело бы новые качества. В этом случае умение педагога сделать интересное переложение для ансамбля любого музыкального произведения становится актуальным на современном этапе обучения. Данный сборник решает эти задачи, он помогает расширить рамки педагогического репертуара и соответствует требованиям ансамблевой игры.

В связи с этим актуальность создания сборника «Играем в ансамбле» заключается в решении проблемы педагогической и методической помощи как педагогам, так и учащимся

Следует тщательно отбирать произведения, имеющие художественную ценность, сочетающие интересное содержание с совершенством формы, с оригинальными и разнообразными выразительными средствами, способными по-настоящему увлечь слушателей и раскрыть артистические дарования исполнителей.

Сегодняшнего слушателя трудно увлечь игрой несложных или художественно неубедительно исполненных пьес. Нужны яркие, запоминающиеся, эмоциональные произведения, доставляющие истинное эстетическое удовольствие, таковыми и являются пьесы Е.Дербенко.

Новизна сборника «Играем в ансамбле» состоит в представлении новейшего методического материала в области обновления разнообразного ансамблевого репертуара

Поэтому, подбирая репертуар для ансамбля народных инструментов, следует учитывать не только учебные задачи, но и представлять конечную цель его работы — концертные выступления.

Предлагаемый сборник включает в себя пять ярких, доступных пониманию ребенка произведений Евгения Дербенко, которые являются лучшими образцами домрового ансамблевого репертуара. Играя эти пьесы, учащиеся получат не только большую пользу, но и истинное удовольствие от общения с прекрасной музыкой, потому что каждая пьеса в этом сборнике вызывает желание ее сыграть. Не менее интересен и полезен сборник будет и для любительских домровых ансамблей.

Евгений Петрович Дербенко – композитор, заслуженный деятель искусств России, концертирующий музыкант, баянист, талантливый педагог.

Студенты его класса успешно выступают на Всероссийских и Международных конкурсах учащейся молодежи. Педагогические успехи, в немалой степени, заключены в отношении к методической литературе.

Большое внимание в своем многогранном творчестве Евгений Дербенко уделяет, так называемому, «педагогическому репертуару».

Данный сборник объединил в себе пьесы для ансамбля домр, которые отличаются необыкновенной выразительностью музыкального материала,позволят украсить репертуар начинающих свое движение по ступенькам профессионального мастерства домристам и разнообразить, обогатить программы уже овладевших основными навыками игры на домре.

«Сельские зори» – маленькая пьеса для пяти домр (две – домры малые 1, две – домры малые 2 и альтовой домры); аккомпанирующие инструменты – это фортепиано и гитара, также по возможности бас-гитара. В цифрах 1 и 2 главная партия находится у вторых малых домр. При работе над ансамблевым исполнением, педагогу необходимо обратить внимание на то, чтобы ясно прослушивалась основная мелодическая линия, чтобы фактура не заглушала мелодию, а бас служил хорошей метроритмической основой. Очень важно, чтобы все исполнители применяли в унисон один и тот же штрих (или прием), ньюанс, темп и тембр. В каждой группе нужно выбрать концертмейстера, т.е. преуспевающего учащегося, который должен показать начало вступления и окончание пьесы кивком головы и глазами. В цифре 3 – главную партию исполняют домра малая 1 и 2 в терцию. Это предполагает наличие синхронного ансамблевого звучания. Здесь надо обратить внимание на ритмическую точность и выбор нужного тембра исполнителей. Повторяемость мотивов пьесы в цифре 4 дает возможность быстро освоить текст и является хорошим средством реализации художественного образа.

«Приволжские вечера» — пьеса 3-хчастной формы и по характеру похожа на предыдущую пьесу. Исполнять надо напевно, не спеша, проникновенно, выражая художественно-образное содержание данной пьесы.

Начинают пьесу домра альт и колокольчики – тихо, издалека. Фортепиано здесь можно исключить и это даст необыкновенный колорит звучания. Вступление домр малых2 приводит к усилению динамики и утверждению главной темы. В цифре 3 появляется новая тема у первых малых домр. Подголоски темы звучат у колокольчиков как эхо. Далее главная тема звучит в терцию у домр малых. Динамика усиливается в цифре 4 , подголосок темы уже появляется не только у колокольчиков, но и у альтовой домры и фортепиано, который звучит настойчиво на динамическом нарастании.Цифра 5 – кульминация произведения. Ребѐнок должен понять замысел композитора и создать музыкальный образ произведения. Исходя из опыта исполнения этой пьесы в ансамбле, создается благоприятная почва для коллективной ответственности за интерпретацию произведения.

Пьеса «Испанский танец» вводит слушателей в атмосферу праздничной и солнечной Испании. Это один из самых страстных танцев во всем мире, который отражает темперамент и огонь южных жителей. Встречающиеся яркие пассажи требуют от исполнителей определенной технической подготовки (умение исполнять различные украшения, синкопированный ритм, игра аккордами, мельчайшие длительности и паузы и

т.д.); выработка навыков одновременного звукоизвлечения, отработка ньюансов «форто» и «пиано», работа над общим темпом и достижение метроритмического единства. Вся работа над этим произведением станет хорошим результатом воспитания важнейшего качества ансамблевого исполнительства – чувства партнерства.

«По улочке вечерком»(переложение с баянного дуэта, 2014г.) и «Играем джаз» — это самые большие пьесы по масштабу. Они предназначены для ансамблей старших классов, которые предполагают уже достаточную техническую оснащенность учащихся, позволяющую исполнять равноценные по степени трудности домровых партий. Очень важно определить правильный темп этих произведений, не затянуть, сохраняя движение в пьесе «По улочке вечерком» и не суетиться в пьесе «Играем джаз», также тщательно отработать все указанные в тексте замедления и ускорение темпа. Смена тональности, встречающаяся в произведении «По улочке вечерком», развивает музыкальный слух исполнителей. Концертное исполнения этих пьес развивает в юном музыканте метрическую устойчивость, чувство периодичности в гармонических оборотах, умение слышать партнера, чувствовать и контролировать свои действия, добиваться результата поставленных задач учителем.

Все произведения фактурно удобны, ярки и образны, способны заинтересовать самый широкий круг исполнителей. Введение в ансамбль шумовые музыкальные инструменты, такие как бубен, коробочка, треугольник, трещотка, кастаньеты, колокольчики и др. обладают особым характером звучания. Именно они задают музыке темп и дополняют ее оригинальными эффектами, подчеркивая красоту мелодии, что и придает «изюминку» звучанию ансамбля русских народных инструментов. Игра на шумовых музыкальных инструментах не требует специальной подготовки и знания нотной грамоты, что делает их доступными для учащихся младших классов. Важно, чтобы во всех формах работы творческая инициатива оставалась за учеником.

Данный репертуар способен пробудить у ребят уверенность в своих возможностях, активизировать интерес к занятиям.

Но включение в репертуар ансамбля этих произведений требует глубоких знаний теоретических основ музыки, т.к. эти произведения с развитой мелодической основой, со сложным ритмическим строением, с более быстрыми темповыми обозначениями, проведение мелодии в терцию, сексту, октаву, добавление подголосков, модуляция в другую тональность.

Пьесы прошли проверку временем, вошли в концертный репертуар домристов и могут быть использованы в концертной практике музыкантов. Те учащиеся, которые посещают ансамбль, развивают важные навыки: умение слышать все партии, согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения; развиваются навыки исполнительского самоконтроля, чуткости к исполнительским намерениям партнера, сценическому раскрепощению, яркости и стабильности выступлений.

Занятие в ансамбле — это подготовка ученика к игре в оркестре. Опытный руководитель оркестра всегда ощущает разницу в общении с оркестрантами, имеющими опыт ансамблевой игры или не имеющими такового. Как правило, первые из них обладают определенной темповой и ритмической гибкостью, хорошо чувствуют свою роль в группе, быстро воспринимают пожелания дирижера. Пройдя практику ансамблевой игры, учащиеся лучше адаптируются в оркестре народных инструментов. Занятия в больших коллективах сближают учащихся, развивают в них чувства взаимопонимание, коллективизм и товарищества.

Данный сборник пьес Е.Дербенко поможет преподавателям решать методические и творческие задачи в детских музыкальных школах, школ искусств, учреждений дополнительного образования на уроках ансамбля.

1.Бороздинов А. Инструментовка в детском оркестре. // Искусство в школе. – 2007г. №2. Стр. 40.

2.Васкевич В.С. К разработке теоретических основ формирования оркестрового мастерства. // Российская научно-практическая конференция.

— Оренбург. 2012г.Стр. 71.

3.Гермович Р. Ансамбль и оркестр в ДМШ. – Москва. Музыка. 2009г.

4.Зеленин В. М. Работа в классе ансамбля. — Минск. 2013г.

5.Куус И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащихся. – Москва, 2011г. Стр. 91.

6.Сондецкис С. Из опыта работы со школьным оркестром. — Москва. 2005г. В. 2. Стр. 130.

7.Прошко Н. Методические рекомендации для оркестров и ансамблей народных инструментов. – Минск. 2011г.

8.Беляев В. Особенности инструментовки для ансамбля и оркестра народных инструментов. – Москва. 2007.

9.Народная и эстрадная музыка. Сост. И.Болдырев. М., 2004 г.

Источник

Читайте также:  Все ноты скрипичного ключа рисунки
Оцените статью