- Как подобрать и сушить дерево для изготовления гитары: советы и тонкости
- Заготовка материала для изготовления гитары
- Особенности сушки дерева для гитары
- Естественная сушка
- Инфракрасная сушка
- Древесина для гитар. Российская действительность. (Часть 1)
- Рассказываем, как хранить гитару и при чём тут увлажнение.
- Как правильно хранить?
- Почему нужно увлажнять?
- Чем низкая влажность опасна для гитары?
Как подобрать и сушить дерево для изготовления гитары: советы и тонкости
Сушка дерева для гитары — процесс освоенный. Поэтому, если запастись терпением и усердием, можно изготовить музыкальный инструмент самостоятельно. Но прежде чем приступить к реализации своей мечты, следует познакомиться со всеми тонкостями гитарного дела: от сушки древесины до настройки звучания инструмента. Последнее, кстати, во многом зависит от выбора древесины и качества ее подготовки.
Где взять дерево для создания гитары? Есть два пути: купить в специализированном магазине или подготовить самостоятельно. Когда речь идет о желание полностью сделать инструмент своими руками, первый вариант не подходит. Значит, остается последний — приступить к заготовке древесины.
Заготовка материала для изготовления гитары
Первым делом нужно определиться с видом древесины и временем ее заготовки.
Традиционно деревом для деки выбирается клен, ель, дуб, ольха, ясень, липа, красное дерево или орех. Но стоит учесть, что ель, идеально подходящая для акустических гитар, не используется при создании электрических моделей. Их обычно делают из лиственных пород древесины, но не всех, а только перечисленных выше и некоторых экзотических: корина, гондурасский и африканский махагон, агатис. Для электробасов применяются также бубинга и венге.
Для грифа гитары должен использоваться материал самого высокого качества. Лучше всего подбирать древесину с прямыми волокнами, не имеющую узлов и дефектов.
Древесину для накладки, как правило, выбирают из таких пород как: слива, груша, клен, орех, палисандр, ферро, эбони (черное дерево).
Решение о том, из чего будет сделана гитара, является очень важным. Уныло звучащий инструмент практически невозможно доработать. Вот почему выбор материала, имеющего хорошие резонансные свойства, — первоочередная задача. Даже похожие породы дерева, ввиду разной структуры, могут звучать по-разному. Гитара из мягкой древесины звучит «глуше», из твердой — «ярче».
Однако это тема для отдельной статьи. Мы же остановимся на методах сушки древесины для гитары.
Особенности сушки дерева для гитары
Сделав деку и гриф из сырого или не до конца просушенного дерева, мастер закладывает мину замедленного действия. Полностью высохнув, материал изменит свою форму и размер, его поведет. Вот почему очень важно правильно высушить древесину.
Процесс этот длительный и требует большого запаса терпения. Тут работает правило: чем дольше дерево сохнет, тем лучше. Минимальные сроки просушки для липы и ольхи составляют 2-3 года, а вот подготовленного клена придется ждать 5 лет.
Во время сушки древесина должна находиться в сухом и теплом помещении. Ее торцы обязательно нужно заклеить, закрасить или запарафинить. Через торцы быстрее всего выходит влага, а их закупорка — это важная предупредительная мера образования трещин. Если оставить торцы нетронутыми, велика вероятность появления глубоких щелей, что существенно сократит количество материала, пригодного для использования.
Отказавшись от покупки готового набора заготовок для гитары и выбрав материал для ее изготовления, останется только определиться с методом сушки. Их всего два: естественная сушка и сушка с использованием нагревательных элементов.
Естественная сушка
Чтобы получить инструмент с отличным звучанием, нужно высушить исходный материал так, чтобы его влажность не превышала 18-20%. Этот процесс очень долгий и требует регулярной проверки веса и влажности древесины. Для контроля влажности используют специальный прибор — влагомер.
Для деки берется материал толщиной 45 мм, для грифа — 25 мм, остальные параметры зависят от предполагаемого размера изделия.
Сушить доски следует, сложив их слоями в теплом помещении (20°С) с влажностью воздуха не более 40-50%, без сквозняков и попадания прямых солнечных лучей. Между слоями нужно установить распорки для обеспечения хорошей вентиляции. Иначе одна сторона, высыхая быстрее, приведет к деформации доски. Нужно также учитывать, что центр доски часто остается более влажным, чем ее края. Перед использованием материала, важно добиться равномерной просушки.
Следует также опасаться появления плесени: если на поверхности доски возникнет белый налет, его нужно сразу же зашкурить, грибки развивается довольно быстро. Влажность в этом случае лучше снизить до 18%.
В сушке главное поймать правильный баланс между чересчур быстрым и чересчур медленным высыханием, чтобы избежать растрескивания и образования плесени. Процесс должен быть контролируемым. И если в какой-то период нет возможности «присмотреть» за материалом, лучше замедлить процесс, покрыв дерево пленкой.
И еще нюанс: первый слой материала должен быть уложен над землей на высоте не менее 30 см, а распорки следует разместить четко друг над другом.
Инфракрасная сушка
Естественная сушка хороша, но процесс идет мучительно долго. Поэтому в промышленности уже давно используются ускоренные способы сушки дерева: камерная, вакуумная, контактная, а также сушка в петролатуме и электрическом поле. В домашних условиях такие методы неприменимы. Но способ ускорить процесс все же есть!
Инфракрасная сушка — отличный вариант быстрой подготовки дерева к работе с использованием нагревательных элементов. Достаточно будет разместить инфракрасные термокассеты сверху и снизу подготавливаемых досок, чтобы превратить несколько лет естественной заготовки в несколько дней непрерывной сушки.
Инфракрасные приборы, часто используемые как бытовые обогреватели, идеально подходят для ускоренной сушки древесины. Получаемый с их использованием результат так же хорош, как и при естественной сушке. Материал сохраняет эластичность и не растрескивается.
Важно! Даже идеально изготовленная гитара может быть испорчена при неправильном хранении и транспортировке. Древесину может повести и изогнуть, если часто оставлять инструмент на сквозняке или в сыром помещении!
Источник
Древесина для гитар. Российская действительность. (Часть 1)
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Путь древесины начинается из леса. Чтобы получить из дерева гитару, нужно выполнить целый ряд подготовительных процедур! Сначала, перед тем, как стать гитарой, дерево превращается в древесину, то есть материал, пригодный для изготовления гитары.
Вообще, путь от дерева в лесу до материала, пригодного к гитаростроению кажется настолько очевидным, что как-будто и говорить не о чем. (Действительно, всего лишь спилить, высушить, распустить на подходящие заготовки, сделать гитару.)
Но давайте разберём некоторые нюансы! И приложим их к российской действительности!
Древесиной обычно профессионалы называют материал, получаемый из срубленного и очищенного от ветвей и коры ствола дерева. Значит дерево, чтобы стать древесиной должно пройти по крайней мере 3 процедуры.
Рассмотрим каждую по порядку.
1. Первым делом дерево нужно спилить (или срубить) и очистить от ветвей.
В России просто так, по своему усмотрению, вы это сделать не сможете — подобная процедура регламентируется Лесным кодексом. Следят же за его соблюдением — лесные хозяйства. Получается, что основная задача лесных хозяйств — ухаживать за лесом.
Они же обычно и заведуют заготовкой древесины. Но сами, как правило, заготовкой не занимаются — вся заготовка идёт через посредников. Точнее, не посредников, а заинтересованных лиц.
Как это обычно происходит?
У лесхоза есть несколько договоров с лесозаготовительными предприятиями. А у предприятия — есть техника, с помощью которой можно во-первых, завалить дерево и очистить ствол от сучьев, во-вторых, транспортировать заготовленные стволы дальше.
2. Вторым этапом, если смотреть на определение, следует очистить дерево от коры.
Этот этап обычно выполняется на пилорамах. Именно туда привозят брёвна после заготовки. Обычно сначала брёвна пилят и формуют из них доски. Специально кору с брёвен никто не очищает. (Если это не брёвна для строительства срубов, но это нас не интересует.)
И на выходе из пилорамы мы получаем разного вида доски. Как правило (99% случаев) — сырые. Таким образом получается т.н. «ДРЕВЕСИНА». Минимум, необходимый для получения из дерева материала выполнен. Т.е. из такого дерева, в принципе, уже можно делать какие-то изделия. Чувствуете подвох?
А подвох вот в чём: древесина, в первую очередь, — материал ПРИГОДНЫЙ для изготовления. Пригодна ли такая древесина нам? Пригодно ли сырое дерево для изготовления гитар? Чтобы она таковой являлась, её нужно соответствующим образом подготовить, если уж она распилена в сырые доски.
Во всяком случае, если вы хотите избежать множество проблем, которые могут произойти, если делать гитару из сырой древесины. (Каких? На этот вопрос ответ мы дадим чуть позже — в продолжении или на нашем информационном портале.)
А если быть точным — УСУШКА. (В чём разница? Рассмотрим!). Как правило, сушкой древесины занимаются уже другие люди: торговые фирмы, которые продают древесину. В зависимости от своих возможностей они применяют тот или иной способ сушки. Или не применяют его в принципе. Понятно, что это оптовые продавцы, имеющие дело с большим объемом древесины. Основной их интерес — побыстрее реализовать содержимое своих складов и обеспечить его сохранность в заданный период, сократив брак (т.е. количество такого материала, который не пригоден для использования).
Естественно каждый поставщик, обеспечивая заданную цену и качество ориентируется на своего клиента.И в целом ситуация такова:
Либо сушка не применяется в принципе: просто доски определённым образом складируются и (как можно скорее) продаются. Если такой пиломатериал залёживается на складе, он начинает цвести и портиться. Конечно его сохранность зависит в целом от условий хранения, но если материал не сушить — это так.
Либо применяется принудительная сушка.
Почему? Зачем это нужно?
Основная задача сушки: быстро выгнать из пиломатериалов влагу.
В первую очередь чтобы древесина не портилась! Поскольку влажная древесина начинает преть, в ней заводится грибок и всевозможные микроорганизмы.
Представьте себе огромный склад, где плотно, штабелями уложены доски — эта мера просто необходима!
Электросушки — наиболее простой и дешевый способ выгнать из древесины влагу. Часть электросушек построено по принципу микроволновок. Часть — по другим методам.
Подробнее о сушке читаем на jablog, здесь: jablog.ru/blog/workshop/3111.html
Именно в таком качестве представлена подавляющая часть древесины на российском рынке.
Но можно ли этот материал применять в гитаростроении? На самом деле, гораздо более важный процесс, с точки зрения гитаростроения, — это УСУШКА.
Усушка — это процесс уплотнения и изменения структуры древесины. Если древесина сушится естественным образом, он происходит одновременно с процессом сушки. Т.е. потеря влаги должна сопровождаться адекватной потерей объема.
Сухое же дерево (из которого принудительно выгнали влагу) — совершенно не обязательно усохшее! Т.е. в большинстве случаев древесина, высушенная принудительно, сразу не пригодна для гитаростроения именно потому что её структура не уплотнилась. А как же быть? И что делать?
Об этом постараюсь написать в следующей статье.
Спасибо за внимание!
Мысли, замечания, поправки, вопросы — пишите в комментариях!
Труфанов Кирилл
Наша гитарная мастерская:Air Music
Технический инфо-портал о стандартах гитаростроения:gitarnaya-furnitura.ru
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник
Рассказываем, как хранить гитару и при чём тут увлажнение.
У вас уже есть гитара или вы только собираетесь её купить? D’Addario и гитарный мастер Павел Деснёв расскажут, почему важно правильно хранить инструмент, и поделятся правилами ухода за гитарой.
Как правильно хранить?
«Вечно эти продавцы пристают со своим чехлом. Я умный и не куплю — носить гитару никуда не буду и сэкономлю.» Часто мы думаем именно так, не понимая, что чехол нужен не только для переноски, но и для хранения. Мы рекомендуем взять не просто чехол из тонкой ткани, а полноценный чехол с подкладкой и уплотнителем, или футляр (кейс) из пластика или пенопласта — в нём гитара будет не только надёжно защищена от повреждений, но и окажется в своём микроклимате, в котором можно поддерживать необходимую влажность.
Почему нужно увлажнять?
Поддержание правильной влажности даёт гитаре долговечность и отсутствие деформаций. Пересушенные инструменты теряют в звучании.
Необходимая гитаре влажность — 45-50%. При такой влажности инструменты собирают на фабрике и она же подходит для хранения. В России такая влажность редкость — она случается летом, а лето имеет свойство быстро заканчиваться. В отопительный же сезон влажность опускается ниже 30%.
Чем низкая влажность опасна для гитары?
При такой влажности с ней практически сразу начнутся проблемы:
- «выросшие лады», которые режут руки
Дерево усыхает, металл нет — в результате получаем проблему, которую нельзя устранить без обращения к мастеру. Ремонт негарантийный.
- отклеивается подставка (место крепления струн)
Сложный негарантийный ремонт.
- появляются трещины, верхняя дека и другие элементы конструкции могут просто лопнуть
В таком случае стоимость ремонта обычно выше стоимости гитары. Инструмент уже не будет звучать, как раньше.
Перечисленные проблемы возникают и у гитар из ламината, и у гитар из массива дерева. Чувствительность гитар из цельного дерева к влажности сильно выше, количество потенциальных проблем больше и ремонт дороже.
Итак, увлажнение при низкой влажности нужно любому инструменту.
- Как позаботиться о своем инструменте и избежать серьезных поломок?
- Существует ли увлажнитель “для ленивых”, не требующий постоянного ухода и делающий всю работу за вас?
- Как узнать, какая влажность в вашем гитарном кейсе, и нужен ли он?
Ответы на все эти вопросы вы найдёте в новом видео компании D’Addario, подготовленном при участии основателя мастерской «10 Струн» Павла Деснева. А чтобы смотреть видео, листайте дальше.
Источник